Картина крик эдварда мунка тройничный нерв. «крик» эдварда мунка — икона поп-культуры xx века. История с ухом

«Такое мог написать только сумасшедший» - эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».

С этим утверждением сложно поспорить, особенно учитывая тот факт, что живописец и в самом деле около года провел в лечебнице для душевнобольных. Но хотелось бы немного дополнить слова экспрессивного критика: такое, действительно, мог нарисовать только сумасшедший, вот только псих этот явно был гением.

Еще никому и никогда не удавалось выразить в незамысловатом образе столько эмоций, вложить в него столько смысла. Перед нами настоящая икона, вот только говорит она не о рае, не о спасении, а об отчаянии, безграничном одиночестве и полной безнадежности. Но для того чтобы понять, как Эдвард Мунк пришел к своей картине, нам нужно немного углубиться в историю его жизни.

Пожалуй, очень символично, что художник, оказавший огромное влияние на живопись ХХ века, родился в стране, которая была настолько далека от искусства, всегда считалась провинцией Европы, где само слово «живопись» вызывало больше вопросов, чем ассоциаций.

Детство Эдварда явно нельзя назвать счастливым. Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, всегда зарабатывал немного. Семья жила в бедности и регулярно переезжала, меняя один дом в трущобах Христиании (тогда провинциальном городе в Норвегии, а ныне - столице государства Осло) на другой. Быть бедняком всегда плохо, но быть бедняком в XIX веке было намного хуже, чем сейчас. После романов Ф. М. Достоевского (к слову, любимого писателя Эдварда Мунка) сомнений в этом не остается.

Болезнь и смерть - вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать, и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.

«Болезнь, безумие и смерть - три ангела, преследовавшие меня с самого детства» , - писал живописец позднее в своем личном дневнике.

Согласитесь, что это было своеобразное видение божественной троицы.

Единственным человеком, который пытался успокоить несчастного запуганного мальчика и дарил ему столь нужную материнскую заботу, была его сестра Софи. Но, похоже, Мунку на роду было написано терять все, что дорого. Когда художнику было пятнадцать, ровно через десять лет после смерти матери, сестра умерла. Тогда, наверное, и началась его борьба, которую он вел со смертью с помощью искусства. Потеря любимой сестры была положена им в основу первого шедевра, картины «Больная девочка».

Стоит ли говорить, что провинциальные «ценители искусства» из Норвегии в пух и прах раскритиковали это полотно. Его называли незаконченным этюдом, упрекали автора в небрежности… За всеми этими словами критики упустили главное: перед ними была одна из самых чувственных картин своего времени.

Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Именно это мы и видим на данном полотне.



Выделяется только лицо девочки, а точнее - ее глаза. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство - это всегда взгляд за спину смерти.

И хотя норвежский художник стремился смотреть дальше смерти, она упорно стояла перед его глазами, стремилась обратить внимание на себя. Смерть старшей сестры послужила толчком для рождения его таланта, но расцвел он на фоне еще одной семейной трагедии. Именно тогда Мунк, до этого момента увлекавшийся импрессионизмом, пришел к абсолютно новому стилю и стал создавать картины, принесшие ему бессмертную славу.

Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. С того момента он был абсолютно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.

Уже получивший признание во Франции и внешне красивый живописец пользовался огромным успехом у женщин. Вот только сам он избегал любых долгих романов, думая, что такие отношения лишь приближают смерть. Доходило до того, что во время свидания он, не объясняя причин, мог встать и уйти, а потом больше никогда не встречаться с покинутой им женщиной.

Достаточно вспомнить картину «Созревание», известную еще под названием «Переходный возраст».



В восприятии Мунка сексуальность - это могучая, но темная и опасная для человека сила. Неслучайно тень, которую фигура девушки отбрасывает на стену, выглядит так неестественно. Она, скорее, напоминает призрак, злой дух. Любовь - это одержимость демонами, а больше всего демоны мечтают принести вред своей телесной оболочке. Так о любви не говорил еще никто! Цикл картин «Фриз жизни» посвящен именно этому чувству. Кстати, именно в нем был представлен «Крик». Эта картина - завершающая стадия любви.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу» , - так в своем дневнике Мунк описывал чувство, которое вдохновило его на создание картины.

Но это произведение не было создано в едином порыве вдохновения, как думают многие. Художник работал над ним очень долго, постоянно меняя замысел, добавляя те или иные детали. Причем работал всю оставшуюся жизнь: существует около ста вариантов «Крика».

Та известная фигура кричащего существа возникла у Мунка под впечатлением от выставки в этнографическом музее, где его больше всего поразила перуанская мумия в позе эмбриона. Ее образ появляется на одном из вариантов картины «Мадонна».

Вся выставка «Фриз жизни» состояла из четырех частей: «Рождение любви» (его завершает «Мадонна»); «Расцвет и закат любви»; «Страх жизни» (эту серию картин завершает «Крик»); «Смерть».

Место, которое описывает Мунк в своем «Крике», вполне реально. Это известная смотровая площадка за городом с видом на фьорд. Вот только мало кто знает о том, что осталось за пределами картины. Внизу под смотровой площадкой справа находился сумасшедший дом, куда была помещена сестра художника Лаура, а слева - скотобойня. Предсмертные крики животных и вопли душевнобольных часто были спутниками великолепного, но пугающего вида северной природы.



В этой картине все страдания Мунка, все его страхи получают максимальное воплощение. Перед нами не фигура мужчины или женщины, перед нами последствие любви - душа, выброшенная в мир. И, оказавшись в нем, столкнувшись с его силой и жестокостью, душа способна только кричать, даже не кричать, а вопить от ужаса. Ведь выходов в жизни немного, всего три: горящие небеса или обрыв, а на дне обрыва - скотобойня и психушка.

Казалось, что при таком видении мира жизнь Эдварда Мунка просто не могла быть долгой. Но все случилось иначе - он дожил до 80-ти лет. После лечения в психиатрической клинике «завязал» с алкоголем и уже намного меньше занимался искусством, живя в абсолютном уединении в собственном доме в пригороде Осло.

А вот «Крик» ждала очень печальная судьба. Действительно, сейчас это одна из самых дорогих и известных картин в мире. Но массовая культура всегда насилует истинные шедевры, вымывая из них то значение и ту силу, которые вкладывали в них мастера. Яркий пример - «Мона Лиза» .

С «Криком» произошло то же самое. Он стал предметом шуток и пародий, и это вполне объяснимо: человек всегда пытается смеяться над тем, чего больше всего боится. Только вот страх никуда не уйдет - он просто притаится и обязательно настигнет шутника в тот момент, когда весь его запас острот иссякнет.

Картина «Крик», созданная предположительно в конце XIX - начале XX века, обрела невероятную популярность в наше время. Ее неоднократно пародировали, создавали комиксы и переосмысленные наброски. Образ с картины использовался в рекламе, мультфильмах, видеороликах. Идея маски из фильма ужасов «Крик» была навеяна именно этим полотном. Существуют легенды о проклятии картины - вокруг нее много загадочных заболеваний, смертей, таинственных случаев.

Писал ли это полотно Винсент Ван Гог? Картина «Крик»изначально называлась «Крик природы».

Художник Ван Гог

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот (Нидерланды). Кроме него, в семье пастора было еще пять детей. И только один из них, младший брат Тео, имел огромное значение в жизни Винсента. Тео всю жизнь финансировал брата, он единственный верил в его гениальность.

Ван Гог по семейной традиции пробовал себя в роли комиссионера в художественно-торговой фирме, был проповедником и преподавателем. Потерпев неудачу на этих поприщах, он обратился к искусству.

Обучаясь живописи, Ван Гог копировал полотна мастеров прошлых веков. Изучал тонкости ремесла на примере гениальных художников. При этом он создал свой неповторимый авторский стиль.

Приобщение к живописи

К 30 годам Ван Гог полностью посвятил себя живописи. В пейзажах, натюрмортах, портретах, художник искал свой цвет и свет. Он часто работал на природе - под жарким солнцем или на пронизывающем ветру. Ван Гога стремительно ухудшилось. Он несколько раз проходил лечение в психиатрической клинике. Художник понимал, что участившиеся приступы и галлюцинации свидетельствуют о скорой кончине.

Он яростно принимается за работу, изображая светлый и прекрасный мир («Жатва», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Долина Ла-Кро»). В периоды тоски и одиночества проявляется совсем другое настроение картин («У врат вечности», «Ночное кафе в Арле», «Прогулка заключенных»). Когда смотришь на эти полотна, создается ощущение, что в таком же состоянии была создана картина «Крик». Ван Гогачастосчитают автором этого шедевра. Верно ли это утверждение?

Его единственная продажа при жизни - картина «Красные виноградники в Арле». Оставаясь непонятым современниками, художник обдумывает самоубийство. 29 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Ван Гог всегда понимал, что его время ограничено. Он работал из последних сил, отдавая себя искусству. Музей в Амстердаме, посвященный творчеству безумного художника, ежегодно собирает толпы туристов и поклонников.

Осознавая свою гениальность, был ли счастлив в жизни Ван Гог? Картина «Крик» полна звенящего ужаса и безысходности. Но кто автор этого полотна?

Картина «Звездная ночь»

Одной из самых Ван Гога, помимо полей и подсолнухов, является полотно «Звездная ночь». Известен факт, что она была написана в психиатрической лечебнице Сен-Реми. В периоды улучшения состояния здоровья художнику разрешалось рисовать.

Брат Тео позаботился о том, чтобы Винсенту была выделена отдельная комната для занятий живописью. Ван Гог изображал местные пейзажи и цветы с натуры. Но «Звездная ночь» была написана по памяти. Движения звезд изображены широкими мазками - светящиеся огни словно кружатся по спирали в причудливом танце. Тонкие ветви кипариса тянутся в вышину небес. И под этим загадочным небосводом замер поселок, окруженный синевой неба.

Что хотел сказать своим полотном Ван Гог? Картина «Крик» напоминает стилем «Звездную ночь». Те же и внутреннее беспокойство - ничтожность человека перед мощью природы. Ощущение беды, надвигающееся отчаяние проглядывают сквозь космическую необъятность бытия.

Реальность или измененное состояние?

В среде искусствоведов и психиатров по сей день ведутся споры о том, насколько правдиво видел реальность Винсент Ван Гог. «Крик» - картина необычная. Она явно указывает на деформацию сознания художника.

Поздняя живопись Ван Гога является плодом исследований творчества душевнобольных. Психиатры, далекие от эволюции искусства, называют живопись художника плодом измененного сознания. Они утверждают, что реальность в его полотнах проходит сквозь призму нездорового состояния. Необычность стиля указывает на патологию психического состояния.

Мнение искусствоведов

Историки искусств, наоборот, сходятся в мнении, что живопись Ван Гога - это проявление гениальности. Неповторимый стиль, основанный на классике и импрессионизме, указывает на индивидуализм художника. В перерывах между приступами безумия и галлюцинаций Ван Гог проявлял удивительную точность в постановке художественных целей и задач. Его самоконтроль подчеркивает ясность мышления в момент творчества.

Средство для создания воображаемого мира - такой видит свою живопись Ван Гог. Картина «Крик» пронизана мрачным предчувствием беды. Дребезжащее марево на вопль ужаса на переднем плане - это поистине мистическое предчувствие будущей катастрофы.

История с ухом

Поль Гоген, был другом Ван Гога. В 1888 году они решили провести вместе зиму в Арле. Вспыльчивость обоих живописцев, их бурные ссоры привели к беде. В полубезумном состоянии Винсент после скандала с Гогеном отрезал себе ухо - так гласит одна из версий поступка художника.

По другой версии, совместное распитие алкоголя и жаркие споры о живописи привели к небольшой потасовке между приятелями. Может быть, это Гоген отрезал Есть вариант, что у художника было отрезано не все ухо, а только мочка.

Существует еще одна версия, по которой Ван Гог страдал отитом. Сильная боль, совместные распития алкоголя с Гогеном и их ссоры сподвигли Винсента на такой способ избавления от страданий.

Легенда о проститутке, из-за которой поспорили два товарища, закончилась неприятным инцидентом с ухом. Такой вариант развития событий пришелся по душе творческим людям. Именно эта версия конфликта легла в основу книги и фильма о Ван Гоге.

Самая банальная версия происшедшего: после бурного застолья наутро Винсент случайно отрезал себе ухо. Во время бритья сильный тремор рук привел к нелепому случаю, который стал визитной карточкой художника.

Существует ли связь между этим событием и образом полотна «Крик»? Главный герой картины, зажав руками уши, отчаянно вопит от боли. Такая характеристика картины Ван Гога «Крик» невозможна по той простой причине, что он не является ее автором.

Таинственная картина

Картина «Крик» написана в период между 1893 и 1910 годом. Полыхающее зарево неба, жуткое отчаяние в глазах главного героя, нереальность всего происходящего - автор находился в состоянии полного душевного смятения. Можно ли допустить, что картина «Крик» - Ван Гога?

Замечены некоторые особенности этого таинственного полотна. Когда человек "взаимодействует" с картиной, у него внезапно начинаются проблемы. У некоторых людей умирали родственники, кто-то сходил с ума или впадал в длительную депрессию.

Чаще всего жертвами картины становились работники музея. Им больше всех приходилось контактировать с полотном. Известна трагическая история о сотруднике, который случайно уронил картину. Начавшиеся сильные боли в голове довели несчастного до самоубийства. Другой работник музея для чистоты эксперимента потрогал картину. Вечером он сгорел заживо в собственном доме. Насколько правдивы эти истории? Достоверно это неизвестно. Но отрицательная энергетика картины ощущается даже на репродукции.

Учитывая алкоголизм и душевное заболевание, можно допустить, что картина «Крик» - Ван Гога. Фото полотна доносит до зрителя волну безысходности. Но истинным автором является другой художник.

Описание картины «Крик»

На полотне изображена реальная местность. Она находится в городе Осло, рядом с клиникой для душевнобольных. В ней лечилась от недуга сестра автора картины.

Кричащая фигура на полотне вызывает разные ассоциации. Ее сравнивают со скелетом, мумией или эмбрионом. Главный герой картины вопит от отчаяния, охватившего его. Болью и страхом веет от волнообразных линий пейзажа. Они, словно в мареве, дребезжат на высокой ноте, рождая диссонанс с воплем героя. Политональным аккордом пронизанакартина «Крик». Ван Гога (описание,эмоции, общий стиль шедевра)недаром считают автором полотна. Судя по всему, его душевное состояние было схоже с тем, в котором написал свою картину Эдвард Мунк.

Кто написал «Крик»?

Эдвард Мунк - норвежский живописец, театральный художник, график, теоретик искусств является автором «Крика». Возможно, что общий стиль полотна навеян творчеством нидерландского художника. Космические вибрации на заднем плане словно рисовал Ван Гог. Картина «Крик»находится в Национальной галерее и Музее Мунка (г. Осло, Норвегия).

Эдвард Мунк создал несколько вариантов шедевра в желании избавиться от своего мучительного ощущения. Мост на полотне, две фигуры на заднем плане - единственная реальность того хаоса, в который погружается главный герой. Безучастность этих фигур подчеркивает полное одиночество человека перед страхом и тоской.

Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине «Крик»: «Невозможно даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».

«Крик» Эдварда Мунка - это эмблема и витрина экспрессионизма, хотя картина написана до того, как экспрессионизм получил широкое распространение. Эдвард Мунк (как и Ван Гог) создавал не только графичные и колоритные произведения, но и наполнял их яркими эмоциями. В случае с картиной "Крик" - зашкаливающими эмоциями. "Крик" стал прелюдией к модернизму и искусству XX века, в нём отражены ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения.

Эта картина - один из самых загадочных шедевров мировой живописи. Сила художника-Мунка не только в художественном мастерстве, а в особой философии мастера, в его способности неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир. Сам Мунк говорил, что он изображал не просто то, что видел, а то, что пробуждало в нем философскую реакцию. Вот и в этой картине на первый план выходит именно реакция, а, точнее, воссозданные эмоции.

На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись:

«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Чуть позже это ощущение он воплотит в картине «Крик» , точнее, в нескольких картинах.

Ведь «Крик» - это серия картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком , изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).

Эдвард Мунк, "Крик" . 1893

Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см

Национальная галерея, Осло

«Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека притягивает внимание зрителя. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности. Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой».

Мунк создал четыре версии «Крика» , каждая из которых выполнена разными техниками.

В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.

В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Она написана маслом.

Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион в мае 2012 года. В итоге, картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.

Накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s, сказал:

«"Крик" обращается к коллективному бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание».

Также он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Кстати, эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на уровне с «Подсолнухами» Ван Гога или Малевича.

Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк - «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. Это одна из самых знаменитых картин в мире, которая даже вдохновила создателей известного одноименного фильма «Крик» 1983 года в жанре триллер.

Описание картины «Крик» различными искусствоведами часто включает самые разнообразные предположения о том, что хотел выразить автор своим крайне необычным сюжетом. И до сих пор полностью сойтись во мнениях знатокам не удается. Но есть несколько фактов об истории создания картины, а так же достаточно достоверных предположений о деталях изображения.

«Крик» - что вдохновило художника?

Полотно Эдварда Мунка бесспорно выражает крайнюю степень отчаяния одного персонажа, который на нем изображен. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Воспроизведение сюжета, изображенного на наиболее узнаваемом полотне, было его навязчивой идеей, от которой он смог избавиться только после прохождения курса лечения в клинике. Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины, испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова.

На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит. У него голова в форме груши, которую он обхватывает руками, стараясь как бы закрыть уши от собственного крика. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. И нельзя точно утверждать, являются ли эти эмоции причиной или следствием крика, ведь в позе персонажа отчетливо видна напряженность, с которой он закрывает свои уши стараясь спрятаться от своего же крика.

Изначально полотно называлось «Крик природы». В этом контексте достаточно правдоподобным кажется предположение, что центральная фигура полотна символизирует самого автора, который старается защититься от крика природы, закрывая уши от существующего или вымышленного шума, который мучает его.

По версии одного из исследователей творчества Мунка - Роберта Розенблюма - прототипом персонажа, которого изобразил художник на переднем плане, стала мумия. Эдвард Мунк видел мумию, которая была экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Этот же экспонат выставки считают предметом, который поразил воображение друга Мунка - Поля Гогена.

«Крик»: сюжет картины

Автор применил экспрессионизм, чтобы выразить сложность и остроту переживаний персонажа. Размытые линии как бы вибрируют, они нечеткие, перетекают одна в другую. Создается впечатление, что у смотрящего на картину немного нечеткое зрение. Такой эффект полностью погружает зрителя в сюжет: переживания персонажа. Зритель сам погружается в туман отчаяния и горя, которые испытывает центральная фигура, начинает испытывать напряжение, от которого страдает герой, как видно на фото картины Эдварда Мунка «Крик».

Что заставляет кричать героя картины, или какие крики природы он сам слышит, удается отгадать по изображению пейзажа, на фоне которого изображен центральный персонаж. Помимо нечетких линий, которые передают напряженное состояние героя и его переживания, можно обнаружить, что центральная фигура и изображение героя находятся в резонансе. Линии, которые их изображают, практически сливаются в единое целое, обнаружить границы между ними практически невозможно.

Контекст

«Крик» входит в цикл картин Эдварда Мунка о жизни, смерти, любви. Поэтому некоторые эксперты приписывают мистическое значение изображенной на картине центральной фигуре: якобы - это собственное видение образа смерти художником. Но в этом случае еще более необъяснимым оказывается то, почему персонаж находится в том отчаянии. В этот же цикл картин вошли полотна художника, на которых центральные персонажи изменены, но изображены на фоне того же пейзажа с кроваво-багровым закатом.


На первой выставке, где полотно было представлено публике в составе фриза, зрители его не приняли. Картина была встречена протестами, которые владельцам галереи удалось разрешить только с помощью полиции, так как разочарованная толпа была готова устроить погром.


Мистически настроенными поклонниками искусства считается, что «Крик» - это проклятая картина. На такие мысли наводит ряд совпадений, в ходе которых люди, контактировавшие с полотном, сталкивались с несчастьями, неудачами, начинали болеть.


Поклонникам творчества художника, которых интересует, где находится картина «Крик», сложно дать однозначный ответ, ведь полотно представлено более чем в 40 экземплярах. Но его первая версия, написанная в 1893 году, хранится в Национальной галерее в Осло.

Категория

Известная картина Эдварда Мунка “Крик” сегодня впервые предстала перед глазами лондонцев. Долгое время картина норвежского экспрессиониста находилась в частной коллекции земляка Эдварда Мунка предпринимателя Петтера Олсена, отец которого был художнику другом, соседом и заказчиком. Интересно, что используя различную художественную технику, Мунк написал четыре варианта картины под названием «Крик» .

Отличительной особенностью картины «Крик», которая представлена в Лондоне, является оригинальная рама, в которую помещено произведение. Рама расписана самим Эдвардом Мунком, что подтверждает авторская надпись, поясняющая сюжет картины: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы». В Осло в «Музее Эдварда Мунка» находятся еще два варианта «Крика» - один из них выполнен пастелью, а другой - маслом. Четвертая версия картины находится в норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна. «Крик», принадлежащий Олсену - первая картина в ряду, написан пастелью, и отличается от трех других картин необычно яркой цветовой палитрой. Картина Эдварда Мунка «Крик» воплощает изоляцию человека, отчаянное одиночество, потерю смысла жизни. Напряжение сцене придает драматический контраст между одинокой фигурой на первом плане и чужими людьми в отдалении, которые заняты сами собой.

Если Вы хотите иметь качественную репродукцию картины Эдварда Мунка у себя в коллекции, то закажите репродукцию картины «Крик» на холсте. Уникальная технология печати репродукций на холстах передает оригинальные цвета, благодаря использованию красок европейского качества с защитой от выцветания. Холст, в качестве основы для репродукции картины Мунка «Крик», передаст естественную структуру художественного полотна, и Ваша репродукция будет выглядеть как настоящее произведение искусства. Все репродукции оформляются на специальный галерейный подрамник, что окончательно придает репродукции сходство с оригинальным произведением искусства. Закажите репродукцию картины Эдварда Мунка на холсте, а мы гарантируем Вам лучшую цветовую передачу, хлопковый холст и деревяный подрамник, которые используют профессиональные картинные галереи.

Отчего кричат? Да еще с перекошенным лицом, хватаясь за голову, зажимая уши? От ужаса, от безысходности, от отчаяния. Вот это Мунк и хотел передать в своей картине. Искаженная фигура на ней - это воплощение страдания. Вдохновило его на эту картину закатное солнце, окрасившее небо в кровавые цвета. Красное, огненное небо над черным городом породило в Мунке ощущение крика, пронзающего все вокруг.

Надо бы добавить, что крик в своем творчестве он изображал неоднократно (есть другие варианты "Крика"). Но крик природы в действительности являлся отражением его собственного внутреннего крика. Кончилось это все лечением в клинике (есть данные, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом).

Но что касается кровавого неба, то тут ему ничего не привиделось, в этих словах нет никакой метафоры. По сведениям астрономов в 1883 произошло извержение вулкана Кракатау. В течение нескольких месяцев вулкан выбрасывал огромные облака пыли, что и стало причиной "кровавых" закатов в Европе.

А еще существует совершенно фантастическая версия об этой картине. Ее сторонники считают, что Мунку довелось вступить в контакт с внеземным разумом (видимо, фигура на картине кому-то напомнила инопланетянина). Вот свои впечатления от этого контакта он и изобразил.



Вверх