Характеристика Андрея Штольца в романе “Обломов”: описание внешности, характера, происхождения в цитатах. Сочинение «Ольга и Штольц в романе «Обломов

— казалась естественным финалом романа Гончарова. Но все сложилось иначе. Поэтому не всем читателям понятно, почему Ольга полюбила Обломова, но замуж вышла за другого человека?

Характеристика Ольги

Обладающая внутренним стержнем и постоянной жаждой к саморазвитию девушка занимала Ее внутренняя красота — нежность, открытость, бесхитростность, рассудительность, благородство — гармонировала с ее внешними данными. Она была натурой увлекающейся, вот и отдалась этому чувству с головой.

Она поражала окружающих своим блистательным умом, женской грацией и умением держать себя в обществе. Своим живым, настоящим характером она так отличалась от кокетливых девиц того времени.

Личность Обломова

Илья Ильич был мелким помещиком, который никак не мог приспособиться к жизни в большом городе, а все мечтал вернуться в свое родовое имение — деревню Обломовку. Домашние теплые пирожки из печи, малиновое варенье и соленые огурцы из бочки— это был его макет счастья. Поэтому Обломов почти все время проводил в грезах и мечтаниях о грядущей спокойной жизни в своей деревне. Ничем другим он не интересовался.

Их знакомство организовал Штольц с целью вытянуть своего давнего друга детства из вечной спячки. Он верил, что юная, уверенная и целеустремленная Ольга увлечет мечтательного барина, побудит его мыслить, совершать поступки, развиваться, словом, встать с дивана в прямом и переносном смысле.

Девушкам иногда свойственно лепить мужчин под себя, и Ольга не была исключением. Но все это больше напоминало творческий эксперимент, а не любовь в истинном смысле этого слова.

"Я люблю будущего Обломова", — говорила она, имея в виду, что ожидает от него внутреннего переворота. Она жаждала, чтобы ее избранник стал выше ее, она словно ожидала увидеть Илью Ильича на пьедестале и уже потом подарить ему себя в качестве заслуженной награды.

Насколько Обломов был ленив и пассивен, настолько же Ольга была активна. Молодые люди были полными противоположностями друг друга. Поэтому тем сложнее понять, почему Ольга Ильинская полюбила Обломова. Ее привлекла, скорее всего, его чистота души, наивность и чувственность. Двадцатилетние девушки любят романтиков, а Илья Ильич таковым и являлся. Она действительно побудила его к жизни, и он некоторое время почти соответствовал ее идеалу.

Расставание Ильинской и Обломова

Они даже планировали пожениться. Но тут сказалась нерешительность и инертность Ильи Ильича: он то и дело откладывал свадьбу. Вскоре она осознала, что у них все же кардинально разные взгляды на жизнь, и поэтому сознательно оставила его.

Он предпочитал быть не ведущим, а ведомым. В их отношениях его почти все устраивало, он с радостью отдал бы бразды правления в руки Ольги. Возможно, другая женщина восприняла бы это как подарок судьбы, но только не она. Почему Ольга полюбила Обломова не целиком и полностью, а только лишь некоторые черты его характера? Потому что для нее, для так торопящейся жить, смириться с вечным лежанием на диване было недопустимо. Она хотела видеть рядом с собой мужчину, превосходящего ее почти во всем. В то же время Ильинская поняла, что Обломов не станет таким никогда.

Любовь или нечто иное?

Их связь была похожа скорее на отношения учителя и ученика. Это была любовь скульптора к своему творению. Только Галатеей в этом случае был Илья Ильич. Ильинская любовалось тем, каких результатов в перевоспитании его личности она достигла, и это чувство по ошибке воспринимала как нечто большее, чем сострадание или жалость.

Андрей был человеком практичным и инициативным, прекрасно умел приспосабливаться к жизни, в отличие от ее предыдущего возлюбленного. Брак со Штольцом гарантировал бы стабильность для нее. Хотя нельзя обвинить Ольгу в корыстолюбии по отношению к Андрею. Нет, она никогда не допустила бы лукавства или неискренности.

Возникает логический вопрос: почему Ольга Ильинская полюбила Обломова, но не стала его женой? Было ли это кощунственно или лицемерно с ее стороны? Вовсе нет. Ее чувства давно иссякли. С момента расставания с Ильей Ильичем прошел год. Она поняла, что ищет надежного спутника жизни, а не витающего в облаках мечтателя. Это было очень разумно с ее стороны. Андрей же стремился во всем поддерживать возлюбленную и мог ей дать все, чего она хотела. Он был на голову выше ее в начале их отношений, поэтому роль наставника и учителя жизни выполнял он. Правда, со временем жена переросла его в духовном развитии и по силе чувств, и по глубине размышлений.

Казалось бы, что союз двух людей с очень схожими ценностями и жизненной позицией должен быть просто идеальным.

Семейная жизнь с Андреем

Была ли она счастлива в браке? Кажется, что скорее да, чем нет, По крайней мере, все составляющие счастья были в наличии: дети, уютное семейное гнездышко, интеллигентный муж, уверенность в завтрашнем дне. Но порой бывали и трудные моменты. Дело в том, что на ее брак с Андреем повлиял скорее холодный разум, чем теплые чувства. И ожидала она от этого союза немного большего: Ольга очень стремилась развиваться как личность, расти, реализовать себя. Но, к сожалению, замужество для женщины в позапрошлом веке было последней ступенью и пределом мечтаний. Поэтому иногда у Ольги были периоды депрессии.

Семейная жизнь семьи Штольц была лишена бурной страсти, чувственности, к которой так стремилась душа Ильинской. Андрей был хладнокровным и расчетливым человеком. Эти качества он унаследовал от отца-немца. Их обоюдное решение объединить свои судьбы было продиктовано холодным разумом, а не пламенными чувствами. Иногда она с тихой грустью вспоминала Илью Ильича, у которого было "золотое сердце". Вот почему Ольга полюбила Обломова, а не Штольца с самого начала.

Как ни странно, но их тихая, стабильная семейная жизнь с Андреем все больше стала напоминать женщине ту "обломовщину", которую они с ее теперешним мужем хотели искоренить из Ильи Ильича. Сам Штольц проблемы в этом не видел, наоборот, он считал, что это такой временный этап их жизни, побочный эффект создания уютного гнездышка, а апатия Ольги должна пройти сама собой. Правда, и его временами пугала темная бездна ее мятущейся души. Прожив со Штольцом три года, она иногда начала ощущать, что брак ее ограничивает.

Итак, почему Ольга полюбила Обломова? В романе "Обломов" Гончаров объясняет это ее верой в то, что лучшие качества Ильи Ильича возьмут гору над его ленью и он станет активным и деятельным человеком. Но, к сожалению, ей пришлось разочароваться.

Штольц.- антипод Обломова, положительный тип практического деятеля. В образе Ш., по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой - душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность. Образ Ш., по мысли Гончарова, должен был воплотить новый положительный тип русского прогрессивного деятеля.Идеал жизни Ш.- непрестанный и осмысленный труд, это - «образ, содержание, стихия и цель жизни». Этот идеал Ш. отстаивает в споре с Обло-мовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни.

В отличие от Обломова, Ш. выдерживает испытание любовью. Он отвечает идеалу Ольги Ильинской: в Ш. сочетается мужественность, верность, нравственная чистота, универсальные знания и практическая хватка, позволяющие ему выходить победителем во всех жизненных испытаниях. Сам Гончаров не вполне был доволен образом, считая, что Ш. «слаб, бледен», что «из него слишком голо выглядывает идея».

“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” - именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва среды, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник высказать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали", - писал Н. А. Добролюбов. - "...В ней-то более, чем в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь, от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...

О любви и браке:Любовь в романе “Обломов”, как и в других русских романах, играет огромную роль. В романе “Обломов” любовь оживляет главного героя, приносит счастье. Она же заставляет его страдать - с уходом любви в Обломове исчезает желание жить.

Чувство, возникающее между Ольгой и Обломовым:любовь приходит к нему и поглощает его полностью. Это чувство воспламеняет его душу, питаясь накопившейся за время спячки и ищущей выхода нежностью. Оно ново душе Обломова, привыкшей хоронить все чувства на дне сознания, поэтому любовь возрождает душу к новой жизни. Для Обломова это чувство -жгучая любовь - страсть к женщине, сумевшей так изменить его. Ольге удается изменить Илью Ильича, выбить из него лень и скуку. За это она и любит Обломова! Вот что герой пишет своей возлюбленной: “Ваше настоящее “люблю” не есть настоящая любовь, а будущая. Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите - он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку... ”. И вскоре Ольга сама убеждается в справедливости этих строк, полюбив Андрея Штольца. Значит, ее любовь к Обломову была лишь ожиданием, вступлением к будущему роману? Но любовь эта чиста, бескорыстна, самоотверженна; и мы убеждаемся, что Ольга может любить и верит в то, что любит Обломова. С уходом этой любви Обломов не находит, чем занять пустоту в душе, и вновь целые дни спит и лежит без дела на своем диване в Петербурге, в доме Агафьи Пшеницыной. Со временем, вжившись в размеренный быт своей хозяйки, наш герой смирит порывы сердца и станет довольствоваться малым. Опять все желания его будут ограничиваться сном, едой, редкими пустыми разговорами с Агафьей Матвеевной. Пшеницына противопоставляется автором Ольге: первая - отличная хозяйка, добрая, верная жена, но в ней нет высокой души; Окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Илья Ильич будто бы попал в прежнюю Обломовку. Лениво и медленно умирая в душе, Обломов влюбляется в Агафью Матвеевну. А Агафья Матвеевна? Разве ее любовь такова? Нет, она самоотверженна, преданна; в этом чувстве Агафья готова утонуть, отдать все свои силы, все плоды своих трудов Обломову. Кажется, что вся жизнь ее прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. Обломов именно таков: он ленив - это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок - это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству.

Другу Обломова, Штольцу, непонятна эта любовь. От него, деятельного человека, далеки ленивый домашний уют, порядки Обломовки, а тем более женщина, огрубевшая в своей среде. Вот почему идеал Штольца -Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина. В ней отсутствует и малейшая тень кокетства. Штольц предлагает Ольге выйти за него замуж - и она соглашается. Его любовь. чиста и бескорыстна, он не ищет в ней выгоды, каким бы неугомонным “дельцом” ни был.

Отношения между Пшеницыной и Обломовым вполне естественны, приближены к жизни, в то время как брак Ольги и Штольца утопичен. Обломов оказывается ближе к реальности, чем реалист Штольц. Ольга и Штольц живут в Крыму, все вещи - и необходимые для работы, и романтические безделушки - находят себе место в их доме. Их окружает идеальное равновесие даже в любви: страсть утоплена в женитьбе, но не угасла. Но Штольц даже не подозревает, какие богатства таятся еще в душе Ольги. Ольга переросла Штольца духовно, потому что не стремилась упорно к цели, а видела разные дороги и выбирала, по какой из них идти. Она пыталась понять и полюбить жизнь Обломова, но ей это не удалось. Теперь, в Крыму, Ольга чувствует в своей жизни черты идиллии Обломова, и это ее настораживает, она не хочет так жить. Но любовь Ольги и Штольца - это любовь двух развивающихся людей, которые помогают друг другу, и они должны найти выход, чтобы продолжить искать действительно свой путь.


В романе Ивана Гончарова «Обломов» присутствует множество сюжетных линий. Разнообразие персонажей помогает лучше понять смысл, который автор вкладывает в произведение.

Образ и характеристика Штольца с цитатами доказывают, что успехов добивается тот, кто уверенно идет к собственной цели, не боясь сложностей.

Детство и обучение грамоте

Штольц Андрей Иванович родился в семье немца и русской дворянки. Отец был управляющим в поселке Верхлево, руководил местным пансионом, где Андрюша и познакомился с юным Обломовым Ильей Ильичем. Вскоре они стали неразлучными друзьями.

«Русский был природной речью» Штольца, он учился ее у матери, из книг, перенимал множество слов у крестьян, деревенских мальчишек. Родители рано начали приобщать сына к всевозможным наукам.

«С восьми лет паренек сидел над географическими картами, учил библейские стихи, басни Крылова».

Когда «отрывался от указок», бежал к соседским детишкам.

Задерживался на улице до поздней ночи, разорял птичьи гнезда, часто ввязывался в драки. Мать жаловалась супругу, что:

«не проходит дня, чтоб мальчик воротился без синего пятна, а намедни нос разбил».

Невзирая на буйный нрав, не терял талант к обучению. Когда играл с матерью на фортепиано в четыре руки, она вмиг забывала о скверном поведении любимого сыночка.

С четырнадцати лет отец стал посылать сына в город, с определенными поручениями.

«Не случалось, чтоб паренек забыл, недоглядел, переиначил, дал промах». Матери не нравилась подобная «трудовая дисциплина».

Женщина мечтала видеть сыночка барином, а не фермером с рабочими руками.

Внешность

Андрей Иванович был ровесником своего друга Ильи Обломова. Автор сравнивает его с породистой английской лошадью. Казалось, что он сложен лишь из нервов и мускулов. Штольц был худощав. У него отсутствовал «признак жирной округлости» .

На смуглом лице зеленые глаза смотрелись очень выразительно. Взгляд был зоркий. От него не ускользала абсолютно никакая деталь. Илья Обломов с завистью говорит другу, что от него так и веет мужественностью и здоровьем, потому как он «не толст, да и ячменей не имеет».

Отношение к работе. Материальное положение

Андрей был настойчив.

«Он упрямо шел по избранной дороге. Не видывали, чтоб задумывался над чем-нибудь мучительно. Не терялся в сложных обстоятельствах».

С самого детства был приучен к любому труду. После того как подал в отставку, решил заняться собственными делами. Благодаря этому удалось нажить дом и деньги. «Он участвует в компании, отправляющей товары за границу». Коллеги уважают его, относятся доверительно.

Жизнь Андрея это сплошное движение. Если по работе требуется поехать за границу, то обязательно отправляют его.

«Когда в обществе возникнет надобность посетить Бельгию или Англию - посылают Штольца, необходимо написать какой проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его».

Подобная предприимчивость помогла ему:

«из родительских сорока сделать тысяч триста капиталу».

На уверения Ильи Обломова, что всю жизнь нельзя посвящать труду, отвечает, что подобное возможно. Он не представляет себя без дела.

«Трудиться никогда не перестану. Труд – цель, стихия и образ жизни».

Живет по бюджету, без излишеств.

«Старался тратить каждый рубль, с недремлющим контролем времени и труда, сил души и сердца».

Дружба и любовь.

Штольц был верным и надежным товарищем. С Обломовым подружился, пребывая в юношеском возрасте. Вместе они учились в пансионе, где заведовал отец Андрея. Ребята уже тогда очень отличались в своих стремлениях.

Илья не любил науку. Но когда у него проявилось увлечение поэзией, Андрюша стал носить ему из дому всевозможные книги, лишь бы развивать его познания.

«Сын Штольца баловал Илюшу, подсказывая ему уроки, делая за него многие переводы.»

Спустя годы он не перестает поддерживать Обломова. Утверждает, что тот является для него близким человеком.

«Ближе всякой родни: я с ним учился и рос».

Андрей всегда бескорыстно поддержит товарища. Илья с радостью ждет его в гости, доверяет ему все свои дела, в том числе и финансовые. Скорей бы приехал Штольц! Пишет, что скоро будет. Он бы уладил. Когда у Обломова возникают серьезные проблемы с имением, то друг сам предлагает помочь навести там порядок, он понимает, что управляющий поместьем обманывает Илью Ильича. Делает все со знанием дела.

Даже после смерти Обломова не перестает проявлять заботу о его близких. Супруге Агафье Пшеницыной высылает деньги, которые приносит имение. Сына покойного товарища забирает в свой дом.

«Андрюшу попросили на воспитание Штольц и его жена. Теперь считают его членом собственного семейства».

Любовь.

Андрей Иванович был осторожен в отношениях с противоположным полом.

«Среди увлечений чувствовал землю под ногами и достаточно сил, чтоб в случае крайности вырваться на свободу. Не ослеплялся красотой, не лежал у ног красавиц».

С Ольгой Ильинской их связывала давняя дружба. Мужчина был старше ее, воспринимал знакомую как ребенка.

«Пребывала в глазах его прелестным, подающим большие надежды ребенком».

После болезненного разрыва отношений с Обломовым, Ольга вместе с тетей уезжает за границу. С Андреем они встретятся в Париже, и больше не станут расставаться.

Андрей попытается всячески скрасить ее одиночество в чужом городе.

«Обложив ее нотами и альбомами, Штольц успокаивался, считая, что на долгое время заполнил досуг приятельницы, и шел работать».

Вскоре они вместе уезжают в Швейцарию. Тут он убеждается еще больше, что не может жить без Ольги.

Мужчина влюблен в нее.

«За эти полгода разыгрались над ним все пытки любви, от которых он так тщательно берегся в отношениях с женщинами».

Признавшись ей в искренних чувствах, узнает, что она испытывает к нему взаимность. Вскоре влюбленные женятся, у них появляются дети.

Семья живет дружно и счастливо. К ним в гости приезжает вдова покойного Обломова Ильи Ильича, чтобы проведать сына Андрюшку. Женщина понимает, что их чувства искренни. «Оба существования, Ольги и Андрея, слились в одно русло. Все было у них гармония и тишина».

Агафья Матвеевна самоотверженно и преданно любит Обломова. Она всегда мечтала о человеке, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. В Обломове она и находит такого героя: он ленив — это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок — это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Конечно, Штольц непонимает такую любовь, как не понятно ему все в жизни Обломова. Именно поэтому Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина, для него истинный идеал. Он любит ее просто за то, что она такая есть, он не ищет выгоды, ему не нужен человек, который бы заботился о нем. Однако отношения между Пшеницыной и Обломовым обычны для реальной жизни. Они естественны, приближены к жизни, в то время как брак Ольги и Штольца утопичен. Каким бы ни был реалистом Штольц, все-таки жизнь Обломова более приближена к реальности. В итоге Илья Ильич оказывается ближе к реальности, чем реалист Штольц. Брак Ольги и Штольца поражает равновесием, близки к утопии: страсти и эмоций нет, они заменена здравым смыслом и взаимным пониманием. Однако Ольга переросла Штольца духовно. Она никогда не была категорична в своих суждениях, для нее мир — разнообразен и многогранен, она видела разные дороги своего развития и выбирала, по какой из них идти. У нее были попытки отношений с Обломовым, она старалась понять и принять его стиль жизни и образ мыслей, теперь она стала сама бояться утонуть в такой обыденности и апатии, и это ее настораживает, она не хочет так жить. Однако любовь Ольги и Штольца — это любовь людей, которые всегда стремятся развиваться, духовно и нравственно обогащаться и тем самым помогать друг другу. Поэтому остается верить в то, что они найти выход, чтобы продолжить искать действительно свой путь. ЗАКЛЮЧЕНИЕРоман И. А. Гончарова «Обломов"занимает свое почетное место среди классики русской литературы. Этот роман показывает нам образ лишнего человека через отношения героев, их жизненные взгляды и позиции, идеалы и стремления. В этом романе читателю удается познакомиться с двумя типами любви, такими не похожими, но такими привычными для действительности. Первый тип — это неудачные любовные отношения Обломова и Ольги, а второй — любовь с последующим браком Штольца и Ольги. Любовь Обломова и Ольги быстро увядает, и причиной этому именно нежелание Обломова пробудиться к жизни, перестать лениться, начать думать, действовать, развиваться. Конечно, Ольга очень сильно повлияла на него в период отношений, но даже такая сильная женщина не смогла удержать в нем пробуждающиеся порывы к жизни. Сама Ольга тоже не столько любила, сколько хотела любить Обломова, считая своей миссией вернуть человека к жизни. Она решила, что сможет стать такой «спасительницей» и это будет значить, что жизнь для нее наполнена смыслом, а именно смысл Ольга всегда и стремилась придать своей жизни. Однако это был самообман, поэтому отношения закончились. Совсем по-другому складывались отношения у Штольца с Ольгой. Андрей влюбляется в Ольгу, а для него, как человека действия, это повод взять ее в жены. Он делает ей предложение — она соглашается. Их отношения строятся на взаимном уважении, поддержке друг друга и уверенности в том, что каждый из них способен много достичь в этой жизни, стать настоящей личностью, а не лишним человеком. Гончаров очень смело, но очень точно передал два типа отношений, не приукрашивая и не утаивая недостатков ни того, ни другого. Он не говорит, что отношения Ольги и Штольца идеальны, но автор показывает их сильными, уверенными в себе, думающими, стремящимися к действию и развитию людьми, которые смогут выстроить отношения, которых они достойны. Как отметил Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?»: «Гончарову нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уже ваше дело. Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора. Он предоставляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определить степень достоинства изображенных предметов: он к этому совершенно равнодушен». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГончаров И. А. Обломов. «Дрофа», М.2002Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? В кн.: Русская литературная критика 1860-х годов. М.: Просвещение. 2008. — С. 76Малыгина Т. В. Эволюция «идеальности» у Гончарова// Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова: Сб. рус. и заруб. авторов/Сост. М. Б. Жданова и др. — Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2003. — 384 с. Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том второй Статьи 1864−1865 гг. Л., «Художественная литература», 1981Криволапое В. Н. Вспомним о Штольце // Русская литература. 1997. № 3. С. 42—66.Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991Гончаров И. А. Обломов: Роман. Книга для ученика и учителя — М.: Олимп; («Школа классики»).

Мой любимый "Обломов": Семейная жизнь Ольги и Штольца October 30th, 2014

Я очень люблю писателя И.А. Гончарова, автора трёх знаменитых романов на букву «О». В каком-то смысле, он мой учитель. Мне импонирует психологизм его сюжетов. Любовь, с которой он описывает своих героев. Порой, тончайшее чувство юмора. Мудрость и наблюдательность. Но больше всего я учусь у него… доброте. Доброте и полному принятию человеческих особенностей. Без осуждения, унизительного сравнения, с отеческой любовью и состраданием. Это прекрасно, когда автор пишет так! Наверное, поэтому мне так хочется возвращаться к его образам, и находить в их поведении ответы на свои вопросы…


Роман «Обломов» мне полюбился еще в школе. Это заслуга нашей учительницы, накануне изучения произведения обзвонившей родителей, чтобы разрешили детям увидеть его экранизацию. Фильм шёл в ночном эфире, и я терпеливо смотрела телевизор до половины второго. Но потом сдалась, и читала роман уже с увлечением. Мне было любопытно узнать, чем всё закончится… :)

В старших классах мы писали сравнительные характеристики - Обломов и Штольц, Обломов и Ольга… Учителя ведь не могут без сравнения. Им очень хочется, чтобы дети научились самостоятельно мыслить, выбирать лучшее. И я тоже критически сравнивала, выбирала. Разумеется, мне не нравился лениво лежащий на диване Обломов. Штольц казался слишком педантичным. Ольга - самолюбивой. Мне хотелось, чтобы все герои романа были идеальными. Но никто из учителей не сказал нам тогда, что в этой неидеальности есть своя красота. И своё возможное совершенство…

В прошлом году я открыла «Обломова» с единственной целью. Мне хотелось понять, какой путь лучше. Знакомый священник писал, что в христианстве издревле признаются два духовных пути - деятельный и созерцательный. Деятельного во мне было хоть отбавляй, а созерцательное тогда казалось неведомым и потому манило. И, сама не знаю отчего, я решила, что выразительные персонажи Обломова и Штольца дадут мне подсказку.

Но, когда начала читать, живые образы героев с головой захватили меня и увлекли. Я полюбила и прочувствовала каждого из них отдельно. И совсем иначе, чем в юности, пережила драматизм их отношений. В них мне открылось много красоты, трогательности и чуда...

Наверное, со временем я становлюсь более созерцательной. Потому что мне не всегда теперь кажется уместным анализировать и сравнивать, как нас учили в школе. Мне стало нравиться просто любоваться. Просто перечитывать созвучные фрагменты книг в том виде, как они есть, и растворяться в их языке, атмосфере, духе… Где я, где не я - границы стираются. Наслаждение красотой, мудростью, высоким примером - это и есть ответ…

И этой красотой мне хочется делиться с вами, мои друзья. В ближайших нескольких записях журнала я размещу наиболее интересные и «вкусные» (на мой личный взгляд) фрагменты «Обломова». Надеюсь, хотя бы малая часть моего наслаждения коснётся ваших сердец. А может, кому-нибудь прибавит желания перечитать русскую классику.

***
Семейная жизнь Ольги и Штольца

«Шли годы, а они не уставали жить. Настала и тишина, улеглись и порывы; кривизны жизни стали понятны, выносились терпеливо и бодро, а жизнь всё не умолкала у них.

Ольга довоспитывалась уже до строгого понимания жизни; два существования, её и Андрея, слились в одно русло; разгула диким страстям быть не могло: всё было у них гармония и тишина.

Казалось бы, заснуть в этом заслуженном покое и блаженствовать, как блаженствуют обитатели затишьев, сходясь трижды в день, зевая за обычным разговором, впадая в тупую дремоту, томясь с утра до вечера, что всё передумано, переговорено и переделано, что нечего больше говорить и делать и что «такова уж жизнь на свете».

Снаружи и у них делалось всё, как у других. Вставали они хотя не с зарёй, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой… как все, как мечтал и Обломов…

Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок.

И молчание их было - иногда задумчивое счастье, о котором одном мечтал бывало Обломов, или мыслительная работа в одиночку над нескончаемым, задаваемым друг другу материалом…

Часто погружались они в безмолвное удивление перед вечно новой и блещущей красотой природы. Их чуткие души не могли привыкнуть к этой красоте: земля, небо, море - всё будило их чувство, и они молча сидели рядом, глядели одними глазами и одной душой на этот творческий блеск и без слов понимали друг друга.

Не встречали они равнодушно утра; не могли тупо погрузиться в сумрак тёплой, звёздной, южной ночи. Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоём, чувствовать, говорить!..

Но что же было предметом этих жарких споров, тихих бесед, чтений, далёких прогулок?

Вопрос, что он будет делать в семейном быту, уж улёгся, разрешился сам собою. Ему пришлось посвятить её даже в свою трудовую, деловую жизнь, потому что в жизни без движения она задыхалась, как без воздуха.

Какая-нибудь постройка, дела по своему или обломовскому имению, компанейские операции - ничто не делалось без её ведома или участия. Ни одного письма не посылалось без прочтения ей, никакая мысль, а еще менее исполнение не проносилось мимо неё; она знала всё, и всё занимало её, потому что занимало его.

Сначала он делал это потому, что нельзя было укрыться от неё: писалось письмо, шёл разговор с поверенным, с какими-нибудь подрядчиками - при ней, на её глазах; потом он стал продолжать это по привычке, а наконец это обратилось в необходимость и для него.

Её замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются, - а Штольц был счастлив!

А чтение, а ученье - вечное питание мысли, её бесконечное развитие! Ольга ревновала к каждой непоказанной ей книге, журнальной статье, не шутя сердилась или оскорблялась, когда он не заблагорассудит показать ей что-нибудь, по его мнению, слишком серьёзное, скучное, непонятное ей, называла это педантизмом, пошлостью, отсталостью, бранила его «старым немецким париком». Между ними по этому поводу происходили живые, раздражительные сцены.

Она сердилась, а он смеялся, она еще пуще сердилась и тогда только мирилась, когда он перестанет шутить и разделит с ней свою мысль, знание или чтение. Кончалось тем, что всё, что нужно или хотелось знать, читать ему, то надобилось и ей.

Он не навязывал ей ученой техники, чтоб потом, с глупейшею из хвастливостей, гордиться «ученой женой». Если б у ней вырвалось в речи одно слово, даже намёк на эту претензию, он покраснел бы пуще, чем когда бы она ответила тупым взглядом неведения на обыкновенный в области знания, но еще не доступный для женского современного воспитания вопрос. Ему только хотелось, а ей вдвое, чтоб не было ничего недоступного - не ведению, а её пониманию.

Он не чертил ей таблиц и чисел, но говорил обо всём, многое читал, не обегая педантически и какой-нибудь экономической теории, социальных или философских вопросов, он говорил с увлечением, страстью: он как будто рисовал ей бесконечную, живую картину знания. После из памяти её исчезали подробности, но никогда не сглаживался в восприимчивом уме рисунок, не пропадали краски и не потухал огонь, которым он освещал творимый ей космос.

Он задрожит от гордости и счастья, когда заметит, как потом искра этого огня светится в её глазах, как отголосок переданной ей мысли звучит в речи, как мысль эта вошла в её сознание и понимание, переработалась у ней в уме и выглядывает из её слов, не сухая и суровая, а с блеском женской грации, и особенно если какая-нибудь плодотворная капля из всего говоренного, прочитанного, нарисованного опускалась, как жемчужина, на светлое дно её жизни.

Как мыслитель и как художник, от ткал ей разумное существование, и никогда еще в жизни не бывал он поглощён так глубоко, ни в пору ученья, ни в те тяжёлые дни, когда боролся с жизнью, выпутывался из её изворотов и крепчал, закаливая себя в опытах мужественности, как теперь, нянчась с этой неумолкающей, вулканической работой духа своей подруги!

Как я счастлив! - говорил Штольц про себя и мечтал по-своему, забегал вперёд, когда минуют медовые годы брака.

Вдали ему опять улыбался новый образ, не эгоистки Ольги, не страстно любящей жены, не матери-няньки, увядающей потом в бесцветной, никому не нужной жизни, а что-то другое, высокое, почти небывалое…

Ему грезилась мать-создательница и участница нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения.

Он с боязнью задумывался, достанет ли у ней воли и сил… и торопливо помогал ей покорять себе скорее жизнь, выработать запас мужества на битву с жизнью - теперь именно, пока они оба молоды и сильны, пока жизнь щадила их или удары её не казались тяжелы, пока горе тонуло в любви».



Вверх