Когда ставится ь после шипящих. Урок по русскому языку "-ь- знак на конце глагола после шипящих"

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

Урок русского языка

Оборудование:

Схемы-опоры, плакаты «Мало уметь писать, надо уметь думать», «Хорошую речь хорошо и слушать», листы с текстом для групповой работы, карточки с заданиями разного уровня, сказка «Путешествие Ь», фонограмма . Компьютерное сопровождение урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов…

Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся. Будем писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.

II. Мотивация.

Учитель. Сегодня мы совершим удивительное путешествие в «Страну существительных», узнаем о приключениях одной буквы и её встрече с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.

III. Актуализация ранее усвоенных знаний.

Учитель. А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

Учитель. Назовите буквы, которые будем писать. Что вы можете сказать о них?

Учащиеся. Они обозначают шипящие звуки [ж], [ш] –твёрдые, [ч,], [щ,] –мягкие.

Учитель. Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился, и запишите его в тетрадь. Итак, отправляемся в путь! Кому как удобней: «по тропинке» или «по кочкам»?

Учитель. Дорожку нам проложили шипящие, но среди букв русского алфавита есть одна особая буква. Учёные называют её буквой – помощницей. Что это за буква? Вы не догадываетесь?

Учащиеся. Мягкий знак.

Учитель. Что вы можете сказать о мягком знаке?

Учащиеся: ь – не обозначает звука; (примеры: день – [д,эн,])

ь – обозначает на письме мягкость предшествующего согласного; (примеры: соль)

ь – разделяет согласный и гласный, чтобы они не сливались; (примеры: вьюга)

IV. Работа над новым материалом.

Путешествие в «Страну существительных» (Чтение сказки учителем на фоне музыки сопровождается полосками со словами, дети читают слова в полосках хором.)

Сказка.

Мягкий знак отправился в путешествие и мы вместе с ним.

Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел

У входа стоял Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.

Мы, существительные с шипящими на конце:

- А ты кто? – спросил сторож.

Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!

Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял

Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.

Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла

О чём ты плачешь? – спросила она.

Мягкий знак поведал свою печаль.

Не горюй, я буду с тобой дружить!

И я, – пропищала из норки

И моя Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.

Тут вмешалась мышь.

– Пусть запомнит

такую Мягкий знак - нам верный друг.

Учитель. Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом? (Ответы - предположения детей.)

Учитель. Что общего в этих словах?

Учащиеся. Это существительные, они оканчиваются на шипящий.

Учитель. Что за секрет кроется здесь?

Учащиеся. Существительные произносятся одинаково.

Учитель. На какие две группы они разделились? Слайд№1(слова из сказки в 2 столбика: ж.р. м.р.)

Учащиеся. На существительные женского и мужского рода.

Учитель. Девочки, прочитайте существительные женского рода (на слайде у сущ. появляется ь), мальчики, прочитайте существительные мужского рода. Так что же это за «секретик»? Сделайте вывод, когда пишется мягкий знак?

Учащиеся. У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.

Учитель. Приоткроем «секрет». Верно ли наше предположение?

Учащиеся. Да, верно.

Учитель. Проверьте себя по учебнику. (Чтение правила стр.170).

V. Закрепление.

1. Коллективная работа с текстом.

Учитель. Отправился Ь дальше и попал в цирк и встретился там с ребятами (Открывается опора), глядя на которых, вы будете помнить правило нашего урока:- Кто объяснит, как будет работать опора? (У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.)

А мы попробуем догадаться, с кем из ребят-дрессировщиков подружится Ь? Найдите упражнение 450. Напишите существительные в 2 столбика - по родам: (луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь)

По цепочке у доски, все в тетради.

2.Физкультминутка. Поищем слова из темы урока. Может они под стул закатились слева (наклоны влево ), может под парту справа (наклоны вправо )? Может гости слева видели, может гости справа (повороты )?

3. Работа в группах.

(Каждой группе даётся деформированный текст; слова - подсказки рассредоточены по классу : рож?, мыш?, плач?, сыч?, ноч?, тиш?, камыш?.) – (мет. Базарного)

Учитель. Вставьте подходящие по смыслу существительные в данные предложения. Вы их найдёте на информационном поле.

Текст.

Дорога шла через …. Вот пробежала …. В роще послышался …. Это … затянул песню. Вот и река. Наступила … и ловля началась. Кругом стояла …. … шептался с рекою. (1 ученик из каждой группы зачитывает ответ)

4. Слова – загадки.

Учитель. Запишите отгадки. Обозначив род сущ. (2 ученика за доской).

Человек, который играет на скрипке (скрипач м. р.)

Первая, прилетающая к нам весной птица (грач м. р.)

Маленький ребёнок (малыш м. р.)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ м. р.)

Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником (ключ м. р.)

Способность говорить. Она бывает устной и письменной.

(речь ж.р.)

(Взаимопроверка) Итог: - Поднимите руку, кто написал на «5», на «4»?

4. Творческая самостоятельная работа.

Учитель. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?

Учащиеся. Прочитайте предложения. (Открывается набор предложений, слайд №2).

Я и мой товарищ(?) пошли удить рыбу.

Ребята пошли в лес.

Дорога к реке шла через рож(?).

Крик и смех нарушили лесную тиш(?).

Вот и речка.

Испугались звери и птицы.

Мы закинули удочки.

Ёж(?) шуршит по сухим листьям.

Учитель. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Учащиеся. Нельзя, так как в тексте предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.

Учитель. 1 вариант – выпишите предложения на тему “Рыбалка”.

2 вариант – выпишите предложения на тему “В лесу”.

Распределите эти предложения в нужном порядке. Придумайте 2–3 предложения, употребив записанные ниже слова так, чтобы получился текст.

Итог: - Теперь прочитаем, какие получились тексты. Назовите слова с шипящими на конце, в которых вы написали ь?

5.Контроль полученных знаний.

Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили секрет урока: «Написания Ь», мы поработаем по карточкам, в каждой из которых 3 задания. Кто выполнит одно задание, тот получит оценку «3», два задания - «4», три задания – «5».

1 задание

Вставь, где нужно мягкий знак:

Шалаш.., помощ.., реч.., ключ.., доч.., ландыш…

2 задание

Вычеркни лишнее слово:

Врач?, рож?, тиш?, реч?, глуш?, молодёж?.

3 задание

Подбери к прилагательным, подходящие по смыслу существительные с щипящими на конце:

Колючий.. , горячая …. ,резиновый … ,летучая …. ,тёмная ….,

солнечный….

VI. Итог урока. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали о существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?

Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску
.

VII. Домашнее задание на выбор.

    Упражнение 454

    Напишите мини - сочинение на тему «Мой товарищ»,

используя существительные с шипящими на конце.

    Мягкий знак в словах не пишется в следующих случаях:

    • у существительных мужского рода : кирпич, ландыш, пляж, выигрыш, товарищ, обруч, экипаж, шалаш, ералаш;
    • в существительных в форме родительного падежа множественного числа: нет галош, несколько туч, много задач, поиск сокровищ;
    • у кратких прилагательный мужского рода : горяч, могуч, скрипуч, сыпуч, шипуч, пахуч, похож, живуч, дремуч;
    • у существительных, заканчивающихся на -ня в форме родительного падежа множественного числа: песня - много песен, харчевня - много харчевен. Слова исключения: дыня - много дынь, барышня - много барышень, боярышня - боярышень, разиня - разинь, деревня - деревень, кухня - кухонь.
  • Мягкий знак после шипящих на конце слова не пишется, как уже было указано,у существительных мужского рода 2 склонения: плаЩ, блиндаЖ, силаЧ, плюЩ, ловкаЧ.Существительные женского и среднего рода также могут обходиться без мягкого знака, но, в отличие от мужского рода, употребленные во множественном числе родительном падеже:

    задача - задачи - (нет) задаЧ

    крыша - крыши - (нет) крыШ

    неудача - неудачи - (без) неудаЧ

    хранилище - хранилища - (нет) хранилиЩ

    училище - училища - (много) училиЩ

    Не следует путать существительное женского рода тушь (краска для ресниц) с существительным мужского рода, которое мягкий знак на конце теряет - туш (торжественный марш), и, конечно, с родительным падежом множественного числа: туша - туши - (нет) туШ.

    Но не только имена существительные могут похвастаться отсутствием мягкого знака после шипящих: краткие прилагательные также не любят эту буковку на конце слова:

    похожий - (каков?) похоЖ

    дремучий - дремуЧ

    пахучий - пахуЧ

    линючий - линюЧ

    Наречия, оканчивающиеся на шипящий, обычно пишутся с мягким знаком - навзниЧЬ, наотмаШЬ.

    Отличились только три из них, хорошо запоминающиеся старшеклассницам, - уЖ, замуЖ, невтерпЖ.

    И ещ добавим частицы АЖ и УЖ: Уж небо осенью дышало... Аж мороз по коже...

    Подведм итог.

    Ь (мягкий знак) после шипящих на конце слова ПИШЕМ:

    1. в глаголах и глагольных формах;
    2. в существительных женского рода 3 склонения;
    3. в наречиях (3 исключения)
    4. в частицах (кроме АЖ, УЖ)

    Ь (мягкий знак) после шипящих на конце слова НЕ ПИШЕМ:

    1. в существительных мужского рода 2 склонения;
    2. в существительных множественного числа родительного падежа;
    3. в кратких прилагательных;
    4. в наречиях Уж, Замуж, Невтерпж.
  • Мягкий знак после шипящих не пишется:

    1. У существительных мужского рода единственного числа. Грач, врач, мяч, лещ.
    2. У существительных множественного числа в родительном падеже. Плеч, туч, ниш.
    3. У имен прилагательных в краткой форме. Могуч, тянуч, вонюч, пригож, хорош.
    4. У местоимений. Наш, ваш.
    5. На конце отчеств. Петрович, Львович.

    Также мягкий знак не пишется у слов исключений - уж, замуж, невтерпеж и на конце частиц ж, уж.

    В русском языке всего-навсего четыре шипящих. Это Ш, Щ, Ж и Ч. Других шипящих не бывает. И очень важен факт, что два из них - всегда тврдые (Ж и Ш), а оставшиеся два - всегда мягкие (Ч и Щ). Таким образом, мягкий знак не поможет смягчить тврдые шипящие, а его отсутствие не поможет отвердить мягкие. Это очень важно знать, чтобы понять: присутствие или отсутствие мягкого знака после шипящих в конце слов является грамматической подсказкой. Но в то же время и загадкой, если мы не знаем, как правильно написать.

    Мягкий знак НЕ пишется:

    1. В конце существительных мужского рода. При этом не нужно определять склонение, так как оно а ) вс равно будет вторым; б ) не важно. Например: куш, луч, туш.
    2. В конце существительных женского рода, находящихся в форме родительного падежа множественного числа. В этом случае желательно определить и род, и число. Иначе можно не понять, что это за слово, например, рощ? Например: кущ, рощ, туч, туш.
    3. В конце соответствующих кратких прилагательных мужского рода. Впрочем, род и не может быть в нашем контексте иным. Например: могуч, жгуч, кипуч, колюч.
    4. На конце некоторых частиц. Например: аж, да уж, уж, ж, хорош. И в некоторых менее часто используемых.
    5. В конце известнейшей троицы наречий уж - невперпж - замуж.
    6. В некоторых иностранных именах собственных женского рода. Не будем приводить примеры, чтобы не создавать возможной визуальной путаницы.
  • у существительных мужского рода мягкий знак не пишется: КАМЫШ,КИБАЛЬЧИШ, МАЛЫШ, СТУКАЧ, а у существительных женского рода пишется: ДОЧЬ,МЫШЬ, МЕЛОЧЬ, БЕСТОЛОЧЬ. в глаголах II лица единственного числа мягкий знак ставится: ТЫ ПИШЕШЬ,ЧИТАЕШЬ, СЧИТАЕШЬ. в глаголах III лица ед. числа мягкий знак не ставится: ОН ПИШЕТ, ЧИТАЕТ, СЧИТАЕТ.


Ранее, мы научились определять спряжения глаголов по их личным окончаниям. Поговорим подробнее о написании личных окончаний глаголов, а также об употреблении мягкого знака после шипящих на конце глагола.

Правописание личных окончаний глаголов

С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:

Слова кипеть , кипишь , следишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).

В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:

Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помнить , гладить .

Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на

-ать, -оть,

-ять, -ыть

-еть, -уть.

Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить. Легче всего их запомнить с помощью стишка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть,

Вы запомните друзья,

Их на –е спрягать нельзя.

Составим таблицу безударных окончаний глаголов:

I спряжение

II спряжение

-е-

-ут, -ют (в 3-м лице мн.ч)

-и-

-ат, -ят (в 3-м лице мн.ч)

2 глагола – исключения на -ить :

бр ить ,

стел ить

глаголы в неопределенной форме, с окончаниями на

Ать , -оть , -уть , -ять , -еть , -ыть

стир ать

кол оть и т.д .

глаголы в неопределенной форме на –ить :

служить ,

крушить и т.д.

7 глаголов – исключений на –еть :

видеть , ненавидеть , смотреть ,

зависеть , вертеть , обидеть , терпеть

4 глагола – исключения на –ать :

гнать , держать , дышать , слышать

Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:

Я хочу , бегу

Ты хочешь , бежишь

он хочет , бежит

Мы хотим , бежим

Вы хотите , бежите

Они хотят , бегут

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.

Например, глагол победить . Вместо первого лица единственного числа, говорят:

Я хочу победить или я постараюсь победить .

Итак, для того, чтобы проверить правильность написания окончания глагола, следует рассуждать следующим образом:

1. Определяем окончание глагола (ударное или безударное).

Если ударное, то это и есть проверка. Если безударное, рассуждаем дальше.

2. Ставим глагол в неопределенную форму и проверяем его окончание:

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения – пишем в окончании –и, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ат или –ят .

3. Проверяем, не входит ли глагол в список исключений на –ать и –еть .

Если входит, то это глагол II спряжения, в окончании пишем –и :

ненавидеть – ненавидишь – ненавидит .

Если не входит, то это глагол I спряжения, в окончании пишем –е, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ут или –ют .

Например:

Закрут..шь .

Этот глагол стоит в будущем времени, во 2-м лице и в единственном числе:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – закрут ить – окончание –ить – это II спряжение, в окончании пишем –и : закрутишь .

Завис..т .

Этот глагол в настоящем времени, в 3 лице, множественного числа:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – зависеть – окончание –еть .
  3. Глагол входит в список исключений – это II спряжение, глагол в 3 лице, множественного числа, окончание –ят : зависят .

Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов

Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице, в единственном числе оканчивается на шипящий –ш . В этом случае после –ш пишется мягкий знак:

бежишь , кричишь , поёшь .

Мягкий знак пишется и перед –ся :

смотришь ся, завиваешь ся .

Следует запомнить, что для употребления мягкого знака после шипящих можно не определять формы глаголов, так как:

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется ВСЕГДА , он сохраняется и перед –ся и –те :

кричишь

беречь – беречься

режь – режьте .

Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и , е , ю , я , например: карьер,вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружьё, ночью, рожью, воробьиный, курьёзный,лисье, лисью, лисьи, чья, чьё, чью, пью, шью. Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например:батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон,шампиньон. § 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч , щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь, и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше. Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной,ь пишется в следующих случаях: Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки(нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).Для обозначения мягкости л , например: сельдь, льстить, мельче,пальчик.Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик. Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия, гулливый. § 73. Буква ь пишется также в следующих случаях: В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девятьсложных числительных, в которых склоняются обе части, например:пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят,восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью),шестнадцать и т. п.В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми, такжечетырьмя.В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься ,исправьте; взвесь - взвесься , взвесьте. § 74. Буква ь не пишется: В прилагательных с суффиксом -ск- , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский(Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский,декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например:юньнаньский (от Юньнань). В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных , например: вишня - вишен, вишенка; бойня - боен; читальня - читален; но: баня - бань, банька; яблоня - яблонь,яблонька; также деревня - деревень, деревенька; барышня -барышень; кухня - кухонь, кухонька. § 75. После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях: На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь - несёшься, носишь - носишься, примешь - примешься.На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь - мажься; спрячь - спрячься;ешь.Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте - мажьтесь; спрячьте - спрячьтесь; ешьте.На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся , например: стричь, стричься.Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь, вскачь,прочь, а также в наречии настежь.На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.



Вверх