История как жили в старину люди. Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки. Профессиональный конкурс работников образования

Докрещенский период истории Руси был большой головной болью советских историков и идеологов, о нём проще было забыть и не упоминать. Проблема была в том, что в конце 20-х и начале 30-х годов ХХ столетия советские учёные гуманитарных наук смогли более-менее обосновать закономерную “эволюционность” новоиспечённой коммунистической идеологии “гениальных” Маркса - Ленина, и разбили всю историю на пять известных периодов: от первобытнообщинной формации до самой прогрессивной и эволюционной – коммунистической.

Но период истории России до принятия христианства не вписывался ни в одно “стандартное” лекало – не был похож ни первобытнообщинный строй, ни на рабовладельческий, ни на феодальный. А скорее был похож на социалистический.

И в этом состояла вся комичность ситуации, и большое желание не обращать на этот период научного внимания. В этом была и причина недовольства Фрояновым и другими советскими учёными, когда они пытались в этом периоде истории разобраться.

В период перед крещением Руси у русов было, бесспорно, своё государство и при этом не было классового общества, в частности феодального. И неудобство было в том, что “классическая” советская идеология утверждала, что класс феодалов создаёт государство как инструмент своего политического господства и подавления крестьян. А тут получалась неувязочка…

Более того, судя по воинским победам русов над соседями, и что сама “царица мира” Византия платила им дань, то получалось, что “оригинальный” уклад общества и государства наших предков был более эффективным, гармоничным и выигрышным по сравнению с другими укладами и структурами того периода у других народов.

“И вот тут надо заметить, что археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. Выдающийся исследователь восточнославянских древностей И.И.Ляпушкин подчеркивал, что среди известных нам жилищ

“…в самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством.

Внутренне устройство жилищ и найденный в них инвентарь пока не позволяют расчленить обитателей этих последних лишь по роду занятий – на землевладельцев и ремесленников”.

Другой известный специалист по славяно-русской археологии В.В. Седов пишет:

“Возникновение экономического неравенства на материалах исследованных археологами поселений выявить невозможно. Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков”.

Всё это требует иного осмысления археологического материала” – отмечает в своём исследовании И.Я.Фроянов.

То есть, в этом древнерусском обществе не было смыслом жизни накопление богатств и передача его детям, это не было какой-то мировоззренческой или нравственной ценностью, и это явно не приветствовалось и презрительно порицалось.

А что было ценным ? Это видно из того – чем клялись русские , ибо клялись самым ценным – например, и в договоре с греками 907 года русы клялись не золотом, не матерью и не детьми, а “оружием своим, и Перуном, Богом своим, и Волосом, скотьем богом”. Также Перуном и Волосом клялся Святослав в договоре 971 года с Византией.

То есть – самым ценным считали свою связь с Богом, с Богами, их почитание и свою честь и свободу. В одном из договоров с Византийским императором есть такой фрагмент клятвы Светослава в случае нарушения клятвы: “пусть будем мы золотые, как золото это” (золотая дощечка-подставка византийского писца – Р.К.). Что лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

И теперь и тогда славяне, русы выделялись и выделяются в своём подавляющем большинстве доброжелательностью, душевностью, терпимостью к другим взглядам, то – что иностранцы называют “толерантностью”.

Яркий пример этому, – ещё до крещения Руси, в начале 10 века на Руси, когда в христианском мире и речи не могло быть, чтобы языческие капища, святилища или кумиры (идолы) стояли на “христианской территории” (при славной христианской любви ко всем, терпении и милосердии), – в Киеве за полвека до принятия христианства была построена Соборная церковь и вокруг неё существовала христианская община.

Это только теперь вражеские идеологи и их журналисты лживо завопили о несуществующей ксенофобии русских, и во все бинокли и микроскопы пытаются эту их ксенофобию увидеть, а ещё более – спровоцировать.

Исследователь истории русских немецкий учёный Б.Шубарт с восхищением писал:

Русский человек обладает христианскими добродетелями в качес тве постоянных национальных свойств. Русские были христианами ещё до обращения в христианство” (Б.Шубарт “Европа и душа Востока”).

У русских не было рабства в привычном понимании, хотя были рабы из пленников в результате сражений, у которых, конечно, был иной статус. И.Я.Фроянов написал на эту тему книгу “Рабство и данничество у восточных славян” (СПб.,1996г.), а в своей последней книге писал:

“Восточнославянскому обществу было известно рабство. Обычное право запрещало обращать в рабов своих соплеменников. Поэтому рабами становились захваченные в плен иноземцы. Их называли челядью. Для русских славян челядь – прежде всего предмет торговли…

Положение рабов не было суровым, как скажем, в античном мире. Челядин входил в родственный коллектив на правах младшего члена. Рабство ограничивалось определённым сроком, после которого невольник, приобретая свободу мог вернуться в свою землю или остаться у бывших хозяев, но уже на положении свободного.

В науке подобный стиль отношений между рабовладельцами и рабами получил наименование патриархального рабства”.

Патриархальное – это отеческое. Такого отношения к рабам вы не встретите не у мудрых греческих рабовладельцев, не у средневековых христианских торговцев рабами, ни у христианских рабовладельцев на юге Нового Света – в Америке.

Жили русские в родовых и межродовых поселениях, занимались охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством и ремесленничеством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома в которых жило 30-50 человек.

Другой арабский путешественник Ибн-Русте на рубеже 9-10 веков описывал как диковинку русские бани в сильные морозы:

“Когда же раскаляются камни высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду”.

Наши предки были очень чистоплотны . Тем более в сравнении с Европой, в которой даже в период Возрождения при дворах Парижа, Лондона, Мадрида и других столиц дамы пользовались не только парфюмерией – чтобы нейтрализовать неприятный “дух”, но и специальными вшеловками для ловки вшей на голове, а проблему выброса испражнений из окон на улицы города даже в начале 19 века рассматривал парламент Франции.

Дохристианское древнерусское общество было общинным, вечевым, где князь был подотчётен народному собранию – вече, которое могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать себе князя.

“Древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен ” – отметил И.Я.Фроянов.

Русский князь этого периода и его дружина не демонстрировала феодальных “гегемонских” признаков. Без учёта мнения авторитетнейших членов общества: глав родов, мудрых “дидов” и уважаемых военноначальников – решение не принималось. Хорошим примером этого был знаменитый князь Святослав. А.С.Иванченко в своём исследовании отмечает:

“…Обратимся к оригинальному тексту Льва Диакона… Встреча эта произошла у берега Дуная 23 июля 971 года, после того, как накануне Цимисхий запросил у Светослава мира и пригласил его к себе в ставку для переговоров, но тот ехать туда отказался… Пришлось Цимисхию, укротив свою гордыню, самому отправиться к Светославу.

Однако, мысля по-ромейски, император Византии желал, если не удалось воинской силой, то хотя бы пышностью своего облачения и богатством нарядов сопровождающей его свиты… Лев Диакон:

“Государь, покрытый парадными, золотой ковки, доспехами, подъехал верхом к берегу Истра; за ним следовали многочисленные сверкающие золотом всадники. Скоро показался и Святослав, переплывший реку в скифской лодке (это лишний раз подтверждает, что скифами греки называли руссов).

Он сидел на веслах и греб, как все, ничем среди других не выделяясь. Внешность у него была такая: среднего роста, не очень большого и не очень малого, с густыми бровями, с голубыми глазами, с прямым носом, с бритой головой и с густыми длинными волосами, свисавшими с верхней губы. Голова у него была совсем голая, и только с одной её стороны свисал клок волос… Одежда на нём была белая, которая ничем другим, кроме заметной чистоты, не отличалась от одежд других. Сидя в лодке на скамье гребцов он поговорил немного с государём об условиях мира и уехал… Государь с радостью принял условия русов…”.

Имей Святослав Игоревич относительно Византии такие же намерения, как против Великой Хазарии, он без особых усилий уничтожил бы эту кичливую империю ещё во время своего первого похода на Дунай: четыре дня пути оставалось ему до Царьграда, когда синкель Феофил, ближайший советник византийского патриарха, пал перед ним на колени, запросив мира на любых условиях. И действительно Царьград платил дань Руси огромную”.

Подчеркну важное свидетельство – князь русов Светослав равный по своему статусу византийскому императору был одет как все его дружинники и грёб веслами вместе со всеми… То есть, на Руси в этот период общинный, вечевой (соборный) строй был основан на равенстве, справедливости и на учёте интересов всех его членов.

С учётом того, что на современном языке умников “социум” – это общество, а “социализм” – это строй учитывающий интересы всего общества или его большинства, то мы видим в дохристианской Руси пример социализма , причём как очень эффективного способа организации общества и принципов регуляции жизни общества .

История с приглашением на княжение Рюрика примерно в 859-862гг. также показывает устройство русского общества того периода. Познакомимся с этой историей и заодно выясним – кто же по национальности был Рюрик.

Издревле сложилось у русов два центра развития: южный – на южных торговых путях на реке Днепр город Киев и северный – на северных торговых путях на реке Волхов город Новгород.

Когда был построен Киев доподлинно неизвестно, как и многое в дохристианской истории Руси, ибо многочисленные письменные документы, летописи, в том числе и те, над которыми работал знаменитый христианский летописец Нестор, были уничтожены христианами с идеологических соображений после крещения Руси. Но известно, что Киев был построен славянами во главе с князем по имени Кий и его братьями Щеком и Хоривом. Была у них и сестра с красивым именем – Лыбедь.

Тогдашний мир вдруг узнал и заговорил о киевских князьях, когда 18 июня 860 года киевский князь Аскольд и его воевода Дир подошли с русским войском к столице Византии Царьграду (Константинополю) с моря на 200 больших ладьях и предъявили ультиматум, после чего неделю атаковали столицу мира.

В конце концов византийский император не выдержал и предложил огромную контрибуцию, с которой русы уплыли на Родину. Понятно, что главной империи мира могла противостоять только империя, и это была великая развитая славянская империя в виде союза славянских племен, а не дремучие варварские славяне, которых облагодетельствовали своим приходом цивилизованные христиане, как об этом пишут авторы книг даже в 2006-7 годах.

В этот же период на севере Руси в 860-х годах появился ещё один сильный князь – Рюрик. Нестор писал:

“…Прибыл князь Рюрик и его братья – с роды своими… те варяги назывались русью”.

“…Русский Старгород находился в районе теперешних западногерманских земель Ольденбург и Макленбург и примыкающего к ним балтийского острова Рюген. Именно там и находилась Западная Русь или Рутения. – объяснял в своей книге В.Н.Емельянов. – Что же касается варягов, то это не этноним, обычно ошибочно ассоциируемый с норманнами, а название профессии воинов.

Воины-наёмники, объединяемые под общим названием варяги, были представителями разных родов западнобалтийского региона. Западные руссы тоже имели своих варягов. Именно из их числа и был призван родной внук новгородского князя Ростомысла – Рюрик, сын его средней дочери Умилы…

Он пришел в Северную Русь со столицей в Новгороде, так как мужская линия Ростомысла угасла ещё при его жизни.

Новгород к моменту прихода Рюрика и его братьев Санеуса и Трувора был древнее Киева – столицы Южной Руси – на века”.

“Новугородьци: ти суть людье ноугородьци – от рода варяжска…” – писал знаменитый Нестор, как видим, подразумевая под варягами всех северных славян. Как раз оттуда и начал править Рюрик, из расположенного севернее Ладограда (современная Старая Ладога), о чём и записано в летописи:

“И седее старейший в Ладозе Рюрик”.

Как утверждает академик В.Чудинов – земли сегодняшней северной Германии, на которых ранее жили славяне, называли Белой Русью и Рутенией, и соответственно славян – русами, рутенами, ругами. Их потомками являются и славяне-поляки, давно живущие на Одере, и берегах Балтики.

“…Ложь, направленная на кастрацию нашей истории, – это так называемая норманнская теория, по которой Рюрик с братьями веками упорно числятся скандинавами, а не западными руссами… – возмущался в своей книге В.Н.Емельянов. – А ведь имеется книга француза Кармье “Письма о севере”, изданная им в 1840 году в Париже, а затем в 1841 году в Брюсселе.

Этот французский исследователь, не имеющий, к нашему счастью, никакого отношения к спору антинорманистов с норманистами, во время посещения им Макленбурга, т.е. как раз той области, откуда был призван Рюрик, записал среди легенд, обычаев и обрядов местного населения также и легенду о призвании на Русь трёх сыновей князя славян-ободричей Годлава. Таким образом, ещё в 1840 году среди онемеченного населения Макленбурга бытовала легенда о призвании…”.

Исследователь истории древней Руси Николай Левашов в одной из своих книг пишет:

“Но, самое интересное в том, что даже фальшивку они не смогли сделать без серьёзных противоречий и пробелов. По “официальной” версии славяно-русское государство Киевская Русь, возникло в 9-10 веках и возникло сразу в готовой форме, со сводом законов, с довольно сложной государственной иерархией, системой верований и мифов. Объяснение этому в “официальной” версии весьма простое: “Дикие” славяне-русы пригласили к себе в князя Рюрика-варяга, якобы шведа, забыв о том, что в самой Швеции в то время никакого организованного государства ещё просто не было, а были только дружины ярлов, которые занимались вооружённым грабежом своих соседей…

К тому же, Рюрик никакого отношения к шведам не имел (которых, к тому же, называли викингами, а не варягами), а был князем из венедов и принадлежал к касте варягов профессиональных Воинов, изучавших искусство боя с детских лет. Рюрик был приглашен на княжение по существующим у славян в то время традиции выбирать на Вече наиболее достойного славянского князя себе в правители”.

Интересная дискуссия развернулась в журнале “Итоги” № 38 за сентябрь 2007г. между мэтрами современной российской исторической науки профессорами А.Кирпичниковым и В.Яниным по поводу 1250-летия Старой Ладоги – столицы Верхней или Северной Руси. Валентин Янин:

“давно уже неуместно рассуждать о том, что призвание варягов – это антипатриотический миф… При этом надо понимать, что до прихода Рюрика у нас уже существовала некоторая государственность (тот же старейшина Гостомысл был до Рюрика), благодаря чему варяг, собственно, и был приглашен местными элитами княжить.

Новгородская земля была местом жительства трёх племен: кривичей, словен и финно-угров. Сначала им владели варяги, которые хотели, чтобы им платили “по белке с каждого мужа”.

Возможно, именно из-за этих непомерных аппетитов их вскоре прогнали, и племена стали вести, так сказать, суверенный образ жизни, который до добра не довёл.

Когда между племенами начались разборки, решено было отправить послов к (нейтральному) Рюрику, к тем варягам, которые называли себя Русью. Проживали они на территории южной Балтики, северной Польши и северной Германии. Наши пращуры призвали князя оттуда, откуда многие из них и сами были родом. Можно сказать, они обратились за помощью к дальним родственникам…

Если исходить из реального положения дел, то до Рюрика элементы государственности среди упомянутых племен уже были. Посмотрите: Рюрику местная элита предписала, что он не имеет права собирать дань с населения, это могут делать только сами высокопоставленные новгородцы, а ему должны давать только дар за отправление им обязанностей, опять переведу на современный язык, наёмного менеджера. Весь бюджет также контролировался самими новгородцами…

К концу 11 века они вообще создали свою вертикаль власти – посадничество, которое затем сделалось главным органом вечевой республики. Кстати, я думаю, не случайно Олег, ставший после Рюрика новгородским князем, не захотел здесь задерживаться и направился в Киев, где уже стал безраздельно властвовать”.

Рюрик умер в 879 году, и его единственный наследник Игорь был ещё очень юн, поэтому Русь возглавил его родственник Олег. В 882 Олег решил захватить власть во всей Руси, что означало объединение Северной и Южной частей Руси под его властью, и двинулся военным походом на юг.

И взяв приступом Смоленск, Олег двинулся на Киев. Олег выдумал хитрый и коварный план – он с войнами под видом большого торгового каравана приплыл по Днепру к Киеву. И когда встретить купцов вышли на берег Аскольд и Дир, то Олег с вооруженными войнами выскочили из ладей и, предъявив Аскольду претензию – что он не из княжеской династии, убил обоих. Таким коварным и кровавым способом Олег захватил власть в Киеве и таким образом объединил обе части Руси.

Благодаря Рюрику и его последователям Киев становился центром Руси, в которую входили многочисленные славянские племена.

“Конец 9, 10 век характеризуются подчинением древлян, северян, радимичей, вятичей, уличей и других союзов племён Киеву. В результате под гегемонией Полянской столицы сложился грандиозный “союз союзов”, или суперсоюз, охвативший территориально почти всю Европу.

Киевская знать, поляне в целом использовали эту новую политическую организацию как средство для получения даней…” – отметил И.Я.Фроянов.

Соседние с Русью угры-венгры очередной раз двинулись через славянские земли в сторону былой Римской империи и по дороге попытались захватить Киев, но не получилось и, заключив в 898г. союзный договор с киевлянами, двинулись в поисках военных приключений на запад и дошли до Дуная, где и основали Венгрию, которая сохранилась и до наших дней.

А Олег, отразив нападение угров-хунов, задумал повторить знаменитый поход Аскольда на Византийскую империю и стал готовиться. И в 907 году состоялся знаменитый второй поход русов во главе с Олегом на Византию.

Огромное русское воинство двинулось опять на ладьях и сушей на Царьград – Константинополь. На этот раз византийцы, наученные предыдущим горьким опытом, решили быть умнее – и умудрились перетянуть вход в бухту у столицы огромной толстой цепью, чтобы помешать входу русского флота. И помешали.

Русы на это посмотрели, высадились на сушу, поставили ладьи на колёса (катки) и под их прикрытием от стрел и под парусами пошли в атаку. Потрясенный необычным зрелищем и напуганный византийский император со своим окружением запросил мира и предложил выкупиться.

Возможно, с тех пор и пошло крылатое выражение о достижении цели любыми путями: “не мытьём, – так катаньем”.

Загрузив на ладьи и телеги огромную контрибуцию, русы потребовали и выторговали себе ещё беспрепятственный доступ русских купцов на византийские рынки и редчайший эксклюзив: беспошлинное право торговли русских купцов на всей территории Византийской империи.

В 911 году обе стороны этот договор подтвердили и пролонгировали в письменной форме. И на следующий год (912) Олег передал правление процветающей Руси Игорю, который женился на псковянке Ольге, перевозившей некогда его на лодке через реку у Пскова.

Игорь удержал Русь в целостности и смог отразить опасный набег печенегов. И судя по тому, что Игорь в 941году двинулся третьим военным походом на Византию, то можно догадаться, что Византия перестала соблюдать договор с Олегом.

На этот раз византийцы приготовились основательно, цепи вешать не стали, а додумались забросать русские ладьи сосудами с горящим маслом (“греческий огонь”) из метательных орудий. Этого русские не ожидали, растерялись, и, потеряв много судов, высадились на сушу и устроили жестокую сечу. Константинополь не взяли, понесли серьёзный урон и затем в течение полугода злые возвращались домой с различными приключениями.

И тут же стали готовиться более основательно к новому походу. И в 944 году в четвёртый раз двинулись на Византию. На этот раз византийский император, предчувствуя беду, на полпути запросил мир на выгодных для русов условиях; те согласились и гружёные византийским золотом и тканями вернулись в Киев.

В 945 году во время сбора дани Игорем с дружиной у древлян произошёл какой-то конфликт. Славяне-древляне во главе с князем Малом решили, что Игорь с дружиной переборщил в требованиях и сотворил несправедливость, и древляне убили Игоря и перебили его дружинников. Овдовевшая Ольга направила к древлянам большое войско и люто отомстила. Русью стала править княгиня Ольга.

Со второй половины 20-го века в распоряжение исследователей стали поступать новые письменные источники ― берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г. в ходе археологических раскопок в Новгороде. Уже обнаружено около 1000 грамот. Общий объём словаря берестяных грамот составляет более 3200 слов. География находок охватывает 11 городов: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий.

Самые ранние грамоты относятся к 11-му веку (1020 год), когда указанная территория ещё не была христианизирована. К этому периоду относятся тридцать грамот, найденных в Новгороде, и одна ― в Старой Руссе. До 12-го века ни Новгород, ни Старая Русса ещё не были крещены, поэтому имена людей, встречающиеся в грамотах 11-го века, языческие, то есть настоящие русские. К началу 11-го века, население Новгорода переписывалось не только с адресатами, находящимися внутри города, но и с теми, кто был далеко за его пределами - в деревнях, в других городах. Даже деревенские жители из самых отдалённых деревень писали на бересте хозяйственные поручения и простые письма.

Именно поэтому, выдающийся лингвист и исследователь новгородских грамот академия А.А.Зализняк утверждает, что «эта древняя система письма была очень распространённой. Эта письменность была распространена по всей Руси. Прочтение берестяных грамот опровергло существовавшее мнение о том, что в Древней Руси грамотными были лишь знатные люди и духовенство. Среди авторов и адресатов писем немало представителей низших слоев населения, в найденных текстах есть свидетельства практики обучения письму - азбук, прописей, числовых таблиц, “проб пера”».

Писали шестилетние дети - «есть одна грамота, где, вроде бы, некоторый год обозначен. Писал его шестилетний мальчик». Писали практически все русские женщины - «сейчас мы совершенно точно знаем, что значительная часть женщин и читать, и писать умела. Письма 12 в. вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное, с большим развитием, в частности, женского участия, чем общество ближе к нашему времени. Этот факт вытекает из берестяных грамот совершенно ясно». О грамотности на Руси красноречиво говорит тот факт, что «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в., по степени женской грамотности - в пользу Новгорода».

Специалисты знают, что Кирилл и Мефодий изобрели глаголицу для болгар и в Болгарии провели всю свою оставшуюся жизнь. Письмо, называемое «кириллицей», хоть и имеет схожесть в названии, но ничего общего с Кириллом не имеет. Название «кириллица» происходит от обозначения письма - русское «каракули», или, например, французское «ecrire». И найденная при раскопках Новгорода дощечка, на которой писали в древности, называется «кера» (сеrа).

В «Повести временных лет», памятнике начала 12-го века, о крещении Новгорода сведений нет. Следовательно, новгородцы и жители окрестных сёл писали за 100 лет до крещения этого города, и досталась письменность новгородцам отнюдь не от христиан. Письменность на Руси существовала задолго до христианства. Доля нецерковных текстов в самом начале 11-го века составляет 95 процентов всех найденных грамот.

Тем не менее, для академических фальсификаторов истории долгое время являлась основополагающей версия о том, что русский народ обучался грамоте у пришлых священников. У чужеродцев! Помните, мы с вами уже обсуждали такую тему: Когда наши предки вырезали на камне руны, славяне уже писали друг другу письма»

Но в своём уникальном научном труде «Ремесло Древней Руси», выпущенном ещё в 1948 году, археолог академик Б.А.Рыбаков опубликовал такие данные: « Существует укоренившееся мнение, что церковь была монополистом в деле создания и распространения книг; мнение это усиленно поддерживалось самими церковниками. Верно здесь лишь то, что монастыри и епископские или митрополичьи дворы были организаторами и цензорами книжного списания, выступая нередко в роли посредников между заказчиком и писцом, но выполнителями зачастую оказывались не монахи, а люди, не имевшие никакого отношения к церкви.

Мы произвели подсчёт писцов в зависимости от их положения. Для домонгольской эпохи результат был таков: половина книжных писцов оказалась мирянами; для 14 - 15 вв. подсчёты дали следующие результаты: митрополитов - 1; дьяконов - 8; монахов - 28; дьяков - 19; попов- 10; «рабов божьих»-35; поповичей-4; паробков-5. Поповичей нельзя считать в разряде церковников, так как почти обязательная для них грамотность («попов сын грамоте не умеет ― изгой») не предрешала ещё их духовной карьеры. Под расплывчатыми наименованиями вроде «раб божий», «грешник», «унылый раб божий», «грешный и дерзый на зло, а на добро ленивый» и т.п., без указания на принадлежность к церкви, мы должны понимать светских ремесленников. Иногда встречаются более определенные указания «Писал Евстафие, мирской человек, а прозвище ему Шепель», «Овсей распоп», «Фома писец». В таких случаях у нас уже не остаётся сомнений в «мирском» характере писцов.

Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е. 57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа на рынок; между ними существовали различные промежуточные стадии, характеризовавшие степень развитости того или иного ремесла. Работа на заказ характерна для некоторых видов вотчинного ремесла и для отраслей, связанных с дорогим сырьём, как, например, ювелирное дело или литьё колоколов».

Эти цифры академик привёл для 14 - 15 вв., когда уже, по повествованиям церкви, она служила, чуть ли не кормчим для многомиллионного русского народа. Интересно было бы посмотреть на загруженного, одного единственного митрополита, который вместе с совершенно ничтожной кучкой грамотных дьяконов и монахов обслуживал почтовые нужды многомиллионного русского народа из нескольких десятков тысяч русских деревень. Кроме этого, этот митрополит и К° должны были обладать многими поистине чудесными качествами: молниеносной скоростью письма и перемещения в пространстве и времени, умением одновременно находиться сразу в тысячах мест и так далее.

Но не шуточный, а реальный вывод из данных, приведённых Б.А. Рыбаковым, следует такой, что церковь никогда не являлась на Руси местом, из которого проистекало знание и просвещение. Поэтому повторим, другой академик РАН А.А.Зализняк констатирует, что «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в. по степени женской грамотности - в пользу Новгорода». Зато церковь к 18-му веку привела русский народ в лоно безграмотной тьмы.

Рассмотрим другую сторону жизни древнерусского общества до прихода на наши земли христиан. Она касается одежды. Историки привыкли нам рисовать русских людей одетыми исключительно в простые белые рубахи, иногда, правда, позволяя себе сказать, что эти рубахи были украшены вышивками. Русские представляются такими нищими, едва способными одеться вообще. Это очередная ложь, распространяемая историками о жизни нашего народа.

Для начала напомним, что первая в мире одежда была создана более 40-ка тысяч лет назад именно на Руси, в Костёнках. А, например, на стоянке Сунгирь во Владимире уже 30 тысяч лет назад люди носили кожаную куртку из замши, отделанную мехом, шапку-ушанку, кожаные штаны, кожаные сапоги. Всё было украшено различными предметами и несколькими рядами бус Умение делать одежду на Руси, естественно, сохранилось и развилось до высокого уровня. И одним из важных материалов одежды для древних Русов стал шёлк.

Археологические находки шёлка на территории Древней Руси 9 - 12-го века обнаружены более чем в двухстах пунктах. Максимальная концентрация находок - Московская, Владимирская, Ивановская и Ярославская области. Как раз в тех, в которых в это время наблюдался подъём населения. Но эти территории не входили в Киевскую Русь, на территории которой, напротив, находки шёлковых тканей весьма малочисленны. По мере удаления от Москвы - Владимира - Ярославля плотность находок шёлка вообще стремительно падает, и уже в европейской части они единичны.

В конце 1-го тысячелетия н.э. в Московском крае жили вятичи и кривичи, о чём свидетельствуют группы курганов (у станции Яуза, в Царицыне, Чертанове, Конькове. Дереалёве, Зюзине, Черемушках, Матвеевском, Филях, Тушине и др.). Вятичи составили и первоначальное ядро населения Москвы.

По разным источникам Князь Владимир крестил Русь, вернее – начал крещение Руси в 986 или 987 году. Но христиане и христианские церкви были в России, конкретно в Киеве задолго до 986 года. И дело было даже не в терпимости славян-язычников к другим вероисповеданиям, а в одном важном принципе – в принципе свободы и суверенности решения каждого славянина, для которого не было хозяев

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Поселковая средняя образовательная школа

Калачеевского района, Воронежской области.

Смотр этнографических музеев и экспозиций,

посвященный Году Культуры.

Как жили люди в старину

(музейный урок по истории для учащихся 4-5-х классов).

Разработала:

Блощицына Елена Петровна,

учитель истории

МКОУ Поселковая СОШ

Калачеевский район,

Воронежская область.

Воронеж

2014

Тема: Как жили люди в старину.

Вид урока: урок – путешествие.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью людей в старину.

Задачи урока: развивать интерес к родной истории и умение пользоваться музейными экспонатами; развивать творческие способности детей.

Методы и приемы: погружение в прошлое, путешествие по страницам истории родного края, демонстрация экспонатов краеведческого музея, беседа, наглядный (выставки).

Оборудование: за неделю руководитель музея дает задание – подготовить пословицы о труде и загадки об овощах к музейному уроку; экран; проектор; компьютер; карта путешествия; пирог и чай; наглядности-карточки с овощами; мешочки с крупами: гороховая, гречневая, пшено, овес; презентация «Как жили люди в старину»; конверт с домашним заданием и картинки – раскраски «Женский костюм Севера и Юга России»; раздаточный материал «Русская народная одежда», «Интерьер русской избы», «Крестьянская мебель», «Конструкция и декор народного быта»; карточки оценки полученных знаний; фильм «Женский народный костюм»; экспонаты музея: мебель, утварь крестьянской избы, женский и мужской народные костюмы, самовар и т.д.

План урока:

1.Русская изба: интерьер и утварь.

2.Занятия людей.

3.Кухня наших предков.

4.Игра «Отгадайте где, какая крупа».

5.Игра «Овощи, что лишнее?».

6.Какую одежду носили. Просмотр фильма «Женский народный костюм».

7.Закрепление «Вопросы – ответы».

8.Творческое домашнее задание.

9.Чаепитие.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Занятие учениками своих рабочих мест. Взаимное приветствие учителя и учащихся. Руководитель музея знакомит учащихся с целями и задачами урока. Обращает их внимание на карту путешествия.

2.Актуализация.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности учащегося.

Учитель: - Ребята, прежде чем мы начнем наше путешествие давайте вспомним. В 4 классе у вас есть такой предмет «Окружающий мир». На этих уроках в разделе V «Страницы истории Отечества» вы уже знакомились с жизнью древних славян. Давайте вспомним и ответим на вопросы по этой теме:

- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день был полон трудовых забот, их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие.)

- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, ры боловами.)

- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей, косуль.)

- Кто такие бортники? (Они собирали мед диких пчел.)

- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили, многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.)

Как д ревние славяне выбирали место для жилья? (Место выбира ли безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.)

Учитель: - Молодцы!

3.Изучение нового материала рассказ с элементами беседы, просмотр презентации.

Учитель: - Но, что это? К нам идут гости!

Девушка 1, одетая в народном костюме Севера России: - Здравствуйте всем! Мир вашему дому! Мир вам, дети дорогие, мы явились в добрый час. Встречу теплую такую мы готовили для вас.

Девушка 2, одетая в народном костюме Юга России: - Добрый день, гости званые и желанные! Детки малые разудалые! А пришли мы к вам рассказать о старине.

Девушка 1: -Как жилось людям.

Девушка 2: - Что они ели и пили.

Девушка 1: - Да, что люди носили.

Девушка 2: - А, вы, слушайте да запоминайте, а потом с нами поиграйте. Хорошо!

Девушка 1: - Ну, что вы готовы отправиться в путешествие в прошлое? (Ответ детей).

Сейчас мы с вами отправимся в дом русича, который жил много лет назад.

В то время даже 2-х этажные дома были большой редкостью - их строили только самые богатые люди. Итак, попробуем представить дом русича в древности

Слайд №2,3 – «изба», русская печь.

Раньше не говорили «дом», а говорили «изба» - теплая половина дома с печью. Печь занимала большую часть избы. При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду. На ней сушили
травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почетное место в доме, относились к ней с уважением.

По диагонали от печи в избе находился Красный угол.

Слайд №4 – «Красный угол».

Это было самое святое место - в нем помещались иконы. Каждый вошедший в дом должен был перекреститься на них.

Слайд №5,6 –мебель и утварь.

Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делались широкими и крепились к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было передвигать. Под лавками стояли сундуки и рундуки (приделанный к стене ящик без дверей и стекол), где хранили разное добро.

Д евушка 2: - Давайте посмотрим, какой утварью пользовались в старину, то есть какими предметами, принадлежностями, нужными в хозяйстве. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте.

Нет на свете мудреца, как Ивана - хитреца;

Сел на конь и поехал в огонь. (Чугун и ухват).

(Объясняет и показывает).

Загадаю еще я вам загадку:

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).

(Объясняет и показывает).

Следующая загадка:

Никогда не ест, А только пьет.

А как зашумит - всех приманит. (Самовар).

(Объясняет и показывает).

Молодцы, дети!

Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см. с ручкой; стиральная доска). Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать). Гладили также с помощью утюга. Утюги были чугунные и угольные. (Показывает и объясняет). Одежду носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках.

Слайд №7 - станок.

Девочки уже с 5-ти лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами.

Слайд №8,9,10 - веретено, прялка, лапти.

Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все девушки, даже из царских семей. Вот посмотрите веретено - буквально означает «вертящаяся палочка». А вот
прялка. (Показ экспонатов музея).

Лапти. Их плели из лыка, отсюда и выражение «ободрали как липку». Также плели их из коры дуба, ивы, бересты.

Слайд №11,12,13 - занятия.

Мужчины ловили рыбу, охотились, занимались земледелием, бортничеством, различными ремеслами.

Девушка 1: - Давайте познакомимся с кухней наших предков!

Слайд №14 – что ели?

Обедали в полдень. Испокон хлеб на Руси был главным продуктом питания. Есть даже пословицы: «Хлеб - всему голова», «Как хлеба да квас, так все у нас» и т. д. Готовили все без соли. К каждому празднику пекли пироги. Само
слово пирог происходит от слова «пир».

Без каши на Руси не проходило ни одного дня. «Каша - мать наша» - говорили на Руси. В древности у славян был обычай, есть кашу с бывшими врагами при заключении мира - отсюда пословица, которую зачастую употребляют и сегодня. «С ними каши не сваришь». Готовили кашу из круп.
Крупа – засыпа - отсюда «засыпать», дробленая крупа называлась «варгеня», из нее можно было приготовить наскоро - отсюда глагол - «сварганить». Сделать, приготовить что-то наскоро, быстро.

Слайд №15 – игра.

На Руси варили каши из ячменя, проса, овса, гречихи. Отгадайте где, какая крупа – Игра (в мешочках насыпана разная крупа, ребята должны отгадать, что это за крупа и как называется каша, которая готовится из этой крупы).

Любимая каша была гречневая. Кашу сдабривали маслом. Богатые - маковым или ореховым. Бедные - льняным, конопляным.

Слайд №16 – как ели?

Еду ставили на стол в большом горшке. Черпали ложками по очереди, а хозяин следил, чтобы кто-нибудь не ел «вприхлебку», то есть, не откусив хлеба, и гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделает глава семьи. Твердую пищу брали руками, а жидкую – ложками. Ели деревянными ложками (показ экспонатов: горшки, миски, ложки).

Отец следил, чтобы никто не нарушал порядок за столом. Если это происходило, то он бил по лбу ложкой.

Слайд №17 – овощи.

А самым распространенным овощем была репа. Тогда не знали картофеля. Готовить репу было просто, отсюда и пошла известная пословица. «Проше пареной репы». Еще ели капусту, огурцы, свеклу, морковь. Особенно любили лук и чеснок, которыми лечились.

Слайд №18,19 – игра.

Игра «Овощи. Что лишнее?» (Дети раскладывают карточки с овощами, которые употребляли в пищу в старину. Потом отвечают на вопрос: Что здесь лишнее и чего не хватает?)

Любили наши предки рыбу, а мясо ели редко - только в мясоед. К числу любимых блюд можно отнести кисель, который варили из ржаной муки, из гороха, но чаще всего из овсяной муки. Кисели раньше были не сладкими и густыми, их можно было резать ножом. Ели такой кисель с молоком или маслом. В Москве сохранились Кисельные переулки, там жили люди, варившие кисель на продажу.

Из напитков самыми распространенными были квас, морс, мед, сбитень. Сбитень пили горячим вместо чая, он готовился из различных трав. У каждой хозяйки был свой рецепт. А чай русичам был неведом. Он появился 300-350
лет назад. Сначала он был привезен из Монголии, потом из Китая - родины чая. Он был очень дорог и простым людям недоступен.

Ужинали в 6 часов вечера, когда солнце клонилось за горизонт. Спать ложились с заходом солнца. А на утро с восходом солнца все начиналось сначала.

Ребята, а вы приготовили наше задание?

(Дети рассказывают пословицы о труде и загадывают загадки об овощах).

Девушка 2: -А какую одежду тогда носили?

Слайд №20 - одежда.

(Рассказ об одежде. Женский и мужской народный костюм Севера и Юга. Работа с раздаточным материалом.)

Чем пристальней изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Композиция ансамбля русского народного костюма строится по- разному в традиционных нарядах Севера и Юга России.

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее
цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров, применение
шелковых, золотых, серебряных ниток). Самой нарядной была одежда из
красной ткани. Понятия "красный" и "красивый" были в народном
представлении однозначны.

В женской одежде северных и южных областей больше различий, а в
мужской - наоборот, больше общего.

Мужской костюм.

Он состоял из рубахи - косоворотки с невысокой стойкой или без нее и
нешироких штанов из холста. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком.
Рубаха всегда украшалась вышитыми или ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застежки и вокруг ворота, по подолу. Вышивка с очеталась со вставками из ткани друг ого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи.

Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.

Девушка 1: Женский костюм.

Женский народный костюм был многослоен. Его основными элементами были рубаха, передник, или завеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Самой декоративной и богато украшенной частью русского женского костюма был передник. Он был орнаментирован вышивкой, ткаными узорами, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными
лентами. Край передника оформлялся зубцами, белым и цветным кружевом,
бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Женский костюм русского Севера часто называют "сарафанным
комплексом". Гладкий темный фон сарафана помогал еще ярче звучать
многоузорчатой и многокрасочной вышивке рубах и передников. Сарафан
со швом посередине переда, отделанный узорчатыми лентами, кружевом,
вертикальным рядом медных пуговиц, был наиболее распространенным. В северном костюме преобладал сарафан, а в южном - поневы. В одежде русского Севера от древнерусского костюма сохранились епанечки и душегреи, стеганные на вате с рукавами.

Костюм южных губерний представлял собой «поневный комплекс». Основу его составляет понева – домотканая клетчатая юбка. Она укреплялась на талии. Полы ее не сходятся, и в просвете видна рубаха. Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи – прошвой. Праздничная понева богато украшалась вышивкой, узорчатой тесьмой, вставками из кумача, кружевом, блестками. Часто поверх поневы и передника надевали нагрудник. Он отделывался тканью или плетеной тесьмой по горловине, борту и низу изделия.

Просмотр фильма «Женский народный костюм».

4.Подведение итогов.

Девушка 2: -На славу мы сегодня потрудились.

Девушка 1: - А все ли вы запомнили? Давайте проверим.

Вот наши вопросы: - Что считали в старину самым теплым и главным в доме? (Печь).

Девушка 2: -Что находилось в Красном углу? (Иконы, стол).

Девушка 1: -Какими вещами пользовались наши предки? (Перечисление).

Девушка 2: -Что ели в старину? (Перечисление).

Девушка 1: -Отгадайте, кто из нас в костюме Севера, а кто Юга России. (Ответ).

5.Домашнее задание.

Девушка 2: - Молодцы, ребята! Вот вам от нас задание. С первым вы справились. (Разрисовать женский народный костюм Севера и Юга России).

Девушка 1: - До свидания, нам пора.

Девушка 2: - Да новых встреч.

(Уходят).

Учитель: - Ну, что понравилось вам наше путешествие в старину и наши гости? (Ответ).

6.Рефлексия.

- Оцените себя, как вы сегодня работали на уроке. Раскрасьте облачко цветом, которым вы оцените свою работу на уроке.

Желтый цвет

Зеленый цвет - еще ошибаюсь.

Красный цвет - стоп! Мне нужна помощь.

(Дети сдают карточки учителю).

Учитель: - А теперь прошу всех отведать чай с пирогом. (Режет пирог и раздает его присутствующим, пьют чай).

Приложение.

Карта путешествия.

Карточка оценки полученных знаний.

Желтый цвет - все понял, могу идти дальше.

Зеленый цвет - еще ошибаюсь.

Красный цвет - стоп! Мне нужна помощь


ПРОЕКТ
По познавательному развитию для детей подготовительной группы
«Как жили люди в старину»

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР «Алые паруса» - детский сад № 26 города Железногорска Курской области
Маслова Ирина Николаевна

(«Путешествие по реке времени»)

Тип проекта: информационно – практико ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатель, специалисты детского сада.
Актуальность темы:
В настоящее время, к сожалению, наблюдается утрата интереса к прошлому народа, его наследию. Дети дошкольного возраста поверхностно знакомы с тем, как жили люди раньше, как строили свое жилище, как украшали свой быт.
Какие изменения произошли со строениями людей, в которых они жили, как изменились сами люди, их быт, одежда, обо всем этом дети имеют отрывочные представления. У детей слабо развиты познавательный интерес и познавательная инициатива.
Проблема: У детей недостаточно развит интерес к прошлому человечества, истории жилища, процессам его преобразования.
Цель: создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы.
Задачи:
-познакомить детей с историей жилища, его особенностями в разные периоды жизни человека, в зависимости от климатических условий;
-развивать у детей ретроспективный взгляд на жилище человека (ориентироваться в прошлом и настоящем);
-развивать самостоятельность и познавательную инициативу воспитанников;
-формировать обобщенные способы умственной работы, предпосылки учебной деятельности;
-стимулировать развитие познавательных и творческих способностей;
- воспитывать интерес и уважение к прошлому своего народа.

Этапы проекта:

I этап: (подготовительный)

Деятельность

1. Выбор темы, введение в тему с использованием модели «трех вопросов» «Что я знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?».
Что мы знаем:
- что были первобытные люди;
- что они жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи;
- знаем, что им (древним людям) нужны были убежища и что они «обживали свои пещеры».
Что мы хотим узнать:
- почему человек не захотел жить в пещере?
- как люди научились строить деревянные дома?
- для чего нужна была крепость?
- от кого они защищались?
Что сделать, чтобы узнать:
- попросить взрослых рассказать о том, что они знают об истории жилища человека;
- найти в интернете картинки, изображающие древнего человека и его жилье;
- прочитать в энциклопедии как и где жили люди в старину.
2. Постановка проблемы «Для чего необходимо знать историю жилища человека?».
3. Обсуждение проблемы, принятие задач.
4. Изучить методическую литературу по данной теме «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста» Н.А.Короткова,
«Как жили наши предки» Ю.Дорожкин,
«Что было до..» О.В. Дыбина, «Познавательное развитие» В. Волчкова
5.Подбор художественной литературы, изготовление дидактических пособий.
6. Знакомство родителей с предстоящей работой, беседы с родителями по данной теме
6. Разработка модели взаимодействия со специалистами детского сада.
7. Разработка перспективного плана по реализации проекта
Беседы

Накопление информации.

Беседы, анкетирование

Осознание мотива и цели деятельности

II этап: практический

Перспективный план по реализации проекта

Сентябрь
Чтение «Вера и сегодня» Маршак С.,
«Кошка, которая гуляла сама по себе» Киплинг Р.

Октябрь
1.Изготовление карты-панно- «реки времени», сиволизирующей движение исторического времени.
2.Выбор остановок: «древность» - «старина» - «наше время», познавательно- исследовательская деятельность
3.Беседа: «Дом, в котором мы живем».
Н.А. Короткова «Образовательный процесс в гуппах детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь
1. «Путешествие в прошлое жилища»,
познавательная деятельность
2.Изготовление макета: «Пещера древнего человека», конструирование.
3.«Обживание остановки «древность» , познавательно- исследовательская деятельность

4. «Кто построил этот дом?», беседа
О.В. Дыбина «Что было до...».

Ю. Дорожин «Как жили наши предки».

В.Волчкова «Познавательное развитие».

Декабрь
1.Как жили наши предки (старина), беседа.

2.Средневековый город крепость.(рассматривание иллюстраций)

3.Путешествие в музей предметов, познавательно- игровая деятельность.
Ю. Дорожин «Как жили наши предки»

Январь
1.Изготовление макета жилища человека в старину, конструирование.
2.Обживание остановки «старина», познавательно- исследовательская деятельность.
Н.А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»

Февраль
1.В гостях у бабушки в деревне, рассказ из личного опыта детей.
2.Традиции россиян, познавательная деятельность.
3.Игра «Путешествие в многообразие рукотворного мира»

В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе».
О.В. Добина «Что было до...»

Март
1.«Для чего нужны дома?», беседа.
2.Изготовление макетов современных домов.
3.«Чудесные вещи рукотворного мира», дидактическая игра.

О.В. Дыбина «Что было до...»

О.В. Дыбина «Рукотворный мир»

Апрель
Развлечение с родителями: «Хорошо у нас в дому!»

III этап: заключительный
Презентация «Путешествие по реке времени» «История жилища»,
Выставка макетов сооружений, развлечение с родителями «Хорошо у нас в дому»

Практический материал по реализации проекта

Конспект занятия «История жилища человека в средние века»
Программное содержание:
1.Продолжать учить создавать макеты строений: дома, крепость, как целостного воплощения прошлого.
2.Развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь осваивать формы упорядочивания опыта: причинно-следственных, пространственных и временных отношений.
3. Способствовать развитию познавательной инициативы детей, расширению кругозора.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы: вопросы встречные и поисковые, беседа, опыты, моделирование, проблемная ситуация.
Материалы и оборудование: карта-схема средневекового города-крепости; материал для исследования: дерево, камень, вода; материал для моделирования крепости: конструктор «лего», деревянный конструктор.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, мы продолжаем путешествие по «реке времени». Мы узнали, как и где жили люди раньше: сначала в пещерах, потом в шалашах. Но и в шалаше, наверное, тоже неудобно было жить. Как вы думаете? Почему? (Не было окон, дверей, мог протекать дождь и т.п.)Воспитатель. Да, согласна, и люди стали строить дома из дерева. Как вы думаете, деревянный дом был удобнее? Чем он отличался от шалаша?
Воспитатель. Итак, мы с вами дошли до второй остановки на «реке времени», которая называется «старина». И слово «город» в те времена имело совсем другое значение. Подумайте, как мы можем узнать, что означало это слово раньше?
Воспитатель. Обобщает ответы детей и знакомит со значением слова «город». Это поселение, которое имело крепкую стену-ограду, крепость. Как вы думаете, для чего она была нужна?
Воспитатель. Рассказ детям о крепостной стене.
Когда подступали враги, жители близлежащих поселений старались укрыться за городской оградой. Поэтому, когда строили крепостные стены, никто не жалел сил. Чем надежнее была стена, тем легче было держать оборону. Крепостные стены кажутся простыми только на первый взгляд. На самом деле все было продуманно до мелочей.
Посмотрите на картинку города-крепости.
-Какие постройки сделаны из камня?
- Какие из дерева? Для чего нужны башни?
- Что необычного вы заметили в постройке стены?
Воспитатель. Обобщает ответы детей.
А сейчас я предлагаю вам сделать соответствующую отметку на «реке времени» и приступить к изготовлению макета средневекового города-крепости.
- Что мы сделаем сначала? Какие материалы выберем для постройки стены?
Воспитатель. Предлагает опытным путем подобрать материал для стены.(Дети делают выводы о том, что наиболее подходящий материал камень, т. к. он прочный, не пропускает воду).
Воспитатель. А теперь предлагаю вам из деревянного строителя, из конструктора «лего» сделать крепость. (самостоятельная работа детей)
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше «путешествие по реке времени». Что вам запомнилось? Что вы теперь умеете делать? Понравилось ли вам «путешествие»?
На этом наши путешествия не заканчиваются, нас ждут новые, интересные открытия.

Инструкция

Во времена, предшествовавшие монголо-татарскому игу, женщина на Руси еще пользовалась определенной свободой. Позднее отношение к ней претерпело резкие изменения. Азиатские захватчики подали русским людям далеко не лучший пример, наложив на их жизнь отпечаток грубости. В середине 16 века был создан знаменитый «Домострой» - свод правил и наставлений, которым подчинялся весь жизненный и семейный уклад. По сути, домострой сделал женщину домашней рабыней, обязав ее во всем угождать и беспрекословно подчиняться отцу или мужу.

В крестьянских семьях девочку считали бесполезным существом уже с самого рождения. Дело в том, что когда рождался мальчик, крестьянская община выделяла на него дополнительный земельный надел. На девочку не полагалась, поэтому она редко была желанным ребенком. Грамоте девочек практически не учили. Поскольку роль женщины ограничивалась ведением домашнего хозяйства, считалось, что образование для нее совершенно излишне. Зато на ее плечи ложилась вся тяжесть домашней работы. Если у нее не хватало сил, чтобы справиться со всеми своими обязанностями, домострой предписывал различные наказания, включая физические.

О том, насколько естественным в русских семьях считалось рукоприкладство, говорит и известная пословица: «Бьет – значит, любит». Рассказывали даже такую историю. Один из обосновавшихся на Руси немцев женился на русской девушке. Через некоторое время он обнаружил, что молодая жена постоянно и часто . В ответ на его расспросы, женщина сказала: «Ты меня не любишь». Муж, очень нежно относившийся к супруге, был очень удивлен и долго не мог ничего понять. Оказалось, жена была совершенно уверена в том, что любящие мужья должны бить своих жен.

В христианской традиции было распространено отношение к женщине как к объекту греха и соблазна. Поэтому девушек из знатных семей взаперти держали в теремах. Даже царице не было позволено показываться народу, а выезжать разрешалось только в закрытой повозке. Самыми несчастными из русских были царевны. По сути, они обрекались на одиночество и вечные слезы и молитвы в своих теремах. Замуж за подданных их не выдавали, так как подобный брак считался неравным, а чтобы стать женой иностранного государя, необходимо было принять его веру (хотя такие браки иногда все же случались).

Девушек из дворянских и крестьянских семей выдавали замуж, не спрашивая их согласия. Часто невеста до самой свадьбы не была со своим женихом. В костюме замужней женщины из любого сословия также существовали строгие ограничения. К примеру, волосы должны были быть полностью скрыты головным убором. Открыть их - считалось страшным позором и грехом. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься». Интересно, что простые крестьянки жили гораздо свободнее дворянок. По хозяйственным делам они могли совершенно беспрепятственно выходить из дома. Зато их уделом был тяжелый, непосильный труд.

Положение женщин из дворянских и купеческих семей изменилось с приходом к власти Петра I. Познакомившись с европейскими традициями, царь запретил держать женщин взаперти и даже обязал посещать балы и собрания. В результате, почти весь 18 век прошел под знаком женщин-правительниц.

16 июля 2017 года в московском историческом парке Коломенское пройдет фестиваль "Битва Тысячи Мечей", где русские реконструкторы и гости из Болгарии, Польши, Чехии, Венгрии, Ирландии и других стран представят жизнь средневековой Руси и ее соседей. Это будет военный праздник, главным украшением которого станет, конечно же, Битва. Праздник пройдет на месте Дьяковского городища, древнего поселения V века. В преддверии фестиваля Агентство исторических проектов "Ратоборцы" специально для "Утра" подготовило несколько материалов о жизни наших предков.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Мы сейчас живем в такое время, когда после нескольких десятилетий блужданий по миру многие начали возвращаться к вопросу "а мы-то кто?". Кому-то кажется, что вопрос риторический, и все ясно - вон, почитайте Карамзина. А кого-то этот вопрос и не волновал никогда, и никогда не будет. Но если спросить, откуда и когда пошла Русь, кто такие русские, то многие тут же начнут путаться. Надо этот вопрос разъяснить, решили мы. Как в книге "Generation П" сказал Вовчик Малой, чтобы можно было "любому из Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть".

Итак, начнем нашу повесть о Древней Руси. Как говорят ученые мужи, наша цивилизация на Земле не первая и не вторая, и не последняя. И народы расселялись по территории планеты в разные века и из разных стартовых точек. Смешивались этносы, образовывались и исчезали различные племена. Наступали природные катаклизмы, менялся климат, флора и фауна, даже полюса, говорят, перемещались. Таяли льды, повышался уровень океана, изменялся центр тяжести планеты, прокатывалась по материкам гигантская волна. Оставшиеся в живых собирались в кучки, образовывая новые племена, и всё начиналось снова. Все это происходило настолько медленно, что трудно себе представить. Сложнее было бы наблюдать, наверное, лишь как формируется уголь.

Так вот. В истории нашей цивилизации было такое время, которое у историков носит название Эпоха переселения народов. В IV веке нашей эры было вторжение гуннов в Европу и дальше пошло-поехало. Все забурлило и запередвигалось. Предки славян венеды, описанные Геродотом еще в V веке до н.э., проживали между реками Одер и Днепр. Расселение их происходило в трех направлениях - на Балканский полуостров, в междуречье Эльбы и Одера и на Восточно-Европейскую равнину. Так сформировались три ветви славян, которые существуют и по сей день: славяне восточные, западные и южные. Нам известны названия племен, сохранившиеся в летописях - это поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

К VI веку н.э. славяне находились на этапе разложения первобытно-общинного строя, его место постепенно занимала так называемая военная демократия. Племена расширяли свои владения, и все большее значение приобретала военная сила каждого племени или союза племен. Дружина начала играть ключевую позицию в обществе, а во главе ее стоял князь. Соответственно, сколько дружин, столько и князей, а если племя расселилось широко да поставило несколько городов - так и князей там будет несколько. В IX веке мы уже можем говорить об устоявшихся границах княжеств, называть это образование Древней Русью с центром в городе Киев.

В интернет-поисковиках очень просто найти карты Руси IX-X веков. На них мы увидим, что территория Древней Руси не была локализована вокруг столицы. Она протягивалась с юга на север от Черного моря до Балтики и Онежского озера, а с запада на восток - от современного белорусского города Брест до Мурома. То есть, до границы финно-угорских племен, частично включив их в свой состав (вспомним, что Илья Муромец пришел к киевскому князю из села Карачарова).

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Территория огромная не только по тем временам, но и по временам нынешним. Сейчас нет ни одной европейской страны такого размера, не было ее и в то время. Одна проблема - все князья были между собой равны, признавая верховенство князя, который сидит в Киеве. Почему в Киеве? Потому что с древних времен славяне предпочитали селиться на берегах рек, а когда наладилась активная торговля, то богатели и привлекали к себе самый активный и творческий народ те поселения, которые стояли на торговых путях. Славяне активно торговали с югом и востоком, и "путь из варяг в греки" проходил как раз по Днепру.

Пара слов о дружине и о крестьянстве. Крестьянин в то время был свободен и мог менять место жительства, благо свободных глухих мест было полно. Способов закабаления его не было еще придумано, не те были социальные условия. Княжеские дружинники также были людьми свободными и никак не зависели от князя. Их интерес был в совместной военной добыче. Князь, который был для дружины, скорее, просто боевым вождем, мог враз потерять ее расположение, если военная удача ему не сопутствовала все время. Но за пару столетий эта система отношений поменялась. Дружинники стали получать от князя земельные наделы, обрастать хозяйством и своими собственными маленькими дружинками. Возникла потребность закрепить крестьян на своей земле. Дружина превратилась в поместное дворянское войско.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Конечно, жизнь княжеств не была похожа на идиллию. Князья завидовали друг другу, ссорились, шли друг на друга войной, услаждая свои амбиции. Это происходило в первую очередь потому, что права наследства передавались не от отца к сыну, а вертикально - по братьям. Князья плодились, рассаживая сыновей по престолам в разных городах и городишках. Так большие княжества дробились на так называемые удельные. Каждому брату давался свой удел, которым он правил, защищал, собирал с народа дань и отдавал ее часть Великому князю. Так князья начинали соперничать.

Это все продолжалось долго, покуда в XIII веке не начался обратный процесс собирания мелких княжеств в большие. Это происходило из-за внешних факторов - во-первых, потребность дать отпор внешнему врагу, которым и для Европы, и для Руси стали ордынские монголы. Во-вторых, смещались торговые и политические центры. Торговля по Днепру угасала, открывались новые торговые маршруты, например, по Волге. Древняя Русь дала жизнь таким политическим образованиям как Киевская, Владимиро-Суздальская и Новгородская Русь. В результате все свелось к противостоянию двух больших государственных объединений - Великого Княжества Московского и Великого Княжества Литовского. Но это уже совсем другая история.



Вверх