Как это было (15 фото). Побег из Кандагара. Как это было (15 фото) Кандагар фильм реальные события

ФИЛЬМ ОСНОВАН НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

14 июля 1995 года российский самолет Ил-76 авиакомпании «Аэростан» совершал коммерческий рейс из Албании (в фильме - из Стамбула) в Кабул. Экипаж самолёта состоял из семи (в фильме – пяти) человек: командира Владимира Шарпатова (в фильме его играет ), второго пилота Газинура Хайруллина (), штурмана Александра Здора (), бортинженера Асхата Аббязова (), радиста Юрия Вшивцева (), инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова. На борту самолета находились патроны, предназначенные для правительства Афганистана – груз, нормами международного права признанный гуманитарным.

В небе над Кандагаром наш самолёт неожиданно атаковал МИГ-21 – истребитель повстанческого движения Талибан. ИЛу-76 было приказано немедленно совершить посадку под угрозой ракетного огня на поражение. Так российские лётчики стали пленниками афганских талибов.

Режиссёр о фильме:

«Интересно, что до того момента, когда талибы взяли в заложники наш экипаж, их никто всерьез не принимал. Мало ли в Афганистане группировок? Подумаешь, бегают какие-то босые люди с автоматами, стреляют друг в друга, ну и пусть стреляют… Захват заложников сразу привлёк к талибам внимание, с ними начали вести переговоры, к ним начали ездить международные делегации, журналисты и телегруппы. Конечно, они бы наших не отпустили ни за какой выкуп, это бы выглядело несерьёзно».

Из дневника капитана экипажа Владимира Шарпатова:

«Стены белые, крутые,

А в зените солнца диск.

Здесь законы все иные:

Ходят рядом смерть и риск.

Гул родного самолета

Снится, снится по ночам…

Три месяца как мы из дома и 40 дней как здесь. На обед сегодня один тростник. Осталось только пять ящиков воды. На

таком "топливе" через пару недель, наверное, не сможем передвигаться.

С утра пришел старый проповедник, который хотел выучить нас Корану и сделать из нас мусульман. Взамен обещал походатайствовать о нашем освобождении. Я высказал свое сомнение…»

«Приснилось, что лежу в гробу. Покойница тетя Нюра оббила его темно-синим бархатом. Не заколочена только доска у головы. Мимо проходят какие-то люди, одни с безразличием, другие неодобрительно покачивают головами. Я прикинулся мертвым и думаю: хорошо, что сделал гроб про запас... Проснулся. У нас все беспросветно. Хочется однажды не проснуться...

В 4 ночи стало плохо Саше Здору. Боль в животе. Всего трясет. Я - часовому: «Быстро доктора!» Тот не пошевельнулся. Да и какой тут доктор? Вообще все сильно сдали. У Рязанова – сердце. У меня началась желтуха. Бессонница. Пытаюсь не показывать вида. Но как?»

Из интервью директора Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураба Кекелидзе:

«Конечно, всему экипажу здорово досталось. Были у ребят и разборки, и мысли о суициде, и частичная утрата здоровья. Но больше всех пострадал Шарпатов... По законам развития чрезвычайных ситуаций первым на заклание всегда идет командир, у него ведь ответственность за людей, и она сводит с ума. Не каждый с этим может справиться, только тот, у кого внутри есть стержень. Шарпатов справился. И экипаж справился вместе с ним, благодаря ему».

АНДРЕЙ КАВУН, режиссер фильма: «МЫ И ЕСТЬ РОССИЯ»

– Я задумывал «Кандагар», как хорошую такую историю про пятерых русских парней. Но когда я начал заниматься фильмом всерьёз, в том числе, встретился с капитаном экипажа, я понял, что в жизни всё было намного глубже, тоньше и интереснее.

– Про что же тогда фильм «Кандагар», если не про пятерых бравых парней?

– Фильм «Кандагар» про всех нас, про русских людей. Он про то, как мы ни в чём не можем договориться между собой. (Помните, как герои «Кандагара», попав в плен, сразу переругались друг с другом?) Но пока мы не договоримся, пока не научимся понимать друг друга, пока не осознаем, что все мы разные, и что на эту «разность» каждый из нас имеет право, мы не будем жить так, как хотим. Я считаю, что настоящий подвиг этого экипажа состоял совсем в том, что они всё-таки смогли договориться, смогли друг друга понять и принять. Потому что подвиг – это не когда ты взрываешь сотню врагов и себя вместе с ними. Подвиг – это когда ты спасаешь кого-то, в том числе и себя.

– Даже странно, что с такой установкой вы делали боевик.

– А я не делал боевик. Конечно, сама история, в которой есть истребители, захват заложников, талибы, война, бомбёжки, расстрелы, жизнь в плену под прицелом автоматов, предполагает кино в жанре экшен. Но я изначально понимал, что экшен для меня будет совсем не главным. Главной для меня будет история людей. И это будет не история про то, как кто-то кого-то красиво убил. Это будет история про то, как человек меняется изнутри.

Чтобы снять этот фильм, телеканалу Россия пришлось выписать аж из Америки самого Владимира Машкова . Звезда давно живет в Лос-Анджелесе. Но на просьбу телеканала актер отозвался: а как же - с «Россией» Машков сделал лучшие свои работы - «Ликвидацию » и «Идиот ». Удастся ли «Кандагару » повторить феноменальный телеуспех этих проектов?

Кинопремьера «Кандагара» проходила в феврале и вызвала ажиотаж. Еще бы: когда в последний раз мы видели «живого» Машкова? Он прибыл со своей молодой и пятой по счету женой Оксаной Шелест , с которой все последнее время живет в роскошном особняке в Лос-Анджелесе.

Кинотеатр «Октябрь» едва смог вместить всех желающих. Вестибюль оформили под взлетную полосу. Поддержать съемочную группу приехали как друзья-актеры - Константин Хабенский , Михаил Пореченков , так и представители силовых структур (замечены были лица из Следственного комитета), присутствовали на первом показе картины и прототипы.

Правда

В основе сюжета «Кандагара» - реальная история, случившаяся 15 лет назад. Тогда, в 1995–м, если кто помнит, великая страна уже развалилась, общество было на грани гражданской войны. На улицах то и дело раздавались выстрелы – так братки разбирались друг с другом. Президент Ельцин между приступами тяжелого алкогольного забытья устраивал выборные кампании под затейливым лозунгом «Голосуй – а то проиграешь!». А простым людям реально было нечего жрать. Кандидаты наук шли устраиваться в «Макдоналдсы», учительницы мыли полы. А летчики подрабатывали «частным извозом» - осуществляли так называемые коммерческие рейсы, не сильно вникая, что грузят на их борт. Однажды на борт самолета Ил-76 казанской авикомпании «Аэростан» в Албании погрузили ящики с патронами – по международным нормам они соответствовали понятию «гуманитарная помощь». Экипаж взял курс на Кабул – патроны необходимо было доставить официальному правительству Афганистана.

Однако долететь до точки назначения не удалось - в небе лайнер был атакован самолетом МиГ-21, приказавшим русскому экипажу сесть на землю под угрозой ракетного обстрела. А далее…

378 дней, проведенных в плену у талибов. Страхи, болезни, голод, тоска по близким, издевательства, ожидание смерти – и полное наплевательство официальных российских властей… Дипломаты появились за все время пленения наших летчиков всего пару раз. В один из них – с избирательной урной: в России шли выборы, и все ее граждане призваны были проголосовать…

Экстремальная ситуация не сплотила экипаж. Летчики дрались друг с другом, постоянно выясняли отношения и обвиняли в происшедшем командира Александра Шарпатова . Лишь совершая побег, они на несколько минут сплотились - и обманули судьбу. Но вернувшись на родину, не стали родными людьми – сегодня они даже не перезваниваются. Всю эту историю командир доверил своему дневнику, который вел даже в плену – чтобы не сойти с ума. Записки и легли в основу сценария фильма «Кандагар».

ИЗ ДНЕВНИКА КОМАНДИРА ШАРПАТОВА

«Стены белые, крутые,
А в зените солнца диск.
Здесь законы все иные:
Ходят рядом смерть и риск.
Гул родного самолета
Снится, снится по ночам...»

«Экипаж пал духом. Клянут всех и за все. Неужели наша великая Родина не в силах хотя бы договориться с этим немытым-нечесаным воинством? Я уже не говорю - справиться. Слушали радио, снятое с борта. Говорят о выборах. Разборках. Олигархах. О нас - ни слова».

«На обед сегодня один тростник. Обещали подвезти воду».

«Утром на полу поймали скорпиона. Черт возьми, у нас «из мебели» - одни тюфяки».

«Приснилось, что лежу в гробу. Покойница тетя Нюра обила его темно-синим бархатом. Не заколочена только доска у головы. Мимо проходят какие-то люди, одни с безразличием, другие неодобрительно покачивают головами. Я прикинулся мертвым и думаю: «Хорошо, что сделал гроб про запас…» Проснулся. У нас все беспросветно. Хочется однажды не проснуться...

«Которое утро начинается с визита главных мулл. Во всем обвиняют Россию. Говорят: у вас один выход. Хотите уцелеть - принимайте ислам».

«В 4 ночи стало плохо Саше Здору. Боль в животе. Всего трясет. Я - часовому: «Быстро доктора!» Тот не пошевельнулся. Да и какой тут доктор? Вообще все сильно сдали. У Рязанова - сердце. У меня началась желтуха. Бессонница. Пытаюсь не показывать вида. Но как?»

«Вечером радио нас ошарашило. Президент заявил «о личном контроле» за освобождением французских летчиков. Их сбили над Югославией во время бомбежки мирных жителей. Мы никого не сбивали, ни в кого не стреляли. Взялись за рейс из-за нужды: семьи-то надо кормить. Кто же вспомнит о нас?»

«По радио передали, что французских летчиков уже освободили. Все благодарят Россию. Что ж, порадуемся за везунчиков-месье. Париж! Как много в этом звуке для сердца русского слилось...»

Вымысел

Эту историю 15-летней давности режиссер Андрей Кавун Охотники за пираньями ») вспомнил случайно, а вспомнив, вылетел к командиру того самого экипажа – Шарпатов сейчас живет в Тюмени. Сегодня существуют разные версии чудесного побега российского экипажа из плена. Американцы рассказывают, что это они спасли в Афганистане русских - целую, мол, миротворческую операцию провели. Приписывает себе лавры в деле освобождения летчиков и Виктор Бут (бизнесмен, по свидетельствам СМИ, нелегально поставлявший оружие Афганистану, Анголе, Того, Руанде, движениям «Талибан» и «Аль-Каида». Ныне оружейный барон сидит в тайской тюрьме).

Пусть каждый верит, во что хочет. Виктор Бут появился перед плененным экипажем дважды, наобещал с три короба и бесследно исчез. Мы же записывали эту историю со слов командира – и проверяли обстоятельства побега чуть ли не с хронометром в руках, - говорит автор сценария Олег Кавун .

Не все показанное в фильме соответствует правде, – подхватывает мысль отца режиссер Андрей Ковун, - мы все-таки делали не документальное кино. В фильме экипаж состоит из 5 человек, в жизни их было 7. Мотивацию поведения некоторых героев нам пришлось изменить. Мы плотно сотрудничали с командиром Шарпатовым во время съемок – он нас консультировал. У него были замечания, в частности, он утверждал, что в отличие от своего экранного героя никогда не плакал. Но в итоге, посмотрев финальную версию фильма, он молча встал и пожал мне руку.

Актеры

В фильме Кандагар блистательный актерский состав. Кстати, режиссером монтажа выступила оскароносная (за фильм «Последний император » Бернарда Бертолуччи ) Габриэлла Кристиани . Так вот, по ее уверениям, российские актеры продемонстрировали просто выдающуюся игру.

Я официальная сволочь в нашем кино, и вы, вероятно, убеждены, что я бы поступил именно стыдно в аналогичной ситуации. Не знаю, не знаю… Не уверен, что сумел бы вести себя достойно. Сам себя иногда боюсь.

А я просто не хочу попадать в такую ситуацию, – говорит самый молодой актер Александр Голубев.

Жанр

Илона Егиазарова

Фото с презентации фильма сделаны Романом Щербенковым.

"Я две недели был консультантом этого фильма. Ко мне в Тюмень приехал режиссер Андрей Кавун, ему я рассказал, как попал в плен, как мы спаслись. Передал ему ксерокопии дневников, которые вел в Афганистане в плену", - рассказал РИА Новости Владимир Шарпатов.

Шарпатов Владимир Ильич - пилот самолета Ил-76 акционерной авиационной компании "Аэростан" Республики Татарстан, командир экипажа.

"В Москве Кавун писал сценарий, добыл денег и стал снимать фильм. Фильм снимался в Марокко, меня туда не приглашали. Был в Москве, где делали кадры в кабине самолета. Они сделали макет кабины самолета, а я объяснял им техническую сторону дела. В основном консультировал по вопросам управления системами самолета, какие команды даются, как должен себя вести экипаж. С ними жил две недели", - отметил собеседник агентства.

"Меня обещали пригласить на премьеру в Москву, но почему-то забыли. Это дело их совести", - сказал пилот. Сам он пойдет смотреть фильм в субботу, состоится и встреча со зрителями.

Плен

Самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) акционерной авиационной компании "Аэростан" 2 августа 1995 года выполнял транспортный рейс из Арабских Эмиратов в Баграм (Северный Афганистан). Во время пролета над территорий Афганистана, контролируемой исламским движением "Талибан", самолет под угрозой открытия огня был посажен на аэродроме в Кандагаре. Летчики провели в плену у "талибов" больше года - 378 дней.

"Кормили нас "погано". К нам никого не пускали, приходили к нам муллы, говорили, чтобы мы приняли ислам. Мы отказались, но выучили несколько молитв", - рассказал Шарпатов.

"Мы не знали, что будет завтра, жили неизвестностью. Самый страшный день в плену, это когда однажды ночью охранники разбудили нас и посадили в автобус. Я уже решил, что нас везут на расстрел. Оказалось, что нас хотели перепрятать, так как в российских СМИ появилась информация, что военные готовят операцию по нашему освобождению", - сказал собеседник агентства.

По словам пилота, Татарстан их не бросил. "Шаймиев (президент Татарстана Минтимер Шаймиев) присылал к нам своего представителя Тимура Акулова, который пытался уговорить их, соблазнить на запчасти к вертолетам, но они отказывались нас отпускать. Тимур привозил нам письма и газеты, и мы, соответственно, своим родственникам отправляли письма", - сказал командир экипажа.

Усилия дипломатов и посредников по освобождению российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на переписку и отдельных встреч с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить побег.

"Каждый день я думал о побеге и буквально через десять дней плена предложил экипажу сбежать. Несколько членов экипажа сначала приняли мое предложение в штыки, но затем меня все поддержали и мы совершили побег", - сказал Шарпатов.

Побег

Пилотам пришлось убедить талибов, что самолет требует технического обслуживания.

"Мы увидели их интерес к самолету, стали убеждать, что надо делать техническое обслуживание самолету, иначе летать не будет. Со временем талибам разъяснили, какова ценность захваченного ими "Ила". Что он требует регулярного технического обслуживания. Силами экипажа. В полном составе", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, первый раз - 10 июля 1996 года - побег не удался. "А 16 августа мы воспользовались моментом, когда они почти все ушли молиться, оставив трех автоматчиков. Вот тогда мы и рванули", - сказал Шарпатов.

16 августа 1996 года во время очередной профилактики самолета, простоявшего почти год без техобслуживания, экипаж совершил дерзкий побег.

Командир корабля Шарпатов, прогревая поочередно двигатели, вывел их на взлетный режим и под огнем охраны поднял самолет в воздух. Чтобы обмануть преследователей, пилот направил машину не на север, в сторону России, а на запад. По согласованному с Ираном воздушному коридору Ил-76 совершил полуторачасовой перелет в Арабские Эмираты. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители российского посольства.

Награда

Указом Президента Российской Федерации № 1225 от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Владимиру Ильичу Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Звезду Героя России пилоту вручил в Кремле премьер-министр Виктор Черномырдин.

Этим же указам высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здора, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденом Мужества.

Жизнь продолжается

После возвращения из плена Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании "Аэростан", но 1 декабря 1998 года был уволен "по сокращению штатов". Ему тогда было 58 лет, это не предельный возраст для летчика. Не добившись, даже через суд, восстановления на работе, он уехал в Тюмень.

По распоряжению губернатора Тюменской области Герою России выделили большую квартиру в центре города. В местной авиакомпании "Тюменьавиа" герой-летчик вновь сел за штурвал Ил-76. Были полеты в Турцию, Эмираты. Только в 62 года он ушел с летной работы. В настоящее время Шарпатов на пенсии. Ведет активную политическую жизнь.

Шарпатов - единственный Герой России, проживающий на территории Тюменской области.

"С тех пор прошло много времени, но по-прежнему мне снятся тревожные сны. Иногда мне снится, что я опять в плену...", - признался Шарпатов.

20 лет назад,16 августа 1996 года, экипаж, захваченного силами движения «Талибан» Ил-76, предпринял удачную попытку побега из плена.

В августе 1995 года российский самолет Ил-76 и семь членов его экипажа во главе с командиром Владимиром Шарпатовым были захвачены боевиками исламского движения «Талибан» в афганском городе Кандагар.

На борту было семь членов экипажа: командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман Александр Викторович Здор, бортинженер Аббязов, Асхат Минахметович, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев, бортинженер Сергей Борисович Бутузов и бортинженер Виктор Петрович Рязанов.

на фото — пилот Гулям, который на МИГ-21 перехватил и посадил ИЛ-76 на аэродроме в Кандагаре

Ил-76 принадлежал частной казанской авиакомпании «Аэростан» (арендованной «Трансавиа» - ОАЭ). Этот самолет был передан в субаренду правительству Бурхануддина Раббани и перевозил боеприпасы (патроны калибра 7,62 мм)по маршруту Тирана (Албания) - Шарджа(ОАЭ) - Кабул.

Груз, кстати, соответствовал нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и разрешен к авиаперевозке. Это был их не первый рейс в Кабул; по специальным каналам никаких запретов или ограничений на полеты по данному воздушному коридору не поступало. Все было как обычно.

Но над территорией Афганистана, на высоте около 8000 метров был перехвачен истребителем МИГ-21, принадлежащим Движению Талибан и принудительно посажен на аэродроме города Кандагар.

Талибы обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их многочисленных требований.

Летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной. Экипаж склоняли к принятию ислама, работе на Талибан и постоянно угрожали казнью в соответствии с нормами шариата. Самое сложное для них было – неизвестность. Даже у преступников тюрьме есть определенность – срок, который он отбывает. У летчиков срока не было, он мог закончится в любой день…

Попытки России, ООН, Организации исламская конференция и США освободить экипаж оказались безрезультатными.

Все способы давления и аргументации исчерпаны. Силовой вариант освобождения был практически не реален в тех условиях. Он бы неизбежно повлек большие потери и/или уничтожение летчиков талибами. Была и попытка выкупа. Велись тайные переговоры с руководством движения Талибан. Но по многим причинам согласие не было достигнуто.

на фото Доктор Вячеслав Титов

Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега.

Талибы прослышав про шурави-табибов (советских докторов) шли постоянно жаловаться на свои беды и болячки

на фото — командир - Владимир Шарпатов. До побега еще несколько месяцев…

Лишь через год с небольшим, 378 дней после пленения, российские летчики совершили дерзкий побег, использовав оплошность охраны, которая допустила весь экипаж ремонтировать самолет.

Летчики и переговорщики по освобождению постепенно внушали талибам мысль о необходимости регулярного техобслуживания самолета.

Те понимали, что такая «машина» стоит десятки миллионов долларов и пытались её сохранить для использования в своих целях, позволив регулярно проводить обслуживание, стоявшего на аэродроме Кандагара. Но для обслуживания вывозили только двух или трех летчиков.

Когда прошел почти год после захвата, командир Шарпатов стал настойчиво продвигать талибам мысль о том, что необходимо особое, большое обслуживание машины, иначе она испортится. 16 августа 1996 – пятница. Все добропорядочные мусульмане посвящают этот день молитве. Талибы мнили себя именно такими и на аэродром летчики приехали без обычной для подобного случая многочисленной охраны. Приехали неожиданно всем экипажем.

За работой летчиков наблюдали в основном талибы из службы охраны аэродрома.

Безумная августовская жара и раскаленный бетон кандагарского аэродрома видимо ослабили бдительность охранников.

на фото Замир Кабулов (главный переговорщик от МИД России) общается с экипажем

А тут время очередной молитвы подошло, потом обед. Часть охраны отправилась в палатки, расположенные вдоль взлетной полосы.

С летчиками осталось лишь три охранника. Они забрались внутрь самолета – не так жарко. Другого такого шанса может и не представится.

Неизвестность и дальнейшая невозможность пребывания в ней, и мгновенно принятое решение на побег сплотили разных людей с их взаимными обидами, накопившимися за год заточения в Экипаж.

на фото пилот МИГ-21 Гулям и Мунир Файзуллин. Это он,Мунир Файзуллин, регулярно мотался из Шарджи в Кандагар, доставляя экипажу продовольствие и воду

Действовали как никогда слаженно и четко: инженеры закрывали рампу, бортинженер запускает двигатели, радист проверяет связь. Действия экипажа не вызвали у охранников подозрений. Может только закрывающаяся рампа немного насторожила.

Потихоньку вырулили на взлетную полосу, которой катастрофически не хватало, и сразу на взлет. Скорость набирается медленно, полосы явно не хватает, а тут еще наперерез несутся опомнившиеся талибы на аэродромном «Урале». Но перехват в этот раз не удался, тяжелый самолет смог оторваться буквально с крайней плиты ВПП.

Тут уже всполошились охранники внутри самолета. Но летчики пытались объяснить им, что сделают пару кругов над аэродромом и сядут. В Ил-76 практически отсутствую иллюминаторы, и это тоже помогло сбить с толку никогда не летавших талибов. Тут самолет делает резкую горки и талибы падают с ног. Главное обезоружить и не допустить стрельбы на борту. У одного отстегнули и отбросили рожок с патронами, а у другого охранника выбили автомат. Пошли вход заготовленные веревки. И вот уже бывшие охранники летят в роли смирных пассажиров, пристегнутые к своим местам.

Между тем Шарпатов направляет самолет в сторону иранской границы. Благо соответствующие разрешения и коды на пролет им обеспечил Мунир Файзуллин, в одно из недавних посещений экипажа.

До иранской границы самолет летел на предельно малой высоте (50-100 метров) в режиме радиомолчания для того, чтобы Ил-76 не смогли запеленговать локаторы талибов. Да и поднятый вслед МИГ-21 будет искать их, скорее всего в воздухе, в северном направлении – в сторону России, но никак не Ирана. Вот такая вот военная хитрость. Но и риск колоссальный: представьте себе такого монстра как ИЛ-76 на огромной скорости и 50 метровой высоте. Единственное, что предательски выдавало самолет – песчаный вихрь из под брюха. Главное этим брюхом сопку какую-нибудь не вспахать.

С территории Ирана уже поднялись на безопасную высоту и через час с небольшим совершили посадку в аэропорту Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты). Шарпатова чуть за талиба не приняли, когда он высунулся из иллюминатора (это в кино он бороду сбрил, а в реальности напоминал Карла Маркса, вступившего в талибан).

Охранников передали в полицию эмирата. Экипаж после объятий с друзьями и коллегами из «Трансавиа», которые переживали и поддерживали их, как могли всё это время, отвезли в отель. Помыться, побриться, форму новую надеть, а главное позвонить семьям…

Свобода!…

22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

Советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь». Как главный роман Островского, изображающий становление революционера, так и личность автора (писавшего несмотря на тяжёлое заболевание, паралич и слепоту) в Советском Союзе были окружены не только официальным культом, но и искренними популярностью и почитанием многих читателей. Н.А.Островский родился в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии (сейчас - Острожский район Ровенской области, Украина) в семье рабочего винокуренного завода Алексея Ивановича Островского и кухарки. Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет (1913) с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку. Там Островский с 1916 г. работал по найму: на кухне вокзального ресторана, кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегаром на электростанции. Одновременно учился в двухклассном, потом высшем начальном училище (1917-1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, был связным ревкома. 20 июля 1919 вступил в комсомол, 9 августа ушел на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г.И.Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 г. был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). В 1921 работал помощником электромонтера в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарем комсомольской организации. В 1922 строил железнодорожную ветку для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления - комиссар батальона Всеобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе), был секретарем райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарем окружкома комсомола в Шепетовке (1924). В том же году вступил в ВКП(б). На состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. У него болели суставы. Окончательный диагноз Н.Островского - Прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов. Осенью 1927 года начинает писать автобиографический роман «Повесть о "котовцах"», но спустя полгода рукопись была утеряна при пересылке.


С конца 1930 года он с помощью изобретенного им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи, относительно которой была дана установка партийных органов. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора «Молодой Гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени (писатель Юрий Буйда даже приписывает ей реальное авторство романа). Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». Профессор В.В.Мусатов утверждает, что «сам процесс создания текста романа носил именно коллективный характер». При этом он ссылается на свидетельство М.К.Куприной-Иорданской, передававшей слова литературного критика Генриха Ленобля (умер в 1964), называвшего себя одним из соавторов романа. По ее словам Ленобль говорил, «что роман „Как закалялась сталь“ делали семь человек. Авторский вариант романа был совершенно неудобочитаем». Куприна-Иорданская спросила Ленобля: «Зачем вы пошли на этот обман?», на что тот ответил: «Все равно, если бы не я, кто-нибудь другой это сделал».Это всего лишь фантазия, которая не отвечает действительности. Н.Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников - свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Н.Островского. В апреле 1932 г. журнал «Молодая Гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрел большую популярность.

В 1935 году Островский был награжден орденом Ленина, ему были подарены дом в Сочи и квартира в Москве, присвоено звание бригадного комиссара; последние несколько месяцев он прожил на улице своего имени (ранее Мёртвый переулок), принимая на дому читателей и писателей. Он взял на себя обязательство написать новый роман «Рождённые бурей» (под тем же названием, что и утраченный ранний роман, но на другой сюжет) в трёх частях и успел написать первую часть, но роман был признан слабее предыдущего, в том числе самим Островским. Рукопись романа была в рекордные сроки набрана, отпечатана, и экземпляры книги дарили близким на похоронах писателя. Скончался в Москве 22 декабря 1936 года. В 1940 году был открыт Дом-музей Николая Островского в Сочи и Мемориальный музей в Москве. Его именем названа улица в Железнодорожном округе Курска. Произведения Островского переведены на языки народов СССР и многие иностранные языки. В 1935 Островскому было присвоено воинское звание бригадного комиссара. Награжден орденом Ленина. Лауреат премии Ленинского комсомола (1966). Мемориальные музеи Островского имеются в Москве (с 1940) и в Сочи (с 1937), где Островский жил в 1928-1936 (с перерывами), а также на родине писателя. Сочинения : Сочинения. (Вступительная статья В.Озерова), тома 1-3, Москва, 1968; Сочинения (Вступительная статья С.Трегуба), тома 1-3, Москва, 1969. Литература : Венгеров Н., Николай Островский, 2-е издание, дополненное и исправленное, Москва, 1956; Тимофеев Л.И., О художественных особенностях романа Н.Островского "Как закалялась сталь", 2-е издание, Москва, 1956; Николай Островский, фотографии, документы, иллюстрации, (текст С.Лесневского. Составители Р.Островская, Е.Соколова), Москва, 1964; Трегуб С., Живой Корчагин, 2-е издание, Москва, 1973; Аннинский А., "Как закалялась сталь" Николая Островского, Москва, 1971: Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, том 3, Ленинград, 1964.



Вверх