Художественная культура в 17 веке. Русская художественная культура XVII - XVIII вв. Барокко в архитектуре

Культурология и искусствоведение

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла.

Художественная культура 17-18 веков.

Организационный (институциональный) аспект культуры:

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства . Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий . В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие « свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса . 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была определена и структурно организована сфера культурного пространства . Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному.

Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера ( Valet de chamber ). Художник 17 в. А.Сакки входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари. Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи художника и заказчика . Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным.

В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства» : концерты, выставки. Сформировался новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное . Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века.

Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение ; 2) вторичное – исполнительство . А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр. Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами.

Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому авторскому праву.

Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма.

Эстетическая доминанта – драматизм .

Новый образ человека. Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни . В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме – драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма.

Полиморфность и полистилизм.

Морфологический аспект (характерные для периода виды искусства):

В классицизме на 1 плане – драматический театр . Он влияет на все виды и жанры.

В музыкальном искусстве это выразилось, прежде всего, в развитии музыкального театра (Монтеверди, Скарлатти, Перголези, Люлли, Рамо, Пёрселл, Гендель, Моцарт, Глюк). Только в Венеции – 7 театров. Развиваются и опера, и балет. В оперу включаются танцевальные эпизоды. Во Франции в создании балетных спектаклей участвовали Мольер, Люлли. Это – прямое влияние театра. Косвенное влияние – драматизм самой музыки . «В музыкальном языке того времени живёт «сценическая структура» (Старобинский , 1964). Мистерия заменяется оперой. Симфония вырастает из театральной увертюры. Характерные черты музыки Бетховена – «драматический симфонизм», «диалогический принцип», «столкновение противоборствующих идей и воль» (И.И.Соллертинский ).

В архитектуре и изобразительных искусствах влияние театра очень многопланово. Архитектура Ренессанса ориентирована на живописный эффект, архитектура Нового времени – на театральный. В архитектуре много декора, игровых и гедонистических мотивов. Отсюда – широкое распространение орнамента. Симптоматично, что именно в орнаменте И.Кант увидел воплощение чистой красоты искусства, которую сопоставил с красотой цветов в природе. Живописная картина мыслится как мезансцена. Даже в пейзаже пространство строится, как будто это замкнутый куб сцены (кулисообразное построение). Впервые это наблюдается в живописи голландцев. Распространяется жанр серийной картины как последовательности сюжетно связанных сцен (Хогарт).

В реалистически ориентированном искусстве на 1 месте – не театр, а литература, точнее – эпический род и эпические жанры. Преимущества литературы –1) возможность воплощать такие масштабы пространства и времени, какие сцене и изобразительному искусству не были доступны; 2) возможность включить автора-субъекта в художественную структуру. В этой связи драматические произведения (комедии) начинают писать прозой (Бомарше, Гольдони, Дидро, Лессинг). В живописи повествовательность привела к тому, что картины строились по принципу социальной обусловленности характера средой. Отсюда – размежевание классических жанров на жанровые разновидности.

Характерная черта художественной культуры 17-18 веков – развитие самосознания культуры. Художественные системы барокко и классицизма выработали свои эстетические теории.

Основные принципы барокко :

  • главный инструмент творчества – острый, быстрый разум, творческая интуиция;
  • метафорическая поэтика (природа – гигантская метафора, а искусство разгадывает её тайны).

Основные принципы классицизма:

  • подражать, опираясь на правила; нормативность;
  • цель искусства – воспитание личности, которой свойственна не абстрактная добродетельность, а человека-гражданина;
  • доминирование родового над индивидуальным, идеального над реальным.

Основные принципы развивающегося реализма :

  • прямое и непредвзятое подражание (объективированность);
  • морализирование;
  • красота – форма истины и добра.

PAGE 2


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35974. Молодые Платформы 47 KB
имеют складчатое основание палеозойского и частично позднедокембрийского возраста. В некоторых из них главная складчатость происходила в середине палеозоя эту складчатость называют КАЛЕДОНСКОЙ по старинному названию части Шотландии Каледонии где она проявилась очень отчетливо перед девоном а созданные ею складчатые структуры и пояса называют КАЛЕДОНИДАМИ. Наряду с ними есть еще более молодые складчатые области геосинклинальное развитие которых продолжалось не только в палеозое но и в течение большей части мезозоя и завершилось лишь...
35976. Экономическая классификация природных ресурсов 46 KB
Классификация природных ресурсов по происхождению. При строгом контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит. Каждый ландшафт или природнотерриториальный комплекс обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВЕКОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ Так много новостей за 20 лет И в сфере звёзд, И в области планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались и сейчас Всё стало относительным для нас. Джон Донн () -Синтез искусств, то есть активное взаимодействие разных его видов - вершины пластических искусств - расцвет музыкальной культуры - золотой век театра


СТИЛЬ – совокупность художественных средств и приёмов их использования, характерная для произведений искусства какого-либо художника, крупного художественного направления или целой эпохи. Искусство 17 века неразрывно связано с формированием и развитием различных стилей.


Искусство конкретной эпохи шире круга явлений, называемых стилем. Если 17 век ассоциируется со стилем барокко, то это не значит, что данный стиль был единственным. Наряду с барокко в 17 веке развивались разные стили: -маньеризм, - рококо - классицизм - реализм


МАНЬЕРИЗМ (ит. Manierismo – вычурный), так итальянские художники называли «новую прекрасную манеру», разграничивая старые и новые приёмы творчества. Это скорее мода, чем большой стиль. Стиль возник в середине 16 века -Изысканная виртуозная техника --вычурность образов, напряжённость -Сверхъестественные сюжеты -Разрушение ренессансной гармонии и равновесия














Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков, сформировался в Италии. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). БАРОККО



Специфические черты стиля барокко. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (мир барокко - мир, в котором нет покоя Бунин); 6. Поиск единства в противоречиях жизни; 7.В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; 8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению




Во Франции ярче других проявился стиль рококо - от фр. «рокайль» - раковина-стиль изысканных и сложных форм, причудливых линий, интриг, авантюр и праздников, главная цель которого забавлять и развлекать.. Иногда считается разновидностью барокко, отказавшегося от монументальности. Рококо – стиль исключительно светской культуры. Стиль зародился в среде французской аристократии. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля и характеристикой настроений придворных кругов. Вместо этикета – легкомысленная атмосфера, жажда наслаждений и веселья. Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами. РОКОКО


Стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Помпезность в те годы уже не привлекала зодчих. Искусство в соответствии со вкусами знати приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк, утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри таков основной образ архитектуры рококо. Роскошь в сочетании с тончайшей, почти ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.




Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала Высокого Возрождения. Теоретиком раннего классицизма был поэт Никола Буало-Депрео () -«любите мысль в стихах», то есть эмоции подчиняются разуму.


РЕАЛИЗМ Развивался на рубеже веков. Характерные черты реализма – это объективность в передаче видимого, точность, конкретность, отсутствие идеализации, внимание к естеству, искренность чувств.

Вопрос 1. Что было главной особенностью развития художественной культуры России в первой половине XIX в.?

Ответ. Главной особенностью развития культуры было постоянное увлечение интереса публики из числа высших слоёв общества к творчеству в самых разных жанрах, включая философские рассуждения о происходящем. Это вело к ускорению развития культуры, появлению новых стилей в самых разных областях творчества.

Вопрос 2. Назовите примеры классицизма в русской архитектуре этого периода. Каковы были его основные черты?

Ответ. Стиль классицизма до своей наивысшей стадии ампира относится скорее к XVIII веку, в XIX до наступления ампира были закончены Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, а также здание Императорской Публичной библиотеки. Характерные черты стиля:

Вопрос 3. Приведите примеры сентиментализма в отечественной литературе начала века.

Ответ. Сентиментализм – это направление в мировой литературе, в котором делается особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении литературных произведений. В России такие произведения создавались относительно не долго. В начале XIX века были опубликованы такие романы как «Бедная Маша» А. Е. Измайлова (1801) и «Путешествие в полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» Ивана Свечинского (1802), многочисленные повести Г. П. Каменева («История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита», «Прекрасная Татьяна») и прочие.

Вопрос 4. Чем было вызвано, на ваш взгляд, появление и быстрое распространение в отечественной художественной культуре романтизма? Приведите примеры.

Ответ. Романтизм в мировой литературе возник как реакция на идеалы Великой Французской революции и быстрое разочарование в этой революции, которая вместо справедливого общества разума привела к потокам крови. Именно по этому романтический герой обычно не понят толпой, которая либо полностью его отталкивает, либо не понимает, извращает и опошляет его идеи. Русская культура со времён Елизаветы Петровна была близка с культурой французской, потому в России романтизм распространился быстро.

Вопрос 5. Покажите на конкретных примерах развитие реализма в художественной культуре России.

Ответ. Реализм начинается с яркого показа одной черты характера человека, или ситуации, или целого человека, но относительно кратко характеризуемого. Таковы повести Николая Васильевича Гоголя: «Человек в футляре», «Шинель» и т. д. Постепенно творцы начинают показывать гораздо более сложное переплетение переживаний, ситуаций и в целом судеб. Такова, например, первая драма Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся». Не сразу появилась в реализме и тема крепостного крестьянства. Только в середине века она была раскрыта в «Записках охотника» Иваном Сергеевичем Тургеневым.

Вопрос 6. Чем можно объяснить тот факт, что русская литература этого периода приобрела преобладающее влияние в духовной жизни русского общества?

Ответ. Консерватизм официальных властей нарастал. Те люди, у которых были духовные искания, не могли надеяться на перемены в жизни со стороны правительства. Потому они обращались к творцам за ориентирами в жизни. Из всех видов творчества литература в те времена лучше всего тиражировалась. Картина либо скульптура могли быть выставлены только в одном месте, спектакль мог быть поставлен сразу в нескольких театрах, но далеко не во всех в должном качестве. Литературное произведение в одинаковом качестве, которое заложил туда автор, могли читать одновременно во всех салонах столицы, а также в других городах империи и даже в отдалённых имениях. Потому до распространения кино именно чтение книг было достойным развлечением образованного человека, которое, в отличии от прочих, сочеталось с просвещением.

Вопрос 7. Какими принципиально новыми чертами была отмечена театральная жизнь?

Ответ. Принципиально новые черты:

1) впервые императорские театры разделились на оперную, балетную и драматическую труппы;

2) появилась русская театральная и музыкальная критика (ярчайший её пример – Владимир Васильевич Стасов.

Вопрос 8. Что принципиально нового произошло в развитии музыкального искусства?

Ответ. Музыкальное искусство во многом под воздействием победы 1812 года стало гораздо более патриотичным, в частности бытовая опера сменилась героической, часто на темы русской истории. Постоянно усиливалась русская национальная тематика.

Вопрос 9. Какой жанр живописи этого периода был наиболее любим в среде интеллигенции?

Ответ. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей. Потому главным жанр тогда – портрет.

Вопрос 10. Кто из художников был основоположником критического реализма в русской живописи?

Ответ. Павел Андреевич Федотов. Именно он первым в своих картинах стал показывать не приукрашенные картины действительности и критическое отношение автора к этим сюжетам. Такими стали «Утро чиновника, получившего первый крест» (1846), «Разборчивая невеста» (1847) и др.

Вопрос 11. Каковы наиболее характерные черты стиля русского ампира? Приведите примеры этого стиля в русской архитектуре первой половины XIX в.

Ответ. В этом стиле созданы здание Адмиралтейства и Казанский собор в Санкт-Петербурге и др. Характерные черты стиля:

1) строгие прямые линии, образующие правильные углы;

2) архитектурные элементы, максимально подражающие императорскому Риму, включая портики и колонны;

3) монументальность форм, грандиозность размеров;

4) богатое украшение фасадов, включая скульптуры.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 -18 ВЕКОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ Так много новостей за 20 лет И в сфере звёзд, И в области планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались и сейчас Всё стало относительным для нас. Джон Донн (1572 -1631) -Синтез искусств, то есть активное взаимодействие разных его видов - вершины пластических искусств - расцвет музыкальной культуры - золотой век театра

СТИЛЬ – совокупность художественных средств и приёмов их использования, характерная для произведений искусства какого-либо художника, крупного художественного направления или целой эпохи. Искусство 17 века неразрывно связано с формированием и развитием различных стилей.

Искусство конкретной эпохи шире круга явлений, называемых стилем. Если 17 век ассоциируется со стилем барокко, то это не значит, что данный стиль был единственным. Наряду с барокко в 17 веке развивались разные стили: -маньеризм, - рококо - классицизм - реализм

МАНЬЕРИЗМ (ит. Manierismo – вычурный), так итальянские художники называли «новую прекрасную манеру» , разграничивая старые и новые приёмы творчества. Это скорее мода, чем большой стиль. Стиль возник в середине 16 века - Изысканная виртуозная техника - -вычурность образов, напряжённость - Сверхъестественные сюжеты - Разрушение ренессансной гармонии и равновесия

Эль Греко Доменико Теотокопули (1541– 1614) Первый выдающийся художник испанской школы живописи. живопись «Святое семейство»

БАРОККО Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков, сформировался в Италии. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).

Специфические черты стиля барокко. 1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); 6. Поиск единства в противоречиях жизни; 7. В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; 8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению

РОКОКО Во Франции ярче других проявился стиль рококо - от фр. «рокайль» раковина-стиль изысканных и сложных форм, причудливых линий, интриг, авантюр и праздников, главная цель которого забавлять и развлекать. . Иногда считается разновидностью барокко, отказавшегося от монументальности. Рококо – стиль исключительно светской культуры. Стиль зародился в среде французской аристократии. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля и характеристикой настроений придворных кругов. Вместо этикета – легкомысленная атмосфера, жажда наслаждений и веселья. Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами.

стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Помпезность в те годы уже не привлекала зодчих. Искусство в соответствии со вкусами знати приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк, утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри - таков основной образ архитектуры рококо. Роскошь в сочетании с тончайшей, почти ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней - все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.

Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала Высокого Возрождения. Теоретиком раннего классицизма был поэт Никола Буало-Депрео (1636 -1711) - «любите мысль в стихах» , то есть эмоции подчиняются разуму.

Развивался на рубеже 17 -18 веков. Характерные черты реализма – это объективность в передаче видимого, точность, конкретность, отсутствие идеализации, внимание к естеству, искренность чувств. РЕАЛИЗМ

Новый период в развитии культуры на пороге Нового времени. Изменение традиционного мировоззрения, перемены в историко-культурном процессе.

Факторы, влияющие на формирование культуры:

1. Иностранная интервенция.

2. Крестьянские войны и восстания.

3. Сложение абсолютизма, завершившего централизацию государства.

4. Юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649).

5. Образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальный уклад.

6. Возрастание государственной регламентации общественной жизни.

7. Никонианская реформа и раскол церкви.

8. Расширение связей со странами Западной Европы.

9. Завершение истории древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Обмирщение культуры.

Основные достижения:

1. В науке - изучение и обобщение опыта с целью применения его к жизни.

2. В литературе - формирование светского направления.

3. В архитектуре - сближение облика культовых и гражданских построек.

4. В живописи - разрушение иконографических канонов и появление реалистических тендеций.

1613 - утверждение династии Романовых. Первый царь - Михаил Федорович Романов.

Обучение грамоте в семье. Пособия по домашнему воспитанию и обучению.

1633 - букварь Бурцева, грамматика Смотрицкого

к. XVII в. - букварь К. Истомина, таблица умножения

Появляются средние школы, которые остаются духовными, средневековыми по своему типу:

· лютеранская в Немецкой слободе

· частная школа боярина Ртищева для молодых дворян.

· школа в Кремлевском Чудовом монастыре на средства патриаршего двора

· 1665 - школа при Спасском монастыре, которую возглавил Симеон Полоцкий

· 1687 - В Донском монастыре открыта Славяно-греко-латинская академия патриархом Макарием, где преподавали братья Лихуды. Ее окончили математик Магницкий, Ломоносов, митрополит Платон.

Развитие научных знаний. Сохраняется практический, прикладной характер научных знаний:

· в медицине - народное целительство, знания передавались по наследству, обобщали вековой опыт. Закладываются основы государственной медицины, открываются первые аптеки, больницы. Открыта «Школа русских лекарей», первые научные труды.

· н. XVII в. - «Старый чертеж» - карта России не сохранилась.

· 1627 - «Новый чертеж».

· Географические сведения содержались в «поверстных книгах», которые изготавливались в Ямском приказе для ямщиков.

· «Сибирский приказ» собирал сведения о Сибири и Дальнем Востоке. Русские землепроходцы: Ерофей Хабаров - Дальний Восток, С. Дежнев и В. Поярков - Сибирь.

· конец XVII в. - С. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».

Исторические сочинения нового типа:

· С. Медведев «Созерцание краткое лет»

· «Синопсис» Гизеля - обзор русской истории, единственный учебник по русской истории оставался долгое время.

· время заката древней формы исторических произведений - летописей. Появляются последние сочинения этого жанра: «Раскольничья летопись2, «Летопись о многих мятежах», «Сибирские летописи».

Литература

· Изменение социального состава читателей привело к новым требованиям в литературе. Новые жанры: светские повести, сказания, сборники научного содержания, сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), драма, стихи (основоположником рифмованной поэзии был Симеон Полоцкий, продолжили Карион Истомин и Сильвестр Медведев). «Повесть о Горе-Злосчастии».

· Анонимные публицистические жанры - «подметные письма».

· Жития святых - «Житие Аввакума» - автобиография

· Фольклор - сказки волшебные, бытовые, героические, былины, исторические песни о Ермаке и Стеньке Разине

· Симеон Полоцкий (вторая пол. XVII в.) - публицист, был монахом, учитель царских детей, сторонник неограниченной монархии. Сочинял стихи и проповеди, публицистика во славу самодержавия, рисовал идеальный облик мудрого монарха. Автор первых поэтических сборников «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».

Реформа и раскол в церкви в 1653-1656 гг. провели патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

· Идеологи - Аввакум и Никон.

· Никон - исправление ошибок в церковных книгах и обычаях. Ввел крещение тремя перстами, обычай - в вербное воскресенье патриарх въезжает на ослике в Кремль, а царь ведет ослика.

· Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу. Она отстаивала старую веру, подняла руку вверх с двумя перстами.

Архитектура

Об архитектуре этого времени говорят: «деревянные сказки и каменные песни». Отход от канонов, сближение культового и гражданского строительства. Главная черта - «дивное узорочье».

· Строительство Нового Иерусалима - детище Никона

· 1667-1668 - деревянный дворец в Коломенском - вершина деревянного зодчества, «российский Вифлеем» для Алексея Михайловича. Называли «восьмым чудом света». Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов. В Коломенском родился Петр I.

· Усадьба Измайлово - другая царская вотчина, хозяйство нового типа: механизация, стекольный завод, сад-лабиринт, зверинец, театр

· Ростовский Кремль построен в XVII веке.

Шатровые церкви и соборы. Типы композиций разнообразны: шатровые - восьмерик на четверике; ярусные - нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков, многоглавые - Кижи.

· Архангельский собор в Нижнем Новгороде

· Церковь Покрова в Медведкове - имение князя Пожарского

· Успенская "Дивная" церковь в Угличе

· Теремной дворец в Кремле - Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Антипа Константинов, Шатурин.

· Церковь Ильи Пророка в Ярославле

· Шатер над Спасской башней в Кремле - Бажен Огурцов

Новый стиль - московское или нарышкинское барокко в 90-е гг XVII в.

· Церковь Троицы в Никитниках

· Церковь Рождества в Путинках в Москве

· Вознесенская в Великом Устюге

· Церковь Покрова в Филях по заказу дяди Петра I Льва Нарышкина в его усадьбе.

Отличительные черты:

кокошники, многоярусность, симметрия и равновесие масс, основной композиционные прием: четверик в основании, на нем - восьмерик, выше - второй, завершает барабан с главой. Эффект движения вверх по вертикали. Красный и белый кирпич для отделки, декоративность и нарядность, окна обрамлялись колонками, над карнизами - так называемые «петушиные гребешки» - полосы резных декоративных элементов. Росписи внутри покрывают все поверхности, создают впечатления райского сада.

Гражданская архитектура - дома думного дьяка Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве, Коробова в Калуге.

Монастырские комплексы: Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимиев, Новодевичий, Новоиерусалимский, Троице-Сергиева лавра.

Живопись

В развитии проходит 2 этапа: первая и вторая половина века.

В первой половине века борьба двух школ:

· «Годуновская школа» - название происходит потому, что иконы выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников. Поддерживают старые монументальные традиции, неукоснительное следование канонам. Икона «Достойно есть».

· «Строгановская школа» - усиление эстетического начала: тонкий рисунок, проработка деталей, орнаментация, усиление колорита. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Московитин.

Второй этап - отход от традиций. Становление нового эстетического идеала, освоение гуманистических принципов западного искусства. Стремление к реалистическому воплощению художественного образа. Появляются трактаты по теории искусства.

Представители: Симон Ушаков (1626-1686) и Иосиф Владимиров - царские изографы.

Главное условие живописи - соответствие правде жизни. Живопись - зеркало, отражающее мир. «Троица» С. Ушакова, икона «Владимирская Богоматерь» или «Насаждение древа Государства Российского», «Спас Нерукотворный» написан с использованием светотеней, с учетом анатомического строения лица.

Вторая половина XVII в. - в живописи интерес к портрету. Нарастание реализма. Появляется первый светский жанр, предшественник портрета - парсуна от искаж. «персона» («Скопин-Шуйский»).

Монументальная живопись переживает последний взлет:

росписи ц. Троицы в Никитниках - С. Ушаков и Владимиров

ц. Ильи Пророка в Ярославле - Гурий Никитин, Сила Савин со дружиною

Оружейная палата - контроль за деятельностью художников. Художественный центр страны. Мастерская по производству предметов декоративно-прикладного искусства для царского двора:

· «Большой наряд» для царя Михаила Федоровича - венец, скипетр, держава.

Театр

1672 - Иоганн Готфрид Грегори по поручению царя Алексея Михайловича собрал труппу актеров для постановки пьесы на немецком и русском языках на библейские сюжеты. Инициатор создания театра - боярин А. Матвеев. После смерти царя театр закрыли.

Симеон Полоцкий - основоположник русской драматургии.

1673 - «Балет об Орфее и Эвридике» - рождение русского балета.


Похожая информация.




Вверх