Краткая биография композиторов. Шарль-Камиль Сен-Санс. Камиль Сен-Санс: интересные факты, видео, биография Шарль камиль сен санс биография

Шарль-Камиль Сен-Санс (фр. Charles-Camille Saint-Sans ; 9 октября 1835, Париж - 16 декабря 1921, Алжир) - французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог.

К наиболее известным произведениям композитора относятся: Интродукция и Рондо каприччиозо (1863), Второй фортепианный концерт (1868), Концерт для виолончели и фортепиано №1 (1872) и №3 (1880), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), опера «Самсон и Далила» (1877), Третья симфония (1886) и сюита «Карнавал животных» (1887).

Биография

Камиль Сен-Санс родился в Париже. Отец композитора - Виктор Сен-Санс был нормандец и служил в Министерстве внутренних дел, его жена была родом из Верхней Марны. Камиль родился в Рю дю Патио в шестом округе Париже и был крещён в близлежащей церкви Сен-Сюльпис. Менее чем через два месяца после крещения Виктор Сен-Санс умер от чахотки в первую годовщину своего брака. Маленького Камиля увезли из страны, чтобы укрепить его здоровье, и в течение двух лет он жил с медсестрой в 29 километрах к югу от Парижа в местечке Корбей. Когда Сен-Санс вернулся обратно в Париж, его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка, Шарлотта Мэссон. Прежде чем Камилю исполнилось три года, у него обнаружился абсолютный слух. Основам пианизма его обучала двоюродная бабушка, и в возрасте семи лет Сен-Санс стал учеником Камиля Стамати, бывшего ученика Фридриха Калькбреннера.

Будучи ещё ребенком, Камиль давал периодические концерты для маленьких зрителей в возрасте от пяти лет, пока ему не исполнилось десять лет, и тогда состоялся его официальный публичный дебют, в зале Плейель, с программой, которая включала Фортепианный концерт Моцарта (K450) и Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи). Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем», и органисту Александру Пьеру Франсуа Боэли. Именно Боэль привил Сен-Сансу любовь к музыке Баха, который был тогда малоизвестен во Франции. Помимо музыки юный Сен-Санс живо интересуется французской историей, литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками - математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.

В 1848, в возрасте 13 лет, Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию. Директор, Даниэль Обер, занявший пост в 1842 году, после Луиджи Керубини, привнёс положительные изменения в режим обучения, хотя учебный план оставался весьма консервативным. Студентам, даже таким выдающимся пианистам, как Сен-Сансу, было предложено получить вторую специализацию органиста, поскольку карьера церковного органиста давала больше возможностей, чем карьера пианиста. Его учителем по органу был профессор Франсуа Бенуа, которого Сен-Санс считал посредственным органистом, но первоклассным педагогом. Среди учеников Бенуа были Адольф Адан, Сезар Франк, Чарльз Алкан и Жорж Бизе. В 1851 году Сен-Санс выиграл главный приз консерватории для органистов, и в том же году он начал обучение композиции. Его профессором был протеже Керубини - Фроманталь Галеви, среди учеников которого числились Шарль Гуно и Жорж Бизе.

Из студенческих сочинений Сен-Санса примечательна Симфония A-dur, написанная в 1850 году. В 1852 году Сен-Санс участвовал в конкурсе на Римскую музыкальную премию, но безуспешно. Обер считал, что приз должен был получить Сен-Санс как музыкант, имеющий больший потенциал, чем победитель, которым стал Леонс Коэн. В том же году Сен-Санс имел большой успех в конкурсе, организованном Обществом Святой Цецилии в Париже, где исполнялась его «Ода Святой Цецилии», за которую судьи единогласно присвоили Сен-Сансу первый приз.

Раннее творчество

По окончании консерватории в 1853 году, Сен-Санс принял должность органиста в древнем парижском храме Сен-Мерри, находящимся возле ратуши. Приход был значительным и включал около 26000 прихожан; обычно в год проходило более чем двести свадеб, на которых взималась плата для органиста. Также существовала плата за услуги органиста на похоронах, и всё это вместе со скромной базовой стипендией давало Сен-Сансу хороший доход. Орган, созданный Франсуа-Анри Клико, был сильно повреждён в период после Великой французской революции и недостаточно хорошо восстановлен. Инструмент был приемлемым для церковных служб, но не для пышных концертов, которые устраивались во многих парижских церквях.

Пианист и композитор, педагог и дирижер, музыкальный критик, автор многочисленных книг по философии и литературе, член Французского астрономического общества – .

Родился Камиль 9 октября 1835 года в Париже, в крестьянской семье. Отец, Жак-Жозеф Виктор Сен-Санс, служил в Министерстве внутренних дел, что не мешало ему писать стихи. Мать была художницей. Когда Камилю было три года, отец его умер, и воспитанием мальчика занимались мама и двоюродная бабушка.

Мальчик оказался очень талантлив, и уже в возрасте трёх лет играл на фортепиано, а в возрасте девяти лет впервые выступил с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом . Концерт увенчался большим успехом, так как Камиль играл концертную программу на память.

В 1848 году молодой Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию, а в 1851 году заканчивает её с первой премией. Помимо музыки Камиль серьёзно увлекается литературой, французской историей, философией, древними языками и естественными науками, такими как математика, астрономия и археология.

Из консерватории Сен-Санс выходит уже известным музыкантом и автором многих сочинений, среди которых скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и множество романсов.

В 1852 году он получает первый приз на конкурсе Общества святой Цецилии в Бордо за «Оду к Святой Цецилии». С 1853 года работает в разных соборах Парижа, продолжая писать романсы, работая над фортепианным квинтетом. В 1857 году выходит в свет его симфония «Urbs Roma», которая получает премию общества Святой Цецилии. В этом же году в Парижской церкви Мадлен Камиль получает должность органиста, которую занимает в течение двадцати лет.

В скором времени способность к органной импровизации Сен-Санса покоряет Европу. Успех даёт ему возможность сблизиться с такими известными европейскими музыкантами того времени, как Полина Виардо, Шарлем Гуно, Гектор Берлиоз.

Сен-Санс не ограничивает себя игрой на , он пишет теоретические труды, редактирует и издает произведения старых мастеров, также выступает как пианист и дирижёр. Становится одним из педагогов и основателей Национального музыкального общества. Первым во Франции исполняет симфонические поэмы .

Камиль Сен-Санс. Портрет 1903 года

С 1860 года сочинения Сен-Санса получают премии на престижных композиторских конкурсах. Он приобретает широкую популярность как композитор и пианист. А с 1870 года выступает как критик. Его публикации пользуются большим успехом.

В ноябре 1875 года, по приглашению Русского музыкального общества, выступает с концертами в Санкт-Петербурге, где знакомится с Н. Рубинштейном и .

После приезда из России, в 1877 году, композитором была поставлена опера «Серебряный колокольчик», за которую он получил сто тысяч франков от мецената Альберта Либона.

В конце 19 века Сен-Санс признан одним из лучших композиторов-современников не только Франции, но и Англии, и США. В Лондоне он выступает с концертами, на которых присутствует сама королева Виктория. В 1886 году, по заказу Лондонского филармонического общества, композитор создаёт самое известное своё оркестровое сочинение – Третью симфонию c-moll (имеющую второе название «Симфония с органом»).

Что касается личной жизни Камиля, то она была не такой успешной, как музыкальная. В 1875 году Сен-Санс женится без согласия матери на Мари-Лор Трюффо. У них рождаются два сына, но оба вскоре погибают. И уже в 1881 году Сен-Санс покидает свою жену.

Последние свои годы Камиль Сен-Санс проводит, гастролируя, как пианист и дирижёр, по Франции и за границей. Последние концерты он даёт в августе 1921 года. Умер композитор в Алжире, в довольно-таки преклонном возрасте, а тело его было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монпарнас.

Самые популярные сочинения:

Оперы

  • «Желтая принцесса»
  • «Серебряный колокольчик»
  • «Самсон и Далила»
  • «Прозерпина»
  • «Фринея»
  • «Елена»
  • «Предок»

Сочинения для оркестра

  • Симфония №1 Es-dur
  • Симфония №2 a-moll
  • Симфония №3 c- moll

Симфонические поэмы

  • «Прялка Омфалы»
  • «Фаэтон»
  • «Пляска смерти»
  • «Юность Геракла»

Концерты

  • Пять концертов для фортепиано с оркестром
  • Три концерта для скрипки с оркестром
  • Два концерта для виолончели с оркестром

Концерт

Для знакомства воспитателей с биографией и наиболее известными произведениями композиторов. Полученные сведения они могут использовать для закрепления с детьми материала музыкального занятия или при использовании музыкальных произведений на своих занятиях.

Занятие по развитию речи с использованием музыки

(эпизод)

Родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении двадцатишестилетней матери и бабушки. Мать Сен-Санса была художницей, что помогло мальчику научиться хорошо рисовать.

С двух с половиной лет начавший обучение на фортепьяно у сестры своей бабушки, мальчик уже в пять лет публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку, а в десять выступил в большом зале как пианист.

Едва ознакомившись с миром музыки, Камиль стал сочинять, а вскоре и записывать сочиненное. Самая ранняя из сохранившихся записей носит дату 22 марта 1839 года (когда мальчику было всего 4 года). Он очень любил писать музыку, делал это чрезвычайно быстро и с большой любовью. “Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки”, – писал Сен-Санс. В другой раз он признался: “Я живу в музыке, как рыба в воде”.

В 8 лет ребенка отдали в обучение фортепианной игре известному пианисту и композитору.

Став взрослым, Камиль Сен-Санс прославился как великолепный органист, пианист, дирижер, музыкальный пародист, ученый-любитель (математик и астроном, археолог, автор эссе по ботанике), критик, путешественник, драматург, поэт, философ, исследователь античной музыки, музыкальный редактор и – последнее, но не менее важное – автор более чем трехсот произведений во всех жанрах композиторского искусства.

Среди них – произведение, прославившее композитора, — «Карнавал животных». Слушая эту музыку, мы, как по волшебству оказываемся в царстве зверей и птиц. Кажется, вот-вот увидим, как прошествует гордый царь зверей — лев, проскачет длинноногая австралийская кенгуру, вихрем пронесется быстрая пугливая антилопа. А вместе с набегающей волной на берег выползут морские черепахи, …и изящный лебедь тихо проскользит по спокойной глади воды. Оказывается, карнавал бывает не только у детей, но и у животных! Так замечательно рассказал о них французсуий композитор Сен-Санс. Вот пьесы, которые входят в «Карнавал животных»: “Королевский марш льва” ,“Курицы и петух”,“Антилопы”, “Черепахи”,“Слоны” ,“Кенгуру”, “Аквариум” , “Персонаж с длинными ушами” (это осел),“Кукушка в глубине леса»,“Птичник” и, конечно же,….“Лебедь” — самая знаменитая пьеса композитора.

Послушайте пьесу расскажите мне, что вы почувствовали, какую птицу увидели?

Первое прослушивание

Действительно, это большая, гордая красивая птица, плывущая по спокойному озеру. Гордо вытянув шею, плавно покачиваясь на воде, плывет лебедь вперед и вперед. Музыка плавная, нежная, но величавая, гордая, как сама птица, но и немного печальная. Очень известная балерина Анна Павловна по-своему услышала эту музыку. Ей показалось, что с лебедем что-то случилось, он болен, даже умирает. И она всю жизнь танцевала «Умирающего лебедя». Посмотрите на снимки балерины и вы увидите этого гордого, но раненого лебедя, такие выразительные движения у этой знаменитой балерины. Давайте попробуем и мы превратиться в такого лебедя и движениями отразить характер музыки.

Второе прослушивание

Теперь вам понятно, какое настроение передает музыка, вы сразу ответите, какими линиями можно изобразить гордую птицу, плавно скользящую по воде. Давайте сделаем это вместе – нарисуем музыку Сен-Санса «Лебедь» линиями, которые покажут характер музыки.

Третье прослушивание

К. Сен-Санс «Марш королевских львов». («Карнавал животных»).

«Сейчас вы услышите марш, который сочинил композитор Камиль Сен-Санс. Кто может идти под музыку марша? (Солдаты, люди на праздник…) Марш, который мы будем слушать, необычный: маршируют не люди, а животные. Кто они, мы с вами и попробуем угадать».

В начале обучения можно задавать наводящие вопросы прямо на фоне музыки. «Это крупное животное или маленькое? Они сильные? Очень? Кто же очень сильный зверь? (Медведь). Это медведь? Медведь косолапый, а этот зверь? (Нет.) Кто же это такой сильный зверь? (Тигр.) Тигр самый сильный? (Нет.) А кто? (Лев.) Правильно, вы угадали. Это «Марш королевских львов».

Затем прослушиваем произведение еще раз, молча, с заданием увидеть среди львов одного необыкновенного и рассказать о том, чем он необычен.

— Из представленных на рисунках царей зверей, выберите того, который, на Ваш взгляд, мог вдохновить композитора на сочинение музыкального фрагмента «Королевский марш».

Место рождения: Париж

Страна: Франция

Описание:

Камиль Сен-Санс (полное имя Шарль-Камиль Сен-Санс, фр. Charles Camille Saint-Sans) - французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель.

Сен-Санс родился в семье Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса, происходившего из норманской крестьянской семьи и служившего в Министерстве внутренних дел. Отец умер, когда Камилю было три месяца, и его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка. Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трёх лет, а в десять впервые выступил в зале Плейель с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом Моцарта. Концерт прошёл с большим успехом, известный педагог Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем».

Помимо музыки, юный Сен-Санс интересуется французской историей и литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками - математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.

В 1848 г. Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа, и заканчивает её с первой премией в 1851 г. В том же году он начинает заниматься композицией и оркестровкой у Галеви, а также обучаться пению и аккомпанементу. Среди его сочинений этого времени - скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и романсы, ряд неоконченных работ. В конкурсе на Римскую премию 1852 г. Сен-Санс терпит неудачу, однако его «Ода к святой Цецилии» получает первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо в том же году. Сен-Санс принимает активное участие в издании полного собрания сочинений Глюка, пишет романсы, фортепианный квинтет и симфонию «Urbs Roma», вновь получившую премию общества Святой Цецилии в 1857 г.

Успех Сен-Санса позволяет ему сблизиться с крупнейшими европейскими музыкантами того времени П.Виардо, Ш.Гуно, Д.Россини, Г.Берлиозом. Его пианистическое и композиторское мастерство высоко оценил Ференц Лист. В 1857 Сен-Санс получает место органиста в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост в течение двадцати лет, пользуясь большим успехом во многом благодаря своим импровизациям. Он сочиняет Вторую симфонию, оперы. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддерживавших творчество Вагнера и Шумана. По собственной инициативе он дирижирует концертами из музыки Листа, первым во Франции исполняя его симфонические поэмы. Этот жанр, неизвестный во Франции, позднее появится и в творчестве самого Сен-Санса - «Прялка Омфалы» (1871 г.), «Фаэтон» (1873 г.), «Пляска смерти» (1874 г), «Юность Геракла» (1875 г.). Сен-Санс также возрождает интерес к произведениям Баха и Моцарта, открывает для публики практически неизвестного во Франции Генделя.

К началу 1860-х годов Сен-Санс уже широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его сочинения получают премии на престижных композиторских конкурсах. Сен-Санс с успехом исполняет во Франции и за границей свой Первый фортепианный концерт. В 1861-1865 гг. он преподаёт в Школе Нидермейера, где среди его учеников были Габриэль Форе, Андре Мессаже, Эжен Жигу. В 1871 г. он совместно с Роменом Бюссином основывает Национальное музыкальное общество, ставящее своей задачей развитие современной французской музыки и исполнение сочинений ныне живущих композиторов. В общество в разное время входили Форе, Франк, Лало, в рамках его концертов были впервые исполнены многие сочинения самого Сен-Санса, а также Шабрие, Дебюсси, Дюка и Равеля. В числе симфонических произведений Сен-Санса - монументальная 3-я симфония с органом, посвященная памяти Листа. Значительный интерес представляют его инструментальные произведения для солистов с оркестром. Музыка 2-го, 4-го, 5-го фортепьянных, 3-го скрипичного, 1-го виолончельного концертов привлекает мелодической свежестью, интересной ритмикой, виртуозным использованием солирующего инструмента. Очень популярна концертная пьеса Сен-Санса для скрипки с оркестром "Интродукция и рондо каприччиозо".

В 1870-х годах Сен-Санс начинает выступать как критик. Его публикации (не только на музыкальные темы), написанные живым, красочным языком, отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами, пользовались у читателей большой популярностью. После посещения Байрёйтского фестиваля в 1876 г. Сен-Санс написал семь обширных статей, посвящённых творчеству Вагнера.

В начале 1870-х годов Сен-Санс обратился к оперному жанру. Лучшей его оперой является "Самсон и Далила". Благодаря настоянию Листа, тепло относившегося к творчеству Сен-Санса, премьера оперы состоялась в 1877 г. в Веймаре. Музыку Сен-Санса в Германии в прошлом столетии ценили выше, чем во Франции. В Париже "Самсон и Далила" был представлен лишь в 1892 г. Вскоре опера получила мировое признание и обошла многие оперные сцены. В музыке этой оперы много прекрасных страниц, достаточно указать на широкоизвестные три арии Далилы, на "Еврейскую вакханалию", пронизанную подлинным духом Востока.

Сен-Санс интересовался народной музыкой Франции ("Рапсодия на бретонские мотивы", "Оверньская рапсодия") и других стран. Много путешествуя, Сен-Санс отразил свои впечатления в таких произведениях, как "Алжирская сюита", фантазия "Африка" , 5-й фортепьянный концерт с нубийской темой, "Ночь в Лиссабоне", "Арагонская хота". Национальный колорит ощущается и в "Персидских песнях", "Русском каприччио", японской опере "Желтая принцесса".

В ноябре 1875 г. Сен-Санс по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где дирижирует «Пляской смерти» и выступает как пианист. К этому времени относится знакомство Сен-Санса с Н. Рубинштейном и Чайковским. Сенс-Санс высоко ценил русскую музыку, он познакомил парижских музыкантов с клавиром оперы Мусоргского "Борис Годунов".

В 1875 г. он женился на девятнадцатилетней Мари-Лор Трюффо, несмотря на несогласие своей матери. У них родилось два сына, но оба они погибли в раннем возрасте. В 1881 г. Сен-Санс покинул свою жену (официальный развод был оформлен несколько позже), и они больше никогда не виделись.

В 1877 г. была поставлена опера Сен-Санса «Серебряный колокольчик», посвящённая меценату Альберу Либону, выделившему Сен-Сансу сто тысяч франков, чтобы тот мог полностью посвятить себя композиции. Вскоре Либон умер, и Сен-Санс написал Реквием в его память, впервые исполненный в 1878 г. На рубеже 1870?80-х годов Сен-Санс продолжает работать над новыми сочинениями, среди которых наибольшую известность получила опера «Генрих VIII». В 1881 г. его избирают в Академию изящных искусств, три года спустя он становится офицером Ордена Почётного Легиона.

Сен-Санс обладал незаурядным литературным дарованием. Он автор многих музыкально-критических статей, книг, среди них "Материализм и музыка" (1882 г.), "Гармония и мелодия" (1885 г.), "Ш. Гуно и Дон-Жуан Моцарта" (1894 г.), "Портреты и воспоминания" (1900 г.), а также 2 сборника стихов. Сен-Санс находил время и для редактирования произведений Глюка, Рамо, Моцарта. После смерти Э. Гиро Сен-Санс закончил (вернее написал по его эскизам) оперу "Фредегонда".

В 1886 г. Сен-Санс порывает с Национальным музыкальным обществом, так как в их концертах было решено исполнять не только французскую, но и зарубежную музыку. После смерти матери в 1888 г. Сен-Санс отправляется в долгий концертный тур, посещая Алжир, Египет, Азию, Южную Америку, а вернувшись в 1890 г. во Францию, поселяется в Дьеппе, где вскоре будет открыт его музей. В это время он продолжает сочинять музыку и писать статьи.

К концу XIX века популярность Сен-Санса во Франции идёт на убыль, однако в Англии и США его продолжают считать одним из величайших французских композиторов-современников. В 1900-1910-х годах с большим успехом проходят выступления Сен-Санса в американских городах - Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Сен-Санс стал одним из первых композиторов, чья музыка использовалась в кинематографе - в 1908 г. он написал музыку к фильму «Убийство герцога Гиза».

В последние годы жизни Сен-Санс, несмотря на почтенный возраст, много гастролировал как пианист и дирижёр во Франции и за границей. Последние его концерты состоялись в августе 1921 г. Сен-Санс умер в Алжире в возрасте 86 лет. Его тело было перенесено в Париж, где после церемонии прощания в церкви Мадлен он и был похоронен на кладбище Монпарнас.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. что он себе позволяет!

Как-то раз в беседе с Сен-Сансом некий отличавшийся большой самоуверенностью дирижер безапелляционно заявил, что в симфониях неуместно использование тромбонов. Удивленный этим Сен-Санс напомнил ему, что великий Бетховен позволял себе это и в его симфониях тромбоны звучат довольно часто

Дирижер закричал в запале:

Что он себе позволяет! Он, видимо, решил, что если он Бетховен, то ему все можно!

О, не следует так переживать, сударь! - отвечал Сен-Санс. - Он - Бетховен, и ему все можно, а вы - это вы, и вам нельзя... Просто каждый должен заниматься своим делом.

2. одну минуточку!

Однажды в каком-то светском собрании Камиль Сен-Санс аккомпанировал дуэту двух изысканных дам. Вдруг, сбившись с такта, дамы разошлись и запели кто в лес, кто по дрова. Сен-Санс остановился, положил на клавиши свои прекрасные руки и сказал:

Простите, мадам, но я был бы вам крайне обязан, - если бы вы сказали, кому из вас я должен аккомпанировать...

Когда композитора спросили, насколько верна эта история, он ответил с некоторым раздражением:

Да, это правда, но мне тогда было шесть лет!

3. еще живой, но уже памятник

В Дьеппе (Франция) состоялось торжественное открытие памятника К. Сен-Сансу, которое проходило... в присутствии самого композитора. Открытие прошло успешно и сопровождалось большим концертом.

Сен-Санс с большой иронией отнесся к подобному торжеству:

Ничего не поделаешь, приходится смириться с тем, что я уже не человек, а памятник. Видимо, дьеппцы настолько возненавидели мою музыку, что просто устали дожидаться моей смерти и таким образом решили заставить меня перестать сочинять.

Что из произведений Вы можете скачать в нотном виде:

К. Сен-Санс , Концерт No1 , для виолончели с оркестром, партитура, 3.7Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

К. Сен-Санс , Концерт No2 , клавир для двух фортепиано , 62 стр., 3.179Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

К. Сен-Санс , Концерт No1 для фортепиано с оркестром, клавир для двух фортепиано , 5.706Мб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

К. Сен-Санс , Концерт No4 для фортепиано с оркестром, клавир для двух фортепиано , 4.797Мб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

К. Сен-Санс , Концерт No5 для фортепиано с оркестром, клавир для двух фортепиано , 3.037Мб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

К. Сен-Санс , "Африка " фантазия для фортепиано с оркестром, клавир для двух фортепиано , 1.490Мб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)

К. Сен-Санс , КОНЦЕРТ No3 ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ (переложение для скрипки и фортепиано):

К. Сен-Санс , "Хаванез " для скрипки и фортепиано (клавир и партия скрипки), 3.468Мб. (ВНИМАНИЕ! , PDF-формат)

К. Сен-Санс , Первая ария Далилы ("Любовь, дай обаянье... ") из оперы "Самсон и Далила " (фран., итал., рус. языки), 6 стр. , 285Кб.

Камиль Сен-Санс (9.10.1835-1921) - выдающийся французский композитор,

пианист, дирижер и музыкальный критик.

ФРАГМЕНТЫ ИЗ ЖИЗНИ

В детстве Сен-Санс был одним из самых феноменально одаренных вундеркиндов, каких только знала история музыки; некоторые считали, что его музыкальные способности даже ярче моцартовских. С двух с половиной лет начавший обучение на фортепьяно у сестры своей бабушки, Сен-Санс уже в пять лет публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку, а в десять состоялся его дебют как пианиста в зале “Плейель”. Не укладывается в голове то, что на этом концерте на бис он предложил на выбор публики сыграть наизусть одну из тридцати двух сонат Бетховена.
В возрасте 13 лет он поступил в Парижскую консерваторию, которую блестяще закончил через три года по классу органа, чуть позже - по композиции. К 20-ти годам, если не раньше, он был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в том числе Первой симфонии, получившей высокую оценку Берлиоза и Гуно.


Сен-Санс, обладавший выдающимися качествами исполнителя – органиста и пианиста, пользовался особенно широким спросом именно в этом качестве и в 22 года был назначен на наиболее престижный для органиста пост во Франции – в парижской церкви Ла Мадлен. Именно здесь он развил свой ставший легендарным талант импровизатора.
К концу 1860-х годов Сен-Санс приобрел репутацию одного из лучших современных композиторов. Уже в тридцать три года был удостоен ордена Почетного легиона.


Сен-Санса называли французским Мендельсоном. И действительно, у этих композиторов много общего: оба творили без видимых усилий, оба обладали виртуозной техникой, были наделены чудесным мелодическим даром, у обоих очень ясные музыкальные формы и гармонические структуры, музыка и того и другого доставляет незамутненное удовольствие. Мендельсон, как всеми признается, более глубок; Сен-Санс порой позволяет и не очень высокосортной музыке вылиться из-под его пера. “Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки”, – писал Сен-Санс. В другой раз он признался: “Я живу в музыке, как рыба в воде”.
А сочинял Сен-Санс невероятно быстро. Среди “рекордсменов” на скорость, таких, как, например, Вивальди, Доницетти или Россини, француз занимал не последнее место. Так, “«Рождественская оратория” была написана за 12 дней, а знаменитый 2-й фортепианный концерт - за три недели!


Ирония судьбы в том, что это, быть может, самое популярное произведение Сен-Санса было тем сочинением, которое композитор совершенно не предполагал публиковать. Единственный номер из этой “Большой зоологической фантазии” (таков авторский подзаголовок к “Карнавалу”), которому Сен-Санс позволил появиться в печати при своей жизни, – “Лебедь”, самое знаменитое из всех виолончельных соло.
В 1905 году великий русский балетмейстер Михаил Фокин создал балетный номер на музыку “Лебедя” для гениальной русской балерины Анны Павловой. В варианте Фокина-Павловой номер получил название “Умирающий лебедь”.
Закончив артистическую карьеру, Анна Павлова поселилась в Лондоне. Ее дом стал знаменит декоративно оформленным прудом, в котором всегда водились лебеди. Балерина очень любила фотографироваться с ними. Сохранившиеся фотографии напоминают об этом ее самом знаменитом балетном соло.


Что касается личной жизни Сен-Санса, то она складывалась драматично. В сорок лет он женился на девятнадцатилетней Марии Трюффо, сестре одной из своих учениц. У них родилось двое детей, но Сен-Санс не мог уделять достаточно времени семье. За первые три года их совместной жизни он закончил оперу “Самсон и Далила”, фортепьянный концерт № 4, ораторию “Потоп”, сюиту для оркестра и симфоническую поэму. За это время он посетил Россию (где очень подружился с Чайковским), сочинил множество мелких пьес, дал ряд концертов, некоторое время жил в Швейцарии, откуда вернулся весной 1878 года, завершив там работу над “Реквиемом”. Возвращение композитора совпало с ужасной трагедией: его сын Андре, которому было два с половиной года, погиб – выпал из окна четвертого этажа. Спустя всего шесть недель от какой-то детской болезни неожиданно умер его второй сын. А через три года после этого произошла весьма странная история: будучи с женой на отдыхе в одном маленьком городке, Сен-Санс, никому ничего не сказав, неожиданно исчез. Он просто сбежал. Мария Сен-Санс никогда больше не видела мужа, хотя они и не расторгли брак (она умерла в январе 1950 года, дожив почти до восьмидесяти пяти лет).

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ


Во французской музыке он - нечто исключительное, явление вплоть до последнего времени почти единичное. В нем представлены великий дух и высокая энциклопедичность музыкальной культуры...

Ромен Роллан

Ганс фон Бюлов отдавал пальму первенства в феноменальной способности читать партитуру Сен-Сансу, которому, по его мнению, в этом уступал даже Лист.

Лист назвал его крупнейшим органистом мира.


ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Интересно, что Артура Рубинштейна парижской публике в начале XX века представил именно Сен-Санс: “Позвольте представить вам одного из величайших артистов, которых я знаю. Я предсказываю ему блестящую карьеру. Коротко говоря, он достоин фамилии, которую носит”.

В Вене слушалось судебное дело двух композиторов: один обвинял другого в плагиате, в краже мелодии. В качестве эксперта пригласили Сен-Санса. Великому музыканту предложили ознакомиться с обеими партитурами и вынести свой вердикт:
- Итак, господин эксперт, кто же из двоих все-таки оказался потерпевшим?
- Третий, не присутствующий здесь, господин судья. Потерпевший - Жак Оффенбах, - объяснил Сен-Санс.

Сен-Санс был приглашен на обед к близким друзьям. Он опаздывал, но все его терпеливо ждали. Наконец отчаянно проголодавшиеся гости попросили хозяйку приступить к обеду. Все сели за стол.
Приезжает Сен-Санс. Желая заслужить прощение, он решает прибегнуть к шутке: надевает чепец горничной, садится верхом на щетку, открывает дверь в столовую и принимается скакать галопом вокруг стола, распевая во все горло: "Хей-хо! Хей-хо-хо"! (из "Валькирий" Вагнера) Перепуганные гости разбегаются. Тогда Сен-Санс останавливается перед хозяйкой дома и к своему ужасу замечает, что он ошибся этажом!


ЧТО ОН СЕБЕ ПОЗВОЛЯЕТ!

Как-то раз в беседе с Сен-Сансом некий отличавшийся большой самоуверенностью дирижер безапелляционно заявил, что в симфониях неуместно использование тромбонов. Удивленный этим Сен-Сане напомнил ему, что великий Бетховен позволял себе это и в его симфониях тромбоны звучат довольно часто. Дирижер закричал в запале:
- Что он себе позволяет! Он, видимо, решил, что если он Бетховен, то ему все можно!
- О, не следует так переживать, сударь! - отвечал Сен-Санс. - Он - Бетховен, и ему все можно, а вы - это вы, и вам нельзя... Просто каждый должен заниматься своим делом.

ОДНУ МИНУТОЧКУ!

Однажды в каком-то светском собрании Камиль Сен-Санc аккомпанировал дуэту двух изысканных дам. Вдруг, сбившись с такта, дамы разошлись и запели кто в лес, кто по дрова. Сен-Санс остановился, положил на клавиши свои прекрасные руки и сказал:
- Простите, мадам, но я был бы вам крайне обязан, если бы вы сказали, кому из вас я должен аккомпанировать...
...Когда композитора спросили, насколько верна эта история, он ответил с некоторым раздражением:
- Да, это правда, но мне тогда было шесть лет!

ЕЩЕ ЖИВОЙ, НО УЖЕ ПАМЯТНИК

В Дьеппе (Франция) состоялось торжественное открытие памятника Сен-Сансу, которое проходило... в присутствии самого композитора. Открытие прошло успешно и сопровождалось большим концертом, Сен-Санс с большой иронией отнесся к подобному торжеству:
- Ничего не поделаешь, приходится смириться с тем, что я уже не человек, а памятник. Видимо, дьеппцы настолько возненавидели мою музыку, что просто устали дожидаться моей смерти и таким образом решили заставить меня перестать сочинять.



Вверх