Как избавиться от мук совести. Угрызения совести. В.Г.Кушнаренко-Суртаева

Неизвестно, что такого натворили в прошлом наши читатели, но по результатам очередного опроса, Trend Life большую их часть, аж 81.00% мучают кое-какие угрызения совести... У 9.00% совесть, напротив, совершенно чиста. У 4.00% совести нет вовсе, а 3.00% признались, что грешков у них на душе более чем достаточно, так что совесть у них соооовсем не чиста.

Мнение ученых

Природа совести (как и природа многих других человеческих чувств) еще толком не изучена. Вплоть до того, что некоторые и вовсе сомневаются в ее существовании. Однако ученые все же кое-как сформулировали все свои мысли по этому поводу, и вывели весьма туманное, но все же определение. По их мнению, совесть - это потребность человека нести ответственность за свои действия, которая осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

И если вдуматься в это определение, то невольно напрашивается мысль о том, что корить кого-то, призывая к совести, - занятие, в принципе, бесполезное. Ведь коли "нравственный кодекс" у каждого свой, то и единого критерия совести, единого морального УК быть не может... От такого положения вещей даже страшновато становится, ибо попахивает анархией и вседозволенностью. Благо, не все так плохо на самом деле - большинство внутренних судей, которые, в случае чего начинает пренеприятно капать нам на мозги, воспитаны на общечеловеческих критериях порядочности.

Отшучиваясь от совести

Но говорить о сей высокой материи исключительно всерьез невозможно - с тоски помрешь или сам себя замучаешь за то, что в 5-м классе подложил учительнице кнопку на стул. И люди шутят. Шутят на тему совести оголтело, без устали и со смаком. Михаил Жванецкий, например, говорит, что "совершенно чистая совесть - это признак плохой памяти". И, думается, что он прав абсолютно - таких святых, которые ни разу в жизни никакого, даже самого крохотного проступка не совершили, даже на страницах Библии с трудом найдешь. Хотя, конечно, учительница, севшая на кнопку и обманутые вкладчики АО МММ - это разные вещи. Впрочем, еще неизвестно, кто больше раскаивается в содеянном - тот самый пятиклассник или Сергей Мавроди.

Другой юморист обезоруживающе улыбается: "моя совесть чиста - я ею не пользуюсь". Третий призывает быть гуманнее и подкармливать несчастное животное, ведь "если совесть вас не будет грызть, то она умрет с голоду". Одним словом, люди всячески пытаются ослабить кандалы, которые надевает на них совесть.

Как избавиться от угрызений совести

Для того, чтобы быть счастливым, необходимо находиться в гармонии с собой, а значит, в том числе и не мучиться угрызениями совести. Разумеется, лучший способ избежать этого - не совершать никаких пакостей вообще. Но, увы, это невозможно. Ну и что, что вы никого не предавали и мужа из семьи не уводили? Зато утром пожилой тетеньке место в автобусе не уступили. А для некоторых (таких, правда, немного) это уже повод мучиться весь день. Так что предлагаем вам список "народных" методов борьбы с угрызением совести:

1) Найдите себе советчика, который "не посоветует вам ничего дурного". Одним словом - авторитетного единомышленника. В сомнительных случаях смело обращайтесь к нему за советами. Следуйте им. А едва лишь совесть начнет к вам приставать - ссылайтесь на вашего советчика. Ну, как еще вы могли поступить, получив такой совет от такого человека? И совесть отступит. Она тоже уважает авторитеты.
2) Изучите историю. Всю историю учить не надо, достаточно ознакомиться с анекдотами про исторических лиц. Известно, что многие из них частенько совершали бессовестные поступки.
Взять хотя бы Аристотеля, предавшего своего друга и учителя Платона (помните: "Платон мне друг, но истина дороже"?). Или Наполеона, который объявил войну собственному тестю - австрийскому императору Францу I.. Однако им никто не ставит это в вину. Более того, именно благодаря своему вероломству оба они и многие другие стали тем, кем они стали.
3) Утешайтесь альтернативными моральными концепциями. Изменяя жене, помните, что ислам допускает многоженство. Обманывая друга, не забывайте о буддизме, который именно вас ставит в центр бытия. Не вступаясь за слабого, мотивируйте это тем, что даосское ничего неделание - единственный путь мудреца. Существуют и более продвинутые концепции. Так, по мнению субъективных идеалистов, весь мир есть ни что иное, как плод вашего воображения. Так дайте ему разыграться, не сковывайте его рамками приличий, которые кто-то там придумал...
4) Выберите благую цель. Но такую, которая оправдает бессовестные средства. Она не должна отличаться от вашего бизнес плана. Главное, чтобы за нее не было стыдно. Потому что если стыдно за цель - никакие средства не помогут. (Ещё и свой бизнес угробите).
5) Пейте, курите и питайтесь с избытком. Это поможет вам заработать склероз. Ничего лучше от угрызений совести человечество пока еще не придумало. Вы просто не будете помнить всех тех гадостей, которые совершили. Против этого совесть бессильна.
6) Относитесь с юмором к своим проступкам. Юмор - очень эффективное средство.
Говорят, он убивает даже такую мощную вещь, как половой инстинкт - что же говорить о совести?
7) Жертвуйте деньги сиротам и инвалидам, бедным слоям населения и одиноким матерям. Эти пожертвования станут хорошим козырем в споре с вашей совестью.
8) Освойте практику самобичевания. Эта процедура, как и занятия спортом, укрепляет дух. В средневековье самобичевание было повсеместно распространено среди доминиканцев и иезуитов. Недаром, слава об их злодеяниях до сих пор будоражит некоторые умы.

9) Раскаивайтесь. Раскаяние обезоруживает совесть. Ей просто будет нечего вам предъявить. Даже в раю раскаявшийся грешник ценится больше, чем закоренелый праведник. Признавайтесь в мелких грехах. Это обманет вашу совесть, и большие грехи останутся за рамками ее упреков.

Такие вот "хитрости"... Конечно, все это на 90% шутка. А оставшиеся 10% могут пригодиться тем, кто пользуется главным способом не быть съеденным совестью заживо - не совершает безнравственных и подлых поступков. Наверное, таким совесть все же может пойти на некоторые уступки и позволить с собой договориться, если речь идет о чем-то мелком.


Совесть - самая главная черта характера человека духовного. А характер - суть Эго, и передаётся он из воплощения в воплощение. Сколько же надо прожить жизней, чтобы обрести эту черту?! Сколько же надо пройти испытаний, накопить жизненного опыта, обрести способность самостоятельно принимать нравственные обязанности, чтобы Совесть стала неотъемлемой частью человека, которого смело можно назвать Человеком с большой буквы?!

Совесть является внутренним нравственным законом каждого человека, и каждый может заявить, что он не без-Совестный. Его совесть отражает внутренний мир и осмысление своей жизни через многие причины: через воспитание, через боль, через душевные переживания, через всё то, что сделало этого человека именно таким, какой он есть сейчас, сию минуту. Но даже через мгновение человек может осознать себя совсем по-иному. Это или внутреннее озарение, или внешнее событие.

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону », - сказал однажды Иммануил Кант. Но когда возникло у людей чувство совести? Пример из Библии наглядно показывает, что она не появилась у первых людей человечества. Каин убил богопослушного Авеля. Это было первое убийство на Земле. Несмотря на то, что Каин заслуживал смертного приговора за совершенное им преступление, сострадательный Творец пощадил его и дал ему возможность раскаяться. Но Каин только всё больше ожесточал своё сердце. Подстрекая к восстанию против Божественной власти, он стал родоначальником дерзких, распутных грешников. Этот отступник, руководимый сатаной, соблазнил и других. Его пример и влияние оказывали столь сильное разлагающее действие, что земля растлилась и наполнилась насилием до такой степени, что возопила об уничтожении. Ни о каких угрызениях совести Каина нет даже намёка.

Угрызения совести, муки совести, раскаяние, сожаление, терзание, мучение, страдания, душевные переживания по поводу чувства вины - это удел людей противоположного Каину сознания. Тех, у кого есть Со-Знание Высокого Предназначения Человека. Такие люди даже в шутку не скажут: «У нас свобода совести: хочешь, имей совесть - хочешь, не имей » (Андрей Кнышев).

Угрызениями совести очень страдала за свою прошлую, молодую, жизнь Тереза Авильская — испанская монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений. Она писала: «Так от рассеяния к рассеянию, от суеты к суете, от греха к греху я дошла до того, что мне было стыдно обращаться к Богу с молитвой: я чувствовала себя такой недостойной, что под предлогом смирения боялась молиться… Совесть обличала меня, а духовники оправдывали. Бедная душа моя! Когда я вспоминаю, как она лишена была всякой помощи, свободно предаваясь развлечениям и удовольствиям, которые считались дозволенными, то не могу не пожалеть себя » . Но угрызения совести помогли ей стать той, которой поклоняется всё человечество. «Лучше сломаться, чем согнуться », - почувствовала она и была верна этому всю свою оставшуюся жизнь.

Лично мне тоже пришлось мучиться угрызениями совести. Больше двадцати лет проработала историком в школе. Сколько неправды я внесла в умы своим ученикам, придерживаясь школьной программы! А получила такие знания я в институте. Тысячи книг прочитала, чтобы уроки мои были интересными, чтобы каждый абзац учебника истории могла обозреть широко. Считалась хорошим учителем. Да и сама стала считать себя такой, уходя на пенсию, пока не открыла «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской. Я читала её, и мне становилось страшно - насколько мои знания мизерны, да и те «пошли не в ту степь»… Я с головой ушла в Учение Жизни. Перелопатила все книги Живой Этики и сопутствующие ей. Меня истерзали муки совести за то, что дала ученикам знания совершенно неправильные. А ведь они меня любили и верили каждому моему слову!!! Из тысяч ребят, которых мне пришлось учить в общей сложности 30 лет, только один паренёк из десятого класса не брал всё на веру, имел своё мнение и мог задать вопросы, на которые я не была способна ответить вразумительно. Но тогда мне неоткуда было получить знания, которые я могла бы применить в разговорах с ним…

Пришёл момент, когда я уже не могла не обратиться к своим бывшим ученикам со своими извинениями и желанием рассказать им правду. Я искала выход, и он нашёлся. Я пошла в радиокомитет и попросила дать мне возможность прочитать несколько лекций по 20 минут. Но в радиокомитете я встретила человека, который был немного знаком с Живой Этикой, и он предложил подготовить беседы на основе моих лекций. Так родился цикл бесед по истории с применением Учения Жизни. Беседы в форме интервью заинтересовали многих. А я сразу же сообщила о радиопередачах нескольким своим бывшим ученикам, про которых знала, что им не всё равно. Удалось провести две телепередачи с моим участием, но на телевидении нам развернуться по Живой этике не удалось. Там сказали, что сразу посыпались требования от всех вер и конфессий - делать передачи о них, а не о «рериханутых», как нас назвали недоброжелатели. Но совесть моя немного поуспокоилась. Только душа болеть не перестала - ведь и сегодня детям вбивают не те знания, которые им необходимы, и я с этим ничего не могу поделать, хоть и не молчу. Будут ли сегодняшние школьные учителя испытывать нечто подобное моим угрызениям совести, когда они поймут, что учили детей не тому и не так?!

«Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью» , - заявил Адольф Гитлер. Что он имел в виду? Массовое уничтожение евреев и славян? Реки крови ни в чём неповинных людей? Бомбардировки мирных городов и сёл, куда он пришёл завоевателем? В отношениях между близкими людьми, поощряя своими словами всякие подлости, предательства, лицемерие и всё тому подобное? Мне кажется - всё! Но только по отношению к другим! Не к себе!!! Себя он обожал и требовал к себе чести, совести, порядочности.

«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» , - сказал в своё время Дени Дидро. Осознал ли Гитлер, хоть перед смертью, величайшее зло, сотворённое им против человечества?!

В противовес примеру с Гитлером - пример Сталина является антиподом. Недавно в интернете я увидела статью «Жестокая правда о казни Космодемьянской. Зверская прихоть Сталина?» (По материалам сайта svpressa.ru). В ней говорится, цитирую: «СП» опубликовала статью «Правда о Зое Космодемьянской», в которой была обнародована информация о том, что юная героиня никогда не была партизанкой, а являлась красноармейцем диверсионно-разведывательной бригады Артура Спрогиса. В ночь с 27 на 28 ноября 1941 года в деревне Петрищево она подожгла жилой дом, где расположились фашистские штабные офицеры, и замаскированный под конюшню полевой пункт радио- и радиотехнической разведки. За что была подвержена зверским издевательствам, а потом повешена.

В статье кратко цитировался секретный приказ Ставки ГКО № 0428 от 17 ноября 1941 года, в соответствии с которым действовали бойцы Спрогиса: «Лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небомРазрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км в глубину от переднего края и на 20 - 30 км вправо и влево от дорог … Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами. При вынужденном отходе наших частей… уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать».

Приказ жестокий. Но можно ли Сталина обвинить в преступлении за этот приказ? Цитирую дальше: «Нужно хорошо представлять себе обстановку, в которой подписывался этот приказ. Соотношение сил под Москвой оказалось далеко не в нашу пользу: по состоянию на 30 сентября у гитлеровцев насчитывалось здесь около 2 миллионов штыков, 14 тысяч орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолётов. Нельзя забывать, что на Москву устремились объединенные войска всей Европы: итальянские и румынские дивизии, четыре венгерских бригады, которые поддерживались 4-м воздушным флотом и румынской авиацией. Кроме того, по состоянию на октябрь 1941 года, в вермахте была сформирована 250-я пехотная дивизия испанских добровольцев (18 тысяч человек), 638-й пехотный полк французских добровольцев, а также бельгийские, шведские, хорватские воинские соединения.

У нас к тому времени на всех фронтах московского направления были сосредоточены 1 миллион 250 тысяч бойцов, 7600 орудий и миномётов, 990 танков, 660 самолётов. То есть объединенные силы Европы имели значительный перевес. Чтобы их победить, нужны были чрезвычайные меры. Я бы даже сказал: невиданные в истории меры. На такие не была способна ни одна страна. Вспомним, Европа сдалась практически без боя и легко встроилась в фашизм».

Давайте, вспомним и мы, но - войну с Наполеоном, Москву сожгли не французы! Её сожгли русские! Сталин последовал примеру патриотов-москвичей, потому что - цитирую: «Нельзя также забывать, что в России фашисты вели войну иначе, чем в Европе. Здесь они действовали на уничтожение целой нации. Потеря государственности в данном случае сопровождалась бы гибелью практически всего населения. Поэтому «гуманность Сталина» (к фашистам; зам. моё) в такой ситуации, прояви он ее, несомненно, обернулась бы неизмеримо большими жертвами и потерями» (советских людей; зам. моё). Под Москвой стоял вопрос о жизни и смерти государства. Фашисты были сильней, и любой ценой нужно было перерезать линии их снабжения, лишить более или менее комфортного жилья, отдыха. Такие задачи и ставил приказ. Неизвестно, чем бы закончилось самое кровопролитное сражение Второй мировой войны, если бы фашистам дали полную возможность отдыхать в натопленных деревенских избах и откармливаться колхозными харчами. К тому же многие бойцы бригады Спрогиса взрывали и поджигали только те избы, где квартировались фашисты и размещались штабы».

Страдал ли Сталин угрызениями совести, уничтожая эти населённые пункты в Подмосковье? Нет! Он спасал Родину!

В наше сегодняшнее непростое время ярко раскрываются души миллионов людей. Очень многие понимают, что их совесть — это сознание и чувство моральной ответственности за свое поведение, служащие руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. И они делают выбор по своему видению жизненных ситуаций как своих, так и государственных.

Святых людей не бывает, каждый из нас совершал какие-либо поступки, за которые становилось стыдно, и угрызения совести начинали грызть нашу душу. Кто-то старается не думать о сделанном или сказанном, а кому-то терзания души мешают жить привычной жизнью, нарушается сон и покой, и человек постоянно находится в подавленном или депрессивном состоянии.

Кончено, голос совести имеет и положительную сторону- это значит, что Ваши моральные принципы контролируют Ваше поведение. Избавление от чувства вины, не означает, что Вы станете аморальным или беспринципным и Вам будет все равно, если поступите неправильно. Главное- определить для себя четкую грань что делать можно, а что нельзя. Постоянно жить с чувством вины очень тяжело, и чтобы заново радоваться жизни, необходимо избавиться от угрызений совести.

Для начала научитесь "прислушиваться" к своей совести, она начинает Вас тревожить еще до совершения какого-либо необдуманного действия. Поэтому сначала подумайте, потом прислушайтесь к своей совести и только после этого делайте задуманное.

Проанализируйте свой поступок, за который Вам стыдно, или Вы не знаете, правильно ли поступили. Постарайтесь логично оправдать свое действие, возможно, Вы не виноваты в той ситуации, Вас могли спровоцировать и Вы вынужденно "защищались".

Не стоит также зацикливаться на мелочах, вполне допустимо, что все участники конфликта уже давно все забыли и не придают ему никакого значения, а Вы понапрасну себя терзаете днями и ночами. Поэтому, если Ваш поступок был приемлемым и необходимым в конкретной сложившейся ситуации, то Вы поступили правильно.

Если Вы обидели другого человека словами или неправильным поступком- попросите у него прощения. Для многих людей извиняться- очень сложный шаг. Нужно переступить через свою гордость, а главное, признать свою ошибку. Но, попросив прощения, Вы избавитесь от груза обид и чувства вины, зная, что на Вас никто не обижается.

После этого, попросите прощения у самого себя. Это тоже для многих людей большая проблема, потому что сидящий внутри нас «маленький ребенок» привык чувствовать себя виноватым. Для этого, вспомните похожие случаи, произошедшие с Вашими близкими или друзьями, и дайте им свою оценку. Поняв, что их поступок Вы оправдываете и понимаете, Вы убедитесь, что и окружающие также смогут понять и простить Вас в аналогичной ситуации.

Вам необходимо понять, что прошлое уже все равно не изменить, можно изменить только Ваше отношение к совершенному поступку. Главное- сделать выводы и не совершать в будущем похожих ошибок.

Людям, верующим в Бога лучше сходить в церковь, на исповедь. Для них это станет лучшим искуплением грехов.

Тем же, кто некрещеный, можно обратиться за помощью к психологам. Они помогут разобраться в перипетиях Вашей души, возможно, найдут причины, по которым Вы совершили плохой поступок или дадут разумное объяснение всему случившемуся.

Также, психологи советуют провести «обряд самоочищения». Для этого встаньте под душ и с помощью мочалки и воды смойте с себя весь негатив, представляя его в виде грязи на своем теле. После чего нанесите крем, масло или увлажняющее молочко, чтобы все плохое с Вас соскальзывало и не приставало. Такой ритуал должен расслабить Вас психологически и поспособствовать крепкому и здоровому сну.

Совесть необходима человеку для самосовершенствования, движения вперед. Сделайте правильные выводы и направьте угрызения совести в конструктивное русло, не позволяйте чувству вины разрушать Вашу самооценку и личность в целом.

Дорогие друзья! Мы понимаем, что угрызения совести знакомы каждому человеку, и мы очень рады, что вы хотите разобраться с этим вопросом. Ведь угрызения совести могут быть нашим другом, но могут быть и невидимый враг, умаляющий вашу ценность и достоинство. Когда вы чувствуете, что вас не отпускают угрызения совести, научитесь распознавать, с кем вы имеете дело: с другом или врагом. Что происходит на самом деле — ощущаете ли вы настоящее раскаяние в грехах или душевную смуту, поднятую внутренним врагом? Надеемся, что наш материал будет хотя бы немного полезен вам.

Что такое истинные угрызения совести? – это понятие ставит в центр внимания истинную вину, представляющую грех против Бога. Угрызения совести, как и истинное чувство вины - следствие греха. Давайте вспомним, что в начале Бог сотворил мужчину и женщину по Своему образу и подобию. Это значит, что мы должны отображать личность Бога во всем, что мы делаем. Чувство вины сопровождает всякое действие, искажающее истину о Боге. Подобные действия - оскорбление Бога и грех в Его глазах. Нас всех мучает совесть, когда мы виноваты. Библия определенно говорит нам о том, что каждый из нас отвечает за свое поведение и даст за него отчет Богу. «Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех» (Лев 5:17). «… каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим 14:12). «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор 11:27).

Все мы грешны и потому никто из нас, людей, не способен искупить ни себя самого, ни кого-либо другого. И нужно было Сыну Божию, Иисусу Христу придти на землю, жить среди нас, принести Себя в жертву за всех людей, чтобы примирить нас с Богом. Дорогие друзья, Бог не только простил вас, Он снял с вас грех. «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс 102:12). Подумайте – может ли когда-нибудь встретиться восток и запад? Или есть еще слова в Иер. 31:34 …- – «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». И еще об этом в Евр.8:12 — «…потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». А как часто мы не прощаем себя, и годами мучаем себя за то, за что уже давно получили прощение у Бога?! Что же происходит с нами в этом случае? – Есть такое понятие – ложная вина. Что это такое? — Ложное чувство вины основано на осуждении себя в том, что мы не оправдали своих или чьих-либо ожиданий. Но надо разобраться – а каковы были эти ожидания? Часто они совершенно безосновательны! Порой ложное чувство ложной вины возникает, когда вы вините себя, даже если вы не сделали ничего дурного, или когда вы продолжаете винить себя даже после того, как исповедали свой грех перед Богом и раскаялись в нем, и Господь простил вас. Даже исповедь не всегда освобождает от чувства вины. В Откр 12:10 сказано, что Сатана клевещет на христиан, он любит отягощать верующих ложной виной и самоосуждением. Один из его излюбленных ходов - возвращать наше прошлое, напоминать нам о наших неудачах и заставить вас почувствовать себя непрошенными и непринятыми Богом.

Многие люди считают, что угрызения совести и стыд - одно и то же, но это не так. Испытав угрызения совести за содеянное, вы начинаете стыдиться себя, то есть переживаете чувство стыда. Это постоянное чувство собственного несовершенства вызывает сильное ощущение своего недостоинства и постоянного страха отвержения и оставленности. Глубокие следы стыда зачастую остаются в душе на всю жизнь. Стыд порождает внутреннюю потребность контролировать свои эмоции и поведение; порождает внутреннее одиночество, которое способствует нездоровым привязанностям. Если вы живете со страхом отвержения, одиночества или своей ненужности, никчемности, вы, в конце концов, превратитесь в личность, одержимую страхом. Вы можете носить одежды личного успеха, но гнездящийся в глубине души страх того, что вас разоблачат как «нуждающегося», создает желание скрыть от людей ваше подлинное «я». Это уменьшает способность к любви и близости в отношениях с людьми. Нам становится трудно выражать свои чувства, сопереживать другим, смотреть в лицо неудаче, принимать критику, оставаться одному, принимать решения и брать на себя ответственность… Вспомним слова Писания — «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. <…> В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1Ин 4:16, 18). И слова Господа, записанные пророком Исайей — «Не бойся, ибо Я - с тобою; не смущайся, ибо Я - Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис 41:10).

Когда вы ощущаете стыд за дурной поступок, на поверхность всплывает страх отвержения, и гнев становится простейшим оружием против человека, который разоблачает вас — «Гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утишитесь» (Пс 4:5). Если бы мы брали паузу, проводили бы это время в размышлении, исследуя свои сердца и обращаясь за помощью к Господу, не было бы перекосов в нашем отношении к себе самим, и к окружающим нас людям.
Большинство людей не понимают, каким разрушительным фактором может стать ложное чувство вины в отношениях между людьми.

«Как реагировать на ложные угрызения совести?» — Когда вы в очередной раз начнете прокручивать в голове старые грехи, в которых вы раскаялись, поймите, что это - козни сатаны, желающего повергнуть вас в уныние. Спросите себя: «Что я слышу?» — (А если вы в уме прокручиваете старые грехи – вы слышите обвинение!) «Что я чувствую?» (Естественно, что при этом вы чаще всего чувствуете угрызения совести.) И самый главный вопрос!!! Не забудьте о нем!!! — «Где же правда?» (А правда в том, что вы полностью прощены!!!) И конечно, всегда в качестве ориентира используйте Священное Писание. Поскольку вы приняли Христа как своего Спасителя, и Спаситель умер, чтобы искупить ваш грех, постарайтесь сосредоточиться на Божьей истине: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). И еще один совет — включите этот стих в вашу молитву. В отличие от сатаны, выдвигающего ложные обвинения, Святой Дух никогда не обвиняет истинных христиан. Как добросовестный Отец, Бог иногда попускает нам пережить последствия грехов, чтобы мы переменились. (Прочтите Евр 12:4–11.) Но, Он производит в вашем сердце желание творить Его волю. (Флп 2:13) «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».

Итак, есть два вида вины: один — друг, который говорит правду и мягко ведет вас к покаянию и прощению. А другой - тайный враг, который насмехается и осуждает человека, вызывая у него стыд
и ощущение униженности. Апостол Петр предупреждает нас о том, что мы не должны позволять сатане вводить нас в заблуждение — «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет 5:8). В Библии говориться о том, что сатана – клеветник и обманщик… Поэтому нам важно хорошо понять, в чем же конкретные отличия истинной вины от ложной. Это поможет нам увидеть, когда мы мучаем себя напрасно… Истинная вина — основана на фактах и ведет к покаянию, принимает прощение и примиряет с Богом и людьми. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32). Ложное чувство вины — основано на чувствах и приводит к чисто мирскому страху перед плохими последствиями. Наполняет человека жалостью к себе, приводит к депрессии и ведет к отчуждению от Бога и других людей.

«Если, согрешая, я должен испытывать угрызения совести, почему же я чувствую себя при этом (когда согрешаю) счастливым?» — в Писании не сказано, что грех непривлекателен. Обаяние и прелесть греха в том и состоит, что он действительно сулит счастье. Если бы грех был неинтересен, непривлекателен – кто стал бы грешить? Но Библия предупреждает, что наслаждение, которое приносит грех, мимолетно — «Веселие беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна…» (Иов 20:5). Очень часто это ощущение счастья заканчивается сильнейшими угрызениями совести и тяжелейшей депрессией…

Поскольку ложное чувство вины может оставаться незамеченным всю жизнь, лишь немногие люди видят в нем «преступника», который наносит вред отношениям и разрушает близость.

«Как я узнаю, какие грехи таятся в глубине моей души, если я даже не осознаю, где правда?» — Вы можете спросить друзей, сдержите естественное желание самозащиты и выслушайте правду, которую откроет вам Бог. Доверьтесь Богу. Он знает тайны вашего сердца и откроет их тем, кто искренне ищет правду. Его голос будет любящим и мягким, подбадривающим и обнадеживающим. «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1:8–9).

Ни одно чувство не проникает так глубоко в душу, как чувство вины, но именно его труднее всего обнаружить и понять. Мы уже говорили, что человек может ощущать себя виноватым — без вины. Помните? — чувство ложной вины. Если вы чувствуете себя виноватым, это еще не означает, что вы ослушались Бога или нарушили Его нравственные законы. Истинная вина - это результат честного самопознания и раскрытия тайных проступков и грехов, за которые вы ответственны перед Богом. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною» (Пс 18:13–14). Поэтому нам и надо предпринять духовное исследование… Как это сделать? — Спросите себя: «Нет ли на мне нераскаянного греха?» – если вы обнаружили такой грех – покайтесь в нем перед Богом и тем человеком, перед которым вы согрешили (если это возможно). Попросите Бога простить вас и отвернитесь от своего греха… Для этого просите Бога дать вам силу Святого Духа, чтобы не совершать такой грех в будущем. Поймите, друзья, Господь может использовать вашу вину в позитивных целях, чтобы привести вас к свету Его истины. Истинные угрызения совести ценны потому, что Бог использует их, чтобы убедить вас сменить все отрицательное — на положительное.

Совесть, подсказывает нам, что хорошо, а что дурно. Она способна познавать волю Божию и отличать ее от воли человеческой. Она одобряет доброе, и осуждает злое. «Они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2:15). Часто мы говорим о «чистой совести». Очищенная совесть, может свободно служить Богу. «…Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр 9:14). Добрая совесть может выдержать нападки врага. «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Пет 3:16). Но есть и оскверненная совесть – т.е. нечистая совесть, которая не была воспитана или поддалась чужому влиянию. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» (Тит 1:15). Совесть может стать бесчувственной и даже сожженной. Сожженная совесть – умерла, стала нечувствительной к действию Святого Духа из-за намеренного и неоднократного нарушения воли Божьей, так в 1 Тим 4:2 говорится о лицемерных лжесловесниках, «сожженных в совести своей»

Но что делать, если у человека сложился комплекс вины (комплекс ложной вины – так будет точнее)? — Корни ложного чувства вины уходят в раннее детство. Если вы слышали неоднократные укоры в том, что вы «непослушный» или «плохой», в вашем сердце начинал звучать голос: «Как тебе не стыдно!» Тогда ваши чувства начинали убеждать вас: «Любовь других определяется моим поведением». «Мое поведение не соответствует ожиданиям других людей». «Я могу оказаться отвергнутым и покинутым». Так у многих из нас создается отрицательное отношение к себе, начинают складываться неправильные стереотипы отношения к другим людям, которые укореняются и остаются с нами даже во взрослом возрасте. Тогда истинные угрызения совести (настоящая скорбь о грехе) после поступков, которые задевают других, очень быстро, практически тотчас же переходят в ложное чувство вины (страх отвержения другими).

Чтобы перестать формировать в себе комплекс ложной вины нам надо научиться различать голос истинной вины. Он — напоминает нам, что мы все виновны в разных грехах. – Проверьте — «Нет ли у вас ощущения, что вы неудачник и не имеете никакой ценности, в отличие от других?» Если есть, то это не голос истинной вины… Голос истинной вины формирует ваш характер — «Волнует ли вас, как вы выглядите в глазах остальных людей?» Ответьте себе честно. Он говорит о любви Божьей и подбадривает нас, допускает неудачу — «Ощущаете ли вы унижение и растерянность, когда вы сделали что-то дурное?» — «Нет ли у вас ощущения, что вас невозможно исцелить, что вы - просто жертва вашего прошлого?» Если есть – то это ложное чувство. Голос истинной вины поднимает дух и дает радость, когда вы общаетесь с Богом и говорит о будущем с оптимизмом. — «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29:11).

Чтобы избавиться от комплекса ложной вины надо научиться распознавать голос врага. Сатана любит скрываться под маской слуги Божьего. Грубо обвиняя и осуждая людей с чуткой совестью, он пускает в ход свое могущественное орудие - ложную вину, используя вину и страх, чтобы вызвать у них сильное духовное уныние. Научитесь распознавать дьявольскую ложь. Он часто обращается к вам, используя необоснованное заявление: «Ты должен…» — «Ты должен быть энергичней и способней». «Ты должен пережить свою утрату гораздо быстрее». «Ты должен больше делать для бедных». «Ты никогда не должен выказывать гнева и разочарования». «Ты не должен кричать или показывать слабость». «Ты должен быть безупречным другом, мужем (или женой), родителем или подчиненным».

В глазах Божьих нет больших и маленьких грехов. Его прощение покрывает все грехи, но некоторые из нас никак не могут простить себя, не понимая, что этим ставят себя выше Бога. Эти измученные души должны давать отпор клевете сатаны и напоминать ему: «Я искуплен кровью Христовой!» В Библии Бог нигде не говорит, что Он прощает все наши грехи, кроме… (лжи, обмана, гнева). Заучите наизусть следующие отрывки из Писания: 1 Ин 1:9 — «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». Ис 1:18 — «…Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю». Рим 8:33–34 «Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».

Итак – 1) Найдите истинный источник вашей вины: проанализируйте, почему вас мучают угрызения совести и определите, истинная ваша вина или ложная. 2) Возьмите на себя ответственность за свой грех: согласитесь с Богом, что вы виновны в грехе и возместите ущерб, нанесенный тем, против кого вы согрешили. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1Ин 1:9). 3) Поймите, что Бог говорит с вами всерьез: постарайтесь поверить в то, что говорит Бог и поблагодарите Его за то, что бесконечно прощает вас. 4) Перестаньте сосредотачиваться на прошлом: не цепляйтесь за прошлую боль, перестаньте осуждать себя и постарайтесь простить других людей. 5) Не жалейте времени на обновление вашего ума: заучивайте отрывки из Писания, говорящие о Божьем прощении и помните, что «во Христе вы новая тварь». «Отложите прежний образ жизни ветхого человека, обновитесь духом ума вашего» (Еф 4:22–23). 6) Научитесь отличать голос Святого Духа от голоса сатаны: отвечайте сатане словами Священного Писания. 7) Обратитесь к Богу с молитвой о принятии вами Его прощения и позвольте Христу переменить вас. «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20). Поймите, что ваши чувства не изменятся в одночасье, и что чувства всегда идут вслед за мыслями. «Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное» (Евр 10:36).

Молитва — «Святой Боже, Отец Небесный, помоги мне избавиться от чувства ложной вины. Научи меня различать жестокую ложь сатаны и полагаться на Твое Слово, которое непреложно. Сделай меня чутким к касанию Твоего Духа. Благодарю Тебя, Отец за Твою всесовершенную любовь и бесконечное прощение. Молюсь во имя Твоего Сына Иисуса Христа. Аминь».

Каждое падение это возможность чему-то научиться, получить ценный взгляд в собственный мир, взять большую ответственность за свою жизнь. Однако частое переживание разочарований через свои моральные падения вызывает то, что чувство вины нас не оставляет, и мы сами себя осуждаем. В таких ситуациях чувство вины вредно: оно становится муками вместо того, чтобы быть стимулом. Чувство вины сопровождает нас в жизни, а угрызения совести - это нормальный опыт для большинства из нас.

То, как мы воспринимаем чувство вины, влияет на наше эмоциональное и духовное развитие. Только психопат утверждает, что не имеет чувства вины.Но этот тип личности не является предметом наших размышлений. Мы будем говорить о тех, кто в своей жизни переживают нормальное чувство вины. Абсурдным является утверждение, что мы никогда не должны чувствовать вину ни по какому поводу. Если бы это было правдой, то наше общество было бы поистине психопатическое. Никто из нас не был бы в безопасности при чьем-то присутствии.

Нормальное, здоровое чувство вины является тем, что предохраняет здоровье общества. Чувство вины может быть стимулом, быстрым, болезненным сотрясением, которое направляет нас к перемене. Угрызения совести помогают признать, что мы поступили плохо - и именно так должно происходить. Эти ощущения должны также помочь нам учиться на собственных ошибках. Останавливались ли мы когда-нибудь, чтобы осознать, как много падений, ошибок, грехов в нашей жизни? Как мы справляемся с последствиями этого всего - с чувством вины, и учимся на пережитом? Иногда мы заключаем себя сами - за решеткой угрызений совести.

Такое состояние называется хроническим чувством вины. Оно не оставляет человека после прощения, отпущения грехов, акта сожаления, даже после возмещения за совершенный проступок, оно постоянно тяготеет над человеком и парализует его. Так чувство вины становится невротическим и мешает нормальному функционированию. Иногда видим такое самонаказание из-за развода супругов, смерти любимого человека, потери работы, или из-за разочарования; также и в том случае, когда мы специально кого-то раним, когда мы мстительны. В таких случаях виноватая сторона без необходимости мучает себя за свои недостатки и ошибки.

Сознательно или подсознательно люди иногда наносят себе раны, чтобы самому определить для себя наказание. Чрезвычайно важно иметь контакт с тонким, скрытым чувством вины и добывать его на поверхность - иначе оно дезорганизует нашу жизнь. Заглушенное чувство вины будет преследовать нас в другой форме: беспокойства, депрессии, раздражения или в виде различных психосоматических отклонений. Иногда мы имеем угрызения совести без очевидного повода. Мы сознательно ничего не сделали плохого. Говорим: «Имею угрызения совести, но не могу сформулировать, почему». Такое нелепое чувство может создавать беспокойство и бесконечные пытки. Время от времени такие чувства могут нас мучить. Если позволим им себя «достать», они способны завладеть нашей жизнью. Преимущественно это нелогично и безосновательно.

Решение проблемы чувства вины не означает освобождение от последствий наших падений. Мы будем с этим жить и исправлять содеянное, например - заплатить за тарелку, которую разбил, швырнув ее в брата; опровергнуть ложь, которую сказал о ком-то. Последствия травм особенно для нас болезненные, когда речь идет о наших близких отношениях. Потому случается, что несмотря на полученное от оскорбленного прощение, несмотря на сожаление за содеянное, наша связь не восстанавливается в прежнем виде или даже распадается. Так распадаются семьи; когда один из партнеров способен убедить другого вернуться - доходит до развода. В таких ситуациях нужно больше времени, чтобы угрызения совести погасли.



Вверх