История создания цикла картины с выставки. Картинки с выставки (о произведении М. П. Мусоргского в память о В. Гартмане). Обобщение и анализ пьес

«Картинки с выставки». Оркестровка М. Равеля

Модест Мусоргский был, вероятно, наиболее самобытной фигурой среди творческого объединения композиторов, именуемого – с легкой руки В. Стасова (однако отнюдь не к единодушному удовольствию самих этих композиторов) – «Могучей кучкой». Некоторая грубость, отмечавшаяся у него, была, вероятн, следствием его шестилетней службы в армии. В определенной степени это отразилось и в его музыке, ее «неприглаженном» стиле. Многое в ней воспринималось, причем даже его друзьями-композиторами, как нечто «плохое», «некультурное», профессионально неоточенное и непременно требовавшее «исправления». Руководствуясь самыми благими побуждениями, преданные Мусоргскому композиторы, в первую очередь его, если так можно выразиться, «музыкальный душеприказчик» Н. А. Римский-Корсаков, а также А. Глазунров, взяли на себя труд завершить то, что сам Мусоргский в силу ряд причин и в первую очередь своей преждевременной смерти, не завершил сам. Выполняя эту благородную миссию – без их труда многое, причем, самое главное, из наследия Мусоргского не могло бы быть исполнено – они (а впоследствии и другие, кто брался за редактирование произведений этого музыкального гения), исправлялиего многочисленные «погрешности», «изъяны», и «недостатки». Но времена меняются, и сейчас мы по-новому воспринимаем характерные черты стиля и языка Мусоргского, и теперь общай тенденцией в музыковедении стало восстановить авторские версии творений Мусоргского. Тем не менее, интересным феноменом Мусоргского явился – и является в наше время – тот факт, что некоторые его произведения, оказалось, представляют богатейший материал для комопзиторов последующих поколений в сфере эксперментов с новыми выразительными средствами, с новыми музыкальными возможностями. К числу произведений, послуживших таким благодатным материалом для всевозможных обработок и транскрипций, относится гениальный фортепианный цикл Мусоргского «Картинки с выставки». Об этом произведеннии как таковом, то есть об оригинальной авторской версии, см. наше описание: . . Здесь же речь пойдет об оркестровой версии этого произведения, созданной М. Равелем.

Предварительно стоит лишь отметить, что на посмертной выставки картин рано умершего художника Виктора Гартмана (ему было всего 39 лет), друга М. Мусоргского, было только три из тех, сюжеты которых нашли воплощение вэтом его произведении: «Балет невылупившихся птенцов» (эскиз костюмов), «Хижина Бабы-яги» (у Мусоргского: «Избушка на курьих ножках. Баба-яга») и «Богатырские ворота Киева» (у Мусоргского: «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве)

Другие пьесы Мусоргского были основаны на рисунках, не экспонировавшихся на выставке, и находившихся в личном собрании Мусоргского или где-то еще, где композитормог ихвидеть. Этокасается, например, рисунка «Гольденберг и Шмуэль» (у Мусоргского: «Два еврея, богатый и бедный»): у В. Гартмана это два отдельных рисунка; или «Катакомбы парижские» (у Мусоргсокого: «Катакомбы (Римская гробница). С мертвыми на мертвом языке») – довольно фантастический рисунок, изображающий самого художника в парижской гробнице. Наконец, сюжет «Лимож. Рынок (Большая новость)» – это, судя по всему, изобретение самого композитора (такого рисунка иликартины у Гартмана не было или, вовсяком случае, не найдено).

Прежде чем подробнее охарактеризовать оркестровку М. Равеля, следует также отметить поразительный факт: к настоящему времени существует более 40 оркестровок и переложений «Картинок с выставки» для оркестра, разных сольных инструментов и ансамблей. И число этих переложений продолжает увеличиваться, давно превзойдя все известные рекорды.

Характеризуя это количество, часто говорят: «от знаменитой оркестровки Равеля до электронной записи Томиты». Справедливости ради, следует отметить, что, хотя оркестровка Равеля, этого великого мастера оркестра, и признана конгениальной оригиналу, она не была первой попытькой представить это произведение в оркестровом варианте.

Фортепианная сюита Мусоргского написана столь красочно, полна великолепных контрастов – юмора, беззаботности и, наоборот, трагизма и величия, что просто взывает быть приспособленной для большого оркестра, использовать богатства его инструментальных красок. Многие композиторы прияняли этот вызов. Первым, как известно, был русский композитор Михаил Тушмалов. Он сделал свою инструментовку (1888), но не всего цикла, а только семи пьес. М. Тушмалов был учеником Н. А. Римского-Корсакова, и это была его работа по курсу инструментовки. Н. А. Римский-Корсаков руководил ею. Н. А. Римский-Корсаков дирижировал исполнением этой версии в Петербурге 30 ноября 1891 года. Конечно, этот опыт, хотя и вошел в историю музыки как первая попытка оркестровки «Картинок», но не вошел в оркестровый репертуар. Спаведливости ради, правда, следует сказать, что эта версия имеется в записи, которую в 1980 году осуществил Мюнхенский филармонический оркестр под управлениемМарка Андреа (Acanta DC22128).

В 1915 году «Картинки» оркестровал английский дирижер Генри Вуд. Он предпринял эту операцию, намереваясь использовать эту пьесу в проводимых в Лондоне, и получивших широкую популярность так называемых «Променад-концертах». Идея казалась привлекательной: сюиту, которая начинается с «Прогулки» – по-французски «P romenade» – исполнить (и исполнять в дальнейшем) в «Promenade Concerts »! Но прежде чем сделать свою оркестровку, Вуд исполнил «Картинки» в оркестровке М. Тушмалова.

Что касается М. Равеля, то еще к предвоенному, 1913, году относится большая его работа, связанная с русским искусством и именно с Мусоргским: переоркестровка оперы Мусоргского «Хованщина». Как известно, эта опера, не законченная автором, была дополнена и оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым. С. Дягилев, желая показать ее парижанам в новом облике, обратился с предложением к И. Стравинскому сделать новую оркестровку. Тот, опасаясь, сто не успеет к назначенному сроку, предложил С. Дягилеву разделить эту работу с М. Равелем. Так ипоступили. По замыслу С. Дягилева, все это делалось с тем, чтобы представить в наилучшем виде Ф. Шаляпина парижской публике. Ф. Шаляпин, однако, по воспоминаниям И. Стравинского, «не смог понять значения такой инструментовки. Онотказался петь, и проект был заброшен» (Стравинский И . Диалоги.М. 1971. С. 96).

Новое обращение М. Равеля к наследию М. Мусоргского произошло в 1922 году. На сей раз, его друг и знаток творчества Мусоргского М. Д. Кальвокоресси привлек его внимание к мало известному тогда во Франции фортепианному циклу М. Мусоргского «Картинки с выстваки». По обоюдному согласию с замечательным дирижером С. Кусевицким, на исполнение которого Равель расчитывал, он взял на себя труд сделать оркестровую версию этой фортепианной сюиты. Равель с увлечением принялся за интересную исложную задачу, поселившись в усадьбе друзей – Дрейфусов в Лион-ла-Форе, где ничто не отвлекало его от работы. Премьера оркестровой версии, которой дирижировал Кусевицкий, состоялась в Париже 19 октября 1922 года. Благодаря оркестровке Равеля, а также частому и блестящему ее исполнению оркестрами под управлением С. Кусевицкого, «Картинки» стали неотъемлемой частью мирового оркестрового репертуара. Первая грамзапись вышла в 1930 в исполнении Бостонского симфонического оркестра под управлением С. Кусевицкого. Любопытный факт: в том же – 1922 – году, когда была сделана оркестровка Равеля, соверпшенно независими от Равеля и даже не зная, что он работает в этом направлении, свой вариант оркестровки этого произведения сделал Лео Фунтек, словенский композитор, живший в Финляндии. В егооркестровке «Картинки» впервыепрозвучали в Хельинки 14 декабря 1922 года.

В основу своей оркестровой версии М. Равель положил не оригинальную версию самого М. Мусоргского, а редакцию этого произведения, сделанную все тем же преданным другом композитора, Н. А. Римским-Корсаковым, и в которой это произведение впервые увидело свет (см. илл).

Состав оркестра Равеля в оркестровке «Картинок с выставки»: 3 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, альт-саксофон, 4 горна, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, колокольчики, колокола, треугольник, там-там, трещетка, кнут (ударный инструмент), тарелки, малый барабан, большой барабан, ксилофон, челеста 2 арфы и струнные.

Не отрицая замечательного искусства Равеля, некоторые музыканты отмечали излишнее богатство тембровых красок, несколько противоречащее острохарактерному пианизму Мусоргского. Другие, наоборот, считают, что оркестровка Равеля содержится в самой музыкеМусоргского, что французский композитор отказался здесь от привычных методов импрессионизма и «тонко постиг стиль Мусоргского, выполнив свою задачу, в сущности, очень по-русски» (Ю. Крейн). Как бы то ни было, концертная практика решила в пользу оркестровки Равеля, исполняемой ныне оркестрами всего мира.

Авторитетный каталог грамзаписей классической музыкиRed Classical Catalogue – дает список 69 интерпретаций разными оркестрами и дирижерами «Картинок с выставки» в оркестровке М. Равеля.

В качестве дополнения к этому описанию мы приводим перечень известных оркестровок и переложений «Картинок с выставки», сделанных другими композиторами.

Оркестровые аранжировки

1. Джузеппе Бечче (Giuseppe Becce, 1922) - для салонного оркестра.

2. Леонидас Леонарди (Leonidas Leonardi, 1924).

3. Люсьен Кайе (Lucien Cailliet, 1937).

4. Леопольд Стоковский (Leopold Stokowski, 1938) – без «Тюильри» и «Лиможа»; впоследствии Стоковский свою оркестровку неоднократно переписывал, а ее ноты не публиковались до 1971 года.

5. Вальтер Гёр (Walter Goehr, 1942; включает дополнительную фортепианную партию).

6. Сергей Горчаков (1954).

7. Хельмут Брандербург (Helmut Brandenburg, ок. 1970).

8. Эмил Наумов (ок. 1974, для фортепиано с оркестром).

9. Лоренс Леонард (Lawrence Leonard, 1977, для фортепиано с оркестром).

10. Зденек Мацал (Zdeněk Mácal, ок. 1977).

11. Владимир Ашкенази (1982).

12. Томас Вильбрандт (Thomas Wilbrandt, 1992).

13. Джулиан Ю (Julian Yu, 2002, для камерного оркестра).

14. Владимир Бояшов.

15. Ханспетер Гмюр (Hanspeter Gmur).

Неоркестровые обработки

1. А. Инглфилд-Гулль (орган , 1926, только «Богатырские ворота»).

2. Джузеппе Бечче (Giuseppe Becce, фортепианное трио, 1930).

3. Владимир Горовиц (фортепиано, 1940-е).

4. Рудольф Вюртнер (Rudolf Würthner, оркестр аккордеонов , ок. 1954).

5. Ральф Бернс (Ralph Burns, 1957, джазовый оркестр).

6. Исао Томита (Isao Tomita, 1966, для мультфильма, частично оркестровая).

7. Emerson, Lake & Palmer (прогрессив-рок -группа, 1971, 4 картинки с «Прогулкой» вперемежку с собственными песнями; см. Pictures at an Exhibition ).

8. Исао Томита (синтезатор , 1975).

9. Оскар Готтлиб Бларр (Oskar Gottlieb Blarr, орган , 1976).

10. Эльгар Ховарт (Elgar Howarth, духовой оркестр, ок. 1977).

11. Артур Уиллис (Arthur Willis, орган, 1970-е).

12. Хайнц Валлиш (Heinz Wallisch, 2 гитары, 1970-е).

13. Гюнтер Каунцингер (Günther Kaunzinger, орган, 1980).

14. Кадзухито Ямасита (Kazuhito Yamashita, гитара , 1981).

15. Реджинальд Аше (Reginald Haché, два фортепиано, 1982).

16. Хенк де Флигер (Henk de Vlieger, 14 ударных, челеста, арфа и фортепиано, 1981/1984).

17. Жан Гийю (Jean Guillou, орган, ок. 1988).

18. Джон Бойд (John Boyd, оркестр деревянных духовых).

19. Геерт ван Кёлен (Gert van Keulen, оркестр деревянных духовых, 1992).

20. Ганс-Вильгельм Плате (Hans Wilhelm Plate, 44 пианиста на 44 роялях и одном «подготовленном фортепиано», 1993);

21. Рок-группа «Царьград» (аранжировщик Александр Видякин , синтезаторы, элекрические и акустические гитары, вокалисты. Вся партитура, 1994).

22. Эльмар Роте (Elmar Rothe, 3 гитары, 1995).

23. Mekong Delta (метал , 1997; также аранжировка для группы с оркестром, имитированным на синтезаторе).

24. Йоахим Линкельманн (Joachim Linckelmann, квинтет деревянных духовых, ок. 1999).

25. Адам Берцеш (Adam Berces , синтезатор , 2007).

26. Фридрих Липс (баян).

27. Сергей Кравцов (струнный квартет, 2002).

NB ! Количество №№ в оркестровке Равеля отличается от их числа в оригинальной – фортепианной версии.Объясняется это тем, что Равель, во-первых,М. Равель пронумеровал все составные части цикла, в том числе и интерлюии («Прогулки»; у Мусоргского они не имеют номеров), во-вторых, М. Равель одну «Прогулку» –между пьесой «Быдло» (№ 7) и «Балетом невылупившихся птенцов» (у Мусоргского - № 9) –упразднил. Так что, в итоге получилось четырнадцать номеров, тогда как у Мусоргского – десять. (Последнее число – «10» – имеет, как мы знаем, символическое значение – «десятьбожественных заповедей», – что может побудить рассмотретьэтот фортепианный цикл Мусоргскогоеще и с точки зрения христиансколй символики).

Это вступление не составляет основной – содержательной – части выставки, но является существенным элементом всей музыкальной композиции. В первый раз музыкальный материал этого вступления излагается полностью; в дальнейшем мотив «Прогулки» в разных вариантах – то спокойном, то более взволнованном – используется в качестве интерлюдий между пьесами, что замечательно выражает психологическое состояние зрителя на выставке, когда он переходит от одной картины к другой.

Рисунок Гартмана изображал елочную игрушку: щипцы для колки орехов в виде маленького гнома. У Мусоргского эта пьеса производит впечатление чего-то более зловещего, чем просто елочная игрушка. Если не знать авторского названия этой пьесы, то в оркестровке – чрезвычайно изобретательной – М. Равеля она предстает скорее портретом сказочного великана (а не гнома) и уж, во всяком случае, никак не музыкальным воплощением образа елочной игрушки (как это у Гартмана).

В некоторых случаях мотив «Прогулки» оказывается связующим для соседних пьес (так происходит при переходе от пьесы «Гном» к пьесе «Старый замок»). По ходу произведения эти переходы в прямом и переносном смысле безошибочно узнаются.

В. Стасов в каталоге выставки В. Гартмана писал, что художник, чтобы передать масштаб замка, изобразил на его фоне певца – трубадура с лютней. На известном теперь рисунке В. Гартмана трубадура нет, но сам рисунок хорошо передает атмосферу этой пьесы. Равель воспользовался альтовым саксофоном, чтобы передать воображаемую песнюпевца. Исторически так получилось, что это оказалось вторым значительным произведение для саксофона в классическом репертуаре. Первое использование этого инструмента было у другогофранцузскогокомпозитора – Ж. Бизе (в опере «Арлезианка»).

Вновь мотив «Прогулки» оказывается связующим для соседних пьес – переход от пьесы «Старый замок» к пьесе «Тюильрийский сад». Это переход в прямом и переносном смысле.

Тюильрийский сад, или точнее Сад Тюильри (кстати, именно так у Чайковского во французском варианте названия) - это место в центре Парижа. Он простирается приблизительно на один километр от площади Карусель до площади Согласия. Этот сад (сейчас его скорее следовало бы называть сквером) - излюбленное место прогулок парижан с детьми.

Хотя не удалось найти картину В. Гартмана, которая изображала бы именно«Тюильрийский сад», но, тем не менее, на данных рисунках есть надпись «Paris » («Париж»).

Сравнение фортепианной версии (в исполнении С. Рихтера) с оркестровой (инструментовкой М. Равеля) наводит на мысль, что у Рихтера, который этот контраст скорее сглаживает, нежели подчеркивает, участниками сцены являются только дети, быть может, мальчики (их коллективный портрет нарисован в крайних частях) и девочки (средняя часть, более грациозная по ритму и мелодическому рисунку). Что касается оркестровой версии, то в средней части пьесы в сознании возникает образ нянюшек, то есть кого-то взрослого, кто старается мягко уладить ссору между детьми (увещевательные интонации струнных).

В. Стасов, представляя публике «Картинки» и давая пояснения к пьесам этой сюиты, уточнил, что быдло - это польская телега на огромных колесах, запряженная волами.

Оправданием для того, чтобы проиллюстрировать эту пьесй данным рисунком В. Гартмана, может служить тот факт, что когда В. Стасов спросил Мусоргского, что означает эта пьеса, Мусоргский отвеил, что «между нами пусть будет “Быдло”». Это можно было истолковать так, что на самом деле это «страдание польского народа от тирании».

Известно, что авторская ремарка в нотах предписывает заканчивать пьесу fortissimo , без всякого diminuendo . Однако, в редакции Римского-Корсакова она завершается ppp (очень тихо). Вероятно, это угасание звучности должно изображать удаляющуюся телегу. В оркестровке Равеля передана именноэта идея.

Надо отдать должное изобретательности Гартмана, сумевшего найти форму для невылупившихся птенцов; этот его рисунок, представляеет эскиз костюмов для персонажей балета Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. В высшей степени изобретательна и оркестровка М. Равеля.

9.

И снова максимальный контраст с предыдущей пьесой.

Известно, что при жизни Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных в Польше - «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир». Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Так что эта пьеса, строго говоря, не является картинкой «с выставки», а, скорее, из личного собрания Мусоргского. Но, конечно, это обстоятельство никак не влияет на наше восприятие музыкального содержания «Картинок». В этой пьесе Мусоргский едва ли не балансирует на грани шаржирования. И здесь эта его способность – передать самую суть характера - проявилась необычайно ярко, едва ли не зримее, чем в лучших творениях крупнейших художников-передвижников. Известны высказывания современников, что он обладал способностью что угодно изобразить звуками.

Мы достигли середины цикла – не столько в арифметическом выражении (по числу уже прозвучавших и еще остающихся номеров), а по тому художественному впечатлению, которое дает нам это произведение в целом. И Мусоргский, ясно осознавая это, позволяет слушателю более продолжительный отдых - здесь звучит «Прогулка» почти в точности в том варианте, в каком она звучала в начале произведения (продлен на один «лишний» такт последний звук: своеобразный театральный жест – поднятый вверх указательный палец: «То-то еще будет!...»).

В автографе имеется ремарка (по-французски, позднее зачеркнутая Мусоргским): «Большая новость: господин Пимпан из Понта-Понталеон только что нашел свою корову: Беглянку. «Да, сударыня, это было вчера. – Нет, сударыня, это было третьего дня. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству. – Ну, нет, сударыня, корова вовсе не бродила. И т. д.».

В каталоге картин В. Гартмана на выставке значилось около 70 рисунков Лиможа: «Лимож. Разрушенная стена», «Замок в Лиможе и 112-летняя старуха», «Лимож», «Скульптуры на улице» и т. д. Найти, однако, рисунок «Лимож. Рынок» не удалось. Но зато среди этой массы набросков имеется лист с четырнадцатью рисунками пером. Этот листближе всего пьесе Мусоргского.

Сюжет пьесы комичен и простоват. Взгляд на нотные страницы невольно наводит на мысль, что «французское» в этом цикле – сад Тюильри и рынок в Лиможе – Гартману - Мусоргскому виделись в одном эмоциональном ключе. Прочтение же исполнителями высвечивает эти пьесы по-разному. Данная пьеса, изображающая «базарных баб» и их спор, звучит более энергично, чем детская ссора. При этом нельзя не отметить, что исполнители, желая усилить эффект и обострить контрасты, в определенном смысле игнорируют указания композитора: в исполнении Госоркестра под управлением Е. Светланова оркестровой версии М. Равеля темп очень быстрый, в сущности, это Presto . Создается ощущение стремительного движения куда-то. У Мусоргского же предписано Allegretto . Он звуками живописует оживленную сцену, происходящую на одном месте в окружении «броунова движения» толпы, как это можно наблюдать на всяком многолюдном и оживленном рынке. Мы слышим поток скороговорной речи, резкие нарастания звучности (crescendi ), острые акценты (sforzandi ). В конце в исполнении этой пьесы движение еще больше ускоряется, и на гребне этого вихря мы «падаем» в…

…Как не вспомнить строки А. Майкова!

Ex tenebris lux

Скорбит душа твоя. Из дня -

Из солнечного дня - упал

Ты прямо в ночь и, всё кляня,

За смертный взялся уж фиал...

Перед этим номером в автографе имеется ремарка Мусоргского на русском языке: «NB : латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо захвастались».

Рисунок Гартмана - один из немногих сохранившихся, по которым Мусоргский писал свои «Картинки». На нем изображен сам художник со своим спутником и еще одним человеком, который их сопровождает, освещая путь фонарем. Кругом стеллажи с черепами.

В. Стасов так описал эту пьесу в письме к Н. Римскому-Корсакову: «В этой же второй части [«Картинок с выставки». – А. М. ] есть несколько строк необыкновенно поэтических. Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов. У Мусорянина (так Стасов ласково называл Мусоргского. – А. М .) сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами ). [Примечательно, что уже современникам Мусоргского «Картинки» виделись как оркестровое произведение. – А. М. ] Потом на тремоландо идет в миноре тема первой променады – это засветились огоньки в черепах, и тут-то вдруг раздается волшебный, поэтический призыв Гартмана к Мусоргскому».

Рисунок Гартмана изображал часы в виде избушки Бабы-Яги на курьих ножках, Мусоргский прибавил поезд Бабы-Яги в ступе.

Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Так, в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически-черных красок, с одной стороны, и светлых - с другой. И интонации здесь двух типов: с одной стороны, злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие, с другой – бодрые, весело призывные. Одна группа интонаций как бы угнетает, вторая, наоборот, воодушевляет, активизирует. Образ Бабы-Яги согласно народным поверьям есть средоточие всего жестокого, разрушающего добрые побуждения, мешающего осуществлению хороших, благих дел. Однако композитор, показав Бабу-Ягу с этой стороны (ремарка в начале пьесы: feroce [итал. - свирепо ]), повел повествование и в иную плоскость, противопоставив идее разрушения идею роста и победы добрых начал. К концу пьесы музыка становится все импульсивнее, радостный звон нарастает, и, в конце концов, из недр темных регистров фортепиано рождается огромная звуковая волна, окончательно растворяющая всякие мрачные импульсы и самозабвенно готовящая пришествие самого победного, самого ликующего образа цикла – гимна «Богатырских ворот».

Эта пьеса открывает собой ряд образов и произведений, изображающих всяческую чертовщину, нечистую силу и наваждение – «Ночь на Лысой горе» самого М. Мусоргского, «Баба-Яга» и «Кикимора» А. Лядова, Леший в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, «Наваждение» С. Прокофьева… В оркестровке М. Равеля эта пьеса значится как № 13. Случайно ли?

Илл. В. Гартман. Эскиз городских ворот

Поводом для написания этой пьесы послужил эскиз Гартмана для городских ворот в Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время покушения на него 4 апреля 1866 года.

В музыке М. Мусоргского нашла яркое выражение традиция подобных финальных праздничных сцен в русских операх. Пьеса воспринимается именно как такого рода оперный финал. Можно даже указать на конкретный прототип – , которым завершается М. Глинки. Заключительная пьеса цикла Мусоргского - интонационная, динамическая, фактурная кульминация всего произведения. Это особенно ярко передано в оркестровой версии «Картинок с выставки» в инструментовке М. Равеля. Сам композитор обозначил характер музыки словами: Maestoso . Con grandezza (итал. - торжественно, величественно ). Тема пьесы – не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки». Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов. Мусоргский положил начало традиции подобных колокольных звонов, воссоздаваемых не колокольными средствами – , Второй фортепианный концерт, до минор С. Рахманинова , его же первая Прелюдия до-диез минор для фортепиано

© АлександрМАЙКАПАР

Фортепианный цикл (1874)

Оркестровка Мориса Равеля (1922)

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-альт, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, бич, трещотка, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, колокол, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

История создания

1873 год был трудным для Мусоргского. Друзья перестали собираться вечерами у Л.И. Шестаковой, сестры Глинки, тяжело заболевшей. В. Стасов, всегда морально поддерживавший композитора, надолго уехал из Петербурга. Последним ударом была внезапная, в расцвете лет и таланта, смерть художника Виктора Гартмана (1834-1873). «Что за ужас, что за горе! - писал Мусоргский Стасову. - В последний заезд Виктора Гартмана в Петроград мы шли с ним после музыки по Фурштадтской улице; у какого-то переулка он остановился, побледнел, прислонился к стене какого-то дома и не мог отдышаться. Тогда я не придал большого значения этому явлению... Порядком повозившись сам с удушьем и биениями сердца... я мнил, что это участь нервных натур, по преимуществу, но горько ошибся - как оказывается... Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая...»

В следующем, 1874 году, по инициативе вернувшегося Стасова была организована посмертная выставка произведений Гартмана, на которой были представлены его работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были и некоторые изделия, сделанные руками художника, - щипцы для раскалывания орехов, часы в виде избушки на курьих ножках и т. п.

Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского. Он решил написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения покойного художника. Интерпретирует их композитор по-своему. Так, эскиз к балету «Трильби», изображающий крошечных птенцов в скорлупках, превращается в «Балет невылупившихся птенцов», щипцы для орехов в виде кривоногого гнома становятся основой портрета этого сказочного существа, а часы-избушка вдохновляют музыканта на пьесу, рисующую полет Бабы-Яги на помеле.

Фортепианный цикл был создан очень быстро - за три недели июня 1874 года. Стасову композитор сообщал: «Гартман кипит, как кипел «Борис», - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге... Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна... Как хорошо работается». Под «физиономией», видной в интермедиях, композитор подразумевал связки между номерами - образами Гартмана. В этих связках, названных «Прогулка», Мусоргский нарисовал себя, прогуливающегося по выставке, переходящего от одного экспоната к другому. Композитор закончил работу 22 июня и посвятил ее В.В. Стасову.

Тогда же, летом 1874 года, «Картинки» с подзаголовком «Воспоминание о Викторе Гартмане» были подготовлены композитором к печати, но опубликованы только в 1886 году, уже после смерти композитора. Еще несколько лет понадобилось на то, чтобы это глубоко оригинальное, не имеющее аналогов произведение вошло в репертуар пианистов.

Яркость образов, их живописность, фортепианная колористика подталкивали к оркестровому воплощению «Картинок». В архиве Римского-Корсакова сохранилась страница оркестровки одной из частей цикла - «Старого замка». Позднее ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов сделал оркестровку, но она осталась неисполненной. В 1922 году Морис Равель, бывший страстным поклонником творчества Мусоргского, также обратился к этому произведению. Его блестящее оркестровое воплощение «Картинок с выставки» быстро завоевало концертную эстраду и стало столь же популярным, как и подлинная фортепианная версия произведения. Партитура была впервые издана Российским музыкальным издательством в Париже в 1927 году.

Музыка

Первый номер - «Прогулка» - основана на широкой мелодии в русском народном характере, с характерным для народных песен переменным метром, исполняемой сначала соло трубы, а далее поддержанной хором медных инструментов. Постепенно подключаются и другие инструменты, после звучания tutti без перерыва начинается второй номер.

Это «Гном». Ему свойственны причудливые, изломанные интонации, резкие скачки, внезапные паузы, напряженные гармонии, прозрачная оркестровка с использованием челесты и арфы. Все это ярко рисует фантастический и таинственный образ.

«Прогулка», существенно сокращенная по сравнению с начальной, переводит слушателя к следующей картинке - «Старому замку». Фагот, скупо поддержанный одиноким звуком второго фагота и пиццикато контрабасов, запевает меланхоличную серенаду. Мелодия переходит к саксофону с его характерным выразительным тембром, потом распевается другими инструментами под аккомпанемент, имитирующий звучание лютни.

Коротенькая «Прогулка» приводит в «Тюильрийский сад» (его подзаголовок - «Ссора детей после игры»). Это живое, радостное скерцо, пронизанное веселым гомоном, беготней, добродушной воркотней нянек. Оно проносится быстро, сменяясь ярким контрастом.

Следующая картинка называется «Быдло». Гартман изобразил под этим названием запряженную волами тяжелую телегу на огромных колесах. Здесь господствует мерное движение с тяжеловесными аккордами; на его фоне туба запевает протяжную тоскливую песню, в которой, однако, чувствуется угрюмая скрытая сила. Постепенно звучность ширится, нарастает, а затем стихает, словно повозка скрывается вдали.

Очередная «Прогулка» в измененном виде - с темой в высоком флейтовом регистре - подготавливает к «Балету невылупившихся птенцов» - очаровательному грациозному скерцино с причудливыми гармониями, прозрачной оркестровкой, многочисленными форшлагами, имитирующими птичий щебет.

Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая ему бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея - богатый и бедный». Стасов писал о ней: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый - богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой - бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу...» Сценка строится на сопоставлении властных энергичных интонаций в унисонах деревянной и струнной групп и соло трубы с сурдиной - с общим движением мелкими триолями, с мордентами и форшлагами, вьющейся вьюном, как бы захлебывающейся жалобной скороговоркой. Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по колориту дуэт.

«Лимож. Рынок. (Большая новость)» - название следующего номера. Первоначально композитор предварял его небольшой программой: «Большая новость: господин Пьюсанжу только что нашел свою корову Беглянку. Но лиможские кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что госпожа Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы, между тем как у господина Панта-Панталео- на мешающий ему нос остается все время красным, как пион». Это блестящее каприччио, основанное на непрерывном суетливом движении с капризными, изменчивыми, дразнящими интонациями, перекличками инструментов, частой сменой динамики, завершающееся tutti фортиссимо - кумушки дошли до экстаза в своей болтовне. Но все резко обрывается фортиссимо тромбонов и тубы, интонирующих один звук - си .

Без перерыва, attacca, резким контрастом вступает следующий номер - «Катакомбы (Римская гробница)». Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких, рисующих мрачное подземелье в таинственном свете фонаря. На картине, по свидетельству Стасова, художник изобразил самого себя, с фонарем в руке осматривающего катакомбы. Этот номер - как бы вступление к следующему, наступающему без перерыва - «С мертвыми на мертвом языке». В рукописи композитор написал: «Латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо засветились». В скорбном си миноре звучит измененная тема «Прогулки» в обрамлении тихих тремоло и аккордов духовых, напоминающих хорал.

«Избушка на курьих ножках» - снова подчеркнутый контраст. Ее начало живописует стремительный полет Бабы-Яги на помеле: широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение. Средний эпизод - в более камерном звучании - наполнен таинственными шорохами, настороженными звучаниями. Оригинальна оркестровка: на фоне непрерывных тремолирующих звуков флейт тему Бабы-Яги, состоящую из кратких попевок и сформированную еще в первом разделе, интонируют фагот и контрабасы. Потом она появляется у тубы и низких струнных в сопровождении тремоло и пиццикато струнных, отдельных аккордов челесты, в то время, как у арфы звучит ее измененный вариант. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшбы. И снова стремительный полет.

Без перерыва, attacca, вступает финал - «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)». Это музыкальное воплощение архитектурного проекта киевских городских ворот, которые Гартман видел в древнерусском стиле, с аркой, украшенной старинным шлемом и надвратной церковью. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием оркестра.

Л. Михеева

В 1922 году Морис Равель закончил оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского - произведения необычайно своеобразного и по самой музыке и по ее пианистическому воплощению. Правда, в «Картинках» есть много деталей, которые можно представить себе в оркестровом звучании, но для этого надо было отыскать на своей палитре краски, органически сливающиеся с оригиналом. Равель осуществил такой синтез и создал партитуру, оставшуюся примером мастерства и стилистической чуткости.

Оркестровка «Картинок с выставки» выполнена не только с исключительной изобретательностью, но и верностью характеру подлинника. В него были внесены небольшие поправки, но почти все они связаны со спецификой звучания инструментов. По существу они свелись к перемене нюансов, варьированности повторов, купюре одной «Прогулки», повторяющейся дважды, и добавлению одного такта в аккомпанементе к мелодии «Старинного замка»; большая длительность, чем в подлиннике, органного пункта в «Богатырских воротах» и введение нового ритма в партии медных исчерпывают перечень изменений, внесенных в партитуру. Все это не нарушает общего характера музыки Мусоргского, изменения деталей возникли при работе над партитурой, и они были минимальными.

Оркестровка «Картинок с выставки», как и всегда у Равеля, основана на точном расчете и знании каждого инструмента и возможных тембровых сочетаний. Опыт и изобретательность подсказали композитору множество характерных деталей партитуры. Напомним о glissando струнных («Гном»), великолепном соло альтового саксофона («Старый замок»), фантастическом колорите «Балета невылупившихся птенцов», грандиозном звучании финала. При всей своей неожиданности, оркестровые находки Равеля передают внутреннюю сущность музыки Мусоргского, включаются в строй его образов очень органично. Впрочем, как уже отмечалось, в фортепианной фактуре «Картинок» есть черты оркестральности, это создавало благоприятные предпосылки для работы вдумчивого и вдохновенного художника, каким и был Равель.

Равель обратился к оркестровке «Картинок с выставки», уже имея опыт работы над партитурой «Хованщины». Кроме того, он был автором оркестровых редакций собственных фортепианных произведений, и эти партитуры воспринимались как оригиналы, а не переложения. По отношению к «Картинкам с выставки» такие высказывания невозможны, но высокое достоинство оркестровки гениального произведения Мусоргского несомненно. Это подтверждает его неизменный успех у публики начиная с первого исполнения, состоявшегося в Париже 3 мая 1923 года под управлением С. Кусевицкого (Эта дата приводится Н. Слонимским в его книге «Music since 1900». А. Прюньер указывает другую - 8 мая 1922 года.).

Равелевская оркестровка «Картинок с выставки» вызвала и отдельные критические замечания: ее упрекали в недостаточном соответствии духу оригинала, не соглашались с изменениями нескольких тактов и т. д. Эти упреки можно услышать иногда и в наше время. Однако до сих пор оркестровка остается лучшей среди других, она по праву вошла в концертный репертуар: ее играли и продолжают играть лучшие оркестры и дирижеры всех стран.

    Материал: учебник “Музыка” 5 класс.

    Форма работы: групповая, индивидуальная.

    Технология:

    Методы:

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация.
    3. Объяснение материала.
    4. Физкультминутка.
    5. Рефлексия урока.

    Ход урока.

    Рисунок 1

    Рисунок 2

    2. Организационный момент.

    Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то - ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и доброжелательны. Можем начинать урок.

    3. Вводная беседа учителя.

    Учитель:

    Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга - художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

    1. «Гном»;
    2. «Старый замок»;
    3. «Тюильрийский сад»;
    4. «Быдло»;
    5. «Два еврея - богатый и бедный»;
    6. «Лиможский рынок»;
    7. «Катакомбы»;
    8. «Избушка на курьих ножках»;
    9. «Богатырские ворота».

    Учитель

    Дети: Фортепианная - написана для фортепиано. Сюита - это ряд пьес, объединенных общей темой.

    Учитель:

    Дети:

    Учитель:

    Дети:

    Учитель:

    Дети:

    Учитель: Почему он так сделал?

    Дети:

    4. Обобщение и анализ пьес.

    Учитель (читает стихотворение):


    И латал свой колпачок длинною иголкой.

    (Прослушивание пьесы “Гном”).

    Дети дают словесное рисование образа гнома и музыкальную характеристику произведения.

    Учитель:

    Дети:


    Песня грустная, песня вечная, голос печальный…

    Старая песня о счастье вновь звучит,

    Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

    Дети:

    Дети:

    Учитель:

    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей
    Избушка там на курьях ножках
    Стоит без окон и дверей.

    Дети:

    Учитель: А сейчас мы познакомимся с еще одной пьесой из сюиты - “Богатырские ворота”.

    Из того ли города из Мурома,
    Из того с подворья богатырского
    Из того села да Карачарова
    Выезжал дородный добрый молодец…

    Дети:

    5. Физминутка

    6. Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»

    Вы прослушали музыкальные произведения, сейчас я предлагаю вам посмотреть то, что вы “увидели” в музыке в виде мультфильма который создала И.Ковалевская в 1984 году на сюжеты «Картинок с выставки» художника В.Гартмана на музыку М.П. Мусоргского, в исполнении пианиста С. Рихтера.

    7. Творческая работа учащихся.

    Учитель:

    Дети:

    Учитель:

    Рисунок 3

    Дети:

    Рисунок 4

    Учитель:

    Дети: Да!

    Учитель:

    Дети: Музыка, стихи, картины

    Учитель:

    Дети: Песней.

    Учитель:

    Учитель:

    Спасибо за урок. До свидания

Просмотр содержимого документа
«фортепианная сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки"»

Единый день внедрения инновационных пед. технологий

Подготовила : Мамычева Е.В. -учитель музыки

Киялинская средняя школа

ГУ Киялинская средняя школа

Интегрированный урок музыки в 5 классе по теме: фортепианная сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки"

Тема четверти: Музыка народов Европы.

Тип урока: урок-обобщение.

Вид урока: урок-анализ.

Цель урока: развитие эмоций, фантазии, воображения учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных, литературных произведений.

Задачи:

    Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку, чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;

    Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением, закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;

    Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, графическое модулирование, сравнение.

Оборудование:

Оборудование урока:

    Аудиозапись (DVD) М. П. Мусоргского «Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Балет невылупившихся цыплят», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»

    Фортепиано.

    Плакат с музыкальными терминами.

    Портрет композитора М. П. Мусоргского.

    Портрет художника В.Гартмана

    Иллюстрации к пьесам по мотивам картин В. Гартмана

    Мультфильм по сюжетам сюиты «Картинки с выставки» в исполнении С. Рихтера. Автор сценария И. Ковалевская

    Альбомные листы, цветные карандаши.

Словарь урока:

    Сюита - это ряд пьес, объединенных общей темой.

    М. П. Мусоргский – русский композитор 19 века

    В. А. Гартман – русский художник

Материал: учебник “Музыка” 5 класс.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Методы: ассоциативный поиск, беседа, сравнение, анализ, вывод.

Структура урока:

    Музыкальное приветствие «здравствуйте»

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Объяснение материала.

    Физкультминутка.

    Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»

    Практическая часть. Анализ художественных работ учащихся.

    Распевание. Исполнение песни “Урок музыки” из мюзикла “Звуки музыки” Роджерса.

    Рефлексия урока.

Ход урока.

1. Музыкальное приветствие учителя и учащихся «Здравствуйте» (в тональности до мажор)

На доске вывешен портрет композитора М. Мусоргского (рисунок 1) и иллюстрации к картинам В. Гартмана (с названиями пьес с обратной стороны, рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

2. Организационный момент.

Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то – ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и доброжелательны. Можем начинать урок.

3. Вводная беседа учителя.

Учитель: Перед вами, ребята, портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, создавшего множество прекрасных произведений. Мы с вами поговорим о его фортепианной сюите “Картинки с выставки”.

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  1. «Старый замок»;

    «Тюильрийский сад»;

  2. «Балет невылупившихся птенцов»;

    «Два еврея – богатый и бедный»;

    «Лиможский рынок»;

    «Катакомбы»;

    «Избушка на курьих ножках»;

    «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Учитель : Кто из вас может объяснить, что такое фортепианная сюита?

Дети: Фортепианная – написана для фортепиано. Сюита – это ряд пьес, объединенных общей темой.

Учитель: А какие фортепианные сюиты вы еще знаете?

Дети: “Детский альбом”, “Времена года” П.И. Чайковского.

Учитель: Хорошо… А как возникла у Мусоргского идея создать эту сюиту, что подтолкнуло его?

Дети: рассказывают о художнике В. Гартмане.

Учитель: Как решил написать сюиту композитор, каким образом связал все пьесы?

Дети: Пьесой “Прогулка”. Она является повторяющейся темой.

Учитель: Почему он так сделал?

Дети: рассказывают о картинной галерее, выставке (экспозиции-показе).

4. Обобщение и анализ пьес.

(Прослушивание пьесы “Прогулка”).

Учитель (читает стихотворение):

Раз сидел печальный он на пеньке под елкой
И латал свой колпачок длинною иголкой.

(Прослушивание пьесы “Гном”).

Дети дают словесное рисование образа гнома и музыкальную характеристику произведения..

Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте стихи которые были написаны к следующей пьесе.

Дети:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный…

(Прослушивание пьесы “Старый замок”). Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Дети: дают словесное рисование образа старого замка, трубадура и музыкальную характеристику произведения.

(Прослушивание пьесы “Балет невылупившихся птенцов”).

Дети: дают словесное рисование образа невылупившихся птенцов, их попискивание, постукивание клювом и музыкальную характеристику произведения.

Учитель:

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьях ножках
Стоит без окон и дверей.

(Прослушивание пьесы “Избушка на курьях ножках”).

Дети: дают словесное рисование образа Бабы - Яги и музыкальную характеристику произведения.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с еще одной пьесой из сюиты – “Богатырские ворота”.

Из того ли города из Мурома,
Из того с подворья богатырского
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец…

(Прослушивание пьесы “Богатырские ворота”).

Дети: дают словесное рисование образа пьесы и музыкальную характеристику произведения.

5. Физминутка 6. Просмотр мультфильма «Картинки с выставки» Вы прослушали музыкальные произведения, сейчас я предлагаю вам посмотреть то, что вы “увидели” в музыке в виде мультфильма который создала И.Ковалевская в 1984 году на сюжеты «Картинок с выставки» художника В.Гартмана на музыку М.П. Мусоргского, в исполнении пианиста С. Рихтера. 7. Творческая работа учащихся.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам сделать рисунок к одной из наиболее понравившийся пьесе. Постарайтесь выразить в рисунке музыкальный образ, характер, настроение. Вы прослушали «картинки», запомнили свои эмоции, свои ощущения на каждую из них, передайте красками то, что вы «увидели»

Дети: рисуют под музыкальные фрагменты из пьес.

Учитель: Галерея открывается (разворачиваются иллюстрации на доске внешней стороной, рисунок 3).

Рисунок 3

Дети: прикрепляют свои рисунки на доске под иллюстрациями Гартмана. Несколько учащихся объясняют, почему они выбрали именно эту пьесу и изобразили именно в этой определенной цветовой гамме, рисунок 4.

Рисунок 4

Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились, и какие они все разные.

(Экспресс-выставка работ учащихся)

Вывод:

Учитель: Вы сегодня почувствовали себя творцами?

Дети: Да!

Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в своих словах, рисунках. Что помогло вам в этом?

Дети: Музыка, стихи, картины

Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?

Дети: Песней.

Учитель: Тогда давайте споем все вместе…

8. Распевание и исполнение песни

(Исполнение “Урок музыки” из мюзикла “Звуки музыки” Роджерса.)

9. Рефлексия. Итог и анализ урока.

Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока. Сегодня мы с вами создали свою картинную галерею, в которой каждый выразил, что он почувствовал и увидел в музыке М. Мусоргского. Действительно ли музыка, литература и изобразительное искусство так тесно связаны друг с другом? Да, конечно. И ваши работы это подтверждают. Таким образом, поставленная цель нами достигнута.

Значит, мы с вами одержали ещё одну, пусть и маленькую, победу. А для кого-то она, может, и не маленькая. А человек, одерживающий победы, даже над самим собой, должен быть счастлив. Поэтому, заканчивая урок, хочу сказать вам: “Учитесь быть счастливыми! Удачи вам!” Молодцы! Очень хорошо поработали.

Спасибо за урок. До свидания

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ

Интегрированный урок музыки в 5 классе

Модест Петрович Мусоргский родился 9-го марта 1839 года. Первой учить музыке его стала мама. К семи годам Модест Петрович уже неплохо играл на фортепиано. В десять лет, следуя семейной традиции, отец отправил мальчика в Петербург в Школу гвардейских прапорщиков.

Параллельно с обучением в школе продолжались и уроки музыки, М.Мусоргский хорошо и много сочинял. Обучал композитора в этот период А.Герке.

После школы его, как одного из лучших учеников отправили служить в Преображенский полк. Но служба казалась Модесту Петровичу пустой и скучной, по-настоящему свое призвание он видел в музыке, а именно в русской музыке. Благодаря своему интересу он знакомится с А.С.Даргомыжским, в доме которого собирались интересные музыканты. Здесь он и нашел себе будущего наставника Балакиева.

Захваченный творчеством Мусоргский бросает службу в полку и выходит в отставку. Друзья и знакомые отговаривали Модеста Петровича от такого решения, ведь быть гвардейским офицером сулит простую и успешную жизнь. Но окончательно решил то что решил, объясняя это как необходимость служить своему народу. Он стал передвижником(так называемая "коммуна" образованная молодыми живописцами), одним из тех кто с презрением относился к жизни большинства молодых людей, полной пустоты, сибаритства, ничегонеделанья.

С 15 августа 1868 по 15 августа 1869 композитор с большим работал над оперным либретто под названием "Борис Годунов". Он хотел не просто "омузыкалить" Пушкинский текст, а создать свою интерпретацию, соответствующую масштабам произведения.


От некоторых моментов оперы "Борис Годунов" по коже бегут мурашки...

Но опера "Борис Годунов" в первоначальном варианте не была принята дирекцией императорских театров и Мусоргский получил отказ. Вскоре после редактирования и только благодаря вмешательству друзей-артист либретто было поставлено в 1974 году на сцене Мариинского театра под управления Э.Ф.Направника. Премьера прошла успешно, но не была принята царской фамилией. Поэтому вскоре её сняли со сцены.
Вообще многие произведения Модеста Петровича небыли приняты общественностью, он сочинял так как не было принято в то время поэтому не мог стать популярным.

Модест Петрович Мусоргский - "Картинки с выставки"

Сюита "" была написана Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию.

Цикл начинается пьесой "Прогулка", что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин. Произведение состоит из десяти частей каждая из которых передает образ какой-то картины.

Первый образ - "Гном" представляется слушателю смешным существом наделенным человеческими чувствами.

Вторая зарисовка призванная передать атмосферу средневекового замка и единственное что оживляет её - это образ трубадура, поющего неподалеку.

Зарисовка три - "Тюильский сад. Ссора детей после игры. Описывает детей на фоне Парижского городского парка.

"Быдло" - в музыке Мусоргского чувствуется непросто тяжесть огромной телеги-двуколки запряженной волами, изображенной на картине, но и тяжесть подневольной жизни крестьян, её однообразие.

"Балет не вылупившихся птенцов" - это полушуточное скерцо, прообраз которого - полотно Гартмана для балета "Трилиби" (в основу балета был поставлен мотив сказки Шарля Нодье). На полотне изображаются костюмы в виде яичной скорлупы.

"Два еврея, богатый и бедный" название шестой по счету части цикла "Картинки с выставки". У художника были представлены две портретные зарисовки с натуры. Используя контраст в качестве приема Мусоргский изобразил в музыке два совершенно противоположных характера.

"Лимож. Рынок"- Зарисовка номер семь - изображает дневную суету одного из провинциальных городов Франции, в частности местных сплетниц.

Произведение номер восемь - "Катакомбы. Римская гробница" Передает скорее философские размышления композитора, подкрепленные чувством утраты друга нежели попыткой передать мистическую атмосферу, которую чувствует человек, осматривающий древнюю римскую гробницу с фонарем в руках. В данном произведении можно разглядеть попытку пообщаться с уже умершим человеком при помощи музыки, в звуке чувствуется скорбь.

"Избушка на курьих ножках" - данная работа олицетворяет полет Бабы-Яги на метле, грозно постукивающей клюкой.

Заключительная композиция - "Богатырские ворота. В стольном городе Киеве." Данная пьеса передает эпическую мощь старинного города и его величие, в ней слышится перезвон колоколов и возвышенный хорал. Пьеса достойно приводит к финалу сюиту "".

Список произведений

Оперы:
"Женитьба"(1868).
"Борис Годунов"(1874).
"Хованщина"(окончена Римским-Корсаковым 1886).
"Иванова ночь на Лысой горе" Музыкальная картина (1867).
Пьесы и сюита для фортепиано "Картинки с выставки"(1874).

Картинки с выставки - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль».

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка».

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Картинка №1 Гном.

Картинка №2 «Старый замок» - изображение старого средневекового замка не сохранилось.

Картинка №3 «Тюильрийский сад» - на этой картине был изображён сад во дворце Тюильри (Париж). Прекрасная погода, нянечки гуляют с детьми. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина, сколько эскиз к балетным костюмам для танца птенцов канарейки (трёхчастная форма).

Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке»:

и «Бедный еврей»: Оба еврея - польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.

Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №8 «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке». На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.

Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана – всего лишь эскиз часов. У Мусоргского – образ «нечистой силы».

Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.

Лично я познакомилась с «Картинками» в десятилетнем возрасте: мама купила пластинку с записью игры Святослава Рихтера. Впечатление было настолько ярким, что я долгие годы буквально мечтала хоть одним глазком взглянуть на те картинки, которые вдохновили Мусоргского на создание этого чуда.

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано! Не знаю, как кому, но лично мне именно этот вариант нравится больше всего. Причём, я никогда не думала, что исполнение Рихтера может когда-либо отодвинуться для меня на второй план, не представляла себе исполнителя, который мог бы в этом шедевре «переиграть» самого Святослава Рихтера!

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Предлагаю вам получить удовольствие от знакомства с этой «жемчужиной» русского фортепианного наследия, да ещё и в совершенно замечательном варианте исполнения:





Вверх