Кто изменил пушкинскому алеко. Финал оперы "алеко". Финал оперы "Алеко"

Aleko - опера, состоящая из одного акта, написана Сергеем Рахманиновым. Впервые музыкальный шедевр смогли в Москве слушать любители оперного искусства: Большой Театр в конце весны 1893 года давал премьеру. Стоит отметить, что композитору, создавшему Алеко, на момент написания было всего 19 лет и именно это произведение стало его дипломной работой в Московской консерватории. Отзывы на произведение, которые дал Чайковский, были максимально высокими. Одним из замечательных исполнителей роли главного героя - Алеко, был сам Федор Шаляпин. Кстати, оперу впервые представляли в рамках столетия со дня рождении Пушкина, и Шаляпин выступал в образе великого поэта.

Содержание оперы не может быть полностью раскрыто без знания истории ее создания. Все началось приблизительно дней за тридцать до аттестационного экзамена, который Рахманинов должен был сдавать по классу композиции. Ему было представлено либретто Немировича-Данченко, написанное по пушкинским «Цыганам». Сюжет понравился и увлек, что позволило молодому дарованию окончить работу всего за 17 дней.

Стоит отметить, что написанное по поэме либретто не только сократило само произведение, но и кое-где изменило его. Автор оперы с первых секунд смог обрисовать ситуацию, полную напряженного драматизма. Так же как и в поэме, либретто выделило центральный конфликт, заключающийся в столкновении вольных нравов свободных цыган и одинокого в своей гордости Алеко. Он отрекся от общества в стремлении обрести покой, но именно общество становится его проклятием, мешающим ему стать хорошим и благодарным гостем кочевого народа. Алеко становится источником горя для тех, кто его приютил.

Что касается музыки, то произведение представляется камерной лирико-психологической оперой, в которой прослеживается интенсивная драматургия. Образы главных героев неотделимы от красочных картин природы и быта кочевников. Сюжет, как и музыка, пленяет откровенным прямодушием и щедростью на разнообразие мелодий.

Краткое содержание не может отразить всего колорита картины, но оно позволит лучше понять суть произведения. А начинаются действия оперы на берегу реки, где разбросаны цыганские разноцветные шатры. В одном из них располагаются Алеко и Земфира. Действия дополняются бытовыми картинами и неспешной обыденной суетой. Алеко среди цыган, с которыми он кочует уже два года. В начале оперы звучит интродукция, в которой чистота образов переплетается с жутковатым впечатлением от Алеко. Зрители и слушатели с первых мгновений окунаются в мир табора, где цыганский хор полон безмятежности и хорошего настроения. Привлекает образ старого цыгана, предающегося воспоминаниям о собственной грустной истории любви к Мариуле, сбежавшей всего через год и бросившей недавно рожденную дочь - Земфиру. Недоумевающий Алеко не понимает, почему старик не отомстил, ведь он сам готов совершить подлость, если ему придется мстить, не задумываясь. Земфира, раздраженная словами Алеко, говорит о стремлении к свободе и о том, что больше не хочет его любви. Она увлечена молодым цыганом, что становится основанием для мести со стороны ревнивца.

Цыгане не любят печалиться и стремятся развеять грустные мысли веселым пением и плясками. «Женская пляска» и «Пляска мужчин» - автор оперы использовал подлинные мелодии цыганских песен для того, чтобы отразить все оттенки чувств и эмоций.

Действие продолжается сценой разговора Земфиры с молодым цыганом, который мечтает о поцелуе, но получает отказ, из-за боязнь Земфирой Алеко. Однако назначается свидание, а местом для него выбирается курган над могилой. Бытовые сцены сопровождаются пением Земфиры у люльки, размышлениями Алеко о радостях случайной любви. Земфира уже не скрывает своей неприязни к мужу, но утверждается в предпочтениях к молодому цыгану. Она откровенна в своих признаниях, высказанных перед уходом.

Непревзойденной и впечатляющей признается ария Алеко из оперы одноименной, исполняемой им в одиночестве.

Сцена рассвета сопровождается появлением Земфиры и молодого цыгана, которые не могут расстаться, но боятся появления Алеко. Но последний, незамеченный, становится свидетелем любовной сцены. В драматичной развязке выясняется то, что Земфира уже не любит Алеко, и его мольбы о воспоминаниях былого счастья остаются без душевного отклика. Рассудок покидает Алеко, который готов к мести. Просьбы Земфиры к молодому цыгану о том, чтобы он бежал, не успевают реализоваться и Алеко закалывает его, а в итогом проклятий Земфиры становится ее смерть. Разбуженные шумом цыгане застают трагическую сцену убийства. Алеко не мстят, его изгоняют, и он опять остается наедине с одиночеством.

На сайте клуба «Орфей» можно бесплатно в режиме онлайн услышать самые знаменитые арии из оперы Алеко, созданные Рахманиновым. Там же можно бесплатно увидеть видео многочисленных постановок оперы.

В 1892 году студенты-композиторы, заканчивающие Московскую консерваторию, получили нелегкое задание – написать в качестве дипломной работы оперу. Был среди них и девятнадцатилетний , за год до этого уже окончивший консерваторию как пианист. Либретто написал , а в качестве литературной основы была выбрана поэма Пушкина «Цыганы». Безусловно, сочинять по заданию привычно для студента-композитора, а опера – достойное завершение учебы, но слишком уж мало времени было предоставлено выпускникам: даже у опытных авторов на сочинение оперы иной раз уходит больше года, а в данном случае молодые композиторы должны были создать оперу – пусть даже одноактную – всего за месяц. Задача усложнялась тем, что либретто было предоставлено в готовом виде, и корректировать его не позволялось.

Рахманинов не просто уложился в предоставленное время – он выполнил задание даже раньше срока, всего за семнадцать дней, успев написать за это время не только клавир, но и партитуру. Но не только скоростью работы поразил выпускник своих строгих наставников – опера была поистине великолепна: автор получил высшую оценку, удостоился золотой медали, а имя его было занесено на мраморную доску отличия.

При переработке в оперное либретто поэма Пушкина подверглась сокращениям – лишь вскользь упоминается о бегстве героя от городской жизни, от «оков просвещенья», внимание сосредоточено на любовном конфликте, на «роковых страстях» Алеко. Его драма играет главенствующую роль в опере, и квинтэссенцией образа становится лейтмотив главного героя, проходящий красной нитью через все произведение – ритмически острый, гармонически неустойчивый, возбужденно-речитативный по складу. Впервые он возникает в оркестровом вступлении к опере, впоследствии на нем строятся и речитативные, и многие ариозные фрагменты, которые характеризуют Алеко. Лишь в среднем разделе каватины («Весь табор спит») – самой развернутой и вдохновенной части партии Алеко – возникает мелодия иного склада: широкая, по-рахманиновски «бесконечная», устремленная вверх (оказывается, охваченный страстями герой способен и на чувство по-настоящему возвышенное).

Земфира, противопоставляемая мрачному, мятущемуся Алеко, тоже наделена лейтмотивом – энергичная, угловатая мелодия песни, которую напевает она в первой картине («Старый муж, грозный муж…») передает решительность и независимость характера цыганки. Эта мелодия звучит то мягко и нежно – перед средним разделом каватины Алеко (герой вспоминает о своем счастье с Земфирой), то тоскливо – в сцене смерти героини.

Противостоит Алеко и другой персонаж – Старый цыган. Его ариозно-повествовательный рассказ контрастирует возбужденным репликам заглавного героя – так же, как противопоставляются друг другу жизненные позиции этих людей. Скорбная, возвышенная мелодия рассказа Старого цыгана возвращается в финале оперы – как приговор Алеко.

Любовная драма разворачивается на фоне цыганского быта. «Групповой портрет» цыган создает хор и танцевальные номера. Основные средства создания цыганского колорита – гармонический лад, хроматика, словом, все то, что чаще всего используется как «восточный элемент». В пляске мужчин использована подлинная цыганская мелодия. С безмятежным хором цыган («Как вольность весел наш ночлег») интонационно связан романс молодого цыгана («Взгляни, под отдаленным сводом») – энергичная мелодия в ритме вальса, проникнутая ощущением радости жизни.

Оперу «Алеко» – первое произведение Рахманинова в оперном жанре – высоко оценили не только консерваторские наставники. Первое исполнение, которое состоялось 9 мая 1893 года в Москве в Большом театре, имело большой успех. Одним из самых восторженных зрителей был – впрочем, он обратил внимание на творение молодого композитора еще в период репетиций. Опера настолько понравилась ему, что он предложил Рахманинову исполнять ее в один вечер со своей одноактной оперой – «Иолантой». С. В. Рахманинов был настолько поражен оказанной ему честью, что на несколько минут лишился дара речи.

Более чем через год после московской премьеры оперы «Алеко» – в октябре 1893 года – состоялась киевская премьера, столь же успешная. На двух спектаклях дирижировал сам Сергей Васильевич Рахманинов.

В дальнейшем опера «Алеко» ставилась не особенно часто, но каждой постановке неизменно сопутствовал успех. В год 100-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина в заглавной роли выступил . Усматривая сходство между героем и поэтом, певец посредством грима придал своему облику сходство с самим Пушкиным. Впоследствии – в год 100-летия со дня смерти Пушкина – Шаляпин предложил Рахманинову написать пролог к опере, в котором раскрывалась бы предыстория событий – жизнь Алеко до прихода в табор. Но композитор отказался: к тому времени сюжет оперы был для него уже пройденным этапом.

Музыкальные сезоны

Алеко – главный герой в поэме Пушкина Цыганы . Как ни странно, но сам Алеко цыганом не является и не становится таковым, хотя и перенимает повадки этого народа.

После того как цыгане приютили Алеко, он начинает зарабатывать по деревням развлечениями с медведем – типично цыганский заработок. Помимо этого он страстно любит Земфиру, девушку которая его привела в табор и с которой он завязал свои отношения. По сути, он получает свой новый дом, но в действительности остается человеком цивилизации.

Этот герой гордый и ревнивый. Он свободолюбив, но не признает ни чьей другой свободы. Собственно, он не признавал этого и когда проживал в городе, мы можем только домыслить, но, вероятно, он скрывается от властей после совершенного преступления, к которому привела его пылкость.

Если бы Алеко полностью стал цыганом, то внял бы словам старого цыгана, который рассказывал о любви женщин своего народа (они свободны выбирать и даже от старого цыгана тоже ушла супруга, полюбив другого) и понял бы Земфиру. Если он ищет свободы для себя, то следовало бы принять и возможность свободы для других, в частности возможность свободы выбора Земфирой своего возлюбленного. Земфира – молодая девушка, которая, хотя и является частью молодой семьи, не станет обманывать себя и собственные чувства, если она полюбила молодого цыгана, то отправляется вслед за своим чувством и начинает новые отношения.

Алеко представляет собой гордого европейца, который относится ко всему довольно высокомерно. Тем не менее, он – достойный человек, ведь крепко любит свою избранницу и не собирается отступать от собственного выбора. Отсутствие взаимности со стороны молодой цыганки приводит Алеко к совершению нелицеприятного поступка, который оборачивается его изгнанием.

В итоге он остается одиноким посреди поля с собственной телегой и вне табора. На самом деле и, когда он был частью табора, то тоже был одиноким, он не смог стать частью другого мира и этот новый мир не принял его. При этом цыгане его уважают за смелость, но называют злым, они уважают его выбор, но не способны терпеть такого человека в таборе.

Сочинение про Алеко

Пушкин писал не только стихи и романы, он писал и поэмы. Одной из очень известных и является поэма «Цыгане». Главный герой этой поэмы - молодой человек, выросший в богатой европейской стране, но так и не нашедший там свободы. Все моральные нормы, законы, традиции и устои кажутся ему преградой к свободе всего мира, кажутся нелепыми и сковывающими душу таких орлов свободы, как он сам.

В один прекрасный день Алеко встречает цыганку Земфиру, в которую влюбляется с первого взгляда. Земфира же отвечает ему взаимностью. Она провожает своего возлюбленного к себе в табор цыган, где они и начинают вместе жить. Живя с любимым, Земфира, как и читатель, узнаёт, что её мужа преследует закон, что он скрывается от властей.

Алеко - очень страстный человек, он не просто любит и ценит Земфиру, она для него заменяет весь мир. Ему вообще никто не нужен, кроме неё одной, так сильно он её любит и ценит. При всём при этом, он считает, что женские сердца любят, шутя, игриво, в отличие от мужских, которые страдают при любви, отдают все свои соки для поддержания страсти и для того, чтобы объект симпатии был счастлив. Тут же читатель узнаёт и о том, что Алеко - очень мстительный человек, который не прощает своих врагов и обидчиков. Он готов убить спящего врага, настолько он злой и жестокий человек. Для многих это является доказательством и его бесчестия, ведь даже в самые ужасные войны находились люди, которые никогда бы не убили своих врагов в спящем положении.

Чтобы обеспечивать себе и своей женщине жизнь, Алеко выступает в таборе с медведем перед публикой. Он полностью отвык от жизни городской, приноровился к табору и полюбил его душой. Земфира говорит, что Алеко хочет свободы лишь для себя, а не для всех людей, что его борьба за свободу во всём мире - это лишь борьба за свободу для себя, эгоистичная борьба.

Вскоре у них рождается ребёнок, но чувства Земфиры начинают остывать, она больше не находит Алеко таким прекрасным мужчиной, каким его считала до свадьбы - теперь она действительно узнала, каков молодой бунтарь на самом деле. Заканчивается поэма тем, что Земфира изменяет Алеко с другим цыганом, зная о том, какой её муж ревнивый. Алеко, узнав про измену, убивает и любовника, и саму Земфиру, за что его исключают из табора, оставив в поле одного, как брошенную птицу. Алеко очень гордый человек, и он никогда бы не попросил прощения у табора, чтобы его оставили. Да и какая ему жизнь теперь без человека, бывши ему всем миром. Но если Алеко действительно так любил Земфиру, убил бы он её?

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Остап и Андрий братья и враги 7 класс

    Интересная повесть Николая Васильевича Гоголя, «Тарас Бульба» входит в одну из великих творений русского поэта. Гоголь показал разнообразные обличия великих Запорожских казаков былых времен.

  • Одним из величайших человеческих навыков является его способность развиваться. С самого начала своего существования и до настоящего времени человеку удалось не только взобраться на вершину пищевой цепи

  • Окружающий мир мой любимый предмет сочинение-рассуждение 5 класс

    Мой любимый школьный предмет… проще говоря – урок! Это окружающий мир. Мне интересно понять, как и почему всё происходит вокруг нас. Почему идёт дождь, например. Это только наши очень древние предки думали

  • Сочинение по рассказу Телеграмма Паустовского

    С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика

  • Сочинение Береги платье снову, а честь смолоду

    Пока человек молод не совсем разумен, пока у него не хватает жизненного опыта, он не может осознать насколько серьезны его поступки, и как они могут оказать влияние на его дальнейшую судьбу.

И полный текст .]

Идея поэмы Пушкина «Цыганы»

Поэма «Цыганы» является отражением как личной жизни Пушкина в южной ссылке , так и литературных влияний. Наблюдения над жизнью полувосточного Кишинева, знакомство с бытом бессарабских цыган заставили Пушкина всмотреться в своеобразное местное понимание «любви», которое было совершенно чуждо культурному человеку. Этот интерес Пушкина выразился также в стихах «Черная Шаль», «Режь меня, жги меня».

Оказалось, что среди цыган сохранилась еще та свобода любовных отношений, которая носит черты первобытного общества и в культурной среде давно заменена цепью зависимостей – от писаных законов до условий светского «приличия». Из всех человеческих чувств любовь мужчины и женщины – чувство самое эгоистическое. Пушкин выбрал трудный любовный вопрос для анализа того типа героя, который был свойственен его творчеству периода южной ссылки – человека зараженного ядом «мировой тоски», врага культурной жизни с её ложью. Герои писателей, влиявших тогда на Пушкина (Рене Шатобриана , персонажи Байрона) проклинают культурную жизнь, прославляют жизнь дикарей... Но выдержит ли такой герой первобытную жизнь, со всей простотой её быта, чистотой и свободой чисто растительного и животного бытия? Герой пушкинской поэмы «Цыганы» не выдержал испытания. Одной ненависти к культуре оказалось недостаточным для того, чтобы сделаться дикарем. Выросший в атмосфере эгоизма и насилия, культурный человек всюду несет, вместе с прекрасными словами и мечтами эгоизм и насилие.

Пушкин. Цыганы. Аудиокнига

История и образ Алеко в «Цыганах»

Как Рене Шатобриана, как некоторые герои Байрона, как герой «Кавказского Пленника », герой «Цыган» Алеко бросает город и цивилизованных людей из разочарования их жизнью. Он отказался от их полного условностей бытия – и не жалеет об этом. Молодой цыганке Земфире он говорит:

О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главу пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Ему ненавистно все в брошенной им жизни. Судьба цыган его пленяет, и Алеко мечтает, что сын его, выросши дикарем, не будет никогда знать:

Нег и пресыщенья
И пышной суеты наук...

зато он будет:

…беспечен здрав и волен,
Не будет ведать ложных нужд;
Он будет жребием доволен,
Напрасных угрызений чужд.

Алеко «опростился», сделался настоящим цыганом, водит ручного медведя и этим зарабатывает пропитание. Но он не слился с этой первобытной жизнью: как и Рене, он временами тоскует:

Уныло юноша глядел
На опустелую равнину
И грусти тайную причину
Истолковать себе не смел.
С ним черноокая Земфира,
Теперь он вольный житель мира,
И солнце весело над ним
Полуденной красою блещет.
Что ж сердце юноши трепещет?
Какой заботой он томим?

Но стоило Алеко убедиться, что его подруга Земфира ему изменила, в нем проснулся прежний эгоист, выросший в условиях культурной «несвободной» жизни. Он убивает изменницу-жену и её любовника. Цыганский табор бросает его, и, на прощанье, старый цыган, отец убитой Земфиры, говорит ему знаменательные слова:

Оставь нас, гордый человек,
Ты не рожден для дикой воли,
Ты для себя лишь хочешь воли.
Ужасен нам твой будет глас:
Мы робки и добры душой,
Ты зол и смел – оставь же нас.
Прощай! да будет мир с тобой!

В этих словах Пушкин указал полную несостоятельность «байронических героев» «эгоистов», которые слишком живут собой и для себя. Этих героев Пушкин теперь развенчивает в характеристике поэм Байрона: «Гяур» и «Дон Жуан». В них, по его словам:

Отразился век.
И современный человек
Изображен довольно верно,
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

В этих словах, вся характеристика Алеко и ясное раскрытие новых отношений поэта к байронизму. В поэзии Байрона Пушкин теперь увидел только «безнадежный эгоизм».

Алеко развенчан Пушкиным: с него смело сдернута маска, и он стоит перед нами без всяких прикрас, наказанный и униженный. Байрон никогда не развенчивал своих героев, так как они – его любимые созданья, выношенные в его сердце, вскормленные его кровью, воодушевленные его духом. Если бы он написал поэму «Цыганы», то она, конечно, имела бы другой конец... Жаль, что в своих, наиболее типичных, поэмах он никогда не подвергал своих героев такому испытанию, какому рискнул подвергнуть своего Алеко Пушкин.

У Байрона герой, проклинающий людей, с их суетой, с их цивилизацией, бросается на лоно природы, и если дух его не сливается всецело с жизнью природы, так как нигде не умиротворяется, то все-таки никогда природа эта не становится ему на дороге в виде той неумолимой, суровой силы, которая сломила Алеко.

Итак, Алеко – образ, который при детальном анализе может быть сопоставлен с героями Байрона, так как в нем чувствуется и энергия, и мрачность духа, оскорбленного в борьбе с людьми. В нем есть и мания величия, присущая истым созданиям байроновской фантазии. Но Алеко осужден Пушкиным, он не окружен даже тем бледным ореолом мученичества, которое слабо мерцает вокруг чела «Кавказского Пленника». Алеко уже не Пушкин, и байронические мотивы, звучащие в речах героя «Цыган», не прошли сквозь сердце Пушкина. Он просто взял любопытный тип, перенес его в своеобразную обстановку и поставил в столкновение с новой интригой. Здесь было чисто объективное творчество, характеризующее в литературной жизни Пушкина переход к периоду эпического творчества.

Литературное влияние Байрона и Шатобриана на пушкинских «Цыган»

Литературные влияния на пушкинских «Цыган» шли со стороны Байрона и Шатобриана: первый помог поэту нарисовать «тип», помог изобразить «местный колорит», дал саму форму поэмы, перебивающуюся диалогами. Второй дал некоторые детали в обрисовке образов героев, и, быть может, помог разобраться в душе героя.

За пушкинским Алеко, как и за Рене Шатобриана, тоска следует по пятам. Это их характерная черта. В романе Шатобриана мы встречаем любопытный образ патриарха индейского племени Chaktas. Он знает жизнь, с её бедами и печалями, много видел на веку, он выступает судьей эгоизма и сердечной пустоты юноши Рене. Chaktas не произносит таких энергичных укоров, которые услышал Алеко от старого цыгана, но, тем не менее, зависимость пушкинского героя от шатобриановского вполне возможна. Сходство между произведением Пушкина и Шатобриана простирается до тождества замысла: оба писателя сознательно развенчивают своих героев, наказывая их за пустоту души.

Русская критика о «Цыганах» Пушкина

Русская критика и публика восторженно приняла новое произведение Пушкина. Всех пленили описания цыганского быта, заинтересовал и драматизм поэмы. В своём анализе критика отметила самобытность Пушкина в отношении к герою; отметила, что русский поэт зависит от Байрона лишь в «манере письма». Критик «Московского Вестника» указал, что с «Цыган» начинается новый, третий период творчества Пушкина , «русско-пушкинский» (первый период он назвал «итальяно-французским», второй «байроническим»). Совершенно справедливо отметил критик: 1) наклонность Пушкина к драматическому творчеству, 2) «соответственность со своим временем», т. е. способность изображать «типичные черты современности» и 3) стремление к «народности», «национальности».

АЛЕКО

АЛЕКО - герой поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» (1824). А. - прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым А. связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое А. в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец», насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.

Повесть «Цыганы» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух со циальных укладов: цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. А. обличает «неволю душных городов», в которых люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах» он отнесен к современности. Разрыв А. с цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.

В дальнейшем изгнанник А. появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля», «нега», «лень», «тишина». Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, А. может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера А. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях. Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений. В прежнем мире жизнь А. не удалась; оказавшись в цыганском таборе, он связывает надежду на другую, новую, жизнь с Земфирой. Она для него «дороже мира». Пока Земфира любит его, жизнь для А. полна гармонии. Но с изменой Земфиры рушится обретенное равновесие. Самолюбие А. оскорблено, его сердце терзают ревность, потребность мести. Ослепленный взрывом неукротимых желаний, в стремлении восстановить попранную, как ему кажется, справедливость А. неотвратимо идет к преступлению - убийству Земфиры. В любви А. проявляются собственнические, эгоистические инстинкты, т.е. те нравственные качества, которые характеризуют его как носителя духа презираемой им цивилизации. Парадокс судьбы А. в том, что именно он, поборник свободы и справедливости, приносит в невинную простую жизнь цыган кровь, насилие - то есть нравственно развращает ее. В таком повороте сюжета обнаруживается несостоятельность героя. Выясняется, что «сын цивилизации» (так назвал А. Белинский) несовместим с общинной цыганской жизнью, как несовместим он и с миром просвещения. Вторичное изгнание - на сей раз из цыганского табора - и наказание одиночеством завершают сюжетную линию героя.

Жизненное кредо А. проясняет в повести старый отец Земфиры. Если А. защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь А., передать ему свой опыт. Но «злой и сильный» А. не слышит старика, не принимает его советов. «Нет, я, не споря,

//От прав моих не откажусь,

//Или хоть мщеньем наслажусь»,- заявляет он.

Сталкивая две жизненные философии, Пушкин не отдает предпочтение той или другой. Важнейший в романтическом мышлении прием контраста необходим для особо яркого освещения рассматриваемого конфликта. В сущности А. символизирует в этом конфликте крайности развития современного индивидуалистического общества, непомерно разросшийся принцип личности. Этим, возможно, объясняется максимальная обобщенность характеристики героя, который лишен реальной биографии и национальной принадлежности, выключен из конкретной историко-бытовой среды. В литературной критике сложилась давняя традиция обвинений А. в несостоятельности (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский - вечного изгоя). Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Хотя в «Цыганах» герой объективирован, но присутствие в нем автобиографических черт (А.- цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя (критики современности, например), но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. А. трагичен. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.

Лис: Белинский В.Г. Статья седьмая. Поэмы: «Цыга-ны», «Полтава», «Граф Пулин»

//Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985; Достоевский Ф.М. Пушкин

//Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1984. Т.26; Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С.Пушкина. М., 1980; Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995.

Л.М.Ельницкая

Образ пушкинского А. был воплощен в одноименной опере С.В.Рахманинова на либретто Вл.И. Немировича-Данченко (1892). Название оперы свидетельствует о переносе конфликта в интимное пространство лирико-пси-хологической «маленькой трагедии». Человек всесокрушающих страстей, А. с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправды-вающем чувстве любви, которое возвышает А. над возлюбленной и соперником.

Выдающимися исполнителями партии А. были Ф.И.Шаляпин (1899) и А.П.Огнивцев (1954).

И.И.Силантьева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "АЛЕКО" в других словарях:

    АЛЕКО, СССР, Ленфильм, 1953, цв., 60 мин. Фильм опера по одноименной опере С. В. Рахманинова, созданной им по поэме А. С. Пушкина «Цыганы». В ролях: Александр Огнивцев, Марк Рейзен (см. РЕЙЗЕН Марк Осипович), Инна Зубковская, Святослав Кузнецов,… … Энциклопедия кино

    - – марка автомобиля, Россия (Москвич 2141). EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

    Алеко - Автомобильный завод имени ленинского комсомола экспортное название автомобиля Москвич М 2141 http://www.azlk.ru/​ авто … Словарь сокращений и аббревиатур

    АЛЕКО - см. Рекомендуется для выращивания в однолетней культуре из семян и двулетней культуре из севка. Среднеспелый. Луковица округлая, плотная, массой 50 60 г. Сухие чешуи светло фиолетовой окраски, плотно прилегающие к сочным. Сочные чешуи белые с… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

    АЛЕКО - (персонаж поэмы А. С. Пушкина «Цыганы») Облако. Звезды. И сбоку – / Шлях и – Алеко. Глубок / Месяц Земфирина ока: – / Жаркий бездонный белок. Аллюз. П918 (I,187) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    - … Википедия

    АЛЕКО - 1953, 60 мин., цв. жанр: фильм опера. реж. Сергей Сиделев, сц. Анна Абрамова, Григорий Рошаль, опер. Анатолий Назаров, худ. Абрам Векслер, Виктор Волин, зв. Арнольд Шаргородский. В ролях: Александр Огнивцев, Марк Рейзен, Инна Зубковская,… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

    Алеко - авто марка автомобиля, Россия (Москвич 2141) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Алеко Жанр Фильм опера Режиссёр Григорий Рошаль, Сергей Сиделев Кинокомпания Ленфильм Длительность 60 мин … Википедия



Вверх