Глобальная цивилизация. Мировые цивилизации Крупнейшая цивилизация в мировой истории

Ценности прогрессивного типа развития во всем мире признаются как общечеловеческие. Это - рынок, правовое демократическое государство, гражданское общество, права человека. Страны, относящиеся к другим типам, стремятся освоить механизм прогрессивного развития, втягиваются в рыночные отношения, внедряются элементы демократии. Подобные явления явились основой для утверждения, что на основе западных ценностей складывается единая всемирная цивилизация. Следовательно, цивилизованными считаются лишь страны, развивающиеся по западному типу, остальные оказываются вроде бы вне цивилизации. Время складывания единой цивилизации определяется по-разному. Одни считают, что уже в эпоху географических открытий началось складывание всемирной цивилизации. Другие утверждают, что нельзя то время, когда христианские ценности насаждались в разных частях света огнем и мечом, считать началом всемирной цивилизации, и относят его ко времени окончания второй мировой войны, когда в результате крушения колониальной системы многие страны добровольно выбирали рынок и демократию.

Идея о всеобщности истории, о линейном поступательном движении человеческого сообщества во времени является характерной чертой европейской философии истории. На этой идейной основе формировались концепции единства человеческой цивилизации. Современность дает для этих концепций дополнительные аргументы. Индустриальная и постиндустриальная стадии научно-технического прогресса ведут к глобальному сотрудничеству, js. созданию общепланетарных систем информации, связи, транспорта, торговли, стиранию архаичных различий между странами. Появление в XX в. глобальных проблем, связанных с выживанием человечества на планете Земля, - угроза ядерной, экологической катастрофы, демографические проблемы и т.п. - служат дополнительным основанием в пользу утверждения о единстве человеческой цивилизации.

Поскольку в России в советское время исторические концепции складывались под сильным влиянием идей К. Маркса, категорично выступавшего с позиций всеобщности истории, то в последующие годы были с легкостью восприняты идеи о единой цивилизации на планете Земля. Однако такой подход требует критического осмысления, тем более важного, что Россия никогда не являлась и не является «чистой» Европой.

Аргументы в пользу мировой цивилизации приводятся веские и их нельзя сбросить со счетов. Однако говорить о единой цивилизации, по крайней мере, преждевременно, а может быть, и невозможно. Это скорее мечта интеллектуальной элиты высокоразвитых стран, чем реальность. Об общечеловеческой цивилизации можно говорить лишь в том смысле, что на планете существует сообщество разумных существ, которое развивается в соответствии с естественными и общественными законами и имеет общие интересы. То есть общепланетарная цивилизация существует лишь по отношению к общепланетарным проблемам. Само человеческое сообщество неоднородно, его историю невозможно понять, исходя из общепланетарного подхода. Между кочевником-бедуином, затерянным в пустынных просторах Сахары, и суперученым интеллектуалом из лаборатории в Беркли (США) дистанция не временная (они живут в одном времени - сегодня), а цивилизационная. Ее нельзя перепрыгнуть (это чревато насилием), ее надо понять.

Идея о единстве человеческой цивилизации и всеобщности законов истории лежит в основе разных вариантов цивилизационного подхода. Один из них основан на теории цикличной динамики экономиста Н.Д. Кондратьева. На основе изучения большого массива статистических данных и математического моделирования социально-экономических процессов Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что большие циклы экономической конъюнктуры отчетливо сменяют друг друга каждые полвека (40-50 лет). В рамках полувекового цикла существуют более короткие. Их насчитывается четыре-пять и каждый из них проходит через равновесие и неравновесие состояния. Полувековой цикл конъюнктуры, в свою очередь, является элементом «векового» цивилизационного цикла, смена которых каждые 200-300 лет представляет собой смену цивилизаций. Таким образом предлагается считать цивилизацией определенную ступень в развитии общества. Ю.В. Яковец, приверженец такого подхода, пишет, что цивилизация - «это определенная стадия в циклическом развитии общества в целостности составляющих ее элементов». Выделяется семь таких циклов-цивилизаций: неолитическая (7-4 тысячелетие до н.э.), восточно-рабовладельческая (3 - первая половина I тысячелетия до н.э.), античная (VI в. до н.э. - VI в. н.э.), раннефеодальная (VII-XIII вв.), прединдустриальная (XIV-XVIII вв.), индустриальная (60- 90-е гг. XVIII в. - 10-70-е гг. XX в.), постиндустриальная (80-е гг. XX в. - конец ХXI - начало XXII вв.). История человечества предстает в виде лестницы, по ступеням которой поднимается человек.

Таким образом, концепция единой мировой цивилизации отрицает многовариантность развития человечества.

При этом обратите внимание: под ее флагом вновь предлагается идея унифицированного развития, только вместо формационного коридора присутствует цивилизационный. В конце коридора раньше был коммунизм, а теперь - западный образ жизни. Исторический опыт свидетельствует: жизнь человечества многообразна, многовариантна и развитие идет не по линии упрощения, унификации, а все большего усложнения, увеличения многообразия. При таком взгляде устанавливается опять иерархия ценностей: какие-то народы объявляются высшими, образцовыми, какие-то низшими, отсталыми. Весь человеческий опыт бесценен. Неизвестно в конечном итоге, что окажется спасением для человечества, какой тип обладает наивысшей ценностью с точки зрения выживания человечества.

Важно понять, что существует не только европейский, западный взгляд на историю, но и совершенно другой. Празднование 500-летия открытия Америки X. Колумбом проходило под знаком вступления народов открытого для Европы континента в общеисторическую жизнь. Однако широкими массами коренного населения Латинской Америки это время воспринимается как катастрофа, крушение их собственного мира, их собственной истории.

К тому же, исторический опыт свидетельствует: нельзя перевести общество, относящееся к одному типу развития, на принципиально иной. Личность - да, она через два-три поколения полностью ассимилируется в новой среде, воспринимает другие ценности (иначе невозможна была бы эмиграция). Но сообщество людей, которое имеет внутренние механизмы саморазвития, перевести на другой тип нельзя, оно деградирует и разрушается.

Обратимся к самому очевидному примеру - индейцы Америки. Несмотря на пять столетий господства европейской традиции, значительная часть коренного населения континента сохранила менталитет, психологию, религиозные представления и стереотипы поведения, принципиально отличные от европейских. Сохраняется коллективистский, общинный характер индейской этики. Сколько миллионов людей, относящихся к разным типам цивилизаций, США приобщили к ценностям западного образа жизни! Это государство превратилось в высокоразвитое общество, витрину западного мира. Его история насчитывает всего лишь чуть более 200 лет. Прогрессивный тип развития позволил США за относительно короткий срок выйти на передовые рубежи. В отличие от Европы Соединенные Штаты Америки - не национальное государство, а федеральное. Федеративное государство подобного типа позволяет преодолеть разделение человечества на нации, сделать преобладающими процессы интернационализации. В трудной борьбе против расизма удалось создать обстановку межнациональной лояльности, способствовать развитию общественной солидарности на социальной, а не национальной основе. Но индейцы, коренные жители Америки - чужие на этом празднике жизни. Западное общество высасывает из индейского сообщества наиболее активные силы, однако сам индейский феномен угасает.

Гибельность встречи с западной цивилизаций для индейцев Америки была понята. Выход попытались найти за счет создания «национальных поселений», резерваций в прямой или завуалированной форме. Выделение специальных территорий для жизни аборигенов не решило их проблемы, привело к искусственной изоляции, не остановило, а, пожалуй, ускорило разрушение традиционного образа жизни.

Печальный опыт «перехода к социализму» малых народов Сибири и Севера в нашей стране говорит о том же: нельзя перевести человеческие сообщества, имеющие внутренние механизмы существования, на иной тип развития. Эвенкийский писатель Алитет Немтушкин говорит: «Из 120 человек, учившихся со мной в интернате, лишь двое живы, кто застрелился, кого застрелили, кто-то утопился, кто утонул... Мы, коренные народы Севера, не вписываемся в современную цивилизацию, неконкурентноспособны, как лодочка-долбленка и моторный катер». Обратите внимание: речь идет о людях, которых воспитывали в интернатах, в традициях русской культуры, русского миропонимания. Но представители малых народов не ощущают себя полноценными членами сообщества, которое стремится их ассимилировать. Идет процесс разрушения и деградации. Алкоголизм, безработица, высокий процент самоубийств, запущенность хозяйства аборигенов и низкий уровень жизни тому свидетельство.

В настоящее время, когда Россия взяла курс на рыночную экономику и парламентскую демократию, перед народами Сибири и Севера также встала трудная проблема выбора. В неразберихе переходной эпохи решать эту проблему нужно безотлагательно. Но как? Ю. Шесталов пишет: «Одни зовут к светлому Будущему, другие - разрушают сделанное, третьи-ликуют на пиру коммерции. А нам мешают охотиться, пасти оленей. Жить мешают нам. Жить в гармонии с Торумом, Водой, Землей. С Природой жить в ладу. С самим собой». Некоторые лидеры утверждают: рынок и Север несовместимы. Действительно, рыночные ценности явно противоречат традиционному укладу аборигенов. Как соотнести рыночное мировоззрение, одним из столпов которого служит стремление к наибольшей прибыли, с аскетизмом, с одним из твердых устоев этих сообществ, которое заключается в том, чтобы брать от природы только необходимое для поддержания жизни.

Раздаются голоса о необходимости возвращения к исторически сложившемуся образу жизни как единственному спасению от окончательной гибели и исчезновения. Большой сулган (съезд) эвенков России принял программу выживания, в основе которой курс на возрождение родовых кочевых общин, традиционного образа жизни. Однако возвращение в лоно природы выглядит чистой утопией. Вряд ли это возможно.

Необходимо искать пути интеграции малых народов в сложную, большую общественную систему при сохранении их самобытности, при масштабной поддержке со стороны государства. В мире сейчас накапливается опыт сосуществования рыночных обществ и обществ, живущих в рамках природного цикла. Это Швеция, Канада, Австралия. Причем главная ценность этого опыта в том, что малые народы живут в соответствии со своими традициями, но интегрированы в рыночную среду. Необходимо идти по этому пути: взаимопонимание и сосуществование, взаимодействие и поддержка слабых. Важно понять, что цивилизационные особенности, сложившиеся исторически, никуда не исчезают. Они по-прежнему играют важную роль в жизни народов. Попытка их игнорировать может привести к социальной катастрофе.

Нельзя забывать и другое: глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в XX в., порождены техногенной западной цивилизацией. Западный путь - это не сказочная идиллия. Он остроконфликтен, противоречив, порождает постоянные проблемы, в том числе общепланетарные. Экологические катастрофы, глобальные кризисы в области политики, мира и войны и т.п., показывают, что достигнут известный предел прогресса в его традиционных формах. В этой обстановке множатся теории «ограничения прогресса». Все громче звучат голоса о необходимости замедлить движение маховика научно-технического прогресса, а, возможно, и остановить совсем. Угроза всемирной экологической катастрофы стала реальностью. Академик Н. Моисеев пишет: «Человеку дозволено далеко не все... Возникает представление о существовании некоего экологического императива, то есть совокупности условий, которые человек не имеет права преступать ни при каких обстоятельствах!»1. Все это заставляет критически посмотреть на перспективы западной цивилизации в ее нынешнем виде. Видимо, в XXI в. она претерпит большие изменения.

Обратимся к такому авторитету, как А. Тойнби. Он писал: «Тезис об «единстве цивилизации» является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков, мышление которых находится под сильным влиянием социальной среды...

Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора»". Запад доминирует в экономическом и политическом планах, но он не смог лишить другие народы их исконных особенностей.

В семье народов

Однако общеизвестно, что в восточного типа странах активно внедряются элементы прогрессивного типа развития, особенно рыночные структуры. Как это объяснить? Межцивилизационный диалог шел всегда! С Востока, от финикийцев, пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы. С другой стороны, после походов Александра Македонского греческая мысль, уже достигшая зрелости, попала на Восток. На Востоке, в Палестине, родилось христианство, которое затем стало душой Западной цивилизации. Мусульманский Восток, усвоив античное наследие, по-своему развил и переработал его и дал миру особую культуру, которая оказала сильное влияние на Европу. То есть все народы в той или иной мере используют совокупный опыт всего человечества. Различные цивилизации никогда не были отделены друг от друга китайской стеной, всегда существовали связи, влияние. Многие ценности человеческого сообщества носят всеобщий характер: понятие о добре и зле, нравственные, духовные приоритеты, закрепленные в мировых религиозных системах имеют много общего. Во второй половине двадцатого столетия, после кровавых войн, социальных катаклизмов особенно активно происходит взаимообогащение типов развития. Сегодня различные континенты соединены средствами массовой коммуникации, события на самом дальнем из них немедленно получают отклик в Вашингтоне, Пекине, Москве и в европейских государствах. Но это не означает, что все цивилизации находятся в процессе слияния в однородную массу, где никто не узнает своих сородичей. Усвоение прогрессивного опыта происходило и происходит при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества, менталитета народов. Более того, элементы западного пути, перенесенные на другую почву, приобретали новый облик и новое качество.

Чем быстрее развивалась западная цивилизация, тем определеннее становился разрыв в уровнях развития между Востоком и Западом. Запад, набрав колоссальный темп развития, эксплуатируя весь мир, далеко вырвался вперед, особенно ощутимо в индустриальную эпоху. Один пример: первый университет в Европе, который давал светское образование, появился в XII веке. Прошло более семи столетий до того времени, когда первый университет, дающий светское образование, появился на Востоке. Остро встала проблема ускорения развития обществ восточного типа, которая получила название модернизации.

Проблема модернизации обществ, относящихся к циклическому типу развития, давно и активно изучается на Западе. Существует богатая литература, общей чертой которой является западоцентризм. Исторический прогресс идет по линии все более широкого распространения культуры, рожденной на почве западноевропейской традиции индивидуализма, - утверждают многие авторы. У этих концепций существенный недостаток: исторический процесс рассматривается однолинейно, как только переход на западный тип - вестернизация. На самом деле исторический процесс многолинеен, многовариантен.

Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное давление со стороны колониальных западных держав. Они были втянуты в рыночные отношения, изменилось место в традиционном укладе той части населения, которая связана с западного типа анклавами: укреплялась частная собственность, проявлялся индивидуализм, элементы социально-классовой дифференциации и все, что с этим связано. Формировались группы людей, получивших образование на Западе, исповедующих европейские ценности, приверженных европейской культуре. Появилась возможность наглядного сравнения собственных традиций с западным стандартом уровня жизни, прав личности, политического плюрализма, ограничения роли религии. Из этого слоя выдвинулись лидеры национально-освободительного движения, которые мечтали не только сбросить колониальное ярмо, но и обеспечить народу процветание.

Европейский образец стал ориентиром для колониальных стран и стран, которые не были колониальными, но неизбежно подвергались влиянию Запада. В XIX в. в странах восточного типа развернулись реформы, с которыми связывались надежды на то, что Восток впишется в европейские стандарты: осуществлялись конституционно-демократические преобразования, создавались законосовещательные органы, внедрялась процедура выборов. Однако социальная база для подобных преобразований была крайне узкой. Большинство стран продолжало существовать в рамках веками апробированных традиций.

Дальше всех в реформах во второй половине XIX в. продвинулась Япония, которая была почти не затронута колониальной экспансией. Был открыт путь частно-предпринимательской деятельности, социально и юридически защищенной, развернулось промышленное строительство. В 1889 г. от имени императора был опубликован текст Конституции. Япония стала конституционной монархией, появился парламент.

В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались. Они активизировались в ходе революций начала XX в. С одной стороны, страны стремились освободиться от колониальной или полуколониальной зависимости, с другой - искали пути кардинального изменения общественного устройства, ускорения развития. В Китае революционными силами была предпринята попытка провозглашения республики во главе с президентом (Сунь Ятсен был назван первым президентом). Однако это не затрагивало основ общественного устройства. Сунь Ятсен отмечал: «Разрушение было произведено лишь на поверхности, а грунт, лежавший под старым зданием, не был извлечен и отброшен». В результате Иранской революции появился выборный меджлис - прообраз парламента, был принят «основной закон» - конституция государства. Можно было бы приводить еще примеры того, как в восточных странах пытались применить элементы прогрессивного типа. Процессы эти шли трудно, с постоянными откатами назад.

Начало модернизации обществ циклического типа развития совпало с нарастающим кризисом западной цивилизации и ее саморазрушением, что крайне осложнило этот процесс, поскольку внедрение западного типа структур воспроизводило присущие им противоречия.

Введение

История конца ХIХ - начало ХХI веков ознаменовалась масштабными и динамичными изменениями, затронувшими все сферы жизни общества в большинстве стран мира. Для лидеров мирового развития (страны Северной Америки и Европы) это время стало завершением процесса модернизации, для других государств - эпохой её начала. Модернизация - один из важнейших этапов в развитии человечества. Она означает переход от традиционного общества к обществу индустриальному, базой которого являются рыночная экономика, развитая промышленность и демократическое политическое устройство, включающие парламентаризм, гражданские свободы, разделение властей.

Современная мировая цивилизация: пути развития

Социально-экономические и социокультурные процессы, протекавшие в XX веке, привели к тому, что человечество к концу второго тысячелетия вступило в качественно новый этап своего развития. Радикальные изменения в жизни людей не растягиваются, как раньше, на столетие, а протекают в течении десятилетий, а то и нескольких лет. Масштабы этих изменений приобрели глобальный размах, на планете уже нет уголков, где не ощущались бы последствия научно-технического прогресса, воздействие на некоторые не оказала бы массовая культура. Изменения коснулись всех сторон жизни человека. Все это позволяет утверждать, что индивидуальная цивилизация, возникшая в Европе в конце XVIII в. И впоследствии охватившая весь мир, уступает место новой, условно называемой постиндустриальной, информационно цивилизации. Мир в начале третьего тысячелетия не стал воплощением мечты писателей-фантастов прошлых эпох об обществе без нищеты, голода и воин, когда все народы, отменив границы, станут жить в братском единстве. Не осуществились и другие предложения, например, об открытых неисчерпаемых источников энергии, создании разумных машин, переселение людей на планеты Солнечной системы. В то же время не оправдались пессимистические прогнозы о гибели человечества в огне новой мировой войны, чудовищном перенаселении, глобальных катастроф. Индустриальный Запад сумел сохранить лидирующие позиции в мире в течении всего XX столетия. Попытки Советского Союза вступили в конкуренцию с Западом, осуществляя свой вариант модернизации, основанной на коммунистической идеологии, не увенчалась успехом. В конце XX века в большинстве стран мира утвердился принцип демократии рыночной экономики. Социалистическая модель сохранилась нетронутой лишь на Кубе и в Северной Корее. В то же время в начале 21 века наметилось снижение темпов роста экономики Запада. Лидерами по темпу роста оказались развивающиеся страны, в первую очередь Китай, Индия, Бразилия. Экономический рост США замедлился. В 2008 году здесь разразился масштабный экономический кризис, вскоре охвативший все страны мира. Россия встретила рубеж веков подъемом экономики - впервые за годы реформ наметился ее реальный рост. Увеличение валового внутреннего продукта в 2007 году составило 8, 1 %. Наиболее активно прогрессировали отрасли, главной статьей экспорта которой являются нефть, газ и другие сырьевые товары. Поэтому мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, отрицательно сказался на экономическом развитии страны. В условиях значительных колебаний цен на энергоносители на мировых рынках Россию не может удовлетворить роль исключительно поставщика сырья. Руководством страны поставлена задача повысить конкурентоспособность продукции отечественной промышленности, как на внутреннем, так и на внешним рынке в первую очередь за счет развития передовых, инновационных технологий. Задача укрепления положения страны в системе международного разделения труда служит ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). К концу второго тысячелетия на карте мира не осталось крупных колониальных владений, число независимых государств приблизилось в двумстам. Модернизация за пределами Европы и Северной Америки в 20 веке протекала противоречиво. Некоторые страны Азии и Латинской Америки добились значительных успехов в освоении достижений западной цивилизации, а кое в чем превзошли своих "учителей". Но важной чертой модернизации в этих странах сохранение местных национальных традиций и культуры, успешно противостоящих натиску вестернизации. С другой стороны народы стран Азии и Африки продолжают жить в бедности. Им так и не удалось создать развитую и эффективную экономику. Поэтому они занимают маргинальное положение в мировой экономике и политике, все больше отставая от развитых стран. Тем не менее разнообразие и противоречивость современного мира уже не является препятствием для глобального сотрудничества. Экономические процессы в различных регионах планеты столь взаимосвязаны, что в известном мире можно говорить о единой мировой экономике.

§ 1. Мировые цивилизации

В научную литературу термин «цивилизация» был введен шотландским историком и философом А. Фергюсоном и затем стал употребляться как синоним слова «культура». Но, например, французские ученые используют в аналогичном случае слово «цивилизация» (civilisation), тогда как немецкие – «культура» (Hochkultur, т. е. «высокая культура»).

Что такое цивилизация?

Термин «цивилизация» впервые был использован еще в Древнем Риме при противопоставлении римского общества варварам. Однако и сегодня не существует стройной научной концепции цивилизации – термин принадлежит к числу таких научных понятий, которые не подлежат однозначному определению.

По мнению американского ученого С. Хантингтона под цивилизацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов». А. Кребер считал цивилизации моделями культуры, основанными на высших ценностях, а французский историк Ф. Бродель представлял цивилизацию в виде пространства, в пределах которого существуют упорядоченные элементы культуры.

Цивилизация – это географическое пространство, наполненное определенным культурным содержанием.

Таким образом, в настоящее время термин «цивилизация» все чаще применяется для обозначения суммы определенных достижений исторически и географически любой из ныне существующих культур, которые имеют полное право называться цивилизациями. Как правило, выделяют следующие признаки цивилизации: история развития, наличие государственности и свода законов, распространение определенной системы письменности и религии, несущей гуманистические идеалы и нравственные ценности.

Территориально цивилизация может охватывать несколько государств и этносов, как западноевропейская, или несколько государств и один этнос, как арабская, или одно государство и один этнос, как японская. Каждая цивилизация отличается своей неповторимой, свойственной только ей структурой. Так, китайская цивилизация имеет только один структурный элемент – китайский, западная – множество: европейский, американский, австралийский.

Как цивилизации распространялись по земному шару?

Одним из первых, кто показал целостный характер развития человеческой цивилизации, был русский ученый Л.И. Мечников. Он впервые наряду с термином «географическая среда» вводит понятие о культурной географической среде, под которой понимается природа, измененная человеком. Первые цивилизационные центры, по мнению Л.И. Мечникова, представляли собой культурную географическую среду, являющуюся результатом глобальной человеческой деятельности. По мнению ученого, история цивилизаций на ранних этапах развития прошла три фазы: речную, морскую, океаническую.

В речную фазу первыми возникли центры цивилизации – Древний Египет и Шумер, которые развивались в долине Нила и бассейнах Тигра и Евфрата. Крупные реки способствовали появлению государств, являясь своеобразными «осями развития», обеспечивавшими, с одной стороны, тесные связи на компактной территории, с другой – служившие зонами интенсивного хозяйственного освоения благодаря наличию плодородных почв. Развитие ирригации (строительства оросительных каналов) потребовало огромных коллективных усилий, что привело к формированию мощных рабовладельческих государств.

От Древнего Египта цивилизации стали расширяться на юг, в сторону Эфиопского нагорья, и на восток – на Аравийский полуостров, а далее в средиземноморские части Передней Азии и Двуречья. От междуречья Тигра и Евфрата движение также пошло в двух направлениях: в сторону Малой Азии и в сторону Закавказья и Ирана. Так возник Евроафроазиатский цивилизационный район в двух смежных частях материков Старого Света. Во II тысячелетии до н. э. образовались еще два цивилизационных района: Индийский (в бассейнах Инда и Ганга) и Китайский (в бассейне Хуанхэ).

Речные цивилизации

«Четыре древнейшие великие культуры все расцвели в среде великих речных стран. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где зародилась и выросла первобытная китайская культура; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонские первобытные культурные общества разрослись по Тигру и Евфрату – этим двум жизненным артериям Месопотамской долины; наконец, Древний Египет, как это утверждал уже Геродот, был «даром», созданием Нила». (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ.)

В период морской фазы расширились границы цивилизаций и активизировались контакты между ними. Роль моря, его прибрежной части как элемента месторазвития приобретает большое значение в том случае, когда этнос черпал из него пищу и осваивал навигацию. Так, например, эллины использовали Эгейское море, римляне – Средиземное, викинги – Северное, арабы – Красное, русские поморы – Белое. Евроафроазиатская цивилизация (финикийцы и греки) расширяла границы в сторону западного Средиземноморья. Финикийцы, захватив североафриканское побережье, основали Карфаген, колонии которого появились в Сицилии, Сардинии, на Балеарских островах, Пиренейском полуострове. Финикийцы совершили плавание вокруг Африки и добрались до Британских островов. Греческая колонизация охватила все северное Средиземноморье, и в VIII–VI вв. до н. э. сформировался цивилизационный центр на Апеннинском полуострове. Рост Римской державы (Латинской цивилизации) привел во II в. до н. э. к включению в цивилизованное пространство части североафриканского побережья, территории Южной и Центральной Европы. Это пространство стало западной периферией старого Евроафроазиатского цивилизационного района.

В III в. до н. э. Индийский цивилизационный район охватил весь полуостров Индостан, а Китайский расширялся в бассейне Янцзы: на северо-восток в сторону позднейшей Маньчжурии, на северо-запад к Монголии, на запад в сторону современной провинции Сычуань, на юго-восток к Вьетнаму. С I в. до н. э. с Китайским регионом соприкасаются Япония и Индия. Такое расширение крупных цивилизационных районов привело к их соприкосновению друг с другом и активному общению. Во внутренних районах Азии, удаленных от морей, также возникли крупные цивилизационные регионы: Центральноазиатский («Гуннская кочевая держава», которая раскинулась на огромной территории от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от Восточного Туркестана на западе до среднего течения Хуанхэ) и Среднеазиатский (Иран, Закавказье и Малая Азия). Уже к концу I тысячелетия до н. э. образовалась обширнейшая зона, представленная крупными старыми цивилизационными районами: Евроафроазиатским, Индийским, Китайским и новыми: Афро-Карфагенcким, Латинским, Среднеазиатским и Центральноазиатским.

К моменту начала океанической фазы наряду с цивилизациями Старого Света в западном полушарии на пространствах Южной и Северной Америки зародились и достигли своего расцвета цивилизации Мезоамерики (Центральная и Южная Мексика, Гватемала и Белиз) и Андской области (Перу, Колумбия, Эквадор, Боливия, север Чили). Несмотря на различия цивилизаций майя, ацтеков и инков, они имели много общих черт в хозяйстве, в достижениях архитектуры (гигантские культовые сооружения и стадионы для ритуальных игр) и в научных знаниях (астрономические наблюдения, календари). Основу этих цивилизаций составляли великие городагосударства (Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица, Теночтитлан и др.).

Великие географические открытия, осуществленные европейцами, с одной стороны, вывели из изоляции цивилизации Америки, Австралии и Океании, а с другой – фактически привели к их гибели. На обширных пространствах новых колониальных земель стали активно прививаться зерна европейской цивилизации.

В чем отличие цивилизаций Запада и Востока?

В конце средних веков стало принято разделять цивилизации на западные и восточные. Запад стала олицетворять, прежде всего, европейская цивилизация, а Восток – арабская, индийская, китайская, японская и восточноазиатская. Особое место здесь принадлежит России, которая лежит в контактной зоне между несколькими цивилизационными мирами и объединяет в себе культуры Востока и Запада.

Западный мир осуществил расширение своего географического пространства, включив в себя новые земли в Америке, Австралии и Океании. Запад сумел консолидироваться и обрести динамизм в своем духовном и научно-техническом развитии. Западным ценностям, основанным на идеях демократии, конституционализма, прав человека, свободы, либерализма и индивидуализма, Восток противопоставил деспотизм и монизм власти (как следствие – отсутствие демократии), жесткий прессинг со стороны государства и законопослушность граждан. Для стран Востока, в отличие от Запада, важную роль до сих пор играют такие факторы, как консерватизм традиций (традиции в питании и одежде, почитание предков и иерархия в семье, жесткая кастовость и социальное разделение) и гармония с природой, которая лежит в основе религии и этики.

Неравенство Запад – Восток

В странах западной цивилизации сейчас проживает около 1 млрд чел. и на их долю приходится примерно 70 % мирового ВВП и 80 % всех потребляемых мировых природных ресурсов.

В условиях глобализации в странах Востока все более утверждаются привычные для Запада образ жизни, система власти и способы организации экономики. Однако массовые миграции представителей восточных культур в страны Запада делают их этнически и конфессионально мозаичными. В большинстве из них подобная мозаичность становится причиной повышения межэтнической конфликтности.

Существует ли сегодня конфликт цивилизаций?

Авторы ряда цивилизационных теорий, такие как А. Тойнби и С. Хантингтон, утверждали, что в «новом мире» источниками новых конфликтов будут культурные различия между нациями и этносами, принадлежащими к различным цивилизациям. Столкновение между западными и незападными цивилизациями должно стать, по их мнению, главным фактором противоречий в мировой политике. Фундаментальные разногласия стран, входящих в различные цивилизации, носят, как считает С. Хантингтон, необратимый характер и менее подвержены изменениям, чем экономические и политические противоречия. Однако, как показывает исторический опыт, самые драматические столкновения происходят внутри цивилизаций.

Конфликт цивилизаций

В современном мире наиболее значимые различия между цивилизациями лежат в области религии, именно религиозные противоречия порождают самые длительные и яростные конфликты, особенно в зонах контакта представителей различных конфессий. Сегодня ситуация во многих регионах мира (Косово, Кашмир или Ирак) является серьезным подтверждением сомнений в стабильности цивилизации в XXI веке.

Сегодня все более подчеркивается необходимость сосуществования различных культур и сохранение цивилизационного разнообразия. В ноябре 1972 г. на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция «Об охране Всемирного природного и культурного наследия», которую сегодня подписали уже 172 страны, располагающиеся во всех частях Света за исключением Австралии и Океании.

Всемирное наследие ЮНЕСКО

В 2010 г. список объектов культурного и природного наследия включал 890 объектов, из них 689 культурных, 176 природных и 25 смешанных (природных и культурных). Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО расположены в 148 странах мира, в т. ч. 25 объектов – в России. В число объектов наследия вошли всемирно известные памятники, ансамбли, достопримечательные места, имеющие выдающееся значение с художественной, исторической или природной точки зрения, достойные стать предметом заботы не только отдельного государства, на территории которого они находятся, но и всего человечества.

Источники информации

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

2. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М., 2005.

3. Максаковский В.П. Историческая география. М., 1996.

4. Штайн В. Хронология мировой цивилизации. М., 2003.

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 1995.

6. Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / под ред. М. Аксеновой. М., 2001.

7. сайты по всемирному наследию ЮНЕСКО: http://unesco.ru , http://whc.unesco.org

Вопросы и задания

1. Какие условия географической среды способствовали развитию центров цивилизации в различных частях Земли? Приведите примеры зарождения центров цивилизаций на границе различных сред (горы – равнины, суша – море).

2. Пользуясь знаниями по истории, выделите общие черты цивилизаций Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

3. Приведите примеры распространения культурных достижений от одной цивилизации к другой. Какими достижениями и открытиями цивилизаций Востока мы с Вами пользуемся в повседневной жизни.

4. Выскажите свое суждение относительно мысли В. Кюхельбекера: «Россия… по географическому положению могла бы присвоить себе все сокровища ума Европы и Азии».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

МИРОВЫЕ МИГРАЦИИ 2000 ГОДА ДО РХ 2000 год до РХ неслучайно отмечается в книгах по истории как главный поворотный пункт во многих регионах мира. В «Великой Картине» (в книгах этот источник не уточняется) говорится о падении Шумера (III династии Ура), о «злом ветре» и

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

4.3. На пути к планетарной цивилизации Постепенное формирование планетарной цивилизации становится все более зримым. И мы, замечая некоторые ее черты, описываем их. Но для того чтобы определить, чем отличается планетарная цивилизация от региональных, недостаточно указать

Из книги Христианство и другие мировые религии в современном мире автора Хоружий Сергей Сергеевич

Часть I. Христианство и другие мировые религии в современном мире Глава 1. В поисках новых перспектив диалога и взаимопониманияНа грани XVIII и XIX веков немецкий поэт и философ-мистик Новалис написал знаменитое эссе «Христианство, или Европа». Уже его название утверждало

Из книги Забытые города майя автора Гуляев Валерий Иванович

Глава 1 У ИСТОКОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ В старинном эпическом повествовании «Пополь-Вух», принадлежащем майя-киче из горной Гватемалы, есть рассказ о сотворении мира. В нем говорится, что руками великих богов были созданы твердая земля, солнце, луна. Боги населили землю различными

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Перелом в масштабе цивилизации? Смерть Л. И. Брежнева, как и всякий уход первого лица, всякая смена персонификации синкретического государства, должна была стать стимулом новой интерпретации нравственных изменений в обществе, в данном случае - далеко зашедшего

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Цивилизации и цивилизация Юбер. Меня привел к вам совершенно необычный случай. Мор коль. Я имею дело исключительно только с совершенно необычными случаями, мсье. Рэмон Кено. Побег Икара - Тьфу! - негромко произнес Боб, и я тоже сморщил нос. Зловоние, обрушившееся на

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

3.3/ После цивилизации Уже на примере Джонстауна видно, как кое-что изменилось со времен Средневековья в ментальности апокалипсических общин. Никто изначально не планировал конца света, люди рожали и воспитывали детей, тема близкой атомной войны стала доминировать потом,

Из книги Основы логистической теории цивилизации автора Шкурин Игорь Юрьевич

Тема 1 Мировые цивилизации и современные этносы

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

Про мировые тенденции в кино и сериалах Проблем, с которыми столкнулось кино в результате развития, – множество, но самая важная – рассасывание бренда национального кино.Если говорить об артхаусном кино, то надо сказать, что мы не можем его снимать, потому как у нас

Чтобы судить о древних цивилизациях, необходимо знать рамки этого исторического периода человеческой жизни на Планете. А также то, что подготовили к этому переходу предшествующие поколения. Рамки Древнего мира открываются от доисторического периода (первобытнообщинный строй) до начала Средних веков в Европе. В Индии и Китае они были другие.

Итак, Европа (греческая и римская история) в классической древности или античности. Начало ее положено в 776 году до нашей эры (другая версия – по основанию Рима в 753 году). Конец античности – это падение Западной Римской империи (476 год нашей эры), по другим меркам – от появления религии ислам (622 год), или начало правления Карла Великого (742 или 748 год). По крайней мере, от его имени пошло гулять по миру слово «король» – от латинского Carolus.

Доисторическое время не было бесплодно в геополитическом смысле, усовершенствовании орудий труда. Процесс получил мощное развитие в бронзовом и железном веках. Напомним, что империя персов «выкована» железным веком. Ниже представим ее, а также самые древние цивилизации мира (список). Но прежде ознакомимся с понятием «империя».

Что такое империя?

Любое государственное образование строится по определенному образцу, который должен отвечать ряду важных моментов. Наличие заглавного (титульного) народа или нации, границ территории, главных органов управления всей жизнью, структурами, способными надежно защищать народ.

У страны может стоять у власти император, но она от этого не становится империей. Государство, даже очень крупное, отличается от империи. Империя должна быть многонациональной и объединять многие культуры, преимущества отдельной части для применения на всей территории империи, даже если они находятся на разных ступенях человеческого развития.

Да, империи имеют и негативный характер. Но история показывает, что именно такие наднациональные образования дают гигантский толчок прогрессу. Даже в Средние века. В таких случаях приумножаются все достижения ума многих народов империи, и они «на голову» выше, чем в тех странах, которые ограничены своей территорией.

Персия: древнейшая цивилизованная империя

И в 21-м веке Персия является синонимом государства Иран. А вообще слово «Иран» – это современное название Арианы, страны ариев. Таково было второе название персов. В шестисотых годах до нашей эры мало кто знал о племенах персов. Даже там, где они находились, — на Ближнем Востоке, и где основательно создавали свой этнический дом. При этом оставались долго загадкой и для историографов всех времен самые древние цивилизации мира, список которых выглядит следующим образом:

  • Цивилизации Мезоамерики: Майя, Ацтеки;
  • Цивилизации Южной Америки: Чивну, Наска, Инки;
  • Крито-Микенская (минойская);
  • Древняя Индия;
  • Древняя Финикия;
  • Древний Китай;
  • Кельтская, скифская;
  • Древняя Ассирия;
  • Вавилонское царство;
  • Хеттская;
  • Древняя Греция и Древний Рим.

Но вернемся к рассказу о Персии. Источники характеризовали ариев чуть ли не гигантскими людьми, с большой физической силой и выносливостью. Ведь им постоянно приходилось сражаться и с диким климатом, и с дикими народами, не дававшими покоя. Это вынуждало персов постоянно мигрировать по горным и степным массивам.

Персиполис -столица Древней Персии. Музей под открытым небом

Но как только они сплотились как народ, оставили кочевье и стали создавать государство, в них проснулись те качества, которые превалировали все Средние века во всем цивилизованном мире. Роскошь в одежде, драгоценности в украшениях, еда у знати заморская в прямом смысле слова. Рыба везлась из далеких морей, фрукты с территорий нынешних Сирии и Ирака.

Было развито многоженство и даже женитьба на близких родственниках, на наложницах, как было и в Древнем Египте.

Вскоре поднявшиеся с колен персы встали на путь завоеваний. Это было началом создания Персидской империи – одного из древнейших неустойчивых государственных образований. Первыми были захвачены территории от Аракса до Эльбруса, жившие там народы мидии покорились под враждебным натиском. За ними последовали походы и приращение новых земель. Персидский царь Кир Второй смог создать мощную по тем временам армию и готовил ее к захвату Вавилонской территории.

Уже перед этим походом на Ближнем Востоке все увидели новую военную силу, которая имела претензии называться изменяющей геополитическую структуру этого и так беспокойного региона.

Ради того чтобы дать отпор персам, неуживчивые вавилоняне и египтяне примирились. Они понимали всю зарождавшуюся опасность для обеих стран. Вавилония и Египет стали готовиться к отражению агрессии ближайшего соседа. Но это не помогло: Вавилон быстро был захвачен. Кир пошел далее в азиатские степи, где и погиб.

Два его преемника – Камбис и Дарий – продолжили начатое дело. Присоединили Египет, ставший военно-административной провинцией персов (сатрапией). Скорее всего, по примеру персов и в Римской, и в Османской империях подобные захваченные территории становились вассальными провинциями.

Персидская монополия распростерлась на тысячи километров с запада на восток. Под ее началом оказался почти весь мир цивилизации к 4-му веку до нашей эры. По современным названиям это были ближневосточные, все постсоветские азиатские государства, балканские страны, часть Кавказа. Не дотянулись руки персов только до России. Их могучую империю сломил Александр Македонский (Искандар). Когда-то персы захватили и сожгли греческие Афины, теперь полководец отомстил иранцам за это: сжег их Персеполь.

Культурное наследие империи

Иранцы получили выгоду от захвата Вавилонии, переняв достижения месопотамской цивилизации. Ремесленники быстро освоили способы обработки бронзы и изготовления из нее различных предметов для армии и быта. Археологи раскапывали древние города, изучали артефакты и по достоинству оценили содержание.

Завоевание греко-римлянами Персии стало для нее катастрофой. Империя привыкла властвовать, а не преклоняться. Построенные завоевателями города стали чуждые персам и по архитектуре, и по религии. Но и после изгнания греков парфянами греческие мотивы продолжали действовать. Возводилось то же самое, как было и при греках. Монеты чеканились с греческими надписями. Традиции местной культуры забыты.

Как и заповедь иранского жреца и пророка Заратуштры: не поклоняться идолам, а только символу божества – неугасимому пламени. Позднее греческое зодчество здесь было названо «строениями Дракона».

Греки, ознакомившись с правилами административного устройства и госуправления империей персов, были поражены их умением все предусмотреть и сделать удобным. Считали организацию высоким достижением монархии персов.

Империя делилась на провинции и сатрапии. Все было подчинено взиманию налогов на захваченных территориях. На полученные средства она и существовала. Но при этом в расчет брались национальные и иные особенности страны. Допускалось правление местных царей и наличие особенных людей, которым в пожизненное управление и владение отдавались целые города. Продолжали действовать местные правила, системы измерений, языки, культурные начала.

Лишь династия Сасанидов пытались возродить утраченное. Но получилось наоборот. Вся она была насквозь теологической, а все хорошее от греков уничтожалось. На смену разбитым афинским скульптурам появляются жертвенники огня.

Но были и полезные начинания. Возводятся дворцы, царские парки. Парки греки называли «парадис» — рай. Появляется монументальная архитектура, украшения, ставшие предшественниками мусульманского орнамента. Иран и прилегающие к нему имперские провинции были испещрены изумительными по тем временам дорогами – в горах, на долинах. Даже проложили ее к Синопу (северная Турция), пересекшую всю Малую Азию. От присоединенной Лидии персы переняли монетное обращение.

Как ни странно, но столицей своей империи персы сделали город Ктесифон, построенный другими племенами вблизи поникшего Вавилона (нынешний Ирак).

Усовершенствуется ирригация: под землей прокладываются многокилометровые водоводы из прочных глиняных труб («каризы»). Через десяток шагов вдоль этой линии оборудовались колодцы для очистки водовода от ила. Это подняло уровень земледелия, начато выращивание хлопка и сахарного тростника, плодов и ягод. Изготавливались несколько видов тканей, которые пользовались спросом и за пределами империи.

Вторая, Сасанидская, империя продержалась дольше первой, но на урезанной территории. И также теряла силы в борьбе с римлянами и византийцами. Напавшие арабы, распространители ислама, положили конец империи.

Эпоха осевых цивилизаций

Она берет начало на границе второго – первого тысячелетий до нашей эры. Кругооборот завершил крах одной из самых могущественных цивилизаций средних веков – Римской империи.

Или эпоха Нового царства Египта. Фараоны пересекли границы своей страны и завоевали ближайшие племенные территории, отдельные города и даже пустыни – Ливийскую. Нубия была самостоятельной территорией и поставляла до присоединения к Египту рабов на север. Завоеватели включили ее в нормальную свою экономику. Нубийцы, жители Эфиопии, приобщились к египетской культуре.

И римская, и египетская, и византийская цивилизации в начале своего зарождения располагались на широкой береговой полосе от Гибралтара до Желтого моря и по обеим сторонам Средиземного моря. Вглубь их уход не был не из-за природных преград. На полосе лежали древнейшие цивилизации Крита и Микен, Египта, Инда и Джун го (Китая). Здесь были все условия для существования будущих империй: древняя, но устойчивая логистика как по берегам, так и по морю, администрации, военные образования. Это была сокровищница всех человеческих достижений. Используй их, тогда возникнет и разовьется государство со всем необходимым для его дальнейшей цивилизации.

Империи, как и государства, и люди, проходили один и тот же путь: рождения, развития и смерти. Ни одна империя не стала бессмертной. Они погибали от суммы существенных факторов. Например, Римской империи угрожали сильные к тому времени османы. Сотни историков доказали различные причины падения этой цивилизации: от варварских племен до загнивающей в своих предпочтениях правящей верхушки, уничтожавшей полководцев. Но она погибла… от комаров. Это был сильный и страшный враг империи, не знавшей поражений.

Зудящий и непознанный враг

Только современные врачи, биологи, ботаники, физиологи с помощью ДНК раскрыли страшную имперскую тайну. Враг – малярийный комар, переносящий смертельные микробы Plasmodium Falciparum. Но сам комар без бацилл безобиден, а бацилла без переносчика погибнет. Только когда самка комара напьется крови больного малярией, тогда и становится переносчиком заразы.

Парадокс: войска обеих Римских империй уже валились с ног от тропической лихорадки. А римляне, знавшие об опасности, не умели излечиваться от нее. Заболоченные земли размножали «интервентов» ежедневно и ежечасно.

Миллионы людей на всём земном шаре так же, как и мы с вами, увлекаются древними цивилизациями. Правда заключается в том, что большое количество цивилизаций, существовавших на Земле в незапамятные времена, обладали технологиями, непостижимыми даже сейчас. Тысячи лет назад древние культуры хранили удивительные знания - от астрономии и биологии до химии и инженерии.

1. Древнеегипетская цивилизация

Древнеегипетский язык считается одним из самых старых на Земле. Он существовал пять тысячелетий и считается долгожителем в большой языковой семье. По мнению исследователей, этот язык можно разделить на пять этапов: староегипетский, среднеегипетский, новоегипетский, демотический и коптский. Письменная система состояла из иероглифов и проследить её развитие можно вплоть до 2690 года до н.э.

С научной точки зрения, древние египтяне опередили своё время: уже в 1650 г. до н.э. они знали умножение, деление, дробные и простые числа, линейные уравнения и геометрию. Они же официально считаются строителями пирамид. Но, пожалуй, самым интересным является тот факт, что они стали первой древней цивилизацией, которая научилась измерять время. Египтяне не просто изобрели календарь, они создали механизм, отслеживающий время - водяные и солнечные часы.

2. Древняя цивилизация Майя


Подобно древним египтянам, майя тоже были блестящими астрономами и математиками. Им приписывают - хотя это очень спорный вопрос - изобретение нуля, а также потрясающе точное измерение длины солнечного года.

Древние майя населяли южную часть Мексики, Гватемалу и Белиз. Они были одной из самых важных и развитых древних цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле. Особенно знамениты рукописи майя - единственная письменная система доколумбовой Северной и Южной Америки. Самые ранние записи, обнаруженные впоследствии в Сан-Бартоло (Гватемала), были сделаны в третьем веке до н.э.

Любопытно, что эта древняя цивилизация Мезоамерики в совершенстве владела технологией изготовления изделий из резины - и произошло это за три тысячи лет до того, как люди из Старого Света узнали, что такое каучук. Когда испанские конкистадоры впервые ступили на американский континент, их поразило то, что пришлось иметь дело не с примитивной, а с высокоразвитой культурой.

3. Цивилизация долины Инда


Считается, что древнеиндийская цивилизация - самая старая на планете. Ей 8 тысяч лет, а это на тысячи лет старше Древнего Египта и Месопотамии. Она знаменита несколькими удивительными вещами, но прежде всего - хорошей планировкой городов. Прежде чем возводить такие города, как Хараппа и Мохенджо-Даро, их конструкторы сделали проект каждой из многочисленных деталей. По мнению исследователей, во времена расцвета цивилизация долины Инда насчитывала более пяти миллионов жителей. Древние индусы одними из первых начали строить дома из обожжённого кирпича, снабжённые чрезвычайно сложной канализацией и системой водоснабжения.

Они достигли невероятной точности в измерении массы, длины и времени, в числе первых создав систему единых мер и весов.

4. Древняя цивилизация Караля


Одна из наиболее загадочных и передовых цивилизаций, когда-либо существовавших в Южной Америке. Она располагалась в прибрежных районах современного Перу. По мнению историков, эта цивилизация изобрела клинопись - одну из самых ранних форм письменного общения.

Караль - одна из самых сложных древних цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле. Тысячи лет назад они создавали пирамиды, круглые площади и замысловатые лестницы. Их пирамидальный комплекс занимает целых 165 акров и является одним из крупнейших на Земле. Эти пирамиды были возведены одновременно с древнеегипетскими. Главная из них занимает площадь, равную почти четырём футбольным полям, а её высота - 18 метров.

Самая важная деталь, которую следует упоминать, когда речь заходит о Карале, - это отсутствие в местах раскопок оружия и изувеченных тел. Там не было найдено ни единого признака войны, что позволяет сделать вывод: Караль был высокоразвитым дипломатическим государством, самым старым городом западного полушария планеты.

Оказывается, эта практически неизвестная древняя перуанская цивилизация более 5 тысяч лет назад разработала передовые методы в агрономии, медицине, инженерии и архитектуре.

Их научные познания завели сегодняшних исследователей в тупик. Учёные оказались не в состоянии разгадать многие тайны, лежащие в основе этой крупнейшей из южноамериканских цивилизаций. Это касается использования энергии, механики жидкости. Жители Караля умели направлять энергию ветра, известную сейчас как эффект Вентури, через подземные протоки и костры, чтобы достичь высоких температур.

Исследователи с любопытством обнаружили, что медики Караля использовали иву в качестве активного химического компонента для производства аспирина, с помощью которого облегчали головную боль. Древние инженеры были блестящими специалистами. Они освоили гражданское строительство и прикладные технологии сейсмостойкости, поэтому их здания сохранились в течение пяти тысяч лет.

5. Древняя цивилизация Тиауанако


Тысячи лет тому назад на берегах озера Титикака в Андах зародилась древняя цивилизация, которая очень быстро стала одной из самых развитых на Земле. Как и многие другие продвинутые цивилизации, она странным образом исчезла через пятьсот лет после начала своего существования. Её представители создали такие сказочные города, как Тиауанако и Пума Пунку, а также стали прародителями другой великой цивилизации - древних инков.

По мнению ученых, Тиауанако появился «внезапно» где-то около 300 г. н.э., и достиг пика своего развития в период между 500 и 900 годами нашей эры.

Древние жители Тиауанако создали сложные методы ведения сельского хозяйства и строительства водных каналов, которые функционируют до сих пор. Современные даже по сегодняшним меркам ирригационные системы обеспечили подачу необходимого количества воды для сельскохозяйственных культур.

Исследователи подсчитали, что в 700-е годы нашей эры цивилизация Тиауанако доминировала и правила на обширной территории, охватывающей современные Перу, Боливию, Аргентину и Чили. Население составляло от трёхсот тысяч до полутора миллионов человек.

Древние строители Тиауанако создали одни из самых впечатляющих древних памятников на планете, возведя гигантские структуры, состоящие из мегалитических камней. Наиболее примечательными структурами, построенными этой древней цивилизацией, являются Акапана, Пума Пунку и Восточная Акапана, Путуни, Кери Кала и Каласасайя. Одно из самых известных сооружений - Врата Солнца.

По словам археолога Артура Познански, храмы Тиауанако были построены из полированных каменных блоков с несколькими рядами маленьких круглых отверстий в них. Согласно Познански, эти отверстия использовались в далёком прошлом, чтобы прикреплять к ним что-нибудь. Эти круглые отверстия чрезвычайно точны, и трудно поверить, что древняя цивилизация сделала их без какой-либо передовой технологии.



Вверх