Иван Иванович Фирсов. Юный живописец. Сочинение по картине юный живописец Картина ивана фирсова юный живописец описание комнаты

Сочинение (в том числе миниатюра) оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за умение в рамках продуманной композиции раскрыть тему и выразить главную мысль (реализовать свой замысел), а также за умение правильно и уместно использовать с этой целью соответствующие языковые средства; вторая – за соблюдение языковых норм.

Схема оценивания может быть следующей: Л – Ф – Р, где Л – логические ошибки, Ф – фактические, Р – речевые ошибки и недочёты; І – ν – Г, где І – количество орфографических ошибок, ν – количество ошибок пунктуационных, Г – грамматические ошибки. При проверке учитель также обращает внимание на нарушения последовательности в изложении содержания, на соответствие всех частей сочинения теме и задаче выражения главной мысли и на полноту раскрытия темы. При анализе речевого оформления работы учитываем разнообразие и выразительность использованных языковых средств и грамматического строя речи, стилевое единство сочинения.

Тема. Подготовка к сочинению по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец».

Цели урока: 1)развивать умение описывать произведение живописи;

2) формировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению;

3) добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

I . Подготовка к сочинению (рассмотрение картины, составление плана).

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова – один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных образцов бытового жанра.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счет и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и в Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во времяего пребывания в Париже.

Попросим пятиклассников вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений. Пятиклассники могут назвать пейзажи А. А. Рылова («Полевая рябинка»), В. Д. Поленова («Осень в Абрамцево»), портреты М. А. Врубеля («Царевна-Лебедь»), В. Л. Боровиковского («Портрет Е. Н. Арсеньевой») и др.

Обратим внимание учащихся на то, что сейчас перед ними картина, которая относится к жанру, с которым ученики ещё незнакомы, -- к жанру бытовому. Расшифруем для пятиклассников это понятие. Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый отражению событий и сценок из повседневной жизни. Предложим ребятам рассмотреть и описать бытовую зарисовку И. И. Фирсова.

Прежде всего попросим пятиклассников изложить сюжет художественного полотна и постараемся добиться чёткого его определения. Ответ может быть примерно следующим.

И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

После этого вырабатываем умение более подробно описывать расположение фигур в художественном пространстве, а также выражение лица каждого из персонажей картины.

Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд его сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но молодой человек этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.

Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно так долго сидеть без движения, она послушно сложила ручки, но на личике её играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную и ласковую строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.

Мастерская живописца залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от художника. Художник установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтобы игра света и тени не мешала созданию портрета.

На заднем плане картины – обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене – две картины.

В картине «Юный живописец» художник одновременно сумел передать прелесть обыденной, повседневной жизни и поэтическое очарование процесса свободного творчества.

Молодой художник, изображённый за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринуждённы, выражения лиц естественны и сообразны с тем моментом, в который они запечатлены. Вместе с тем основной темой картины можно считать творческий процесс, и создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника-главного персонажа картины.

Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. И. Э. Грабарь так писал о мастерстве художника: « Фирсов пишет свободно и мягко... Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине.
Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней».

II . Составление плана.

План полезно будет составить совместно. Он может быть примерно следующим.

I . Картина И. И. Фирсова «Юный живописец» – один из лучших образцов бытового жанра.

II . Описание картины.

1. Сюжет картины.

2. Персонажи произведения живописи.

3. Изображение художественной мастерской.

4. Цветовая гамма.

III . Мастерство художника.

III . Словарная работа.

1. Определение лексических значений малознакомых слов.

Интерьер – внутреннее пространство какого-либо помещения.

Манекен – деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз.

Мольберт – подставка, на которой помещается холст на подрамнике, или доска для работы художника.

Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, которая служит художникам для смешивания красок.

Цветовая гамма – подбор красок для картины.

2. Лексический анализ данных в упр. 336 словосочетаний.

Читаем словосочетания и определяем возможность их использования в сочинении.

3. Запись словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины для характеристики её персонажей и интерьера изображённой художественной мастерской.

Памятник русской жанровой живописи, шаловливая и непоседливая натурщица, ящик с красками, сосредоточенный взгляд, охвачен вдохновением, самозабвенно и увлечённо творит, лукавая улыбка, искусно передать, спокойная и ласковая строгость, терпеливо объяснять, залита ровным светом, льётся из окна, развернуться к окну, откинуть голову, игра света и тени, атрибуты художественной мастерской, мраморный бюст, манекен, прелесть обыденной, повседневной жизни, поэтическое очарование, процесс свободного творчества, непринуждённые позы, поэтическая атмосфера, серо-розовая гамма.

4. В сильном классе можно предложить учащимся изложение или свободный диктант по высказыванию И. Э. Грабаря и обсуждение этого высказывания.

Д. з.: сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец» (упр. 336).


Картина «Юный живописец» была написана в восемнадцатом веке, когда жанровая живопись не пользовалась популярностью и не признавалась Академией художеств. Долгие годы не было установлено авторство полотна. И лишь в двадцатом веке доподлинно стало известно, что это творение русского художника И.И. Фирсова, который занимался оформлением спектаклей, в том числе первой русской оперы «Мельник-колдун, обманщик и сват», пышных празднеств, устраиваемых вельможами.


Картина проста и незамысловата. Картина проста и незамысловата. Юное дарование, художник, рисует портрет. Натурщицей ему служит такая же юная особа. Девочке трудно усидеть на месте. Ее глаза горят озорством и лукавинкой. Ей хочется соскочить и посмотреть, что же делает мальчик за мольбертом. Но строгая мама грозит ей пальцем, призывая к терпению и усидчивости. И девочка, сдерживая свой порыв, прижалась к матери. А юный художник так увлечен своим творчеством, что не замечает ничего, кроме своего творения.


На полу рядом с ним стоит ящик с красками. Слева от него скульптура и бюст, на стене размещены картины. Комната ярко освещена солнечным светом, падающим из окна. Яркая зеленая штора завершает убранство комнаты. На полу рядом с ним стоит ящик с красками. Слева от него скульптура и бюст, на стене размещены картины. Комната ярко освещена солнечным светом, падающим из окна. Яркая зеленая штора завершает убранство комнаты.


Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней. Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней.


И.И. Фирсов с удивительным мастерством «загромождает» свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность. И.И. Фирсов с удивительным мастерством «загромождает» свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность.


1. Картина И.И. Фирсова – один из лучших образцов бытового жанра. 1. Картина И.И. Фирсова – один из лучших образцов бытового жанра. 2. Описание картины. А) сюжет картины Б) описание персонажей В) изображение художественной мастерской Г) цветовая гамма 3. Мастерство художника.


Интерьер – внутреннее пространство помещения Интерьер – внутреннее пространство помещения Манекен – деревянная кукла для изображения человеческих поз художником Мольберт – подставка для холста на подрамнике Палитра – тонкая дощечка для смешивания красок Цветовая гамма – подбор красок для картины


Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал; Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал; Картина, художественное полотно, произведение искусства, бытовая зарисовка; Художник, живописец, Иван Фирсов; Юный художник, молодой живописец; Девочка, натурщица, маленькая озорница.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

Интересная работа И. Фирсова «Юный живописец» не сразу получила признание зрителей, ведь была представлена аудитории только через два столетия после ее написания. А все потому, что художник создал свою творческую работу в то время, когда живопись была еще не известна, не популярна.

Только современное поколение любителей живописи обратило пристальное внимание на картину Фирсова. Из-за ее малой популярности, полотно оказалось практически не тронутым и прекрасно сохранилось.

Впервые обращая свой взор на картину, она кажется мне простой и наивной. Но, это только первое впечатление. Затем, когда я всматриваюсь в детали полотна, то вижу перед собой не обычного художника, а совсем юного парня, который так старательно пытается вывести каждый штрих кисти, каждую особенность на своем холсте.

Далее, мое внимание привлекает натурщица, которая просто не может усидеть на месте. Ей так интересно, что же получается, она готова сию минуту вскочить со стула и подбежать к художнику. Но, ее энергетику и жизнерадостность удерживает рядом стоящая мать, которая покачивает пальцем и просит девчонку немного успокоиться.

На полу, возле юного художника расположена его палитра с красками. На заднем плане полотна И. Фирсова «Юный живописец» нарисована гипсовая скульптура и бюст, на стене висит картина с изображением знатной дамы. На первый взгляд, кажется, что все эти предметы совершенно не совместимы между собой. Но, благодаря мастерству художника, они умело сочетаются с помощью правильно подобранной цветовой гаммы и обустроенной композиции.

Комната, в которой происходит написание полотна, достаточно уютная и теплая, располагающая к истинному творчеству. Именно в такой комнате «простые люди» живут полной и счастливой жизнью.

Сочинение по картине юный живописец художника Фирсова 4 класс

План

1.Знакомство с картиной

2.Сюжет полотна

3.Чувства, которые вызывает картина

Недавно нас познакомили с творчеством русского художника И.И. Фирсова. Среди его картин мне понравилась особенно одна - «Юный живописец», написанная в 1760г. Это была первая русская картина, на которой изображены обычные люди, а не знать.

Картина привлекает своей простотой. У неё нет громкой истории или замысловатого сюжета. Просто мальчик, который пишет портрет маленькой девочки. Не красочная, не мрачная. Обычная картина с обычными людьми. Говорят, что всё гениальное - просто. Я думаю, что Фирсов доказал это своими трудами.

Комната небольшая, на окне сдвинута зеленая штора, чтобы было больше света. Художник одет в темный камзол, короткие штаны и белые гольфы. В руке он держит кисть, справа от него на полу краски. На стенах комнаты висят картины. Девочка слишком маленькая, ей не нравится долго сидеть и позировать, мама ласково приобняв дочку, просит её не вертеться. У девочки светлое лицо и белые кудри. На ней надето розовое платье. Под её ноги подставлена скамейка, чтобы ребенок не устал.

Мягкие тональные розовые и желтые, кремовые и белые, не яркие красные оттенки хорошо сочетаются с зеленым и коричневыми цветами. А девочка очень похожа, юный художник хорошо написал её портет на своем полотне. Картина «Юный живописец» вызывает у меня улыбку. Может я и не великий критик, но и я могу оценить ту нежность и любовь, которую автор вложил в неё.

Сочинение по картине Юный живописец художника Фирсова 5 класс

План

1. Художник Фирсов

2.Цветовая гамма

3.Сюжет картины

4.Мое мнение

Иван Иванович Фирсов - русский художник восемнадцатого века. На своей картине он изобразил не знатных особ, как это было принято в те времена, а простых людей. Это была картина «Юный живописец».

Картина не отличается буйством красок. Выдержанный тон, привычный тому времени, не обошёл стороной творца, коснувшись его волшебной кисти. Розово-серая гамма, с темно-зеленым цветом - простые цвета, чтобы не отвлекать от главных героев зрителя. Изящность с простотой точно передают настроение и атмосферу, которой окружён мир персонажей его картины.

Перед нами мальчик, подросток, который уже вполне искусно владеет своим ремеслом. Он, сидя на стуле, рисует портрет маленькой девочки, которую обнимает мама. Малышке не терпится посмотреть на работу художника, но мама просит её подождать и не вертеться. Девочка послушно сложила руки на коленях, она лукаво улыбается. Комната небольшая, светлая, на стенах картины. Около художника на столе стоят небольшие скульптуры, на полу лежат краски.

В этой картине заключены различные чувства: нежность, любовь, тепло. Именно они вновь и вновь приковывают взгляд. Работа юного художника получается хорошей, на ней видно, что девочка похожа на себя. Мне эта картина нравится, она настоящая. Мир, который создавал автор, вдруг ожил.

Долгое время автором картины «Юный живописец» считался А. Лосенко, несколько позже искусствоведы признали авторство за немецким художником Д. Ходовецким, опираясь на несхожесть нарядов изображенных на картине персонажей с русскими традиционными костюмами середины XVIII столетия. Только к 1913 году благодаря деятельности исследователя И. Грабаря было доказано, что картина «Юный живописец» была написана русским мастером Иваном Ивановичем Фирсовым в 1760 году.

Фирсова можно с уверенность назвать родоначальником жанровой живописи. К сожалению, при жизни художника этот стиль в искусстве не пользовался популярностью и долго не признавался официальной Академией художеств. Возможно, именно в связи с отрицанием общественностью того времени жанровой живописи, полотно «Юный живописец» - единственная картина И.И. Фирсова, дошедшая до наших дней.

Доподлинно известно, что великий художник был первопроходцем не только в живописи, Иван Иванович принимал непосредственное участие в оформлении первой русской оперы. Этот заслуживающий уважения, выдающийся человек намного опередил время, в котором жил и творил свои непризнанные шедевры.

Судя по сохранившимся историческим источникам, картина «Юный живописец» была написана художником во время путешествия по Франции. Даже обнаруженная относительно недавно подлинная подпись мастера написана на французском языке.

Изображение небольшой, слабо освещенной единственным окном с тяжелыми темно-зелеными занавесками комнаты погружает зрителя в творческую атмосферу мастерской совсем юного художника. Быть может, парнишка лет тринадцати зарабатывает себе на жизнь, продавая портреты, однако, что вероятнее, он просто оттачивает умения, приобретенные в гимназии. Чувствуется, что молодой портретист уделил своей картине довольно много времени, ему явно хочется размять затекшие от сидячей работы мышцы, да и крошка-натурщица явно устала. Девушка в простом коралловом платье с белым передником и высоко поднятыми волосами над головным убором в тон наряда уговаривает готовую закапризничать в любой момент малышку. Девчушка с пшенично-золотыми волосами в пышном платье цвета спелого персика соглашается еще позировать, прижимаясь к своей старшей наставнице.

Юный художник пишет портрет старательно, пытается добиться наибольшего сходства, и видимый результат его работы довольно неплох. Судя по размерам деревянного мольберта, полотенцу в отпечатках испачканных в масле пальцев, раскрытому сундучку с художественными принадлежностями можно судить, что юное дарование находится у себя в мастерской.

Стены украшают два портрета в рамках, быть может, принадлежащие кисти молодого художника, или это работы более профессиональных мастеров, служащие ему стимулом и примером.

Возле окна располагается столик, увенчанный тяжелым, гипсовым или мраморным манекеном. Часто художники используют подобные бюсты, надевая на них роскошные головные уборы, популярные среди обеспеченных дам того времени, чтобы как можно точнее передать изящество многочисленных кружев и складок дорогих тканей.

Вероятно, портрет очень важен для семьи золотоволосой малышки. Для удобства ребенка даже принесена подставка под маленькие ножки. Женщина, судя по положению руки явно произносящая что-то назидательное, беременна, ей однозначно тяжело стоять, но несмотря на неудобства она продолжает находиться возле девочки, которой хочется побыстрее вскочить и увидеть свое изображение на холсте.

Кто знает, быть может картина Фирсова является автобиографичной, художник просто воплотил на холсте одно из воспоминаний своей творческой юности. Возникает желание от души пожелать юному живописцу творческих успехов и общественного признания, чтобы следующая картина, восхитившая весь мир, принадлежала именно его кисти.



Вверх