Какие картины привезли из ватикана в третьяковку. Особенное на ватиканской выставке в третьяковке

Джентиле да Фабриано. «Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», ок. 1425 г.

Photo © Vatican Museums / Фото © Музеи Ватикана

Музеи Ватикана

не только впервые представляют сокровища своей коллекции в России, но и впервые вывозят их за границу в таком количестве. Сорок две картины из собрания Пинакотеки - это почти одна десятая всего собрания, насчитывающего около пятисот полотен.

Описывать произведение искусства - дело неблагодарное, заранее обреченное на провал, потому что невозможно вербализировать ту тонкую связь, которая устанавливается между вами, когда вы оказываетесь один на один. И неважно, сколько людей вокруг, потому что в этот момент оно разговаривает только с вами.

Язык шедевров ватиканской Пинакотеки - музыка. Сознание услужливо предлагает ассоциации: средневековое многоголосие, ренессансный мадригал, барочный concerto grosso. На самом деле эти картины звучат по-другому. Их музыка - музыка тишины: линий, цвета, едва уловимого жеста и взгляда.

Не нужно быть искусствоведом, чтобы понять - вернее, почувствовать - работу гения. Изображение, при всей его гармоничности, остается лишь отпечатком, если в него не вложено нечто большее. У каждой из этих картин есть душа, все эти полотна - живые.

«Христос Благословляющий», редчайшая работа римской школы XII века. В нем угадываются до боли знакомые черты византийских икон, ставших образцом для древнерусских иконописцев. Roma Aeterna. Рим первый, второй, третий... Вечный. «Христос Благословляющий» открывает выставку в Третьяковской галерее, вы встречаетесь с ним глазами сразу, едва переступив порог зала. Он здесь в полном одиночестве - молчалив, спокоен и самодостаточен. А за его спиной - целый мир, заключенный в пространство небольшой комнаты, в которой перед вами церемонно проходят святой Франциск Ассизский (Маргаритоне д’Ареццо, XIII век), усмиряющий бурю Николай Чудотворец (Джентиле да Фабриано, XV век), играющие на лютнях ангелы (Мелоццо да Форли, XV век).

Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино. «Святой Плакида», 1495-1498 гг. «Святая Юстина», 1495-1498 гг.

Здесь же пределла «Чудеса святого Винченцо Феррера» - работа Эрколе де Роберти, художника феррарской школы, одной из самых значительных в ренессансной Италии. «Пределлами назывались рассказывающие некую историю картины, которые располагались внизу алтаря, - объясняет куратор выставки Аркадий Ипполитов. - Хотя картина принадлежит кисти феррарского художника, в ней зашифрованы многочисленные аллюзии на Рим, которые среди прочего выражены в переработке поз античных статуй в центральных фигурах. Замечательна она еще и тем, что читается как своего рода дефиле самых экстравагантных моделей конца XV века - наряду с Бургундским герцогством Феррара была законодательницей мод того времени» .

Во втором зале - полотна Высокого Возрождения (XVI век) и эпохи барокко (XVII век). Их музыка другая: страстная, напористая, бросающая вызов. Несмотря на религиозные сюжеты, эти картины порой кажутся богоборческими - во всяком случае, их создатели говорят с Ним на равных.

Вот «Видение Святой Елены» венецианца Паоло Веронезе. Торжество красок и пышные одежды и богатый интерьер. Героиня картины - мать императора Константина, которой, как сообщает «Хронография» Феофана, во сне было велено отправиться в Иерусалим «для отыскания животворящего креста Господня». Вместе с ней зритель оказывается здесь на зыбкой грани сна и яви, божественного и земного, духовного и материального.

А рядом - две пределлы Рафаэля: «Вера» и «Милосердие» 1507 года. Совсем небольшие, он похожи на книжные развороты. На каждой из них - женщина в окружении двух ангелов. Моментально узнаваемые рафаэлевские персонажи с мягким абрисом лиц и утонченной грацией поз. Несмотря на скромный размер, эти картины создают вокруг себя особую атмосферу, пространство некоего интимного диалога с каждым, кто в него попадает.

В XVII веке папский Рим достиг наивысшего могущества и богатства, именно в эту эпоху живописное собрание Ватикана значительно пополнилось работами выдающихся современников, поэтому художественная история этого столетия представлена в папской коллекции наиболее полно. (Кстати, соответствующий зал Пинакотеки почти оголился, как рассказала заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта - большинство полотен постоянной экспозиции на три месяца переместились в Москву.)

«Положение во гроб» Караваджо, один из главных его шедевров, оказавший влияние на всю последующую историю живописи, от Рубенса до Сезанна. Эту картину он написал около 1603-1604 года для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, в статусе самого известного и скандального итальянского художника своего времени, чьи работы неизменно вызывали жаркие споры. Каждый элемент огромной, три на два метра, картины продуман до мелочей, ее невероятно сильный драматический эффект во многом обусловлен тем, что тело Христа как будто прорывается за рамки холста. Он прямо перед тобой, достаточно протянуть руку, чтобы ощутить его плоть с еще сильными, но уже лишенными жизни мышцами.

Отдельный, третий, зал отведен под серию картин болонского художника XVIII века Донато Крети «Астрономические наблюдения». В чуть манерных фигурках на фоне ночных пейзажей чувствуется одновременно игривость рококо и дух нового времени, эпохи Просвещения. Могущество Папы постепенно ослабевает, совсем скоро закончится история Папской области, занимавшей большую часть Апеннинского полуострова. Вселенная станет действующей причиной, а не конечным результатом божественного замысла. Человек, взявший историю в свои руки, с удвоенной энергией примется за поиски сути вещей на земле, но все также будет поднимать глаза к небу, сталкиваясь с неразрешимыми вопросами и противоречиями.

Торопитесь! Продажа началась два дня назад, а билеты на все выходные в декабре уже раскуплены.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана , Беллини , Рафаэль, Караваджо» состоится благодаря музеям Ватикана, из фондов которых в Москву доставлены десятки произведений. Продлится она до конца февраля.

Это уникальная ситуация, когда Музеи Ватикана предоставляют 40 (!) произведений на выставку в Третьяковскую галерею, - цитирует ТАСС директора музея Зельфиру Трегулову. - Никогда ранее они не выдавали работы такого уровня и в таком количестве.

Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино, Рафаэль Санти, Гвидо Рени , Караваджо... Будущей экспозиции предстоит стать одним из крупнейших событий в музейном мире не только России , но и Европы .

Схема продажи билетов - такая же как и на выставку Ивана Айвазовского . Контрамарку можно купить и на сайте галереи, и в кассах только на определенную дату и на определенный сеанс.

Эта система была опробована нами впервые во время выставки Айвазовского, - рассказали «КП » в пресс-службе Третьяковки . - И она себя вполне оправдала, так как люди могли заранее спланировать свой визит. Это удобно и избавляет музей от длинных очередей. И если кто-то хочет попасть на выставку «Шедевры Ватикана», то им нужно позаботиться об этом уже сейчас.

КАК КУПИТЬ БИЛЕТ?

Для этого нужно:

1. Зайти на сайт Третьяковской галереи

2. Нажать кнопку «Билеты онлайн», выбрать выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана, Беллини, Рафаэль, Караваджо».

3. Выбрать месяц, дату и время. А также количество билетов. Максимально в одном заказе - 6 штук.

4. Введите ваш e-mail, на который придет код. Его нужно ввести для подтверждения заказа. А также указать ФИО посетителя, на которого оформляется электронный заказ, и номер мобильного телефона.

5. Оплата билета в течение двух часов. Неоплаченный электронный заказ будет аннулирован.

6. После оплаты, на указанный ранее e-mail придет письмо с номером заказа и электронным билетом со статусом «оплачен». Билет можно распечатать дома или сохранить в смартфоне, чтобы предъявить при входе в галерею.

7. Электронный билет не нужно будет менять на бумажный в терминале. Для купивших билет в интернете будет организована отдельная очередь - сотрудник с валидатором быстро считает штрих-код и пропустит внутрь.

ВАЖНО!

Посетители смогут зайти на выставку строго по указанному в билете времени - в течение 30 минут. Опоздавших пропустят только, если сможете доказать, что причина задержки уважительная.

ПОЧЕМ ВХОД?

500 рублей - для граждан России и иностранцев.

150 рублей - для студентов, пенсионеров, героев Советского Союза, героев России, Полных Кавалеров «Ордена Славы», учащиеся средних и средних специальных учебных заведений.

Бесплатно - для ветеранов и инвалидов ВОВ, участников боевых действий (граждане России и стран СНГ ), для детей до 18 лет и других льготных категорий. Но приобретение такого билета возможно только вкупе с платным билетом. Посетители на контроле должны предъявить документы, подтверждающие льготу.

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка , прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX-XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.

Название выставки: Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус

Количество экспонатов: 42 живописные работы из постоянной экспозиции Пинакотеки Ватикана

Мелоццо да Форли. Музицирующий ангел

Выставка шедевров из постоянной экспозиции музея Ватикана, которые крайне редко покидают родные стены, будет открыта в Третьяковской галерее 25 ноября 2016 года. Руководитель галереи Земфира Трегулова ранее сообщала, что реализация этого проекта осуществляется по инициативе Папы Римского Франциска и президента РФ Владимира Путина.

Название выставки содержит знаменитую латинскую фразу о вечном городе – Roma Aeterna, что в переводе с латыни означает «Вечный Рим». Бесспорно влияние изобразительных искусств Италии на культуры иных стран. Данная выставка будет продолжена последующим ответным показом произведений российских художников из музеев России.


Карло Кривелли. Пьета (Оплакивание Христа)

В залах Третьяковской галереи будут представлены шедевры XII–XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

Куратор выставки, специалист Эрмитажа Аркадий Ипполитов отмечает: «Это вещи, практически никогда Рим не покидающие, и мы с Зельфирой Трегуловой, когда нам удалось получить их, были абсолютно счастливы. Конечно, не все дали по предварительному списку, но я на то и рассчитывал: самые важные вещи Третьяковская галерея, а вместе с ней Москва и Россия, получила”.

Гвидо Рени. Апостол Матвей с ангелом

На выставке будут представлены три ангела, играющих на музыкальных инструментах, Мелоццо да Форли – это фрески, снятые со стены церкви Святых апостолов в Риме еще в XVIII в. Эти фрески были сохранены, не смотря на то, что приказ папы Климента XI в XVIII веке был удалить всю живопись для того, чтобы переписать стены в современном стиле. От грандиозного ансамбля Мелоццо остались куски фресок, изображающие его ангелов, которые теперь бережно хранятся. Но даже то, что осталось поистине прекрасно.”Снятые фрески транспортировать непросто, они предоставляются Пинакотекой для экспонирования другим музеям крайне редко, но у нас будет целых три ангела”,- отметил Аркадий Ипполитов.


Паоло Веронезе. Святая Елена

Если вы не успели зайти в музеи Ватикана, то эта выставка - шанс увидеть шедевры в подлинниках. Билеты уже поступили в продажу на сайте Третьяковки. Посещение выставки будет организовано по сеансам каждый по 30 минут. Цена посещения составляет 500 руб.

Статья о картинах Рафаэля на выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена

Как я пыталась купить их онлайн и что из этого вышло

Сегодня я попыталась купить электронные билеты на хитовую выставку в Третьяковке Roma Aeterna, куда привезли шедевры из ватиканской Пинакотеки. Процесс оказался издевательским - и не для одной меня, для тысяч людей, которые тоже пришли на сайт Третьяковской галереи в надежде заказать билет онлайн.

Выставка Roma Aeterna работает в Третьяковке с ноября. Еще до открытия все электронные билеты на декабрь раскупили. На экспозицию, впрочем, можно было попасть по живой очереди - вот и хорошо, думала я, постоим с ребенком в новогодние каникулы, с термосом и бутербродами.

Но в декабре живую очередь Третьяковка отменила, поскольку перекупщики перепродавали билеты с огромной наценкой. Руководство галереи объявило: билетики можно будет купить только в интернете или заранее, в определенный день в кассе, все они станут именными, а на входе надо показывать паспорт.

15 декабря Третьяковка выложила в онлайн-продажу очередную порцию билетов - они кончились за день. Уже тогда любители искусства жаловались на проблемы с сайтом (он глухо зависал), и я решила подождать «последней порции» в январе, надеясь, что к тому времени айтишники галереи отладят процесс.

12 января через кассы почти моментально продали 4 000 билетов на период до конца работы выставки - до 19 февраля, очередь народ занимал с ночи. Последний этап электронных продаж (на кону было 30 000 билетиков) назначили на полдень 13 января.

Обложившись аж тремя компьютерами, я приступила к покупке. Сперва все шло хорошо: на разные дни высвечивалось достаточно билетов.

Выбрала удобное время, и уперлась в известный вопрос “Вы не робот?». САРТСНА (тест, который позволяет отличить программу-робота от человека) просила выбрать из 9 картинок те, где есть дорожные знаки. Ну ладно, пусть картинки - Третьяковка все-таки. Выбрала, ввела свою почту и стала радостно ждать на нее кода, без которого купить билет нельзя.

В форме заказа на сайте меж тем пошел безжалостный отсчет времени. На все про все отвели 2 минуты.

Код на почту не пришел, заказ аннулировался.

Попробовала снова. САРТСНА велела то выбрать картинки с витринами магазинов, то фотки с зеленой травой, то изображения с патио. Патио, господа! Стулья на размытом фоне с бассейном - это патио? В патио ли бассейн? Иль снаружи? Но результат был один - после того, как до системы доходило: я не робот, а женщина (что уже порядком раздраженная, система понять не могла), на экране вылетало: «Лимит билетов исчерпан».

После часа мытарств - хорошо, ребенок был в школе и не слышал ругательств - я сделала это. Снова пробилась на стадию «ждите кода в почту».

Чудо, мечта: теперь этот чертов код можно было ввести в течение аж двух часов. Тем временем на сайте написали: «Билетов нет». Никаких. Кончились.

То есть осталась последняя надежда: открытое окно заказа, куда надо ввести код.

Минул еще час. Я лихорадочно лазила в почту с трех компов сразу. Фигушки. Ноль.

Большинство не сумело сделать на сайте Третьяковки вообще ничего.

Кто-то, как и я, не получил код.

Кто-то получил, но система отказалась его принимать.

Кто-то даже оплатил, но подтверждение не пришло.

Самая прикольная проблема: бесплатный билет на ребенка оплатить невозможно, но без оплаты его не получишь.

«Полдня сижу у компьютера как дундук, а надо готовить обед на всю семью!!! Сделайте что-нибудь!!!»

«Я из другого города, у меня аннулировались два заказа - ну как же так?»

«Обращайтесь в техподдержку», - лаконично отвечали на вопли о помощи представители Третьяковки.

Обратилась, прислала номер заказа, попросила код.

Молчание.

Счетчик времени высветил роковое «0:01:00». Еще минута - и шансов не останется, заказ исчезнет.

Дай Бог здоровья, жену непьющую и детей-отличников анониму, который подсказал на форуме: скорей перезагрузите страницу с заказом, они увеличили ожидание до 10 часов. Причем выяснил это аноним органолептическим способом - сайт Третьяковки ни о чем таком не сообщал.

Итог: когда я дописываю эти строки, на часах 17:30.

Кода в почте не видать (я ввела ее правильно! И в папке «спам» тоже ничего!)

На сайте Третьяковской галереи новость: «До 19 февраля все билеты куплены, часть - в стадии оформления. Если часть заказов не выкупят, эти билеты снова поступят на сайт».

Дедлайн на ввод кода у меня до половины второго ночи. Плюнуть, не ждать, спать?

Правильно сказала одна дама: «Проще, наверное, поехать прямо в Ватикан».

Живо представила айтишников Третьяковки. Неспешные, со вкусом ждавшие Нового года и веселившиеся в каникулы ребята. Конечно, никто из них не мог предугадать, что 13 января, когда все нормальные граждане готовятся отмечать Старый НГ, за билетами набегут тысячи ненормальных!

Поставила восклицательный знак и сдала было текст - но вернула.

Увидела Вконтакте, что некая Елизавета Щербак, шедшая тем же скорбным путем, кажется, единственная из всех нас, удостоилась ответа техподдержки: «Вместо кода вводите любые 6 цифр».

Ввела дрожащею рукой. Дай Бог Елизавете мужа непьющего, детей-отличников.

Теперь у меня два билета на Roma Aeterna. Посмотрим-таки на Перуджино с Караваджо. Всего-то шесть часов мучений.

Кстати, в Ватикан я однажды стояла живую очередь. Заняло это полтора часа.

Видео в тему напоследок.



Вверх