Краткий анализ рассказа крыжовник. Анализ "Крыжовника" Чехова. А.П. Чехов, "Крыжовник": главные герои. Вот она – желанная ягода

1. Цель не оправдывает средства. Жадность и черствость Николая Ивановича, многолетние мечты о поместье и крыжовнике разрушили душу пациента. Когда же герой достигает своей цели и вроде бы может освободиться и зажить в полную силу, ему уже ничего не надо, кроме крыжовника, да и забыл он, как жить в полную силу, испытывать те чувства, которые он испытывал в детстве.
Конечно, в рассказе А.П.Чехов не призывает отказываться от материальных желаний, например, от покупки дома с садом. Но важно, чтобы во всем было чувство меры. Нельзя ради достижения цели поступать безнравственно. Фанатичность Николая Ивановича погубило его жену.
Таким образом, наш диагноз – отсутствие чувства меры у пациента.
2. Приземленные мечты приземляют душу. С этим утверждением нельзя не согласиться. А.П.Чехов и в других рассказах обличает пошлость и мещанство. Николай Иванович мечтает о крыжовнике. К чему же будет стремиться человек с такой мечтой?.. Эта мечта быстро осуществима, но оказывается, герой проделывает к осуществлению этой мечты долгий путь. Значит, наверное, воплощение его мечты не есть сама мечта?
Отметим также, что брат пациента предлагает несколько рецептов лекарства. Один из них – делать добро. Что может быть выше этой мечты?
Итак, наш диагноз – неправильная оценка жизненных ценностей, ориентация жизни на достижение материального благополучия.
3. Счастье портит человека. «Счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно»,- говорит Иван Иванович Чимша-Гималайский, брат нашего пациента. Значит быть счастливым безнравственно? Счастливый человек самодоволен и слеп. Достигнув своего счастья, герой тоже стал таким. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», - замечает рассказчик.
Героем, подтверждающий справедливость афоризма, можно считать Алехина, который, как мы знаем, вынужден жить в имении, работать день и ночь. Этот человек не похож на нашего пациента, его нельзя назвать безнравственным, а вот несчастным, пожалуй, можно.
Следовательно, диагноз Николая Ивановича – счастливый человек.
4. Наш пациент, как говорится, из грязи вылез в князи. А.П.Чехов не случайно дважды упоминает об его происхождении: дед – мужик, отец – солдат, дослужившийся до офицера. Зажив помещиком, герой –« прежний робкий бедняга чиновник» - строит из себя барина. Теперь Николай Иванович говорит тоном министра прописные истины об образовании, телесных наказаниях, народной любви к барину. Он наконец-то, смог реализовать все свои амбиции, но, исполняя роль помещика, заигрался и забыл себя.
Мы считаем, что диагноз пациента – повышенное самомнение.)
5. Индивидуальная работа. Оформление «трехчастных дневников».
Пример.
Проблема
Позиция докладчика
Моя точка зрения
Выбора средств достижения цели.
Во всем нужно чувство меры. Нельзя ради реализации своей мечты поступать безнравственно.

Сочинение

Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.
И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.
Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.
За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.
Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро. И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.
Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат – ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».
В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX – начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.

Другие сочинения по этому произведению

В чём заключается конфликт рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»? Образы "футлярных" людей в "маленькой трилогии" А.П. Чехова Неприятие автором жизненной позиции своих героев в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»

Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.

И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.

Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.

За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.

Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро. И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.

Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат – ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».

В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX – начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.

Он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века . Небольшой объем произведения - вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту - купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела - помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Для “Крыжовника” Чехова анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения содержится в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом: купив его, он не успел одеть наряд, сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни , её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Тема

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе . Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

Жанр

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 265.



Вверх