Легендарные библиотеки Древнего мира (9 фото)

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).

Издание:А. Глухов. "Из глубины веков"

В туманной дали веков берет начало эта цивилизация, о существовании которой еще 60-70 лет назад даже крупнейшие специалисты имели весьма смутное представление.

Изучая клинописные таблицы библиотеки Ашшурбанипала, ученые нашли на одной из них упоминание о «тайных шумерских документах». И еще: сам царь, владелец библиотеки, писал: «Для меня было большой радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров».

Что это за страна, что за народ? Уже Ашшурбанипал считал шумерский язык «непонятным», а Геродот - отец истории - вообще ничего не знал об этом народе. Когда в Месопотамии начались раскопки, «народ, который начал историю» (так иногда называют теперь шумеров) стал рассказывать.

На полдороге между Вавилоном и Персидским заливом в иссушенной пустыне с давних времен возвышался холм Варка. Его раскопки, начатые еще до первой мировой войны, возобновились в 1927 году. Ими руководил немецкий ученый Ю. Иордан.

Под холмом скрывался древний город Урук, который существовал на протяжении трех тысячелетий. Совершенно необыкновенные вещи были скрыты в холме Варка. И прежде всего - одна из самых древних глиняных табличек с письменами. Найденные документы относились к середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Следовательно, им пятьдесят пять веков!

Потом были открыты другие столь же древние города. Перед археологами возникли руины храмов и дворцов, предметы домашнего обихода и орудия труда. И - горы глиняных табличек, разнообразной формы и размеров, испещренных клинописью. Из них мы узнаем о политической и социальной жизни древнего Шумера, его экономике и государственном устройстве, о земледелии, скотоводстве, судоходстве, кораблестроении (большинство городов Шумера стояло на берегу Евфрата), столярном, гончарном, кузнечном и ткацком производстве.

Глиняные таблички рассказали нам очень многое о жизни древнейшей цивилизации на Земле. Еще в IV тысячелетии до нашей эры шумеры создали сеть оросительных каналов. За неимением камня они научились изготовлять серпы, горшки, тарелки, кувшины из глины. На их земле не было дерева - они начали сооружать хижины и загоны для скота из тростника, скрепленного глиной.

Шли столетия. Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, плуг, сеялку, парусную лодку - великолепные вехи на пути человека. Научились возводить арки, изготовлять литье из меди и бронзы. Наконец, они создали письменность, знаменитую клинопись, которая распространилась по всему Двуречью. Материалом для письма служила все та же глина!

Шумер славился своими многолюдными городами. В Уре, который одно время был столицей Шумера, насчитывалось до 200 тысяч жителей. Десятки кораблей - из Сирии, Египта, Индии - причаливали здесь. О том, как жили, работали, чем питались люди в те далекие времена, рассказали нам глиняные таблички, извлеченные при раскопках городов древнего Шумера. В религиозном центре Шумера - Ниппуре найдено несколько тысяч таблиц. Они размещались в шестидесяти двух комнатах!

Другим культовым центром был Ур, который на протяжении многих лет изучал археолог Л. Вулли. Клинописных таблиц и здесь оказалось великое множество. Почти четыре тысячелетия пролежали в земле города Л.агаша более чем 20 тысяч табличек. Они были систематизированы и разделены на части по содержанию; это уже была настоящая библиотека.

Внушительной оказалась и «добыча» в древнем Шуруппаке.

Там, близ современной деревни Фара, вокруг которой простираются обширные болота, найдены древние тексты шумерской клинописи. Настоящий клад, который по праву считают библиотекой. Этот клад позволил издать «Список архаических клинописных знаков».

О том, как хранились подобного рода документы, можно судить по находкам в Уруке. Здесь таблички складывались в ивовые корзины. Каждая корзина завязывалась, к ней прикреплялся формуляр, этикетка с надписями. Вот некоторые из них: «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих», «Тростниковая корзина с документами, касающимися мастерской ткачей». Для характеристики документов приведем два текста. Один гласит: «Получены от Дадаги бронзовые сосуды, взвесил их Ур-Шара». Другой: «Сорок пять рабынь послано на один день таскать тростник для починки корабля и для доставки балок для дворца».

Это - документы царско-храмовых хозяйств. Но шумеры оставили и труды по математике, истории, литературные произведения, труды по сельскому хозяйству (были найдены календарь земледельца и классификация растений). Дошли до нас и древние карты. На одной - план города Ниппура: точно даны размеры города, отмечено расположение стен, ворот, важнейших зданий.

Математики умели доказывать теоремы. На одной из табличек, например, изложено доказательство подобия треугольников, на другой - теоремы, известной в науке как теорема Эвклида. Уже во II тысячелетии до нашей эры ученые Месопотамии доказали и теорему Пифагора.

И знаменитый кодекс Хаммурапи, который впоследствии оказал влияние на римский кодекс Юстиниана, начинался в Шумере.

В Ниппуре, среди множества других, найдена табличка с перечнем рецептов. Она довольно большая: 9,5 на 16 сантиметров, на ней уместилось 145 строк текста. Для составления лекарств шумерский врач пользовался продуктами растительного, животного и минерального происхождения. Большинство лекарств - растительного происхождения: они изготовлялись из горчицы, ивы, пихты, сосны. Разводили лекарства пивом, вином, растительным маслом. Любопытная деталь - в документе полностью отсутствуют какие-либо магические заклинания.

Сейчас расшифрованы многие таблички древних шумеров, содержащие записи мифов, пословиц и поговорок. Выяснилось, например, что шумерские сборники пословиц и поговорок на несколько столетий старше известных нам египетских - они записаны более трех с половиной тысячелетий назад. Вот несколько примеров народной мудрости:

Хорошо одетому всюду рады;

Увернулся от дикого быка,

Натолкнулся на дикую корову;

Если страна плохо вооружена,

Враг будет всегда стоять у ворот.

Почтенный возраст имеют и шумерские басни о животных. Во всяком случае они были сложены и записаны на тысячу с лишним лет раньше Эзоповых. А ведь именно Эзопа греки и римляне считали основоположником этого жанра.

По клинописным табличкам, которые сохранились в древних библиотеках, мы можем судить, что уже в то далекое время люди славили свою землю, свои поля: «О Шумер, великая земля среди всех земель вселенной, залитая немеркнущим светом. Твое сердце глубоко и неведомо. Да будут хлевы твои многочисленны, да приумножатся твои коровы, да будут овчарни твои многочисленны, да будут овцы твои бесчисленны».

Сложили шумеры и первый гимн труду, и первую в истории человечества любовную элегию: «Супруг, дорогой моему сердцу, велика твоя красота, сладостная точно мед. Лев, дорогой моему сердцу. Велика твоя красота, сладостная точно мед».

Им же принадлежит древнейшая погребальная песнь: «Пусть твой жизненный путь не исчезнет из памяти, пусть имя твое называют в грядущие дни».

Но самое великое, что создала шумерская культура,- это поэма о Гильгамеше.

Гильгамеш, царь Урука, угнетает свой народ, но затем, заключив дружбу с диким человеком Энкиду, совершает небывалые подвиги. После смерти Энкиду Гильгамеш тщетно добивается бессмертия. Поэма - подлинный гимн человеку, его устремлениям и дерзаниям. В ней ярко выражен интерес к героической личности, а сам герой смело вступает в борьбу с несправедливым порядком, установленным богом. Первые песни поэмы возникли и были записаны в Шумере. Вот первые ее строки (перевод советского ассиролога В. К. Шилейко):

Об увидавшем все до края мира,

О проницавшем все, постигшем все.

Он прочел совокупно все писанья,

Глубину премудрости всех книгочетов.

Потаенное видел, сокровенное ведал,

И принес он весть о днях до потопа.

Далеким путем он ходил, но устал и вернулся.

И записал на камне весь свой труд.

Значит, уже тогда было немало книг, уже тогда «книгочеты» владели премудростью, - были и люди, которые могли прочесть «все писанья».

Открытия следовали одно за другим. И каждое из них - итог огромнейшего труда, результат изобретательности и мастерства. То, что некоторые тексты дошли до нас в более поздних (вавилонских) копиях, то, что они плохо сохранились, - не самое страшное. Многие произведения оказались разъединенными. Большого искусства, например, потребовалось, чтобы из множества осколков клинописных табличек восстановить литературный памятник «Дом рыб». Части поэмы оказались в трех музеях мира: начало - в Стамбуле, середина - в Лондоне, концовка - в Филадельфии. И все же текст этой поэмы удалось восстановить, перевести и прокомментировать. В ней дано описание - и очень поэтическое - многих рыб.

Вот что говорится о скате. У этой рыбы:

Голова - мотыга, зубы - гребень,

Ее кости - ветви пихты,

Ее тонкий хвост - бич рыбака.

Широкое распространение в "Шумере имели всевозможные поучения, споры и диспуты. Ученым нашего времени удалось из имеющихся табличек и фрагментов восстановить поучение, условно названное «Календарь земледельца». Первая строка «Календаря» гласит: «Во время оно землепашец поучал своего сына». Далее идут советы, как получать хорошие урожаи. Они охватывают все виды полевых работ: от орошения почвы до снятия урожая. Все поучение состоит из 107 строк.

Для ведения сельского хозяйства нужно точно знать, когда надо начинать сев. И жрецы Шумера разработали один из древнейших календарей - лунный. Постепенно лунный календарь стал превращаться в лунно-солнечный: месяцы считали по луне, а год - по солнцу.

Из сохранившихся текстов многих диспутов упомянем «Спор между Мотыгой и Плугом», где подробно рассказано, чем занимаются Плуг и Мотыга. Заканчивается текст такими словами: «В споре между Мотыгой и Плугом побеждает Мотыга».

Разумеется, в библиотеках хранилась культово-богослужебная литература: гимны богам и легенды о них, молитвы, заклинания, покаянные псалмы, гадания, предсказания. Наиболее интересны в литературном отношении покаянные псалмы, с подлинным лиризмом отражающие человеческие горести и страдания.

Немецкий музыковед К. Закс заинтересовался глиняной табличкой, которая, относится к III тысячелетию до нашей эры. Кроме текста шумерского предания «О сотворении человека», на ней обнаружены клинописные знаки, которые считают музыкальной записью. По мнению ученого, здесь была записана мелодия для арфы, игрой на которой сопровождалось чтение предания.

Без шумерских библиотек мы намного меньше знали бы о быте, производстве, верованиях древних народов, населявших

Месопотамию. «Все эти книги того времени, - замечает ученый С. Крамер, - нужно было как-то хранить, группировать и содержать в надлежащем порядке. Очевидно, преподаватели и писцы придерживались в этом «библиотечном» деле какой-то системы. Можно заранее предположить, что для облегчения этой работы уже тогда составлялись списки литературных произведений, сгруппированных по определенным признакам». Это может показаться удивительным, но каталоги тоже удалось найти и расшифровать.

Исследователь держит в руках глиняную табличку. В свое время ее обнаружили при раскопках одного из городов Шумера и отправили в музей Пенсильванского университета. Она невелика по размеру (шесть с половиной сантиметров в длину и около трех с половиной - в ширину) и свободно умещается на ладони. Клинописные знаки заполняют обе стороны таблички. Каждая из них разделена на два столбца. Кроме того, каждые десять строк текста отделены горизонтальной чертой.

«Какая-то неизвестная поэма», - подумал ученый, хотя очень смущали короткие строки и эти горизонтальные черточки. Он снова и снова перечитывал строки, но связного текста не получалось. Читая и перечитывая фразы, он все больше и больше поражался их сходству с первыми строками известных ему произведений. Потом мелькнула догадка, которая при тщательной проверке подтвердилась: это был каталог! Древний писец мельчайшим почерком нанес на табличку названия (а они, как известно, давались по первой строке текста) шестидесяти двух литературных произведений. Двадцать четыре из них дошли до нас. Вскоре в Лувре был расшифрован и второй каталог.

Оба списка сохранили для нас названия 87 литературных произведений. Среди них: миф «Сотворение Мотыги», поучение «Во время оно землепашец», отдельные песни из поэмы о Гильгамеше, поэма «Человек, совершенство богов».

Точное назначение этих двух каталогов пока неизвестно. Может быть, писец составил список перед тем, как спрятать таблички с текстами в хранилище, а может быть, наоборот, расставляя их на полках в «Доме табличек». Неясно, чем вызвана последовательность произведений в списке, и т. д.

Пока о библиотеках Шумера мы знаем весьма мало, но ведь далеко не все таблички прочитаны. Новые исследователи культуры этой древнейшей цивилизации, возможно, откроют и новые каталоги, и новые сведения о книгохранилищах того времени.

Изобретенная шумерами клинопись широко распространилась по странам Ближнего Востока и Малой Азии. Во многих городах найдены собрания глиняных табличек, которые дают представление и о характере книг, и о способах их хранения, и об увеличении фонда древнейших библиотек мира.

Нет необходимости перечислять все эти книгохранилища, остановимся лишь еще на двух, наиболее, пожалуй, примечательных.

Подлинной жемчужиной древней эпохи по праву считают библиотеку царя Ассирии - Ашшурбанипала, который писал о себе: «Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи... И изучил ремесло мудрого Адапа, постиг скрытые тайны искусства письма, я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними. Я присутствовал на собраниях переписчиков. Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны».

Начертаны эти слова, действительно, рукой Ашшурбанипала на двух глиняных табличках. Этот царь две с половиной тысячи лет назад собрал в своей столице Ниневии большую библиотеку. Он собирал ее в прямом смысле слова: рассылал в разные города Месопотамии своих представителей, опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. Многие из них имели приписку, которая подтверждала точность копии: «Согласно древнему подлиннику списано и сверено». Некоторые таблички были очень уж древние, со стертыми знаками, тогда писец оставлял пометку: «стерто», «не знаю».

Судьба Ниневии - столицы Ассирии - известна. Под натиском объединенных войск Вавилонии и Мидии она пала. Город подвергся полному разрушению: «Несется конница, сверкают мечи, блестят копья; убитых множество. Разграблена, опустошена и разорена Ниневия», - писал древний историк. Пожар, бушевавший после этого много дней, завершил разрушение, а пески пустыни засыпали оставшиеся руины.

В середине прошлого века Ниневию раскопал английский археолог О. Лэйярд. Величественные дворцы, огромные храмы, хорошо продуманная планировка - все говорило о высокой культуре народа. Археологи углубились в развалины сгоревшего дворца. Вот две небольшие комнаты. Их пол устлан толстым слоем (полметра!) битого кирпича. Ученый поднимает прямоугольную плитку - на ней виднеются письмена клиновидной формы. Вторая, третья, четвертая - все плитки заполнены ровными мелкими строчками.

Однако Лэйярд открыл только часть библиотеки; большинство книг хранилось в другом месте. Раскопки Ниневии продолжил бывший помощник Лэйярда - О. Рассам, который обнаружил другой роскошный дворец с Львиным залом. Так он назывался потому, что его стены были украшены скульптурными сценами царской охоты на львов. Здесь, в Львином зале, и находилась большая часть библиотеки. Пожар частично повредил книжное собрание - таблички рухнули в подвал и пролежали там 25 веков.

Несмотря на грозное предостережение, начертанное на одной из табличек: «Того, кто посмеет унести эти таблицы... пускай покарает своим гневом Ашшур и Белит, а имя его и его наследников навсегда будет предано забвению в этой стране», глиняные таблички тщательно упаковали в ящики и отправили в Лондон.

Огромного труда потребовала обработка этого книжного сокровища. Ведь все таблички были перемешаны, многие разбиты на несколько кусков; надо было все это прочесть, расшифровать, установить фамилии и географические названия. Гигантская работа! И она была проделана учеными разных стран.

Выяснилось, что здесь хранилась самая разнообразная литература на нескольких языках (в том числе и на шумерском). Результаты астрономических наблюдений и медицинские трактаты, грамматические справочники и летописи ассирийских царей, книги религиозного содержания и мифы. О высоком развитии литературы этого народа свидетельствует «жалобная песнь для успокоения сердца». В ней передано чувство глубокой скорби человека, пережившего большое горе, сознающего свое одиночество.

Значение библиотеки Ашшурбанипала в том, что это, по существу, подлинная сокровищница культурных достижений народов Древнего Востока. Достаточно сказать, что ассирийские библиотекари переписали и сберегли для нас самое выдающееся произведение литературы Двуречья, один из величайших эпосов мировой литературы - сказание о Гильгамеше.

Само открытие эпоса, вернее говоря, небольшой его части, всего одной таблички, вызвало сенсацию в научном мире. Честь открытия принадлежит Дж. Смиту, служителю Британского музея, в прошлом - граверу.

С волнением изучал он клинописные таблички, доставленные из Ниневии. Вот он читает важный документ - историю царствования Ашшурбанипала. Из нее стало известно, как он собирал свою библиотеку.

А вот еще табличка, не цельная, часть ее отбита. Ученый читает строки о всемирном потопе: «Слушай, стена, слушай! Ты, человек из Шуруппака, построй себе корабль, брось свое имущество и спасай свою жизнь! Возьми с собой на корабль по паре всех живых существ». Впоследствии выяснилось, что это была одиннадцатая табличка (из двенадцати) из эпоса о Гильгамеше.

Библиотека в Ниневии содержалась в образцовом порядке, и система хранения книг, безусловно, помогла восстановить и прочитать разрозненные произведения.

Каждая книга имела «библиотечный штамп»: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства».

В библиотеке был каталог. На плитке указывалось название произведения (по его первой строке), а также комната и полка, на которой оно хранится. А к полке прикреплялась этикетка - величиной с мизинец - с названием отрасли знания.

Таблички одной книги хранились в отдельном деревянном ящике. Чтобы страницы не перепутались, на них ставили порядковый номер, а вверху каждой таблички повторялись начальные слова произведения. Книга о сотворении мира начиналась словами: «Прежде то, что вверху, не называлось еще небом». На каждой из табличек этой книги написано: «Прежде то, что вверху». Эпос о Гильгамеше начинался строкой «О все видевшем». И эта строка повторялась вверху каждой из 12 табличек.

Так усилиями многих ученых из глубины веков была извлечена одна из наиболее достопримечательных библиотек древности. И не только извлечена, но и прочитана, переведена и прокомментирована. Каталог этой библиотеки издан в пяти томах в прошлом веке в Лондоне.

Так уж случилось, что история не сохранила сведений о великой державе, которая в свое время была грозной соперницей самого Египта. О ней забыли уже греческие и римские историки. И когда в конце прошлого века оксфордский профессор А. Сэйс прочитал лекцию об этой державе, то его попросту назвали фантазером и выдумщиком. А он, на основании некоторых надписей и записок путешественников, утверждал, что на территории нынешней Турции и северной Сирии жил великий и могучий народ - хетты. В 1903 году вышла его книга - «Хетты, или История забытого народа». И вскоре открытие ученого было неопровержимо доказано.

Историю государства хеттов помогли раскрыть клинописные таблички из библиотеки, обнаруженной немецким ученым Г. Винклером. Это он в 1907 году нашел при раскопках в Богазкее (145 километров от Анкары) более 10 тысяч глиняных табличек. Внимательное изучение этих табличек, составленных на вавилонском языке, породило уверенность - экспедиция находится на земле древней столицы «правителей Хетти». Особое волнение вызвала табличка с письмом фараона Рамсеса II царю хеттов. В нем шла речь о договоре между египтянами и хеттами.

Целыми корзинами приносили Винклеру таблички. Не разгибаясь, с утра до вечера, он читал документы о жизни хеттов, их истории, быте, а их царях и войнах, городах.

Один из участников раскопок того времени пишет, что он увидел «в одиннадцатом отсеке большого храма аккуратно сложенные ряды расположенных наклонно хорошо сохранившихся глиняных табличек. Их положение при находке можно объяснить лишь предположением, что они хранились в архиве, первоначально находившемся непосредственно над этим подвальным складом, и во время пожара сползли вниз». И уже тогда стало ясно, что это самая большая находка после библиотеки Ашшурбанипала. Но это было еще не все: через четверть века из руин извлекли еще свыше 6 тысяч клинописных документов.

Две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как хетты перестали существовать. Однако благодаря памятникам культуры хетты ожили для современного человечества. Мир узнал о существовании и культуре Хеттского государства - могущественного государства, равного Египту и Вавилону. Оно занимало всю Малую Азию до Сирии и существовало на протяжении семи столетий. В свое время хетты покорили Вавилон и сравняли его (для устрашения других народов!) с землей, сломили могущество Миттани, подчинили Угарит - крупный торговый центр на Средиземном море. Страна вела успешные войны с Египтом.

Но не все таблички заговорили. Ученый смог прочитать только те из них, которые были написаны на вавилонском языке.

Язык же других клинописей был ему незнаком. Начало расшифровке языка хеттов положил чешский ученый Б. Грозный. Это было нелегкое дело. Сам Грозный говорил: «Я читаю и перечитываю надпись быть может двести или триста раз, стараясь найти ту ахиллесову пяту, ту точку Архимеда, которая, как бы слаба она ни была, смогла бы сослужить мне свою службу».

Расшифровка хеттского письма дала возможность прочитать вторую часть библиотеки. Основная масса клинописных табличек содержит религиозные тексты - ритуалы, гимны, молитвы, описки богов, описание религиозных праздников, тексты оракулов. К ним по своему характеру примыкают и астрологические памятники.

От вавилонян хетты заимствовали богатую литературу по математике (а «халдейские мудрецы» уже имели формулы для вычисления площадей треугольника, прямоугольника, круга, для определения объема куба, конуса и т. д. Они умели возводить в степень и оставили таблички с квадратными и кубическими корнями).

Хетты имели много трудов по праву; созданный ими кодекс был снабжен многочисленными комментариями, своего рода пособиями для судей.

Из исторической литературы поучительны «Анналы Мурсилиса». Автор анналов - царь Мурсилис - проявил себя как выдающийся писатель. События в анналах строго разделены по годам, а изложение строится по определенной схеме. Другой царь - Хаттусилис - оставил документ, который можно назвать автобиографией. Это одна из первых автобиографий в мировой литературе.

Яркостью изложения отличается молитва одного из царей (Мурсилиса II), написанная в форме письма к богам во время чумы. Представляет особый интерес рассказ Мурсилиса о том, как он лишился дара речи. Это первый в истории культуры рассказ о расстройстве речи. Вообще в молитвах хетты достигли высокого поэтического уровня.

Естественно, возникает вопрос: «Если так писали цари, то как же писали поэты?» Почти все поэтические произведения, как правило, записывались на деревянных дощечках, которые, увы, сгорели при пожаре. Но то, что сохранилось, отличается совершенством. Для примера приведем древнейшее стихотворение в честь бога Солнца:

Солнечный бог небес, человечества пастырь.

Ты из моря выходишь, из моря - сына небес, и устремляешься вверх, к небесам.

Солнечный бог небес, господин мой!

Рожденным людьми и диким зверем в горах, псу, и свинье, и насекомому в поле - всем ты даруешь то, что дано им по праву!

Изо дня в день...

Дошел до нас фрагмент из большого эпоса о борьбе богов за власть. Имя автора нам тоже известно - Киллас, он жил за полтысячелетия до Гомера.

Был у хеттов своеобразный жанр - короткие рассказы, получившие название «записей недосмотров и глупостей». Это - первые критические произведения. В них даны лаконичные портретные зарисовки нечестных чиновников, судей-бюрократов. Есть и история о полководце, заботящемся лишь о составлении победных реляций царю, а не о реальной победе.

В богазгейской коллекции клинописных табличек оказались и фрагменты эпоса о Гильгамеше.

В настоящем очерке не ставилось целью подробно рассказать о содержании глиняных книг библиотеки, книг, в которых отразились: закон и право, религия и медицина, деяния царей и обычаи народа, ритуальные тексты и мифы.

Здесь хочется подчеркнуть одну любопытную деталь: многие книги хеттов имеют авторов. Наряду с именами составителей мифологических, ритуальных, магических текстов нам известно и имя автора большого учебника об уходе за лошадьми - Киккули из страны Миттани. Это древнейшее «руководство по разведению лошадей» содержит 1000 строк текста. Ему свыше 3400 лет.

Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов библиотеки, которая была и архивом. В каталоге имелись указания и на утраченные документы. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это говорит о порядке, который поддерживался в хранилище глиняных книг.

Хаттусас - так называлась столица хеттов - в XIII столетии до нашей эры был полностью уничтожен пожаром. Огнестойкие глиняные таблички сохранились, но большая часть архива, состоявшая из деревянных табличек, навсегда утрачена...

Шумер, Ассирия, хетты. Глиняная табличка. Клинописные значки. Древность. Благодаря глиняным книгам нам стала известна мудрость древних народов, живших на заре цивилизации.

Возникновение библиотек как хранилищ памятников письменности относится к III тысячелетию до н.э. При раскопках старых городов государств Древнего Востока – Ассирии, Вавилонии, Урарту – археологи находят специальные помещения для хранения книг, а иногда и сами книги. Впрочем, памятники письменности тех времен могут быть названы «книгами» весьма условно: это были глиняные черепки, свитки папируса или пергамента.

Библиотеки на протяжении многих веков служили науке, образованию и культуре. Первые сведения о существовании библиотек относятся ко времени расцвета культуры народов Двуречья, находившихся на территории современного Ирака, ко времени существования государства Шумер. Древнейшие тексты датируются примерно 3000 годом до н.э. Наиболее древние тексты Месопотамии написаны на шумерском языке. Первые библиотеки возникли как собрания различного рода государственных, хозяйственных и других документов. Эти учреждения выполняли функции библиотек и архивов.

Следующий этап в развитии библиотек – дворцовые библиотеки или библиотеки правителей. Самой древней из числа дошедших до наших дней, считается библиотека, владельцем которой был царь Хеттского царства – Хаттусилис III (1283 – 1260 годы до н.э.). В начале ХХ века археологи обнаружили здесь около 11 тысяч клинописных табличек, свидетельствующих о том, что в этой библиотеке имелись официальные документы (царские послания и обращения), летописи, ритуальные тексты. В отличие от шумерских табличек, на этих «книгах» указаны имя автора, его адрес и титул, и даже имя переписчика. Есть основания утверждать, что существовал и каталог, составленный по именам авторов. Особенностью хеттских табличек является авторство литературных и научных произведений. Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов хеттской библиотеки, в которых были пометки об утраченных документах. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это свидетельствует о порядке, который поддерживался библиотекарями в хранилище глиняных книг.

Самая крупная и известная из библиотек Древнего Мира – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (668-631 до н.е.). В этой клинописной библиотеке, включавшей в себя богатейшее собрание вавилонской литературы, по разным оценкам хранилось от десяти до тридцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: "Дворец царя царей". Библиотека Ашшурбанипала имела универсальный характер. В фонде хранились списки царей, царские послания, списки стран, рек, гор, материалы коммерческого характера, работы по математике, астрономии, медицине, словари и труды по грамматике. В отдельном помещении находились религиозные тексты.



Имеются сведения о «раскрытии» фонда библиотеки. На специальных плитках указывалось название произведения (по его первой строке), комната, где оно находилось, и полка, на которой оно хранилось. Для письма использовались глиняные таблички. «Книги»-таблички хранились в специальных глиняных кувшинах. На каждой полке имелась глиняная «этикетка», величиной с мизинец, с названием той или иной отрасли знания.

Письмо, книга высоко почитались в Египте, библиотеки считались средоточием мудрости. У египтян был бог луны и мудрости – Тот, он же покровительствовал писцам; богиня Сешат – покровительница библиотек; бог познания Сиа. Профессия писца была очень почетной, недаром знатные вельможи и чиновники любили, чтобы их изображали в позе пишущего, со свитком в руках. Есть данные, косвенным образом свидетельствующие, что люди, выполняющие обязанности библиотекарей (хотя это и не были библиотекари-профессионалы в современном понимании), тоже были окружены почетом: на берегу Нила обнаружены гробницы двух библиотекарей – отца и сына, служивших при фараоне Рамзесе (около 1200 г. до н. э.). Это говорит о том, что в Древнем Египте должность библиотекаря подобно многим другим государственным должностям была наследственной.

Со второй половины XIV века до н.э. в Древнем Египте при храмах существовали библиотеки, обслуживающие жрецов. Эти библиотеки назывались «дом книги» (или «божий дом книги») и «дом жизни». Первое понятие, которое употреблялось вплоть до начала эпохи Птолемеев, относилось к храмовым библиотекам. Должность хранителя библиотеки («дома жизни») была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать только допущенные к обладанию «высшими знаниями».



Одной из наиболее известных храмовых библиотек была библиотека при храме Рамессеум, основанном около 1300 года до н.э. фараоном Рамзесом II (ок. 1290 – 1224 годы до н.э.). При входе в библиотеку Рамзеса была надпись – «Аптека для души». На двери и стенах библиотеки изображались боги, покровительствующие письму, познанию, библиотекам. В книгохранилище были религиозные произведения, пророчества, сказки, повести, медицинские трактаты, дидактические поучения, труды по математике.

В Египте для письма использовался папирус. Книги из него хранились в ящиках и трубкообразных сосудах. Многие папирусы дошли и до наших дней, но целостных библиотек не сохранилось, поскольку папирус – материал менее стойкий, чем глина. С появлением папируса писцов-библиотекарей становилось все больше. Таким образом, библиотеки Древнего Мира выполняли функцию сбора и хранения документов, а библиотекари того времени были и писцами, и сборщиками, и хранителями документов. Архивное начало выражено в том, что документы имелись только в единственном экземпляре. Эти документы переписывались, о чем свидетельствует имя переписчика; работа была длительной и дорогостоящей. Документы систематизировались, в библиотеках также существовали каталоги. Кроме того, библиотеки Древнего мира не выполняли и функцию обеспечения доступа к фондам библиотеки, ими мог пользоваться очень ограниченный круг «посвященных». В плане обслуживания библиотека Древнего Мира обеспечивала доступ к фондам очень ограниченного круга пользователей: на Древнем Востоке – самого правителя и его окружения, в Древнем Египте – жрецов и узкого круга посвященных.

В период античности в Древней Греции появляется слово «библиотека» от греческих слов biblion (книга) и theke (хранилище). Античную библиотеку можно рассматривать и как общедоступную (для читателей определенного круга), и как учреждение, служащее науке. Основание первой крупной библиотеки в Древней Греции относят к IV веку до н.э. и связывают с именем Аристотеля (384 – 323 годы до н.э.). Ему принадлежала уникальная библиотека, насчитывавшая около 40 тысяч свитков. В создании этой библиотеки принимал участие один из самых знаменитых его учеников – Александр Македонский.

Библиотеки античности становятся в известном смысле общедоступными, правда, только для определенных слоев общества. Они начинают также выполнять роль скрипториев – учреждений, не только изготавливавших копии документов, но и имевших обязательства предоставлять копии, гарантирующие подлинность текстов. В это же время появляются библиотеки, в значении, близком к современному.

Самым богатым и известным книжным собранием античности была Александрийская библиотека царей Птолемеев, основанная в начале III века до н.э. царем Египта Птолемеем I Сотером (323 – 283 годы до н.э.). Александрийская библиотека была самой богатой и наиболее полной библиотекой того времени. Главной задачей библиотеки был сбор всей греческой литературы и переводов произведений других народов на греческий язык, причем самой разной – от произведений греческих трагиков до поварских книг.

Представляете, какую нужно было иметь эрудицию (да и физическую выносливость!), чтобы обслуживать восьмое чудо света - Александрийскую библиотеку, состоявшую более чем из 700 000 свитков рукописных книг! А ведь работало там всего несколько человек. Им приходилось быть в буквальном смысле универсалами, поскольку в Александрийской библиотеке, помимо книгохранилища и читальных залов, находились также обсерватория, зоологический и медицинский музеи - их обслуживание тоже входило в обязанности библиотекарей.

Возглавляли Александрийскую библиотеку крупнейшие учёные: Эрастосфен, Зенодот, Аристарх Самосский и другие. В Александрийской библиотеке были разработаны правила классификации и инвентаризации фондов. Один из руководителей библиотеки Каллимах составил огромный библиографический словарь “Таблицы и описание учителей (или поэтов) по векам и от древности”. Хотя из 120 томов до нас дошли лишь небольшие фрагменты, частые упоминания “Таблиц...” в древнегреческих документах позволяют судить о содержании и значении проделанной работы. Описывая книги, Каллимах приводил начальные слова каждого произведения, а затем сообщал все известные ему сведения об авторе. При библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг. Составленный Каллимахом каталог библиотеки регулярно пополнялся. Александрийская библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира. Читатели приезжали работать со свитками и получать копии интересующих их работ из многих частей эллинского мира.

Для работы библиотекарей была характерна четкая специализация - они вели учет новых поступлений, работали с фондом, занимались обеспечением сохранности книг (в Александрийской библиотеке была создана уникальная система обеспечения сохранности библиотечного фонда; прежде всего, была обеспечена его защита от сырости). У библиотекарей имелись помощники, в обязанности которых входил учет новых рукописей, разбор и рассмотрение манускриптов, копирование текстов. Были люди, которые следили за порядком, за предохранением рукописей от моли и сырости.

В соответствии с системой классификации научная литература подразделялась на пять разделов: «История», «Риторика», «Философия», «Медицина», «Законодательство». Был также выделен особый раздел - «Разное». Внутри каждого раздела книги располагались по именам авторов, прилагалась краткая биография автора и список его трудов. Рядом с названием каждой работы указывались первые несколько слов текста, количество свитков и число строк в каждом свитке.

Работа в библиотеке была четко организована: служители вели четкий учет новых поступлений, работали с фондом, занимались обеспечением сохранности фонда, классификацией и инвентаризацией. Фонд делился на основной и дублетный; дублеты хранились в другом здании на другом конце столицы.

22.03.2013

В прошлом топ 10 были представлены самые большие библиотеки в мире. Но помимо больших существуют старые библиотеки . И к вашему вниманию топ 10 рейтинг самые старые библиотеки в мире.

10. Бодлианская библиотека библиотека Оксфордского университета

(Лондон, 1602г)

Носит имя сэра Томаса Бодли даволе популярного и известного во всем мире человека который коллекционировал манускрипты. Хотя многие считают что основатель все же епископ Томас де Кобэм. Его стараниями при университете была собрана первая коллекция книг, которые приковали к полкам цепями дабы предотвратить кражи. На ряду с Ватиканской библиотекой претендуют на право называться старейшей в Европе.

9. Королевская библиотека Бельгии

(Брюссель 1559г)

Национальная научная библиотека. Основана по приказу Филиппа II. Содержит 8 миллионов книг, рукописи, рисунки, гравюры, большую нумизматическую коллекцию. Основная цель деятельности – сбор и хранение всех бельгийских изданий и произведений бельгийцев, выпущенных за рубежом. Кроме национальных, присутствует большое количество иностранных книг. Доступна для посещения гражданами, в том числе студентами.

8. Баварская государственная библиотека

(Мюнхен 1558г)

Эта старая библиотека основана Виттельсбахским герцогом Альбрехтом V. В 1663г в Баварии был издан закон, по которому два экземпляра любого печатного произведения должны передаваться этой библиотеке. Закон действует по настоящее время. Во время Второй мировой войны до 500 000 томов были утрачены, а здание разрушено на 85%. Несмотря на это, считается одной из наиболее обширных европейских библиотек. Проводит большую работу по оцифровке старинных документов и рукописей.

7. Национальная библиотека Мальты

(Валетта 1555г)

Заложена 48-м Великим магистром Ордена Святого Иоанна Клодом де ла Синглем. Согласно его указу все личные книги умерших рыцарей считались достоянием Ордена. Получила развитие при Луи Гирене де Тенсин – судебном приставе-исполнителе большого Креста Ордена. Мальтийская библиотека — значительное собрание библиографических редкостей. Здесь можно увидеть дарственную грамоту 1 107г императора Карла королю Иерусалима Балдуину I, документы, подтверждающие дворянское происхождение рыцарей, протоколы собраний Ордена Святого Иоанна. С 1812г библиотека открыта для посетителей.

6. Апостольская библиотека Ватикана

(Рим Ватикан 1475г)

Ее вдохновителем и создателем были папы Николай V и Сикст IV. Прежде всего, это богатейшее собрание рукописей средневековья и эпохи Возрождения. Под эгидой библиотеки проводились целые экспедиции по поиску редких изданий в самых разных частях света. Включает в себя самые разнообразные тексты от рукописей с произведениями Цицерона,Вергилия, Аристотеля, до работ современных авторов. Естественным образом, большую часть коллекции составляют тексты религиозного содержания. При библиотеке создана Ватиканская школа библиотекарей и лаборатория по реставрации и воспроизведению важнейших манускриптов. Ежедневно хранилища могут посещать до 150 ученых и специалистов.

5. Национальная библиотека Франции

(Париж 1461г)

Существовала еще при Карле V Мудром, но основная часть его коллекции была утрачена, так как королевские родственники имели обыкновение не возвращать взятые книги. Людовик XI начал собирать библиотеку практически заново. Наряду с прочими, в библиотеке хранятся книги различных монастырей, книги о революции, книги о Вальтере, а также собрания рукописей, присланных из различных стран. На сегодняшний момент включает в себя 30 миллионов единиц хранения.

4. Национальная библиотека Австрии

(Вена 1368г)

Находится во дворце Хофбург, служившем резиденцией императорской семьи Габсбургов. Коллекция включает в себя 7,5 миллионов книг, древнейшие папирусы, карты, глобусы, картины, фотографии, партитуры произведений известных музыкантов, таких как Штраус и Брукнер. Известна еще и тем, что здесь собрано около 8 000 инкунабул – наборных первопечатных изданий.

3. Национальная библиотека Чешской республики

(Прага 1366 г)

Это не просто одна из старейших , но и одна из , обслуживающая около 1 миллиона читателей в год. Была основана в связи с формированием Пражского университета. Обеспечивает доступ к более чем 6 миллионам документов, с годовым приростом в 70 000 наименований. Многие проекты библиотеки поддерживаются ЮНЕСКО.

2. Библиотека монастыря Святой Екатерины

(Египет Синай 548-565гг)

Монастырь находится в Египте у подножия горы Синай. Библиотека монастыря вмещает в себя 3 304 манускрипта, 5 000 книг и около 1 700 свитков. Ее собрание по историческому значению уступает только Апостольской библиотеке Ватикана. Тексты написаны на греческом, арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Самые известные манускрипты – «Синайский кодекс» IV века (в настоящий момент находится в Британском музее) и «Сирийский кодекс» V века с цитатами из Библии. Помимо прочих реликвий монастырь имеет также коллекцию древнейших икон.

1. Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала

(Британский музей Лондон VII век до н.э.)

Самая старая библиотека в мире обнаружена в 1849-51 годах британскими археологами Остином Генри Лэйардом и Хормуздом Расамом при раскопках на берегах Евфрата.. Считается самой древней из известных миру библиотек. Задумывалась ассирийским царем Ашшурбанипалом как вместилище всех накопленных человечеством знаний и основывалась на древних шумерских и вавилонских текстах. Включает в себя юридические, административно-хозяйственные записи, описания политических событий, магических и религиозных ритуалов, пророчеств, астрономические и исторические сведения, молитвы, песни. Один из самых известных мифологических текстов – эпос о Гильгамеше. Является одним из основных источников информации об истории и культуре Месопотамии и дешифровки клинописи. Основная часть из 30 000 обнаруженных глиняных табличек находится в настоящий момент в Британском музее.

08.09.2014 0 7284


Какие мировые библиотеки прошлого и настоящего можно отнести к самым крупным сокровищницам человеческой мысли? За все время существования нашей цивилизации их было не так уж много — и самые знаменитые из них канули в Лету.

НАЧАЛО НАЧАЛ

Самыми древними библиотеками принято называть хранилища глиняных табличек ассиро-вавилонской цивилизации. Им более четырех с половиной тысяч лет. Первое хранилище книг-папирусов появилось только спустя 12 веков. Им стала библиотека Древнего Египта, основанная во времена правления фараона Рамзеса II. Еще одно не менее известное "древнее книгохранилище связано с именем Александра Македонского. Император основал в дельте Нила город и назвал своим именем.

Позднее там была построена библиотека, которая получила название Александрийской. Возглавляли ее крупнейшие ученые: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др. Кстати, именно при Каллимахе в ней впервые в истории был создан каталог имеющихся рукописей, позднее регулярно пополнявшийся. Благодаря этому она стала первым прообразом привычной нам, современной библиотеки. По различным оценкам в ней насчитывалось от 100 до 700 тыс. томов.

Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших ее основу, имелись книги на восточных языках. Немало из них было переведено на греческий. Таким образом происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Библиотеку посещали древнегреческие математики и философы, в частности Евклид и Эратосфен.

В те времена она затмила даже одно из признанных чудес света — Фаросский маяк, расположенный там же, в Александрии. К несчастью, библиотека не сохранилась. Часть погибла в огне еще в 48 году до нашей эры, во время захвата города Юлием Цезарем. Окончательно она была уничтожена в 646 году нашей эры, во времена арабского халифа Омара-победителя, захватившего Египет. Именно ему приписывают слова: «Если эти книги повторяют Коран, то они не нужны, если нет, то они вредны».

Однако есть обнадеживающая версия, что фонды Александрийской библиотеки не были уничтожены, а ими завладели арабы на правах победителей. Неслучайно в настоящее время ЮНЕСКО разработало план восстановления Александрийской библиотеки, в первую очередь — периода Античности и раннего христианства. Для этого будет осуществляться сбор и копирование сохранившихся манускриптов из прилегающих стран.

КТО СОЗДАЛ БИБЛИОТЕКУ ИВАНА ГРОЗНОГО?

Исчезнувшая библиотека Ивана IV Грозного, известная также под названием «Либерия» (от латинского liber — «книга»), до сих пор не дает покоя историкам, исследователям старины и всяким авантюристам. Уже несколько веков она является источником многочисленных слухов и спекуляций. Интересно и то, что хоть собрание редких книг называется именем Ивана Грозного, но попало оно в Москву задолго до рождения царя. Напротив — при Грозном бесценное сокровище было утеряно и, возможно, навсегда.

До попадания на Русь владельцем книжного собрания был византийский император Константин XI. После захвата Константинополя турками император с племянницей, принцессой Софьей Палеолог, бежал в Рим. Одновременно туда же была вывезена на судне основная часть библиотеки, включавшая в себя фолианты на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках. В Москву же библиотека, собиравшаяся по крупицам целые тысячелетия, прибыла в качестве приданого Софьи, выданной замуж за великого князя московского Ивана III (деда Ивана Грозного).

Помимо книг, относящихся к духовной и церковной тематике, немалое место в ней занимали научные трактаты и поэмы древних классиков. По слухам, «Либерия» содержала книги по магии и колдовским практикам. Особняком же стояли бесценные фолианты, в которых рассказывалось об истории человеческой цивилизации и зарождении жизни на Земле.

Многие исследователи полагают, что основой главного книжного собрания Древней Руси стала как раз часть погибшей Александрийской библиотеки. Источники сообщают, что еще при великом князе московском Василии III — сыне Ивана III и Софьи Палеолог и будущем отце Ивана Грозного — все манускрипты были переведены на русский язык.

Те же источники указывают, что сделал это ученый афонский монах Максим Грек (1470-1556) — известный публицист и переводчик того времени. Он был выписан из Константинополя с конкретной целью: перевести книги с неизвестных на Руси языков на церковнославянский, чем он и занимался долгие годы. А дабы не мог никому рассказать о виденном, его более никогда из Руси не отпустили.

Позже царская библиотека постоянно пополнялась Иваном Грозным — он самолично покупал книги, привезенные со всех концов света. Существует гипотеза, что царь смог заполучить и легендарное книжное собрание Ярослава Мудрого, хранившееся несколько веков в подземельях Софийского собора в Киеве.

Впрочем, некоторые специалисты высказывают сомнения в научной ценности утерянной библиотеки Ивана Грозного. Так, академик Д. С. Лихачев, один из крупнейших в мире знатоков Древней Руси, считал, что ее значение сильно преувеличено, так как «значительную часть этого собрания составляли церковные книги, которые Софья Палеолог привезла на Русь из Византии, чтобы молиться на своем родном языке». Академик также считал, что нам важнее было бы спасать книжные сокровища, которые гибнут в наши дни.

850 КИЛОМЕТРОВ ПОЛОК

Одна из самых знаменитых библиотек современности — Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Ее размеры действительно грандиозны: общая длина книжных полок составляет 850 км! На них (по состоянию на 2003 год) находится свыше 130 млн единиц хранения (книги, рукописи, газеты, карты, фотографии, звукозаписи и микрофильмы). Ежегодный прирост фонда составляет от 1 до 3 млн единиц.

Эта библиотека является самой большой в мире за всю историю человечества. Рождение книгохранилища относят к 24 января 1800 года, когда по инициативе президента США Джона Адамса Конгресс выделил 5 тыс. долларов на ее комплектацию. Примечательно, что в русском фонде библиотеки собрано свыше 200 тысяч книг и более 10 тысяч различных журналов. Здесь хранится огромное количество русских печатных изданий за период с 1708 по 1800 год, а также множество произведений русской художественной литературы XIX века.

Там же находится и знаменитая библиотека красноярского купца Г. В. Юдина. В нее входят книги по истории, этнографии, археологии, рукописные тексты по исследованию Сибири, все прижизненные издания Пушкина и даже полное собрание русских журналов XVIII века! Свою уникальную книжно-журнальную коллекцию купец продал Библиотеке Конгресса в 1907 году.

ПЯТАЯ В МИРЕ

Сегодня ЮНЕСКО считает крупными библиотеки с фондами, превышающими 14 млн единиц хранения. Такому условию соответствуют 24 книгохранилища мира. В этом почетном списке Россия представлена шестью книжными храмами — три таких библиотеки находятся в Москве, две в Санкт-Петербурге и одна в Новосибирске.

Основу самой большой в стране Российской государственной библиотеки заложила знаменитая частная коллекция государственного канцлера графа Н. П. Румянцева. Указом Николая I от 23 марта 1828 года с входящей в него библиотекой перешел в ведение государства. В 1831 году в Санкт-Петербурге состоялось его открытие как публичного учреждения. А через 30 лет музей был перевезен из Петербурга в Москву и начал работать в соответствии с утвержденным Александром II «Положением о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме».

ХРАНИЛИЩЕ ТАЙНЫХ ЗНАНИЙ

Огромный интерес представляет и старейшая в мире Ватиканская апостольская библиотека. Она была основана в XV веке папой Николаем V. Сегодня ее фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей. В библиотеке Ватикана находится и богатейшее собрание рукописей эпохи Возрождения.

Ее не без основания считают хранилищем тайных знаний человечества. В библиотеке есть помещения, куда не пускают ни журналистов, ни историков, ни специалистов по другим наукам, хотя огромное количество древних и средневековых рукописей делает ее самой привлекательной для историков всех времен.

Александр ВОРОБЬЕВ



Вверх