Годы жизни писателя алексея толстого. Противоречивый писатель - алексей николаевич толстой. Последние годы жизни

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в Николаевске (ныне Пугачевск) Саратовской губернии — русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».


Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных — хороших, хотя ничем не выдающихся — людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.



В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман — «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925) — настоящий плутовской роман 20 века с массой невероятных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на Ильфа , Петрова и Булгакова (хотя последний и презирал Толстого). Ряд произведений Толстого имеет антиэмигрантскую направленность.

В повестях «Гадюка» (1925) и «Голубые города» (1928), воспринятых читателями как «антинэповские», зафиксирован процесс омещанивания советского общества, губительный для бывших и нынешних энтузиастов Гражданской войны и социалистического строительства.

Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами).



В 1930 по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине — повесть «Хлеб (Оборона Царицына, 1937 )», целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», так как Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 века Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 веков написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 века чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 века. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 в основном по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Мережковского, в «Антихристе (Петр и Алексей)» Толстой меняет взгляд на царя-реформатора. Он почувствовал, что , возможно, в следующем десятилетии критерий «классовости» будет вытеснен «народностью» и исторической прогрессивностью, и фигура такого государственного деятеля будет вызывать положительные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены с обстоятельными разговорами.



Роман без интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.

Во время войны Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами — ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, — поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) — воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах — ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит. Например, влюбленному в Анну Вяземскую неузнанному Ивану после его слов «мамка» Анны говорит: «Бесстыжий ты человек, а еще одет чисто…». Есть в «повести» и следы далеко не простых раздумий автора, особенно в сцене прощания Андрея Курбского с женой Авдотьей: «Сыновей береги больше своей души… Заставят их отречься от меня, проклясть отца, — пусть проклянут. Этот грех им простится, лишь бы живы были…». Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.

Личность Алексея Толстого, как и его творчество, чрезвычайно противоречива. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, его произведения считались безупречными и художественно, и идеологически. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи.

Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам». Вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел.

Толстой — очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности.

Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как Ахматова или Булгаков. В 1932 поэт Осип Мандельштам прилюдно дал пощечину Алексею Толстому. Через некоторое время после этого Мандельштам был арестован и сослан. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий. Еще в середине 1920-х Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов». Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей (в 1944 активно участвовал в работе специальной комиссии под руководством академика Бурденко, которая пришла к заключению. что польские офицеры в Катыни были расстреляны немцами).

— Наследие Алексея Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.


Экранизации произведений

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)

1882 (1883) , 29 декабря (10 января) – родился в семье графа Николая Александровича Толстого (1849–1900). Мать – Александра Леонтьевна (1854–1906), урождённая Тургенева – писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева.
Детские годы прошли в небольшом имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время – пос. Павловка в Красноармейском районе).

1897–1898 – живёт вместе с матерью в городе Сызрань, где учится в реальном училище.

1898 – переезд в Самару. Начало учёбы в Самарском реальном училище.

1901 , май – закончил Самарское реальное училище и уезжает в Петербург, где поступает в Технологический институт.

1905 – как студент Петербургского технологического института отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня» (напечатан в 1908 году в «Ниве).

1906 , январь – в казанской газете "Волжский листок" опубликовано три стихотворения Алексея Толстого.
Февраль – уезжает в Дрезден, где жил и учился до июля.

1907 , март – выходит книга стихов "Лирика". В журналах"Луч" и "Образование" печатаются стихи и статьи.
Живет в Париже и работает над подготовкой к печати книги стихов.

1908 – возвращение из Парижа в Петербург, где Толстой сближается с сотрудниками журнала "Аполлон" .

1909 , осень – написана повесть "Неделя в Туреневе"; опубликована в журнале "Аполлон" (с иллюстрациями В. П. Белкина в 1910, № 4, январь).
Книга "Сорочьи сказки" вышла в издательстве "Общественная польза". В издательстве "Шиповник" выходит первый том его повестей и рассказов, о котором одобрительно отзывается Горький.

1911 – в литературно-художественном альманахе "Шиповник" (№ 14–15) опубликован роман "Две жизни" ("Чудаки"). Сборник стихов "За синими реками" в издательстве "Гриф".

1912 , осень – переезжает из Петербурга в Москву.
Опубликован роман "Хромой барин".

1914 , январь – газета "Правда" положительно оценивает творческую работу Алексея Толстого. Август – в качестве военного корреспондента "Русских ведомостей" выезжает на Юго-Западный фронт.

1915 , февраль – в качестве военного корреспондента выезжает на Кавказ, где началась война с Турцией.

1916 , январь – состоялась премьера пьесы "Нечистая сила".
Февраль-март – в составе делегации русских писателей и журналистов посетил Англию, Францию, побывал на Западном фронте. Лето – работает над пьесами "Ракета" и "Касатка", над рассказами "Прекрасная дама", "В июле".

1917 , 2 сентября – премьера пьесы "Горький цвет".
Октябрь – в журнале "Народоправство" опубликован "Рассказ проезжего человека".
Ноябрь – в газете "Луч правды" опубликованы статьи "На костре", "Власть трехдюймовых", "Ночная смена".

1918 , январь – премьера пьесы "Кукушкины слезы".
Публикация рассказов о петровском времени – "Наваждение", "Первые террористы", работает над рассказом "День Петра".
Июль – выезжает из Москвы в Одессу.

1919 , апрель – на пароходе "Кавказ" отплывает из Одессы в Константинополь, а затем в Париж, где начинает работать над романом "Хождение по мукам".

1920 – первые главы романа "Хождение по мукам" напечатаны в журнале "Грядущая Россия".

1921 – в журнале "Современные записки" роман "Хождение по мукам" напечатан полностью. Переиздаются романы "Хромой барин", "Чудаки".
Октябрь – переезжает вместе с семьей в Берлин.

1923 , август – возвратился в СССР.

1925 , март – состоялась премьера пьесы "Заговор императрицы". Публикация рассказа "Голубые города" и романа "Гиперболоид инженера Гарина".

1928 , апрель – опубликована пьеса "Фабрика молодости".
Май вместе с семьей переехал в Детское Село под Ленинградом.
В июльском номере "Нового мира" закончена публикация второй книги романа "Хождение по мукам" – "Восемнадцатый год".
Август опубликована повесть "Гадюка".

1929 , февраль – начало работы над романом "Петр Первый".
Июль – журнал "Новый мир" начал публикацию романа "Петр Первый".

1932 , март – выезжает к Горькому в Сорренто.

1937 – избран депутатом Верховного Совета СССР.

1939 , январь – избран в действительные члены Академии наук СССР и награжден орденом "Знак Почета".
Февраль – работает над второй частью драматической пьесы об Иване Грозном ("Трудные годы").

1941 – завершает работу над трилогией "Хождение по мукам".
В первые месяцы войны пишет десятки публицистических статей. В них писатель часто обращается к фольклору, к эпизодам русской истории.

1942 , февраль – закончил первую часть драматической дилогии "Иван Грозный".

1943 , 19 марта – за роман "Хождение но мукам" присуждена Сталинская премия первой степени.
30 марта – сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка "Грозный".
31 декабря – в Барвихе начинает работать над третьей частью романа "Петр Первый".

1944 , 7 мая – в "Красной звезде" опубликован рассказ "Русский характер" (см. рассказ на сайте "Литература для школьников").
Август – заканчивает пятую главу третьей книги "Петра Первого".

1945 , 23 февраля – умер в Москве. В связи с его смертью был объявлен государственный траур.


Адреса в Петербурге:
1901 – доходный дом Николая и Елены Брусницыных (9 линия В. О., д. 42), здесь летом 1901 года в квартире у сестры своей матери поселился 18-летний А. Толстой. Окончив Самарское реальное училище, он приехал в столицу, чтобы поступить в Технологический институт. Успешно сдав экзамены, он переехал на 3-ю линию, 16, где снял комнату;
1907–1910 гг. – доходный дом И. И. Дернова (Таврическая улица, 35);
1910–1912 гг. – доходный дом И. И. Круглова (Невский проспект, 147);
1925 – май 1928 г. – доходный дом на наб. реки Ждановки, 3;
май 1928 – май 1930 г. – Детское Село (г. Пушкин), Московская улица, 8;
май 1930 – начало 1938 г. – Дом творчества писателей (Детское Село (г. Пушкин), Пролетарская (Церковная) улица, 6).

Граф Алексей Николаевич Толстой. Родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года) в Николаевске Самарской губернии - умер 23 февраля 1945 года в Москве. Русский и советский писатель, общественный деятель из рода Толстых. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1946 - посмертно).

Алексей Толстой родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года по новому стилю) в Николаевске Самарской губернии.

Отец - граф Николай Александрович Толстой (1849-1900), представитель средней ветви графского рода Толстых, самарский уездный предводитель дворянства.

В то же время ряд исследователей считают, что отцом мог быть т.н. неофициальный отчим - Алексей Аполлонович Бостром (1852-1921). Так, Роман Гуль в своих мемуарах приводит версию о том, что Алексей Толстой был биологическим сыном А.А. Бострома, ссылаясь в подтверждение на других сыновей графа, которые по приведённой им версии отрицательно относились к нему, так как он участвовал в разделе наследства отца. В то же время историк Алексей Варлаамов приводит весьма убедительные доказательства того, что свидетельство Гуля - всего лишь одна из версий, вызванная вдобавок негативным отношением мемуариста к А.Н. Толстому, и на самом деле Алексей Николаевич имел право на фамилию, отчество и титул.

Отметим, что Алексей воспитывался отдельно от других детей Николая Александровича Толстого и до 13 лет носил фамилию Бостром.

Мать - Александра Леонтьевна (1854-1906), урождённая Тургенева, писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева. К моменту рождения Алексея Толстого ушла от мужа к А.А. Бострому, за которого официально выйти замуж не смогла из-за определения духовной консистории.

Сестра - Елизавета (Лиля; 1874-1940-е гг.), в 1-м браке Рахманинова, во 2-м браке Конасевич; в 1898 г. опубликовала роман «Лида»; после революции жила в Белграде.

Сестра - Прасковья (1876-1881).

Брат - Александр (1878-1918), в 1916-1917 гг. виленский губернатор.

Брат - Мстислав (1880-1949), агроном, санкт-петербургский вице-губернатор.

Детские годы Алексея прошли в небольшом хуторе имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время - пос. Павловка в Красноармейском районе).

В 1897-1898 жил вместе с матерью в городе Сызрань, где учился в реальном училище. В 1898 переехал в Самару.

Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня».

В Первую мировую войну был военным корреспондентом. В 1916 году совершил поездку во Францию и Англию.

После Октябрьской революции Алексей Толстой находился в эмиграции, где пробыл в 1918-1923 годах. Местами его обитания были Константинополь, Берлин и Париж. Свои впечатления от эмиграции он отразил в сатирической повести 1924 года «Похождения Невзорова, или Ибикус».

Из-под пера Алексея Толстого вышли ряд произведений, ставших классикой отечественной литературы - даже несмотря на то, что в некоторых из них присутствует идеологическая составляющая, отражающая взгляды его эпохи. Но мастерство, с которым он создал свои произведения, глубина образов и оригинальная форма подачи материала, свой собственный стиль - все это ввело Алексея Толстого в пантеон великих русских писателей.

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В трилогии «Хождение по мукам» (1922-1941) он смог представить большевизм как явление, имеющее национальную и народную почву, а революцию 1917 года - как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.

Неоконченный исторический роман «Пётр I» (кн. 1-3, 1929-1945) - возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.

Романы Толстого «Аэлита» (1922-1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927) стали классикой советской научной фантастики.

Повесть 1937 года «Хлеб» , посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны, интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение гражданской войны в России, которое бытовало в кругу и его соратников и послужило основой для создания сталинского культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.

Среди других значимых сочинений: рассказ «Русский характер» (1944), драматургия - «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; «Дневник Вырубовой» (1927). Народная легенда приписывает ему (правда, без каких бы то ни было убедительных обоснований) авторство анонимного порнографического рассказа «Баня».

На Первом съезде писателей (1934) выступил с докладом о драматургии. В качестве члена Союза писателей в 1936 году принял участие в так называемой травле писателя Леонида Добычина - которая, возможно, привела к самоубийству последнего.

В 1930-е годы регулярно выезжал за границу (Германия, Италия - 1932, Германия, Франция, Англия - 1935, Чехословакия - 1935, Англия - 1937, Франция, Испания - 1937).

Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры.

В августе 1933 года в составе группы писателей посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). В 1936-1938 годах, после смерти , на временной основе возглавлял Союз писателей СССР.

В 1939 году стал академиком АН СССР.

С 1937 года - депутат Верховного совета СССР 1-го созыва.

Член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Присутствовал на «Краснодарском процессе». Один из фактических соавторов знаменитого обращения Сталина 1941-го года, в котором советский лидер призвал народ обратиться к опыту великих предков: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» (Речь Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года).

В годы войны Алексей Толстой написал около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях) - начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года - «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

Алексей Николаевич Толстой скончался 23 февраля 1945 года, на 63-м году жизни, от рака лёгкого.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). В связи с его смертью был объявлен государственный траур.

Лауреат трех Сталинских премий:

1941 - Сталинская премия первой степени за части 1-2 романа «Пётр I».

1943 - Сталинская премия первой степени за роман «Хождение по мукам» (передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный»).

1946 - Сталинская премия первой степени за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).

В ноябре 1959 года на родине писателя - в городе Пугачёв Саратовской области - в новом сквере на Топорковской улице был открыт памятник А.Н. Толстому работы С.Д. Меркурова. Этот сквер сейчас также носит имя Алексея Толстого.

В 1965 году одна из улиц города Пушкин, неподалёку от роскошной усадьбы писателя (на Московской улице / Церковной улице, 8), где он жил и творил в 1928-1938 годах, переименована в бульвар Алексея Толстого.

С 1983 года имя А.Н. Толстого носит Сызранский драматический театр.

В 2006-2007 годах теплоход проекта 588 «Николай Гастелло» получил новое название «Алексей Толстой», в честь писателя.

В 2001 году учреждена Всероссийская премия имени А. Н. Толстого . Статус - присуждается один раз в два года авторам прозаических, публицистических произведений за творческий вклад в развитие российской литературы. Учредители - Союз писателей России, администрация города Сызрани, Межрегиональный литературный центр В. Шукшина. Присуждается в номинациях: «Большая проза»; «Малая проза (повести и рассказы)»; «Публицистика». Вручается в Сызрани в ходе торжественного мероприятия, посвящённого этому событию, в одном из учреждений культуры города.

Красный граф Алексей Толстой

Личная жизнь Алексея Толстого:

Четыре раза был женат.

Первая жена - Юлия Васильевна Рожанская (1881-1943). Были вместе в период 1901-1907 годов (развелись официально в 1910-м). Она стала прототипом Гали - героини повести «Жизнь». У пары был сын Юрий, который умер в младенчестве (13.01.1903 - 11.05.1908).

Впервые Юлию Рожанскую, дочь коллежского советника Василия Михайловича Рожанского, Толстой увидел на репетиции любительского драматического театра в Самаре, где он учился в местном реальном училище. Лето 1901 года они провели вместе на даче Рожанских в селе Хволынь Саратовской губернии. После окончания реального училища Толстой решил поступил в Санкт-Петербургский технологический институт и уговорил Юлию поехать вместе с ним в Петербург. По его совету в этом же году она поступила в Петербургский женский медицинский институт.

Вскоре последовало предложение о замужестве и 3 июня 1902 года в Тургенево состоялось венчание. А уже в январе 1903 года родился сын Юрий, который был отправлен на попечение в Самару, к её родителям.

Во время революционных событий Толстой решил уехать в Германию - к своему сокурснику по институту А. Чумакову. Там он рассчитывал продолжить учебу в Королевской Саксонской высшей технологической школе. В Дрездене Толстой познакомился с начинающей художницей Софьей Исаковной Дымшиц. Развод последовал только в 1910 году и в том же году Юлия Васильевна вышла замуж за богатого столичного купца Николая Ивановича Смоленкова, который был старше её на 16 лет и имел взрослого сына. В 1919 году она с мужем и пасынком уехала в Ригу, где скончалась в 1943 году. Похоронена на Покровском кладбище.

Вторая жена - Софья (Сара) Исааковна Дымшиц (1884-1963), художница. Родилась в 23 апреля 1884 года в Санкт-Петербурге, в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания. Они познакомились в 1906 году, Толстой был однокашником ее брата. Родители Софьи выступали резко против его визитов (писатель был женат). Но весной 1907 года Толстой делает Софье предложение. Через несколько лет сожительства с Толстым приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак.

У пары родилась дочь Марьяна (Марианна) (1911-1988), она была замужем за Е.А. Шиловским.

Их отношения прекратились в 1914 году.

В 1921-м Софья вышла замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati) и родила от него сына Александра. В 1925-1935 годах Дымшиц-Толстая заведовала художественным отделом журнала «Работница и Крестьянка».

Софья Дымшиц - вторая жена Алексея Толстого

Третья жена - Наталья Васильевна Крандиевская (1888-1963), поэтесса и мемуаристка. Стала прототипом Кати Рощиной из романа «Хождение по мукам».

Наталья Крандиевская родилась в литературной семье. Её мать - Анастасия Романовна Тархова - была известной в начале ХХ века писательницей, близкой к чеховскому направлению. Отец - Василий Афанасьевич Крандиевский - был издателем и журналистом, издававший вместе с С. А. Скирмунтом публицистический альманах «Бюллетени литературы и жизни» (с начала 1910-х годов и до момента закрытия в 1918-м). Рано начала писать стихи. Её сочинения печатались в журналах, а также в сборниках 1913 и 1919 года и вызвали положительные отзывы Бунина, Бальмонта и Блока и Софии Парнок.

В 1907-1914 годах - замужем за присяжным поверенным Фёдором Акимовичем Волькенштейном. Их сын - физико-химик Фёдор Фёдорович Волькенштейн (1908-1985).

Вернувшись с Алексеем Толстым из эмиграции, Крандиевская-Толстая полностью отошла от литературы. После расставания с Толстым вернулась к поэзии и уже не оставляла её до конца жизни. Поздние стихи Крандиевской, в том числе блокадные, вышли в свет в 1970-х годах.

Прожили в браке в период 1914-1935 годов. У пары родились сыновья Никита и Дмитрий.

Сын (приемный, от первого брака Крандиевской) - Фёдор Волькенштейн (1908-1985).

Сын Никита (1917-1994), физик, ему посвящена повесть «Детство Никиты», был женат на Наталье Михайловне Лозинской (дочери переводчика М. Лозинского), семеро детей (в том числе Татьяна Толстая), четырнадцать внуков (в том числе Артемий Лебедев).

Сын Дмитрий (1923-2003), композитор, был трижды женат, имел по ребёнку от каждого брака, включая известного хирурга-панкреатолога профессора А. Д. Толстого.

Четвёртая жена - Людмила Ильинична Крестинская-Баршева (17.01.1906 - 1982).. Она пришла в дом Толстого в августе 1935 года в качестве секретарши. Вскоре у них начался роман. В октябре 1935 года они поженились и были вместе до смерти писателя.

С именем А. Н. Толстого связаны некоторые подмосковные места: он бывал в Доме творчества писателей в Малеевке (ныне Рузский район), в конце 1930-х годов навещал Максима Горького на его даче в Горках (ныне Одинцовский район), вместе с Горьким посетил в 1932 году Болшевскую трудовую коммуну (ныне территория г. Королёва).

Долгое время жил на даче в Барвихе (ныне Одинцовский район). В 1942 году написал там свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Там же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Пётр I».

Романы Алексея Толстого:

1912 - Хромой барин
1923 - Аэлита
1924 - Похождения Невзорова, или Ибикус
1927 - Гиперболоид инженера Гарина
1931 - Эмигранты
Хождение по мукам. Трилогия:
Книга 1 «Сёстры» (1922);
Книга 2 «18-й год» (1928);
Книга 3 «Хмурое утро» (1941)
Пётр Первый
Чудаки

Повести и рассказы Алексея Толстого:

Старая башня (1908)
Архип (1909)
Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
Сватовство (1910)
Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
Актриса (Два друга) (1910)
Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
Харитоновское золото (1911)
Приключения Растёгина (1913)
Любовь (1916)
Прекрасная дама (1916)
Обыкновенный человек (1917)
День Петра (1918)
Простая душа (1919)
Четыре века (1920)
В Париже (1921)
Граф Калиостро (1921)
Детство Никиты (1922)
Повесть Смутного времени (1922)
Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название «Союз пяти» (1924)
Василий Сучков (1927)
Бывалый человек (1927)
Великосветские бандиты (1927)
Морозная ночь (1928)
Гадюка (1928)
Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
Русский характер (1944)
Странная история (1944)
Древний путь
Чёрная пятница
На острове Халки
Рукопись, найденная под кроватью
В снегах
Мираж
Убийство Антуана Риво
На рыбной ловле

Пьесы Алексея Толстого:

«Путешествие на Северный полюс» (1900)
«О еже, или Наказанное любопытство» (1900-е)
«Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона» (1900-е)
«Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)» (1900-е)
«Дуэль» (1900-е)
«Опасный путь, или Геката» (1900-е)
«Спасательный круг эстетизму» (1900-е)
«Дочь колдуна и заколдованный королевич» (1908)
«Нечаянная удача» (1911)
«День Ряполовского» (1912)
«Насильники» («Лентяй», 1912)
«Молодой писатель» (1913)
«Кукушкины слёзы» (1913)
«День битвы» (1914)
«Нечистая сила» (1916, 2 ред. 1942)
«Касатка» (1916)
«Ракета» (1916)
«Мракобесы» (1917 - под назв. «Горький цвет»
«Любовь - книга золотая» (1918, 2 ред. - 1940)
«Смерть Дантона» (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)
«Бунт машин» (1924, обработка пьесы «РУР» К. Чапека)
«Заговор императрицы» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Азеф» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Полина Гебль» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Чудеса в решете...» (1926)
«На дыбе» (1929, позже частично переработана в пьесу «Пётр I»)
«Это будет» (1931, совм. с П. С. Сухотиным)
«Оранго» (1932, либретто оперы Д. Д. Шостаковича, совм. с А. О. Старчаковым)
«Патент № 117» (1933, совм. с А. О. Старчаковым)
«Пётр I» (переработка более ранней пьесы «На дыбе»)
«Путь к победе» (1938)
«Чортов мост» (1938; второе действие пьесы позже переработано в пьесу «Фюрер»)
«Золотой ключик» (обработки повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1938)
«Фюрер» (1941, на материале второго действия пьесы «Чортов мост»)
«Иван Грозный» - дилогия:
«Орёл и орлица» (1942)
«Трудные годы» (1943)

Сказки Алексея Толстого:

Русалочьи сказки:
Хозяин (1909)
Полевик (1909)
Русалка (Неугомонное сердце, 1910)
Иван да Марья (1910)
Ведьмак (1910)
Водяной (1910)
Кикимора (1910)
Дикий кур (1910)
Иван-царевич и Алая-Алица (1910)
Соломенный жених (1910)
Странник и змей (1910)
Проклятая десятина (1910)
Звериный царь (1910)
Синица (1918)
Сорочьи сказки:
Верблюд (1909)
Горшок (Маленький фельетон, 1909)
Сорока (1909)
Картина (1909)
Мышка (1909)
Козёл (1909)
Ёж (Ёж-богатырь, 1909)
Лиса (1910)
Заяц (1909)
Кот Васька (1910)
Сова и кот (1910)
Мудрец (1909)
Гусак (1910)
Рачья свадьба (1910)
Порточки (1910)
Муравей (1910)
Петушки (1910)
Мерин (1910)
Куриный бог (1910)
Маша и мышки (1910)
Рысь, мужик и медведь (1910)
Великан (1910)
Мишка и леший (1910)
Башкирии (1910)
Серебряная дудочка (1910)
Смирный муж (1910)
Богатырь Сидор (1910)
Сказки и рассказы для детей:
Полкан (1909)
Топор (1909)
Воробей (1911)
Жар-птица (1911)
Прожорливый башмак (1911)
Снежный дом (1911)
Фофка (1918)
Кот сметанный рот (1924)
Как ни в чём не бывало (1925)
Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме (1928)
Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)

Экранизации Алексея Толстого:

1915 - Хромой барин
1920 - Хромой барин
1924 - Аэлита
1928 - Хромой барин
1937-1938 - Пётр Первый
1939 - Золотой ключик
1957 - Хождение по мукам: Сёстры (1 серия)
1958 - Хождение по мукам: 1918-й год (2 серия)
1958 - Приключения Буратино (мультфильм)
1959 - Хождение по мукам: Хмурое утро (3 серия)
1965 - Гиперболоид инженера Гарина
1965 - Гадюка
1971 - Aktorka
1973 - Крах инженера Гарина
1975 - Приключения Буратино («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
1977 - Хождение по мукам
1980 - Юность Петра
1980 - В начале славных дел
1980 - Аэлита (Венгрия)
1982 - Похождения графа Невзорова
1984 - Формула любви («Граф Калиостро»)
1986 - Проделки в старинном духе
1992 - Детство Никиты
1992 - Прекрасная незнакомка
1996 - Милый друг давно забытых лет
1997 - Новейшие приключения Буратино
2002 - Желтухин
2017 -


(1882-1945) русский поэт, прозаик, драматург, публицист

Сегодня отношение к Алексею Николаевичу Толстому можно расценить как несколько странное. Основоположника русского исторического романа, создателя эпопеи о судьбе русской интеллигенции, мастера, блестящего стилиста считают только писателем-конъюнктурщиком, писавшим в угоду вождям и на потребу времени.

Алексей Толстой принадлежал к древнему дворянскому роду. Его мать, Александра Леонтьевна Тургенева, была известной писательницей, автором повести «Воля», и печаталась в различных столичных журналах под псевдонимом А. Бостром. Позже она стала известна как автор рассказов для детей, в том числе и для самых маленьких. Сборник ее рассказов «Подружка», который вышел в 1892 году, удостоился почетного отзыва на Бельгийской всемирной выставке, а другой сборник - «Как Юра знакомится с жизнью животных» - отмечал известный издатель И. Сытин, называя его образцом научной популяризации для детей. А. Тургенева обладала несомненным литературным талантом. Она умела наблюдать, подмечала малейшие детали, которые делали ее описания природы, животных и людей жизненными и очень зрительными.

Александра Леонтьевна увлекалась идеями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова . Поэтому ее брак с графом Толстым, человеком своего времени, крутым и неуступчивым по характеру, означал отказ ото всего, что было ей дорого. Правда, вначале глубокое чувство любви сглаживало противоречия между супругами, и в браке родилось трое детей.

Но тем не менее, когда Александра Леонтьевна полюбила романтически настроенного А. Бострома, она решила уйти вместе с ним, хотя и была беременна своим четвертым ребенком. Алексей родился на степном хуторе Сосновка под Самарой, который принадлежал его отчиму. Свои детские впечатления он впоследствии отразит в повести «Детство Никиты».

Вначале он намеревался получить какую-либо профессию, поэтому закончил Самарское реальное училище и поступил в Петербургский технологический институт. Однако слишком многое мешало ему: и ранняя женитьба на Ю. Рожанской, и занятия литературным творчеством. Ведь мать всячески поощряла творчество Алексея. Считая себя средней писательницей, она мечтала, чтобы сын развил ее дар. Позже образ матери Толстой отразит в рассказе «Логутка» и повести «Детство Никиты». Она станет для него и своеобразным символом, архетипом женского начала в жизни человека. Когда в 1906 году Александра Леонтьевна умерла, Алексей Толстой почувствовал себя необычайно одиноким человеком.

В 1907 году Алексей встретил в артистической среде художницу Софью Дымшиц. С этого времени, как он сам считал, начался новый этап в его жизни: «Любовь есть начало человеческого пути», - писал Толстой в одной из автобиографий.

Действительно, в том же, 1907 году выходит «го первая книга - сборник стихов «Лирика». Правда, несмотря на то, что многие стихи этого сборника интересны и талантливы, они недостаточно оригинальны. Алексей Николаевич Толстой находился под влиянием разных традиций, но его собственный голос еще не определился. А вскоре увлечение стихами у него прошло, и больше уже писатель к ним не возвращался.

Одновременно проходит и увлечение живописью. Как вспоминала позднее С. Дымшиц, известный художник Л. Бакст несправедливо отнесся к талантливым и своеобразным работам Толстого и посоветовал ему заниматься литературой.

В то время в жизни Алексея Толстого происходит сразу несколько событий: его первая жена, Ю. Рожанская, дает ему развод. После смерти ребенка их уже ничто не связывает. Кроме того, умирает отец Толстого, передав ему графский титул и состояние в тридцать тысяч рублей.

Алексей Николаевич Толстой принимает важное для себя решение - навсегда связать свою судьбу с литературой. Он начинает работать над сборником «Сорочьи сказки», который вышел в 1910 году. Сюда вошли как его собственные оригинальные произведения, так и обработки русских народных сказок. Простая и доверительная интонация, динамичный сюжет делают их явлением в литературных кругах наряду с произведениями других молодых писателей, среди которых - «Ярь» и «Перун» С. Городецкого, «Лимонарь» А. Ремизова и «Сказки» Федора Сологуба . Такой большой интерес к собственной культуре был распространенным явлением в ту пору.

Но все-таки рождение Алексея Толстого как писателя состоялось после того, как появились его произведения из жизни мелкопоместного дворянства. В 1911 году у него вышел цикл произведений «Заволжье» и роман «Чудаки», а в 1912 году - «Хромой барин». В иронической форме Толстой рассказывает о тех, кого в свое время любовно и романтически возвышенно изобразил Гоголь в «Миргороде» и «Старосветских помещиках». Толстой уже не просто высмеивает, а дает яркую шаржированную обличительную характеристику, как, например, делает это в своем произведении «Приключения Растегина».

Он входит в литературную и художественную среду Москвы и Петербурга, дружит со многими писателями и художниками, бывает на званых вечерах, в клубах, литературных кафе и ресторанах. Его считают перспективным молодым писателем, который сумел запечатлеть подлинную русскую действительность.

Накануне Первой мировой войны Алексей Толстой пробует свои силы в драматургии, и в 1913 году в Малом театре состоялась премьера его пьесы «Насильники». За несколько лет он пишет семь пьес, среди них комедию «Нечистая сила» (1916), пьесу «Касатка» и другие.

В годы Первой мировой войны, Алексей Николаевич Толстой становится военным корреспондентом, пишет очерки и рассказы, в которых пытается рассказать о войне изнутри, показать быт простых людей.

Октябрьскую революцию он принял сложно. Писатель обращается к самым разным темам и проблемам, как бы пытаясь понять происходящее. В 1922-1925 годах Толстой пишет социально-фантастический роман «Аэлита», в котором рассказывается о революции на Марсе, и в то же время пытается найти объяснение тому, что происходит, в русской истории, приступив к работе над петровской темой: в 1918 году выходят его рассказы «Наваждение» и «День Петра». Потом он на некоторое время уезжает из России и пишет о русской эмиграции (первая редакция романа «Сестры»).

Именно начало работы над трилогией «Хождение по мукам», в которую вошли романы «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», позволило ему обратиться к современности и показать сложную судьбу интеллигенции в переломные моменты истории.

Однако, несмотря на оптимистический финал трилогии, нельзя говорить о том, что позиция писателя была однозначной. Он по-прежнему сложно относится к происходящему: то в художественной форме изобличает капитализм, что видно по его роману 1925-1927 годов «Гиперболоид инженера Гарина», то в таком же критическом духе описывает эмиграцию в повести 1931 года «Черное золото», позже напечатанной под названием «Эмигранты». Толстому приходилось преодолевать и другую проблему: он неизменно отстаивал собственную точку зрения и собственное видение происходящего. Сложность существования личности в послереволюционный период писатель показывает через образ главной героини в своем рассказе «Гадюка», опубликованном в 1928 году.

В личной жизни у Алексея Толстого вновь наступают перемены. Пережив кратковременное увлечение семнадцатилетней балериной М. Кандауровой, он делает предложение Н. Крандиевской, дочери издателя и поэтессы. В своих воспоминаниях С. Дымшиц писала: «Алексей Николаевич входил в литературную семью, где его творческие и бытовые запросы должны были встретить полное понимание. Несмотря на горечь расставания (а она была, не могла не быть, после стольких лет совместной жизни), это обстоятельство меня утешало и успокаивало».

Крандиевская стала другом и матерью детей Толстого, воспитывала и дочь Марину от С. Дымшиц, и своего сына Федора от первого брака, и их с Толстым детей - Дмитрия и Никиту. Они прожили счастливо двадцать лет, пока в жизнь писателя не вошла его третья жена, Л. Толстая. По воспоминаниям Екатерины, дочери Никиты Толстого, отец тяжело переживал этот разрыв, обида не прошла и после смерти Алексея Толстого.

Итак, двадцатые годы проходят в основном в стороне от литературных группировок, Толстого даже называют попутчиком. Однако после образования Союза советских писателей в 1934 году и смерти Максима Горького ситуация резко меняется. Сталину становится очевидным, что нужен новый лидер, каким и стал Алексей Николаевич Толстой. Писатель был вынужден подчиниться обстоятельствам, что, несомненно, сказывается и на его творчестве. Он пишет ряд откровенно тенденциозных вещей - роман «Хлеб», где возвеличивается роль Сталина при обороне Царицына во время Гражданской войны, и пьесу об Иване Грозном, где отображается новый взгляд на историю.

Откровенная борьба художника с нормами его времени отразилась и в третьей части его исторического романа «Петр Первый», над которым писатель работал с 1929 по 1945 год. Но тем не менее преобладание отстраненного взгляда автора на историю, тщательный отбор исторических фактов и их соответствие исторической реальности, прописанность деталей и яркие образные характеристики сделали произведение Алексея Толстого своеобразным эталоном данного жанра.

Чтобы лучше прочувствовать прошлую эпоху, он превратил свой дом в своеобразный музей. Писатель покупал мебель и предметы быта петровского времени, коллекционировал разнообразные документы.

Именно долг художника и гражданина обусловил появление его страстных и в то же время необычайно образных описаний в публицистике военного времени. Толстой торопился, работал сразу над несколькими вещами. Но смерть от рака горла в 1945 году не позволила ему осуществить все задуманное.

Интересно сложилась судьба потомков Алексея Толстого. Он практически заложил основу целой династии, поскольку у Никиты Толстого было семь детей. Правда, далеко не все потомки писателя проявляли интерес к искусству, но многие из них, хотя и в разных сферах, продолжили семейную традицию. Дмитрий Алексеевич стал композитором, автором музыки к театральным спектаклям и кинофильмам. Бродячий ген живописца со временем отразился в Екатерине Никитичне Толстой. По профессии она биолог, но всегда стремилась рисовать. Ведь и Наталья Крандиевская не только писала достаточно интересные лирические стихи, но и была живописцем. Ее брат тоже был художником, а сестра - известным скульптором.

Татьяна Никитична Толстая (родилась в 1951 году) продолжила писательскую линию. Другой ее дед, Михаил Лозинский, был очень известным поэтом-переводчиком. Толстая начала печататься с 1983 года, в 1987 году объединила 13 рассказов в сборник «На золотом крыльце сидели».

Простые и незатейливые рассказы автора о русской жизни привлекли внимание читателей в ряде европейских стран, Толстая даже некоторое время преподавала искусство прозы в США. Практически вместе с В. Токаревой и Л. Петрушевской она стала родоначальником так называемой женской прозы, основанной на исследовании бытового мира.

Ее последние на сегодняшний день произведения - роман «Кысь» (2000).



Вверх