Конспект 8 главы евгений онегин. Изменения в Татьяне

Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока : Последняя встреча (Анализ 8 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Класс: 9

УМК: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М., Просвещение, 2012.

Цели для ученика

Обучающие :

Определить композиционную особенность и роль 8 главы в сюжетном развитии романа,

Развитие исследовательских навыков работы с текстом, с критической статьей, навыков анализа текста, устного монологического высказывания.

Развивающие:

Способствование развитию УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

Способствование развитию УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей);

- способствование развитию УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения и результата с предложенным эталоном).

Воспитывающие:

Способствование совершенствованию навыков этичного межличностного общения;

Формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе;

Способствование формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач в процессе обучения;

Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

Осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели для учителя

Образовательные:

Познакомить с композиционными особенностями и ролью 8 главы в сюжетном развитии романа;

Создать условия для выявления особенностей внешних и внутренних изменений в характерах героев;

Создать условия для понимания своеобразия финала романа.

Развивающие:

Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления,

Способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение и сопоставление эпизодов романа, отрывков критических статей, анализ, наблюдение, систематизация).

Воспитательные:

создать условия для воспитания бережного отношения к слову, видения красоты окружающего мира.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Традиционная

Опорные понятия, термины

Литературное произведение

Герой

Лирическое отступление

Тезис

Немая сцена

Новые понятия

Открытый финал

Нравственные уроки финальной сцены романа

Формы контроля:

Учебный диалог

Работа в группах

Самоконтроль

Домашнее задание

Эссе « Нравственные уроки финальной сцены романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Оргмомент урока

1 минута

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Метод стимулирования отношений долга и ответственности.

Коммуникативные :

оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

Готовность сторон работать по теме урока.

I I . Мотивация

3 минуты

Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Стимулирование положительной самооценки перспектив включения в УД.

Слушают внимательно учителя.

Отвечают на вопросы.

Словесная форма.

Личностные :

самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

III. Целеполагание

7 минут

Выступает со вступительным словом, в котором сообщает, о чем будет сегодняшний урок.

Дает задание просмотреть план 8 главы роман, определить композиционные особенности.

Восьмая глава оказывается не только сюжетным завершением романа, но и «органическим итогом и высшим моментом его творчества» (Ю. Лотман)

Слушают учителя.

Анализируют план 8 главы романа

Приложение 1.

Выявляют композиционные особенности:

В 8 главе зеркально отразился сюжет первых семи глав. История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, «проповедь» Онегина – «уроком», который дает герою Татьяна. Герои словно меняются местами.

Читают и определяют смысл высказывания Ю. Лотмана.

Рассуждают о предстоящей теме урока и его целях.

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные:

самоопределение в целях учебной деятельности.

Коммуникативные :

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

Получение установки на реализацию целей урока.

I V . Изучение нового
25 минут

а) Анализ образа Онегина в заключительной главе романа.

б) Анализ образа Татьяны в заключительной главе романа.

в) Анализ сцены объяснения Онегина и Татьяны.

в) Работа с отрывками из критических статей В.Г. Белинского и Ф.М. Достоевского.

в) Определение роли финала и смыслового итога романа.

Создаёт проблемную ситуацию.

Распределяет детей на группы для выполнения задания.

Дает задание для групповой работы.

Корректирует выполнение задания. Обобщает ответы учащихся и делает вывод об изменениях, произошедших с главным героем.

Ставит задачу на данном этапе урока.

Следит за групповой работой, помогает, направляет.

Слушает ответы групп. Корректирует их.

Руководит выявлением особенностей образа героини в 8 главе

Ставит задачу данного этапа.

Ставит задачу данного этапа.

Слушает и корректирует ответы учащихся.

Ставит задачу данного этапа.

Слушает и корректирует ответы учащихся.

Работают в группах.

Слушая письмо Онегина, выписывают ключевые слова.

Определяют лексическое значение слова постылый.

Обсуждают в группах и делают вывод: что произошло с Онегиным?

Работают в группах.

Читают текст, выписывают ключевые слова.

Обсуждают в группах и делают вывод: изменилась ли Татьяна?

Аргументируют свое мнение, используя текст.

Подготовленные учащиеся показывают инсценировку сцены объяснения Онегина и Татьяны.

Обсуждают в группах и делают вывод: почему Татьяна отвергает страсть Онегина?

Аргументируют свое мнение, используя текст.

Работают с отрывками из критических статей В.Г. Белин-ского и Ф.М. Достоевского, выписывают ключевые слова.

Приложение 2.

Обсуждают в группах и делают вывод: Кто же из них убедительнее, вернее понимает мотивы поступка Татьяны по отношению к Онегину и к собственному чувству?

Аргументируют свое мнение, используя текст критических статей и текст романа.

Читают высказывание В.Г. Белинского.

Приложение 3.

Высказывают свои мнения, почему автор счел необходимым оборвать сюжет.

Определяют понятие термина «открытый финал». Записывают вывод в тетрадь.

Групповая работа.

Исследовательский метод.

Групповая работа.

Исследовательский метод.

Творческая работа.

Групповая работа.

Фронтальная работа.

Личностные :

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.

Регулятивные :

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

V. Актуализация новых знаний.
Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений).

5 минут

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполняют задания в тетрадях.

Самостоятельная работа.

Записывают выводы по уроку.

Регулятивные :

Самоконтроль в форме письменного обобщения

- исследование условий учебной задачи, обсуждение способов решения.

Познавательные :

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные :

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Осознанно строят свои высказывания.

V I . Рефлексивно- o ценочный этап

3 минуты

Организует рефлексию.

Предлагает выразить впечатление от урока, кратко письменно продолжив фразы: «Я понял, что…»

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему).

Способность к оценочным действиям.

Учебный диалог.

Коммуникативные :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные :

рефлексия; оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний).
Личностные :
смыслообразование.

VII.Домашнее задание.

1 минута

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Эссе « Нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?»

Приложение 1

План 8 главы романа

1. Исповедь поэта.

2. Светский раут.

3. Страдания Онегина.

4. Его письмо.

5.Ожидание ответа.

6. Попытки борьбы со страстью.

7. Последнее объяснение.

Приложение 2

В.Г. Белинский. Отрывок из статьи «Сочинения Александра Пушкина» (статья девятая):

«Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным. В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, - все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения, и хитрые силлогизмы ума, светскою моралью парализовавшего великодушные движения сердца…Речь Татьяны начинается упреком, в котором высказывается желание мести за оскорбленное самолюбие:

Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее, нас

Судьба свела, и так смиренно

Урок ваш выслушала я!

Сегодня очередь моя.

Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?

Какой ответ? Одну суровость.

Не правда ль? Вам была не новость

Смиренной девочки любовь?

И нынче – боже! – стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь…

В самом деле, Онегин был виноват перед Татьяною в том, что он не полюбил ее тогда, как она была моложе и лучше и любила его! Ведь для любви только и нужно, что молодость, красота и взаимность! Вот понятия, заимствованные из плохих сентиментальных романов! Немая деревенская девочка с детскими мечтами – и светская женщина, испытанная жизнию и страданием, обретшая слово для выражения своих чувств и мыслей: какая разница! И все-таки, по мнению Татьяны, она более способна была внушить любовь тогда, нежели теперь, потому что она тогда была моложе и лучше!.. Как в этом взгляде на вещи видна русская женщина! А этот упрек, что тогда она нашла со стороны Онегина одну суровость? «Вам была не новость смиренной девочки любовь?» Да это уголовное преступление – не подорожить любовию нравственного эмбриона!..<…>

Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не любил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к её ногам жажда скандалезной славы… Во всем этом так и пробивается страх за свою добродетель…

Тогда – не правда ли? – в пустыне,

Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась… Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна;

Что муж в сраженьях изувечен;

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Я плачу… Если вашей Тани

Вы не забыли до сих пор,

То знайте: колкость вашей брани,

Холодный, строгий разговор,

Когда б в моей лишь было власти

Я предпочла б обидной страсти

И этим письмам и слезам.

К моим младенческим мечтам

Тогда имели вы хоть жалость,

Хоть уважение к летам…

А нынче! – что к моим ногам

Вас привело? Какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

В этих стихах так и слышится трепет за своё доброе имя в большом свете, а в следующих затем представляются неоспоримые доказательства глубочайшего презрения к большому свету… Какое противоречие! И что всего грустнее, то и другое истинно в Татьяне…

<…>

Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет её идолом, и страх его суда всегда будет её добродетелью…

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена; неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны…

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

Последние стихи удивительны – подлинно конец венчает дело! <…> Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана , – именно от-дана , а не отдалась ! Вечная верность – кому и в чём ? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны… Но у нас как-то всё это клеится вместе: поэзия – и жизнь, любовь – и брак по расчёту, жизнь сердцем – и строгое исполнение внешних обязанностей, внутренне ежечасно нарушаемых… Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить – значит для неё жить, а жертвовать – значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну; но общество пересоздало её…»

Отрывок из речи Ф.М. Достоевского о Пушкине, произнесенной 8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской словесности:

«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе – кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева. Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за «нравственный эмбрион». Это она-то эмбрион, это после письма-то ее к Онегину! Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать её: разве он знает душу человеческую? Это отвлечённый человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь. Не узнал он её и потом в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме Татьяне, «постигал душой всю её совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им; в том и трагедия их романа.

… Кто сказал, что светская, придворная жизнь тлетворно коснулась её души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были от части причиной отказа её Онегину? Нет, это не так было. Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает; она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о неё иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин.

И вот она твёрдо говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоза. Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про её религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака – нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним, несмотря на то, что сама же сказала ему: «Я вас люблю», потому ли, что она, «как русская женщина»(а не южные или не французская какая-нибудь), не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаяние почестей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям? Этому-то старику генералу, которого она не может же любить, потому что любит Онегина, и за которого вышла потому только, что её «с слезами заклинаний молила мать», а в обиженной, израненной душе её было тогда лишь отчаяние и никакой надежды, никакого просвета? Да, верна этому генералу, её мужу, честному человеку, её любящему, её уважающему и ею гордящемуся. Пусть её «молила мать», но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честной женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии? Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен. И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастие, остаться навеки счастливыми? Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с ее высокою душой, с ее сердцем, столь пострадавшим? Нет; чистая русская душа решает вот как: «Пусть, пусть я одна лишусь счастия, пусть мое несчастье безмерно сильнее, чем несчастье этого старика, пусть, наконец, никто и никогда, а этот старик тоже, не узнают моей жертвы и не оценят ее, но не хочу быть счастливою, загубив другого!» Тут трагедия, она и совершается, и перейти предела нельзя, уже поздно, и вот Татьяна отсылает Онегина. Скажут: да ведь несчастен же и Онегин; одного спасла, а другого погубила! Позвольте, тут другой вопрос, и даже, может быть, самый важный в поэме. Кстати, вопрос: почему Татьяна не пошла с Онегиным, имеет у нас, по крайней мере в литературе нашей, своего рода историю весьма характерную, а потому я и позволил себе так об этом вопросе распространиться. И всего характернее, что нравственное разрешение этого вопроса столь долго подвергалось у нас сомнению. Я вот как думаю: если бы Татьяна даже стала свободною, если б умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным. Надобно же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит, кто он такой: вечный скиталец увидал вдруг женщину, которою прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - да ведь в этой обстановке-то, пожалуй, и вся суть дела. Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет - свет, этот страшный авторитет для Онегина, несмотря на все его мировые стремления, - вот ведь, вот почему он бросается к ней ослепленный! Вот мой идеал, восклицает он, вот мое спасение, вот исход тоски моей, я проглядел его, а «счастье было так возможно, так близко!» И как прежде Алеко к Земфире, так и он устремляется к Татьяне ища в новой причудливой фантазии всех своих разрешений. Да разве этого не видит в нем Татьяна, да разве она не разглядела его уже давно? Ведь она твердо знает, что он в сущности любит только свою новую фантазию, а не ее, смиренную, как и прежде, Татьяну! Она знает, что он принимает ее за что-то другое, а не за то, что она есть, что не ее даже он и любит, что, может быть, он и никого не любит, да и не способен даже кого-нибудь любить, несмотря на то, что так мучительно страдает! Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь, - это «крест и тень ветвей над могилой ее бедной няни». О, эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее, эти образы одни только и остались ей, но они-то и спасают ее душу от окончательного отчаяния. И этого немало, нет, тут уже многое, потому что тут целое основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею. А у него что есть и кто он такой? Не идти же ей за ним из сострадания, чтобы только потешить его, чтобы хоть на время из бесконечной любовной жалости подарить ему призрак счастья, твердо зная наперед, что он завтра же посмотрит на это счастье свое насмешливо. Нет, есть глубокие и твердые души, которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор, хотя бы и из бесконечного сострадания. Нет, Татьяна не могла пойти за Онегиным».

Приложение 3

«Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца?- Мы думаем, есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки… Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего знать…» (В.Г.Белинский)

Онегин покинул свою деревню, где ему везде виделась окровавленная тень друга. Он некоторое время путешествовал, но потом вернулся в родную Москву. Вскоре на одном аристократическом рауте его внимание привлекла необычайно красивая дама безукоризненных манер, в которой, однако, не было ни малейшей чванности или надменности. Глаза всего света с невольным восхищением обращались на эту недавно появившуюся в Москве красавицу. Лицо её вдруг показалось Евгению знакомым. Ещё через миг он понял: это – Татьяна Ларина .

Оказалось, она стала женой хорошо знакомого Онегину князя. Узнав, что Евгений – её сосед по имению, князь подвёл его к ней. Татьяна была удивлена и поражена, но ничем не выдала этого. Она сказала Онегину несколько слов с любезным спокойствием и вскоре вышла, а он на некоторое время остался недвижим, потрясённый переменой, которая с ней произошла. Простая деревенская девушка превратилась в блестящую аристократку, величавую законодательницу зал.

Князь часто приглашал Евгения к себе в дом. Татьяна встречала там его с той же спокойной доброжелательностью, но не проявляла ни признака воспоминания об их прежней истории. Всё более увлекаясь Татьяной в её новом образе, Онегин вскоре понял, что влюблён, как дитя. Поднять её платок или накинуть ей на плечо боа теперь стало для Евгения высшим наслаждением. Однако время шло, а Татьяна отнюдь не проявляла к нему большей благосклонности.

Чувствуя, что любовь довела его до болезни, Онегин наконец решился написать Татьяне письмо со страстным признанием. Там объяснялось: встретив её когда-то, он совсем не остался к ней равнодушен, но заметив в своей душе проблеск чувства, поспешил затушить его , ибо не захотел терять дорогой свободы. Он думал тогда, что вольность и покой – замена счастью, но глубоко ошибся. Теперь видеть Татьяну – высшее для него блаженство. Встречаясь с ней, он обречён смирять волнение в крови, удерживать порыв обнять её колени. Не в силах больше скрывать своих чувств, он осмеливается раскрыть их ей.

Ответа не было. Вновь встретив Татьяну в свете, Евгений не заметил в ней ни следа смятения или сострадания. Казалось, что от неё веял лишь крещенский холод. Проклиная своё безумство, Онегин заперся в кабинете, вновь стал много читать, но и во время чтения в его уме всплывали воспоминания минувшего: деревня, тело Ленского и сельский дом, где у окна – она . Евгений одиноко провёл всю зиму, но весна несколько оживила его. В один тёплый солнечный день он сел в сани и примчался к Татьяне.

Она была дома одна. Отворившего дверь Онегина поразил её вид: читая чьё-то письмо, Татьяна рекой лила слёзы. В ней воскресла та прежняя наивная сельская девушка, которую он когда-то знал. Евгений упал к её ногам и целовал ей руку.

Татьяна стала убеждать Онегина, что любовь между ними теперь невозможна. Её судьба решена: она отдана другому и будет век верна ему, хотя, презирая светскую мишуру, она не раз жалела, что покинула простую, смиренную жизнь в деревне. Татьяна призналась: она никогда не забывала свою страсть к Евгению и теперь продолжает питать её. Но для него и для неё лучше не давать своим чувствам воли. (См.

Финальное объяснение Онегина и Татьяны. (Анализ эпизода из 8-й главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".)

Молодой дворянин Онегин, встречаясь с Татьяной, пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на ее любовь он реагирует благородно, но с опаской, отдавая себе отчет в том, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, что так поощряется в том самом злополучном обществе, от которого он хочет бежать.

В Онегине Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит им.

Это свойственно герою на протяжении всего романа - разочарование в том, что еще недавно так прельщало его, а теперь более не интересует, такая русская хандра, ощущение пустоты жизни, которое гнетет и заставляет человека возвращаться к своим истокам; в данном случае Онегин едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей ему. И вместе с тем он является типичным представителем столичной дворянской молодежи, сыном своей среды, в которой он чувствует себя как рыба в воде. И трудно говорить о том, является ли это его достоинством или недостатком. По крайней мере можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства представителей дворянского общества.

И вот прошло время, канула в Лету, как думает сам Онегин, история с дуэлью, вздорное чувство к Татьяне. Ему 26 лет, он томится "...в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел", и, вернувшись из путешествия, он на балу встречает даму, которая кажется ему знакомой. Тем более что красоту этой женщины не может затмить даже ослепительная красота Нины Вронской. Евгений в шоке.

Ужель та самая Татьяна,

Которой он наедине,

В начале нашего романа

В глухой, далекой стороне,

В благом пылу нравоученья,

Читал когда-то наставленья...

При следующей встрече в доме ее мужа князя N Онегин бесповоротно увлечен новой Татьяной. Это уже не простая деревенская девушка, а равнодушная княгиня, неприступная богиня царственной Невы. Но она не обращает на него внимания. Онегин пишет письмо, но не получает ответа...

Проходит зима. Встречаясь мимолетно с Татьяной, Евгений видит, что она "окружена крещенским холодом". Он перестает бывать в свете, пытается читать, но его преследуют видения: убитый им Ленский, сидящая за книгой у окна Татьяна. "На мертвеца похожий" Онегин приезжает к Татьяне. Никого не встретив в прихожей, он идет в комнаты и видит Татьяну в слезах, читающую его письмо.

О, кто б немых его страданий

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

Онегин падает к ее ногам. Следует сцена финального объяснения:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна уходит, а Евгений стоит "как будто громом поражен". Входит муж Татьяны, и здесь автор прощается со своим героем - спутником странным - в "минуту злую для него", и Татьяной - "верным идеалом".

Хотя Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой - порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразие и пустота этих "радостей и удовольствий" быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он "покинул свет, как это делали слишком немногие".

Онегин чересчур глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделяет его из толпы: "Мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум".

При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" - это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, ее сомнений и тревог, стремлений и надежд. Работа над романом была начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Поэтому первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Умом и сердцем автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени.

Белинский называл произведение «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». А вот Д. Веневитинов дал роману еще более поэтическое название - «цветок на поле нашей словесности». 8 глава произведения начинается лирическим отступлением, в ходе которого великий русский поэт размышляет о той роли, которую играет поэзия в его жизни. Он рассказывает о том, что в дни молодости к нему начала являться муза - именно таким образом и был предопределен его дальнейший путь. Пушкин также упоминает о том, что на его творчество обратил внимание сам Державин: «Старик Державин нас заметил…».

Главное открытие Онегина

Описание краткого содержания 8 главы «Евгения Онегина» школьник может начать с главных идей этой части произведения. Заключительная глава произведения интересна читателю тем, что именно в ней Онегин раскрывает для себя истинную нравственную силу Татьяны. Она никому не раскрывает своих чувств; и она также выбирает для себя верность супружеству. Анализ 8 главы «Евгения Онегина» показывает: она не отвечает на любовь Евгения, с одной стороны, по этой причине; с другой - его любовь является для Татьяны наивысшей ценностью. Она не хочет ее потерять - именно поэтому не хочет давать волю своим чувствам. В заключительной главе Пушкин жалеет своего героя, который не смог отыскать своего места в жизни. Он оказался совершенно чужим, «лишним» человеком. Однако когда речь идет о том, как относится Евгений к Татьяне, рассказчик начинает иронизировать. Проводя анализ 8 главы «Евгения Онегина», школьник может указать: полюбив княгиню, Онегин пока что совершенно не понимает тех мотивов, которые лежат в основе ее поведения: «Ужель та самая Татьяна!».

Начало главы

Роман по праву может быть отнесен к течению реализма. Ведь в нем отражена правда жизни. Характер главного героя можно во многом назвать типичным. После описания роли поэзии в своей жизни Пушкин снова говорит об Онегине, которому к тому моменту исполнилось уже 26 лет. И до сих пор он был неспособен найти себе хотя бы какое-нибудь достойное занятие. Краткое содержание 8 главы «Евгения Онегина» показывает, что главным героем «овладело беспокойство, охота к перемене мест». Онегин покидает деревню, где все напоминает ему о свершившейся трагедии, и отправляется путешествовать. Через некоторое время странствия тоже становятся для него скучными. Он снова возвращается в столицу. Несмотря на то что светские мероприятия уже много лет назад ему надоели, он начинает появляться на балах.

Новая Татьяна

Краткое содержание 8 главы «Евгения Онегина» знакомит читателей с дальнейшими событиями: на одном из таких столичных балов Онегин увидел Татьяну. Она очень изменилась внешне с того момента, когда они виделись в последний раз. И главный герой обращается к князю с вопросом о том, что за женщина в малиновом берете общается с испанским послом. Князь очень удивлен этому вопросу. Как может Онегин не знать последних новостей высшего света? Ведь особа в берете - это его жена. И этот ответ вызывает очень сильное удивление у Евгения.

Любовь к некогда отвергнутой Татьяне

Краткое описание событий, происходящих в этой части произведения, поможет ответить на вопросы 8 главе «Евгения Онегина». Встреча с Онегиным не производит никакого впечатления на Татьяну. Он искренне удивляется этому. И в этот раз Евгений всей душой ждет следующего бала, чтобы снова повстречаться с Татьяной. Главный герой видит, что из скромной провинциальной девушки она превратилась в настоящую неприступную богиню. Татьяна у всех вызывает искреннее восхищение. Она также усвоила хорошие манеры - никто и ничто не может вывести ее из равновесия. Онегин влюбляется в ту, которая когда-то оставила его равнодушным.

Главный герой совершенно теряет покой и сон, он постоянно думает о Татьяне. Каждый день он подъезжает к крыльцу ее дома только затем, чтобы еще раз ее увидеть. Для Евгения становится настоящим счастьем, если у него получается накинуть Татьяне на плечи боа, легко коснуться ее руки, поднять упавший платок. Но возлюбленная совершенно его не замечает - и она не притворяется. Татьяна абсолютно равнодушна к Онегину. Она спокойно принимает его в гостях, относясь к нему точно так же, как и к другим окружающим ее людям. Татьяна приветлива и доброжелательна в общении - но не более.

Признание в чувствах

Краткое содержание 8 главы «Евгения Онегина» рассказывает о тех душевных мучениях, которые начали преследовать главного героя: он «сохнет», и врачи, подозревающие у него чахотку, дают ему предписание отправляться на воды, чтобы поправить здоровье. Но он не хочет делать этого. Онегин понимает, что его гибель близка. Он полностью потерял смысл своей жизни; теперь главный герой пытается схватиться за последнюю надежду, словно за соломинку.

Он решается написать Татьяне послание, полное любви и страсти в надежде на то, что она его поймет и откликнется. В самом начале своего письма Евгений подчеркивает: он понимает, что Татьяна может его оскорбить, его последние может вызвать в ней презрение. Однако он не может держать свои чувства в себе. Евгений пишет о том, что когда-то, увидев искру страсти в Татьяне, он не смог оценить этой любви, воспринять ее всерьез и оценить по достоинству. Он не хотел лишиться своей свободы. Помимо этого, ситуация сложилась так, что из-за Онегина погиб Ленский. После произошедшего у него не было никакого выбора, кроме как оставить все и уехать как можно дальше.

Последняя надежда на любовь

8 глава романа «Евгений Онегин» повествует о парадоксальных переменах: когда-то Онегин был равнодушен к Татьяне, но теперь же одна лишь возможность наблюдать за Татьяной стала для него настоящим счастьем. Он пишет, что считает свою возлюбленную настоящим совершенством, готов пойти на все ради того, чтобы получить от нее хотя бы миг внимания. Он понимает, что сейчас дни его сочтены. Его последняя радость - это увидеть свою возлюбленную. Онегин просит прощения за свое послание, он также подчеркивает, что не в состоянии контролировать свои эмоции.

Но Татьяна никак не отвечает на страстное послание Онегина. Тот пишет второе, а после и третье письмо. Все они остаются безответны. И он решается увидеться с Татьяной лично. Она встречает Онегина очень сдержанно, у нее едва получается скрыть свое негодование. Онегин пытается увидеть в ней хотя бы немного сострадания. Но в ее лице можно прочесть лишь гнев.

Роман Пушкина «Евгений Онегин», 8 глава: последние сцены

Онегин осознает, что она уже не испытывает к нему ничего. Но ведь он сам способен думать только о ней одной, ничто другое не может его никак заинтересовать. Однажды он снова отправляется к Татьяне - больной и изможденный, больше похожий на мертвеца, нежели на живого человека. Онегин никого не встречает в прихожей, и сразу направляется в залу. И внезапно перед его глазами предстает странная картина.

Татьяна сидит в одиночестве, в слезах, и что-то читает. Это было письмо Онегина. По ней заметно, что ее переполняют переживания - она совершенно не может сдержать слез. Неприступная богиня снова превращается в простую девушку, которая когда-то была влюблена. Онегин падает к ногам Татьяны, но она просит его подняться. Княгиня также напоминает ему о том, что когда-то он отверг ее. Смысл 8 главы «Евгения Онегина» можно выразить словами Пушкина: «О люди! Все похожи вы на прародитель-ницу Эву». Человек не ценит любовь до той поры, пока она не становится недоступной - и в этом его главная трагедия.

Бесповоротное решение Татьяны

Она говорит о том, что по каким-то причинам Онегину оказалась не нужна любовь простой деревенской девочки. Ведь его ответ был абсолютно холодным - в нем не было никакой надежды для Татьяны. Не просто так эпиграфом к 8 главе «Евгения Онегина» стали слова Байрона: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай». Но она совершенно не склонна его винить. Скорее, наоборот, Татьяна благодарна Онегину за благородство. Она высказывает, что теперь, возможно, Онегин влюблен в нее из-за ее высокого положения. Хотя она и любит Евгения, но будет верна законному супругу. После этого он понимает, что даже если в душе Татьяны и остались тлеть угольки чувств, сознательно она никогда не даст им волю. В конце поэмы рассказчик прощается с читателями.

Вряд ли найдется другое такое произведение в русской литературе, которое бы имело столь значительную популярность на протяжении длительного времени, как «Евгений Онегин». 8 глава (краткое содержание) показывает сущность событий, раскрывает главных героев.

Данная статья будет полезна учащимся школы, которые проходят произведение по программе, и учителям словесности, если они имеют целью сделать уроки литературы качественнее и интереснее. Краткое содержание («Евгений Онегин», 8 глава) и анализ также пригодятся всем, кто желает освежить в памяти основные события. Тем, у кого нет времени перечитывать роман в стихах целиком, поможет приведенный ниже текст.

«Евгений Онегин», 8 глава: краткое содержание

Это заключительная часть великого произведения А.С. Пушкина, в которой происходит встреча Евгения с Татьяной. В начале главы говорится о том, что главный герой по-прежнему живет без особой цели, у него нет постоянных занятий, как и привязанностей, он до сих пор не женат. Одни события сменяют другие, и вот читатель видит Онегина на приеме у одного князя, своего давнего приятеля. Тот знакомит его с супругой, и Евгений с изумлением узнает в ней Татьяну. Но как переменилась она! Теперь ни за что нельзя было бы узнать в ней ту романтическую, нежную девушку, которая любила мечтать.

Татьяна, конечно, тоже узнала Онегина при встрече, но даже бровью не повела. Такое равнодушие вызвало в душе Евгения смятение, он старается отыскать на ее неприступном лице хотя бы тень прошлого, но не может. Татьяна настолько изменилась, похорошела, что едва ли можно было найти в ней следы прежней любви. Онегин долго мучается, переживает, но наконец решает объясниться с княгиней и отправляет ей письмо.

Однако послание остается без ответа, и он едет к ней, чтобы упасть на колени и рассказать о своей любви. Татьяна молча выслушивает его и выносит жестокий приговор: их чувство не будет иметь продолжения, она замужем, и поздно пытаться что-либо менять. Онегин застывает в изумлении, его поражает холодность молодой женщины. Вот основные события романа в стихах «Евгений Онегин» (8 глава). Анализ показывает трансформацию в душе героев, их внутренние изменения.

Каков Евгений?

В начале главы мы видим героя, который немного устал от жизни. Она успела ему наскучить, он не видит в ней цели, смысла. Онегину 26 лет, но он еще не сумел обрести самого себя, не знает, чему следует посвятить существование, не может найти девушку, которая стала бы ему супругой. Наступил момент, когда ищущий герой пресытился, он перестал искать и начал просто жить. Онегин много путешествует, предается мыслям, но выглядит потерянным и одиноким. Кажется, что он ни в ком не нуждается, и сам, очевидно, не нужен никому.

Изменения в Татьяне

Читатель встречает героиню по прошествии определенного времени. И вот перед нами уже не та наивная девочка Таня, какой она была когда-то. Татьяна стала светской дамой, она даже выучилась играть роль довольной жизнью женщины. У нее всего достаточно, она, кажется, довольна жизнью и удовлетворена.

Случайная встреча с Евгением, возможно, и выводит Татьяну из состояния душевного покоя, но она ни видом, ни взглядом не показывает своего смущения. Напротив, героиня держится настолько уверенно, что никто не может и помыслить о том, что она испытывает на самом деле.

Любовь жива

Воспоминания о былом чувстве заполонили душу главного героя. Евгений поражен метаморфозой, произошедшей с Татьяной. Он теперь не знает, как к ней подступиться, что сделать, какие слова произнести. Он стремится к встрече с ней и одновременно страшится ее. Смятение и отчаянное беспокойство овладело им. Евгений не знал покоя с того самого дня, когда увидел Татьяну в новом образе. Он не понимал, почему она так изменилась, не мог разгадать ее тайну. Вскоре он понял, что влюблен - не в ту прежнюю Таню, а в эту изящную молодую женщину, которая теперь сделалась для него недоступной.

«Евгений Онегин», 8 глава: письмо Онегина к Татьяне

В порыве сладостного чувства, внезапно охватившего сердце, Евгений пишет страстное послание. Он искренне раскаивается в том, что когда-то отверг любовь нежной девушки, которая, наверное, если бы он предложил ей, была готова даже без согласия родителей выйти за него замуж. Письмо Онегина к Татьяне показывает, насколько заблуждался сам герой, считая свободу высшей наградой и достоянием. Кажется, он готов даже плакать от постигшего его нового чувства. Теперь от любви страдает Евгений Онегин. 8 глава (краткое содержание) с деталями раскрывает глубокие душевные переживания героя.

Объяснение

На свое письмо, написанное в отчаянном порыве, Онегин не получает ответа. Проходит время, и молодой человек, надеясь на встречу, приезжает к ней домой. И что же он видит? Татьяна читает его письмо и не может сдержать слез! Значит, понимает он, все это время она лишь играла роль светской дамы! Евгений бросается к ней и падает на колени, обливаясь слезами, целует руки. Но… ничего поправить уже нельзя! Он читает ответ в грустных глазах Татьяны и понимает, что она не простила ему своего стыда и сердце ее до сих пор ранено.

Теперь она отказывает Онегину, подробно объяснив, почему так поступает. Она не говорит про свое настоящее счастье, не смотрит свысока и надменно, а напротив, признается, что чувство в ее груди еще не остыло, но это не имеет уже никакого значения, поскольку она будет хранить преданность своему мужу: «Я другому отдана, я буду век ему верна».

Большим драматизмом отличается «Евгений Онегин». 8 глава (анализ ее) демонстрирует трагедию любви, которая была упущена из-за гордости. Можно долго говорить о том, правильным ли оказался тот поступок, но каждый из героев в свое время отказал другому. Только Татьяна сделала это честнее и великодушнее, не скрывая собственных чувств.

Вместо заключения

В самом деле, нельзя отвергать человека, который нас любит. К сожалению, именно так поступил Евгений Онегин. 8 глава, краткое содержание ее наглядно демонстрируют, как ему пришлось жалеть о своем поступке. А.С. Пушкин изобразил историю личного предательства и поиск истины, опираясь на которую, стоит жить. Герои с честью выходят из этого испытания, но открытым остается вопрос: будут ли они в дальнейшем счастливы?

Всю суть отвергнутой любви показывает произведение «Евгений Онегин» (8 глава). План к сочинению по теме можно составить, опираясь на подзаголовки данной статьи.



Вверх