Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой. Конспект занятия по чтению художественной литературы с использованием технологии моделирования «В. Сутеев. "Это что за птица" Конспекты по ч

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Дюймовочка».

Тема: Произведение С.Я.Маршака

МБДОУ « ДЕТСКИЙ САД» №101 г. Таганрог.

Задачи: - обобщить знания детей о писателе и его произведениях;

Развивать творческие способности детей, воображение, связную и выразительную речь на материалах произведения С.Я. Маршака;

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Материалы: портрет С.Я. Маршака, иллюстрации к произведениям, предметные картинки.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством уже известного вами писателя. Давайте посмотрим и вспомним кто это? (С.Я.Маршак).

Правильно ребята. Произведения этого писателя знают папы, мамы, бабушки, дедушки. С.Я. Маршак написал много поучительных, веселых, добрых рассказов. Давайте вспомним какие из них мы уже знаем. (Багаж, Рассказ о неизвестном герои, Почта).

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением С.Я.Маршака, но его название мы узнаем в конце рассказа.

Чтение произведения.

    Ребята понравился вам рассказ? (Да)

    Как вы думаете, как называется рассказ ?(Вот какой рассеянный)

Правильно молодцы! Ребята, а что это за слово такое вы знаете?(Не внимательный, не собранный, не умеющий)

    На какой улице жил рассеянный?(Басенной)

    Что он хотел одеть на руки?(Брюки)

    Что он одел вместо шапки? (Сковороду)

    Что он одел вместо валенок ?(Перчатки)

    Как он попросил остановить трамвай?

    Куда он отправился выйдя из трамвая?

    Где рассеянный покупал квас?

    Куда же приехал человек рассеянный?

    Ребята, а по характеру это какое произведение ?(Доброе, поучительное)

Молодцы ребята!

Физминутка.

Мы снимает тапки

Одеваем шапки

Шарфики, штанишки,

Надеваем куртки

Ах, какой я молодец!

Я оделся наконец!

Ребята к нам в гости пришел еще один гость – это сам человек рассеянный. Посмотрите ребята какой он грустный. (На доске прикреплен рассеянный и рядом на столе предметы одежды)

Как вы думаете почему ему грустно ?(Потому что он не может правильно одеться). Давайте поможем рассеянному одеться и тогда он станет веселым. Ведь именно этому учат рассказы С.Я Маршака быть добрыми и помогать другим (Да ). Но, сначала надо вспомнить как же правильно надо одеваться (сверху вниз). Правильно ребята!

(Дети подходят и помогают одевать рассеянного ).

Ребята, ну что одели мы рассеянного?(Да ).

Все правильно? (Да) Рисуем улыбку .

Вот какие вы молодцы! Теперь рассеянный улыбается! И все благодаря вам! Именно этому учат рассказы С.Я Маршака быть добрыми и помогать другим. Спасибо вам! На этом наше занятие подошло к концу.

Тема : Чтение художественных произведений. «Жадная душа- без дна ушат» (по произведениям Я. Акима «Жадина», 3. Александровой «Подарили нашей Вере»).

Цель : учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях - поиск компромиссного решения, умение считаться не только с собственными желаниями.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям, как недавно она наблюдала на улице такую картину: сидели на лавочке две подружки и плакали...

Хотите узнать, что с ними случилось?

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки -

Весь перецарапали.

Лопнул шар. А две подружки

Посмотрели - нет игрушки,

Сели и заплакали.

Как вы думаете, из-за чего поссорились подружки? (Из-за шарика, шарик не поделили.)

Почему они заплакали? (Своей ссорой они добились того, что шарик лопнул.)

Как нужно было им играть? (Играть вместе, дружно, делиться, уступать, играть по очереди...)

Хорошо, что потом эти девочки помирились и дальше играли вместе дружно. Ребята, а у вас бывает, что вы тоже ссоритесь друг с другом? Из-за чего возникают ссоры? (Не берут в игру, обижают словами, дерутся, не делятся игрушками и т. д.)

Да, к сожалению, часто и дерутся, и обижают словами друг друга из- за того, что дети не делятся игрушками.

А как можно назвать человека, который никогда ничем и ни с кем не делится? (Плохим, жадным, злым, жадиной, эгоистом и т. д.)

Наверное, жадным быть хорошо? Ему больше всего достается!

- Послушайте стихотворение Я. Акима и догадайтесь, про кого оно.

Кто держит

Конфету свою

В кулаке,

Чтоб съесть ее

Тайно от всех

В уголке.

Кто, выйдя во двор,

Никому из соседей

Прокатиться

На велосипеде.

Кто мелом,

Резинкой,

Любою безделицей

Ни за что

Не поделится, -

Подходящее дадено...

О ком это стихотворение? (О жадине.)

Подходящее дадено...

Даже не имя,

А прозвище -

Какого человека называют жадиной? (Того, кто ест один конфету в уголке, кто не дает кататься на велосипеде, кто ничего не дает другим...)

А вам хотелось бы дружить с жадиной?

Послушайте, как говорится об этом в стихотворении.

Я ни о чем

Не прошу.

В гости я

Не приглашу.

Ребята, а из жадного ребенка может получиться хороший друг? А просто хорошим человеком он может стать? Автор считает, что из такого человека ничего хорошего не получится.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовешь его.

Честно, ребята, скажу -

С жадными

Я никогда

Не дружу.

Ребята, а вам жалко жадину? (Ответы детей).

Может, ему можно еще как-то помочь? Как вы думаете? (Простить его, научить делиться, первым предложить самому что-нибудь, подарить игрушку, не обижаться на него, не ссориться, может быть, он поймет - и исправится...)

Хорошо, что у нас в группе нет таких жадин. А если вдруг появится, мы с вами знаем, как ему помочь.

Ребята, а как можно назвать человека, который всем, что у него есть, делится с другими? (Хорошим, добрым, нежадным, щедрым, радушным и т.д.)

Послушайте стихотворение 3. Александровой и подумайте, о каком человеке здесь говорится: о жадном или о щедром?

Подарили нашей Вере

Шарик с красным петушком.

Ой, какой красивый шарик,

Все мечтают о таком!

Но поднялся ветер вдруг,

Шарик выхватил из рук.

Подошла к подружке Таня:

Ну, чего же мы стоим?

Шарик твой мы не достанем,

Так давай играть моим.

Посмотри, цветок на нем,

Будем с ним играть вдвоем.

Как зовут героинь стихотворения? (Вера, Таня.)

Какой шарик подарили Вере?

Как вы думаете, Тане понравился Верин шарик? (Конечно же, понравился, ей тоже хотелось бы играть с таким шариком.)

Что случилось с шариком? (Улетел.)

Что чувствовала Вера, когда шарик улетел? (Отчаянье, горе, жалость к шарику, обиду, что у нее теперь нет игрушки.)

Как вы думаете, если бы шарик у Веры не улетел, она дала бы Тане поиграть с ним? (Ответы детей).

Что сделала Таня, когда случилась беда? (Предложила свою игрушку для игры.)

Почему Таня так поступила? (Потому что она была добрая, отзывчивая, помогла в тяжелую минуту своей подруге, не пожалела своей игрушки, для нее важнее дружба, а не игрушки).

Ребята, а вы хотели бы дружить с Таней? Почему? (Ответы детей).

Хорошо, что у нас в группе очень многие дети похожи на Таню. И поэтому вы - дружные ребята.

Давайте поиграем в игру «Если бы...»

Что бы вы сделали...

Если бы у тебя, Саша, было одно большое яблоко?.. (Я бы поделился со всеми ребятами, разрезал бы ножом на много частей.)

Если бы у тебя, Марина, была новая, красивая кукла?.. (Я бы принесла ее в детский сад и дала бы поиграть всем ребятам.)

Если бы у тебя, Никита, была большая грузовая машина?.. (Я бы со всеми ребятами играл бы в игру «Строители».)

Если бы у тебя, Максим, были разноцветные карандаши и фломастеры?.. (Я бы раздал всем ребятам, и мы бы вместе рисовали.)

Если бы у тебя, Света, была бы одна маленькая конфетка?.. (Я бы подарила ее подруге.)

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье»

Программное содержание:

Познакомить детей с рассказом В.Осеевой «Печенье».

Учить детей понимать и оценивать характер главных героев.

Развивать у детей умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Прививать навыки культурного поведения в общении друг с другом.

Ход занятия

Ребята, я знаю, что вы все умеете здороваться. Но знаете ли вы, что здороваться можно по-разному.

Давайте попробуем поздороваться. Какие слова можно использовать для приветствия? (Добрый день, привет, доброе утро, приветствую вас и т.д.)

Молодцы ребята, вы очень воспитанные, знаете много вежливых слов.

А я знаю мальчиков, которые таких слов не знают!

Их зовут Миша и Вова. Из какого они рассказа, вы знаете?

Эти ребята из рассказа «Печенье» Валентины Осеевой.

Я вам предлагаю его послушать.

Чтение рассказа.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.

Вопросы по содержанию

Что сделали мама и бабушка в начале рассказа?

Что попросил у бабушки Миша? Как он сказал?

Как вели себя ребята вначале рассказа?

Знают ли мальчики вежливые слова?

Почему мама и бабушка стали грустными и замолчали?

Как вы считаете, правильно ли поступили мальчики?

Чем закончился рассказ?

Как бы вы поступили, если были бы на месте мальчиков?

Ребята, о чем этот рассказ? Чему он нас учит? (Быть вежливыми, внимательными друг к другу). Я думаю, что вы будете вежливыми и внимательными.

А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Слово наоборот»

Грустный-…, вежливый-…, жадный-…, добрый-…., быстрый-…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия во второй младшей группе (чтение художественной литературы). Рассказывание сказки "Петушок и бобовое зернышко"

Занятие с детьми младшего дошкольного возраста по приобщению к чтению художественной литературы...

проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "

краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...

Разделы: Работа с дошкольниками

Интеграция областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникации», «Познание», «Здоровье».

Цель: формировать чувство справедливости.

Задачи:

  • Образовательные: продолжать работу по формированию интереса к книге; помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью иллюстраций; учить правильно называть автора и название произведения; уточнить знания по теме «Фрукты».
  • Развивающие: развивать умение внимательно слушать сказки; используя разные приемы, развивать умение правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, оценивать поступки героев; развивать представления о литературных жанрах; обогащать словарь по теме.
  • Воспитательные: воспитывать эмоционально-образное восприятие текста; формировать понятия «дружба», «доброта», «справедливость», воспитывать желание поступать по справедливости.

Оборудование: кукла Каркуша, яблоко, сказка В.Сутеева «Яблоко» с иллюстрациями,

Предварительная работа: беседы с детьми о фруктах; чтение стихотворения У.Рашида «Наш сад»; отгадывание загадок о фруктах; раскрашивание яблок; упражнение «Наш сад», дидактическая игра «Четвертый лишний»; пальчиковая гимнастика «Компот», упражнение «Ежик и барабан», «Выжимаем сок», речедвигательная игра «Мы по саду шли…»;

Лексическая работа:

  • Дикая яблоня – яблоня, которая растет в лесу.
  • Свернувшись клубочком лечь, согнувшись.
  • Спросонок – не совсем проснувшись.
  • Лягнул – бить, ударять ногой.
  • Рявкнет – о животных, громко и отрывисто кричать.
  • Разделить на равные части – всем одинаково.
  • Уму-разуму научил – подсказал, как правильно сделать.
  • Справедливо – правильно, истинный (отражает действительность).
  • Рассудил справедливо – справедливо решил.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Прилетает Каркуша и приносит детям в подарок яблоко.

Каркуша спрашивает у детей: «Какое яблоко?»

Ответы детей: «Большое, спелое, румяное, ароматное, сладкое, вкусное, полезное, желтое». Каркуше не нравятся ответы детей. Она отвечает сама: «Одно-единственное».

Воспитатель: «Как же нам быть? Ребят много, а яблоко одно».

Каркуша: «Вот прочитаете сказку В.Сутеева «Яблоко» и узнаете, как вам быть».

2. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».

Первое чтение сказки.

Беседа по вопросам:

  1. Понравилась сказка?
  2. Как называлась сказка, и кто ее написал?
    В. Сутеев не только писатель, он еще был художником и рисовал к своим сказкам картинки, которые называются иллюстрации. Вот какие картинки В. Сутеев нарисовал к сказке «Яблоко».
  3. Вы запомнили героев сказки? (Заяц, Ворона, Ежик, Медведь).
  4. Из-за чего поссорились Заяц, Ворона и Еж? (Из-за яблока).
  5. Кто помирил наших друзей? (Медведь, Михаил Иванович).

3. Физминутка.

«Мы по саду шли…».

Мы по саду шли, шли, шли. Дети шагают.
В саду яблоню нашли. Изображают дерево.
А на ней висят бананы? (Нет, не бананы.)
На ней висят сливы? (Нет, не сливы.)
На ней висят груши? (Нет, не груши.)
На ней яблоки висят, Складывают кулаки, руки разводят в стороны.
Просят их сорвать ребят. «Бросают» руки вниз.
Дует, дует ветер, дует, задувает, Делают наклоны влево-вправо, руки вверху.
Спелые яблоки с дерева срывает. «Бросают» руки вниз.
Падают яблоки с веток на дорожки. Приседают, стучат кулачками по коленям.
Мы поможем яблочкам: положим Встают.
Их в лукошко.
Яблоки с земли возьми, Кладут кулачок одной руки на ладошку другой.
И в лукошко положи.

«Ежик и барабан».

С барабаном ходит ежик, Маршируют по кругу, играют на барабане.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Идут по кругу, руки за спиной.
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, То одной, то другой рукой подносят яблоко.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, Разводят руками.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, прыжки на месте.
Бум-бум-бум!
И удары раздавались, Прыжки.
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, Делают «ушки», приседают, дрожат.
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Закрывают глаза руками.
Бум-бум-бум!

Упражнение «Выжимаем сок».

Дети сжимают, разжимают кулачки, приговаривая:
Фрукты жмем, жмем, жмем, выжимаем.
Вкусный сок в чашку наливаем. «Наливают» из одного кулачка в другой.
Ах! Какой ароматный сок! Вдох носом, при выдохе произносим.

4. Второе чтение сказки.

Воспитатель второй раз читает сказку. Проводит развернутую беседу по вопросам.

  1. Кто увидел яблоко? (Заяц).
  2. Кто сорвал яблоко? (Ворона).
  3. Кто поймал яблоко? (Еж).
  4. Почему поссорились и даже подрались герои? (Каждый считал, что яблоко его, никто не хотел уступать).
  5. Кого попросили помочь? (Медведя). Как его звали? (Михаил Иванович).
  6. Как вы думаете, почему именно Медведя? (Самый большой, самый умный).
  7. Что рассудил Михаил Иванович? (Все правы и яблоко должны получить все).
  8. Как быть, я – одно? (Разделить на равные части).
  9. Почему и Медведю досталось яблоко? (Всех помирил и уму-разуму научил).

Итог беседы: не надо ссориться с друзьями и драться, надо позвать на помощь, он подскажет, рассудит по справедливости, никого не обидит.

5. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вы поняли, как нам быть с подарком Каркуши, с яблоком?

Дети: Надо разделить яблоко на равные части.

Воспитатель делит яблоко на всех детей и угощает. Хвалит детей за внимательное прослушивание сказки, правильные ответы.



Вверх