Художник матюшин михаил васильевич, картины и биография. Матюшин михаил васильевич Матюшин михаил васильевич почему он авангардист

русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в

Биография

С 1877 по 1881 годы обучается в Московской Консерватории по классу скрипки, и затем работает скрипачом Придворного оркестра. С 1894 по 1905 годы посещает Рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем посещает школу-студию Я.Ф. Ционглинского.

В 1908-1910 годах Матюшин и его жена Елена Гуро входят в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский , Велимир Хлебников), они встречаются в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там основывается издательство «Журавль», в 1910 выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Михаил Матюшин выпускает 20 футуристических книг.

Похоронен в Мартышкине.

Творческий путь

Михаил Матюшин, как и некоторые другие художники того времени, прошел через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далеко от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных душевных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, глубокое вглядывание, желание анализа позволило стать Матюшину педагогом и теоретиком нового искусства.

В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского . Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.

В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Университет Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета - то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.

Исследователи причисляют музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что главным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера «Победа над солнцем».

Семья

  • Гуро, Елена Генриховна - вторая жена, поэтесса и художница.

Публикации М. Матюшина

  • О книге Метценже-Глеза "О кубизме" // Союз молодежи. № 3, Санкт-Петербург, 1913
  • Футуризм в Петербурге // Первый журнал русских футуристов. № 1-2. Москва, 1914
  • Руководство к изучению четвертого тона для скрипки. Петроград, 1915
  • О выставке последних футуристов. // Весенний альманах "Очарованный странник". Петроград, 1916
  • Закономерности изменяемости цветовых отношений. // Справочник по цвету. Москва-Ленинград, 1932. Переиздание: Михаил Матюшин. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний - М.: Д. Аронов, 2007. - 72 с. - ISBN 978-5-94056-016-4.

Память

  • В 2006 году в Санкт-Петербурге открылся Музей петербургского авангарда, в доме Песочной улице, где жили Матюшин и Гуро (современный адрес- улица профессора Попова, дом 10).

Считаются не только произведения мастеров давно минувших веков и седой старины. Художники прошлого столетия внесли не меньший вклад в развитие искусства и их старинные картины по праву занимают место в музейных собраниях. Об одном из них пойдёт речь в данной статье. Михаил Васильевич Матюшин родился в Санкт-Петебрурге в 1861 году. Будучи разносторонне одарённым, он проявил себя не только в изобразительном искусстве.

Музыка и литература в жизни художника

В 1876 году Михаил Васильевич поступил в Московскую консерваторию. Получив музыкальное образование, Матюшин стал музыкантом Придворного императорского оркестра в Санкт-Петербурге. Он был солистом оркестра до 1913 года. Матюшин вместе с женой, Еленой Гуро, в 1909 году основали творческое объединение «Союз молодёжи». Совместно с поэтическим сообществом «Гилея» они создали футуристический театр «Будетлянин». Целью основания «Будетлянина» был переворот традиционной точки зрения на театр как искусство. В 1913 году состоялась премьера первого спектакля. Это была опера «Победа над солнцем». Сценическое оформление создали Крученых и Малевич, а музыку к опере написал Михаил Матюшин. Художник постоянно находился в поиске нового, и это касалось не только живописи, но и музыки. В 1914 году Матюшин работал над «Осенним сном» и «Дон Кихотом». Музыку Михаил Васильевич писал в духе свойственного ему авангардизма. В то же время Матюшин увлёкся литературой, проявляя своё многогранное дарование и на данном поприще. Он опубликовал статью «Футуризм в Петербурге», издал книгу «О кубизме».

Живопись и общественная жизнь

Одновременно с музыкальным Матюшин получал художественное образование. В 1894-1898 годы он учился в Рисовальной школе при ОПХ, затем – в частной школе Е.Н. Званцевой и в студии Я.Ф. Ционглинского. В последней обучалась и жена художника, Е. Гуро, обладавшая не менее разносторонним дарованием. Зимой 1909 года талантливые супруги создали «Союз молодёжи», просуществовавший до 1914 года. Объединение провело 6 выставок, на которых зритель имел возможность ознакомиться со всеми авангардными течениями того времени. Супруги были членами общества кубофутуристов, участвовали в работе «Журавля» — издательства авангардного направления. В 1910 году увидел свет первый сборник «Садок судей», включавший плоды творчества русских авангардистов. Работая в издательстве, Матюшин до 1917 года выпустил около 20 книг. Он познакомился с поэтами и художниками: братьями Бурлюками, В. Каменским и В. Хлебниковым — авангардистами того времени, с В. Ивановым, А. Ремизовым и Ф. Сологубом – представителями старой школы.

С 1910 года Матюшин, впечатлённый теоретическими изысканиями математика П. Успенского, использовал в творчестве метод восприятия и познания человека, мира и космоса как единого целого. В двадцатых годах Михаил Васильевич и его последователи организовали группу «Зорвед». Она занималась исследованием воздействия на человеческое восприятие звука и света, формы и цвета. Творчество и деятельность участников данного объединения базировалась на теории «расширенного смотрения». Две выставки работ Матюшина и участников «Зорведа», его учеников, прошли успешно и получили высокую оценку критиков. Первая состоялась в 1923 году, вторая – в 1930. Матюшин не обошёл вниманием и преподавательскую деятельность. Он занимался обучением молодёжи в мастерской пространственного реализма в ГСХМ Петрограда, а затем преподавал в ГИНХУКе.
14 октября 1934 года Михаил Матюшин скончался в Ленинграде. В 2006 году открылся Музей петербургского авангарда, где собраны старинные и современные картины данного направления. Музей был основан в память о Михаиле Матюшине и его огромном вкладе в отечественную культуру и искусство.

(1861, Нижний Новгород - 1934, Ленинград). Живописец.

М.В. Матюшин в 1868 поступил в четырехклассное городское училище, а в 1871-м был принят на отделение Русского музыкального общества, где получил основы общего и музыкального образования. С 1874 года он учился в Московской консерватории по классу скрипки, параллельно продолжал заниматься рисунком - писал, рисовал и копировал работы «старых мастеров». В 1882-м, пройдя конкурс, Матюшин был принят первой скрипкой в Придворный оркестр (играл в нем до 1913 года), благодаря чему смог посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894-1898), мастерскую Я.Ф. Ционглинского (1903-1905) и частную школу Е.Н. Званцевой (1906-1907), где преподавали Л.Я. Бакст и М.В. Добужинский. Еще в 1900 году молодой художник побывал на Всемирной выставке в Париже, познакомился с новыми направлениями в искусстве. В 1909-м Матюшин вошел в группу Н.И. Кульбина «Импрессионисты», но вскоре вместе со своей женой Е.Г. Гуро покинул объединение. В это время он познакомился с братьями Бурлюками, В.В. Каменским и В.В. Хлебниковым, несколько позднее - с К.С. Малевичем , ставшим его другом на всю жизнь.

В 1909 году Матюшин и Гуро стали инициаторами создания петербургского общества художников «Союз молодежи». Матюшин участвовал в его выставках в 1911-1914 годов. В 1909-м началась издательская деятельность Матюшина и Гуро, организовавших издательство «Журавль». Первой вышла книга Гуро «Шарманка», позднее первый и второй футуристические сборники «Садок судей» (1910 и 1913) и сборник «Трое» (1913), посвященный памяти Гуро. Всего было выпущено около двадцати книг, брошюр и сборников Уже тогда Матюшин интересовался современными художественными течениями, о чем свидетельствует издание им перевода книги А. Глеза и Ж. Метценже «О кубизме»- (1913), позднее - работы П.Н. Филонова , В.В. Хлебникова и К.С. Малевича (1915-1916). В те годы началась теоретическая работа Матюшина над проблемой художественного пространства. Теоретические выводы он воплощал в своей живописи. Так появилась новая форма, названная художником «кристаллизацией».

В 1913-м была показана знаменитая футуристическая опера «Победа над солнцем» - музыка Матюшина, пролог В.В Хлебникова, либретто А. Крученых, декорации и костюмы К.С. Малевича . В оформление были включены пушечная канонада, работающий мотор и другие звуковые эффекты. В следующем году Матюшин написал музыку к стихотворной драме А. Крученых «Война» Уже после революции Михаил Васильевич со своими учениками создал серию музыкальных постановок, посвященных памяти Е.Г. Гуро, на основе ее произведений - «Небесные верблюжата», «Осенний сон» (1920-1922), где зритель погружался в цветовую и звуковую среду. В течение 1910-х Матюшин последовательно эволюционировал, его творчество развивалось от современных принципов импрессионизма к футуризму. Произведения экспонировались на многочисленных ставках: выставке «Современные течения» членов общества «Треугольник» (1910), выставках «Салона молодежи», «Международного салона» В.А. Издебского - интернациональных выставках в Одессе, Киеве, Риге, Петербурге (1909-1910-е) и в других экспозициях. Преподавательская деятельность Матюшина началась в 1909-м в Народной консерватории: 1918 по 1926 он преподавал на живописном факультете Академии художеств (Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских), организовал мастерскую пространственного реализма, занимавшуюся исследованием пространственно-цветовой среды в живописи (по 1926). Поиски в этом направлении были начаты еще на рубеже 1910-х, и Матюшин продолжил их в Государственном музее живописной культуры и в Государственном институте художественной культуры, где руководил отделением органической культуры. Над этой проблемой он работал со своими учениками и коллегами - Марией, Ксенией, Борисом Эндер, Николаем Гринбергом.

Теории Матюшина предполагали планетарное ощущение природы, проникновение в высшую реальность, развитие сознательного ее изучения в единстве с интуицией. Особое внимание уделялось глазу, физиологию которого предполагалось расширить за счет использовался помимо прямого зрения, которым человек пользуется при нормальном освещении, бокового зрения, которое работает при слабом или вечернем освещении. В результате такого «расширенного смотрения» достигался эффект «насыщения» цвета светом, что позволяло очистить цвет, благодаря свету органично объединить предмет со средой, добиться целостности изображения. При этом всякое изменение формы влекло изменение цвета, а использование иного цвета рождало новую форму. Группа Матюшина проделала огромную экспериментальную и лабораторную работу по изучению взаимодействия цвета с различными формами в разных условиях освещенности. Были составлены таблицы спектральных и дополнительных близких комбинаций цветов, красок, изучалось взаимодействие цвета и формы, создавались обобщенные труды по этим проблемам. Изучалось также взаимовлияние звука и цвета. Итогом этой работы стал «Справочник по цвету», изданный в 1932 тиражом 400 экземпляров, который активно использовался художниками, а также при реставрационных, строительных и других работах. В ряду известных живописных произведений Матюшина картина «ЛАХТА» (1920, Областной художественный музей им. А.М. и В.М. Васнецовых, Киров). Она напоминает работы Е.Г. Гуро конца 1900-х свободным расположением цветовых пятен, стремлением придать впечатление объемности сочетаниям ярких цветовых пятен и полос с прорывами в светлое окружающее пространство, что позволяет добиться их органичного слияния.

Более последовательное воплощение своих идей художник продемонстрировал в работе «СТОГ. ЛАХТА» (1921, ГРМ), где пространственные отношения земли и неба строятся на контрасте свободных цветных полос - прямых, сходящихся вдали у стога, более темных и плотных на земле и разнообразных на небе.


Ключевой живописной работой Матюшина стало полотно «ДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ» (1922?, ГРМ). Цветные полосы, расположенные по диагонали, где верхний и нижний края четко ограничены на светлом сером фоне - чуть более светлом в верхней части композиции, отделены друг от друга, но внутри каждой цвет тонко разработан, благодаря чему возникает ощущение пространственности всего изображения, как бы парящего в невесомости. При внимательном рассмотрении кажется, что в изображении присутствует объем и можно представить продолжение полос за пределами того, что изображено. Круг интересов Матюшина был чрезвычайно широк - теоретик, живописец, педагог и музыкант, режиссер, воплощавший идеи синтетического театра. Работа Матюшина в области теории, создание самостоятельной оригинальной школы живописи сделали его одной из крупных фигур русского авангарда.

Музыкант, композитор, художник, теоретик, педагог, исследователь искусства. Родился в Нижнем Новгороде.
Был незаконнорожденным сыном Н.А. Сабурова и бывшей крепостной. Получил фамилию матери.
В шесть лет по слуху он научился аккомпанировать и играть песни, звучавшие вокруг, девяти лет сам сделал скрипку, правильно ее настроив. Виртуозную игру Миши на скрипке-«шмеле» услышал приятель брата, который и повел его к Виллуану, директору открывшейся в Нижнем Новгороде консерватории. Мальчика тотчас же приняли в консерваторию, и он начал заниматься здесь под руководством помощника директора Лапина. Последний взял Матюшина к себе на полный пансион, но внимания ему уделял мало. Как вспоминал сам Матюшин, самую большую школу он получил в качестве хориста и учителя певчих, которым стал в восьмилетнем (!) возрасте.


Семи лет самостоятельно выучился писать и считать. Также самостоятельно, по книжной графике, лубочным картинкам, иконам в церкви учился и живописи.
В Москву Матюшина привез старший брат-портной. И с 1875 по 1880 г. он учился в Московской консерватории. Также Матюшин продолжал и свои самостоятельные занятия - писал с натуры, копировал старых мастеров. Ему предложили поступить в Строгановское училище, но у семьи не было для этого средств: Матюшину приходилось подрабатывать уроками музыки и настройкой роялей. Главной московской школой было для него знакомство с музыкальной классикой на концертах и особенно на репетициях, где он впервые почувствовал и пытался для себя сформулировать проблему синтеза «звучания и цветности».


Стараясь избежать воинской повинности и найти подходящую работу, Матюшин выдержал конкурс на место скрипача Придворного оркестра в Петербурге. Молодой оркестр имел обширнейший репертуар, куда входили произведения классической музыки и все последние «новинки» западноевропейского и русского музыкального искусства, и, без сомнения, музыкант получил здесь высококлассную школу. А с конца 1890-х, когда был выстроен Панаевский театр, он стал играть и в итальянской опере.
Женившись на француженке, Матюшин вошел в круг петербургской богемы. Через жену он познакомился с художником Крачковским и по его совету поступил в школу Общества поощрения художников, где начал с азов. У него появилось много знакомых среди живописцев. В ней он учился с 1894 по 1898 г.
В 1900 г. Матюшин побывал на Всемирной выставке в Париже. Изучение собраний живописи, начатое в русских музеях, художник продолжил в парижском Лувре и в Люксембурге; особенно восхищали его полотна Ф. Милле и Э. Мане.
Учился Матюшин также и в частной студии Я. Ционглинского (с 1903 по 1905 г.) Его второй женой стала Елена Гуро, с которой он познакомился в студии, и которая оказала огромное влияние на все творчество Матюшина.
В начале века многих художников волновал вопрос о новых пространственных точках зрения в живописи - это называлось поиском «четвертого измерения». Матюшин, работавший в области физиологии зрения, оказался в центре технических и эстетических новаций. Постепенно вокруг него и Гуро складывается круг творческой молодежи, идущей в этом направлении. Об итальянском футуризме знали немного, и тем значительнее достижения русского авангарда, самостоятельно открывшего формулу Времени.

В 1909 г., войдя в группу Н. Кульбина «Импрессионисты», Матюшин познакомился с братьями Д. и Н. Бурлюками, поэтами В. Каменским и В. Хлебниковым. В 1910 г. группа Кульбина распалась, и Матюшин с Гуро выступили инициаторами создания кружка единомышленников для проведения докладов, выставок, издания книг - «Союза молодежи». Матюшин организовал собственное издательство «Журавль», в котором издавал книги футуристов.
В 1912 г. Матюшин познакомился с К. Малевичем, В. Маяковским, А. Крученых. Группа «Союз молодежи» выпустила знаменитый «Садок судей» (1-й и 2-й), провела ряд выставок.
1913 г. явился пиком кубофутуристической активности русского авангарда.
В этом же году Матюшин сочиняет музыку для постановки «Победы над солнцем» - футуристической оперы, либретто для которой написал А. Крученых, пролог - В. Хлебников, декорации и костюмы создал К. Малевич. Звуковой ряд этого произведения во многом опирался на всевозможные эффекты: в нем, в частности, звучал грохот пушечной канонады, шум работающего мотора и т. д.

Матюшин выступал также и как писатель, художественный критик, публицист. В 1913 г. под его редакцией вышел русский перевод книги А. Глеза и Ж. Метценже «Кубизм».
«Победа над солнцем» - не единственный композиторский опыт Матюшина: в 1914 г. он напишет музыку для «Побежденной войны» А. Крученых, в 1920-1922-м вместе со своими учениками создаст серию музыкальных театральных постановок на основе произведений Е. Гуро «Небесные верблюжата» и «Осенний сон». Кроме сочинения музыки, Матюшин занимался также проблемами акустики и технических возможностей инструмента. Разрушая темперированную систему, исследователь изобретал звуковые «микроструктуры» (1/4 тона, 1/3 тона), утверждая ультрахроматику. В 1916-1918 гг. он работал над созданием нового типа скрипки.

Октябрьская революция была встречена Матюшиным как долгожданное освобождение.
С 1918 по 1926 г. Матюшин был преподавателем петроградских ГСХМ ВХУТЕИНа, возглавляя там мастерскую пространственного реализма. Главная исследовательская проблема, которой он занимался, - пространственно-цветовая среда в живописи. Поиски в этом направлении были продолжены и в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем - в ГИНХУКе. Здесь он руководил Отделением органической культуры, изучая взаимосвязи цвета, формы, зрительных, осязательных и слуховых раздражений при восприятии.
Группа Матюшина называлась «Зорвед» (от «зорко видеть»). Теоретические положения «Зорведа» художник опубликовал в журнале «Жизнь искусства» (1923, № 20). Итогом работы стал «Справочник по цвету» (М.-Л., 1932).

Выставки:

Современные течения. Санкт-Петербург, 1908
Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909
Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига, 1909-1910
Треугольник. Санкт-Петербург, 1910
Салон Независимых. Париж, 1912
1-ая Государственная свободная выставка произведений искусства. Петроград, 1919
ХIV-ая Международная выставка искусств. Венеция, 1924
Международная выставка художественно-декоративных искусств. Париж, 1925

Статьи М. Матюшина:

О книге Метценже-Глеза "О кубизме" // Союз молодежи. № 3, Санкт-Петербург, 1913
Футуризм в Петербурге // Первый журнал русских футуристов. № 1-2. Москва, 1914
Руководство к изучению четвертого тона для скрипки. Петроград, 1915
О выставке последних футуристов. // Весенний альманах "Очарованный странник". Петроград, 1916
Закономерности изменяемости цветовых отношений. // Справочник по цвету. Москва-Ленинград, 1932

* * *



Гуро, Елена Генриховна (18 мая 1877 - 23 апреля 1913)
поэтесса, прозаик и художница- вторая жена.

Она умерла на своей финляндской даче Уусикиркко (Поляны) от лейкемии, похоронена там же. В некрологе писали о том, какую потерю понесла с уходом Гуро русская литература. Но сильнее чем читатели, по большей части не слишком жаловавшие "страшно далёких от народа" футуристов, эту утрату переживал Михаил Матюшин. В его архиве сохранилось две записки, сделанные в августе 1913 года, то есть вскоре после смерти Гуро. Из них явствует, что и после смерти жены он продолжал ощущать её присутствие и вести с ней беседы. Эти записи не предназначавшиеся для чужих глаз настолько искренны и проникновенны, что хотелось бы привести их полностью:
Сегодня 26 авг. Лена сказала, что мы неразлучны с ней потому, - что наша жизнь вместе (а так же наша встреча) - создала большую любовь к единому. Т.е. та разнородная живых видимостей, движений, вибраций пронизалась лучами нашей встречи, радостью, найдя общее для неё выражение. Вот почему мы с ней будем всё больше и больше работать вместе.(Соединение в едином). Какая радость!"

"Моё первое движение души к Лене было так чудно! Она рисовала Гения с гипса и я увидел такое лицо и такого воплощения в соединении с творящим Ея лицо без малейшей черты людского. Это было золото моей жизни. Мой сладкий сон, мои единые мечты всей моей жизни. И я этого не знал ещё тогда! Эту прелестную мечту сменила чувственная".

Он часто бывал на её могиле, проводил очень много времени. Там, на скамейке он поставил ящик с её книгами. На ящике он написал - "Здесь лежит Елена Гуро, кто хочет познакомиться с её книгами, берите и читайте, а только потом верните" - и по уверению Майи - все возвращали, не могли не вернуть, не вернуться на эту могилу.







На этом холсте Матюшин изобразил могилу Елены Гуро.

Михаил Матюшин был незаконнорожденным сыном Н.А. Сабурова и бывшей крепостной. Получил фамилию матери.
В шесть лет по слуху он научился аккомпанировать и играть песни, звучавшие вокруг, девяти лет сам сделал скрипку, правильно ее настроив. Виртуозную игру Миши на скрипке-«шмеле» услышал приятель брата, который и повел его к Виллуану, директору открывшейся в Нижнем Новгороде консерватории. Мальчика тотчас же приняли в консерваторию, и он начал заниматься здесь под руководством помощника директора Лапина. Последний взял Матюшина к себе на полный пансион, но внимания ему уделял мало. Как вспоминал сам Матюшин, самую большую школу он получил в качестве хориста и учителя певчих, которым стал в восьмилетнем (!) возрасте.
Семи лет Михаил самостоятельно выучился писать и считать. Также самостоятельно, по книжной графике, лубочным картинкам, иконам в церкви учился и живописи.
В Москву Матюшина привез старший брат-портной. И с 1875 по 1880 г. он учился в Московской консерватории. Также Матюшин продолжал и свои самостоятельные занятия - писал с натуры, копировал старых мастеров. Ему предложили поступить в Строгановское училище, но у семьи не было для этого средств: Матюшину приходилось подрабатывать уроками музыки и настройкой роялей. Главной московской школой было для него знакомство с музыкальной классикой на концертах и особенно на репетициях, где он впервые почувствовал и пытался для себя сформулировать проблему синтеза «звучания и цветности».
Стараясь избежать воинской повинности и найти подходящую работу, Матюшин выдержал конкурс на место скрипача Придворного оркестра в Петербурге. Молодой оркестр имел обширнейший репертуар, куда входили произведения классической музыки и все последние «новинки» западноевропейского и русского музыкального искусства, и, без сомнения, музыкант получил здесь высококлассную школу. А с конца 1890-х, когда был выстроен Панаевский театр, он стал играть и в итальянской опере.
Женившись на француженке, Матюшин вошел в круг петербургской богемы. Через жену он познакомился с художником Крачковским и по его совету поступил в школу Общества поощрения художников, где начал с азов. У него появилось много знакомых среди живописцев. В ней он учился с 1894 по 1898 г.
В 1900 г. Матюшин побывал на Всемирной выставке в Париже. Изучение собраний живописи, начатое в русских музеях, художник продолжил в парижском Лувре и в Люксембурге; особенно восхищали его полотна Ф. Милле и Э. Мане.
Учился Матюшин также и в частной студии Я. Ционглинского (с 1903 по 1905 г.) Его второй женой стала , с которой он познакомился в студии, и которая оказала огромное влияние на все творчество Матюшина.
В начале века многих художников волновал вопрос о новых пространственных точках зрения в живописи - это называлось поиском «четвертого измерения». Матюшин, работавший в области физиологии зрения, оказался в центре технических и эстетических новаций. Постепенно вокруг него и Гуро складывается круг творческой молодежи, идущей в этом направлении. Об итальянском знали немного, и тем значительнее достижения русского , самостоятельно открывшего формулу Времени.
В 1909 г., войдя в группу Н. Кульбина «Импрессионисты», Матюшин познакомился с братьями Д. и Н. Бурлюками, поэтами и . В 1910 г. группа Кульбина распалась, и Матюшин с Гуро выступили инициаторами создания кружка единомышленников для проведения докладов, выставок, издания книг - . Матюшин организовал собственное издательство , в котором издавал книги футуристов.
В 1912 г. Матюшин познакомился с К. Малевичем, В. Маяковским, . Группа «Союз молодежи» выпустила знаменитый «Садок судей» (1-й и 2-й), провела ряд выставок.
1913 г. явился пиком кубофутуристической активности русского авангарда.
В этом же году Матюшин сочиняет музыку для постановки «Победы над солнцем» - футуристической оперы, либретто для которой написал А. Крученых, пролог - В. Хлебников, декорации и костюмы создал К. Малевич. Звуковой ряд этого произведения во многом опирался на всевозможные эффекты: в нем, в частности, звучал грохот пушечной канонады, шум работающего мотора и т. д.
Матюшин выступал также и как писатель, художественный критик, публицист. В 1913 г. под его редакцией вышел русский перевод книги А. Глеза и Ж. Метценже «Кубизм».
«Победа над солнцем» - не единственный композиторский опыт Матюшина: в 1914 г. он напишет музыку для «Побежденной войны» А. Крученых, в 1920-1922-м вместе со своими учениками создаст серию музыкальных театральных постановок на основе произведений Е. Гуро «Небесные верблюжата» и «Осенний сон». Кроме сочинения музыки, Матюшин занимался также проблемами акустики и технических возможностей инструмента. Разрушая темперированную систему, исследователь изобретал звуковые «микроструктуры» (1/4 тона, 1/3 тона), утверждая ультрахроматику. В 1916-1918 гг. он работал над созданием нового типа скрипки.
Октябрьская революция была встречена Матюшиным как долгожданное освобождение. С 1918 по 1926 г. Матюшин был преподавателем петроградских ГСХМ ВХУТЕИНа, возглавляя там мастерскую пространственного реализма. Главная исследовательская проблема, которой он занимался, - пространственно-цветовая среда в живописи. Поиски в этом направлении были продолжены и в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем - в ГИНХУКе. Здесь он руководил Отделением органической культуры, изучая взаимосвязи цвета, формы, зрительных, осязательных и слуховых раздражений при восприятии. Группа Матюшина называлась «Зорвед» (от «зорко видеть»). Теоретические положения «Зорведа» художник опубликовал в журнале «Жизнь искусства» (1923, № 20). Итогом работы стал «Справочник по цвету» (М.-Л., 1932).
Умер Михаил Матюшин в Ленинграде 14 октября 1934 г.

Михаил Матюшин

РУССКИЙ КУБОФУТУРИЗМ*

Тогда же объединенный комитет «Союза молодежи» решил организовать футуристический театр. Летом мы решили собраться в Уусикиркко в Финляндии на даче у Гуро, чтобы наметить дальнейшую нашу совместную работу. Приехали Малевич и Крученых, Хлебников не приехал. Дело в том, что он, решив ехать, зажал деньги на дорогу, чтобы не потерять, по-детски в кулак, но зашел в купальню и, бросившись в воду, разжал пальцы. В результате мы получили его скорбный отказ приехать с описанием случившегося.

Мы составили план действий, втроем написали манифест и стали усиленно работать над оперой «Победа над Солнцем». Я написал музыку, Крученых - текст, Малевич нарисовал декорации и костюмы. Мы обо всем совещались. Крученых переделывал текст, когда я и Малевич указывали ему на слабые места. Тут же я изменял те места, которые не отвечали общему значению. Мы закончили работу в Петербурге к декабрю, когда и состоялись постановки «Победы над Солнцем» и трагедии «Владимир Маяковский».

Этот спектакль многому научил и показал, как мало понимала публика того времени то новое, о котором так много говорили на диспутах, в изданиях, в музыке, в картинах.

В «Победе над Солнцем» мы указывали на выдохшийся эстетизм искусства и жизни.

Два будетлянина великана поют:

Старое эстетство в лице Нерона и Калигулы (в одном лице) осмеяно и в то же время в насмешке дано указание на невозможность протеста:

Нерон (и Калигула) поет:

Солнце старой эстетики было побеждено:

Никто из поэтов не поражал меня своим творчеством так непосредственно, как Крученых. Его идеи, спрятанные в словотворческие формы, кажутся совершенно непонятными, но я и Малевич, работавшие с ним, многое поняли. Мы часто говорили при какой-либо неудаче - «пахнет дождевым провалом» (из «Победы над Солнцем»).

Крученых писал: «Творчество должно видеть мир с конца, должно научиться постигать объект интуитивно, насквозь, постигать его не тремя измерениями, а четырьмя, шестью и более. Нужно уничтожить бывшие до сих пор в употреблении слова и выдумать новые чисто русские».

Когда я писал музыку на его слова там, где потревоженный толстяк оглядывает «10-й Стран» и не понимает нового пространства, мне с такой убедительной ясностью представилась новая страна новых возможностей Мне казалось, я вижу и слышу пласты правильно ритмующихся в бесконечности масс. Мне, кажется, удалось выразить это в музыке. <…>

Я помню слова Крученых, обращенные ко мне на одной из репетиций:

Михаил Васильевич, объясните студентам-исполнителям суть непонятных слов.

Дело в том, что студенты, исполнявшие роли, и хор просили объяснить им содержание оперы. За словесными сдвигами они не видели смысла и не хотели исполнять, не понимая. Я взялся объяснить и сказал приблизительно следующее:

Мы не замечаем перемен в языке, живя в своем времени. Язык же и слова постоянно изменяются во времени, выбрасывают лишние слова и даже целые предложения старого порядка и заменяют новыми. Приведем пример из стихотворения конца XVIII века:

Думаю, что это стихотворение Державина вам так же непонятно, как и наша опера. Я нарочно вас ставлю между двумя эпохами, новой и старой, чтобы вы убедились, как сильно меняется способ выражения. Но условиться о чем-либо, значит - понять. Читая Хемницера, Хераскова, вы должны понять, что такое новое слово.

Читаю любимые мои стихи Крученых и объясняю пропуски:

Это замечательное стихотворение Крученых заставляет невольно работать воображение, обостряя представление своей диалектикой.

Затем я объяснил, что старая форма стала настолько доступной, что даже писаря свободно работают стихи под Лермонтова и что прежний способ рассказа или описания был так искажен ненужными предложениями, высокопарными словами, что в настоящее время кажется нелепым.

Вот один пример: недавно я встретил одного старика, культурного по своему времени, и он начал рассказывать мне, как он забыл калоши. Он начал с травосеяния на юге и того, какие платья носили в то время, когда еще не было калош, и что Исаакиевский собор еще не был начат, а цены на мясо были очень низкие.

Это вызвало шумное одобрение слушателей.

Я объяснил, что опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, что Нерон и Калигула - фигуры вечного эстета, не видящего «живое», а ищущего везде «красивое» (искусство для искусства), что путешественник по всем векам - это смелый искатель - поэт, художник-прозорливец, что сражающийся сам с собой неприятель - это конец будущим войнам и что вся «Победа над Солнцем» есть победа над старым привычным понятием о солнце как «красоте».

Объяснение со студентами мне удалось вполне. Они мне аплодировали и сделались нашими лучшими помощниками.

Постановку субсидировали Жевержеев и Фокин, содержатель «Театра миниатюр» на Троицкой. Наши первые репетиции в «Театре миниатюр» вероятно воодушевили наших меценатов; Фокин, прослушав первый акт оперы, весело закричал:

Нравятся мне эти ребята!

Постановка была решена. Снят был театр Комиссаржевской на Офицерской и там начались репетиции, но наши меценаты не очень раскошелились. Нельзя было достать хороший рояль, привезли с опозданием старую «кастрюлю», хористов наняли из оперетты, очень плохих, и только два исполнителя - тенор и баритон - были приемлемыми.

Репетиций было всего две и наспех, кое-как.

Малевичу долго не давали материла для декораций.

В день первого спектакля в зрительном зале все время стоял «страшный скандал». Зрители резко делились на сочувствующих и негодующих. Наши меценаты были страшно смущены скандалом и сами из директорской ложи показывали знаки негодования и свистели вместе с негодующими.

Критика, конечно, беззубо кусалась, но успеха нашего у молодежи она скрыть не могла. На спектакль приехали московские эго-футуристы, весьма странно одетые, кто в парчу, кто в шелка, с разрисованными лицами, с ожерельями на лбу.

Крученых играл удивительно хорошо свою роль «неприятеля», дерущегося с самим собой. Он же и «чтец».

Малевич написал великолепные декорации, изображавшие сложные машины, и мой портрет. Он же придумал интересный трюк: чтобы сделать громадными в первом акте двух будетлянских силачей, он поставил им на плечи на высоте рта головы же в виде шлема из картона - получилось впечатление двух гигантских человеческих фигур.

Жевержеев был так напуган, что на мою просьбу вернуть Малевичу имеющиеся у него рисунки костюмов (не купленные им, он был экономен) наотрез отказался, говоря, что у него нет никаких рисунков Малевича и что он вообще не меценат и с нами никаких дел не желает иметь.

Единственно, что удалось, это издать оперу «Победа над Солнцем» в виде либретто, с несколькими кусочками музыки.

Вскоре произошел и распад общества художников «Союза молодежи». Четвертый номер журнала так и не вышел. Парчовый хозяин** перестал его субсидировать.

Первые шаги в искусстве всегда трудны и тяжелы. Тот, кто видел Малевича с большой деревянной ложкой в петлице, Крученых с диванной подушечкой на шнуре через шею, Бурлюка с ожерельем на раскрашенном лице, Маяковского в желтой кофте, часто не подозревал, что это пощечина его вкусу. Его радость перешла бы в ярость, если бы он уразумел, что мы этим осмеивали пошлость мещанско-буржуазного быта.

<1934>

*Отрывок из неизданной книги «Творческий путь художника»

**Л. Жевержеев являлся владельцем фабрики по производству парчи



Вверх