Игра на уроках истории. Игры по истории

Речь идет о введении военных поселений. Отмена крепостного права. Культура. Берлинский конгресс. Социалисты. Устав о воинской повинности. Александр Сергеевич Пушкин. Сергиев Посад. Исторический анекдот. Напоминание о временах крепостничества. Бородинская битва. Своя игра. Личности. История появления крылатого выражения. Отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Восстание декабристов. Сельское хозяйство.

«Урок-игра по истории» - Кальвинизм. Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? Ост-Индская компания. Перечислите выдающихся философов-мыслителей эпохи Просвещенья. Назовите предприятие, основанное на ручном труде и принципе разделения труда. Мартин Лютер Кинг. Назовите даты войны за независимость в США? Тори и виги. Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? Монополия.

«Кроссворды по истории» - Религия и культура. Основатель гуннского государства. История древнего Казахстана. Орудие, позволившее охотится на мелких животных. Столица кагюев. Стоянка эпохи неолита. Остроконечные шапки. Промысел. Казахстан в эпоху раннего железа. Сарматы. Искусственный канал. Кусок металла. Древнегреческий историк. Памятники андроновской культуры. Метод добычи руд. Культурные достижения кочевников Казахстана.

«Вопросы викторины по истории» - «Пусть ярость благородная …». Кокарду носят на головном уборе, на рукаве или на погонах. Тула. «Солдат вернется, ты только жди …». Каре. Взвод-рота-батальон. Корабль. «До тебя мне дойти не легко …». Арбалет. Курская битва. Танки «Тигр» и «Пантера». Где произошло крупнейшее танковое сражение. «Про того, которого любила …». Бердыш. О какой битве идет речь. Яковлев – это конструктор. 9 мая. Бородинская битва.

«Игры-викторины по истории» - Екатерина II. Телефон. Добро пожаловать. Российский военачальник. Юнкер в Германии. Берлинская стена. Секция «Историческая». Отто фон Бисмарк. Генеральный секретарь. Династия Романовых. Александра Федоровна, жена Николая II. Литература о войне 1812 года. Берлинская стена была возведена по решению властей ГДР. Популярный канцлер Германии. Религия новой эпохи. Судьба послевоенной Германии. Искусство Германии.

«Игра по истории» - Основной закон нашего государства? Баллы. Жереби. В каком году выпустили национальную валюту - тенге? Приветствие. Знаменательные даты истории. Когда празднуется День Независимости РК? 1-2 декабря 2010 г. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Б?бек». Конституция. С каким астрономическим явлением связано празднование Наурыза? 4 июня 1992 г. 16 декабря. Веяние музыки.

Урок - игра по истории Древнего мира «По страницам прошлого»

Тип урока: командная игра.

Форма проведения : путешествие команд по станциям.

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Восток», проверить знания учащихся по теме; развивать словарный запас детей; воспитывать интерес к учёбе, стремление знать больше по изучаемому предмету.

Задачи урока:

    Повторение изученного ранее материала;

    обобщение знаний по предмету;

    создание условий для проявления творческих возможностей учащихся;

    развитие умений работать в группах;

    развитие культуры выступления, слушания.

Оформление:

Командные столы, столы для жюри.

Оборудование: презентация «По страницам прошлого»

Проведение урока – игры рекомендовано для учащихся 5-х классов при изучении курса истории Древнего мира (История Древнего мира: Учеб. для 5-го кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2004.)

Этапы урока:

    Приветствие команд.

    Разминка.

    Исторические загадки.

    Что изображено на картинке.

    Работа по карте.

    Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент

Условия: В игре принимают участие учащиеся 5 класса.

1.Ученики распределяются по командам. Играют 4 команды по 6 – 7 человек в каждой, учащиеся выбирают название для своих команд, девиз, выбирают капитанов. (фараоны, сфинксы, брахманы, воины)

2.Школьники формулируют правила игры.

3.Знакомятся с этапами игры.

Учитель представляет жюри игры.

    Приветствие команд.

Каждая команда встает, называет название, свой девиз. (Жюри оценивает приветствие по пятибалльной шкале)

    Разминка.

Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на 8 вопросов. Жюри следят за временем, считают количество правильных ответов. За правильный ответ – 1 балл.

1 команда

    Столица Междуречья (Вавилон).

    Рассказ о богах (Миф).

    Низшая каста в Индии (слуги).

    Кто носил пышный титул « великий царь, царь царей» (Дарий Первый)

    Пленник, человек без прав и свобод (Раб).

    Столетие (Век).

    Островки зелени в пустыне (оазисы)

    Царские советники и военачальники в Египте (Вельможи).

2команда

    Царевич Гаутама (Будда).

    Самая высокая пирамида (Хеопса).

    Фантастическое существо с телом льва и головой человека(Сфинкс).

    Титул царя Древнего Египта (Фараон).

    Частицы полусгнивших растений (Ил).

    Значки египтян для письма (иероглифы).

    Страна между реками Тигр и Евфрат(Двуречье или Междуречье).

3 команда

    Клинообразные значки предназначенные для письма в Двуречье (клинопись)

    Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран).

    Разнообразные душистые вещества (благовония).

    Сплав меди и олова (Бронза).

    Второе имя Иакова, давшее название всему еврейскому народу (Израиль).

    Гробница древнеегипетских царей (Пирамида).

    Самое большое по территории государство, образовавшееся в 8-7 в. до н.э. (Ассирия

    Каменные доски где записаны 10 заповедей (скрижали)

    команда

    Человек, который служил Богам (Жрец).

    Место где приносили жертву(жертвенник).

    Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).

    Река в Индии (Ганг).

    Как называлось большое и сильное государство(Держава).

    Жилище бога (Храм).

    Густые труднопроходимые леса (Джунгли)

    Группа людей обладающая определенными правами и обязанностями (каста)

Подводим итоги: жюри говорят сколько баллов набрала каждая команда.

    Исторические загадки.

Каждая команда отгадывает по очереди исторические загадки. За правильный ответ – 2 балла . Начинает проигравшая команда.

1. Он был царем.

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон

Повелевать стал всеми… (Фараон).

2 . Не один год, не один раб

Ее строили за просто так.

Чтобы фараон спокойно мог

В загробном мире жить. (Пирамида).

3 . Царь в Вавилонии когда-то был

Могущественным, знаменитым слыл.

От рабства подданных он защитил.

Законы царские он учредил. (Хаммурапи)

4. Самый могущественный, сильный

Правитель Персии огромной

Носил великий титул пышный

«Царем царей» прозвали гордо (Дарий Первый)

5. Самым мудрым и почтенным

Считали в Индии его

Учеников в свой дом брал малых

Умел общаться с божеством (Брахман)

6. Им запрещалось жить в деревне

В лачугах жалких они спали

Отбросами питались

Их люди избегали («неприкасаемые»)

7. Он был китайским мудрецом

Учил людей он благородству

Учил он уважать отцов

С заботой относиться к младшим (Конфуций)

8 . Был мудрый царь, Давида сын

Судил он как спор один

Двух женщин, что дитя делили

Решил он так, чтоб спор пресечь

Ребенка предложил рассечь (Соломон)

4. Что изображено на картинке

Необходимо дать название изображению. И назвать 3 факта связанных с ним.

За правильное название 1 балл и за каждый правильный факт 1 балл

    Корона объединенного Египта.

    Пирамиды Египта.

    Стела с законами Хаммурапи

    Великая китайская стена

    Бог Брахма

    Будда

    Конфуций

    Глиняные воины из гробницы Цинь Шихуана

5. Составить рассказ от лица исторического персонажа.

Капитан команды вытягивает билет, где указано историческое лицо, от имени которого нужно написать рассказ.

    Египетский вельможа

    Ученик брахмана

    Финикийский торговец

    Персидский воин

Команде дается 3 минуты на составление рассказа. Один из членов команды выразительно зачитывает рассказ. Жюри оценивает рассказ по пятибалльной шкале

6.Работа по карте.

Команда вытягивает карточку с заданиями по карте.

1 карточка.

    Показать на карте Египет.

    Назвать и показать реку, которая течет в Египте.

    Какие моря омывают Египет.

    Назвать и показать столицу Египта.

2 карточка

    Показать Финикию.

    Каким морем оно омывается?

    Назвать и показать крупные города Финикии.

    Показать колонии Финикии.

3 карточка

    Показать на карте Индию.

    Показать и назвать самые широкие и полноводные реки Индии.

    Какой океан омывает Индию с запада и востока?

    Какие горы служат северной границей Индии?

4 карточка

    Показать территорию Двуречья.

    Между каких двух рек находится страна.

    Какие города были самыми крупными? Показать их на карте.

    Назвать и показать столицу Двуречья?

6.Конкурс капитанов. (5мин)

Капитаны по минимальному количеству характеристик должны определить о ком идет речь. С каждой новой характеристикой уменьшается возможность заработать для команды наибольшее количество баллов. Начинает проигравшая команда.

Характеристика для капитана 1 команды.

    Он должен был погибнуть, будучи новорожденным (5 баллов)

    Его воспитала дочь фараона (4 балла)

    Он вывел свой народ из Египта (3 балла)

    Встречался на горе Синай с Богом Яхве (2 балла)

    Он получил скрижали с заповедями (1 балл)

Ответ: Моисей

Характеристика для капитана 2 команды.

    Самый большой и знаменитый город Западной Азии (5баллов)

    Жители этого города долго сдерживали нападения Персов (4 балла)

    Этот город был обнесен мощными стенами и казался неприступным (3 балла)

    Самым могущественный и знаменитым правителем был Хаммурапи (2 балла)

    Главный город Двуречья (1 балл)

Ответ: Вавилон

Характеристика для капитана 3 команды.

    Он поднял восстание против мидийского царя и, разгромив его, стал владыкой обширного государства (5 баллов)

    Разрешил евреям вернуться на родину и построить храм Богу Яхве 4балла

    Одержал победу над Вавилонским царевичем Валтасаром (3 балла)

    Он получил прозвище Великий так как его держава простиралась от границ Индии до Средиземного моря (2 балла)

    Он был предводителем Персов (1 балл)

Ответ: Кир

Характеристика для капитана 4 команды.

    Был очень жестоким правителем, держал свой народ в постоянном страхе (5 баллов)

    Он приказал сжечь старинные книги, а почитателей Конфуция закопать живьем в землю (4 баллов)

    Могущественный правитель очень боялся за свою жизнь (3балла)

    В его гробнице было 6 тысяч глиняных воинов (2 балла)

    В 221году до н.э. он объединил Китай под своей властью. (1 Балл)

Ответ: Цинь Шихуан

Жюри подводят итог игры. Команда, набравшая наибольшее количество баллов в игре, объявляется победителем.

    Подведение итогов урока.

Задачи:

Повышение интереса к дисциплинам общественно-гуманитарного цикла;

Расширение и углубление знаний и умений по дисциплине «История»;

Реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;

Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учащихся в нестандартных игровых ситуациях.

Цель:

Углубить знания об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии древних славян.

Форма: игра «Что? Где? Когда?»

Эпиграф:

«В нашем рождении участвовали камни гор и воды рек, травы степей и клики пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце нашей жизни, но и солнце, светившее предкам».

Валентин Распутин.

В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев постановил провести в 2012 году в Российской Федерации Год российской истории. Это связано с тем, что в 2012 году будут иметь место несколько важных исторических юбилеев. Одним из них станет празднование 1150-летия зарождения российской государственности.

В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков. Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории. Празднование этой даты несомненно будет иметь большое общественное значение, способствовать консолидации российского общества, воспитанию гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения.

С чего начинается Россия? От какого корня пошёл жизнестойкий росток?

Название родительского дерева – славяне. Первые письменные свидетельства о славянах относится к рубежу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские, сирийские источники. На основании этих сообщений историки определили территорию расселения славян. В далёкие времена они жили к востоку от германцев: от Эльбы до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Чёрного моря.

Учёные считают, что к VI веку происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства. Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их воображение наполняло природу множеством дивных существ, создавало богов. Солнце, ветер, роза, лес – всё представлялось нашему предку одушевлённым. Славяне были язычниками. От первобытности они унаследовали веру в силу магических обрядов: новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае, встречали Масленицу блинами. Особые обряды сопровождали пахоту и сев, а затем начинались праздники урожая.

Во время проведения турнира вы познакомитесь с традициями и обычаями наших предков в культурной, хозяйственной и военной жизни.

НОВЕЛЛЫ-ЗАДАЧИ

«Жилище»

Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о быте славян. Предки наши были стройными, русыми, румяными. По словам иноземцев, славяне отличались могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливостью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольствовались самой простой.

Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот, озёр, на высоких местах, чтобы жильё не затопило во время весенних разливов.

Славяне ещё не умели строить надёжные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать. Устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

Вопрос. Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.

Ответ. Славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт предков научил славян хранит запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.

«Тактика»

В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжёлые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. Панцирей славяне не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в коротких штанах.

В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитали встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днём и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки.

Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве, часто сами нападали нежданно-негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом. Они умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом.

Вопрос. Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраг.

Ответ. По замечанию византийского автора, славяне в целом не имели единого командования и не были способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными племенами, ещё не могли тогда создать сильную армию с единым военным командованием, подобную византийской. Этим и можно объяснить военную тактику славян.

«Костёр»

Каждое поселение славяне обносили высокой бревенчатой стеной, домов за ней было не видно. Избушки были невелики, до половины уходили в землю. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности обмазывали их сырой глиной.

На самой высокой сосне в городище устраивалась сторожевая вышка. Поднимались на неё не по лестнице, а по шесту с перекладинами. С вышки далеко видно. Если бдительный страж замечал, что подбираются к селению недобрые пришельцы, тотчас же поднимал тревогу. На вышке зажигали костёр, оповещали соседей.

За короткий срок все ближние селения узнавали об опасности, и люди сходились вместе, чтобы отразить нападение врагов.

Вопросы. Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту с перекладинами, а не по лестнице? Каким должен быть сигнальный костёр?

Ответ. Славяне использовали шест с перекладинами, так как его легко можно было поднять наверх и спрятать в ветвях сосны, дозодрый был как в крепости. Сигнальный костёр разжигали на вышке с тем условием, чтобы он был с густым дымом. Именно густой дым и был сигналом для соседей о надвигающейся опасности.

«Для защиты»

Оборудование: чёрный ящик, сырая шкура.

Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжёлого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» - подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.

Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (т.е. чем они сами).

Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» - были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.

Вопрос. Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.

Ответ. Для защиты от огня славяне покрывали деревянные щиты шкурами.

«Переправа»

Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооружённую, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материал для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был заранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек, указывает автор.

Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов.

«Ладья»

Реквизит: что-то вроде деревянного корыта и горсть углей.

В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи. Долго ходили они по лесу. Деревьев в лесу много, да не всякое годится в дело: одно криво, другое гнило, третье суковато.

К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топориком сделали на дубу три затёса: два вдоль ствола и один под ним – поперёк. Метка означала, что этот дуб будут рубить именно они, и никто другой.

Миновало лето, прошла осень. Первым делом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтёсывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча жёлтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубовая колода всё больше становилась похожа на лодку.

Потом наступил черёд выделывать ладью изнутри.

Вопрос. Покажите, как это делали славяне.

Ответ. Славяне разожгли костёр. Когда костёр разгорелся, они лопатой стали доставать из огня горячие угли и класть их на колоду сверху. Угли горели, ветерок их раздувал. От жарких углей дымилась колода. Угли прогорали, и в колоде оставалась выжженная ямка. Славяне клали в неё новые угли, и опять дымилась колода. Так мало-помалу выжигали ладью изнутри.

«Торговля»

Внимание на экран.

Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мёд, воск, льняное полотно, жёлтый камень – янтарь, оружие, щиты, украшения.

Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень-озеро, Затем в Ловать-реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру.

В устье Днепра, где река впадает в Чёрное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы приготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.

Вопрос. Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста?

Ответ. После того как были поставлены паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде.

«Крашение»

Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.

Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передаёт их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.

Вопрос. Предположите, почему яйца стали красить.

Ответ. Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времён считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц.

«Полководец»

Внимание на экран.

Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав – сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали и в ближних и дальних странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго-западным границам Древнерусского государства.

Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражений на Дунае Святослав вёл переговоры об окончании войны с императором Византии Цимисхием: «Видом он был таков: среднего роста, не стишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и густыми длинными волосами на верхней губе. Голова у него была голая, но только на одной её стороне висел локон волос… шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висели золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посередине. Одежда на нём была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

Вопрос. Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос.

Ответ. У Святослава голова была выбрита, а локон волос означал знатность рода.

«Одежда»

Переговоры Святослава и Цимисхия проходили у реки. Русский князь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиец прискакал на коне.

Император Цимисхий был в золочёных доспехах. Золочёная сбруя украшала коня. Блистала дорогими нарядами много численная свита. Удивило византийцев то, что Святослав не отличался от своих воинов одеждой, кроме чистоты.

Вопрос. Предположите, почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов.

Ответ. Святослав не отличался от своих воинов одеждой не случайно. Кроме серьги с жемчугами и рубином, богатый князь не хотел обременять семя ничем таким, что могло бы помешать походной жизни.

Суровый и простой быт во все времена отличал многих знаменитых военачальников. Задолго до Святослава Александр Македонский делил со своими воинами все походные тяготы. Намного позже Святослава Александр Васильевич Суворов, даже будучи стариком, спал на охапке сена, покрываясь плащом, и не надевал тёплого мундира до тех пор, пока зимнюю одежду не получали его солдаты.

«С собой»

Реквизит. Веник, совок.

Редкий человек может похвалиться, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезёт, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью, даже ладошки у него волосатые. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он принимает облик хозяина дома – просто вылитый. Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить её на место, как скоро понадобятся вещи человеку.

Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочём не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом.

Вопрос. Покажите, как перевозили славяне с собой домового.

Ответ. При переезде в новый дом наши предки поступали так: поскребут под порогом, затем соберут мусор в совок и рассыпают его в новой избе, считая, что с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забыть принести ему на новоселье горшок каши и со всм возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить»!

«Чур, меня!»

Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога – громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Даждьбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу жил лесной бог – леший, в воде – водяной бог, в руслах рек – русалки.

Славяне, как и другие родственные им народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды в старину говорили: «Чур, меня, защити»!

Вопрос. Предположите, что означали эти слова?

Ответ. Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, если они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков называли часто «чурами» или «Щурами». Вот почему говорили в случае беды «Чур, меня защити»!

Блиц – вопросы

О ком идёт речь.

1.Славяне представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородой.

2. Его жена покровительствовала браку и семейному счастью, хотя её имя переводится как «мать наполненных корзин».

3. В отличие от своих близнецов в других странах его никогда не назначали старшим.

4. По преданию, его стрелы возвращались на Землю лишь через 7 лет.

5. Его деревянное изображение имело на серебряной голове золотые усы.

Скачать презентацию - Урок игра по истории России «Турнир эрудитов (из истории славян)».

Урок. Деловая игра.
Тема урока: История России с древнейших времен до XVI в.
Форма проведения: групповая
Цели и задачи:
повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVI века; повышение интереса к изучению предмета;
развитие познавательной активности обучающихся;
воспитание культуры общения; воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины, формирование чувства патриотизма, обогащение духовного мира школьников через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Место проведения: учебный класс
Оборудование: мультимедийное
Ход урока
Учитель:
Ребята! Сегодня наш урок пройдет в виде известной телепередачи “Своя игра”. Мы постараемся вспомнить некоторые важные даты, события истории России, которые изучали на уроках. Надеюсь, что работа будет интересной и продуктивной!
Я представляю вам своего помощника – ученика 9 класса, который будет производить подсчет баллов каждой команды.
Далее класс делится на три команды, команды придумывают для себя названия, учитель знакомит учащихся с правилами игры:
1. Ведущий – учитель истории, который в ходе урока кратко комментирует ответы учащихся.
2. Право первого хода разыгрывается по жребию. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку.
3. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном ответе со счета команды снимается соответствующее цене вопроса количество баллов, право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.
4. Если команда выбрала сектор “Кот в мешке”, то она определяет, какая команда будет отвечать на вопрос.
5. Если выпал “Аукцион”, то команды сами назначают стоимость вопроса в зависимости от имеющейся суммы баллов. Право ответить на вопрос получает команда, которая назначила самую большую стоимость вопроса (цифры капитаны по согласованию с командой записывают на листах бумаги и передают ведущему).
6. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
7. Победители получают именные сертификаты “Знаток истории” за подписью учителя истории.
Итак, начинаем игру.
Первый раунд “Русь Древняя”.
Раздел “Восточные славяне”
Вопрос 10: Как называлось народное собрание у восточных славян? Ответ: Вече
Вопрос 20: С каким занятием восточных славян связаны слова: перелог, жито, сошник? Ответ: Земледелие
Вопрос 30: О каком союзе племен идет речь в отрывке из “Повести временных лет”:“....жили в те времена сами по себе и управлялись своими родами...И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей...” Ответ: Поляне
Раздел “Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья”.
Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году образовалось единое Древнерусское государство? Ответ: 882 год
Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “В лето 6477 сказал (он) матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы”. Ответ: Князь Святослав
Вопрос 30: О каком событии идет речь: “Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. И послали к нему послов, говоря: “Почему идешь опять? Ты ведь взял дань”. Ответ: о восстании в 945 году древлян против князя Игоря.
Раздел “Расцвет Древнерусского государства”
Вопрос 10: С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства? Ответ: Ярослав Мудрый
Вопрос 20: Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи: “Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре”. Ответ: в 988 году
Вопрос 30 (Вопрос-аукцион): Как в Древней Руси назывался разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами? Ответ: Закуп
Раздел “Культура Древней Руси”
Вопрос 10: В каком веке была создана “Повесть временных лет?” Ответ: XII век
Вопрос 20: Создание какого произведения древнерусской культуры связано с именем митрополита Илариона? Ответ: “Слово о Законе и Благодати”
Вопрос 30: Какое религиозное сооружение было построено в Киеве ещё при Владимире Святом и считается одним из первых каменных храмов на Руси?Ответ: Десятинная церковь
Второй раунд. Политическая раздробленность на Руси.
Раздел “Главные политические центры Руси”
Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году состоялся съезд князей в Любече, постановивший “каждый да держит отчину свою”? Ответ: 1097 год
Вопрос 20: С именем какого князя связано первое упоминание о Москве? Ответ: Юрий Долгорукий
Вопрос 30: При каком русском князе состоялся окончательный перенос столицы из Киева во Владимир? Ответ: Всеволод Большое гнездо
Раздел “Нашествие с востока”
Вопрос 10: Какой город первым подвергся разорению со стороны монголо-татар в 1237 году? Ответ: Рязань
Вопрос 20: Как называлась ханская грамота, которая давала русским князьям право на правление в своих княжествах? Ответ: ярлык
Вопрос 30: О каком городе говорится в отрывке из исторического документа: “...С тех пор татары называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов...” Ответ: Козельск
Раздел “Борьба с западными завоевателями”
Вопрос 10 (вопрос-аукцион): На каком озере произошло Ледовое побоище? Ответ: На Чудском
Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру”? Ответ: Александр Невский
Вопрос 30: В каком году произошла битва, последовавшая за описанными в летописи событиями: “Придоша свеи (шведы) в силе велице и мурмане (норвежцы) и сумь и емь (финны) в кораблях множество много зело... с князем и пискупами (епископами)своими, и сташа в Неве в устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку, и Новгород, и всю область новгородскую”. Ответ: 1240
Раздел “Культура русских земель в XII-XIII веках”
Вопрос 10: Как называется произведение, повествующее о походе новгород-северского князя Игоря Святославича в половецкую степь? Ответ: “Слово о полку Игореве”
Вопрос 20: Эту церковь Андрей Боголюбский построил неподалеку от своих палат после кончины любимого сына. Её называют “Поэмой из камня”.Ответ: Храм Покрова на Нерли
Вопрос 30 (изображение представлено на презентации): В каком городе находится этот памятник архитектуры конца XII века? Ответ: Во Владимире
Третий раунд. Московская Русь.
Раздел “Куликовская битва”
Вопрос 10: Кто, согласно преданию, благословил на Куликовскую битву московского князя? Ответ: Сергий Радонежский
Вопрос 20: В каком году произошло событие, описываемое в отрывке из источника: “Уж не соколы и не кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То ведь были не соколы и не кречеты, то обрушились русские князья на силу монгольскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские... на речке Непрядве” Ответ: 1380 год
Вопрос 30: Какое прозвание дал народ двоюродному брату Дмитрия Донского, серпуховскому князю Владимиру, в честь победы на Куликовом поле?Ответ: Храбрый
Раздел “Создание единого Русского государства”
Вопрос 10: В каком году произошло событие, вошедшее в историю под названием “Стояние на Угре”? Ответ: 1480
Вопрос 20: Какое название носило время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 года? Ответ: Юрьев день
Вопрос 30: О каком событии идет речь в отрывке из сочинения историка Н.М. Карамзина: “Января 15 рушилось древнее вече, которое до сего дня еще собиралось на двор Ярослава. Все знатнейшие граждане, бояре, жилые люди, купцы целовали крест в архиепископском доме, а дьяки и воинские чиновники Иоанновы взяли присягу с народа, с боярских слуг и жен в пяти концах”. Ответ: О присоединении Новгорода к Москве в 1478 году
Раздел “Иван IV Грозный”
Вопрос 10: Как называлось неофициальное правительство при Иване IV? Ответ: Избранная рада
Вопрос 20: О деятельности какого приказа идет речь?
“а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские. тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя... А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали”. Ответ: Приказ тайных дел
Вопрос 30: Как называлась кампания, закончившаяся подписанием Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия? Ответ: Ливонская война
Раздел “Русская культура в XIV-XVI веках”
Вопрос 10: Этот храм был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Ответ: Храм Василия Блаженного (Покровский собор, Собор Покрова Пресвятой Богородицы).
Вопрос 20: Как называется сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы, составленный в XVI веке протопопом Сильвестром? Ответ: Домострой
Вопрос 30 (изображение демонстрируется на слайде 79): Назовите имя автора данной иконы. Ответ: Андрей Рублёв
Учитель: Итак, все раунды пройдены. Давайте подсчитаем баллы. Наибольшее количество баллов набрала команда “С названием”, все участники этой команды награждаются именными сертификатами “Знаток истории”.
Ребята! Я благодарю вас за сегодняшний урок и думаю, что победителями в сегодняшней игре можно считать всех вас – вы отлично справились с предложенными заданиями и доказали, что знаете историю нашей страны. Желаю вам дальнейших успехов в изучении истории!

Цель игры : развивать интерес к родной истории, к прошлому России.

В игре участвуют две команды:

1-я команда - «Археологи»;

2-я команда - «Реставраторы».

Эпиграф к игре:

История не терпит суесловия,

Трудна сё народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Ярослав Смеляков

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир истории. Вы уже познакомились с «лентой времени», с историей возникновения календаря, письменности, различных вещей, которыми мы пользуемся и сейчас. Сегодня мы собрались на игру «Счастливый случай». Тема игры - история.

Ваша задача - вспомнить все изученное и прочитанное ранее и защитить честь своей команды.

Представляю команды:

1-я команда - «Археологи».

2-я команда - «Реставраторы».

Кто такие археологи? Реставраторы?

Эпиграфом игры будут вот эти замечательные слова Ярослава Смелякова. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске или плакате.)

Вопросы первой команде.

1. Отрезок времени в 100 лет. (Век.)

2. 1564 г. - начало книгопечатания на Руси. Какой это век? (16 в.)

3. Как назывался первый дом человека? (Пещера.)

4. В каком веке вы живёте? (21 век.)

5. Как называли правителей Египта? (Фараон.)

6. Что такое зипун? (Одежда.)

7. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

8. Что такое иероглифы? (Египетские знаки для письменности.)

9. В 988 году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Какой это был век? (10 в.)

10. Материал для письма из листов тростника. (Папирус.)

Вопросы второй команде.

1. Отрезок времени в 12 месяцев (Год.)

2. 1380 г. - в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? (14 в.)

3. Дворец и крепость очень богатых людей средневековья. (Замок.)

4. В каком веке родились ваши родители? (20 век.)

5. Кто правил на Руси? (Царь.)

6. Что такое гардероб? (Предмет мебели.)

7. Оборотная сторона медали. (Реверс.)

8. Как называются знаки для письма в России? (Буквы.)

9. В 1147 году была основана Москва. (Первое упоминание в летописи). Какой это был век? (12 в.)

10. Обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма (Пергамент.)

III. Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу вопросы, которые заранее подготовили сами.

IV. Третий гейм «Заморочки из бочки».

В ящике лежат бочонки от лого с номерами 1, 2, 3, 4. Дети достают номерок, учитель читает задание. Дается 1 минута на обсуждение.

1. О каком предмете идет речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами. (Носовой платок.)

2. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого»?

Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое. (Чай.)

Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь - подобен ядовитой змее!»

3. Сценка (разыгрывают дети).

Только удивительно князю Юрию Владимировичу, почему Кучко, тутошний князь, не встречает его, не оказывает почести. Послал он воина за Кучком. (Входит Кучко, воин.)

Долгорукий. Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь?

Кучко. Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

Долгорукий. Хорошие у тебя села, богатые.

Кучко. Богатые.

Долгорукий. Знать, поля хороню родят.

Кучко. Хорошо.

Долгорукий. А река рыбна ли?

Кучко. И река рыбна.

Долгорукий. А как зовется река?

Кучко. Москва.

Долгорукий. Что значит такое название?

Кучко. Названо не нами, а жившими прежде нас. Мы сами не понимаем, что оно значит.

Как известно, князь Юрий Долгорукий основал нынешнюю нашу столицу - Москву. Мы посмотрели встречу великого князя с Кучко, владельцем земель, где потом князь выстроил Москву.

Вопрос: Что стало с Кучко? Какова его судьба?

(Боярин Степан Иванович Кучко был убит по приказу Долгорукова как не покорившийся, а сын Юрия Андрей взял себе в жены красавицу дочь Кучко.)

4. Иван I Данилович, князь Московский был умным и очень хитрым человеком. Он прослыл бережливым, даже скупым. Много богатства скопилось у него. В своем завещании проводил политику - не дробить землю Московскую. Пусть младшие склоняют голову перед одним, старшим в их роду князем. В своих завещаниях Иван Данилович подробно перечислял всякие мелочи - шелковую и иную рухлядь (ткани, одежду), все до единого драгоценные каменья. Перед отъездом растолковал он сыновьям и жене, в каком ларце что хранится, да где ларцы стоят, да какими печатями они запечатаны, да где находятся от них ключи, и прочая и прочая... Вот список только золотых предметов, которые упомянуты в последнем завещании Ивана Даниловича:

золотых цепей - 12,

ценных поясов - 9,

золотых чаш - 6,

золотых чар - 2,

золотое блюдо, с жемчугом и камнями - 1,

золотых сосудов - 4,

золотая коробочка - 1,

золотая шапка - 1.

И прозвал парод князя Ивана Даниловича Калитою.

Вопрос. Что означает слово «калига»? (Сумка или камень на лямке.)

V. Четвертый гейм «Темная лошадка».

Вопросы задает другой учитель или родители. Вопросы сразу обеим командам.

1 Отгадывание кроссворда. Учащиеся отгадывают кроссворд сами, в случае затруднения можно обратиться к зрителям, но за это команде снижается 1 балл.

(За этот конкурс максимальное количество баллов - 7.)

1) Имя князя Долгорукова, основавшего Москву. (Юрий.)

2) Сколько лет составляет один век? (Сто.)

3) Запись событий по годам. (Летопись.)

4) Столица России. (Москва.)

5) Отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на монетах, печатях. (Герб.)

6) На чем писали египтяне? (Папирус.)

7) Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. (Фамилия.)

Ключевое слово: история.

2. Определить, где древнегреческая ваза, русский ковш, царский кубок.

3. Помогите этим людям сесть на свой стул. Соединить изображение человека со стулом.

VI. Пятый гейм «Пять вопросов».

Одна команда покидает наш класс, вопросы задаются той что в классе, затем второй команде.

1. Как называется греческий большой сосуд для вина?

Три варианта ответа (па карточках):

2) кратер;

3) амфора.

Ответ: амфора.

2. Как назывался город Волгоград раньше?

Ответ: Царицын, Сталинград.

3. Как называется надпись на монетах?

Три варианта ответа (на карточках):

2) Легенда.

3) Монета.

Ответ: легенда.

4 Чем знамениты славянские братья Кирилл и Мефодий?

Ответ: Они создали славянскую азбуку, то есть алфавит, в 9 веке.

5. В каком году был основан город Царицын? Три варианта ответа:

Ответ: 1589 год.

VII. Заключительное слово учителя, награждение победителей.

Все участники награждаются призами, грамотами.



Вверх