Из писем к ближним. Зюк михаил осипович

Михаил Осипович Нахамкин , потом Зюк или Зюка Михаил Осипович (20 августа - 20 июня ) - советский военный деятель, революционер, один из организаторов формирований украинского интернационального червонного казачества , будущего Червонно-казачьего Корпуса Украинской Красной Армии, участник Гражданской войны , Советско-польской войны , кавалер ордена Красного знамени с 1920 года , комбриг (1935) .

Жизнеописание

В январе 1918 года В. М. Примаков сформировал из добровольцев 1-й полк Червонного казачества , участвовавший в боях против Центральной Рады. Зюк возглавил в этом полку батальон . После подписания в марте 1918 года Брестского мира батальон вынужденно отступил в нейтральную зону между Украиной и РСФСР . После этого Зюк был направлен в Москву, в артиллерийскую школу .

Учился на Московских командных артиллерийских курсах вместе с Лозовским и Медянским , которые впоследствии служили с ним в корпусе Червонного казачества. Во время учёбы принял участие в подавлении мятежа левых эсеров .

После окончания курсов во время Гражданской войны командовал артиллерией бригады, дивизии и корпуса Червонного казачества. В составе своей ударной части участвовал в разгроме войск ВСЮР в Орловско-Кромской операции . Червонные казаки в этой операции осуществили два глубоких рейда и вместе с Латышскими стрелками внесли решающий вклад в успех операции. Участвовал в разгроме Махно . Прикрывал отступление пехотных частей РККА после неудачной операции в Крыму . После взятия поляками Киева в 1920 году был переброшен на это направление и в составе ударного кавалерийского корпуса участвовал в разгроме польских и петлюровских войск на правобережной Украине . За эту операцию и бои под Перекопом в марте 1920 года, где его артиллеристы, в частности, батарея Лозовского, впервые подбили английские танки , получил орден Красного Знамени .

В 1926 году Зюк лично доставил в Москву выданного Фэном советским властям белого атамана Анненкова . Из Центрального Китая отряд Зюки на авто с пулемётом пересёк Внутреннюю Монголию, но на границе их не встретили, несмотря на все шифровки. Голодный и не спавший Зюка ехал с атаманом вдвоём в самовольно захваченном им купе, держа в руках револьвер, от границы до Читы, где к ним присоединилось двое чекистов. По дороге Анненков дважды пытался бежать, но был пойман и доставлен в столицу.

С 27 сентября 1926 года - командир 3 бригады 5 Ставропольской кавалерийской дивизии. С 14 мая 1927 года - командир 1 бригады 6 Чонгарской кавалерийской дивизии. С декабря 1927 года - в бессрочном отпуске (со слов родных, его выгоняли из партии и снимали с должности за троцкизм, однако восстановили после беседы с Марией Ульяновой , сестрой В. И. Ленина ). В 1927 году Зюк и Примаков поддержали левую оппозицию, но в 1928 году отказались от своих взглядов, о чём официально заявили по линии ТАСС . С мая 1928 года по 1930 год служил командиром и военкомом 31 стрелкового полка имени Урицкого. В 1930 году окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии имени М. В. Фрунзе. В этом же году внезапно умерла его жена Валентина. Личные дела он устроил следующим образом - уговорил незамужнюю сестру переехать в Ленинград и присматривать за маленьким Вилей. Он раздобыл для неё комнатку в доме Военведа, в котором жил сам. Спустя полтора года Вилю забрали к себе родственники его матери, жившие в Одессе- бабушка, сестра матери и её муж. Чуть позже стал жить с потомственной художницей Ниной Васильевной Верхоланцевой, однако брак с ней официально так зарегистрирован и не был. С января

М.О. МЕНЬШИКОВ

ВЫШЕ СВОБОДЫ

Статьи о России

ОТ РЕДАКТОРА

НА КРУГИ СВОЯ

КОНЧИНА ВЕКА

КОНЧИНА ВЕКА

ЦЕНЗ ПОМАЗАНИЯ

ЗАВОЕВАНИЕ РОССИИ

О ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ И НАРОДНОЙ ГОРДОСТИ

ВТОРАЯ ДУША

ПЕРВАЯ ЗАБОТА

ЗАВЕТ ПЕТРА

ЛЕВ ТОЛСТОЙ, МЕНДЕЛЕЕВ, ВЕРЕЩАГИН

О НЕУТОЛЕННОЙ ПРАВДЕ

НУЖДА ВЕЛИКАЯ

В ДЕРЕВНЕ

АНАРХИЯ И ЦИНИЗМ

ВЫШЕ СВОБОДЫ

КРАСНЫЕ ИЕЗУИТЫ

ОСАДА ВЛАСТИ

ПОХОД НА БОГАТСТВО

НРАВСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ

КОРАБЛЬ НА МЕЛИ

ДРУЖИНА ХРАБРЫХ

РАЗГОВОР О СВОБОДЕ

ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ

ЗА ПОЛСТОЛЕТИЯ

СИЛА ВЕРЫ

СИЛА ВЕРЫ

ЛЕВ И СЕРАФИМ

ПАМЯТНИК СВ. ОЛЬГЕ

ОЛЬГИН ДЕНЬ

ЗАВЕТ СВ. ОЛЬГИ

ПАМЯТИ СВЯТОГО ПАСТЫРЯ

ДВЕ РОССИИ

ТАЛАНТ И СТОЙКОСТЬ

DAS EWIGWEIBLICHE

О ГРОБЕ И КОЛЫБЕЛИ

СРЕДИ ДЕКАДЕНТОВ

БОРЬБА МИРОВ

ДРАМА ГОГОЛЯ

ТАЛАНТ И СТОЙКОСТЬ

ЖИВА РОССИЯ

ПАМЯТИ А.С. СУВОРИНА

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ГРАЖДАНИНА

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

К ЖИВЫМ АДРЕСАТАМ

СЛОВО М.О. МЕНЬШИКОВА В КОНЦЕ XX ВЕКА

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ

Светлой памяти

правнука М.О. Меньшикова,

моего сына

Никиты Михайловича Поспелова

посвящаю

Составитель

ОТ РЕДАКТОРА

Безвестность для большинства читателей наследия Михаила Осиповича Меньшикова (1859-1918) - это не только пробел в гуманитарном знании, но и тяжелый укор нашей национальной памяти...

С "кафедры" крупнейшей газеты начала века, знаменитого "Нового Времени", Меньшиков вещал на всю Россию, оставляя большой и глубокий след. Шестнадцать лет вел он рубрику "Письма к ближним"; около двух с половиной тысяч "посланий" отразили все главные грани российского бытия. Эта критическая летопись отходившей в вечность Империи - вершина деятельности писателя, одна из непреходящих ценностей отечественной культуры. Последнее до сих пор не осознано, как и то, что творчество мастера - фактическое завершение эпохи русской классической публицистики.

Меньшиков, при всей универсальности, прежде всего, мыслитель политический. Его живая философия направлена на возрождение "исторической силы нации", содержит своеобразное учение о государственности, поражает мужеством, ясностью и пророчеством. Потому пугающе узнаваем "русский мир" в статьях-поэмах Меньшикова - безусловно, и нашего современника. По-прежнему "его перо прожигает бумагу, а печатные строки прожигают сердца".

Пусть не все идеи публициста мы можем принять. Но в целом, звавший свой народ к деятельному благочестию и благородной свободе, Меньшиков нужен как раз сейчас, когда необузданная свобода поставлена выше жизни народной, когда колеблется наша вера в себя и русское самосознание вновь держит суровый экзамен.

__________________________

Лучшим памятником писателю Меньшиков считал книгу. Мы посильно возводим этот памятник в год 80-летия большевистской расправы над великим публицистом. Подборка работ сделана его внуком, Михаилом Борисовичем Поспеловым, при участии дочери писателя - Ольги Михайловны Меньшиковой. Введением в книгу служат размышления Валентина Григорьевича Распутина. Приложение составляют статьи о трагической судьбе, аспектах творчества и значении автора "Писем к ближним".

НА КРУГИ СВОЯ

Из тайников русской дореволюционной и пореволюционной мысли, общественной и духовной, достается сейчас последнее из самого значительного. Последнее из самого значительного приходит из Русского Зарубежья. И едва ли в "потемках" старой России, закрытой от XX века революцией 1917 года, можно еще сыскать столь же яркое имя, как Михаил Осипович Меньшиков, публицист суворинского "Нового Времени", расстрелянный в 1918 году. С его книгами по значимости будут спорить его же книги из оставленного им огромного творческого наследия, важное в них будет подтверждаться еще более важным и необходимым. Наше время несправедливо к М.О. Меньшикову уже тем, что открывает его последним, и буквально "протирает глаза", забитые архивной пылью третьесортных фигур перед явлением могучего ума и цельной (даже в противоречиях своих) личности, полностью отданной России. История почему-то любит "поблудившие" умы, поработавшие на чужие нивы, - так ярче биография. А преданных одному делу работников, без лукавства трудившихся от зари до зари, прихватывая ночи, над спасением жизни самой, познавших истину и не сворачивавших с нее, она, история, почитает, по-видимому, за пресные и неповоротливые создания. Да, ими мир стоит, никто с этим не спорит, но пока он стоит, увлечения свои отдает он нетвердым умам, которые сегодня здесь, завтра там, сегодня рьяно защищают то, что завтра с еще большей рьяностью станут опровергать.

В наши 90-е вышло несколько небольших книжек М.О. Меньшикова, а также (в серии "Российский Архив") его дневники и материалы к биографии. Они пришлись на пору, когда особенно громко и беззастенчиво бушевала ярмарка вкусов, вывалившая на одни прилавки срамное и святое, и по этой причине не были ни замечены как следует, ни оценены по достоинству. Возвращение великого патриота и глубокого ума оказалось затруднено, Меньшикова знают и не знают. В галдящей толпе деятелей прошлого и настоящего, собранных на совет по спасению России, его могучему голосу дано было до сих пор сказать очень немногое и только с этой книгой впервые серьезно дается слово.

И впервые же появляется возможность понять, насколько это мужественная и трагическая личность. Трагическая не только смертью, но и самой жизнью, удивительно энергичной, плодотворной (редкая неделя обходилась без трех-четырех больших статей), имевшей огромную популярность, чрезвычайно разносторонней и образованной, столь же политической, как и духовной, столь же громогласной, как и тихой, тонкой, нежной, умеющей прикоснуться к душе и извлечь из нее звуки редкой искренности. Кипучая деятельность Меньшикова пришлась на перевал веков, на последнее десятилетие прошлого и предреволюционную, но уже всю в революциях, как в дырах, эпоху нынешнего, и на перевал истории, когда готовилась и случилась катастрофа, которую изо всех сил он пытался предотвратить и, конечно, не мог. Крушение подготовлялось медленно и произошло, где бы ни искали мы виноватых, из недр России; посторонние влияния усугубили разрушительную силу, но не были ее главной причиной, опустевшая душа всегда найдет, за что уцепиться для болезненных наполнений, которые она принимает за спасительные. И сейчас, спустя почти сто лет, "возвращение" Меньшикова происходит в сходных же условиях: перевал веков, совпавший с перевалом тысячелетий, и перевал истории, делающей последнюю и как не победную ли попытку покончить с самостоятельностью России.

Было, все уже было!.. И даже жутко становится от этого сходства и от возвратных кругов, которыми ходит история, так ничему нас и не научившая. Никаких уроков из начала столетия мы не извлекли. России даровано было чудо спастись, пройти через разруху и нищету, выиграть войну, усилить государство, выйти вновь на отметку державной могущественности, но когда пришла пора испытать ту же болезнь разложения, мы оказались перед нею в той же беззащитности, что и Россия монархическая сто лет назад. Надо сказать решительней: мы сами же вызвали в себе это разложение, не приняв предохранительных мер.

Поэтому сегодня статьи Меньшикова читаются с еще большим драматизмом, получив вторую жизнь и вторую безысходность. Но читать их надо: возможно, не будь таких, как Меньшиков, снабдивших русского человека всем инструментарием спасения, история и не стала бы возвращаться к "исходной черте", чтобы предложить вторую попытку спасения. И, возможно, глядя на нас, кое-что, наконец, понявших в мировом политическом хозяйстве, даст она из сострадания и последнюю попытку... Где-то должны же делаться по каждому народу отметки о его готовности защищать себя.

Известный журналист "Нового времени", русский мыслитель, публицист и общественный деятель, один из идеологов русского националистического движения. Жил с семьей в Царском Селе, расстрелян

Известных царскосел Эрих Голлербах упомянет его в своем "Городе муз":
"В Софии Меньшиков строчил бесконечные передовицы и фельетоны,
а на досуге сидел над шахматной доской..."

25 сентября (7 октября) 1859 г. в городе Новоржеве Псковской губернии, недалеко от Валдая родился Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918). Его отец, Осип Семенович Меньшиков , имел низший гражданский чин коллежского регистратора, а родом был из семьи сельского священника. 1

Мать, Ольга Андреевна , в девичестве Шишкина , была дочерью потомственного, но обедневшего дворянина, владельца небольшого сельца Юшково Опочецкого уезда. 1

Жили Меньшиковы бедно, часто нуждаясь в самом необходимом. Однако благодаря хозяйственности и недюжинному уму Ольги Андреевны кое-как сводили концы с концами. На шестом году Миша начал учиться. Учила его Ольга Андреевна сама. Позднее он был отдан в Опочецкое уездное училище, которое окончил в 1873 г. В том же году при помощи дальнего родственника он поступает в Кронштадтское морское техническое училище.

Участвовал в нескольких морских экспедициях, во время которых проявился его литературный талант. Он опубликовал в ряде изданий очерки заграничного плавания на фрегате «Князь Пожарский», которые позднее были выпущены отдельной книгой «По портам Европы» в 1879 году. После участия в нескольких дальних морских экспедициях Меньшиков получил звание инженера-гидрографа.

Склонность к литературе Меньшиков проявил очень рано. Еще в середине семидесятых годов по его инициативе в Кронштадте выходил ученический журнал "Неделя". В 1883 г. после возвращения в Кронштадт Меньшиков познакомился и подружился с поэтом С. Я. Надсоном, который высоко оценил талант молодого офицера, новичка в литературе. Будучи уже безнадежно больным, Надсон приветливым словом и добрыми рекомендациями помогал Меньшикову.

В 1892 г., окончательно осознав свое литературное призвание, Меньшиков выходит в отставку в чине штабс-капитана и становится постоянным корреспондентом, затем секретарем и ведущим критиком и публицистом «Недели» и ее приложений, а с сентября 1900 г. фактически заведует газетой, одновременно активно сотрудничая в журнале «Русская Мысль», газете «Русь» и других изданиях.

С1893 года М.О. Меньшиков, неоднократно посещал Л.Н. Толстого - и в московском доме в Хамовниках, и в Ясной Поляне. В дневниковой записи от 24 января 1894 году Толстой записал о Меньшикове (и Волкенштейне): «…оба внешние, хорошие, добрые, умные последователи (учения Толстого - прим.сост.) - особенно Меньшиков». 8

Еще в одном письме, к Л.И. Веселитской (о ней далее), летом 1893 года, Толстой характеризует Меньшикова уже более конкретно: "Меньшиков очень умен, сердечен и прям, но сходится очень неохотно и трудно. Душа и сердце у него, мне кажется, прекрасные, но манера обхождения его многих к нему не располагает." (Встречи. С.180)

На рубеже веков «Неделя» прекратила свое существование. После некоторых колебаний Меньшиков связал свою судьбу с газетой А. С. Суворина «Новое Время», где печатались А. П. Чехов, его брат Александр, В. П. Буренин, В. В. Розанов и многие другие известные журналисты и писатели. Меньшиков являлся ведущим публицистом газеты с 1901 по 1917 год. Он вел в газете рубрику «Письма к ближним», публикуя еженедельно по две-три статьи, не считая больших воскресных фельетонов (так назывались тогда особенно острые, серьезные материалы на темы дня). Свои статьи и фельетоны из этой рубрики Михаил Осипович выпускал отдельными ежемесячными журнально-дневниковыми книжками, которые переплетал потом в ежегодные тома.

Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов правого толка, выступал идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского национального союза в 1908 году, который собрал вместе умеренно-правых политиков, придерживающихся националистических убеждений. Его статьи появлялись регулярно, три-четыре раза в неделю, в газете "Новое время". Талант, прекрасный язык, эрудиция и трудолюбие создали ему известность, круг друзей и поклонников, а также обеспеченность. Правда, его острые статьи вызывали и много враждебных откликов.

От первого, гражданского брака у него родился сын (1888 – 1953), выпускник 1907 года. После гимназии он получил юридическое образование. После 1917 года эмигрировал во Францию.

Письмо А.П. Чехова, из которого понятно, что в 1899 году О.М. Меньшиков жил в Царском Селе на , в доме Петровой:

22 августа 1899 г. Москва.
Дорогой Михаил Осипович, Ваше последнее письмо Вы писали по пути к дому, значит, Вы уже в Царском Селе, в родных тундрах. Как бы ни было, адресую это письмо в Царское.
Я, по-видимому, уже не человек, а блуждающая почка. Судите сами: 20-го июля я уехал на Кавказ, оттуда в Крым, в начале августа возвратился в Москву, а в среду опять уезжаю в Крым, где останусь, вероятно, на всю осень и даже зиму… Итак, письма Ваши направляйте в Ялту...
Пожалуйста, пришлите мне Вашу фотографию с автографом: Михаил Меньшиков. Это для Таганрогской городской библиотеки, которая собирает портреты писателей. Мне прислали список, там значитесь Вы и Лидия Ивановна...
Как Вы поживаете? Что у Вас нового? Как Яша? Будьте здоровы и благополучны. Крепко жму Вам руку и желаю всего хорошего.
Ваш А. Чехов.
На конверте:
Царское Село.
Михаилу Осиповичу Меньшикову.
Магазейная, д. Петровой.

Его вторая, официальная супруга Мария Владимировна урождённая , в первом браке Афанасьева (1876-1945). Они поженились в 1907 году, в год. когда первый сын Михаила Осиповича, Яков, закончил Николаевскую гимназию.

От первого брака у Марии Владимировна была дочь Ольга Леонидовна (в замуж.Самсонова) (1899-1957).

Первые тома "Писем к ближним" переводила писательница Лидия Ивановна Веселитская, ставшая для Михаила Осиповича прямо-таки добрым гением. На правах истинного друга она соединила в себе неутолимое желание бескорыстной помощи товарищу по цеху с горячим материнским чувством к его сыну от гражданского брака - Якову. Юрист, публицист, офицер Первой мировой войны Я.М. Меньшиков, до самой смерти в Париже в 1953 году, благодарно отдавал должное "милой Лидусе", одинокой и униженной старушке, тихо почившей в родном Царском Селе в неласковое довоенное время. 3

Мы нашли еще одно упоминание о царскосельском адресе Меньшикова М. О.: Царское Село, Магазейная (угол Госпитальной), д. Петровой - прим. сост.

Без М.О. Меньшикова невозможно полно и объективно представить себе литературу и историю России в сопредельных областях двух столетий. Никогда, включая и наше время, оперативная работа пера не достигала такого эффективного воздействия на умы и деяния современников, никогда не захватывала столь широкой волной событийный пласт времени. И в роскошной газетной редакции, и в скромном домике в Царском Селе, где Михаил Осипович прожил долгие годы, он снова и снова принимал: рабочих, купцов, священников, дам, генералов, министров… Встать в ряд обращающихся к живоносному источнику русской мысли не сочли зазорным и главы двух русских правительств, пожелавшие познакомиться с Меньшиковым и привлечь его к ответственному государственному делу. Но если Сергей Юльевич Витте просил составить "проект ожидавшегося тогда документа" (царского манифеста 17 октября 1905 года), то Петр Аркадьевич Столыпин, немного позднее, едва ли не умолял взять деньги и возглавить издание общерусской национальной газеты.

"1903 год. Нужда великая", отрывок из публикации М.О. Меньшикова:

Живя в Царском Селе, где расплодилось теперь нищих видимо-невидимо, я постоянно окружен земляками. Под окна маленькой дачи, где я живу, то и дело приходят мальчишки, девчонки, бабы, мужики. Все больше витебчане.
- Как тебя звать? - спрашиваю крохотную девочку, черненькую, с голубыми глазками.
- Мавруй.
- Что ж ты, Мавра, сюда заехала? Небось в деревне веселее?
- Дома йись некова (то есть есть нечего).
- Что ж ты тут делаешь, в уголку?
- Стлеляю, - серьезно отвечает девочка.
Глагол "стрелять" значит на воровском жаргоне воровать. Шестилетняя деревенская девочка, утонувшая в мамкиной кофте, посиневшая от холода, уже "стреляет" на улице. Заметьте, как зловеще переродилось понятие и священный смысл милостыни. Нищие говорят уже не "просить", а "стрелять", "стрелять Христа ради"! В старинные годы, когда нищета была исключением, нищие были не воры, не преступники, а класс народа благочестивый, даже благообразный. На время поникший человек или калека поступал как бы в особый монашеский орден; он облекался именем Христовым, усваивал особый страннический язык, пел особые, грустные и священные песни. Но теперь - с понижением общего уровня - выродилось и нищенство; чуть из деревни, все эти бегущие от голода бедняки прямо сливаются с бродягами городскими, с пролетариями и преступниками.
Как-то подошел ко мне под форточку еще не старый мужик с четырьмя детьми. Сняли шапки и кланяются молча.
- Витебские?
- Витебские, кормилец!
По расспросам оказалось точь-в-точь то самое, о чем пишет учитель. Нет земли, нет кормов, нет хлеба. Пришлось сбросить соседу свою дробь надела и пуститься со всей семьей в бегство, прямо-таки в бегство от неминучей смерти. Земля, на которой, может быть, больше тысячи лет жили предки этого мужика, отказывается его кормить. 3

Воспоминания его дочери Ольги:

"Пережив в детстве и юности крайнюю бедность, папа был скромен в своих требованиях к окружающему его быту. В Царском Селе у нас была большая и по тем временам комфортабельная квартира, но никакой роскоши я не помню. Чистая, уютная, хорошо и удобно обставленная, но отнюдь не богатая… Были у нас книги, игры, куклы, все необходимое для нашего роста и развития - ведь папа так горячо нас любил."

1910. М.О. Меньшиков в своем кабинете в Царском Селе

"Библиотека из Царского Села после 1917 года переедет в их дом на Валдае: "В папином кабинете была привезенная из Царского небольшая, но тщательно подобранная библиотека, со словарем Брокгауза и Ефрона. В ней были любимые и нужные для папиной работы книги" - вспоминала Ольга.

"Такую большую семью надо было обслужить. В Царском, а потом в Валдае я рано и хорошо помню дорогую нашу нянечку Ирину Алексеевну Макарову. С нею работали и жили у нее две ее сестры Надя и Поля, а в Валдае младший ее брат Петя. Были еще молодая горничная Нюша и кухарка, очень недолгое время (около года) - гувернантка Надежда Карловна. В 1917 году с нами в Валдае жила старшая наша сестра Олечка Афанасьева, сменившая фамилию, так как вышла замуж за инженера Валентина Григорьевича Самсонова. В этом, 1917, году у них родился сын Гриша. Олечка была очень красива и добра к нам, хотя характера была неровного."

Горничная и кухарка Меньшиковых - сестры Макаровы - со своими родными 1917 г.

"Папа благодаря неустанному литературному труду имел состояние, прежде всего в деньгах, которые лежали в банке. Почти одновременно с покупкой валдайской дачи был им куплен участок земли в Сочи, но оба эти владения были бездоходны. Папа со всей семьей жил на те деньги, которые получал за свои статьи в редакции газеты, где печатался."

Февральская революция 1917 закрыла газету «Новое время» и оставила Меньшикова без любимого дела.

"В 1912 году умер Алексей Сергеевич Суворин, основной хозяин газеты, издателями стали его дети Михаил и Борис. Начавшиеся в столице сильные беспорядки, бесконечные политические убийства, рабочие восстания и забастовки, нападки со стороны прессы на "Новое время" - все это заставило Бориса Суворина 3 марта 1917 года сказать папе, что он боится печатать его статьи, так как они являются слишком ярким знаменем газеты, и они договорились, что папа уйдет на два месяца в отпуск, "а там будет видно". Но папа в своем дневнике пишет, что сразу почувствовал: больше работу возобновить не сможет."

После отстранения Михаила Осиповича от работы в «Новом Времени» Меньшиковы впервые остались в Валдае на зиму 1917/18 г. Меньшиков очень любил Валдай, Валдайское озеро, дивный Иверский монастырь, обретал покой и счастье в своих самозабвенно любимых детях, радость общения с родными, ближними, с друзьями, навещавшими его в Валдае. В революционные дни 1917 г. князь Львов, глава Временного правительства, предлагал Меньшикову уехать за границу, но он не захотел, не смог покинуть Россию.

В поисках заработка ему пришлось устроиться на работу конторщиком.

"После революции все папино состояние было конфисковано, в 1917 году наша семья проживала небольшие остатки в Валдае, а прекращение работы сейчас же сказалось на бюджете такой громадной семьи, где работник всегда был один. "

Лида, Гриша, Оля, Миша и Маша Меньшиковы. Валдай. 1917 г.

14 сентября 1918 года Меньшиков был арестован сотрудниками ВЧК на своей даче на Валдае. Дочь Ольга спустя 60 лет помнила этот день:

Было совсем рано - половина восьмого. Мы еще только вставали и одевались, как в дом вошли четверо вооруженных военных и один гражданин в штатском. Они пришли за папой. Без предъявления ордера или какого-либо документа сказали, что будут делать обыск. Стали пересматривать папины вещи: книги, бумаги, выдвигать ящики комода, рыться в чемодане. Мы, дети, стояли в дверях с мамой, пока проходил обыск, но когда один из военных заявил, чтобы папа собирался с ними, что он арестован, когда увидели, как горько рыдает наша мамочка на коленях перед этими людьми, мы громко заплакали и стали просить, чтобы не уводили папу.

Он старался нас успокоить, но это было невозможно. Папе разрешили выпить чай. Он оделся. Каждого из нас поцеловал, перекрестил… Окруженный солдатами, вышел из своего дома… Увы, навсегда!"

Его увели в тюрьму, где он провел неделю до самого своего ареста. По словам жены Меньшикова, судьями и организаторами расстрела были Якобсон, Давидсон, Гильфонт и комиссар Губа. Дочь Оля не смогла вычеркнуть из своей памяти этот страшный день 20 сентября 1918 года до самой смерти:

" мы добежали до штаба - он находился на Торговой улице в доме купца Ковалева - и остановились в его широких воротах, чтобы спрятаться от дождя. Мы уже озябли и сильно дрожали. И тут няня от проходивших мимо людей узнала, что сейчас в штабе идет "суд" над нашим папой. Очень скоро, почти через несколько минут, мы услыхали шум и топот многих ног: в ворота, под которыми мы стояли, вышла из дома целая группа вооруженных молодых солдат, смеющаяся и веселая… и среди них… наш папочка в привычном для нас пиджаке и серой кепочке.

Он был очень бледен, но спокоен и все оглядывался, точно что-то искал… Никогда не забыть, как он просиял, увидев нас! Как бросился к нам, к няне, схватил с ее рук Танечку, прижал крепко к своей груди. Поцеловал и благословил и хотел поцеловать Машеньку, но раздался грубый окрик - приказ идти дальше. Папочка объяснил: "Это дети мои..." и простился с нами: "Прощайте, дети". Он успел сказать няне, что его ведут на расстрел.

Няня была так потрясена, что на мгновение как окаменела, но тут же, опомнившись, выбежала вместе с нами из ворот штаба на площадь. Мы увидели, что папу ведут в маленький переулочек к самому берегу озера. Мы бросились вслед уже скрывавшейся страже, няня старалась собрать нас всех вместе в кучку, и тут почти подряд раздались несколько выстрелов...

Нашего папы не стало...

Нельзя забыть этот сентябрьский вечер, наши крики и слезы, слезы старой нашей бабушки, няни, прибежавшей со двора прачки и наконец пришедшей домой несчастной нашей мамочки, которая узнала уже в штабе ужасную весть и упала там без сознания. Ее привез домой на извозчике сын местного священника Костя Птицын. Ее ужас, рыдания при виде своих осиротевших детей описать невозможно..."

По свидетельству очевидцев, Михаил Осипович перед смертью молился на Иверский монастырь, хорошо видный с места расстрела...

22 сентября 1918 г. в «Известиях Всероссийского ЦИК советов рабочих, солдатских и казачьих депутатов Моссовета рабочих и красноармейских депутатов» было опубликовано следующее сообщение:

РАССТРЕЛ МЕНЬШИКОВА
НОВГОРОД, 21 сентября. Чрезвычайным полевым штабом, в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. При нем найдено письмо князю Львову. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению Советской власти. (РОСТА)

В 1937 г. старший сын М. О. Меньшикова Григорий Михайлович был арестован. Долго находился в «Крестах», как до того в Москве на Лубянке, и был освобожден лишь в 1939 г.

Когда начались аресты, бумаги Михаила Осиповича прятали кто как мог, и многие материалы пропали, так как не всегда потом их изымали из тайников.

Позднее разрозненные архивы стекались к Ольге Михайловне Меньшиковой, которая в 1927 г. вышла замуж за Бориса Сергеевича Поспелова, сына сельского священника из Подмосковья и уехала из Ленинграда.

Во время Великой Отечественной войны Ольга Михайловна и Борис Сергеевич с институтом, где он работал, уехали в эвакуацию. Перед отъездом они тщательно спрятали наиболее ценные бумаги и фотографии. Но в дом, где оставались родители Бориса Сергеевича, Сергей Дмитриевич и Ольга Сергеевна Поспеловы и где хранились архивы, пришли немцы. Опять разгром, раскиданные книги, бумаги, сломанная мебель, крыша изрешечена осколками снарядов, соседний дом сгорел. Хорошо, что старики остались живы, хорошо, что вновь чудом, но остались в целости архивы М. О. Меньшикова.

20 сентября 1981 года сын Ольги Михайловны - Михаил Борисович Поспелов, ее брат и сестра были в Валдае на могиле отца..

Михаил Осипович Меньшиков реабилитирован в 1993 году.

  • Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 52. С. 109
  • 20.09.1918. - Убийство писателя-публициста Михаила Осиповича Меньшикова на глазах его шестерых малолетних детей

    Памяти М.О. Меньшикова

    (25.09.1859–20.09.1918) – талантливый публицист и общественный деятель. Родился в городе Новоржеве Псковской губернии. Отец был коллежским регистратором, родом из семьи священника. Мать – из обедневшего дворянского рода, владелица сельца Юшкова Опочецкого уезда Псковской губернии.

    Окончил морское техническое училище (1873–1878) с военно-морским чином кондуктора корпуса флотских штурманов. Публицистическую деятельность начал, поместив в "Голосе", "Санкт-Петербургских Ведомостях" и "Кронштадтском Вестнике" ряд очерков заграничного плавания по Атлантическому океану и Средиземному морю на военном фрегате " " (вышли отдельной книгой "По портам Европы", 1879). В начале 1880-х гг. много писал в различных изданиях; ему принадлежат также оригинальные труды по гидрографии. В 1892 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана. Знакомство с и , дружба с С.Я. Надсоном – побудили Меньшикова заняться литературным трудом.

    В 1890-х гг. стал главным сотрудником "Недели", статьи из которой собраны в книгах: "Думы о счастье" (1898), "О писательстве" (1899), "О любви" (1899), "Критические очерки" (1900), "Народные заступники" (1900). В этот период его занимали по преимуществу вопросы нравственности под заметным влиянием идей . После прекращения издания "Недели" Меньшиков стал ведущим публицистом патриотической газеты "Новое время" и сам совершенно изменился как публицист, придал ей авторитет центра национально–государственной мысли.

    Завязалась ожесточенная полемика Меньшикова с органами левой печати, в пылу которой Меньшиков превратился в "крутого реакционера". От толстовства не осталось и следа, наоборот: в христианстве Меньшиков подчеркивал, что Христос принес «не мир, но меч». Однако духовный уровень многих его статей оставлял желать лучшего и вообще идеологические воззрения Михаила Осиповича были скорее имперско-националистическими, отстаивавшими этнические интересы русской нации, чем православно-монархическими, порою даже с ратованием за "прогрессивные реформы". В номере ""Нового Времени"", вышедшем после , он даже выдал дифирамбы "борцам за свободу" – «героям, чье чистое сердце, и душа, и жизнь были принесены в жертву отечеству, и чье заточение, мученичество и смерть умилостивили, наконец, жестокую судьбу и послали нам освобождение».

    Почти по-западнически (в политическом смысле) воспринимая конституцию как "освобождение", в то же время Меньшиков активно боролся с бытовым западничеством. Для ведущего сословия все западное кажется более значительным, чем свое. «Мы глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы» . И такие потребности высшего сословия ложатся все возрастающим бременем на простой народ, усиливается разложение национальных хозяйственных традиций и все больше перенимается западный дух капиталистической наживы.

    Меньшиков оправданно призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа – противостояние засилью инородцев, и жидов в частности, было одной из главных тем его публицистики: «Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри. Мы видим многочисленные колонии евреев и других инородцев, постепенно захватывающих не только равноправие с нами, но и господство над нами, причем наградой за подчинение наше служит их презрение и злоба против всего русского... Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей» . Однако духовная сторона еврейского вопроса и роли сатаноизбранного народа в драме истории в творчестве Михаила Осиповича заметным образом не отразилась.

    Вот характерные для Михаила Осиповича положения: «Как потомок православных предков, я не могу иметь иных, более привычных и приятных форм веры, кроме тех, которые вошли в мое сознание, с родным языком и родною мыслью. Тем не менее мне режет ухо, когда митинги крайних монархистов начинаются с "Царю Небесный" и оканчиваются "Спаси Господи"... отошла на второй план старая культура – "православие". Теперь, мне кажется, наступает третий период, эпоха третьей и окончательной нашей культуры, где основным началом должна стать народность» . Бедный Михаил Осипович...

    Отсутствие православной историософской координаты в статьях Меньшикова особенно очевидно стало в годы свержения самодержавия. Его прагматичный национализм вылился в непонимание духовного апокалипсического процесса в современном міре. В частности, после Меньшиков писал: «Жалеть ли нам прошлого, столь опозоренного, расслабленного, психически – гнилого, заражавшего свежую жизнь народную... Весь свет поражен внезапностью русского переворота и взволнован радостью, взволнована радостью и вся Россия...» . В последней статье, которая появилась в газете 19 марта, он писал как заправский либерал: «Трагедия монархии состояла в том, что, отобрав у народа его волю, его душу, – монархия сама не могла обнаружить ни воли, ни души, сколько-нибудь соответствующей огромной и стихийной жизни. Энергия народная веками глохла... в центре своей власти... Великий народ обречен был на медленное вырождение, подобно азиатским соседям, от атрофии своих высших духовных сил – сознания и воли» .

    Лишившись дома и сбережений (конфискованы большевиками), зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел с семьей в Валдае, где у него была дача. Страницы его дневника за 1918 г. полны горьких записей о наступившем разгуле большевизма: «Чтобы убить Россию по-дьявольски, т. е. с наименьшими средствами и с наибольшим соблюдением приличий, достаточно предоставить Россию самой себе. В самой России сложился губительный яд, сжигающий ее медленно, но верно: народная анархия, развязанность от культуры, религии и совести. Идет великое самоистребление народное» . Растерянный Меньшиков винил в этом русскую литературу, которая «есть не столько лечение, сколько сама болезнь» . Очень неосторожно ругал и .

    Обсуждение: 15 комментариев

      " ...Пора сменить уставших на кресте..." по иронии судьбы эти слова принадлежат ассимилированному иудею, но патриоту России Александру Галичу, почту за великую честь когда нибудь так же подобно патриоту нашей родины Меньшикову пострадать за Родину. Васильев Григорий.

      М.О.Меньшиков один из величайших русских националистов всех времен.Он показал как империя жертвуя своим государствообразующим народом собирает инородцев с окраин, нахлобучивает себе на голову эти кочующие отбросы, после чего стагнирует и саморазрушается. Цель жизни каждого русского по крови - создание Русского национального государства. Только там честь и слава, долг и внутренняя Свобода. Вечная память герою.

      Надо следующий 2009 год посвятить идеям и делу М.О.Меньшикова и широко отметить 150-летний день рождения славного сына России.

      Конечно,Михаила Меньшикова жаль. Но судя по статье, не видно "мужественной борьбы" с врагом исторической России. Не духовно(ни слова о религиозности, церковности человека), ни нравственно(блуждание ума), ни делом трудно определить его кончину мученической в христианской традиции. Мученики (греч."мартис") - свидетели,свидетели об Истине,мимо Которой прошел по жизни Меньшиков.

      Михаилу Осиповичу Меньшикову, нашему великому соотечественнику, - вечная память.

      Очень верно и правильно на мой взгляд на писал р.Б.Димитрий за 2009-09-21. Как русского человека его безусловно жаль. Царствие Небесное Михаилу Осиповичу Меньшикову и вечный покой.

      согласен с генрихом вечная память Михаилу Меньшикову А давидсоны и иже с ними живут и нас дурачат давят грабят и убивают Жаль мы так ничего не поняли иникаких выводов не сделали а тем более действий

      Usefull information

      Памяти М.О.Меньшикова

      Мамочка, зачем убили папу?

      Господи, да где найти ответ?

      У трёхлетней Маши будут капать

      Слёзы, после, много горьких лет...

      Нет в родном Отечестве пророка,

      Нет спасенья, нет пути назад,

      На земле привольной и широкой,

      В одночасье обращённой в ад.

      Быть на всю Россию знаменитым.

      Где она? Распята на кресте!

      И ему награда - быть убитым

      На глазах у собственных детей.

      За служенье русскому народу,

      За любовь, за Слово и за честь,

      Молоху кровавому в угоду,

      Дикая, неправедная месть...

      Под прицелом стоя, у Валдая,

      Он молился куполам святым,

      И молилась осень золотая

      За его Россию рядом с ним.

      Александр Чжоу

      Нет Пророков в родном Отечестве!? Нет, потому что не верят. Спасибо за пронзительные слова Александру Чжоу!

      Я почитаю святого царя-мученика Николая, и в отношении царя Меньшиков не прав. Но царь только один там и был в то время нормальным. Воевали некоторые Великие Князья в 1914-16, гвардия, дворяне, честь им и слава. Но в целом аристократия с 19 века была заражена аморализмом. Простой народ был здоровее. Меньшиков увидел распад элиты.

      Разумеется, у евреев, как и в каждом народе, можно найти людей и порядочных и мерзких. Но о народах приходится судить по тем особенным национальным качествам, которые отличают их от других, которые диктуются их культурой, религией, правителями и влиятельными кругами. У евреев это, к сожалению, мораль Талмуда и кодекс "Шулхан аруха", которые предписывают считать людьми только евреев, а к прочим относиться как к скоту. Поэтому и к евреям во всех народах отношение сформировалось отрицательное, что признавали наиболее умные из них, но поощряли это как один из способов укрепления еврейской солидарности, в которую втягивали и своих порядочных соплеменников, не придерживающихся иудаизма, но ощущающих на себе это общееврейское бремя презираемого народа. В "русской" революции всё это очень ярко проявилось - см. книгу "Россия и евреи", изданную честными еврейскими публицистами в 1923 г.
      А более важная причина в том, что иудеи отвергли истинного Мессию-Христа и истинного Бога, и ждут иного мессию-антихриста. Связанные "кровной клятвой", они стали инструментом сатаны по завоеванию мiра: Антихрист установит еврейскую власть над человечеством, но будет побежден Христом в Его Втором пришествии. В этом смысл истории нашего грешного мiра.

      МВН глубокий мыслитель, за что его уважаю. Достойное завершение обсуждения статьи о Меньшикове. Русским не следует забывать сколько русских гениев убили жиды. Это и Есенин и Тальков и нет им числа.

      Этнос формируется этнической культурой. Русский этнос образовало восточное православие с практикой Византийского богослужения. В 17 в. культурная революция унификации обряда (замена на иерусалимское богослужение) подорвало этническое здоровье народа, особенно элиты. Так "рыба" и загнила с "головы". Тяжко быть без родной этнической культуры, оставшейся где то в лесах у староверов.



    Вверх