Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели

Главная > Литература

Если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны - чудесное место, где располагается город. С другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу. Вопросы для обсуждения
    Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.) Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.) Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, - действие 3, явл. 1; о других странах - действие 2, явл. 1. Боятся грозы - действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, - действие 4, явл. 1.) Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка - фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.) Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Подготовленное появление - вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.) Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху.)
Дикой и Кабаниха - «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров - речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:
Дикой Кабаниха
О нем:«ругатель»; «как с цепи сорвался» О ней: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»
Он сам: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе - ровный что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак»и др. Она сама: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом
Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей. Результаты действий этих героев: Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!» Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинен матери.

Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. Так «ломает» «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать. УРОК 54. «Такая уж я зародилась горячая». Протест Катерины против «темного царства» В системе действующих лиц Катерина стоит отдельно. Вопросы для обсуждения на уроке

    Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.) Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.) Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
В детстве В семье Кабановых
«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок- то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Для Катерины главное - жить согласно своей душе Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему
(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)
    В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь - это и есть стремление жить по законам своей души.) В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.) Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. (Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.) Докажите, что смерть Катерины - это протест. (Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.) Сможет ли город Калинов жить по-старому?

УРОК 55. «Что тут должен делать критик?» 2 Споры вокруг пьесы «Гроза»

Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во-вторых - своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих - активным развитием критической мысли в данный период. Урок может быть проведен с тремя группами учащихся. Группа теоретиков. Вопрос о жанре. Пьеса «Гроза» - драма или трагедия? Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Главный вопрос - соответствует ли «Гроза» такому определению?

Определение трагедии В пьесе «Гроза»
«…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева) «Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородныххарактерах» (Аристотель) Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии
«Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь») Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» - пробуждающаяся личность
Изменение исходной позиции в конце трагедии Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом - все стало иным
Вывод. Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни. Группа критиков. Работа ведется по материалам статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860), Д. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864) и Ап. Григорьева «После „Грозы“ Островского» (1860). 1. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество». «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, - вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений». «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

«Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

«Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам». «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых». «Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее». «Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе». 2. Расскажите о взглядах Д. Писарева. Взгляды Писарева - это полемика
с Добролюбовым. «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного. 3. Взгляды Ап. Григорьева. Народность - главное в творчестве Островского. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины. Группа театроведов. Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка - это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках. Первая исполнительница - Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе - «отчего люди не летают?». Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль - задушевность и поэтичность. П. А. Стрепетова - «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния… Сколько их умирает так просто, молчаливо». М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина - «луч света в темном царстве». Фильм режиссера Петрова (1934). Катерина - А. К. Тарасова - жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.

Е. Козырева (спектакль театра им. Маяковского). Главное - утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене - воля, а не отчаяние.

Вывод. Разноплановое сценическое воплощение драмы «Гроза» является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена - протест или смирение? Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза», и это говорит о ее жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты. УРОК 56. «Я верю в колдовство любви». Урок внеклассного чтения. Любовь в пьесах Островского Все три пьесы Островского («Гроза», 1860 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1879 г.) - о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три произведения одной темой. Задания и вопросы для обсуждения 1. Что объединяет эти пьесы? Состояние любви: Снегурочка - состояние до любви, затем любовь; Катерина - кажущаяся любовь к мужу, затем любовь настоящая; Лариса - любовь к Паратову, затем «я любви искала и не нашла». Героини. В центре каждой пьесы - сильная женщина, готовая ради любви на все. Герои, которые служат для раскрытия образа героини. Столкновение любви и окружающего мира. 2. В чем особенности конфликта каждой пьесы? Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)
    Как оценить измену? Катерина изменила мужу. Снегурочка - Лелю, Лариса - жениху. Осудить? Оправдать? Понять? Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон - зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев - тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.) Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви:
«Гроза» Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает «темное царство», вообще нет реплик со словом «любить». Реплики со словом «любить» раскрывают характер героев: Катерина - «Давно

люблю»; Борис - «Уж я коли полюбил», «кабы вы знали, как я люблю вас», но «никто и не узнает про нашу любовь».

«Снегурочка» Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь - это путь к тому, чтобы стать человеком. Для бобыля и бобылихи любовь - товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря - путь от «осыплю дарами», «цены своей не знаешь» до гибели во имя любви. «Бесприданница» Любовь - это путь Ларисы от реплики «я еще только хочу полюбить». Далее идет деградация любви: «все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь»; «кабы любовь была равная»; «уж я не верую в любовь»; «я любви искала и не нашла, ее нет на свете». Для других героев любовь - товар: Вожеватов, Кнуров - Лариса-бриллиант; Карандышев - Лариса-кукла; Паратов - Лариса-вещь («не могу уступить»); Кнуров, Вожеватов - Лариса-вещь (разыгрывают в орлянку); Карандышев - Лариса-вещь; Лариса о себе - вещь. 6. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире: «Снегурочка» - мир сказки, берендеев, патриархальный мир. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (70-е годы) - поэтому бобыль и бобылиха - олицетворение мира наживы. «Гроза» - «темное царство» не примет любви Катерины. «Бесприданница» - самый трагичный мир (80-е годы) - в нем любовь невозможна.
    Победила или побеждена героиня? Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь? (Перед смертью Катерина говорит: «Кто любит, тот будет молиться».)
Итог. Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм. П. Вегин После изучения творчества Островского возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении. УРОКИ 57 -58. Зачетное занятие В усовершенствованное издание учебника-хрестоматии вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные искушенными читателями: критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами. Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)» под редакцией В.

Разноуровневые контрольные задания по литературе. 10- 11 класс

А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, Веру Шеину?
2. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок - гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?
3. Что говорит генерал Аносов о любви?
4. Кому и почему в рассказе сочувствует автор?
5. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании настроения играет музыка?
6. В ком и как проявилось благородство, в ком и как - духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
7. Согласны ли вы с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если да, то в чем вы эту жестокость увидели?
8. Как вы считаете, что является самым волнующим в рассказе?
9.Тема любви, в чем ее трагизм в данном рассказе?
10. Как повлияла смерть телеграфиста на Веру Шеину?
11.Почему история любви Желткова к княгине продолжает волновать и сегодня?

А.Куприн «Олеся»
1. Что вы узнали об Олесе? В чем заключается главное ее очарование?
2. Докажите, что Олеся показана у Куприна не просто на фоне природы, а как часть природы?
3. Почему любовь Олеси и «паныча» закончилась разлукой?
4. Кому вы симпатизируете больше - человеку цивилизации ил людям природы? Докажите.
5. Чем закончилась повесть?
. 6. Какова основная мысль повести «Олеся»? Что хотел сказать автор? От чего хотел предостеречь?
. 7. Можно ли поведение Олеси и ее отношение к Ивану Тимофеевичу считать уроком нравственной красоты и благородства?
. 8. Какой художественный смысл имеет поэтическая деталь - оставленная в доме нитка красных бус?
. 9. Проследите, как живет в произведении мир природы и как соответствует его динамика различным моментам любви героев?


1 вариант

1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.
2.Разделить всех персонажей на две группы по социальному положению.
3.Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса - Пепел). Каких персонажей она захватывает? Где достигает своего апогея?
4.Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?
5.Где, по - вашему, завязка пьесы? Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?
6.Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой?
. 7.Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?
. 8.С пьесами какого русского писателя сопоставима драма Горького по своей композиционной организации?

Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
2 вариант
1.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.
2.Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.
3.Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?
4.Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?
5.Странник недаром носит имя одного из апостолов Христа. Что он обещает, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?
6.При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?
. 7.Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле:»если веришь, то есть»?
. 8.Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция - Луки или Сатина - вам ближе?
. 9.Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода старика?

Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
3 вариант
1.Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?
2.Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?
3.Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам?
4.Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?
5.Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?
6.Меняютмя ли в пьесе Актер, Пепел, Настя? Как и почему?
. 7.Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?
. 8.Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?
. 9.Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог о человеке

Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
4 вариант

1.Какое событие опрокинуло все иллюзии, посеянные Лукой?
2.Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?
3.Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?
4.Так что же нужнее: истина или сострадание?
5.Определите композиционные элементы пьесы.
6.Каков итог спора о правде?
. 7.В чем новаторство Горького - драматурга?
. 8.В чем философский смысл пьесы?
. 9.Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?

Контрольная работа по творчеству С.Есенина.
(Вопросы выбираются учеником по желанию)

1. Какие стихи С.Есенин посвятил «братьям меньшим»?
2. Как изображает Есенин природу?
3. Согласны ли вы с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? обоснуйте свой ответ.
4. Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?
5. Какой предстает жизнь деревни в ранних стихах Есенина?
6. Можно ли по этой поэзии судить о том, как жила деревня, какие процессы в ней происходили?
7. Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?
8. Какие чувства вызывают известные стихи Есенина о животных.
9. Какие стихи Есенина о родине показались вам наиболее значительными, интересными?
10. *Что «новое, незнакомое, молодое» отмечает в стихотворении «Русь Советская»? Согласны ли вы с тем, сто Есенин, судя по этому стихотворению, не находил себе места в этом новом? Обоснуйте свой ответ.
11. *Согласны ли вы с тем, что, рассказывая о себе хулигане, поэт притворяется? Обоснуйте свой ответ.
12. *Как вы понимаете определение «декаданс»? Согласны ли вы с тем, что «Москва кабацкая» демонстрирует «элементы общественного и литературного декаданса»? Аргументируйте свой ответ.
13. *Согласны ли вы с тем, что даже в самых «кабацких» стихах Есенин остается нежным лириком? Обоснуйте свой ответ.

Разноуровневая контрольная работа по творчеству В.Маяковского
Ответьте на два вопроса (на выбор)
1. Чем обусловлен новаторский характер поэзии Маяковского?
2. Какие художественные приемы использует Маяковский?
1. Почему поэт пришел именно к футуризму?
2. *Чем отличается изображение революции в произведениях Маяковского и Блока?
3. «Революцией мобилизованный и призванный»… Подтвердите эти слова Маяковского фактами его биографии и творчества.
4. Кому адресованы сатирические произведения Маяковского?
5. *Какое место в творчестве Маяковского занимает тема поэта и поэзии?
8. Почему некоторые современные критики хотели «сбросить с парохода поэзии» самого Маяковского? Актуальны ли стихи поэта для сегодняшнего дня?.


1 вариант

1. Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?
2. Жанр пьесы «Гроза»
3. В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?
4. В чем проявляется самодурство Дикого?
. 5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?
. 6. В чем трагедия Катерины?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
2 вариант
1. Кого мы можем считать «хозяевами» жизни?
2. Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?
3. Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.
4. Особенности композиции.
*5. В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?
*6. Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
3 вариант

1. Чем отличается от жителей города Кулигин?
2. Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
3. Композиция пьесы.
4. Достоин ли Борис любви Катерины?
. 5. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
. 6. Смысл названия пьесы.

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
4 вариант

1. По каким законам живут в городе Калинове?
2. Почему Катерина «завяла» , попав в дом Кабановых?
3. Почему Варваре не понять страданий Катерины?
4. Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».
5. *5. В чем суть основного конфликта?
6. *6. Сможет ли город Калинов жить по - старому после смерти Катерины?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
5 вариант

1. Борис говорит о себе: «Я вольная птица.», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?
2. Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?
3. Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?
4. Уверены ли самодуры в своей правоте?
. 5. Проиграла или победила Кабаниха?
. 6. Докажите, что смерть Катерины - это протест?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
6 вариант

1. Катерина - по -гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?
2.Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон)(любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?)
3.Сцена с ключом, ее роль в пьесе.
4.Для чего просит Кулигин деньги у Дикого?.Как это его характеризует?
. 5. Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлению к свободе, прямоте?
. 6. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход?

Вопросы повышенной сложности по роману И.Гончарова «Обломов»

1. Только ли «мирные и незлобливые» стороны обломовщины вы видите в романе?
2. Сраните образ жизни Обломовки с петербургской жизнью героя. В чем они похожи и чем отличаются?
3. Вам внушает доверие Штольц? Вы верите, что он «великолепный малый»? Почему?
4. Можете лт вы назвать Штольца «общественным деятелем»? На что направлена деятельность этого героя?
5. Какие черты Ольги Ильинской вы бы назвали определяющими? Почему?
6. Вы могли бы объяснить, «за что» полюбила Ольга Ильинская Илью Обломова? Можно ли, на ваш взгляд, назвать их отношения любовью?
7. Современен ли Обломов сегодня?
8. Может ли Обломов вызвать симпатию? Чем?.

1 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс

1. Как произошло знакомство Ольги Ильинской с Обломовыи? (1балл)
1. Расскажите об Обломовке и ее жителях?(1балл)
2. Портрет Захара. (1 балл)
4.Сравните отношение к Обломову Ольги и Агафьи Матвеевны.(2 балла)
5. Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные идеалы?(2 балла)
6. Можно ли охарактеризовать внутренний мир Обломова на материале 1 части.(2 балла)
. Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (3 балла)
. Какие романы принадлежат перу И.Гончарова? В чем их основной конфликт?(3 балла)
. Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном? (3 балла)

2 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
1. Портрет Обломова. (1 балл)
2. Как проходили годы ученичества Ильи? (1 балл)
3. Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья Матвеевна? (1 балл)
4. Какую черту Обломова хотел подчеркнуть Гончаров словами «поэты задели его за живое»? (2 балла)
5. Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной (на выбор двух героев) (2балла)
6. Почему Обломов отказывается от последней встречи с Ольгой? (2 балла)
-Проведите сравнитеольный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке. (3 балла)
- С каким известным вам литературным персонажем можно сравнить Обломова при первом знакомстве? (3 балла)
- Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической? (3 балла)

3 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
1.Что говорит о характере и образе жизни героя обстановка в его квартире? (1 балл)
2.Расскажите о службе Обломова в канцелярии. (1 балл)
3.Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?(1 балл)
4.Почему, на ваш взгляд, отношения Ольги и Обломова лишены будущего? (2 балла)
5.Когда и при каких обстоятельствах появляется в романе слово «обломовщина»7 (2 балла)
6.Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (2 балла)
. Почему брак Ольги со Штольцем стал возможен только после любви Ольги к Обломову? (3 балла)
. Какие черты сближают Штольца с Обломовым? (3 балла)
. Каким вырастет Андрей Обломов? (3 балла)

4 вариант Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

1. Какие два «несчастья» занимают Обломова? Какие трудности он видит в решении этих проблем? (1 балл)
2.Посетители Обломова. Цель их визитов (1 балл)
3.Как проводил свободное время И.И.Обломов? (1 балл)

4.Расскажите о том, как складываются отношения Ольги и Ильи. (2 балла)
5. Какое место занимаетТарантьев в системе образов романа? Какова его роль в жизни Обломова? (2 балла)
6. Как относится Обломов к новвовведениям в деревне, о которых рассказывает Штольц? (2 балла0

Сравните совместную жизнь Ольги Ильинской и Андрея Штольца. Достигли ли они идеала? (3 балла)
. Какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Обломова? (3 балла))
. Какова роль Пшеницыной в жизни Обломова? (3 балла)

Задания повышенной сложности по роману И.Тургенева «Отцы и дети»

1.Сформулируйте свое суждение о Базарове.
2.Можно ли сказать, что в образе Базарова отразилось общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?
3.Чем обусловлен второй цикл путешествия
Базарова: Марьино, в Никольском и, наконец, опять у родителей?
4.Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой или чужой Базаров для людей из народа?
5.Искренен ли Базаров в своем отрицании окружающей жизни? Что представлял собой базаровский нигилизм? Благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?
6.Смерть Базарова? Случайность ил собственное роковое решение? Правомерна ли интерпретация смерти Базарова как самоубийства?
7. Какие события романа вы считаете основными? Объясните почему.


Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

1 уровень (3 балла))1 Расскажите историю Павла Петровича. С какой целью рассказывает ее Аркадий?.
2.Что Базаров говорит об искусстве?
3.Что привлекает Базарова в Одинцовой?

2 уровень (4 балла)4.Кто из персонажей романа вызывает у вас большую симпатию: Аркадий, Павел Петрович или Николай Петрович? Докажите.
1. Каково подлинное отношение Базарова к своим родителям, какие качества он ценит и любит в них (Найдите в тексте, выпишите)
2. В чем сила Николая Петровича? В чем слабость Павла Петровича?

3 уровень (5 баллов)7.Почему Базаров расходится с Аркадием Кирсановым?
8.Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему любовный порыв Базарова испугал героиню?
9.Почему Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» описанием сельского кладбища? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева - о любви?

Разноуровневые задания по роману И.Тургенева «Отцы и дети» 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы

1 уровень(3 балла)1. Расскажите об Одинцовой (14-15)
2Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине?
3.Что отрицает Базаров - нигилист?

2 уровень (4 балла)4.Определите сильные и слабые стороны нигилизма.
5.Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чем разница в их чувствах?.
6.Как писатель показывает героя в момент смерти?

3 уровень (5 баллов)7.Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво?
8.Почему не могла состояться любовь героев? Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
9.Образы Ситниковой и Кукшиной. Их значение.

Разноуровневые задания по роману И.Тургенева «Отцы и дети» 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
1 уровень (3 балла)1.Дуэль в романе. Что послужило причиной поводом? Что причиной? Поведение каждого дуэлянта.
2.Как говорит Базаров о своем происхождении (10, 21)?Что мы узнаем о его жизненном пути?
3.Рассказать о Н.П.Кирсанове.

2 уровень(4 балла)4.Выделите основные вопросы споров в романе?
5.Расскжите о взглядах Базарова на природу..
6.В чем слабая сторона взглядов Базарова?

3 уровень (5 баллов)7.Возможно ли для Базарова личное счастье?
8.В чем заключаются особенности композиции романа?
9. Как прошел Базаров испытание любовью?


1 вариант
1.Какие фольклорные образы и средства поэтической выразительности использовал автор в прологе поэмы?
2.Назовите жанр этого произведения.
3.Что заставило мужиков идти по Руси в поисках счастья?
4.Как герои понимают счастье?
5.Назвать помещиков, описанных в поэме. (немного рассказать о них)
6.Можете ли вы согласиться с тем, что в поэме народ не только страдающий, но и протестующий, ищущий выхода из своего положения?
- 7.Ответил ли Некрасов на вопрос, поставленный в начале поэмы? Кто же счастливый в поэме?
- 8.Как расказывает Некрасов о страданиях и бесрпавии народа?
- 9.Каково роль автора - повествователя в поэме?

Разноуровневые задания по поэме Н.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо».
2 вариант

1.Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?
2.Кем являются персонажи главки «Счастливые» и в чем их «счастье»?
3.За что народ ославил Матрену Тимофеевну «счастливой»?
4.Что сообщает Некрасов о времени действия поэмы? Можно ли, на ваш взгляд, узнать время действия, не читая всей поэмы, а только из пролога?
5.Какие помещики выведены в поэме? Каковы их общие черты?
6.Какими образами и картинами представлена в поэме народная жизнь?
-7.Каокй ответ дают песни Гриши Добросклонова на вопрос, поставленный в заглавии поэмы?
- 8.Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному?
- 9.Актуальны ли проблемы, поставленные НюНекрасовым в поэме, в наше время?

Разноуровневые задания по поэме Н.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо».
3 вариант

1.Расскажите о Савелии, богатыре святоруском.
2.Что выможете сказать о Грише Добросклонове:
3.В чем сила Савелия?
4.У Савелия, Якима Нагого и Ермила Гирина разные судьбы. Но есть у них много общих черт. Назовите их.
5.Как вы думаете, какое место в поэме занимает биография Матрены Тимофеевны?
6.Глава «Поп». Почем рассказ священника о жизни духовного сословия вызывает т смущение и сочувствие странников?
- 7.Какие фольклорные мотивы прослеживаются в поэме Некрасова?
- 8. В чем видит Счастье Гриша Добросклонов? Согласен ли, по вашему мнению, с ним автор?
- 9.Что общего в судьбах Матрены Тимофеевны и Дарьи - героини поэмы «Мороз - Красный нос»?

Разноуровневые задания по поэме Н.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо». 4 вариант

1.Можно ли сказать о главной проблеме поэмы уже по прочтении первых строк?
2.Как показаны страдания народа в поэме.
3.На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме?
4.В рассказ Матрены Тимофеевны о ее жизни введены народные песни. О ем в них поется? С какой целью автор использовал эти песни7
5.Охарактеризуйте холопа примерного Якова верного. Как он выражает свой протест против господ?
6.Охарктеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа?
- 7..Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину?
- 8.Каков смысл позиции автора, считающего Гришу тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
- 9.Что, по вашему мнению, самое главное рассказал Некрасов о народе в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Разноуровневые задания по роману
М.Е.Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы».
1. Каковы основные этапы духовного распада Иудушки Головлева?
2. Как вы понимаете финал романа «Господа Головлевы»?
3. Что нового внес Салтыков - Щедрин в тему дворянского оскудения?

4. Чем объясняется интерес сатирика к истории одной дворянской семьи?
5. В чем причина вырождения головлевского рода?
6. Как связаны с содержанием романа «господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?
7. Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи?
8. Как в речи Иудущки выражается его сущность?

9. Дайте сравнительную характеристику Степана, Порфирия, Павла.
10 Чем вызвана вражда всех и со всеми в головлевском семействе?
11 Что роднит Иудушку с Плюшкиным и Собакевичем?
12 С какой целью автор неоднократно сравнивает Иудушку с Пауком?


Полный текст материала Разноуровневые задания по литературе для учащихся 10-11 классов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Урок литературы. 10 класс. "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе..."(по драме А.Островского «Гроза»

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

    Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и т. п. - это принципы жизни в городе.

    Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и т. п. - это принципы жизни в семье.

Если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны - чудесное место, где располагается город. С другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Вопросы для обсуждения:

    Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? ( Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина ).

    Каковы жители, обитающие здесь? ( Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче - действие 3, явл. 1; о других странах - действие 2, явл. 1. Боятся грозы - действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба - действие 4, явл. 1.)

    Чем отличается от жителей города Кулигин? ( Образованный человек, механик-самоучка - фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума. )

    Кого мы можем считать "хозяевами города"? Как появляются эти герои на сцене? ( Подготовленное появление - вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену ).

    Кто подготавливает их появление? ( Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху ).

Дикой и Кабаниха - "хозяева" "темного царства". Основной прием раскрытия их характеров - речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:

Дикой:

Кабаниха:

О нем:

"ругатель"; "как с цепи сорвался".

О ней:

"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо".

Он сам:

"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе - ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

Она сама:

"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур.

Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.

Общий вывод: Кабаниха страшнее Дикого, т. к. ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.

Результаты действий этих героев:

    Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: "Нечего делать, надо покориться!"

    Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: " ... а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь". Он полностью подчинен матери.

    Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: "И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало".

    Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Так "ломает" "темное царство" неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.

«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. - это принципы жизни в семье.

Если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?

Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны - чудесное место, где располагается город. С другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Вопросы для обсуждения

1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)

3. Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, - действие 3, явл. 1; о других странах - действие 2, явл. 1. Боятся грозы - действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, - действие 4, явл. 1.)

4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка - фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: Поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.)

6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху.)

Дикой и Кабаниха - «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров - речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:

Дикой Кабаниха

«ругатель»; «как с цепи сорвался»

«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»;

«глупый человек»; «поди ты прочь»; «что

Я тебе - ровный что ли»; «с рылом-то и лезет

Разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак»

Она сама:

«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур

Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.

Результаты действий этих героев:

Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»

Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинен .

Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Так «ломает» «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

2. Какое слово более точно называет состояние Обломова - лень или покой? Докажите свои суждения текстом. 3. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования? 4. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц - немец? 5. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.) 6. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение. 7. Что значит - «цель жизни»? Что значит - «жить просто так», «жить чтобы жить»? УРОК 49. «Любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром…» «Обломов» как роман о любви Этот урок можно организовать как урок-семинар. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь - это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру. На уроке следует объединить школьников в рабочие группы: 1-я группа. Обломов и Захар: любовь-вражда. 2-я группа. Обломов и Штольц: любовь-дружба. 3-я группа. Обломов и Ольга: любовь-любовь. 4-я группа. Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам? 5-я группа. Обломов и природа: усадьба детства и дачный парк. 6-я группа. Обломов и дети. Вопросы для обсуждения: 1. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью? 2. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя? 3. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной? 4. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца? Итог урока-семинара. Любовь есть смысл жизни для Обломова и - шире - для каждого человека. УРОК 50. «Золотое сердце» или «русская лень»? Роман «Обломов» в русской критике Этот урок дает возможность сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя. Урок позволит уточнить, скорректировать восприятие учащихся. Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа. Два «лица» Обломова Честность, совестливость, добросердечие, Инфантильность, безволие, неспособность кротость, стремление к идеалам, к действию, апатичность, медлительность, мечтательность, «золотое сердце». «русская лень». Н. А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров- демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок. В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия. А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви», называет его чудаком. И. Ф. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника. Н. И. Злыгостаева видит Обломова в ряду «странных» людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем. Итог урока. В критике мнения разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: «художественность» или «социальная значимость» произведения. После изучения романа «Обломов» возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении. Александр Николаевич Островский УРОК 51. «Я тружусь всю жизнь». Слово об Островском. Личность и судьба драматурга В уроке, посвященном жизненному и творческому пути драматурга, следует выделить несколько моментов: 1. Страницы истории театра (информация). Своеобразие тем драматических произведений, Д. И. Фонвизин, особенности героев (сословия), А. С. Грибоедов, принципы раскрытия характеров. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь. 2. Особенности пьес Островского. «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца- капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз» (В. Г. Маранцман). Новый герой Островского порождает своеобразие проблем и тем пьес, определяет особенности характеров. 3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жители Замоскворечья, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» - купцы. Наблюдения за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. 4. Невероятная трудоспособность писателя. Итог - 48 произведений, в которых действуют 547 героев. 5. Творческий путь. Первое произведение. В 1847 году в газете «Московский городской листок» появилась пьеса «Несостоятельный должник». В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда». «Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с «горячим сердцем», честного, прямодушного. Пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю», - говорит героиня пьесы «Воспитанница». «Гроза» (1860) - пьеса о пробуждающейся, протестующей личности. «Снегурочка» (1873) - древний, патриархальный, сказочный мир. «Бесприданница» (1879) - взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза». 6. Особенности стиля Островского: говорящие фамилии; специфические авторские ремарки; своеобразие названий (часто пословицы); фольклорные моменты. Итоговые вопросы. Можно ли говорить о современности пьес Островского (докажите свою точку зрения)? Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского? УРОК 52. «Самое решительное произведение Островского»1. История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе Островского «Гроза» На уроке можно организовать работу в группах. 1-я группа. История создания пьесы (сообщения о домашней работе с дополнительной литературой). Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии. 2-я группа. Значение названия пьесы «Гроза» (сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом). Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор. Вывод. Смысл заглавия: гроза в природе - освежает, гроза в душе - очищает, гроза в обществе - освещает. 3-я группа. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.) Изучая список действующих лиц, следует отметать говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые - старые. Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях. «Хозяева жизни» «Жертвы» Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, Кулигин: «Лучше уж стерпеть». захочу - раздавлю». Варвара: «И я не обманщицей была, Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли да выучилась». «А по-моему, делай, что хочется». «Вот куда воля-то ведет». хочешь, только бы шито да крыто было». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей а пущай же он меня боится». волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Феклуша: «И купечество все народ Борис: «Не по своей воле еду: дядя благочестивый, добродетелями многими посылает». украшенный». Вопросы к классу. Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша? Как понять определение - «зеркальные образы»? 4-я группа. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.) 1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя): Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами. 2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывяет характер героя: Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кудряш: «А что?» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». 3. Использование приема контраста и сопоставления: монолог Феклуши - монолог Кулигина, жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж, Катерина - Варвара, Тихон - Борис. УРОК 53. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» Мы идем по городу Калинову Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов? Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3). 1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе. «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. - это принципы жизни в городе. 2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье. «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. - это принципы жизни в семье. Если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса? Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны - чудесное место, где располагается город. С другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу. Вопросы для обсуждения 1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.) 2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.) 3. Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, - действие 3, явл. 1; о других странах - действие 2, явл. 1. Боятся грозы - действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, - действие 4, явл. 1.) 4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка - фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.) 5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Подготовленное появление - вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.) 6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша - Кабаниху.) Дикой и Кабаниха - «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров - речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик: Дикой Кабаниха О нем: О ней: «ругатель»; «как с цепи сорвался» «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо» Он сам: Она сама: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; я тебе - ровный что ли»; «с рылом-то и лезет «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» «куда воля-то ведет» и др. и др. Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, чувствует Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, свою власть над людьми, самодур действует страхом Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей. Результаты действий этих героев: Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!» Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинен матери. Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. Так «ломает» «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать. УРОК 54. «Такая уж я зародилась горячая». Протест Катерины против «темного царства» В системе действующих лиц Катерина стоит отдельно. Вопросы для обсуждения на уроке 1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.) 2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.) 3. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? В детстве В семье Кабановых «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто «работать не принуждала». из-под неволи». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату бояться, меня и подавно. Какой же это порядок- золотом, гуляла в саду то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); Принципы дома Кабановых: полное подчинение; независимость; чувство собственного достоинства; отказ от своей воли; унижение попреками мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении и подозрениями; отсутствие духовных начал; церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ религиозное лицемерие о поступке с лодкой) Для Катерины главное - жить согласно своей душе Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему (Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.) 4. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь - это и есть стремление жить по законам своей души.) 5. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.) 6. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. (Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.) 7. Докажите, что смерть Катерины - это протест. (Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.) 8. Сможет ли город Калинов жить по-старому? УРОК 55. «Что тут должен делать критик?»2 Споры вокруг пьесы «Гроза» Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во- вторых - своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих - активным развитием критической мысли в данный период. Урок может быть проведен с тремя группами учащихся. Группа теоретиков. Вопрос о жанре. Пьеса «Гроза» - драма или трагедия? Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Главный вопрос - соответствует ли «Гроза» такому определению? Определение трагедии В пьесе «Гроза» «…особо напряженный, непримиримый конфликт, Напряженный, трагически заостренный оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается конфликт приводит к гибели героини перед превосходящим его силы препятствием» Сильный, страстный характер Катерины («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева) позволяет считать ее жертвою трагедии «Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель) «Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий Катерина вступает в борьбу не частного в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции характера, а общественного: «темное общественно-исторического развития» («Литературоведческий царство» - пробуждающаяся личность словарь») Изменение исходной позиции в конце трагедии Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом - все стало иным Вывод. Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни. Группа критиков. Работа ведется по материалам статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860), Д. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864) и Ап. Григорьева «После „Грозы“ Островского» (1860). 1. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество». «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, - вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений». «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров». «Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе». «Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам». «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых». «Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее». «Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе». 2. Расскажите о взглядах Д. Писарева. Взгляды Писарева - это полемика с Добролюбовым. «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного. 3. Взгляды Ап. Григорьева. Народность - главное в творчестве Островского. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины. Группа театроведов. Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка - это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому стоит сказать несколько слов об основных постановках. Первая исполнительница - Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе - «отчего люди не летают?». Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль - задушевность и поэтичность. П. А. Стрепетова - «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния… Сколько их умирает так просто, молчаливо». М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина - «луч света в темном царстве». Фильм режиссера Петрова (1934). Катерина - А. К. Тарасова - жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.



Вверх