Гоголь факты из жизни и творчества. Интересные факты из жизни николая васильевича гоголя

Николай Васильевич Гоголь – один из самых великих классиков русской литературы. Его биография окутана тайнами и загадками.

Возможно, это и сказалось на творчестве писателя, ведь его произведения также полны мистических образов и мотивов. Жизнь Гоголя была насыщена и полна трагическими моментами. Ещё при жизни писатель сталкивался со слухами, зачастую приукрашенными. Причин этому было множество, Гоголь был известен как личность замкнутая, он осознанно сторонился общества, поддерживая отношения лишь с немногочисленными друзьями. И пусть после смерти писателя прошло более полутора веков, по сей день о его жизни практически ничего не известно.

По сведениям биографов, мать Гоголя, Мария Ивановна, до появления Николая Васильевича рождала мёртвых детей. В те времена на всю Диканьку шла слава о чудесах по молитвам перед иконой святого Николы Чудотворца в Никольской церкви. Икона эта была явлена в лесу на дубовом пне, местные жители перенесли её в ближайшую церковь, но на следующий день вновь обнаружили её на обломке дуба. Икону трижды возвращали в церковь, но каждый раз находили её на явленном месте. Тогда было решено на этом месте построить церковь, а из пня сделать крест, который оказался в алтарной части. Перед иконой Николы Чудотворца Диканьского Марья Ивановна много молилась и дала обет, если у неё родится сын и будет жить, она назовёт его в честь святого.

Ко дню памяти святого Николая Чудотворца (22 мая) мы встретились с Ольгой Штыгашевой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ, чтобы рассказать нашим читателям, так ли велика роль мистики в жизни великого писателя, или это всё-таки в большей степени мифы, основанные на непроверенных фактах, легендах и преданиях.

Предсказание Богородицы

Однажды по дороге на богомолье юному Василию Афанасьевичу, отцу Николая Васильевича, приснился сон, в котором он увидел Богородицу. Царица Небесная указала ему на девочку, которая будет его будущей женой. Через какое-то время Васюта гостил у соседей и увидел их семимесячную дочку Машу, в которой узнал младенца, на которого ему во сне указала Богородица. Василию Афанасьевичу тогда было 14 лет, и он стал ждать, когда его избраннице исполнится столько же, чтобы просить её руки.

Как только Маша достигла указанного возраста, Василий Афанасьевич сделал предложение своей избраннице, но получил отказ. Это не сломило упорства Васюты, и он выкрал её. Они тайно обвенчались и явились родителям, которым ничего не оставалось, как благословить молодоженов. Однако согласно другой версии, родители Марии сразу дали согласие на брак, и молодые обручились, а ещё через год обвенчались. Версия эта вызывает сомнение, потому что известно, что на момент замужества Марии Ивановне было 14 лет, тогда как обручаться в тринадцатилетнем возрасте в России было запрещено. Да и какие здравомыслящие родители выдадут замуж в таком возрасте своего ребёнка?!

Конечно, это всего лишь легенда, но матери Гоголя на момент его рождения действительно едва минуло 16 лет, и обстоятельства рождения писателя тоже окутаны странностями и совпадениями, опять-таки не подтверждёнными документально. Однако чего стоят споры биографов о точной дате появления на свет Николая Васильевича!

Получается, некое потустороннее вмешательство или, правильнее сказать, Божье Провидение в жизни Гоголя проявилось задолго до его рождения, что породило множество неправдоподобных и правдивых одновременно домыслов и слухов. Пожалуй, Гоголь один из единственных писателей России, жизнь и смерть которого обросли таким огромным количеством легенд.

Неизгладимый след

С детства Николай Васильевич отличался большой религиозностью, которую привила ему его мать Мария Ивановна, сама женщина глубоко верующая и почти фанатично набожная. После нескольких мертворожденных детей перед иконой Николая Чудотворца она дала обет провести оставшуюся жизнь в богоугодных деяниях и молитвах, если ей будет послан сын. Через какое-то время Бог осуществил её мечту, и в семье Гоголей родился здоровый малыш, названный в честь Николая Угодника.

Свой обет Мария Ивановна действительно соблюдала до конца дней своих, приучая к этому и детей. Как и в любой другой семье того времени религиозной стороне жизни отводилось большое значение: свято чтили все христианские традиции, искренне верили в существование ада и рая, соблюдали посты и хранили духовную верность православным обычаям.

Но благодаря фанатичной вере Марии Ивановны перегибы, безусловно, случались. Скорее всего, поэтому в творчестве Гоголя мы не увидим прозрачного отношения к вопросам религии, он был перманентно запуган в детстве, чтобы осознанно освоить христианские постулаты и вывести их на страницы своих произведений. В религии его больше привлекало мистическое начало, потусторонняя борьба добра и зла, которая впечатляла больше, потому что давала эмоции несравнимо яркие, впечатления, будоражащие фантазию и пугающие своей близостью к действительности.

В доме Гоголей на самом видном месте висела картина Страшного Суда. Марья Ивановна постоянно приводила её в пример, что может случиться с безбожниками и греховодниками. Конечно, это пугало маленького впечатлительного Николеньку: «Если ты будешь грешить, после смерти попадешь в ад, и тебя постигнут те же муки, какие изображены на этой картине». «Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая Вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство... - я живо, как теперь, помню этот случай, - я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, и Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли», - писал Николай Васильевич потом матери.

Существует легенда, что и ветхозаветные рассказы о первородном грехе тоже оставили глубокий отпечаток в сознании Гоголя. Общеизвестен факт его более чем прохладного отношения с женщинами. Хотя исследователи его биографии предполагают истинную причину внезапного отъезда в Италию якобы за таинственной незнакомкой из высшего общества, о которой он намеками писал матери. Но оговорюсь, это лишь предположение биографов.

В подтверждение этого можно сказать, что в его произведениях практически нет положительных женских образов, наделенных не только физической, но и нравственной красотой. Никого подобного Наташе Ростовой или Татьяне Лариной мы в его произведениях не найдём! «Женский» вопрос в то время стоял очень остро, и Гоголь не мог этого не видеть и не реагировать художественно… Одни прекрасные ведьмы, капризные Оксаны, провоцирующие на сделку с нечистой силой, да Коробочки живут на его гениальных страницах.

Вообще, мотив смерти в творчестве Гоголя очень развит, причём развит почти на интуитивном уровне. Умерший человек с точки зрения язычества может принести в реальный мир зло, с точки зрения христианства может быть призван к Богу и получить вечную благодать. Много ли в его произведениях таких будущих «благодатных покойников»? Да их и нет совсем! Его герои живут здесь и сейчас, не думая о Судном Дне, не боясь адовых мук, не заботясь о Всевышнем прощении. Высмеивать порок нарочитым добродушием и легкой иронией, да ещё и с лирическим аккомпанементом подвластно только Гоголю! Легкомысленные обманщики, алчные пьяницы, неверующие в добродетель обыватели, чревоугодники и чванливые чиновники на фоне фольклорного колорита превращались в образы незабываемые и затейливые… Чего нельзя сказать о самом Николае Васильевиче, который, вероятно, всё-таки верил в смерть как в инобытие. Смерть как постземное существование человека, конечно, пугала Николая Васильевича, ничего величественного и божественного в процессе умирания, скорее всего, он и не предполагал. Но, терзаемый религиозными догмами, искренней верой христианина и кощунственной с точки зрения православия мыслью о невозможности существования после смерти, он впадал иногда в глубокое уныние, усугубленное творческими простоями и жизненными неурядицами. Страх умереть и принести в мир живых зло, физическое ли, творческое ли, стал постоянным его спутником на протяжении последних нескольких лет жизни мятежного гения русской литературы…

Бремя страха. Летаргия

К концу жизни Николая Васильевича стал преследовать страх быть погребённым заживо. Гоголь в письмах друзьям говорил, что иногда у него случаются приступы, когда он не чувствует своего тела, пульс не прощупывается и сердцебиение практически невозможно заметить. В завещании, содержащемся в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он завещал похоронить его только тогда, когда появятся признаки разложения. В этом же завещании он просил не ставить на его могиле никаких памятников.

Сейчас стало модным ставить диагнозы многим известным людям по истечении времени. Не избежал этой участи и Николай Васильевич. Боязнь Гоголя быть похороненным в летаргическом сне медики сейчас называют тафифобией, что породило огромное количество нелепых слухов и домыслов. По утверждению этих же медиков, эта фобия Гоголя была вызвана маниакально-депрессивным психозом. Чем же была вызвана эта депрессия? Возможно, здесь сыграло несколько факторов.

Во-первых, общеизвестен тот факт, что мать Николая Васильевича была не совсем душевно здорова. Глубокая религиозность словно отрывала её от реального мира, Мария Ивановна страдала от частых перемен настроения, истово верила в вещие сны, которые, по её признанию, снились ей постоянно, впадала в состояние глубокой задумчивости, длящейся иногда по несколько часов. Она обладала чрезвычайно впечатлительной натурой. Вполне возможно, вместе с религиозностью Гоголь в детстве получил и какую-то долю материнского мистицизма. Николай Васильевич привык с юных лет доверять матери, во всем полагаться на её мнение. Тем более Мария Ивановна была едва ли не единственным источником пополнения знаний писателя фольклорных сюжетов и малоросских традиций.

Во-вторых, после возвращения из-за границы последние несколько лет Гоголь болел. Причём чувствовал себя настолько плохо, что просил мать в письме заказать молебен о своем выздоровлении. В 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого». Также следует отметить и возросшее в последнее время огромное влияние на писателя его духовника о. Матфея (Константиновского), который считал недуг Гоголя болезнью более духовного происхождения, чем физического. В связи с этим он требовал от Николая Васильевича неукоснительного и строгого соблюдения религиозных действий (молитвы, пост) для телесного и духовного очищения. Литературное творчество, как считал неистовый духовник, тоже относилось к числу неправедных занятий, как и плоды его. В связи с этим о. Матфей настоятельно рекомендовал Гоголю расстаться на время с писательской деятельностью, дабы не усугублять и без того ухудшающееся с каждым днём состояние Николая Васильевича. Мы не можем сейчас сказать, насколько роль духовника в судьбе гения литературной мысли оказалась фатальной. Возможно, действительно обеспокоенный душевным нездоровьем Гоголя в большей степени, чем болезнью тела, о. Матвей посчитал, что мозг писателя находится в крайнем напряжении, а внутренние ресурсы истощены. Нужна была передышка… На что Николай Васильевич отреагировал по-своему, впрочем, как и всегда…

Также стоит упомянуть и тот факт, что в январе 1852 года умерла жена друга Гоголя Е. Хомякова, которую лечили популярной в то время каломелью (ртутносодержащее вещество, в малых количествах употребляемое от расстройства пищеварительной системы). Смерть эта произвела на Николая Васильевича неизгладимое впечатление. Екатерина Михайловна была одной из единственных женщин, кому доверял Гоголь безоговорочно! На панихиде (опять-таки по легенде) писатель услышал таинственный шёпот, который звал его по имени, неясно откуда исходивший. Николай Васильевич пришёл в совершеннейший ужас и, вернувшись домой, впал в лихорадочное состояние, из которого уже не выходил почти последующие четыре недели… Смерть Хомяковой, разговоры о каломели, которой Гоголя тогда тоже лечили, панихида, таинственный шёпот, собственное ещё более пошатнувшееся состояние, душевные и телесные муки - всё это привело к трагедии, случившейся спустя две недели.

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Причём о том, что он сжигает его во второй раз, не всем известно. Первый раз он сжёг черновики поэмы в 1845 году, за семь лет до этого. Существует легенда, что второй том «Мёртвых душ» был кем-то сохранён, но не напечатан. Возможно, его слугой Семёном, который был рядом с Гоголем на протяжении последних лет жизни и относился к нему с необычайной преданностью и любовью. В таком случае возникает вопрос, куда же делась рукопись? Черновой вариант нескольких первых глав второго тома был найден спустя два месяца после смерти Гоголя. И опять вопрос. Если Гоголь хотел полностью уничтожить своё творение, то почему оставил черновики, дающие представление о дальнейшей судьбе Чичикова? Эти вопросы спровоцировали рождение ещё одной удивительной версии о том, что никакого второго тома и не было! Что жег в ту ночь писатель что-то другое, перепутав с рукописью «Мёртвых душ». А сама поэма была только начата незадолго до его душевного кризиса. Но фактов, подтверждающих это предположение, не существует. Только вопрос, почему же сохранились страницы черновика второго тома, остаётся, да, пожалуй, и останется без ответа…

Мучительное существование, а иначе это не назовешь, продолжалось ещё десять дней, в течение которых врачи пытались определить причину столь быстрого угасания организма великого писателя. Причина его смерти тоже до сих пор существует на уровне версий, что также породило множество фантастических предположений. Несомненно одно. Роковая ошибка, совершенная Николаем Васильевичем ночью 12 февраля, активизировала все необратимые процессы в его организме. Гоголь настолько ослабел физически и духовно, что почти с радостью ждал приближения кончины как избавления от земных страданий. Он причастился и, несмотря на усилия врачей, с готовностью и смирением ждал перехода в мир иной, которого он уже не боялся. Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению – и жил, и творил, и умирал с молитвой… И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!

Продолжение следует...

Новость отредактировал LjoljaBastet - 23-10-2016, 08:07

Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) — знаменитый русский драматург, прозаик, публицист. Сегодня нам хотелось бы кратко поговорить об этом замечательном писателе и классике русской литературы. Поэтому мы с удовольствием вам поведаем самые интересные факты о Гоголе, его биографии и непростой загадочной жизни. Все не понаслышке знают об этом человеке, так как в школе его изучают обязательно, причем в 5, 6, 7, 8 и даже 9 классе. Гоголь написал множество произведений, среди которых такие известные как «Мёртвые души», «Вий», «Ревизор», «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и многое другое. Надеемся, что наша информация будет вам полезна для докладов, рефератов, сообщений по литературе или просто общего развития.

1. Всего в семье Гоголя было 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек). Гоголь был третьим по старшинству ребенком, но по сути самым старшим, так как первые два ребенка родились мертвыми. Все средние дети также умерли либо во младенчестве, либо в детстве, не дожив даже до 10 лет. Долгую жизнь прожили только три самые младшие сестренки Гоголя — Анна, Елизавета и Ольга, ну и он сам соответственно.

2. В школе Гоголь писал сочинения, которые никак не тянули на хорошие, максимум на троечку, зато он очень хорошо умел рисовать.

3. Гоголь очень любил сладости и всегда носил с собой в кармане хотя бы несколько кусочков сахара. За разговором он мог достать кусочек и запросто погрызть. Интересным фактом из жизни писателя является еще и то, что Гоголь всегда прятал кусочки этого сахара себе в карманы. А если он случайно забывал забрать эти кусочки перед тем, как прислуга заберет посуду, то он буквально запрещал ей уносить всё, пока он не положит сахарок к себе, чтобы погрызть его попозже.

4. У Гоголя были нестандартные увлечения. Он очень любил кроить, вязать, шить и готовить. Странное было увлечение, но все его принимали.

5. Произведение про «Ревизора» — это вполне реальная история, которая произошла в городе Устюжина, что в Новгородской Губернии. Причем, что самое интересное, эту историю Гоголю рассказал сам . Вообще Пушкин сыграл большую роль в жизни Гоголя и именно он уговорил его продолжать писать. Они с Александром Сергеевичем были добрыми друзьями и часто устраивали совместные посиделки. В один из таких вечеров они даже нарисовали дружеские шаржи друг на друга.


6. Сам Гоголь утверждал, что он не придумывал Вия, а весь сюжет он взял из городских легенд и сказаний, но как ни пытались найти или услышать хоть любое упоминание о Вие или о чем-то напоминающем его, ничего из этого не вышло. В итоге пришли к выводу, что Гоголь просто так шутил, а Вий — это полностью его произведение.

7. Гоголь ни разу не был женат и до сих пор считается, что у него не было никаких связей с женщинами. Может это было из-за того, что он был очень застенчивый, так как все об этом прекрасно знали. Единственный раз в жизни он сделал предложение А. М. Виельгорской в 1850 году, но она ответила отказом.

Есть также мнение, что он боялся гнева Божьего, поэтому всячески отрицал интимную близость. Ну и третьей самой бредовой причиной его девственности стало то, что некоторые подозревали его в гомосексуальности. Но эта версия отклоняется.

8. За несколько лет до смерти Гоголь завещал, чтобы его не хоронили, пока полностью не будут уверены в его смерти, т.е. не будет явных признаков разложения. Когда в 1931 году произошло перезахоронение, то обнаружили, что останки Гоголя лежат не в первоначальном положении, а перевернуты на бок. Это породило много слухов, что на самом деле Гоголь был в состоянии летаргического сна и очнулся в гробу. Многие также разносили слухи, что с внутренней стороны крышки гроба были обнаружены царапины, свидетельствующие о том, что писатель пытался выбраться. Жуть, да и только.

9. К концу своей жизни у Гоголя произошел «Сдвиг по фазе» и он сказал принести свой портфель, в котором хранилась рукопись второго тома «Мёртвых душ». После чего он достал эти рукописи и кинул их в камин. На следующее утро он сам сожалел о своем поступке и валил всё на лукавого, и то, что он не хотел сжигать эту рукопись.

10. Последними словами Гоголя были «Лестницу! Поскорее давай лестницу!». Это объясняется тем, что когда он был маленьким, бабушка рассказывала ему, что перед смертью человека ангелы спускают ему божественную лестницу, чтобы душа умершего смогла подняться на небеса.

11. Отмечалось также, что Гоголь сильно боялся грозы. Причем страх был настолько неподдельный и большой, что у писателя просто сдавали нервы.

12. Странная любовь к миниатюрному доходила просто до абсурда. Гоголь, на разбираясь в математике и никаким боком не хотевший ее изучать, выписал себе настоящую энциклопедию по математике. Дело в том, что она была настолько миниатюрной, что была в 16 раз меньше, чем размер стандартного листа.

13. Николай Васильевич был буквально окутан чем-то потустороннем. То ли он сходил с ума, то ли ему действительно являлись какие-то странные видения. Например, буквально за несколько дней до смерти он говорил, что видел со стороны собственное бездыханное тело и слышал потусторонние голоса. Никто не придал этому значения, но вскоре Гоголь действительно умер.

14. Гоголь был настолько застенчевым человеком, что он старался немедленно уходить, когда в обществе появлялись незнакомые ему люди.

15. Великий писатель ужасно стеснялся своей внешности. Но больше всего ему не нравился его нос, поэтому он просил художников искусственно уменьшать ему дыхательный образ, дабы тот не делал его уродливым. Кстати, ведь именно из-за этого комплекса он и написал произведение «Нос».


16. Многие полагают, что знаменитый яичносахарный десерт Гоголь-моголь назван в честь писателя, но на самом деле это не так. Десерт появился намного раньше, чем родился сам Николай, так что это просто совпадение. Но мимо писателя это название конечно же не прошло, он даже придумал собственный рецепт Гоголя-моголя. Для его приготовления нужно было смешать ром с козьим молоком.

17. После своей смерти Гоголь практически не оставил после себя наследства. Среди ценного имущества вещей было всего на 43 рубля 88 копеек и золотые часы, которые были памятью о его лучшем друге Александре Сергеевиче Пушкине. Часы уже давно не ходили и это было сделано специально. Дело в том, что на них было выставлено время 14:45. Именно в это время погиб Пушкин.

Все его вещи были настолько неценными, что выручить много денег за них не удалось. Даже его коллекция из 150 книг, половина из которых была в твердом переплете, не была интересна оценщикам. Книги были проданы всего по 1 копейке за штуку.

18. По мотивам Гоголевских произведений было снято более 70 фильмов. Некоторые произведения экранизировали по несколько раз. Только «Вий» был экранизирован 6 раз, включая фильм «Ведьма», «Вий 3D» и «Гоголь: Вий» . К сожалению самые первые копии начала XX века не сохранились, поэтому самой классной версией является фильм 1967 года с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях.


19. Более 15 памятников писателю установлено в разных уголках России и других стран нашей планеты. Один из них, созданный Зурабом Церетелли, стоит в Риме.

20. Люди вокруг постоянно спорили на тему является ли Гоголь русским или Украинцем. Сам же писатель старался абстрагироваться от таких вопросов. Дело в том, что он не относил себя к какой-либо из этих наций отдельно. Он просто кратко говорил, что склоняется к синтезу двух этих культур.

21. Незадолго до смерти Гоголь передал более 2000 рублей критику Степану Шевырёву, чтобы тот отдал их на благотворительность для Московских студентов. По какой-то причине Николай Васильевич не считал, что это его деньги. Поэтому после смерти Шевырёв не отдал их наследникам.

22. Возможно писатель бы выжил, если бы доверился врачам, но он отказывался от всяческой помощи морально готовясь к смерти. Консилиум врачей принял решение начать принудительное лечение, но к сожалению это истощило Николая окончательно. Он впал в беспамятство, а 21 февраля 1852 года, не дожив немного до 43 лет, умер.

Но несмотря на то, что Николай Васильевич прожил столь недолгую жизнь, он оставил много всего интересного и великого после себя, став настоящим классиком русской литературы.

Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.

Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.

Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть "Нос".

Сюжет "Ревизора" был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над "Ревизором", когда Гоголь решал покончить с произведением.

Знаменитое произведение писателя "Вий" скорее всего было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета "Вия" в народном фольклоре.

Гоголь не был женат. Также истории ничего не известно о его романах и связях с какими-либо женщинами. Тот факт, что он часто жил у друзей-мужчин, вместе с отсутствием в его жизни женщин, подтолкнул некоторых исследователей к предположению о латентном гомосексуализме Гоголя.

В конце жизни психологическое состояние Гогля существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение "Мертвых душ". Также он распорядился чтобы его надгробие соответствовало православныым канонам и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.

При перезахоронении Гоголя, по одной из версий его голова была повернута в сторону, а по другой - вообще отсутствовала, так как была похищена для коллекции основателя театрального музея Алексея Бахрушина. Впоследствии эта версия была обыграна Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита" в эпизоде с похищением Бегемотом головы Берлиоза.

При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень, лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. После этого в новом свете предстает фраза Булгакова, обращенная к Гоголю: "Учитель, укрой меня своей шинелью".

Николай Васильевич Гоголь - один из самых знаменитых классиков русской литературы. Его биография окутана тайнами и загадками. Возможно, это и сказалось на творчестве поэта и прозаика, ведь его произведения также полны мистики.

Таинственная история Гоголя

Жизнь Гоголя была насыщена и полна трагическими моментами. Еще при жизни поэт сталкивался со слухами, зачастую приукрашенными. Причин этому было множество: Гоголь был известен как личность замкнутая, практически обособленная от общества. И пусть после смерти писателя прошло более полутора веков, по сей день о его жизни практически ничего не известно.

Гоголь, интересные факты из жизни которого продолжают вскрываться по сей день, был склонен мифологизировать собственную биографию. Так, он намеренно умалчивал о своей жизни и даже придумывал истории, которые никогда не происходили с ним в действительности.

Семья великого писателя и драматурга

Знаете ли вы, как звали Гоголя на самом деле? Загадки окружали его с самого рождения. Поэт происходил из уважаемого дворянского рода Гоголь-Янковских, берущего свое начало в 17м веке. Семейное предание гласит, что основоположником этого украинского казацкого рода был Остап Гоголь - гетман Правобережной Украины.

Отец Гоголя - Василий Афанасьевич Гоголь-Янковский. Василий Афанасьевич был писателем, поэтом и драматургом. Свои произведения (в большинстве своем, пьесы для малых театров) он писал на украинском языке. Это и сказалось на судьбе юного Николая Васильевича, который, к сожалению, потерял отца довольно рано - мальчику едва исполнилось 15 лет на момент его смерти.

Матерью поэта и прозаика была Именно ее считают «виновницей» увлечения сына религиозностью и мистицизмом. Помимо Николая Васильевича в их семье было еще одиннадцать детей. Гоголь был третьим, и, в сущности, старшим ребенком в семье - первые два младенца родились мертвыми.

Биографическая загадка великого гения: как звали Гоголя

Так как звали Гоголя? Несмотря на то, что и этот факт биографии активно обсуждается историками и биографами, при рождении, как мы все знаем, поэт получил имя Николая Васильевича. Но немногие знают о том, что при рождении мальчик был наречен Яновским. К слову, с 12 лет русский классик носил Гоголь-Яновский. Считается, что писатель, не зная истории происхождения этой фамилии, отбросил ее, так как считал ее выдуманной поляками.

Теперь, когда вы знаете, как же звали Гоголя при рождении, расскажем вам другие интересные факты из жизни Гоголя.

Влияния детства на творчество Гоголя

Великий драматург все свое детство провел в деревне. Мальчик постоянно был погружен в обстановку украинского быта. Причем о быте крестьян и рабочих он знал не меньше, чем о быте дворянском. Это сказалось на многих произведениях Гоголя. Он был сильно увлечен и историей. Даже уехав в Санкт-Петербург, юный писатель не прекращал пополнять свой багаж знаний - в письмах он просил свою мать рассказывать больше о крестьянском и панском быте.

Интерес к литературе и искусству в целом проявился у мальчика достаточно рано - еще в школьные годы. Будучи учеником гимназии, он горячо увлекался любительским театром, который создал вместе со своими товарищами.

Школьные годы писателя

В возрасте десяти лет родители юного Николая отправили его в Нежинскую гимназию. К их сожалению, мальчик совсем не преуспевал в учебе, хотя в значительной степени в этом была вина учебного заведения.

Проблемы были и с изучением русской литературы. Преподаватель предмета всячески отрицал значимость в культуре таких современных писателей и поэтов, как Пушкин и Жуковский. Результатом такого подхода стал гимназистов к романтической литературе 19-го века.

Становление Н. В. Гоголя как писателя

Завершив обучение в гимназии в 1828 году, классик уехал в город больших возможностей - Петербург. Этот этап жизни стал одним из самых сложных в его жизни, но в то же время и самым продуктивным. Скромных средств, оставленных ему матерью-дворянкой на жизнь в большом городе, едва хватало, и Гоголь устроился на государственную службу, которая вскоре ему наскучила.

Тогда Николай Гоголь подался в литературу. Первые его труды, изданные под псевдонимами, были раскритикованы публикой, и отчаявшийся писатель отправился заграницу в поисках лучшей жизни. Однако там он пробыл всего лишь месяц, после чего вернулся в Петербург.

По наблюдениям будущего гения русской литературы, быт и культура украинского народа привлекали не только малороссов, но и русских. Именно тогда в его голове стал намечаться план знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Юноша настырно просил свою мать, живущую в деревне, рассказать о неизвестных ему украинских традициях и обычаях, об украинских легендах, рукописях и костюмах. Все это помогало ему наиболее полно и точно изобразить малороссийскую деревню и ее обитателей.

В 1830 году в свет выходит первое успешное произведение Гоголя «Вечера накануне Ивана Купала», напечатанное в «Отечественных записках» 1830 года. Но настоящую известность и признание юному автору принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь» и «Сорочинская ярмарка».

С этого момента жизнь писателя перевернулась.

Что повлияло на творчество Гоголя?

В 1830 годах Николай Васильевич познакомился с П. А. Плетневым, В. А. Жуковским и А. С. Пушкиным, который в большей мере оказал влияние на литературное творчество Гоголя.

Все в жизни литературного классика находило отображение в его произведениях. Со временем он все больше и больше окунался в столичную жизнь. В результате в свет вышли «Петербургские повести», состоящие из 5 повестей:

  • «Невский проспект».
  • «Шинель»
  • «Записки сумасшедшего».
  • «Портрет».
  • «Нос».

Сборник объединен не только общей проблемой, но и общим местом действия - городом Санкт-Петербургом, где проживал Н. В. Гоголь.

Немногие поднимали в своих произведениях тему двойственности столицы. Люди видели в ней не только «Град Петров», но и убежище зла. Величайший поэт золотого века, А. С. Пушкин, одним из первых показал всю неоднозначность «города на Неве». Он охарактеризовал его так: «Город пышный, город бедный».

Особенно ярко эта проблема раскрыта в «Невском проспекте». За лоском главной улицы спрятаны разбитые надежды, трагедии простых горожан. В повести город безразличен к проблемам людей - всем заправляют деньги и чины. Представления о добре и зле в столице давно разрушены. Ту же идею раскрывал и Н. В. Гоголь. Сюжет многих произведений развивается именно в Петербурге: это и неоднозначный «Нос», и «Записки сумасшедшего», «Шинель» и «Невский проспект». Петербург в творчестве Гоголя - пристанище беспризорников и нищих чиновников. Этот образ противостоит общепринятому образу столицы - роскошной, праздной, ослепляющей своим блеском.

С другой стороны, гоголевская столица - город, где мистика и реальность живут единым целым.

Миргород в жизни и творчестве Гоголя

Хоть Петербург и играл значительную роль в творчестве Гоголя, первое место в нем занимал украинский фольклор. Помимо таких замечательных произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Майская ночь», писатель написал ряд других культовых повестей, который были объединены в сборник «Миргород». Гоголь недаром выбрал для своего сборника именно это название: город Миргород фигурирует в его произведении «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Также в этот сборник входят и другие произведения, которые известны нам со школьной скамьи:

  • «Вий».
  • «Тарас Бульба».
  • «Старосветские помещики».

Почему же именно Миргород? Гоголь намеренно выбрал этот населенный пункт. Он находился неподалеку от села Великие Сорочинцы, где юный Николай провел свое детство и юность. Это же село фигурирует и в его произведении «Сорочинская ярмарка».

Во всей Украине и, в частности, в Миргородском районе по сей день чтят память великого земляка. Повсюду можно встретить не только памятники, посвященные писателю, но и улицы, гостиницы, санатории, площади, больницы, библиотеки, названные в его честь.

Своеобразие Гоголевских повестей

Проанализировав все произведения, можно выделить специфические особенности творчества Гоголя. Некоторые моменты из жизни писателя по сей день являются объектами споров, но в своих творениях Гоголь был на редкость точен и прямолинеен.

Творческая манера автора весьма узнаваема. Именно неповторимость его письма позволила Гоголю стать одним из величайших писателей золотого века. Его первая поэма «Ганц Кюхельгартен», которую он опубликовал под псевдонимом, с треском провалилась. Причиной этому была попытка написать поэму на манер романтика Василия Андреевича Жуковского.

Его последующие повести также были написаны в романтической манере, но в них начинает проявляться неповторимый гоголевский характер письма. Чуть позже писатель, под влиянием Пушкина, взял курс на критический реализм. И хотя Гоголь видел в нем своего наставника, он никогда не пытался творить по образцу пушкинских творений.

Поздние произведения писателя имели очевидную социальную направленность. Гоголю одному из первых удалось точно отобразить суть проблемы «маленького человека» в коррупционной России. Он умело осмеивал пошлость и лень современного человека, обнажал общественные противоречия того времени.

Отдельного внимания стоят и ранние произведения Николая Васильевича. Этим произведениям присущи общие узнаваемые черты. Например, загадочность и романтичность, выразительное и «живое» описание украинского быта, отсылки к украинскому фольклору.

Такое увлечение вполне закономерно: детство писателя прошло на Украине. Многие годы его жизнь была тесно связана с украинскими обычаями и культурой. В этих произведениях в большей мере имеет место мистика - они очень походят на мрачные сказки. В своих трудах Гоголь умело сочетал реальность и таинственные потусторонние силы - рядом с простым украинским народом жили и ведьмы, и русалки, и даже черти.

Смерть гения

Много вопросов о жизни великого и загадочного писателя волнуют умы людей. Как звали Гоголя? Был ли он женат? Остались ли у него потомки? Но самый главный вопрос, по сей день не разгаданный и вызывающий множество споров, - это причина

До сих пор никто не может точно сказать, как же покинул свет этот гений литературной мысли. Многие историки, биографы и литературоведы выдвигают свои версии его смерти. Одна из самых распространенных, но до сих пор не нашедшая подтверждения версия гласит, что писатель был похоронен заживо.

Эта воистину ужасающая вариация смерти классика была выдвинута в 1931 году. Так как кладбище, где он был захоронен, ликвидировали, было принято решение его перезахоронить. На церемонии присутствовали многие именитые литераторы, и когда гроб был вскрыт, очевидцы с ужасом обнаружили, что скелет Гоголя лежал с повернутой на бок головой.

Эта новость вызвала настоящий шквал обсуждений не только в литературной и исторической среде, но и среди обычных людей. Как оказалось, такому явлению есть вполне логичное объяснение: боковые доски гроба первыми подвергаются процессам гниения, и крышка гроба, не имеющая прочной опоры, начинает давить на голову покойника, провоцируя ее поворот на «атлантовом» позвонке. Как утверждают специалисты по погребению, это нормальная практика, и Гоголь далеко не первый, кого после погребения обнаружили в такой позе.

Ситуация осложнилась тем, что самым большим страхом Николая Васильевича было погребение заживо. Еще при жизни он замечал, что подвержен состоянию так называемого «летаргического сна», когда реакция на окружающий мир отсутствует, сердцебиение значительно замедляется, а пульс перестает прощупываться. По этой причине он составил завещание, в котором велел хоронить его лишь тогда, когда станут очевидны признаки трупного разложения. Это придавало легенде о погребении писателя заживо еще большую загадочность.

Другая, не столь пугающая версия смерти классика - отравление каломелью (ртутьсодержащим препаратом, применяющимся в 19 веке). Сам писатель был подвержен многим болезням, а потому проходил лечение у разнообразных врачей. Именно врачебная ошибка могла стать причиной преждевременной кончины Гоголя.

Последняя версия получила наибольшее распространение, но до сих пор она не признана официальной.

Так, считается, что Николай Васильевич Гоголь умер из-за истощения организма, вызванного голодом. Современники классика признавали, что тот был подвержен депрессивным состояниям и чрезмерно увлечен религией, что подтолкнуло его к соблюдению аскетичного образа жизни и отказу от плотских удовольствий.

В погоне за торжеством духа над телом Гоголь изморил себя упорным отказом от пищи. За неделю до начала великого поста тот принял решение отказаться от творчества, пищи и максимально ограничить контакты с людьми.

Перед смертью он сжигает свои вещи, как он сам объясняет, «под влиянием злого духа». За два дня до смерти состояние писателя значительно ухудшилось - он слег в постель и упорно отказывался от любой помощи, морально готовясь к смерти. Врачи не прекращали попыток вылечить писателя, но 21 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь умир.

Сейчас Гоголь погребен на Московском Новодевичьем кладбище. Писатель покинул этот мир в самом расцвете сил, но, как говорил литературовед В.А. Воропаев, это «кончина, наполненная духовным смыслом», чего и желал писатель.

Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье - помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.


Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.


Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.


Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.


Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

Литература

Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.


Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.


Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.


В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и . Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.


Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.


Кадр из фильма "Вий", 2014 год

В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили и .


Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме "Вий", 1967 год

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

Личная жизнь

Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу – психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В.Г. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.


Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности): веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием.

Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.


Он вел переписку с прелестными девушками разных сословий (с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими), ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича на 42-м году жизни до сих пор будоражит умы ученых, историков и биографов. О Гоголе сочиняют мистические легенды, а об истинной причине кончины визионера спорят и по сей день.


В последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. 10 февраля Николай Васильевич «под влиянием злого духа» сжег рукописи, а 18 числа, продолжая соблюдать Великий Пост, слег в постель с резким ухудшением здоровья.


Мастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз "менингит" и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича. Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа в Москве.

Память

Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий.

По творениям мастера гиперболы и гротеска до сих пор создаются театральные постановки и снимаются произведения кинематографического искусства. Так, в 2017 году российского зрителя ожидает премьера готического детективного сериала «Гоголь. Начало» с и в главных ролях.

В биографии загадочного драматурга есть интересные факты, все их невозможно описать даже в целой книге.

  • По слухам, Гоголь боялся грозы, так как природное явление действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственный дорогой предмет в его гардеробе – золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Николая Васильевича слыла странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».

Памятник Николаю Гоголю и его птице-тройке в Одессе
  • Творчество Гоголя вдохновляло .
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также русский прозаик любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало сконцентрироваться на мысли.
  • Писатель болезненно относился к внешности, главным образом его раздражал собственный нос.
  • Гоголь боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Литературный гений просил, чтобы в будущем его тело предали земле только после появления трупных пятен. По легенде, Гоголь проснулся в гробу. Когда тело литератора перезахоронили, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок.

Библиография

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832)
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834)
  • «Вий» (1835)
  • «Старосветские помещики» (1835)
  • «Тарас Бульба» (1835)
  • «Невский проспект» (1835)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Нос» (1836)
  • «Записки сумасшедшего» (1835)
  • «Портрет» (1835)
  • «Коляска» (1836)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Мёртвые души» (1842)
  • «Шинель» (1843)


Вверх