Хроматическая гармонь. Почему хромка. Исполнительские возможности и характерные разновидности

Дело даже не в трех полутонах в верхней части правой клавиатуры – ее звуковой ряд не позволяет причислить инструмент к хроматическим.

Все просто: когда известная нам хромка начала свое восхождение на вершины хит-парадов начала 20 века, был изобретен баян, который по факту и является типичной хроматической гармоникой. Сложно было не обратить внимания на схожесть этих двух инструментов в том, что при смене направления меха высота звука не изменяется – в результате уменьшительно-ласкательный эпитет «хромка» закрепился за гармоникой с мажорным звукорядом. Это, конечно, распространенная ошибка, но не будем относиться слишком строго к таким неточностям – история знает немало подобных примеров. В США вообще баян воспринимается не иначе как кнопочный аккордеон, хотя это не совсем верно.

Есть один момент в пользу сторонников хроматического происхождения хромки – в довоенное время широкое распространение имели инструменты не с 25, как сегодня, а с 27 клавишами правой клавиатуры. Соответственно, такие гармони располагали пятью полутонами, что делало их возможности гораздо более широкими. Да, впоследствии хромка «похудела» на пару клавиш, но не переименовывать же ребенка из-за того, что он изменил прическу, верно?

То, что хромки со временем практически полностью вытеснили все остальные русские гармони, хоть и являет собой достаточно прискорбный факт, однако говорит в пользу знаменитой двухрядки. Кстати, двухрядкой хромку можно назвать только с конструкторской точки зрения – диатонический звукоряд относит ее скорее к стандартным однорядным инструментам.

Современные производители могут предложить самые разные вариации хромки: шуйские (такие известные модели «Чаек» как , и C48 XLi), тульские (301М , Куликово поле), а также белорусские, кировские, вологодские гармоники – при этом доступна стандартная комплектация и экземпляры, исполненные в соответствии с пожеланиями клиента.

Индивидуальные изменения могут касаться как внешнего вида инструмента, так и его звукоряда и настроек. Так, в последнее время профессиональные гармонисты все чаще возвращаются к моделям с пятью или даже семью полутонами. То же самое можно сказать и о розливе, который при правильном оформлении усиливает полетность звука гармони и обогащает ее тембр. Несмотря на то, что практикующие музыканты чаще всего предпочитают лично настраивать розлив, количество биений может быть задано в соответствии с пожеланиями заказчика.

Описать все особенности хромки в одном материале невозможно – да и стоило ли пытаться? Если вам по вкусу звучание этого чудесного инструмента, то заглянуть ему в душу получится только при личном общении. Поэтому дерзайте – и будет вам счастье.

Этот тип гармоники появился в России в конце 90-х годов XIX в. Назывались они первоначально «северянки», впоследствии, через 15-20 лет, получили название «хромки» вследствие их сходства с хроматическими гармониками (баянами), в которых звуки при смене движения меха не менялись. Хромка - двухрядная диатоническая гармоника; на правой стороне - сначала 21 кнопка, затем долгое время - 23; на левой стороне - 12 кнопок, дающих басо-аккордовый аккомпанемент, но в последние десятилетия установился стандарт: 25 кнопок на правой и 25 - на левой.

На хромке имелись и альтерированные звуки (расположенные в верхней части грифа); левая клавиатура была дополнена рядом вспомогательных басов.

При игре на хромке (как на венке и петербургской гармонике) исполнитель сидя ставил нижнюю часть корпуса правой стороны гармоники на правую ногу, мех при этом находился над левой ногой. Плечевой ремень, прикрепленный к правой части корпуса, надевался на правое плечо гармониста. Кисть правой руки обхватывает гриф: большой палец находится за грифом, остальные четыре пальца правой руки в полусогнутом положении ложатся на кнопки клавиатуры. Левая рука продевается под кистевой ремень так, чтобы 4 пальца свободно доставали до кнопок клавиатуры. Большой палец упирается в левую сетку. На этих инструментах можно играть и стоя, и даже на ходу.

Схема устройства (в разрезе) гармоники-хромки: 1 - гриф, 2 - первый и второй ряды кнопок, 3 - правая сетка, 4 - клавиатурные клапаны (правой клавиатуры), 5 - рычаги клавиатурной механики, 6 - резонаторы с голосовыми планками мелодии (по три на каждую кнопку), 7 - мех, 8 - резонаторы с голосовыми планками аккомпанемента (аккорды), 9 - резонатор с голосовыми планками басов, 10 - басо-аккордовая механика, 11 - кнопки левой клавиатуры, 12 - клавиатурные клапаны (левой клавиатуры), 13 - левая сетка, 14 - левый кистевой ремень

Для хромки было издано много самоучителей: Н. Иванов. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике. М., 1962; П. Лондонов. Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке. М., 1963.

Хромка долгое время пользовалась большой популярностью наравне с венкой. Но из-за ограниченных музыкальных возможностей (исполнение произведений только в трех тональностях - до мажор, соль мажор и ля минор, отсутствие звуков полной хроматической гаммы) инструмент начинает выходить из обихода, хотя массовый выпуск хромки продолжается.

Были попытки усовершенствовать хромку, чтобы расширить ее музыкальные возможности. Так, мастер-конструктор А. А. Глаголев подготовил для массового производства трехрядную хромку, но образец распространения не получил.

Основные сведения

(гармошка)- клавишно-пневматический с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Происхождение, история

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.

Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Устройство

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

  • К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время).
  • Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок.

Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка» , но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12-15 кнопок, а на левой - три).
  • Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».

Видео: Гармонь на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

» уже было рассказано о нескольких видах гармоней, окончательный облик и внутреннее устройство которых сформировались еще в 19-м веке. Настал черёд рассказать о той разновидности, которая доминирует у нас в стране примерно с середины 20-го века и слово «гармонь» у большинства из вас, наверняка, ассоциируется именно с ней. Это, так называемая, двухрядная хроматическая гармоника или, по-простому, гармонь-хромка.

Происхождение гармони-хромки(версии)

Сейчас, наверное, мало кто сможет точно назвать место и дату рождения гармони-хромки. Основной считается версия о том, что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название «северянка»(не буду утверждать точно, но, возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).

Однако, существуют и некие данные, что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века.Так что, есть вероятность, что она гораздо старше, чем мы думаем.

Хроматическая ли эта гармонь?

У человека, имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос: а почему, собственно, эта гармонь называется хроматической, если звукоряд её основан на мажорной гамме, которая сама по себе-диатоническая(до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) и не содержит диезов и бемолей, кроме трех, вынесенных в самый верх правой клавиатуры? Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью! Так же, как не называются хроматическими некоторые другие разновидности гармоней, имеющие хроматические ступени(об этом-ниже)

Так почему же «гармонь-хромка»?

Всё дело в том, что во времена, когда гармонь-хромка только начинала распространяться (начало 20-го века), был изобретен баян(а его предшественники-инструменты с хроматическим звукорядом различных конструкций- появились ещё раньше, например, а ещё раньше-его отца, Леонтия Чулкова(имеется ввиду )), который, на самом деле, и есть истинно хроматическая гармоника, так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов — 7 основных(входящих в мажорно-минорную гамму) и 5 дополнительных,что позволяло исполнителю играть во всех тональностях.

Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и «северянки». Для них это было практически одно и тоже, только, как говорили, «на баяне звуков поболе». Двухрядная, же, гармоника с несменяемым звуком на сжим-расжим меха ни на какие другие гармони, бытовавшие в то время, не была так похожа так, как на трёхрядные хроматические(в том числе, только появившийся баян) и вызывала соответствующие ассоциации. Потому и была метко названа «хромкой».

Другая версия(которая кажется менее вероятной) предполагает, что хроматической её назвали из-за наличия полутонов(хотя они и не встроены в звукоряд, как на баяне, а вынесены группой в самый верх правой клавиатуры). Однако полутона присутствуют и в , причём, там их даже больше, чем в хромке(«си-бемоль» и «до-диез»), но никто и никогда не додумался называть венки «хроматическими»…

Ну и есть еще шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает — потому и хромка. Смешно, но не более того.

Почти хроматическая гармонь 27х25

Впрочем, здесь нужно сделать важную оговорку: сейчас мало, кто из рядовых гармонистов об этом знает, но ещё до Великой Отечественной войны существовали модели, имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре, а не 25(как сейчас стандартно), но в серийное производство они не пошли. Вверх были вынесены не три полутона, а целых пять, что давало ей заметно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками(тем не менее, и это не делало её истинно хроматической, потому что звукоряд левой клавиатуры накладывал совершенно определённые ограничения на количество применяемых тональностей).

Но в последующие годы, когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней, кто-то железным решением сверху постановил, что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки, хватит и оставшихся трех, а для более требовательных существует баян. Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве в России (частушки, плясовые) практически не применялись хроматические ступени звукоряда, но, наверное, стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать, где их использовать, а где-нет.

Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами, имеющими расширенный звукоряд. Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко(П.Уханов, М.Коломыцев и многих других), который написал немало произведений именно для такой, расширенной, хромки. Сам Дербенко категорически неприемлет отсутствие этих двух дополнительных клавиш, не понимая, за какие «грехи» хромку их лишили.

Как расширить возможности стандартной гармони 25х25

Кстати, существует интересное решение для расширения звукоряда обычной хромки 25х25, которое при наличии некоторых навыков гармонного мастера, позволяет обогатить его двумя дополнительными полутонами: путем небольшой переделки резонаторов правой части, нужно сместить весь звукоряд вниз на две кнопки (естественно, придется избавиться от двух самых высоких звуков внизу клавиатуры, но они и так редко используются) и «поставить» на две верхние освободившиеся кнопки голосовые планки, добавляющие еще две хроматические ступени. Сделать это может любой, кто хорошо знаком с внутренним устройством звуковой части гармони и имеет хотя бы небольшие столярные навыки, но лучше, конечно, обратиться к мастеру.

Так же, попытки расширить звуковые возможности хромки, предпринимались многими мастерами. Например, мастер-конструктор А.А.Глаголев изготовил и подготовил для массового производства модель гармони-хромки, имеющую полный хроматический звукоряд и напоминающую уже, скорее, баян (с трёхрядной правой клавиатурой и пятирядной-левой). Но образец этот в серию не пошёл и не получил широкого хождения.

Почему именно хромка пошла в серию

В 30-е годы, когда встал вопрос о массовом производстве гармоней(речь идёт именно о серийном, фабричном производстве), специальная комиссия проанализировала исполнительские возможности двух разновидностей гармоней-венки и хромки, являвшихся на тот момент основными «кандидатами», и пришла к выводу, что обе гармони в этом плане равнозначны(наверняка это кого-то удивит, так как ошибочно принято считать венку(гармонь русского строя) чуть ли не ущербной в этом смысле), но выбор был сделан в пользу последней, как гораздо более простого в освоении инструмента…

Запуск в массовое производство именно хромки фактически стал началом конца для всех остальных видов русской гармони, которые с наводнением рынка дешевыми и, как уже говорилось, простыми в освоении гармонями, стали постепенно выходить из употребления и к середине прошлого века хромка стала самой распространенной в стране, вытеснив такие замечательные, и имеющие заслуженное право не быть забытыми, гармони, как русская венка(или гармонь русского строя), тальянка, ливенка , саратовская , елецкая и другие…

Вместе с этими гармонями постепенно стали забываться и многие наигрыши, которые наиболее полно и красочно звучали только на них, а при исполнении на хромке теряли свой колотит. Ведь на гармонях с разным звуком на сжим-расжим меха волей-неволей приходится делать акценты там, где на хромке их чаще всего нет, и это придает какой-то неповторимый задор исполняемым мелодиям, особенно плясовым и частушечным. Но на данный момент, из всех видов гармоней, именно хромка доминирует и на сцене, и в быту. И подавляющее большинство людей, только подумывающих начать учиться играть на гармони, имеют ввиду именно её.

Исполнительские возможности и характерные разновидности

Если говорить о тональности «до-мажор», то стандартная гармонь-хромка с двадцатью пятью клавишами в правой клавиатуре и таким же количеством в левой(то есть, та самая, из припевки «Вот она и заиграла, 25 на 25…») имеет диапазон мелодии в три октавы плюс первый звук четвёртой октавы с вынесенными в самый верх клавиатуры тремя полутонами «фа-диез», «соль-диез» и «ре-диез». Левая клавиатура содержит семь басов и восемь аккордов(от ноты ре там два аккорда — мажорный и минорный).

Всё это позволяет играть в двух мажорных тональностях(до-мажор и соль мажор) и одной минорной(ля-минор). С некоторыми ограничениями(из-за отсутствия соответствующих аккордов), можно играть в тональности ми-минор. Вот, например, я играю в этой тональности песню «Каким ты был…», которую в «родном» ля-миноре не сыграть без значительных искажений(из-за отсутствия ноты «си-бемоль»):

Гармонь, где слева всего 16 клавиш имеет практически те же возможности, что и 25х25, с той лишь разницей, что на ней труднее сыграть хитрые проходы по басам из-за отсутствия вспомогательного ряда клавиш(того, что ближе к меху в гармони 25х25). Но при некоторой тренировке, этот недостаток практически полностью нивелируется.

Конечно, можно сказать, что недостающие аккорды слева можно брать в правой клавиатуре и, тем самым, расширить исполнительские возможности стандартного инструмента, но это уже удел профессионалов высшего класса и до такого уровня среднему гармонисту-самоучке расти очень долго(если он сам того пожелает).

Хромка сама по себе тоже имеет несколько характерных разновидностей, отличающихся как внешним оформлением, так и звучанием. Особенно выделяются из них гармони: «любительская», нижегородская(или горьковская), вятская(или кировская) и кирилловская . Каждая из этих разновидностей имеет довольно характерное оформление и очень узнаваемый тембр, позволяющий даже просто на слух легко отличить одну от другой. Все эти гармони и сейчас широко распространены.

Сергей Акимов

Русская гармонь

Язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент – гармонь – с начала прошлого века пользовалась в России большой популярностью. В последние десятилетия о ней стали незаслуженно забывать. Но не зря говорят, что мода циклична, сейчас получив второе рождение, гармонь ждет новая слава.

Тульская гармонь - Хромка

Во второй половине ХХ века тульские мастера усовершенствовали имеющиеся тогда типы гармоник. Изменения коснулись голосовых планок, благодаря чему инструмент при сжатии и растягивание мехов стал издавать одинаковый звук. Несмотря на то, что гармонь по-прежнему осталась диатонической, наличие дополнительных хроматических звуков позволило расширить круг тональности. Основные клавиши, которые выводят мелодию, расположились на правом полукорпусе в два ряда. Тульская гармонь стала двухрядной, почти хроматической и вытеснила все другие виды.

Современную гармонь Хромка можно купить как порядковую – с тремя рядами левосторонних кнопок, так и непорядковую, в которой отсутствует третий вспомогательный ряд клавиш. Извлечение звуков происходит благодаря наличию музыкальных планок с закрепленными металлическими язычками. Размер язычка определяет высоту звука. Воздух из мехов по системе приводящих клапанов подается к музыкальным планкам. Так рождается звук, и звучат милые сердцу наигрыши и напевы.

Виды гармоней

Беларусь


Большая популярность гармони среди населения, а также эпоха тотального дефицита в середине прошлого века послужила началом зарождения кустарного промысла музыкальных инструментов, часть из которых перерастала в фабрики. Так, с 50-х годов стала производиться гармонь Беларусь, купить инструмент с особой тембральной окраской и разливом звука сегодня можно в нашем интернет-магазине. Мы рекомендуем гармонь такого вида только для взрослого музыканта. Объемные габариты и значительный вес могут оказаться непосильными для ребенка.

Чайка


Двухголосая безрегистровая гармонь Чайка – это инструмент в тональности соль мажор, ля мажор, до мажор. Звуковой ряд – неполных три октавы. Голосовые планки выполнены из алюминия, благодаря чему инструмент имеет небольшой вес. Меха состоят из 17 борин. Корпус украшен фольклорным орнаментом.

Чайка 2

Современная двухголосая гармонь Чайка 2 выполняется в тональности ля мажор, фа диез минор, имеет красивое звучание в разлив. Диапазон - от ля малой октавы до ля третьей октавы. Корпус выполняется из клееной фанеры лиственных пород (чаще береза), покрыт лаком и искусным народным орнаментом.

Шуйская гармонь


Соблюдая традиции народных мастеров. Трехголосый инструмент поможет воссоздать всю красоту музыкального звучания. Благодаря ручной обработке качественных алюминиевых пластин, из которых создаются голосовые планки, достигается высокий класс и чистота звука. По желанию можно приобрести модель с регистром или без регистра. Традиционную палехскую роспись, которая украшает корпус, можно дополнить инкрустацией за натуральных камней. Такая гармонь покорит сердца слушателей!



Вверх