История появления считалок. Интересные факты о считалочках. заумных считалок для детей

Что такое считалка? Возможно, хотя бы раз, но каждый человек задавался этим вопросом. Общеизвестным определением данного понятия является следующее: считалка - это вид детского творчества, характеризующийся шутливой формой произношения. Используется в игре, предназначена для случайного выбора одного человека - водящего или выбывающего. Действительно, знакомое «Вышел месяц из тумана…» или «Эники-беники ели вареники…» невольно возвращает в детство, счастливое и беззаботное, с догонялками и игрой в вышибалу.

«Мы играем - водишь ты…»

Среди ребятишек считалка - это своего рода ритуал, прелюдия к игре. Она объединяет, сплачивает коллектив, помогает установить дружеский контакт. Ведь в процессе счета ребятишки дотрагиваются до груди всех участников, проявляя в такой форме доверие друг к другу. Произносимые детским голосом рифмованные строки дают старт подвижной и увлекательной игре, шанс одному водить, другому убегать, прятаться и искать.

«Речка вдаль бежит лесная,

Вдоль по берегам кусты.

Я друзей всех собираю,

Мы играем - водишь ты!»

Что такое короткие запоминающиеся стишки, которые произносятся с четко выраженным ритмом. Причем строки в большинстве своем построены таким образом, что их хочется напевать. Да и веселая обстановка к этому располагает. Вот и рождаются из обычных считалок-стишков веселые считалки-песни.

Историческая справка

Этот жанр народного фольклора - считалка - возник в давние времена и, что удивительно, использовался взрослыми. Так они распределяли тяжелую работу, за которую никто не хотел браться. Современные считалки также выполняют функцию распределения, но уже в детских играх. Обычно при их произношении указывают на участников. На кого придется последнее слово, тот и становится водящим. Либо же выбывают постепенно все игроки, а водящим становится тот, кто остался.

Дети, знающие много считалок, уважаемы в своем коллективе, востребованы, так как могут организовать множество интересных затей. Что такое считалка для ребенка, не имеющего лидерских качеств, стеснительного и молчаливого? Это шанс проявить себя, почувствовать главным, игроком, членом команды. К тому же считалка развивает внимание. Передаваясь из уст в уста в процессе игры, она требует от участников сосредоточенности и умения быстро запоминать.

Секретные слова

Взрослые часто, прислушиваясь к считалкам детей, задумываются, почему в них используются какие-то придуманные, несуществующие, странные слова.

«Эни, бени, рики, таки,

Уоба, турба, синтибряки,

Бэус, эус, краснобэус,

В древние времена человек сильно верил в силу слова, использовал считалки в гаданиях, ведь они чем-то походили на заклинание. Тогда люди еще не могли понять и объяснить многие явления окружающей среды, поэтому боялись ее проявлений и гнева. Охотники, к примеру, считали, что звери могут понимать человеческий язык. Поэтому, собираясь на промысел, общались с применением «тайных», «секретных» слов, чтобы зверь не смог почувствовать и понять, что за ним идут охотиться.

Чтобы было весело

Сейчас даже сложно определить, какие из считалок относятся к древности, а какие придуманы современным человеком. Жанр ничуть не устарел, и сегодня он актуален, поэтому считалочки среди ребятишек всегда востребованы. С их помощью детям легко распределить в игре роли так, чтобы никто не обиделся, и было очень весело.

"Раз, два, три, четыре, пять.

В прятки все скорей играть.

Солнце, небо, лес, цветы.

Выходи из круга ты!"

«Возле школьного крыльца

Мы садили деревца.

Валя - вербу,

Яша - ясень,

Сеня - сливу,

Катя - клен.

Ты работал - оставайся!

Ты ленился - вышел вон!»

Немного математики

Это эффективный инструмент для обучения малышей счету. В процессе игры цифры схватываются на лету. Ребенок с удовольствием будет учить такие считалки, чтобы потом применять их в коллективных играх.

«Три, четыре, два, один,

Ты брюнет, а я блондин.

К нам голубка прилетала

И водить тебе сказала»

«Пять, четыре, семь, шесть, десять,

В темном небе круглый месяц!

Кто к нему дойдет быстрей,

Тот и прячется скорей».

Смешные считалки

В основном все считалочки шутливые, что уже изначально настраивает ребятишек на позитивный ход игры. Произнося смешную считалку, можно от души повеселиться и заодно решить, кто будет водить.

«Жили в море три селедки:

Муля, Гуля и Балда.

Муля с Гулей спали вместе,

А Балда совсем одна».

Русские народные считалки

Считалки отлично развивают дикцию малыша, показывают красоту звучания рифмованных строк, родной речи. А это в дальнейшем проявляется любовью к литературе. На Руси за сотни лет придумано много народных русских считалок:

«Кукушка-рябушка,

Курочка-потатурочка,

Сели, горели,

За море полетели.

Там за морем горка,

А на ней дубровка,

А внутри царица,

Красота-девица.

Сахарок-медок,

Поди-ка вон, королек».

В процессе произношения считалки взрослому следует приучить ребенка к разным интонациям. В возрасте 5-6 лет малыш сумеет почувствовать наличие либо недостаток звука.

Считалка - полезный инструмент для детского ума

Конечно, некоторые взрослые могут полагать, что для детского мозга считалка совершенно бесполезна и лишь только засоряет его. Но это не так. В действительности функций, которые выполняют эти незамысловатые стишки, достаточное количество. Итак, подведем итог. Что такое считалка? Это своего рода инструмент, который:

  • Помогает распределить роли в игре без споров, обид и лишних вопросов.
  • Обучает
  • Тренирует память.
  • Развивает внимание и речь.
  • Помогает проявиться скрытым талантам. К примеру, ребенок, не запомнивший окончание стишка, додумывает его сам. А это дает полет фантазии, воображению, развивает умение сочинять стихи.
  • Пробуждает чувство юмора, так как стихотворные тексты в основном шутливые.

Учите детей считалкам, ведь это положительно отражается на их развитии.

Введение

Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он,Кто не верит - выйди вон.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят они не знают себе равных.

Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ролей в игре. Главная особенность считалки - чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Считалки - это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Соревнование в сказании считалок развивает у детей память, обучает детскому артистизму, а само произведение в хорошем исполнении, а в атмосфере детской романтической увлечённости игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе.

Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемое впечатление.

Но сначала давайте узнаем, что такое считалки, и какую роль они занимают в жизни детей.

История появления считалки

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

считалка речь воспитание художественный

Ази, двази, nризи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

Евгения Шестакова
Этот неизвестный жанр «Считалки»

Считалки (счетушки, счёт, читки, пересчёт, и т. д.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Истоки возникновения считалок лежат в языческих верованиях и связываются с той условной, тайной речью. На основе которой создавалась загадка. Боязнь выдать животным, птицам, рыбам и их духам свои намерения создала у многих народов своё табу счёта. Охотники опасались, что пересчет убитой дичи принесёт неудачу в будущем охоте; хозяйки избегали считать куриные яйца , чтобы курица не перестала нестись, поэтому, как правило, прямой счёт заменялся иносказательными формами :

Азы, двазы,

Тризы, ризы,

Пята, лата,

Тупи, мупи,

Тупа, крест.

Следующим источником возникновения считалок могут служить магические заклинания, используемые взрослыми для общения с духами животных и богами с просьбой удачно решить дела. Отсюда и родилась, наверное, вера в магию счастливых чисел – на кого выпадет выбор, тому и повезёт. Непонятный текст («заумь» , как определил академик В. В. Виноградов) создавал ореол некоего магического действия, вводил ребёнка в мир игры со своими правилами и законами.

Авсень – наусень, Алтата, эра, раки, даки,

Шинь – пень. Торбу, орбу, раки, шлаки,

Ширварвень. Деус, деус, космодеус,

Авсень – наусень, Балус!

В этом ореоле главная функция считалки – осуществление объективной справедливости – выступала более рельефно. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы – ребёнка) распоряжается распределением ролей.

Ритуал считалки несёт в себе мощный психологический заряд, дети как бы внутренне перестраивают себя на соблюдение игровых правил и ролей, которые им достанутся. В некоторых считалках даже точно указывается, например, кому «водить» .

Огурец, огурец, Я не маменькин сынок,

Не ходи на тот конец : Я на ёлке рос,

Там волки живут, Меня ветер унёс,

Тебе ноги подшибут! Я упал на пенёк,

Я не тятенькин сын, Поди водить, паренёк.

Поддержка товарища, воля также формируются в считалках – выигравший по счёту отдаёт своё право покинуть круг товарищу. А сам остаётся для новых испытаний :

Катилася торба

С высокого горба.

В этой торбе :

Хлеб, пшеница.

С кем хочешь,

С тем и поделися.

Считалка развивает у детей произвольное внимание, механизм внутренней регуляции поведения. Ребёнок слушает ритмический рисунок считалки и , подчиняясь ему, формирует свою волю.

Чем азартнее игра, чем желаннее быть выбранным или побыстрее попасть под счёт. Тем внимательнее дети следят за соблюдением правил. Это формирует этические представления у ребёнка, включает его в коллектив.

Вслушиваясь в ритм считалки , ребенок усваивает ритмическую структуру слова, знакомится с различными формами стиха. В считалках

заимствовано много бывших частушек, отрывков из лирических песен, присказок, пословиц – это всё обогащает культуру ребёнка, знакомит его с произведениями других жанров .

Вот слова из старой русской песни, исчезнувшей из обихода, но давшей начало одной из самых распространённых считалок :

Ехал мальчик из Казани,

В полтораста рублей сани,

В пятьдесят рублей дуга,

Мальчик девице – слуга.

А эта считалка пришла из лугового приговора :

Ах ты зоренька – заря,

Заря утренняя,

А кто зореньку проспит,

Того выстегаю.

Многие считалки переделаны из частушек :

Погоди, Ваня, жениться,

У тебя изба валится,

Перво избу заведи,

Потом невесту приводи.

Кроме того, само исполнение в атмосфере романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывая чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе. Рассказывая, дети обучаются артистизму.

Заяц белый, Лыко драл.

Куда бегал Куда клал?

В лес дубовый. Под колоду.

Что там делал? Кто украл?

Тани, Вани, что за вами,

Что стоите вы столбами?

Там, за вами, лавка есть,

На нее надо присесть,

Поскорее все беги,

А ты, мальчик, поводи.

Считалки позволяют детям овладеть искусством скандирования, особым родом декламации с обязательным выделением каждой стопы ударением.

Бах – бух,

Тях – тюх,

Зайчик – ух,

Во весь дух,

Полетел от зайки пух,

Хуп – хоп,

Зейке в лоб,

Шум, звон,

Поди вон!

Соревнования в рассказывании считалок заставляют детей разучивать большие стихотворения и тем самым упражнять мозг и развивать память.

Первый дал, Село Куликово.

Другой дал, Матвей долгоносый

На четыре угадал Ехал на колесах,

Пятьсот, судья, Колеса скрипят,

Пономарь, ладья, Помазаться хотят.

Голубиная ножка. Марья Петровна

Прело, горело, Поехала по бревна,

За море летело. Задела за пенек,

За морем церква, Просидела весь денек.

Считалка «правдивости» подкрепляет нравственные условия игры :

Рыба, рыба, рыба – кит,

Рыба правду говорит,

Если рыба будет врать,

Я не буду с ней играть.

В считалках используются простые, не многосложные слова, близкие детям образы. Это делает считалки понятными ребёнку и вызывает желание повторять считалку снова , что укрепляет и развивает речь ребёнка. Вот, например, считалка , которую можно использовать для закрепления произношения звука р :

Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто её заберёт,

Тот и вон пойдёт.

Запоминая считалку , ребёнок овладевает счётом.

Раз, два, три, четыре, пять –

Букой вздумали играть.

Три, четыре, пять и шесть –

Вы мне верьте, что он есть.

Буки, братцы, нет совсем.

Считалки могут быть насыщены словами деловой речи, техническими, строительными и другими терминами, что расширяет кругозор ребёнка, обогащает активный словарный запас.

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Подытожив, можно выделить следующие моменты, которые облегчают ребёнку восприятие текста считалок :

1. Считалки насыщены именами существительными и глаголами, большинство из них имеет сюжет, выраженный в драматической или повествовательной форме, или состоят из несколько картинок, слов – образов, соединительных по какому – либо принципу (ритм, противопоставление и т. д.) .

2. Считалки описывают видимый объективный мир.

3. Динамика действий и кратность текста соответствуют эмоциональным состояниям ребёнка, его неспособности еще развернуто описать передаваемое событие.

4. Словарь считалок максимально приспособлен для детского восприятия.

Обаяние жанра считалок настолько велико , что некоторые писатели (С. Я. Маршак, Д. Хармс и др.) заимствовали образы, ритмику и динамику считалок . Многие их считалок «прижились» , войдя в обиход детских игр и став фольклором.

Используя считалку можно проводить занятия с детьми, обучая их счёту, правильному произношению, прививая навыки диалога, общения, артистизма; развивая у детей сообразительность, память, наблюдательность, творческое мышление и фантазию, координацию движений и т. д.

Считалки

Едет Ваня в красной шапке

На серебряной лошадке,

Золотой уздой звенит,

Во все стороны глядит,

Плеточкою машет,

Под ним лошадка пляшет.

Белка прыгала, скакала,

А не ёлку не попала,

А попала в царский дом.

Там сидели за столом

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой.

Зайчишка – трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Капусту нашел,

Морковку нашел,

Сидит, грызёт.

Хозяин идёт.

Заря – зарница

По морю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Вещи дорогие.

До –ре – ми – фа – соль – ля – си!

Кошка села на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

В синем море – океане

Золотой корабль плывет,

А на острове Буяне

Тёмный лес растет.

Станем думать да гадать,

Как ни думай, ни гадай,

Только нас ты догоняй.

За марями, за горами,

За дремучими лесами,

На пригорке теремок.

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Под горою у реки

Живут гномы – старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звенит,

Дин – дин, дин – дон,

Уходи скорее вон.

На стене висит картина,

За картиной паутина.

На картинку не гляди,

В паутинку заходи.

Вышла Машенька гулять,

Чтоб цветов себе нарвать,

Тишина кругом стоит,

Лишь кукушечка кричит.

Ты, кукушка, не кричи,

А всю правду расскажи :

Сколько лет еще весной

Мы увидимся с тобой?

Она стала куковать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи тебе играть.

Бани – бани,

Что под нами,

Под железными столбами?

Там мышки живут,

Они шапки шьют;

Одна шапка упала,

Мышка – скок – убежала.

Кот Матвей

Побежал за ней!

По селу идет Иван,

Потерял он свой кафтан,

А кафтан на улице,

Его клевали курицы,

Курицы – наседки,

Дон, дон, дон, дон,

Начинай свой кон.

Шел, прошел,

Не нашел,

Вон пошел.

Ехала телега из Москвы,

Потеряла три доски,

Стук, звон,

Выйди вон.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы идем, а водишь ты.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи – тебе водить.

Вышла курица с насеста,

А за нею малы дети.

И кричали : «Куд – куда!»

Приходи водить сюда.

Бежит зайка по дороге.

Да устали быстро ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи – тебе искать!


Бюджетное образовательное учреждение

среднего образовательного учреждение

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»

Контрольная работа

по предмету: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Тема: «Литературные считалки»

Выполнила:

Екимовская Галина Васильевна

Введение

1. История появления считалки

2. Значение считалок

3. Классификация считалок

Заключение

Список литературы

Введение

Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он,Кто не верит - выйди вон.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят они не знают себе равных.

Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ролей в игре. Главная особенность считалки - чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Считалки - это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Соревнование в сказании считалок развивает у детей память, обучает детскому артистизму, а само произведение в хорошем исполнении, а в атмосфере детской романтической увлечённости игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе.

Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемое впечатление.

Но сначала давайте узнаем, что такое считалки, и какую роль они занимают в жизни детей.

1. История появления считалки

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

считалка речь воспитание художественный

Ази, двази, nризи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

2. Значение считалок

Ребенок с момента своего рождения развивается не просто быстро, а очень быстро. Но развитие это должно идти с помощью родителей. Именно родительская поддержка важна в процессе закладки фундамента будущей личности.

Поэтому издревле в ходе многовековой практики были выработаны различные вспомогательные методики по развитию речи, моторики, внимания и координации (хотя тогда таких и слов то не знали). Многие методики были забыты, а некоторые с успехом пользуются современные мамы и папы.

Одним из таких вспомогательных средств развития мышления и речи, являются обыкновенные считалки для детей. Они только на первый взгляд взрослого человека кажутся очень простыми и примитивными, но для маленьких это чрезвычайно эффективный и, главное доступный, способ развивать мышление. Ребенок не только начнет делать первые шаги в освоении счета и начнет учить цифры, но и сможет узнать, что окружающий его мир -- не монолит, огромный и целый, а имеет более сложное устройство и состоит из множества отдельных самостоятельных частей. Считалки позволяют сделать первый шаг в увлекательной игровой форме к формированию аналитических способностей в познании окружающего его большого мира.

Именно считалочки можно уверенно отнести к лучшим играм, развивающих мышление маленьких малышей.

Используя довольно ограниченный словарный запас ребенка, на основе базовых слов и образов, родитель начинает формировать и развивать мышление своего чада, позволяя ему все более уверенно ориентироваться в окружающей ребенка обстановке и более понятно для окружающих доносить свои желания и потребности. Кроме того, происходит обогащение словарного запаса маленького человека, что положительно влияет на общение с родителями и родственниками. Даже совсем немного, но регулярно, позанимавшись, вы сможете увидеть положительные сдвиги в поведении своего малыша. Считалочки имеют рифмованную структуру, которая наиболее хорошо подходит для запоминания, тем самым развивая память у ребенка. Увеличивая арсенал считалок, можно довольно быстро и успешно продвинуться в обучении.

Считалки часто сопровождаются различными манипуляциями и действиями (использование подручных предметов, игрушек, картинок, пальчики ребенка и т.п.), что и показывает комплексный процесс обучения. Ребенок начинает понимать связь слов с предметами, действиями и последствиями действий. Именно эти конструкции, пусть и вызывающие улыбку и насмешливый взгляд у взрослого человека, позволят успешно выстраивать ребенку свое поведение в окружающем пространстве, наращивая и усложняя с каждым занятием мыслительные образы и конструкции.

3. Классификация считалок

Рассматривая разнообразные способы классификации считалок, Г.С. Виноградов подразделяет их на три группы: считалки - числовки, заумные считалки и считалки - заменки.

К считалкам - числовкам относят произведения, содержащие счетные слова, заумные счетные слова и эквиваленты числительных. Например:

Первый, другой,

Под дугой;

Три, четыре,

Перескочили;

Пять, шесть,

Бьют шерсть;

Семь, восемь,

Сено возим;

Девять, десять,

Деньги весить;

Одиннадцать, двенадцать,

На улице бранятся.

К заумным относятся произведения, целиком или частично сотканные из зауми. Например:

Эны-бэны,

Рики-факи,

Торба-орба,

Дэус-дэус,

Касматэус,

К считалкам - заменкам относят произведения, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов. Например:

Иван, Подай стакан,

Отрежь лимон

И выйди вон.

Любопытна классификация считалок, данная М.Н. Мельниковым. По признаку единства элементов поэтической формы, в первую очередь композиции, были выделены заумные считалки, сюжетные и кумулятивные. В основе композиционного построения заумных считалок лежит звукоритмический принцип; в основе сюжетных -- повествовательное или драматическое развитие сюжета; кумулятивные считалки -- это объединение иногда разнородных образов без видимой логической необходимости.

Например, считалки заумные:

Авень-пвусень,

Шинь, пень,

Ширварвень.

Авсень-паусень

Сюжетные считалки:

Зайчик-белянчик

Ходил в лес грибы есть,

Сорвал травку,

Положил на лавку,

Кто ее поднимет,

Тот вон выйдет.

Кумулятивные считалки:

Шишел, мышел,

Этот вышел.

Папа, мама,

Жаба -- цап!

Дети подставляют под ладонь ведущего указательный палец одной руки. На последнем слове ведущий быстро сжимает руку в кулак, чей палец он захватил, тот и водит, ну а дети должны быстро свои пальцы убрать.

В жизни ребенка разные типы считалок взаимодействуют друг с другом. Его радует заумь как игра звуков, но в то же время дети с удовольствием воспринимают и сюжет считалки. Например:

Эники-бэники

Ели вареники,

Эники-бэники-клопс.

Вышел на палубу

Быстрый матрос.

4. Значение считалок в детских играх

Народные игры всегда отличались большим количеством веселья, и разноплановых движений. Но на самом деле, народные игры имеют и достаточно строгий порядок, который заключается в согласованных, совместных действиях, причем на заранее оговоренном и принятом условии. Значимой частью народной игры также были и считалки. Что же такое считалка? Это самая простая форма счета, которая выражается в особом по ритму стишке. Зачем они возникли?

Прежде всего, при помощи счета было легче решить, кому в игре следует водить. Потому как среди детей всегда возникало много споров на тему, кому водить. А считалки упростили это действие. В любом современном дворе, существуют свои считалки, которые знакомы с самого детства каждому малышу.

Считалки могут быть не только абсолютно бессмысленными, но и нести в себе более конкретный смысл сказанного. Этот вид народного творчества и фольклорного жанра постоянно подлежал различным исследованиям. Эксперты в этой области сделали окончательные выводы, что считалки, прежде всего, были связаны с некоторыми языческими обычаями, а также верованиями наших предков в различные природные явления. Как известно, каждый народ древности имел свои запреты. Таким образом, и образовался особый язык, то есть тайный, например, как система счета.

В те далекие и древние времена считалка не была конкретной игрой. Она создавалась людьми, которые верили в силу счета и цифр, и применяли это в любой области жизни. Каждая считалка, которая дожила до современности, отличается своим достаточно четким ритмом, и выразительными словами. Кроме того, считалка способна очень быстро подхватываться детьми, и запоминаться. Если раньше народная детская игра была самостоятельной забавой, а считалка была только ее приложением, то в настоящее время, даже отдельная считалочка может стать особым центром детского внимания, просто очередной игрой, приносящей веселье и удовольствие.

Знание считалки способствует и возникновению определенного сюжета новой игры. Например, дети могут взять некоторых персонажей из считалки, и применить их роли к себе. Детский фольклор в проявлении в считалочках, представляет собой самое живое и богатое явление, которое когда-либо принадлежало русской современной культуре. Здесь одновременно могут существовать и старинные формы, которые были придуманы народом много веков назад, и совершенно новые, рожденные уже в наши дни.

5. Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная

Цель: учить слушать и запоминать малые фольклорные произведения, развивать внимание, память, слуховое восприятие; формировать речевые навыки, развивать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес и любовь к художественному слову.

Материалы и оборудование: волшебная палочка, бубен, сундучок, маска или ободок «кот».

Ход и руководство:

Воспитатель:

Я вижу, ребята, что у вас у всех сегодня хорошее настроение.

Предлагаю вам поиграть. Для игры нам нужно выбрать ведущего. Вижу, что всем хочется быть ведущим. Как же нам выбрать ведущего? Думаю, что выбрать ведущего нам поможет считалка.

Вызнаете считалки? Кто хочет рассказать свою считалку? Все хотят? У меня есть волшебная палочка. Будете палочку передавать друг другу. Пока играет бубен палочка гуляет. К кому она попадет, тот считалку прочтет.

Молодцы, какие интересные считалки вызнаете.

Я тоже знаю считалку. Хотите послушать?

Шел коток по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечки,

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять.

Выходи тебе искать.

Про кого считалка? (про кота)

Как его ласково мы называем? (коток)

Где он шел? (шел коток по лавочке)

Что он раздавал? (раздавал булавочки)

Где еще он шел? (шел он по скамеечки)

Что раздавал? (раздавал копеечки)

Сколько копеечек? (кому десять, кому пять)

Что коток сказал? (выходи тебе искать)

Веселая считалка? Хотите ее выучить?

Я еще раз расскажу, а вы старайтесь запомнить.

Шел коток по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечки,

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять.

Выходи тебе искать.

А сейчас давайте немного поиграем со считалкой. Игра называется «Оркестр». Инструменты наши с собой? Что мы сначала будем делать? Хорошо, будем повторять первые строчки их лопать.

Шел коток по лавочки, (хлопаем в ладоши)

Шел по скамеечки, (хлопаем по коленям).

Раздавал копеечки:

Что теперь будем делать? Давайте потопаем.

Кому десять, кому пять.

Выходи, тебе искать (топаем). Молодцы.

Теперь давайте сядем на ковер и поиграем в игру «Тихо-- громко». Когда ладошки будут раскрыты, выбудете говорить считалку громко-- громко; а когда сожму ладошку в кулачок, выбудете говорить тихо-тихо.

Молодцы, давайте похлопаем себе (игра проводится 2раза). Устали сидеть? Хотите побегать? Сейчас мальчики встанут вокруг девочек, когда я ударю в бубен, мальчики будут бегать, а девочки громко рассказывать считалку: когда ударю опять, побегут девочки вокруг мальчиков, а мальчики громко будут продолжать считать в кругу. Начали! (задание выполняется 2раза).

А теперь встанем в 2 круга: мальчики и девочки. Мальчики будут рассказывать считалку низким голосом, как медведи, а девочки -- тоненьким голоском, как зайчишки и мишки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все в большом кругу опять.

Запомнили считалочку? Давайте проверим. Сейчас считать мы будем по фразам.

Шел коток по лавочке,

Раздавал булавочки (дети).

Шел по скамеечки,

Раздавал копеечки (дети).

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать (дети).

Молодцы! Кто расскажет считалку от начала и до конца?

Молодцы ребята очень много знаете считалок.

Таким образом, современный педагог отводит игре чрезвычайно большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, но и приучают подчиняться общепринятым правилам: ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются еще и отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становятся тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хаоса и неразберихи в детскую жизнь. Все это отработка правил поведения в будущей взрослой жизни.

Кто не помнит считалок своего детства: «Заяц белый, куда бегал?» «Эники, беники, ели вареники….» - и т.д. Сама возможность играть словами привлекательна для детей. Это жанр, в котором они наиболее активны как творцы, нередко привносят в готовые считалки новые элементы.

В произведения этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. И сегодня можно услышать от играющих детей очень старые, лишь чуть современные тексты.

Г.С. Виноградов называл рифмы считалок нежными, задорными, подлинным украшением с читалочной поэзии. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший. Способы рифмовки тут самые разнообразные: парные, перекрестные, кольцевые. Но главным организующим началом считалки выступает ритмика. Стишок - считалка нередко напоминает бессвязную речь взволнованного, обиженного или пораженного чем - то ребенка, так что кажущаяся бессвязность или бессмысленность считалок психологически объяснима. Таким образом, считалка и по форме, и по содержанию отражает психологические особенности возраста.

Считалки имеют в основном игровую функцию, т.е. в данном случае распределение ролей. Так же они играют роль в коммуникативной деятельности детей (считалка учит детей придерживаться правил игры, ведь она выбирает водящего справедливо, без обмана. Следовательно, она помогает выработке таких качеств, как честность и чувство товарищества.). Поскольку считалка это рифмованное произведение, то оно имеет психо -физиологическое воздействие на ребенка, развивает память и чувство ритма.

В наши дни считалки остаются весьма популярными, обогащается их содержание, совершенствуется поэтика.

Список литературы

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 78-81.

2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М., 2007

3. Кузнецова. Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детская писатели. Справочник для учителей и родителей. - М., 1995

4. Литература и фантазия. Сост. Л. Стрельцова. - М., 1992


Подобные документы

    Традиции устного народного творчества в Киевской Руси. Жанры русского устного народного творчества: сказки, песни, былины, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты.

    презентация , добавлен 14.02.2014

    Характеристика интереса, трагизма, насыщенности и деталей человеческой жизни как особенностей творчества и произведений И.А. Бунина. Анализ специфики раскрытия темы любви в рассказах Ивана Алексеевича Бунина как постоянной и главной темы творчества.

    презентация , добавлен 16.09.2011

    Древнерусское житие. Литературные особенности житийного жанра. Историческая и литературная ценность произведений агриографии. Составляющие канонов житийного жанра. Каноны изложения житийных историй. Каноническая структура житийного жанра.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2006

    Значимость хлеба в жизни человека на протяжении тысячелетий. Виды хлеба разных народов, традиции народа. Образ хлеба в произведениях устного народного творчества. Значимость его в годы Великой Отечественной войны. Отношение современников к хлебу.

    презентация , добавлен 27.05.2014

    Тема любви - центральная тема в творчестве С.А. Есенина. Отзывы о Есенине писателей, критиков, современников. Ранняя лирика поэта, юношеская влюбленность, истории любви к женщинам. Значение любовной лирики для формирования чувства любви в наше время.

    реферат , добавлен 03.07.2009

    Изучение роли устного народного творчества в культурной жизни кыргызов. Воплощение талантливого народа в героическом эпосе "Манас". Существование эпических традиций в поэтическом творчестве кыргызского народа. Отражение в эпосе исторических событий.

    статья , добавлен 13.04.2015

    Изучение литературного творчества русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Характеристика сказочной поэмы "Руслан и Людмила" как поэтического воплощения свободолюбия. Исследование темы романтической любви в поэмах "Бахчисарайский фонтан" и "Цыгане".

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Значение и особенности устного народного творчества; русский, славянский и латышский фольклор, происхождение его персонажей. Образы нечистой силы: Баба Яга, латышская ведьма, их характеристика. Исследование популярности героев национального фольклора.

    реферат , добавлен 10.01.2013

    М.Ю. Лермонтов – сложное явление в истории литературной жизни России, особенности его творчества: поэтическая традиция, отражение пушкинской лирики. Любовная тема в стихотворениях поэта, роль идеала и памяти в понимании любви; стихотворения к Н.Ф.И.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Жанрообразующие черты литературного путешествия, история появления жанра в зарубежной литературе. Функционирование жанра литературного и фантастического путешествия. Развитие жанра путешествия в американской литературе на примере произведений Марка Твена.


Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и крайне опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает эту опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых считалок, которые всем нам знакомы с детства.

Ребёнок, знающий множество (особенно полные версии) считалок может вызывать как зависть, так и уважение ("авторитет") среди сверстников. Некоторые дети могут специально демонстрировать (желание похвастаться) свои "знания".

Наиболее известные:

На золотом крыльце сидели
Царь. царевич
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честных и добрых людей!

Вышел месяц из тумана
Вынул ножик из кармана,
Буду резать буду бить,
Все равно тебе водить.

Эни, бени, рики, таки,
Турба, урба, синтибряки,
Эус, бэус, краснобэус,
Бац!

А эта считалочка-талисман в русском языке является древнейшим символом счастья и удачи:


Принеси мне хлеба.
Чёрного и белого,
Только не горелого.

Божья коровка, полети на небо,
Там твои дети кушают конфетки,
Всем по одной,
А тебе ни одной.

И в то же время в Англии:

Lady-bug, lady-bug, fly away home,

your house is on fire, your children"s alone…

(Божья коровка, лети на небо

В твоём доме пожар, твои дети одни...)

Хулиганская считалочка:

В нашей маленькой компании
Кто-то сильно нафунял.
Раз, два, три-
Это верно будешь ты.

Песенка Рафики из мультфильма «Король лев» (The Lion King, 1994) Ashante sana, squash banana - детская считалочка из Африки

А теперь предлагаю вам сосчитать до десяти. Точнее, сосчитать от десяти до одного. А, если быть еще точнее - то вспомнить знаменитую считалку из романа Агаты Кристи "Десять негритят" (Ten Little Niggers) Кстати, а вы знаете, что из-за политкорректности одно время этот роман печатался под названием "И никого не стало" (And Then There Were None). И даже считалочка была переделана. Вместо "Ten Little Niggers" было "Ten Little Soldier".

А мы вспомним эту считалку именно такой, к которой все привыкли. Напомню, что эта песенка-считалочка вовсе не народная, как многие полагают, а написана Фрэнком Грином в конце 60-х годов 19-го века.
Незадолго до ее появления в Англии была опубликована другая песня. Написал ее американец Септимус Уиннер и называлась она Ten little Injuns. Грин же в свою очередь написал подражание песни Уиннера и она довольно быстро разошлась по мюзик-холлам и прочим подобным увеселительным заведениям. Вотони, считалочки:

Ten little nigger boys went out to dine;
One choked his little self, and then there were nine.

Nine little nigger boys sat up very late;
One overslept himself, and then there were eight.

Kight little nigger boys travelling in Devon;
One said he´d stay there, and then there were seven.

Seven little nigger boys chopping up sticks;
One chopped himself in half, and then there were six.

Six little nigger boys playing with a hive;
A bumble-bee stung one, and then there were five.

Five little nigger boys going in for law;
One got in chancery, and then there were four.

Four little nigger boys going out to sea;
A red herring swallowed one, and then there were three.

Three little nigger boys walking in the Zoo;
A big bear hugged one, and then there were two.

Two little nigger boys sitting in the sun;
One got frizzled up, and then there was one.

One little nigger boy left all alone;
He went out and hanged himself and then there were None.

Десять негритят решили пообедать,

Один вдруг поперхнулся - их осталось девять.

Девять негритят, поев, клевали носом,

Один не смог проснуться - их осталось восемь.

Восемь негритят в Девон ушли пото́м,

Один не возвратился - остались всемером.

Семь негритят дрова рубили вместе,

Зарубил один себя - и осталось шесть их.

Шесть негритят пошли на пасеку гулять,

Одного ужалил шмель - их осталось пять.

Пять негритят судейство учинили,

Засудили одного, осталось их четыре.

Четыре негритёнка пошли купаться в море,

Один попался на приманку - их осталось трое.

Трое негритят в зверинце оказались,

Одного схватил медведь - и вдвоём остались.

Двое негритят легли на солнцепёке,

Один сгорел - и вот один, несчастный, одинокий.

Последний негритёнок поглядел устало,

пошёл повесился, и никого не стало.

А вот у считалочки

Эники, бэники ели вареники,
Эники, бэники съели вареники,
Эники, бэники, хоп!
Вышел зелёный сироп.

история происхождения вообще загадочна. Еще в конце 1970-х годов лингвист В.Э. Орел указал на сходство "эников-беников" с зачинами немецких считалок "Enige benige", доставшимися нам в наследство от средневековья. Немецкие рыцари произносили подобные тексты при игре в кости. По мысли лингвиста, зачин восходит к средневерхненемецкой фразе "Einec beinec doppelte", что означало "Единственная кость удвоилась". От германских ландскнехтов "эники-беники" перекочевали в сопредельную Польшу, а позже перебрались и дальше на восток.



Вверх