Горький челкаш жанр произведения. Максим Горький «Челкаш» — анализ произведения. Несколько интересных сочинений

Человек — вот правда!

М. Горький

«Челкаш» — один из ранних романтических рассказов М. Горького. Он принадлежит к циклу произведений пи-сателя о босяках-оборванцах и уголовниках, образы кото-рых в литературе того времени были мрачны и угнетающе однобоки. Горький первым попытался постигнуть психо-логию этих «лишних» людей, разобраться в их морали, по-нять причины, заставившие их опуститься на самое дно жизни.

Гриша Челкаш — главный герой рассказа. Несмотря на то, что это «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», он привлекает наше внимание своей неординарностью. И дело здесь не только в необычной внешности, делающей Челкаша похожим на хищного степного ястреба. Перед нами — смелая свободолюбивая личность с развитым чувством соб-ственного достоинства.

Челкаш, несомненно, принадлежит к уголовной среде и вынужден жить по ее законам, воровство для него — спо-соб выжить, добыть себе пропитание, завоевать авторитет среди таких же босяков, как он сам. Однако многие чело-веческие качества Челкаша заставляют нас испытывать уважение к нему.

Встретив в порту Гаврилу и выслушав его рассказ, Чел-каш проникается сочувствием к парню. Гаврила не справ-ляется со своим хозяйством, не умеет зарабатывать, не может жениться, потому что девушек с приданым за него не выдают. Узнав, что Гавриле нужны деньги, Челкаш пред-лагает ему возможность заработать. Конечно, у вора здесь тоже имеется свой интерес, поскольку он нуждается в на-парнике, но жалость Челкаша к молодому доверчивому Гавриле искренна: он «завидовал и сожалел об этой моло-дой жизни, посмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челка-ша в одно — нечто отеческое и хозяйственное».

Челкашу близки мечты Гаврилы о богатых хозяйствах, потому что он и сам не всегда был вором. Трогательной грустью и нежностью наполнены воспоминания этого су-рового человека о детстве, своей деревне, родителях и жене, о крестьянской жизни и службе в армии, о том, как отец гордился им перед всей деревней. Во время этого разгово-ра с Гаврилой Челкаш кажется мне ранимым и беззащит-ным, он похож на улитку, которая прячет свое нежное тело под прочным панцирем. Материал с сайта

Чем дальше, тем больше наших симпатий завоевывает Челкаш, образ же Гаврилы со временем начинает вызы-вать отвращение. Постепенно перед нами раскрывается его завистливая, жадная, готовая на подлость и в то же время рабское услужение из страха душонка. Автор неоднократ-но подчеркивает духовное превосходство Челкаша, особен-но когда дело касается денег. Наблюдая за унижением Гаврилы, Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторван-ный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».

Горький называет свой рассказ «маленькой драмой, разыгравшейся между двумя людьми», но мне кажется, только один из них имеет право носить гордое имя Человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • гордое имя человек
  • анализ челкаш кратко пересказ
  • мечты челкаша
  • сочинение на тему гордый человек м№горького
  • гордый человек М. Горького

Первое, о чем меня заставляет задуматься рассказ Максима Горького «Челкаш» (1895), - это о том, почему автор посвятил свое произведение человеку, находящемуся на низшей ступени социальной лестницы. Гришка Челкаш - ни кто иной, как пьяница, вор и бродяга. Всем своим видом он напоминает настоящего жулика: лицо его «смято», одежда грязна, ворот рубахи разорван, а на ногах нет даже ботинок. Взгляд хитрых глаз босяка хищен, а его походка и манеры схожи с повадками степного ястреба. Что же могло заинтересовать писателя в таком человеке?

Читая произведение дальше, я понимаю, что образ Челкаша гораздо сложнее, чем это могло показаться на первый взгляд. Прежде всего, у этого героя богатый внутренний мир. Несмотря на свое грубое и развязное поведение, вор Гришка имеет четкие нравственные ориентиры. Также Челкаш способен остро чувствовать жизнь и у него есть своя философия.

Гришка намеренно избрал путь босяка и самовольно отрекся от родной земли, за что, как думает его невольный подельник Гаврила , герой понес «должное наказание». Когда-то у Челкаша было все: уважение односельчан, любовь родителей, служба в гвардейских войсках, молодая красавица-жена Анфиса…

Вспоминая об этом, гордый босяк даже ненадолго теряет самообладание, и мы видим, как исчезает «все хищное в его фигуре». Теперь жизнь Челкаша состоит из одних лишений. Печальный опыт этого человека, его угрюмое молчание и короткие колкие фразы, брошенные Гавриле в момент внезапной вспышки злобы, говорят о том, что босяк познал самую темную сторону человеческого бытия и видел такое, о чем многим людям никогда не приходилось задумываться прежде.

В своем произведении Горький рисует образ нового романтического героя, свободного от предрассудков и условностей. Но такой герой никогда не будет принят обществом, и потому он обречен на вечное одиночество. Эта мысль также неизбежно возникает при прочтении рассказа писателя.

Несмотря на все то страшное и тяжелое, через что пришлось пройти Челкашу, он не утратил своего человеческого лица и сохранил нравственные ориентиры. Герой остался щедрым и справедливым. Поэтому он не жалеет денег для Гаврилы, помогавшего ему совершить воровство, и не только отдает подельнику полагающуюся тому долю, но и делится частью своих сбережений.

Когда же Гаврила начинает унижаться перед Челкашом и просить того отдать ему все деньги, в герое вспыхивает чувство «острой жалости и ненависти к этому жадному рабу». Гришка знает, что никогда бы не пал так низко. Он не понимает, как можно так «истязать» себя из-за каких-то «радужных бумажек».

Таким образом, в рассказе Горького человек, который находится на самом дне общества, оказывается морально выше и нравственно чище добропорядочного крестьянина. Гаврила не смог справиться с первым же испытанием, которое приготовила для него жизнь. Герою не хватило сил устоять перед соблазном, и алчность полностью подчинила его себе. Ради того, чтобы заполучить долю Челкаша, парень был готов даже убить напарника.

И, мне кажется, главное, о чем автор заставляет задуматься своего читателя, это то, что никогда нельзя судить о человеке лишь по его социальному статусу. Даже самая благородная и уважаемая личность может оказаться полна скрытых недостатков, в то время, как за внешностью вора и оборванца может скрываться сильная, благородная и щедрая натура.

«Челкаш»


Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

Развернутый портрет главного героя произведения мы видим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко подчеркивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сторожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в помощники случайного знакомого - молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломного мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила боится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной».

Г аврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от страха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаврилы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («...Тучи были неподвижны и точно дум ап и какую-то серую, скучную думу», «Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая, шипела и вздыхала»).

Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой животворящей стихии разворачивается отвратительная человеческая драма. И причиной этой трагедии становится элементарная жадность Гаврилы.

М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемнь1м, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же гот бросает в него камень, потом, очевидно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а потом и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о которой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе богобоязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед дележкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступление за двести рублей, Г аврила выражает свою готовность сделать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

Сочинение


Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»

Ранний период творчества Максима Горького характеризу­ется созданием ряда произведений романтической направлен­ности. Романтическое искусство отличается подчеркнутой яр­костью человеческих характеров и повышенным драматизмом жизненных обстоятельств. В таких рассказах, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», писатель использует материал сказок и легенд. Но и в произведениях на реалистической основе он создает образы, овеянные дыханием романтики. Таков заглав­ный герой написанного в 1894 году рассказа «Челкаш».

Конфликт этого рассказа выражен в столкновении двух ха­рактеров, двух мировоззрений, представленных образами Чел­каша и Гаврилы. Оба они происходят из крестьян. Но сейчас «Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». А Гаврила попал в портовый город после странствий в поисках заработка. Он мечтает заработать большую сумму денег, чтобы вернуться в свою деревню, построить собственный дом и вы­годно жениться.

В результате опасной ночной операции Челкаш выручает солидную сумму денег и часть из них платит Гавриле, которо­го нанял гребцом на лодку. С этого момента начинается фи­нальная сцена рассказа, которая и является его кульминацией.

Челкаш добыл «солидный заработок», потребовавший «не­много труда и много ловкости», и выполнил условия сделки, заключенной с Гаврилой. Каждый участник воровской опера­ции получил свою долю, соответствующую, так сказать, соб­ственному «трудовому» вкладу. Но Гаврила, изумленный тем, как просто и быстро досталась Челкашу огромная, по его кре­стьянским понятиям, сумма (он уже не вспоминает, как оба они рисковали жизнью и свободой, забыл, как трусливо вел себя на море), не может расстаться со своим напарником, а точнее - с деньгами, которые тот уносит. Это неприятно по­ражает Челкаша еще в лодке:

«- А жаден ты!.. Нехорошо… Впрочем, что же?.. Крестья­нин… - задумчиво сказал Челкаш.

Да ведь с деньгами-то что можно сделать!.. - восклик­нул Гаврила, вдруг весь вспыхивая страстным возбуждением. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег: - Почет, довольство, веселье!..»

А на берегу происходит сцена, которая еще больше роняет крестьянского парня в глазах свободолюбивого и великодуш­ного вора: «Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак.

Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и проси­тельным шепотом Гаврилы:

Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь - только в ночь… А мне - года нужны… Дай - молиться за тебя буду! Вечно - в трех церквах - о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы - в зем­лю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна - и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы - ох! Дай ты их мне!»

И Челкаш, «дрожа от возбуждения, острой жалости и нена­висти к этому жадному рабу», бросает ему все деньги. В ответ Гаврила разражается воплями восторга и благодарности.

«Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».

А затем, в порыве животной радости, Гаврила делает при­знание, которое резко меняет ситуацию:

«- Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его - тебя - веслом… рраз!.. денежки - себе, его - в море… тебя- то… а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытывать­ся - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?»

Оскорбленный до глубины души Челкаш силой отбирает деньги у Гаврилы, и тогда тот пытается убить его камнем. В конце концов раненный в голову Челкаш возвращает день­ги Гавриле и, не обращая внимания на его мольбы о прощении, уходит, «пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус». А «Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, за­жатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторо­ну, противоположную той, где скрылся Челкаш».

В финальной сцене Горький демонстрирует читателю духов­ное превосходство Челкаша. Вор и пьяница проявляет благород­ство и щедрость, а «честный малый» едва не становится граби­телем и убийцей. Челкаш - изгой общества, но у него есть нрав­ственные правила, а главное - он ощущает себя свободным че­ловеком, имеющим чувство собственного достоинства.

В концепции рассказа проявилось настороженное отноше­ние Горького к русскому крестьянину. Писатель считал кресть­янство косной общественной силой, не способной к револю­ционному преобразованию жизни. Поэтому порвавший со сво­ими крестьянским корнями босяк, вор и пьяница Челкаш оказывается нравственно сильнее Гаврилы, лишенного роман­тических чувств и способного на преступление ради наживы.

Другие сочинения по этому произведению

«Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Босяки - герои или жертвы?(по рассказу "Челкаш") Герои ранней романтической прозы М.Горького Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш") Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Роль пейзажа в рассказе Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Челкаш»). Сочинение по рассказу Горького "Челкаш" Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького «Челкаш») Сходство героев М. Горького и В. Г. Короленко Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».

Одним из наиболее ранних романтических произведений Горького принято считать его рассказ «Челкаш». Автора всегда интересовала жизнь и психология так называемых босяков. В босяках Горький видел настоящую человеческую душу. Писатель считал, что эти люди хотя и стоят на самой низшей ступени социальной лестницы, но ведут себя намного лучше и выше, чем представители более высоких классов. Ниже представлен краткий литературный анализ произведения, изучаемого в 8 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1894

История создания — стимулом для написания этого рассказа послужила история, услышанная Горьким от одного из пациентов больницы, где он проходил лечение

Тема — В «Челкаше» рассматриваются темы свободы человека, смысл жизни, большое место отводится описанию природы

Композиция — Произведение состоит из вступления и трех глав

Жанр — Рассказ

Направление — романтический реализм

История создания

Писателю в 1891 году пришлось проходить лечение в одной из больниц города Николаев. Вместе с ним в палате находился босяк, который и рассказал товарищу по палате эпизод из своей жизни. Писатель впоследствии развил эту историю, и за пару дней написал рассказ. Сочинение высоко оценил В. Г. Короленко, и при его содействии в 1895 году произведение Горького было опубликовано. С того времени писатель был принят в литературных кругах как подающий большие надежды автор.

Тема

В рассказе описаны два главных героя, Челкаш и Гаврила. Все темы взаимосвязаны между собой. Описание природы помогает глубже понять характеристику этих героев, состояние их души, восприятие жизни.

Для каждого из них свобода представляется по-разному. Гаврила, простой деревенский увалень, видит свободу с точки зрения раба. Он привык подчинению более сильным. Ему хочется иметь семью, свой дом, хозяйство. Не обладая средствами для претворения этой мечты в жизнь, он согласен жениться на богатой невесте, даже если это вновь приведет его к пожизненному рабству.

Челкаш, в отличие от него, это уже не раз битый жизнью человек, он много видел и знает. Свободолюбивый и гордый, он не желает какого-либо подчинения. У него отсутствует материальная зависимость, он вольный, как ветер, бурный как море, и все это придает ему спокойствие души. Он живет легко и просто, и это его кредо.

Рассуждения о смысле жизни совершенно противоположны у этих героев. Челкаш, это уже умудренный жизненным опытом человек. Когда-то и он был семейным человеком, имел хозяйство. Путь бродяжничества он выбрал осознанно. У него нет проблем, как накормить голодную семью, поднять и приумножить хозяйство. Он живет тем, что занимается воровством. Легко полученные деньги он тратит легко и бездумно, не ставя перед собой цели к обогащению. Гаврила — молодой крестьянин, у которого впереди вся жизнь. Ему еще только предстоит выбрать путь, по которому он пойдет.

Композиция

Рассказ Горького построен на антитезе, перед глазами читателя вырисовывается принципиальная разница между двумя героями.

Полному раскрытию их характеров служит композиция произведения. Действие начинается с вступления. Все происходит в морском порту. На фоне мощной техники, где все гремит и лязгает, ничтожно и мелко выглядят людишки. Они копошатся, как муравьи, подчиненные огромной силе, созданной их руками, и их поработившей.

Возможно, вам также будет интересна статья:

В первой части идет речь о Челкаше. Это всем в порту известный человек, смелый и находчивый вор. Несмотря на его непривлекательное занятие, он пользуется уважением среди портовых рабочих. Челкаш собирается на «дело», ему нужен напарник. На его пути попадается Гаврила, молодой деревенский парень. Поговорив с Челкашом, он соглашается ему помочь.

Во второй части рассказа неожиданно раскрывается внутренний мир свободолюбивого вора. Челкаш и Гаврила отправились в море. На морских просторах Челкаш чувствует себя вольно и свободно, вид моря очищает его душу от житейской грязи. Гаврила напротив, боится этой огромной стихии, море действует на него угнетающе. Описание моря вырисовывает все хорошие качества, заложенные в Челкаше. В сравнении с ним, трусливый и подленький Гаврила выглядит полным ничтожеством, готовым бросить своего напарника в опасную минуту.
Третья часть произведения — кульминация и развязка. Удачно провернув «дело», Челкаш делится с подельником деньгами. Тут наступает кульминация. В Гавриле, этом бесхребетном и робком увальне, просыпается алчность. Вид денег пробудил все те низменные качества, которые были спрятаны под личиной богобоязненного парня. Ради того, чтобы завладеть всеми деньгами, он совершает попытку убить своего старшего товарища. Гаврила настолько ничтожен и мелок, что без всяких зазрений совести забирает деньги, брошенные ему Челкашом. В развязке произведения и выявляется его низменная сущность и величие души прожжённого вора.

Жанр

Небольшое по объему произведение, с небольшим количеством героев, относится к жанру рассказа. Описаны действительные события, что отвечает направлению реализма. Живое описание моря и облагораживание героя-бродяги, придает реалистическому направлению нотки романтизма.



Вверх