Какие средства связи в сложноподчиненном предложении. Средства связи частей в сложноподчиненных предложениях

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:

Личные местоимения.
1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
2) указательные местоимения 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Частицы
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:

Личные местоимения.
1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
2) указательные местоимения 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Частицы
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной:

1) союзы : а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные; в) по связи с теми или иными синтаксическими значениями: семантические (хотя, если) / асемантические, т.е. синтаксические (что , как и др.); г) по участию в дифференциации синтаксического значения: союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа;

2) союзные слова , представляющие собой относительные местоимения или местоименные наречия и коррелирующие с определенными опорными словами;

3) интонация завершенности или незавершенности;

4) корреляты – указательные местоимения, употребленные в главной части и говорящие о ее незавершенности;

5) опорные слова – слова в главной части, распространяемые придаточной частью;

6) порядок предикативных частей : фиксированный и нефиксированный;

7) парадигма : свободная и несвободная;

8) типизированные лексические элементы : а) эмоциональная лексика; б) модальная лексика; в) антонимическая лексика;

9) частные средства связи : а) параллелизм строения предикативных частей; б) неполнота одной из частей.

  • - Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении, например: И, сделав это,...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Справочник по правописанию и стилистике

  • - При интонационном подчеркивании придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е, реже у с л о в н ы е и у с т у п и т е л ь н ы е, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - 1) сочинительные и подчинительные союзы; 2) союзные слова, или реляты в сложноподчиненном предложении; 3) корреляты; 4) опорные слова в сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры; 5) интонация...
  • - 1) соединительные союзы; 2) разделительные союзы; 3) противительные союзы; 4) пояснительные союзы; 5) присоединительные...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • Синтаксис: Словарь-справочник

  • - 1) широкое использование двойных союзов: если... то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая соотношение...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Частные синтаксические значения, которые определяются лексическим наполнением предикативных частей: 1) синтаксические специализированные элементы-конкретизаторы синтаксических значений следствия, результата,...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) широкое использование двойных союзов: если.. то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) опорные слова с прогнозирующей функцией в составе первой части: а) глаголы восприятия, глаголы мыслительной и речевой деятельности и соотносительные с ними существительные, прилагательные, слова категории...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной: 1) союзы: а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении" в книгах

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

автора

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только,

в сложноподчиненном предложении

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

в сложноподчиненном предложении запятаямежду главной и придаточной частями предложения § 115перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят перед подчинительным союзом § 116перед усилительно-ограничительными частицами как раз,

XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Сколько

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него ещё ребенок

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные (дополнительные и подлежащные), реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и

§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две

XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Когда мы

§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит кто о чем - молчи… (Пушкин);

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза,

§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой: О чём

§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении 1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчиненного предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует:1) придаточная изъяснительная: Как он

§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей главной части сложноподчиненного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается

§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в качестве единого знака ставятся в сложноподчиненном предложении:1) перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного предложения на две

1 Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения 2 Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете Что между ними общего и чем они различаются 3 Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении 4 Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные 5 Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные 6 Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры

1 Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
2 Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете Что между ними общего и чем они различаются
3 Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
4 Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные
5 Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные
6 Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры

  • Сложносочиненное предложение-это сложное предложение с союзами.Части этого предложения соединенны сочинительными союзами

    Сложноподчиненное предложение-это союзное предложение,но одна часть предложениязависит от другой.

    Отличия в CПП.
    ========================================================
    ВCПП средства связи -этоподчинительные союзы и союзные слова. Общее у обоих типов предложений это то, чтоони являются средствами связи,
    Отличияв том, что союзы не являются членами придаточного предложения, когда союзные слова наоборот являются.

    Указательные слова помогают связывать предложения.Они могут быть указателельными наречиями или местоимениями.Они всегда стоят в главном предложении.
    ==========================================================
    Любое место в предложении,могут стоять перед,после главного слова.
    ==========================================================
    Обстоятельственные придаточные: места,образа действия и степени, цели, условия,следствия, уступки,времени,сравнения,причины.
    =========================================================
    Изъяснительными: Мама знала,что дома нет еды.
    Определительными: Алесей купил тот продукт, который рекомендовал ему продавец.
    Обстоятельственными, которые,делятся на:
    Места: Мы приехали туда, где начинался этот красивейший водопад.
    Времени: это произошло, когда он пришел к нам в школу.
    Условия: Если он начнет выполнять, то и я начну тоже.
    Причины: Андрей опоздал, потому что не было автобуса.
    Цели: Маша прибежала домой, чтобы забрать свои вещи.
    Следствия: Уже стало холоднотак,что я одел теплую курту.
    Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
    Сравнения: Он так же быстро работал,как его когда-то учил отец.
    Меры и степени: Он виновен в той же мере, что и мы все.
    Образа действия: Уже было темно,как и должно быть в вечернее время.
    ==========================================================

Тема. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. (9 класс)


Тип урока. Открытие новых знаний.

Цели урока:

1.Сформировать понятие о средствах связи в сложноподчиненном предложении.

2. Формировать умение находить средства связи в сложноподчиненном предложении и разграничивать подчинительные союзы и союзные слова.

3.Совершенствовать пунктуационные умения, навыки составления графических схем сложноподчиненных предложений.

Демонстрационный материал.

1.Задания для актуализации знаний.

Что, когда, который, чей, потому что, откуда, кто, куда, где, какой, если, пока, как.

2.Задание для пробного действия.

1)Можно сказать, что А.С.Пушкин с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта.

3.Таблица «Приемы разграничения подчинительных союзов и союзных слов».

Подчинительные союзы

4. Алгоритм «Определение средств связи в сложноподчиненном предложении».

есть нет

а) является союзом

3. Использовать 3 приема:

да нет

союзное слово союз

5.Задание для первичного закрепления.

Анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей на основе алгоритма.

6.

1 вариант.

    Марина видела как идет подготовка к выставке.

    Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

    Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща.

2 вариант.

7.

1 вариант.

3) Впереди, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) стояли березы, начиналась небольшая роща.

2 вариант.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»): продолжить знакомство с группами сложных предложений.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную

деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1.

1. Диалог.

Здравствуйте, ребята! Какую тему мы с вами изучаем? (Сложное предложение).

Какой группе сложных предложение были посвящены предыдущие уроки? (На прошлых уроках мы изучали группу сложносочиненных предложений).

Каковы ваши предположения по теме сегодняшнего урока? (Я предполагаю, что сегодня мы будем изучать сложноподчиненные предложения)

Почему вы так думаете? (1. Не знаю. 2.Посмотрел в учебнике. 3. Это следующая группа сложных союзных предложений)

2. Обобщение.

Вы правы. Мы действительно начинаем изучение большой темы – «Сложноподчиненные предложения».

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

    Организовать актуализацию учебного содержания, достаточного для построения нового знания: повторить признаки сложноподчиненного предложения, признаки различения самостоятельных и служебных частей речи

    Зафиксировать актуализированное содержание в речи.

    Зафиксировать актуализированное содержание в знаках.

    Организовать обобщение актуализированных знаний.

    Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: наблюдение, сравнение, анализ, классификация, обобщение.

    Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

    Организовать выполнение индивидуального пробного учебного действия.

    Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1. Диалог.

С чего начнем работу? (С повторение того, что нам сегодня потребуется для открытия нового знания. Сначала необходимо повторить признаки сложноподчиненного предложения. Мы должны дать определение сложноподчиненного предложения).

2. Повторение признаков СПП.

Кто может дать определение сложноподчиненного предложения? (1. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений. 2. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений, связанных между собой подчинительными союзами. 3. СПП – это сложное союзное ПР, части которого соединены подчинительной связью и которое состоит из главного и придаточного предложений).

Исходя из данных определений, кто может обобщить признаки СПП и показать их в виде графической схемы? (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).

а)

, союз …

главное ср-во придаточное

ПР связи ПР

В чем состоит различие между главным и придаточным предложениями? (Придаточное зависит от главного, к придаточному ставится вопрос от главного, средство связи находится в придаточном ПР).

Только ли такая структура СПП бывает? Покажите графическими схемами. (Два ученика работают на доске, остальные – в тетрадях).

б) в)

Напомним друг другу пунктуационное правило для СПП и функции запятой в СПП? (В СПП главное и придаточное ПР разделяются запятой. Если придаточное ПР стоит внутри главного ПР, то оно выделяется запятыми. Функции запятой: разделительная и выделительная).

Молодцы! Идем по пути повторения дальше.

3.Повторение признаков различения служебных и самостоятельных частей речи.

Распределите слова на три группы. Сформулируйте основание, по которому вы сгруппировали слова. (По принадлежности к определенной части речи)

что что когда

когда который откуда

если чей куда

потому что кто где

пока какой как

как

подчинит-е относительные наречия

союзы местоимения

служебная часть самостоятельные части речи

речи

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

Как вы думаете, какое отношение имеет этот материал повторения к нашей теме? (Слова данных частей речи являются средствами связи с СПП).

Молодцы! Итак, назовите, какие слова используются в качестве средств связи в СПП? (1.Это подчинительные союзы, относительные местоимения и наречия. 2.Это подчинительные союзы и союзные слова).

Что же мы повторили? (Признаки СПП и средства связи в СПП).

Что вы должны сделать дальше? (Выполнить пробное действие).

4. Индивидуальное задание с затруднением (пробное действие).

Записать предложения под диктовку. Найти и определить средство связи в каждом СПП, графически обвести, подписать.

1) Можно сказать, что А.С.Пушкин с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта.

2) Все, что составляет душевный мир лирики А.С.Пушкина, отражено и в его поэмах.

Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти и определить средства связи в СПП)

Кто выполнил это задание полностью? Вы можете обосновать свой выбор?

(1 гр. – в каждом этом СПП есть средство связи слово «что» - это подчинительный союз.

2 гр. – в каждом СПП средство связи – слово «что», но в 1-м ПР это подчинительный союз, а во 2-м ПР – это союзное слова. Я не могу это обосновать).

III . Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать выявление и фиксацию во внешней речи места затруднения;

3) организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения;

4) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3

Какое задание вы выполняли? (Определяли средство связи в СПП).

В чем заключалось ваше затруднение? (Не смогли различить, когда слово «что» является подчинительным союзом, а когда – союзным словом)

Почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем, по каким признакам различаются омонимичные подчинительные союзы и союзные слова).

Какова цель нашей деятельности?

Цель урока:

(1.Сформулировать приемы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов.

2. Вывести алгоритм определения средств связи в СПП.

3. Учиться определять средства связи в СПП с применением алгоритма.)

Тема урока:

Какова тема урока? (Средства связи в сложноподчиненном предложении.Подчинительные союзы и союзные слова) (Тема записывается на доске и в тетрадях).

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

    организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа выхода из затруднения по определению средств связи в СПП;

    построить план достижения цели деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 4

Каким образом предлагаете решить 1-ю и 2-ю цели уроков? (1.Прочитать материал в учебнике. 2. Спросить у учителя. 3. Самостоятельно проанализировать языковой материал).

Какой путь все же интереснее и продуктивнее? (Открыть новое знание самим на основе наблюдения и анализа языкового материала).

V . Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом на открытие нового знания: приемы различения омонимичных союзов и союзных слов и определения средств связи в СПП;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднений;

5) организовать уточнение общего характера нового знания.

Я предлагаю вам провести следующие действия по наблюдению и анализу средств связи в сложноподчиненных предложениях из задания пробного действия для их разграничения.

1. Наблюдение над материалом, анализ предложений, сопоставление языковых явлений, побуждающий к открытию новых знаний диалог.

Учитель

Что мы выяснили из пробного действия?

Как вы можете обосновать эту точку зрения?

Попробуйте определить.

Какой частью речи является это союзное слово?

Давайте проведем лингвистический эксперимент: попробуйте опустить в ПР союз и союзное слово. Что получилось? Какой вывод можете сделать?

Ещё раз вслух прочитайте эти предложения. Какие различия вы заметили в интонационном плане этих предложений?

Для чего мы провели с вами сопоставительную работу? Какую цель решали?

На основе проведенных наблюдений, сопоставлений и анализа назовите приемы разграничения союзов и союзных слов и зафиксируйте ваши выводы в письменном виде, составив таблицу.

1гр.: слово «что» - союз

2 гр.: слово «что» в 1-ом ПР – союз, во 2-ом ПР – союзное слово. Это слова разных частей речи.

Нужно определить значение и синтаксическую функцию.

В 1-ом ПР слово «что» не имеет самостоятельного значения, к нему нельзя поставить вопрос, не является членом предложения. Значит, это - союз.

Во 2-ом ПР слово «что» 1) отвечает на вопрос что?2) оно заменяет слово «всё» из главного ПР, обозначает предмет (содержание, настроение, переживание, оценка и т.п.), 3) является подлежащим. Значит, это - союзное слово.

Слово «что» - это относительное местоимение.

Читают ПР без средств связи. Вывод: союз опустить в 1-ом ПР можно. Союзное слово во 2-ом ПР – нельзя опустить.

В 1-ом ПР на слово «что» логическое ударение не падает, а во 2-ом ПР на слово «что» падает логическое ударение.

Выявляли приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов.

Называют приёмы и составляют таблицу.

2 . Самостоятельное формулирование приемов разграничения подчинительных союзов и союзных слов. Составление таблицы.

Подчинительные союзы

3. Сравнение самостоятельно выведенных признаков СПП и приемов разграничения союзов и союзных слов в качестве средств связи в СПП с материалом учебника.

1) Чтение текста учебника в рамке на с.50.

2) Фронтальная беседа по материалу текста учебника:

Какую новую для себя информацию вы выделили?

Сравните предложенные в тексте приемы разграничения союзов и союзных слов с установленными вами. Есть ли какие-то добавления, замечания?

Всегда ли, на ваш взгляд, представляет сложность разграничение союзов и союзных слов? (Сложность возникает только в случае омонимии служебных и самостоятельных частей речи – союз и относительное местоимение «что» , союз и наречие «как» и «когда» .Именно для них необходимо применять и другие приемы разграничения);

В каких случаях достаточно только первого приема? (1. Являются служебной или самостоятельной частью речи - подчинительными союзами, относительными местоимениями или наречиями. 2. Есть слова, которые всегда являются только подчинительными союзами, есть слова, которые всегда являются или относительными местоимениями, или наречиями. Трудность в их разграничении как союзов и союзных слов не возникает);

Для каких слов недостаточно первого приема? (Если в роли средств связи используются слова «что», «как», «когда»);

Что же нужно сейчас сделать, чтобы правильно определить средства связи в СПП? (Составить алгоритм).

4. Составление алгоритма для определения средств связи в СПП (Запись на доске и в тетрадях) Алгоритм «Определение средств связи в сложноподчиненном предложении».

1. Найти средство связи в придаточной части.

2. Определить, если у слова омонимы среди служебных и знаменательных

частей речи (что, как, когда)

есть нет

использовать 1-й приём и сделать вывод:

а) является союзом

б) является союзным словом (отн.мест. или нареч.)

3. Использовать 3 приема:

Является членом предложения;

Имеет значение, можно заменить словом самостоятельной части речи;

Может иметь логическое ударение

да нет

союзное слово союз

5. Фиксация преодоления затруднения.

Какое было затруднение? (Не смогли разграничить слово «что» в роли подчинительного союза и союзного слова).

Теперь вы сможете преодолеть это затруднение и правильно определить средство связи в СПП с омонимичными частями речи? Что вам в этом поможет? (Сможем разграничить омонимичные слова в роли средств связи СПП, т.к. вывели алгоритм определения средств связи в СПП).

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

1) зафиксировать открытое учебное содержание во внешней речи;

2) организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении типовых заданий с проговариванием во внешней речи:

Фронтально.

Организация учебного процесса на этапе 5

1. Диалог.

Напомните следующую цель нашей деятельности на уроке? (Учиться определять средства связи в СПП с применением составленного алгоритма).

Думаю, что вы с этим хорошо справитесь.

2. Устная работа. Анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей на основе алгоритма.

1) Многие стихотворения А.С.Пушкина, которые написаны в жанре дружеского послания, посвящены лицеистам.

2) В стихотворениях петербургского периода поэт утверждал, что свобода – абсолютная общечеловеческая ценность.

3) Лирика любви А.С.Пушкина восхитительна, потому что в ней выражено представление поэта о Женщине как источнике красоты и гармонии.

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

    организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки;

    по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия;

    создать условия для ситуации успеха каждого ученика.

Организация учебного процесса на этапе 7

Как проверим, усвоили вы алгоритм определения средств связи в СПП? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки).

1.Выполнение самостоятельной работы (по вариантам)

2. Самопроверка по эталону.

3.Самооценка: нет ошибок – «отлично», одна ошибка – «хорошо», две ошибки – «удовлетворительно».

VIII .Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать навык использования нового содержания с ранее изученными темами: различение сложноподчиненные предложения от других типов предложений, анализ средств связи в каждом виде сложных предложений, составление грамматических схем;

2) совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях.

Организация учебного процесса на этапе 8

Что мы должны делать дальше? (Необходимо выполнить задания на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока).

1.Выполнение тестовых заданий с анализом предложений.

1) Укажите СПП, докажите свой выбор. Охарактеризуйте остальные предложения. (Знаки препинания не расставлены)

1. В корзине лежали грибы, и пестрели мелкие цветы

2. Раньше я радовался солнцу и любил больше всего лето.

3. Бледный свет, похожий на чуть разбавленный синькой воздух, заливал восточную часть горизонта.

4. В том краю, где желтая крапива и сухой плетень, приютилась к вербам сиротливо избы деревень.

Дополнительно: объяснить постановку необходимых знаков препинания в данных предложениях.

2) Укажите, в какой строке даны слова, которые могут быть и союзами, и союзными словами.

1. Чтобы, потому что, словно, если.

2. Что, как, когда.

3. Оттого что, чей, до тех пор как.

4. Едва, где, который, ввиду того что.

Дополнительно: охарактеризовать слова других рядов с точки зрения средств связи.

3)Укажите СПП, в котором средством связи является союзное слово. Докажите свой выбор. (Знаки препинания не расставлены)

1. Кто смел, тот и уверен в себе.

2. Синее утро вставало за окном, когда мы стали расходиться.

3. В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.

4. Приглушенными были голоса ручьев, словно они только ещё разучивали свои песни.

Дополнительно: объясните знаки препинания, составив графические схемы СПП.

- Чем отличаются данные задания от задания самостоятельной работы? (В данном случае необходимо было анализировать СПП в системе других видов простых, простых осложненных и сложносочиненных предложений, нужно было выполнять пунктуационный разбор разных видов предложений: простых и сложных).

IX . Рефлексия учебной деятельности. Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) организовать обсуждение и запись домашних заданий.

Организация учебного процесса на этапе 9

1.Обобщающий диалог с учащимися.

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока. - В чем состояло затруднение при открытии новых знаний? (Не смогли определить или обосновать средства связи в СПП). - Какие цели ставили в своей деятельности? - Каким способом мы открывали новое знание?

- Что нового узнали? (1. Узнали, что одни средства связи в СПП могут быть только подчинительными союзами, другие – только союзными словами, в роли которых используются относительные местоимения и наречия, третьи – и союзами, и союзными словами: что, как, когда. 2. Узнали о приемах различения омонимичных союзов и союзных слов).

- Какие разделы морфологии нужно знать при изучении сложноподчиненного предложения?

2. Рефлексия.

- Была ли работа успешной? Достигли ли вы поставленных целей? Сможете определить средства связи в СПП и различить омонимичные части речи в роли средств связи?

3.Обсуждение и запись домашнего задания.

- А теперь ваши прогнозы на домашнее задание? (Нужно выучить теоретический материал, выполнить практическое задание).

1) Выучить текст в рамке на с.50, алгоритм по тетради.

2) Выписать из разных учебников 5 СПП, состоящих из 2-х ПР, с разными средствами связи. Составить схемы.

1в. – из учебника истории; 4в. – из учебника физики;

2в. – из учебника обществознания; 5в. – из учебника математики;

3в. – из учебника географии; 6в. – из учебника литературы.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

1)Марина видела как идет подготовка к выставке.

2)Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

3) Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

1) Марина видела как идет подготовка к выставке.

2) Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

3) Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

    вариант.

1) Марина видела, как (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – хорошо, имеет лог. удар.) идет подготовка к выставке.

2) Хотя (союз, не имеет омонима), постояльцы были напуганы, они ничего никому не сказали.

роща.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

2 вариант.

1)Комната, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) сидели и тихо разговаривали гости, была очень просторной и светлой.

2) Калатуров сюда пришел, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.

3) Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – завтра, имеет лог. удар.) вернется экспедиция.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

    вариант.

1)Марина видела, как (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – хорошо, имеет лог. удар.) идет подготовка к выставке.

2) Хотя (союз, не имеет омонима), постояльцы были напуганы, они ничего никому не сказали.

3) Впереди, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) стояли березы, начиналась небольшая

роща.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

2 вариант.

1)Комната, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) сидели и тихо разговаривали гости, была очень просторной и светлой.

2) Калатуров сюда пришел, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.

3) Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – завтра, имеет лог. удар.) вернется экспедиция.


Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»

Технология деятельностного метода «Школа - 2100»

Урок открытия новых знаний

«Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова»

(Урок русского языка в 9 классе)

Разработала и провела учитель 1 квалификационной категории Мосенкова Елена Владимировна

Альметьевск, 2012



Вверх