Кобальтовая сетка императорский. Блокадный узор. Что такое кобальт

Ах, какой холодной выдалась блокадная зима 1942 года!.. Казалось, ледяные узоры всюду: на замерзших окнах неотапливаемых квартир, в толстом льду застывших водоемов, который тщетно пытались разбить слабые руки истощенных жителей Ленинграда. Люди, превратившиеся в тени. Изголодавшиеся, измученные, уставшие от слез и потерь. Одной из этих бесплотных блокадных теней была Анна Адамовна Яцкевич, художница Ломоносовского фарфорового завода. В 1942 году ей было 38 лет. Она жила на набережной реки Фонтанки в одном из дворов-колодцев - типичных для города на Неве. Мать и сестра умерли от голода, а Аня выжила. Она камуфлировала корабли, прижавшиеся к Невской набережной возле завода. Да-да, делала их невидимыми для врага - с помощью обыкновенных красок по фарфору.

Все-таки Анна была немножко волшебница… Темноволосая, худенькая до прозрачности, удивительная фантазерка, даже в эти страшные дни она могла увидеть красоту в обыкновенном. И в заклеенных крест-накрест окнах ей виделись геометрические формы.

Позже они превратятся в самый известный узор Ломоносовского фарфорового завода, ставший его знаком, его фирменным стилем.

Каждый знает этот простой и элегантный рисунок - «Кобальтовая сетка».

Тонкие перекрещенные диагональные линии создают многомерную композицию; каждое пересечение венчается крошечной золотой звездочкой. Форма чайного сервиза «Тюльпан» была разработана художником Ломоносовского фарфорового завода Серафимой Яковлевой, а узор «Кобальтовая сетка» - Анной Яцкевич.

Конечно, мастера не знали, что создают шедевр, на многие десятилетия определивший фирменный стиль ЛФЗ.

Каким был победный 1945 год для Анны Яцкевич? Город приходил в себя после войны. Люди возвращались к мирной жизни.

Хотелось верить, что все страшное, все потери остались в прошлом. Что не вернется уже сковывающий руки зимний холод, что жизнь будет сытая, безбедная, главное - мирная. У каждого за плечами осталось свое кладбище из близких людей. Наверное, и Анна, набрасывая знаменитую «сетку», знала, что не сможет забыть свои потери, близких, умерших во время блокады, окна, заклеенные крест-накрест… Золотые звездочки - это их души, застывшие навсегда в темном морозном небе. А может быть, надежда на лучшее, ведущая за собой.

Научный сотрудник Эрмитажа Н. Щетинина вспоминает: «Сервиз появился в конце 1944 года. Он стал своеобразной квинтэссенцией предыдущих поисков и достижений, новых тенденций в развитии искусства фарфора… Первую пробу автор сделала кобальтовым карандашом. Но так кобальт ложился неровно, не получалось равномерно наполненных цветом линий. Было решено наносить рисунок кистью... В 1950 году ученица А. А. Яцкевич, О. С Долгушина, под ее руководством исполнила окончательный вариант росписи сервиза, который и внедрили в производство».

Именно этот сервиз и представлен в витрине советского зала отдела Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода».

Кто-то усматривал в «Кобальтовой сетке» мотивы знаменитого сервиза «Собственный» времен императрицы Елизаветы Петровны.

Золоченая сетка с пурпурными незабудками и правда хороша. Но «Собственный» несет другую энергетику. Праздничный, дворцовый, парадный. Царский пышный двор далек от питерской сдержанности, морозной простоты «Кобальтовой сетки».

Каждый год Анна ездила из промозглого холодного Ленинграда на Кавказ, в Новый Афон. Там течет в горах непокорная речка Бзыбь. Домой Анна приезжала, дочерна загоревшая, напитавшаяся южным солнцем. И вновь принималась за работу. Расписывала громадные вазы портретами вождя народов и мотивами Московского метрополитена. Придумывала узоры для сервизов.

Именно она, кстати, еще до войны, изобрела легкий и изящный вензель «ЛФЗ », на долгие годы ставший его логотипом. Своей семьи Анна Адамовна так и не создала. Но у нее была любимая племянница - Муза, которая тоже посвятила жизнь работе на заводе.

После одного из своих отпусков на речке Бзыбь Анна Яцкевич заболела и в мае 1952 года на 48-м году жизни скончалась. Как жаль, что она не узнала о триумфе «Кобальтовой сетки»...

В 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка ЕХРО-58. СССР со своими работами занимал там целый павильон. Были широко представлены и изделия Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени фарфорового завода имени Ломоносова. Сервиз «Кобальтовая сетка» произвел фурор и был удостоен «Золотой медали». А потом ему присвоили и «Знак качества СССР», а главное - народ полюбил его и принял. Иметь «сеточку» почетно в любом доме и сегодня.

Годы идут, а «Кобальтовая сетка» живет. Она появляется все в новых модификациях, на самых разных фарфоровых изделиях. Если долго вглядываться в простой и лаконичный узор, то кажется, будто тебе открываются неведомые геометрические миры - как в калейдоскопе. Они складываются в разные картинки, встречаются и разбегаются, пересекаются вновь… Кажущаяся простота геометрического рисунка скрывает целый мир и целый Космос - для каждого свой. Наверное, в этом и заключается подлинный гений художника.

February 3rd, 2018 , 12:23 am

Тонкий и звонкий фарфор, из которого сделана эта чашка, белейший, полупрозрачный костяной, выпускается в России только на Императорском фарфоровом заводе, бывшем Ломоносовском, бывшем же Императорском. Костяной он потому, что почти наполовину состоит из костной муки, которая делает его таким легким, тонким и белым. А рисунок на чашечке - самая знаменитая, самая узнаваемая роспись петербургского завода - «Кобальтовая сетка», орнамент из перекрещивающихся косых темно-синих линий с золотистыми звездочками в местах их пересечения.

Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич. Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой.

Фарфоровый кофейный сервиз, форма «Тюльпан», рисунок "Кобальтовая сетка",
Императорский фарфоровый завод.

В 1958 году «Кобальтовая сетка» - простой и элегантный узор, покорила мир. В том году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда - за узор и форму сервиз получил золотую медаль.

Художник ГФЗ имени Ломоносова А. А. Яцкевич расписывает сервиз «Московское метро».
Фото Н. Cэкке октябрь 1936 года.

Анна Адамовна Яцкевич в 1930 году закончила Ленинградский художественно-промышленный техникум и с 1932 года до самой своей смерти в 1952 году проработала на ЛФЗ художником по росписи фарфора. Но узнать, какой огромный успех выпадет на долю ее росписи, Яцкевич не успела: когда «Кобальтовая сетка» неожиданно для всех получила высшую мировую награду, Анны Адамовны уже не было в живых. Ей было всего 48 лет и она ушла так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора…

Художник ГФЗ имени Ломоносова А. А. Яцкевич расписывает вазу к XVIII съезду ВКП(б).
Фото П. Машковцева 3 марта 1939 года.

Зато теперь каждый, кто пьет кофе из чашечки с таким рисунком, сам того не зная, отдает дань памяти художнице и трагедии - личной и всей страны.

Как же возник узор «Кобальтовая сетка»?

Есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него.

Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз - произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» (франц. - мостить булыжником) по кобальтовому фону, букетами полихромных цветов в резервах, обрамленных золотыми рокайлями.

Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще.

Тарелка из сервиза «Собственный» императрицы Елизаветы Петровны, 1756-1762 гг.
Производство Невская порцелиновая мануфактура (с 1765 г. - Императорский фарфоровый завод).

Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1840-х годах «Кобальтовый сервиз» находился в Гатчине, в Приоратском дворце, и именно тогда он был пополнен на ИФЗ.

В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.

Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным - сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки.

Сама же Анна Адамовна рассказывала о создании «Кобальтовой сетки» иначе. Кроме профессии художника по фарфору, Яцкевич имела квалификацию оформителя книг и плакатов. Стажировку проходила в городе Волхове. Затем её направили на Ленинградский завод, где в то время организовали художественную лабораторию. Когда началась война, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться. Урождённая ленинградка, она все 900 блокадных дней провела в родном городе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать (отец скончался задолго до войны), жила на Набережной Фонтанки. И всю блокаду работала на своём любимом заводе. При помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода, занималась камуфляжем кораблей.

А линии узора самой знаменитой и узнаваемой росписи петербургского завода - «Кобальтовая сетка», орнамент из перекрещивающихся косых темно-синих линий с золотистыми звездочками в местах пересечения были навеяны их автору косыми линиями прожекторов, прочерчивающих небо в поисках немецких бомбардировщиков и бумажными лентами, наклеенными на оконные стекла, чтобы не разбились от взрывной волны.

Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея.

Чайный сервиз «Кобальтовая сеточка». Автор и исполнитель росписи А.А. Яцкевич, ноябрь 1944 года.
Форма «Тюльпан», автор С.Е. Яковлева, 1936 год. Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, роспись золотом, цировка.
Из собрания Государственного Эрмитажа.
Воспроизведение факсимиле автора на дне чайника.

«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», она удачно обыгрывала его и придавала ему торжественность.

Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ (ИФЗ) и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода - она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.

Эта роспись на фарфоре - не только визитная карточка одного завода, но и бренд Петербурга

Массово выпускать сервизы с декором «кобальтовая сетка» на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова начали в 1950 году — потому в 2015-м и отмечают 65-летие этой особой росписи. Но на деле, как рассказывают на заводе, сеточка создавалась еще в военную пору. Ее автор — художница завода Анна Адамовна Яцкевич. Легенд о том, что стало для нее импульсом в создании этого узора, — не одна.

Есть версия, что узор был создан в память о за-клеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. Есть предание, будто мотив декора был навеян трещинами во льду на Неве и морозными узорами на окнах, регулярно возникавшими в скудно отапливаемых помещениях фарфорового завода.

Но, как говорят искусствоведы, на самом деле в военную пору идея кобальтовой сетки была навеяна Анне Яцкевич изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским Собственным сервизом. На новой Невской порцелиновой мануфактуре, как назывался при своем основании этот завод на берегу Невы, сервиз был создан Дмитрием Виноградовым в 1756 году для императрицы Елизаветы Петровны. Его декор — золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий. Кобальтовая сетка на своих пересечениях — с золочеными пчелками, как называют на заводе эти завершающие штрихи узора. Сетку расписывают вручную, пчелок наносят штампиком.

В прошлом веке кобальтовую сеточку туристы и гости города непременно везли домой как главный сувенир из Ленинграда — попутно с конфетами «Мишка на Севере». В нашем веке был период подделок, но фальшивый кобальт легко отличить: он обычно на фаянсе, линии размыты, нет золоченых пчелок и фирменных клейм завода.

Журналисты Петербурга, посетившие завод в празд-нование 70-летия создания и 65-летия производства этого по сути городского бренда, смогли увидеть кобальтовую сетку в ее развитии. Теперь уже есть и пурпурная сетка (ее называют «блюз»), и кобальтовая клетка, и кобальтовые полоски — отсылка к тельняшке. Как рассказывают на заводе, в настоящее время несколько видоизмененный рисунок «кобальтовая сетка» выпускается более чем на 100 наименованиях изделий.

Однако сегодня, когда цена чайной чашки с блюдцем в классической росписи «кобальтовая сетка» доходит почти до двух с половиной тысяч рублей, фарфор из Северной столицы перестал быть столь массовым и народным, как в прежние времена, когда он имелся практически в каждом ленинградском доме. В 2005-м из демократического ЛФЗ предприятие, нынче частное, переименовалось в ИФЗ — Императорский фарфоровый завод.

По словам Татьяны Тылевич, генерального директора ОАО «Императорский фарфоровый завод», «кризис не мог не коснуться системы сбыта, потому что покупательная способность населения падает существенно и, конечно, наш продукт не первой необходимости. Конечно, затраты на сырье, на материалы, которые у нас в евро и в долларах — все достаточно существенно возросли». Этим также объясняются не самые демократичные цены ИФЗ.

Павлова Инна Анатольевна

Цель моей статьи - рассмотреть художественные особенности одного из самых популярных современных рисунков тиражируемых изделий Императорского фарфорового завода, который вошел в его историю под названием «кобальтовая сетка».

Для этого было необходимо ознакомиться с историей Императорского фарфорового завода и музея при нем. Изучить ассортимент выпускаемых изделий и выделить самые популярные, являющиеся брендом фирмы, представить творчество самых известных художников предприятия в создании формы изделий и росписи.

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи. Императорский фарфоровый завод, он был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы, стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Талантливым русским ученым Д.И.Виноградовым (1720-1758) был открыт секрет изготовления «белого золота». составлено научное описание фарфорового производства.

В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. по распоряжению Николая I на заводе был основан музей -как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260 летнюю историю первого фарфорового завода России.

В наше время Завод специализируется, на выпуске изделий, которые декорируются надглазурной и подглазурной росписью, ручным, механизированным и комбинированным способом нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Широко применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ. По заказу завод изготавливает реплики из музейных коллекций продукцию в широком диапазоне: от домашнего сервиза и памятного сувенира — до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков. Так, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга все столы на торжественных приемах были накрыты посудой с маркой «ЛФЗ».

Продукция с маркой «ЛФЗ» (введена в 1936 году) экспортируется в высокоразвитые страны мира, такие как США, Германия, Франция, Англия, Канада, Швеция, Норвегия, Япония и др.

На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» (С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич), удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Широко известны в России и за рубежом изделия по образцам народных художников России: А. В. Воробьевского и И. И. Ризнича, академика Академии художеств Н. П. Славиной, И. С. Олевской и художников Н. Л. Петровой, Т. В. Афанасьевой, Г. Д. Шуляк.

Мотив «Кобальтовая сетка» стал визитной карточкой завода. Данный мотив можно часто встретить на банерах городской рекламы. Вряд ли есть человек который не видел данного рисунка, но далеко не каждый знает историю и автора мотива кобальтовой сетки. Узор был придуман художницей Анной Яцкевич. Выпускницей Ленинградского художественно-промышленного техникума. Роспись была придумана для чайного сервиза формы "Тюльпан" (по модели Серафимы Яковлевой) в 1946 году (иногда называют 1950 год). Сначала сеточка Яцкевич была золотой (1945г.) — сервизы с таким декором выпускались сразу после войны, а затем художница создала знаменитую "Кобальтовую сетку".

Как и любое произведение ставшее легендарным вокруг истории создания образовываются различные версии. До подлинно не известно, чем вдохновлялась талантливая художница, однажды она озвучила версию, того что рисунок был создан в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. Так же есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II.

Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным - сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. Впоследствии этот декор стали применять и для украшения других изделий завода: кофейных и столовых сервизов, всевозможных чашек, вазочек и сувениров (в частности наперстков). Сервиз получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

С той поры "Кобальтовая сетка", как ее называют сейчас, завоевала весь мир. Отмеченный наградой сервиз, не готовился к конкурсу специально, а входил в ассортимент заводской продукции.

Талантливая художница не дожила до триумфа своего узора. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее рисунок стал символом русского фарфора и о своем триумфе в Брюсселе. Сервиз с росписью «Кобальтовая сетка» является самым продаваемым из предоставленного ассортимента в фирменных магазинах Императорского фарфорового завода. Основными покупателями являются заграничные туристы, которые по достоинству оценили лаконичность сервиза его простоту и в то же время замысловатость формы и росписи. Современный турист, посещающий северную столицу, включат в свой список достопримечательностей магазин музей Ифз.

Так же, как и в царские времена обладать целым сервизом от Ифз могут далеко не все, цены на фарфоровые изделия являются высокими- это связано со многими факторами производства: ручной росписи сложного формовочного процесса и долговременного обжига и тд. Цены на чайный сервиз "Кобальтовая сетка"составляет: 18 900 руб. Но все же почти в каждом доме жителя Петербурга можно встретить хотя бы один предмет легендарного сервиза. Он стал лицом фарфорового производства Петербурга. Без помпезности и чрезмерного украшательства, вернулся интерес к белому фарфору, к его форме и конструктивному лаконизму геометрических объемов.

У Анны Яцкевич есть еще один рисунок, известный, пожалуй, каждому, кто хоть раз сталкивался с фарфором ЛФЗ -знаменитый логотип ЛФЗ (1936 г.), изображенный на всех изделиях фабрики. два самых известных бренда фарфорового завода выполнены одной художницей, хотя имя ее звучит и не так громко, как другие славные имена художников ЛФЗ.

«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», придуманным Заслуженным художником РСФСР Серафимой Яковлевой на Ленинградском фарфоровом заводе ею им. М. В. Ломоносова было создано около 40 форм сервизов и около 50 форм различных других предметов. Наследие Яковлевой, остаётся востребованным и по сей день, а многие художники ифз продолжают выполнять росписи на разработанных ею формах "Тюльпан", "Весенняя", "Банкетная" и других.

Традиции старинного народного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора.

Своей статье я отразила много информации о таком художественном промысле, как роспись по фарфору. Ознакомившись с моей статьей, можно узнать о технике производства фарфора, о различных видах фарфора, о его истории. О Рисунках полюбившейся покупателю и ставших узнаваемыми за границей -стал самым узнаваемым символом Императорского фарфорового завода, именно им на форме «тюльпан» С.Яковлевой украшены баннеры города, витрины магазинов, сувенирная продукция. Простой и лаконичный, торжественный и изысканный, современный и с непростой историей для Петербурга рисунок ставший легендой современного фарфора.

Список литературы.

1. Агбаш В.Л., Елизарова В.Ф., Коваленко З.И. и др.Учебник для экон. фак. торг. вузов/М.: Экономика, 1983.- 440с.»Товароведение непродовольственных товаров» 2. Галина Агаркова, Наталья Петрова.ОАО «Ломоносовский фарфоровый завод», Санкт-Петербург 1994.

3. Ирина Сотникова Михайловская К.Н. — М.: Советская Россия, 1980. «Цветущий кобальт».

4. Никифорова Л.Р. Л. Лениздат, 1979 «Родина русского фарфора».5. http://www.faience.ru Официальный сайт Конаковского фаянсового завода

Блокадная сетка
Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод

Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка».

Ещё , в т.ч. о
Эта роспись, которая впервые украсила фарфор в 1945 году, уже стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком Ломоносовского фарфорового завода. Первая фарфоровая посуда с орнаментом «Кобальтовая сетка» появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Знаменитый узор придумала художница Ломоносовского фарфорового завода Анна Адамовна Яцкевич . Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой.

В 1958 году «Кобальтовая сетка» – простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и вдруг неожиданно для всех получил Золотую медаль выставки.

Как же возникла идея узора «Кобальтовая сетка»? Существует две версии.

Первая версия утверждает, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России.


2.


Но для многих, особенно для жителей, переживших Блокаду, это был не просто геометрический орнамент. Вторая версия - блокадная, гласит, что Анна Яцкевич расписала сеточкой сервиз скульптора Серафимы Яковлевой в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда.



3.


Думаю, что скорее всего, обе версии имеют под собой долю истины, потому что в творчестве настоящего художника окончательная идея произведения, как правило, возникает в результате соединения знаний и опыта, и тех образов, которые автор улавливает в обычной жизни. А образы страшных дней Блокады, наверное, и были толчком к той работе, которую сделала Анна Адамовна.


4.

Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), выпускница Ленинградского художественно – промышленного техникума (1930 г.). Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952г. Проработала на заводе всю Блокаду. Слава к ней, как к создательнице знаменитой «Кобальтовой сетки» пришла, к сожалению, только после смерти. После болезней, которые стали следствием блокадного самоотверженного труда, Анна Адамовна в возрасте 48 лет скончалась. О триумфе своей росписи в Брюсселе она так и не узнала.



5.


Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой яркий вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.
Заглянул случайно в магазин Императорского фарфорового завода



6.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


17.


18.



Вверх