История создания романа доктор живаго конспект урока. Борис Пастернак. Роман "Доктор Живаго". Обзор. методическая разработка по литературе (11 класс) на тему. II. Анализ стихотворений

Юрию Андреевичу кажется дикой сама идея переделывать жизнь, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности на много превосходящее возможности человека. Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей соответствует его благим намерениям. Фанатизм губителен.

В одном из черновых вариантов романа отношению Живаго к Стрельникову Пастернак давал такое объяснение: «Как он любил всегда этих людей убеждения и дела, фанатиков революции и религии! Как поклонялся им... каким немужественным казался себе всегда перед лицом их. И как никогда, никогда не задавался целью уподобиться им и последовать за ними. Совсем в другом направлении шла его работа над собой. Голой правоты, голой истины голой святости неба не любил он. И голоса евангелистов и пророков не покоряли бы его своей все вытесняющей глубиной, если бы в них не узнавал он голоса земли, голоса улицы, голоса современности, которую во все века выражали наследники учителей - художники. Вот перед кем по совести благоговел он, а не перед героями, и почитал совершенство творения, вышедшего из несовершенных рук, выше бесплодного самоусовершенствования человека».

Работая над романом, Пастернак понимал, что пишет о прошлом. Для того чтобы его текст преобразил полузабытые события в слово, необходимое современникам и рассчитанное на участие в духовной жизни последующих поколений, приходилось думать о языке, освобождать его от устаревающих частностей, острота и выразительность которых по опыту и в предвидении не были долговечными. Он говорил, что намеренно упрощает стиль, стараясь «в современном переводе на нынешнем языке, более обычном, рядовом и спокойном», передать хоть некоторую часть того неразделенного мира, хоть самое дорогое издали, из-за веков отмеченное евангельской темой «тепловое, световое, органическое восприятие жизни».

В начале 1956 г. Пастернак отдал оконченную рукопись романа в редакции журнале «Новый мир», «Знамя», шли переговоры с издательством «Художественная литература». Летом на дачу в Переделкино приехал сопровождаемый представителем иностранной комиссии сотрудник итальянского радиовещания в Москве коммунист Серджио Д’Анджело.

Он попросил рукопись для ознакомления и в этой официальной обстановке получил ее. К автору рукопись не вернулась. Анджело передал ее итальянскому коммунистическому издателю Дж. Фельтринелли, который, ввиду того что международная конвенция по авторскому праву в то время не была признана СССР, мог печатать роман без разрешения автора. Тем не менее он известил Пастернака, что хочет издать роман на итальянском языке, 30 июня 1956 г. Пастернак ответил ему, что будет рад, если роман появится в переводе, но предупреждал: «Если его публикация здесь, обещанная многими журналами, задержится и Вы ее опередите, ситуация для меня будет трагически трудной».

Издание романа в Советском Союзе стало невозможным вследствие позиции, занятой руководством Союза писателей. Она отразилась в коллективном письме членов редколлегии «Нового мира», подписанном К. Симоновым, К. Фединым, Б. Лавреневым, А. Агаповым и А. Кривицким, и определила отечественную судьбу книги на 32 года вперед. В Италии же тем временем перевод был успешно сделан, и, несмотря на то что А. Сурков специально ездил в Милан, чтобы от имени Пастернака забрать рукопись для доработки, Фельтринелли 15 ноября 1957 г. выпустил книгу в свет. К концу 1958 г. роман был издан на всех европейских языках.

С 1946 г. Нобелевский комитет шесть раз рассматривал кандидатуру Пастернака, выдвигаемую на получение премии. В седьмой раз, осенью 1958г., она была ему присуждена «за выдающиеся достижения современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы». В политическом комментарии присуждение премии было произвольно и однозначно связано с выходом романа «Доктор Живаго», не изданного в СССР и якобы антисоветского. Разразился чудовищный скандал, получивший в прессе название «дело Пастернака».

То, что присужденная почетная награда была обращена в позор и бесчестие, стало для Пастернака глубоким горем. Он, сначала радостно благодаривший Нобелевский комитет и Шведскую академию за присуждение премии, теперь вынужден был от нее отказаться «в связи с тем, какой смысл ей придан в обществе, к которому он принадлежит».

10 февраля 1960 г. Пастернаку исполнилось 70 лет. Со всего мира шел поток поздравительных писем и телеграмм. На праздничном обеде были знакомые из артистического круга. В течение зимы Пастернака беспокоили периодические боли в спине. Он старался не обращать на них внимания, но к концу апреля они настолько усилились, что, переписав набело пролог и первый акт пьесы, он позволил себе лечь в постель. Ему становилось все хуже. Рентген показал рак легкого. За день до конца Пастернак позвал нас, чтобы сказать, как мучит его двойственность его признания, которое обернулось полной неизвестностью на родине. «Вся жизнь была только единоборством с царящей и торжествующей пошлостью за свободный и играющий человеческий талант. На это ушла вся жизнь», - сказал он.

Урок 39 (100). Христианские мотивы

в романе «Доктор Живаго»

Цель урока: постараться понять значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

Методические приемы: обсуждение вопросов домашнего задания, комментированное чтение эпизодов.

Ход урока

I . Слово учителя

Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой - выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность. Идея романа христианская идея свободной личности.

II . Обсуждение вопросов домашнего задания.

Весь роман пронизан христианскими идеями и непосредственно (через речь), и опосредованно (через символы). Сама фамилия героя ассоциируется с образом Христа («Ты есть сын Бога живаго»: «живаго» - форма родительного и винительного падежей в древнерусском языке). Имя Юрий также символично - вариант имени Георгий (Георгий-победоносец). Юрий Живаго почти не принимает непосредственного участия в событиях, но понимание им жизни, всего происходящего основано на христианских ценностях. В основе сюжета - евангельская драма духовного выбора и крестной жертвы. В центре размышлений героя постоянно находится триада «жизнь - смерть - воскресение», а творчество понимается как «Слово Божие о жизни».

Роман начинается и кончается сценой похорон. «Шли и шли и пели «Вечную память...» матери Юры в начале романа. В конце его Лара, прощаясь с Юрием, говорит с ним как с живым: «Твой уход, мой конец. Опять что-то крупное, неотменимое. Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения, это пожалуйста, это мы понимали. А мелкие мировые дрязги вроде перекройки земного шара, это извините, увольте, это не по нашей части». Все события «мирового значения» - «дрязги», ничто по сравнению с жизнью человека, реализуемой ежеминутно, сейчас, в повседневности, в мелких и незначительных с виду делах. Но последними строками романа являются строки поэтические: роман завершается стихотворением «Гефсиманский сад», воскресением Сына Божьего, бессмертием, жизнью в других людях.

III. Работа по заданиям

Задание 1. Читаем и комментируем «проповедь» Н. Н. Веденяпина (часть 1, глава 5).

(Отрекшийся от священнического сана Николай Николаевич Веденяпин определяет историю как «установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению». Веденяпин остается верен своему проповедническому признанию. Он считает, что можно быть атеистом, можно не знать, есть ли Бог и для чего он, и в то же время знать, что человек живет не в природе, а в истории, и что в нынешнем понимании она основана Христом, что Евангелие есть ее обоснование». В этой «проповеди» Веденяпина очень важное для Пастернака понимание значения и ценности жизни. Основанием для творчества в любой области человеческой деятельности является духовное оборудование»: «любовь к ближнему, ... идея свободной личности и идея жизни как жертвы». Упоминание Иисуса Христа в проповеди отца Николая не случайно. По мнению Н. Л. Лейдермана, в системе ценностных ориентиров романа Сын Божий и Сын Человеческий выступает и символом личностного начала в человеке, его нравственной сути, и тем, кто первым в истории человечества осуществил идею бессмертия. Такое понимание Бога несколько отличается от традиционного, поэтому ортодоксальная церковь дает неоднозначные оценки роману «Доктор Живаго», как, впрочем, и другим произведениям, где использованы библейские мотивы (например, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Плаха» Айтматова). В художественном мире Пастернака духовное и земное тесно связаны, слиты, а своих героев автор соотносит с идеалом Личности, с Христом.)

Задание 2. Обратим внимание на особенности хронологии событий романа.

(Действие романа привязано к православному календарю: мать Юры умерла в канун Покрова; летом 1903 года Юра с дядей едут к Воскобойникову - Была Казанская, разгар жатвы в годы гражданской войны - «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста». Пастернак как будто строит сюжет в масштабе вечности, поэтому смысл даже незначительных событий углубляется, расширяется.)

Задание 3. Найдем элементы церковнославянской лексики, отсылки к Священному писанию, к евангельским текстам, определим их роль.

(Таких элементов и отсылок очень много в романе. Вот лишь некоторые из них: сцена похорон Анны Ивановны (часть третья, главы 15-17); разговор Живаго с Гордоном (часть четвертая, глава 12); упоминание библейских образов в сцене митинга (часть пятая, глава 7); сцена возвращения в Москву, когда доктор Живаго видит сначала храм Христа Спасителя, а потом купола, крыши, дома всего города (часть пятая, глава 16); сцена тифозного бреда Живаго, заканчивающегося словами «Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть» (часть шестая, глава 15); разговор Лары и Юрия и сравнения их Ларой с Адамом и Евой (часть тринадцатая, глава 13); разговор Лары и Симы - толкование евангельских текстов (часть тринадцатая, глава 17).)

Какова роль стихов в композиции романа?

Каковы основные темы и идеи этих стихов?

Проанализируйте образную структуру стихотворений.

Урок 40 (101). Стихотворения Юрия Живаго

Цель урока: определить мест и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа.

Методические приемы : лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока

I. Слово учителя

Роман о жизни на земле Юрия Андреевича Живаго начинается со смерти матери, а завершается его смертью. Лариса же попросту исчезает с лица земли («однажды… ушла из дому и больше не возвращалась»), «пропала неизвестно где, забытая под каким-нибудь безымянным номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера». О страшной судьбе их дочери, получившей «варварскую, безобразную кличку» Танька Безочередева, мы узнаем из разговора Гордона и Дудорова в эпилоге романа. Строчка Блока, которую вспоминают друзья («Мы дети страшных лет России»), приобретает новое символическое значение: «Когда Блок говорил это, это надо было понимать в переносном смысле, фигурально. И дети были не дети, сыны, детища, интеллигенция, и страхи были не страшны, а провиденциальны, апокалиптичны, а это разные вещи. А теперь все переносное стало буквальным, и дети - дети, и страхи страшны, вот в чем разница».

Роман заканчивается ощущением свободы, красной нитью пронизывающим произведение. Постаревшие Гордон и Дудоров перелистывают тетрадь писаний Живаго, ставших вечным его воплощением, его воскрешением: «Смерть можно будет побороть // Усильем Воскресенья» - это последние строки стихотворения «На Страстной». Стихи Юрия Живаго - это бессмертие героя, его инобытие, вечная жизнь его души и души самого автора, который понимал свое творение как исполненную миссию: «Я окончил роман, - писал Пастернак Варламу Шаламову, - исполнил долг, завещанный от Бога».

II. Анализ стихотворений

Задание. Прочитаем стихотворение, открывающее цикл, с шекспировским названием «Гамлет» и попробуем разобраться в его образной структуре.

Тема Гамлета созвучна теме романа. Трагедия Гамлета, по Пастернаку, - это не драма долга и самоотречения, и это сближает этот образ с образом Христа. «Если только можно, Анна Отче, // Чашу эту мимо пронеси» это слова Христа. Стихотворение «Гамлет» - и о шекспировском герое, и о Христе, и о герое романа Юрии Живаго, и о самом авторе романа, трагически ощущающем свое существование, и вообще о человеке в положении Гамлета. Долг человека заплатить муками за чудо жизни. Евангельские образы, высокий библейский слог соединены с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль: «Жизнь прожить - не поле перейти». Жизнь символична, потому что она значительна во всех своих проявлениях. И предметом поэзии является сама жизнь. Недаром следующим стихотворением цикла является «Март», месяц пробуждения жизни природы.

Какими средствами утверждается жизнь в стихотворении «Март»?

(Стихотворение «Март» как и Гамлет написано пятистопным хореем и содержит четыре строфы. Но трагическое звучание «Гамлета» в последней строке («Жизнь прожить - не поле перейти») сменяется оптимистическим настроением «Марта». Каждое явление природы одухотворено, олицетворено, наполнено высшим смыслом: «Солнце греет до седьмого пота, // И бушует, одурев, овраг»; «дымится жизнь в хлеву коровьем»; «здоровьем пышут зубья вил». Назывные предложения третьей строфы, отмеченные радостной, восклицательной интонацией, передают удивление и восторг перед очередным чудом жизни:

Эти ночи, эти дни и ночи!

Дробь капелей к середине дня,

Кровельных сосулек худосочье,

Ручейков бессонных болтовня!)

Только у Пастернака мы находим сравнение весны с «дюжей скотницей», у которой «дело... кипит в руках». Прекрасное есть жизнь. Поэтому «пахнет свежим воздухом навоз», он «всего живитель и виновник». Нет низкого, и нет высокого, есть работа, есть вечная жажда жизни и ее бесконечное обновление.

Как связаны стихотворения «Гамлет», «Март» и «На Страстной»?

(Стихотворение «Март» скрепляет первое и третье стихотворения цикла своей мнимой простотой, обыденностью, утверждением простых жизненных ценностей. «...март разбрасывает снег / На паперти толпе калек». Сама природа участвует в событиях Страстной недели: «Вода буравит берега // И вьет водовороты»; «Деревья смотрят нагишом // В церковные решетки... // Сады выходят из оград, // Колеблется земли уклад: // Они хоронят Бога». Обновление жизни, весна природы вызывает Воскресение Христа:

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.)

Какие еще связи вы видите в стихотворениях цикла?

(Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» заключает в себе и годичный природный цикл: весна, лето, осень, зима. «Март», «Белая ночь» и «Весенняя распутица» связаны с пробуждением природы, пробуждением человеческой жизни, в которой перемешаны «доли // Безумства, боли, счастья, муку». Лето - «Объяснение» - возвращение жизни, ее новый виток:

Жизнь вернулась так же беспричинно,

Как когда-то странно прервалась.

Я на той же улице старинной,

Как тогда, в тот летний день и час.)

Какова роль слов «так же», «те же», «вновь», повторяющихся образов?

(Эти слова и повторяющиеся образы и фразы усиливают впечатление гармоничности, цикличности, постоянного возобновления.) ПоурочныеПояснительная записка

... Поурочные разработки . - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

Луговская Елена Владимировна, МАОУ лицей № 8 имени Н. Н. Рукавишникова, г. Томск, учитель русского языка и литературыЦель: дать представление о мировоззрении Б. Л. Пастернака, отражённом в романе «Доктор Живаго», о таких понятиях, как история, человек, природа, показав их гуманизм и ценность.Задачи: Образовательная: Деятельностная: формирование универсальных учебных действий:Регулятивных:— определять цель работы и способы её достижения;Познавательных:— составить представление об образе Юрия Живаго и его нравственных ценностях;— рассмотреть философско-нравственные проблемы, поднятые автором романа и определить его точку зрения на них;— определить, что для Юрия Живаго является смыслом жизни;— совершенствовать навыки анализа художественного текста;— выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом, пейзажем;Коммуникативных:— развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию сотрудничать с другими учениками;— совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям;Воспитательная: — воспитывать интерес к литературе через пример классического текста;— повышать интерес к искусству декламации.Развивающая: Развивать речь учеников через вопросно-ответную систему;— развивать умение ведения дискуссии, способности выражать собственное мнение.Основные понятия темы: образ, персонаж, пейзаж, эпизод.Методы: эвристическая беседа, работа в группах, опережающие индивидуальные задания.Ресурсы: текст романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», фотопортреты Б. Л. Пастернака разных лет.Этапы урока: 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) — На предыдущем уроке литературы мы начали знакомство с творчеством Б. Л. Пастернака и его романом «Доктор Живаго», знакомились биографией Б. Л. Пастернака, с историей создания романа. Сегодня мы продолжим говорить о романе и его главном герое.2. Актуализация знаний. (10 мин) Беседа по материалам предыдущего урока.1. Какое время охватывают события романа? Что это за эпоха? (Учитель дополняет ответы учеников).События романа развиваются с 1903 по 1929 год и описывают эпоху революций, гражданской войны в России.2. Расскажите об истории создания романа (в полной версии документа)3. Чем была вызвана резко негативная реакция властей на роман?Сюжет романа построен на вымышленных героях и топографических названиях (кроме Москвы) и отражает субъективный взгляд на историю иЖизненные перипетии социально чуждого сословия - интеллигенции.4. Как первоначально назывался роман?Название романа Б. Л. Пастернак менял несколько раз. Первоначально он носил название «Мальчики и девочки», что вызывает ассоциацию со стихотворением А. Блока «Вербочки», в котором главным настроением становится вдохновение праздником Вербного Воскресения. Образ А. Блока не раз всплывает в сознании главного героя. Кроме того, роман открывается описанием подросткового восприятия жизни действующими лицами романа - мальчиков: Юры Живаго, Паши Антипова, Ники Дудорова, Миши Гордона, Патули Антипова и девочек: Нади Кологривовой, ТониГромеко, Лары Гишар.Были и другие варианты заглавия: «Смерти не будет», «Свеча горела».5. С какими прозаическими произведениями можно сравнить роман и почему?С романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (их объединяет творческая личность героя и христианские мотивы, приём «текст в тексте»: роман в романе, цикл стихов в романе), с романом М. А. Булгакова «Белая гвардия» (описание судеб главных героев из интеллигенции в истории, семейная хроника)3. Постановка целей урока (3 мин) — Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить? Определение целей урока.4. Анализ эпизодов романа (17 мин). Работа в группах по заранее подготовленным вопросам и выбранным эпизодам романа (Выразительное чтение, комментирование, обсуждение).— Как бы вы определили основные концепты романа (по определению С. Г. Воркачёва, концепт - это «вербализованный культурный смысл» [Воркачёв, 2005, с. 76-77])? («революция», «история», «природа»). Осмысление героем романа философских понятий можно соотнести с основными темами романа: «Живаго и революция», «Живаго и история», «Живаго и природа».Задания для 1-й группы к теме «Живаго и революция» 1. Каково отношение героя к революции?2. Как оно меняется на протяжении романа и почему?3. Какими средствами языка выражено в следующихотрывках отношение героя к событиям?1. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох…» (ч. 5, гл. 8, с. 174).2. «Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге. Это была революция в том смысле, в каком принимали ее средние классы, и в том понимании, какое придавала ей учащаяся молодежь девятьсот пятого года, поклонявшаяся Блоку…» (ч. 5, гл. 15, с. 189).Обсуждение: Поначалу Живаго не отделяет себя от великих исторических событий, а чувствует свою сопричастность к происходящему, к творимой истории, вместе со всеми ожидает перемен в обществе.3. «Надвигается неслыханное, небывалое <…> истинно великое безначально, как Вселенная. <…> России суждено стать первым за существование мира царством социализма…» (ч. 6, гл. 4, с. 213-214).4. «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали.В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально-близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого» (ч. 6, гл. 8, с. 228).Обсуждение: Называя революцию «великолепной хирургией», герой выражает взгляд мыслящей интеллигенции на ход истории, первоначально с энтузиазмом принявшей революцию. Достаточно вспомнить В. Маяковского: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Его восхищает революция своей стихийностью, непредсказуемостью. Вместе с тем подчёркивается неотвратимость надвигающихся трагических событий с одной стороны, и та цена, которую народ России заплатил за столь кардинальные искусственные изменения. Неслучайно употреблено медицинское слово «хирургия». В словаре С. И. Ожегова: «Хирургия - отрасль медицины, занимающаяся оперативными методами лечения» [Ожегов, 2005, с. 1129]. Однако это сторонний взгляд наблюдателя, который не в состоянии изменить или предотвратить исторические процессы. Как отмечает Д. С. Лихачёв, «Живаго - это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила - стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает…» [Лихачёв, 1988, с. 4-5].5. «Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле» (ч. 11, гл. 4, с. 389).Обсуждение: Отношение Живаго к революционным преобразованием меняется, когда он осознаёт, что эти перемены связаны с убийством, смертью, насилием, жестокостью. Герой с ужасом наблюдает смерть во время боя гимназистов-восьмиклассников с партизанами и корит себя за убитого им белогвардейца: «Зачем я убил его?»6. «… во-первых, идеи общего…» (ч. 11, гл. 5, с. 391-392).Обсуждение: Неприятие революционных событий, разочарование Живаго выражены в разговоре с командиром партизанского отряда Ливерием Аверкиевичем Микулицыным. В словах героя звучит мысль о несопоставимости интересов революции и существования Вселенной и бессмысленности этой неуправляемой стихии, которая уничтожает самое ценное - жизнь. Неслучайно итогом размышлений Живаго о революции становится фраза: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром…» (ч. 8, гл.5, с. 306).Задания для 2-й группы к теме «Живаго и история» 1. Как осмысливает герой историю?2. Найдите примеры других взглядов на историю.3. Какими средствами языка выражено в отрывках отношение героя к событиям?1. «Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера…» (ч. 3, гл. 2, с. 84).Юрий Живаго впервые пытается осмыслить ход истории в студенчестве, в период выбора специальности, жизненного поприща, разделяя мнения дяди - священника Николая Николаевича Веденяпина.2. «…историю, то, что называется ходом истории, …» (ч. 14, гл. 14, с. 522).Обсуждение: Автор подчёркивает мысль о том, что истории никто не делает, она совершается помимо желания человека, насильственное вторжение в исторические процессы не приводит к улучшению жизни, не делает человека счастливым, а приносит страдания и несчастье. Человека нельзя сделать счастливым, навязывая определённые представления о счастье, вписанные в идеологическую схему. История существует обособленно, независимо от желания человека, однако у каждого может быть собственный взгляд на исторические процессы.Задания для 3-й группы к теме «Живаго и природа» 1. Проследите, когда в романе появляются описания природы и какую роль они выполняют?2. Каковы отношения природы и человека?3. Какими средствами описан пейзаж?4. Что поражает и завораживает в описании природы?1. «У выхода из лагеря и из леса, который был теперь по-осеннему гол и весь виден насквозь…» (ч. 12, гл. 1, с. 408-409).Обсуждение: Место данного отрывка в романе: Живаго в партизанском отряде, куда случайно попадает и насильно удерживается, вынужден наблюдать жестокость, насилие гражданской войны. Пейзаж предваряет бесчеловечную сцену расстрела заговорщиков. В описании природы поражает женское начало. Она живёт своей жизнью, но с другой стороны ощущается её связь с человеком. Описания природы появляются в романе не случайно, а в моменты тяжёлых душевных потрясений героя и играет роль защитницы, спасительницы, высшей силы, исцеляющей душу и помогающей пережить потрясающие своей жестокостью события смутного времени.«Темнопунцовое солнце еще круглилось над синей линией сугробов…» (ч. 14, гл. 13, с. 519).Обсуждение: Одухотворённые описания природы в романе тесно связаны с внутренним состоянием героя: с помощью красочных эпитетов, необычных олицетворений, ярких бликов и красок природы передано ощущение нахлынувшего одиночества после отъезда Лары. Живаго мысленно прощается с любовью, и живописное, близкое к поэзии (стихотворениям в прозе, вспомним «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева») описание пейзажа обостряет горе героя.«Цветным складывающимся и раскрывающимся лоскутком пролетела с солнечной стороны коричнево-крапчатая бабочка…» (ч. 11, гл. 8, с. 400).Обсуждение: Природа предстаёт одухотворённой и очеловеченной, это не безликое существо, и Живаго, умеющий видеть её красоту и поэтичность, чувствует с ней духовное родство. Как пишет Н. Л. Лейдерман, «природа у Пастернака восполняет человека, внося в его душу тот смысл и лад, которых люди лишают себя в суматохе века. И - что очень существенно - повествователь смотрит на окружающий мир глазами художника и слушает его ухом музыканта» [Лейдерман, Липовецкий, 2003, с. 55].«Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого…» (ч. 9, гл. 6, с. 330-331).Обсуждение: Особую поэтичность, умиротворение содержат описания природы, помещённые в дневник героя, который он начинает вести, приехав в Варыкино. Итак, в романе достаточно много страниц, посвящённых описанию природы, что неудивительно, так как Живаго пытается найти душевную гармонию среди хаоса и неустроенности жизни.

5. Выводы. (5 мин)

Роман «Доктор Живаго» - что это? Борьба за сохранение своего личного и частного в водовороте катастрофических событий?
Так ребёнок пытается спасти свою игрушку, когда горит дом. Но то ребёнок.
Есть ли ценность в этой безнадёжной борьбе?
Кому адресован этот роман?
Входит ли он в число 50 или 100 книг, которые стоит прочитать внимательно?

Бывают разные состояния души, одно из которых - увлечённость. В литературе часто описывается подобное чувство. Например, Герман из «Пиковой дамы». Он был настолько захвачен мыслями про три карты, что говорил:

«Тройка, семёрка, туз - не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: - Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная. У него спрашивали: который час, он отвечал: - без пяти минут семёрка. - Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семёрка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком».

А.С. Пушкин. «Пиковая дама»

Другое произведение - «Защита Лужина», главный герой - шахматист, он видел жизнь сквозь призму шахматной игры.

Поэты и писатели тоже увлечены, иначе сложно перевести душевное состояние на обычный язык. Литературовед Ролан Барт говорил, что каждый может понять сложность работы автора, когда нужно сказать слова соболезнования человеку, потерявшему близких. Можно обнять и похлопать по плечу, но выразить свои эмоции словами тяжело.

Борис Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» десять лет, с 1945 по 1955 гг. Начиная читать другие произведения, понимаешь, что автор втягивает тебя в другой мир, в котором ты должен понять героев, их отношения. Например, «Дар» Набокова.

«Облачным, но светлым днём, в исходе четвёртого часа, первого апреля 192... года (иностранный критик заметил как-то, что, хотя многие романы, все немецкие, например, начинаются с даты, только русские авторы - в силу оригинальной честности нашей литературы - не договаривают единиц), у дома номер семь по Танненбергской улице, в западной части Берлина, остановился мебельный фургон, очень длинный и очень жёлтый, запряжённый жёлтым же трактором с гипертрофией задних колес и более чем откровенной анатомией».

В. Набоков. «Дар»

Набоков даёт ненужные читателю подробности: «У дома номер семь». Нет принципиальной разницы, седьмой номер или девятый. При этом пишет, что русские авторы «не договаривают единиц», и тогда в нарочитой подробности проглядывается юмор или ирония. В «Докторе Живаго» не так. Даётся много деталей, с которыми читатель не знает, как поступать: запоминать или нет, важны ли они и какое отношение имеют к дальнейшим событиям. По компьютеру проверяешь, сколько раз будет употребляться определенное слово. И вдруг оказывается, что оно в романе больше не появится. Пример.

«Стоячий, заблудившийся запах цветов, пригвожден был зноем неподвижно к клумбам. Это напоминало Антибы и Бордигеру!»

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Кому напоминало, мне или автору? Может, в этих городках был Пастернак или его герой и об этом будет еще разговор? Но в произведении больше не будут упоминаться Антибы и Бордигера. Читатель находится в смятении, нужно ли расшифровывать такие подробности?

Одни авторы помогают войти читателю в мир, который создают в произведении, а другие - нет. Просто доверяешься, читаешь и тратишь часть своей жизни на понимание текста. В данном случае можно сказать себе, что Пастернак (см. рис. 1) получил Нобелевскую премию, он великий человек, поэтому нужно ознакомиться с его творчеством. Но это неправильный подход. Нужно понять, для тебя ли написано произведение.

Рис. 1. Б.Л. Пастернак

Так же и в живописи, и в других видах творчества, что-то создано для вас, а что-то совсем не ваше (см. рис. 2).

Рис. 2. И.И. Шишкин. «Березовая роща»; В.В. Кандинский. «Секущая линия»

«Когда из приволжского захолустья Николай Николаевич переехал в Петербург, он привёз Юру в Москву в родственный круг Веденяпиных, Остромысленских, Селявиных, Михаелисов, Свентицких и Громеко. Для начала Юру водворили к безалаберному старику и пустомеле Остромысленскому, которого родня запросто величала Федькой. Федька негласно сожительствовал со своей воспитанницей Мотей и потому считал себя потрясателем основ, поборником идеи».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Набираем в компьютере «Остромысленский», чтобы понять, важный ли это персонаж. Вновь нет повторов. Очевидно, важно что-то другое, возможно, настроение, которое создают эти слова и образы. Крайний подобный пример.

«Юра был рад, что дядя взял его в Дуплянку. <…> Юре было приятно, что он опять встретится с Никой Дудоровым, гимназистом, жившим у Воскобойникова, который, наверное, презирал его, потому что был года на два старше его, и который, здороваясь, с силой дёргал руку книзу и так низко наклонял голову, что волосы падали ему на лоб, закрывая лицо до половины».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Не ясно, почему Юре было приятно встретиться с человеком, который его презирает. И дальше нет пояснений, конец раздела. Вот такой язык.

Примеры взяты из начала произведения. Нужно решить, хотите ли вы погружаться во все это. Читателя никто не ведёт, как, например, Набоков постепенно, заинтересовывая, вводит в мир, созданный в произведении.

«Доктор Живаго» - роман про поэта. Возможно, это такой специальный язык образов? Но Пастернак не создавал что-то специально, он просто писал. Вероятно, его язык будет понятен другим писателям.

«И, тем не менее, автор пишет о самом себе, но пишет, как о постороннем. Он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь. <…> Ручательством правильности моего взгляда на роман “Доктор Живаго” как на лирическую исповедь самого Бориса Леонидовича служит то, что Живаго - поэт, как и сам Пастернак, и его стихи приложены к произведению. Это не случайно. Стихи Живаго - это стихи Пастернака. И эти стихи написаны от одного лица - у стихов один автор и один общий лирический герой».

С.В. Лихачев

Попробуйте спросить биолога, как он видит сад, по которому вы гуляете. Его интерпретация будет иной. И в произведении поэт так описывает свои мысли.

«Они занимались в полутьме стеклянной террасы. Глаз различал валявшиеся в беспорядке лейки и садовые инструменты. <…> Из палисадника тянуло самоварной гарью, заглушавшей запах табака и гелиотропа. Туда проносили из флигеля каймак, ягоды и ватрушки. Вдруг пришло сведенье, что Павел отправился купаться и повел купать на реку лошадей. Николаю Николаевичу пришлось покориться».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Представьте дачу, люди работают, детишки купаются… И вдруг «пришло сведение» … Обычно сведение оповещает о начале каких-либо военных действий, но точно не в данном случае.

Почему много поэтов и писателей? Ведь в жизни нам нужно усвоить не так много истин. Законов физики немного, а учебников масса. Мы как замок, а произведения – ключи, мы должны найти свой уникальный ключ, который нас откроет. Этот роман не является ключом во внутренний мир. Хотя именно к нему обращается автор, когда пишет про гнев, боль и смятение. Эти чувства неизмеримы. Нельзя определить размер боли. Ее либо ощущаешь, либо нет. Задача писателя – создать те обстоятельства, которые вызовут необходимые чувства, и мы поймём, что хотел донести до нас автор. Поэтому писатель должен говорить на языке, близком читателю. А в «Докторе Живаго» поэт пишет про жизнь поэта и для поэта.

Суть произведения в том, что главный герой обороняется от действительности, пытается сохранить свою частную жизнь, личное видение окружающего мира. А вокруг война и революция, которые не способствуют его желаниям. Роман о борьбе.

Хочется верить, что отношения между героями схожи с обычными человеческими.

«- Что с тобою, ангел мой? Которую уже ночь ты не спишь, не дотрагиваешься за столом до пищи, весь день ходишь как шальная. И всё думаешь, думаешь. Что преследует тебя? Нельзя давать такой воли тревожным мыслям. <…>

Он совершенно прав. Опасность назрела и уже у порога. Надо немедленно исчезнуть. Вопрос только в том, куда именно. Пытаться уехать в Москву нечего и думать. Это слишком сложные сборы, и они привлекут внимание. А надо шито-крыто, чтобы никто ничего не увидел. Знаешь что, моя радость? Пожалуй, воспользуемся твоей мыслью. На какое-то время нам надо провалиться сквозь землю. Пускай этим местом будет Варыкино. Уедем туда недели на две, на месяц.

Спасибо, родной, спасибо. О как я рада. Я понимаю, как всё в тебе должно быть против этого решения. Но речь ведь не о вашем доме. Жизнь в нем была бы для тебя действительно немыслима. <…>

Но перейдем к Варыкину. Разумеется, забираться в эту одичалую глушь суровой зимой без запасов, без сил, без надежд - безумие из безумий. Но давай и безумствовать, сердце моё, если ничего, кроме безумства, нам не осталось».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Разве так разговаривают? Я не слышал. Может просто не для меня написано… Поэт своей увлечённостью похож на Германа, который во всём видел три карты. Возможно автор, который всегда в поиске пограничного состояния, своего перевода внутренних переживаний на обычный язык именно так и разговаривает? В таком бы случае меня бы это удивило.

«В это время на поляну въехала длинная порожняя подвода с высокими боками, на каких в Польше и Западной России возят снопы. Парою лошадей в дышельной упряжке правил военнослужащий, по старинной терминологии фурлейт, солдат конного обоза».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Зачем нужна эта фраза и слова «по старинной терминологии фурлейт»?

Фурлейт (нем. Fuhrleiter, от Fuhre - поклажа, транспортировка и Leiter - вожатый). Солдат при фурах при военном обозе.

Но это же поэт, и слово «фурлейт» ему показалось важным, интересным. Он пишет для себя.

Роман о личности, о том, как сберечь себя в условиях турбулентности, войны и революции.

Одно из стихотворений нам хорошо известно.

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, -
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Борис Пастернак

Автор заставляет задуматься. Но нужно ли читать этот роман? Алгоритм такой же, как и с людьми. С кем-то мы общаемся и продолжаем разговор, с кем-то сразу прекращаем. В произведении важно, как оно написано. Поймёт ли читатель язык и мысли автора? Или можно прочитать другую книгу получив те же впечатления? По нескольким отрывкам я могу определить, моё ли это произведение. Когда понимаю, что это не моё, оцениваю объём и задумываюсь, может, за это время прочитать, что-нибудь другое? Из романа «Доктор Живаго» я привел много цитат, которые мне не понравились. С другой стороны, в конце произведения замечательные стихи, которые через весь роман и всю жизнь пронес автор и его герой. На мой взгляд большая часть романа заменяется одним стихотворением Пушкина «Из Пиндемонти».

ИЗ ПИНДЕМОНТИ

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова 1
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...

А.С. Пушкин «Из Пиндемонти»

Входит ли этот роман в 100 книг, которые стоит прочитать внимательно? Возможно эта книга для особенных читателей - литературоведов. Как учебник физики для физиков. Книг можно причитать много, но важно делать это внимательно. Если после книги остается одно общее смутное впечатление, значит вы читали неправильно.

Уроки 83–84 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО БОРИСА ПАСТЕРНАКА (ОБЗОР). ФИЛОСОФСКАЯ ГЛУБИНА РАЗДУМИЙ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТА

30.03.2013 27345 0

Уроки 83–84
Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор).
Философская глубина раздумий
в стихотворениях поэта

Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака; определить тематику и основные мотивы его лирики; дать понятие об особенностях романа «Доктор Живаго»; научить определять значение образов-символов и звучания сквозных мотивов произведения.

Ход уроков

Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Борис Пастернак

I. Вступительное слово.

Весной 1894 года на съезде художников России близкий друг Толстого Николай Николаевич Ге говорил, что творческая личность – художник становится решающей силой общества и в этом он видит главную, характерную линию исторического развития.

Аналогично думали и писали в это время многие. Композитор А. Н. Скрябин всерьез рассчитывал преобразовать мир и объединить человечество силою музыки. Определяющей становилась и сила обновляющегося живого слова, которая в литературе связывалась с именами Толстого, Достоевского, Чехова.

Воплощением духа своего времени стал и Борис Пастернак. Он сумел передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников в написанных им стихах и прозе. Его работы, лирические по преимуществу, стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.

И быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

«Быть знаменитым некрасиво…»

II. Художественный мир Бориса Пастернака (лекция).

1. История жизни и творчества поэта .

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года. Дом, в котором его родители снимали квартиру, находился в районе Тверских-Ямских и Оружейного переулка. Это было оживленное предместье, где жили извозчики, ремесленники, железнодорожные рабочие.

В необеспеченной семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневным домашним обиходом, а окружающие переулки, дворы и сады в окрестностях Каретного ряда были местом ежедневных прогулок, где жизнь врывалась в сознание всей яркостью своих нравственных и пластических крайностей.

Мальчик отличался чрезвычайной впечатлительностью. Внешний мир с болью вторгался в его игры и сны. Мальчику рано представлялось, что окружающая действительность требует от него ответа – осознания и воплощения. Работы отца, в особенности натурные зарисовки и эскизы, музыкальный мир состояний и образов, возникавший во время ежедневных занятий матери, были именно такой школой, стихией перевоплощения. Он чувствовал этот язык, он был ему родным, почти разговорным. Он любил осмысливать и рассуждать, это помогало справиться с волнением, смягчить тоску и душевную истому. Няня Акулина Гавриловна брала его с собой в церковь, рассказывала о божественном и чудесном.

Творческая атмосфера семьи Пастернаков, где частыми гостями бывали многие известные художники, музыканты, писатели, с детства развила у мальчика отношение к искусству как к повседневной, привычной части жизни.

Борис Пастернак считал обстановку родительского дома самой значимой в художественном становлении. «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней. И к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме…» – напишет Б. Пастернак в письме к А. Форману в 1927 году. Теплые чувства ко многим художникам, бывавшим в семье Леонида Осиповича, Борис Пастернак пронесет через всю свою жизнь.

Будущий поэт в детстве рисовал красками. Его отец, всегда строгий к детям, отмечал явные художественные задатки сына. «Мог бы быть художником», – не без сожаления говорил о нем Леонид Осипович. Потом будут серьезные увлечения музыкой и философией. Свою разнообразную одаренность Б. Пастернак считал особенностью поколения.

Обстоятельства детства и отрочества подробно описаны в двух автобиографических повестях Бориса Пастернака. Яркость этих впечатлений определила умение писать с натуры, которое он в поздние годы называл субъективно-биографическим реализмом. Семейный уклад создал пожизненную привычку к ежедневной профессиональной работе, и в 70 лет Пастернак мог с удовлетворением сказать, что в его жизни не было попусту проведенного дня, когда бы он не работал.

«Что делает художника реалистом, что его создает? Ранняя впечатлительность в детстве, – думается нам, – и своевременная добросовестность в зрелости», – писал он о своем опыте в 1945 году. Эту мысль о ценности каждого дня поэт свяжет с необходимостью понимания и выполнения предназначенного ему свыше, требовательности к себе.

Галина Нейгауз свидетельствует, как «однажды Пастернак заметил: «Талант дается Богом только избранным, и человек, получивший его, не имеет права жить для своего удовольствия, а обязан всего себя подчинить труду, пусть даже каторжному. По этому поводу у меня есть стихи». Он позвал меня к себе в кабинет и прочел стихотворение «Не спи, не спи, художник…» Эта важная мысль в последних двух строфах стихотворения 1956 года «Ночь» звучит как призыв:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Это был человек необыкновенной работоспособности. Одновременно с гимназией он практически прошел курс консерватории. Однако требования, которые он предъявлял к себе, были невыполнимы, и он с болью отказался от завершения музыкального образования и профессии композитора.

Сменив первоначально выбранный за легкость юридический факультет университета на философское отделение историко-филологического, он хочет найти опору в том, чего достигла научная мысль в ходе своего многовекового развития. Увлеченно занимаясь на первых курсах, он в то же время начинает писать стихи и прозу. Было принято решение бросить философскую карьеру.

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

За лето он написал стихотворения первой своей книги, и к новому 1914 году она вышла в том же издательстве под названием «Близнец в тучах». Молодой поэт решительно искал самостоятельный путь в литературе.

Освобожденный от военной службы в годы войны, он поехал на Урал, а затем в Прикамье конторщиком химических заводов, работавших на оборону. К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака «Поверх барьеров».

Узнав о Февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 года книга лирики «Сестра моя – жизнь» поставила Пастернака в число первых литературных имен своего времени. Задолго до её опубликования она приобрела известность, а её издание вызвало восторженные отзывы Брюсова, Цветаевой, Маяковского.

С революционных лет Пастернак задумал большую прозаическую работу. Отделанное начало этого замысла было напечатано как повесть «Детство Люверс». О ней с похвалой писали Тынянов, Горький, ставя эту прозу выше стихов Пастернака.

В своих лирических произведениях поэт обращается и к историческим личностям (поэма «Лейтенант Шмидт»), и к людям, чья судьба тогда касалась и трогала его (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду). В 20-е годы поэт в своих произведениях выразил мужественную решимость писать, преодолевая трудности, жить, несмотря на опасности и трагические перемены:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют!..

Но старость – это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

Выражением этих намерений и взглядов стала написанная в 1930–1932 годах книга стихов «Второе рождение».

С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей. Смело отвечал на критику, отстаивал свое мнение самостоятельного художника. С осени 1936 года тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился.

«Именно в 36 году, – вспоминал поэт через 20 лет, – когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы. (Известны замечательные переводы Шекспира – примечание учителя.) Личное творчество кончилось…» Так продолжалось все годы войны и сталинского террора.

Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Последние поправки в текст романа были внесены зимой 1955 года, и в начале 1956 года книга была отдана в печать в журнал «Новый мир». Однако редактор журнала К. М. Симонов отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более чем на 30 лет. Последовали зарубежные издания произведения и переводы практически на все языки мира.

С 1946 года Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Вслед за этим разразился политический скандал. Пастернак был вынужден отказаться от премии. Были остановлены все издания его переводов.

Нелегкая двойственность существования не нарушала ритм его работы. В 1959 году поэт пишет стихи своей последней книги «Когда разгуляется». На пороге своего семидесятилетия продолжает писать драму «Слепая красавица» о жизни крепостного актера (и о судьбе искусства в условиях крепостного права в России).

С начала 1960 года, преодолевая постепенно нарастающие боли в спине, Пастернак переписывал первые сцены пьесы. С середины апреля наступило ухудшение, и, отчетливо сознавая неизлечимость своей болезни, он оставил неоконченную работу и позволил себе лечь в постель.

30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался. Пророческими стали слова, сказанные поэтом за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

2. Художественные особенности поэзии Пастернака.

– Послушайте сообщение и перечислите особенности лирики поэта в форме плана.

Стихи Пастернака отличаются живописностью, его картины узна-
ваемы:

Плитняк раскалялся, и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник греб

По липам. И все это были подобья.

Зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья.

Образы-символы глубоки и ощутимы.

Свеча как символ творческого горения впервые появилась у Бориса Пастернака в прозе: «А в комнате, на письменном столе, стоял бронзовый кузнец, и рядом с ним увядшая во мгле свеча запахнула целый угол тенями, и вот не сдержался рассвет, дохнули безлюдья, свеча пошевелила печью, как темной полой. Легко со свечой».

В стихотворении 1912 года «Как бронзовой золой жаровень…» «свечка человеческой жизни» – часть мирозданья: «Со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят».

Поэт особенно дорожит переданным ему в наследство радостным мироощущением отца и преклонением перед величием природы и её создателем. Настоящее искусство всегда несет человеку радость. В стихах и лирических зарисовках поэта передано чувственное ощущение жизни:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

«Когда разгуляется», 1956

И белому мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь,

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,

Ты больше, чем просят, даешь».

«Иней», 1941

Природу, как и все окружающие его явления, Борис Пастернак воспринимал удивительно ярко и рельефно, наполняя пейзажные стихи необыкновенной радостью. От неожиданных и вместе с тем очень простых, очевидных примет окружающей поэта жизни он естественно поднимался к высотам мирозданья, к философским раздумьям о вечности.

В. Ф. Асмус писал о Борисе Пастернаке: «Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языка, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны». Подчинив свой талант стихии слова, Б. Л. Пастернак сохранил в творчестве остроту художнического видения, чуткость музыкального восприятия мира.

3. Работа с текстом .

– А теперь попробуйте выявить эти особенности в стихотворении Пастернака.

Учитель раздает учащимся тексты стихотворения. Возможна работа в парах.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

III. Роман Пастернака «Доктор Живаго».

Можно начать с сообщений учащихся о необычности сюжета и композиции произведения.

Мы обратимся лишь к нескольким страницам этого необычного произведения.

Весь роман – это откровение Пастернака, его послание к нам, ныне живущим, послание, заставляющее увидеть то, чего раньше не замечали. Это своеобразное письмо, покоряющее открытостью, любовью к жизни, умение видеть поэзию в прозе. В нем присутствуют и записки, и дневниковые заметки, и стихи, и письма как таковые.

Мы обратимся к такому письму – прощальному письму Тони.

Анализ страниц романа (глава 13, часть 18).

– Как вы думаете, письмо это написано по правилам?

В нем нет адреса, нет обращения, начала, нет слов прощания. Мысли Тони прыгают: то она говорит о себе, то о событиях вокруг, то вновь обращается к своим чувствам… Кажется, уже попрощалась, а письмо все продолжается.

– В каком жанре написано это письмо? (Это крик души, который заставляет трепетать и наши души.)

– Что было в этом письме, что заставило Юрия Андреевича забыть, в каком он городе и у кого в доме? Забыть, где он и что кругом него? В чем сила письма?

Это письмо о любви, у которой нет будущего. Тоня никогда не говорила мужу: «А я люблю тебя… Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении… Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя». Но «все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь».

Нет, он любил Тоню, но опоздал это сказать…

Письмо, о котором идет речь, не первое, полученное Юрием Живаго от жены. Но как не похоже оно на другие! Оно – прощальное. И в нем высвечивается вся замечательная душа Антонины Александровны: огромная, умеющая любить, жертвенная. Мы как будто по-новому видим эту женщину, которая до этого письма казалась иной.

– Вспомните в литературе другие примеры женского письма.

Учащиеся могут выступить с сообщениями о примерах женского письма, что обобщит знания.

Пастернак любил и умел писать. Широко известен его эпистолярный роман с Мариной Цветаевой: «Мы были музыкой во льду…» Так вот и это письмо, о котором мы говорим сегодня, – музыка, которая потрясает до глубины души своей искренностью, обилием чувств и – полным самоотречением.

Заканчивая работу над романом, Пастернак признавался в одном из писем: «Вы не можете представить, что при этом достигнуто! Найдены и даны имена всему тому колдовству, которое мучило… Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти…»

Два человека – он и она – могут обрести друг друга лишь в письмах, и тем трагичнее ситуация, когда письмо остается без ответа, как обнаженная душа среди холода и ветра, душа, которую некому согреть и спасти.

Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение Бориса Пастернака, выполнить его анализ.

Подгорова Татьяна Павловна, г. Белгород,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №11

Урок-размышление
по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»

Цели урока:

— помочь учащимся раскрыть глубину философских обобщений в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», показать особенности восприятия мира главным героем, подчеркнуть богатство и красоту выразительных средств языка романа;

— развивать аналитическое мышление учащихся, умение выразить свою точку зрения и аргументировать ее, сопоставлять события и мнения, делать выводы, научить логичной и эмоциональной речи;

— способствовать развитию стремления познать законы мироздания, помочь ощутить сопричастность к происходящим переменам в общественной жизни.

Оборудование:

  1. Портреты Б.Пастернака разных лет.
  2. Выставка книг поэта и писателя.
  3. Музыкальное сопровождение.
  4. Мультимедиа. «Нобелевские лауреаты. Борис Пастернак», эпизоды из фильма «Доктор Живаго» Режиссера-постановщика А.Прошкина.

Эпиграфы

  1. Только жизни впору все время рваться вверх и вдаль…

Б.Пастернак

2. … с этой минуты народы и боги прекратились, и начался человек…

Б.Пастернак

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Работа с романом Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Звучит романс на слова Б.Пастернака «Сон»

Вступительное слово учителя.

Несколько уроков назад мы зажгли свечу над страницами романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Сам автор, характеризуя замысел своего произведения, подчеркивал: «… эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…».

В центре романа философское осмысления мира, разговор о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее.

Задача нашего урока заключена в следующем: определить основные нравственно-философские проблемы, поднятые автором в романе.

— Человек и мир (роль и место человека в этом мире;

Человек и история;

Природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;

Жизнь и смерть, бессмертие.

Прежде чем решить эту проблему, давайте напомним себе поэтическое миропонимание поэта и писателя.

Учащиеся . В сборнике стихов «Сестра моя – жизнь» Б.Пастернак определил:

— целостность мира, он един;

— единство человека и мира;

— единство дома и мира.

Другими словами, поэт отрицательно относился к переделке мира, мир, по его мнению, надо принимать таким, каков он есть.

Учитель. Как соотносятся понятия мир и человек у Ю.Живаго? Что для него жизнь?

Учащиеся I группа . Выразительное чтение текста. Книга I, часть 3, глава 15. (Панихида по Анне Ивановне Громеко). «…Рано потеряв мать, все 12 лет школы, средней и высшей, Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом, о природе… Сейчас он ничего не боялся, ни жизни, ни смерти… Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенной…»

Учащиеся II группа. . Главный герой — Юрий Живаго — считает, что жизнь – это «непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало…»

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других,

Как бы им в даренье.

Юрий Живаго по Евангелию – вечно живой. Он человек мирной профессии (доктор), увлеченный искусством, пишущий стихи.

Учитель . И вот этот человек брошен волею обстоятельств в круговорот событий революции и гражданской войны.

Проследим по тексту, как относится наш герой к происходящим в стране переменам?

Учащиеся III группа . Поначалу отношение к революции и гражданской войне положительное. «Вчера я ночной митинг наблюдал. Поразительное зрелище. Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на месте, ходит, не находится… сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания. Что-то евангельское, не правда ли? Как во времена апостолов…» (Книга 1, часть 5, глава 8).



Вверх