​Гигиена и туалетные принадлежности раннего средневековья

Долгое время хорошим тоном было цитировать известные строки Лермонтова о «немытой России» и поминать какие-то абстрактные «вшивые орды русских». С недавних пор маятник качнулся в другую сторону. Что общего между корианд-ром, русским калачом, порохом, хлорными шторами и портретом кисти Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»? Первое, что приходит в голову: «Шизофрения у спрашивающего». На самом деле все эти предметы и понятия самым прямым образом связаны с гигиеной. Вернее, с ее историей.

Долгое время хорошим тоном было цитировать известные строки Лермонтова о «немытой России» и поминать какие-то абстрактные «вшивые орды русских». С недавних пор маятник качнулся в другую сторону. Всуе и по существу поминают погрязшую в нечистотах Европу. Истина, как водится, где-то посередине.

Кривые зеркала

Дело в том, что, встретившись лицом к лицу после долгого перерыва, обусловленного татаро-монгольским нашествием, русские и европейцы обнаружили друг в друге больше различий, чем сходства. Прежде всего это касалось чистоплотности.

Вот типичное средневзвешенное мнение европейца о наших предках XVII столетия: «Русские ужасно нечисты. Они насквозь пропахли самыми подлыми и зловонными овощами - луком и чесноком, которые поедают в неимоверных количествах. Зубы здесь чистить не принято, считается, что тем самым сдирается с них природный лоск. Между тем, многие знатные мужи и дамы имеют зубы отвратительно черные и гнилые. Также у них в домах водится несметное количество черных тараканов, коих не выводят, а, напротив, почитают за хорошую примету - к богатству».

А вот как в том же XVII столетии отзывался о европейцах московский посол Петр Потемкин: «В Париже, в королевском дворце великой смрад и сугубое зловоние, само же его величество Лудовик XIV смердит, аки дикой зверь. Паче же прочего в великую досаду нам стали воши, коих здесь называют «Божьим жемчугом» и не находят в них никакой нечистоты». В общем, налицо своего рода «война миров».

Евроголь и евровыдумки

Какое-то время в Европе следили за чистотой тела ничуть не хуже, чем на Руси. Германские и кельтские племена отлично знали бани, более того, успели даже познакомиться с римскими стандартами гигиены, передовыми для того времени. Однако под ударами северных варваров пали не только стены Рима, но и вековые деревья европейских лесов. К XIV столетию древесина стала дефицитом. Ее едва хватало для строительства и хоть какого-то отопления жилищ. Омовение горячей водой стало непозволительной роскошью. Очень кстати появились и мудрствования католических схоластов, которые уверяли, что мыться христианину вообще неприлично: достаточно той воды, что пролилась на него при крещении, остальное - от лукавого. Нищета, подкрепленная идеологией, - страшная сила. И вот Папа Римский Климент V умирает от дизентерии, Климента VII заживо сжирают чесоточные клещи, герцог Норфолк покрывается гнойными язвами…

Тем не менее упрекать европейцев в том, что они грязны и нечистоплотны, не стоит. Во всяком случае чистить зубы и ногти там приучали с дет-ства. Насчет остального все сложнее.

Да, с чистой водой и топливом были проблемы. Но ум человеческий изворотлив. Достаточно взглянуть на картину Леонардо «Дама с горностаем». Это не просто милое домашнее животное. Это своего рода предмет туалета. Вроде мыла, только от насекомых. Дело в том, что у мелких зверьков температура тела выше, чем у человека, - раз; меха и волос больше - два; кожа нежнее - три. Вот их и использовали как блохоловки, а также мобильные сборники для вшей. От клопов, засилье которых бесило даже смирившихся со вшами европейцев, использовали специальную траву-клоповницу. Мы ее называем кинзой, или кориандром, нимало не задумываясь о названии. А ведь греческое слово «koriannon» - производное от «korios», то есть «клоп». Кстати, кориандр поставляли ко дворам вельмож монахи-картезианцы. И в монастырях этого ордена никогда не водились клопы.

Хлорные шторы из той же оперы. В середине XIX века Лондон сжало в своих объятиях «великое зловоние» - Темза оказалась запружена нечистотами. Ежедневно туда спускали 24 тонны конского навоза и 1,5 млн кубометров человеческих фекалий. В течение двух недель Палата общин заседала за шторами, пропитанными хлорной известью. Только после этого решили озаботиться нормальной канализацией. Нет, попытки завести цивилизованные, незловонные отхожие места в Европе предпринимались намного раньше. Но оканчивались провалом. В буквальном смысле. Так, в замке Эрфурт в 1183 г. состоялся съезд европейского рыцарства. Председательствовал сам император Фридрих Барбаросса. Этот съезд мог оказаться для императора роковым - под цветом рыцарства подломился деревянный пол, и благородные господа рухнули в огромную яму, куда отводились нечистоты. Погибли около сотни человек. Барбаросса же успел зацепиться за оконный проем.

Русью пахнет

На Руси туалеты в домах не устраивали. Для отправления естественных надобностей придумали известные нам всем деревянные домики, которые так и назывались - «задок» либо «отхожее место». То есть расположенное в глубине двора, до которого еще нужно дойти. В эру огнестрельного оружия сортиры оказались весьма кстати. Первые сорта пороха были просты по составу - древесный уголь, сера, селитра. За последней-то и лазили в выгребные ямы. Как выяснилось, человеческие фекалии при длительной ферментации выделяют селитру. Если учесть, что при помощи московских пушек была сброшена власть Орды, то придется признать: русские не зазря «коптили небо».

В отличие от европейцев, которые и руки, и лицо мыли в одной и той же воде, мы пользовались проточной. Русские никогда не садились за стол с грязными руками. Правда, если вдруг на улице хотелось есть, а руки помыть негде? Русские нашли оригинальный выход, наладив производство калачей - пышной булки с тонкой ручкой. За нее-то и брались немытыми ладонями. А съев остальное, ручку выбрасывали собакам либо жертвовали нищим. Кстати, отсюда и пошло выражение «дойти до ручки», то есть опуститься.

По письменным и археологическим источникам мы знаем, что гигиена в Древней Руси была на достаточно высоком уровне. Ибн Русте описывает баню у славян, которой они часто пользовались, а про русов говорит, что они «опрятны в одежде». В археологии тоже представлен определенный «туалетно-гигиенический набор» Древней Руси Х в., который мы здесь и охарактеризуем.

Гребни

В IX - Х в. в Европе широко распространяются односторонние орнаментированные костяные (роговые) гребни. Уже О. И. Давидан доказала распространение таких гребней в Древней Руси из Западной и Северной Европы. Родиной этих гребней считается Северная Германия (фризские гребни), и уже оттуда, через острова Северной Атлантики и через Скандинавию, вместе с купцами и воинами они попадают сначала в Старую Ладогу, а затем широко распространяются в Древней Руси (Давидан, 1962. С. 100). Причем, встречаются такие гребни в основном в торгово-ремесленных и раннегородских центрах, где отчетливо проявляются элементы «дружинной культуры». Например, шведские коллеги в контексте изучения гарнизона Бирки вполне однозначно пишут, что односторонние орнаментированные гребни являются элементами мужской и воинской культуры (Hedenstierna-Jonson, 2006. P. 54): при раскопках сгоревшего длинного дома, где располагался воинский гарнизон Бирки было найдено около 40 гребней с футлярами, что стало дополнительным основания для подсчета численности гарнизона - около 40 человек (подтверждено материалами могильника).

Односторонние гребни. Старая Ладога.

Известны в Х в. и односторонние костяные гребни с высокой спинкой. Они часто украшены зооморфным орнаментом - изображениями лошадей или птиц. Такие гребни встречены в Старой Ладоге, Владимирских курганах, в Тимерево и на Сарском городище. В конце Х в. появляются костяные цельные двусторонние гребни (Древняя Русь. Быт и культура, 1998. С. 20).

Гребни с высокой спинкой. Старая Ладога.

Копоушки

Специальные маленькие «лопаточки» для чистки ушей. Копоушки были чрезвычайно популярной туалетной принадлежностью многих народов Евразии и даже Африки. Появились они еще в эпоху бронзы. В I тыс. н. э. встречаются в погребениях гуннов, авар и готов. Широко распространены от меровингской Франции до танского Китая. У коми и удмуртов копоушки бытовали до XIX в., а в настоящее время благополучно существуют в традиционной культуре хантов, манси и бурятов (Салангина, 2004. С. 2).

Самая маленькая из средневековых восточноевропейских копоушек имеет длину 3 см, самая крупная - 14 см. Ножки и пластины-держатели копоушек часто бывают орнаментированы. Спектр орнаментальных тем - самый широкий: от обычного геометрического орнамента до изображений птиц, животных и людей. До 60% средневековых копоушек имеет орнамент.

Копоушка. Бирка.

В Х в. копоушки изготовлялись из бронзы и кости, причем костяные изделия в Восточной Европе преобладают над металлическими почти в два раза. Скорее всего, делались копоушки и из дерева, но данных об этом не сохранилось. В VIII - X вв. у алан, венгров и, шире, основного населения салтово-маяцкой культуры, практически все известные копоушки изготовлены из бронзы. У финнов преобладают костяные копоушки, хотя на веских и карельских землях широко распространены и бронзовые. Из экзотических материалов, не относящихся к нашему периоду, - на тысячу лет раньше у скифов и сармат были известны копоушки из золота и стекла. Древнерусские материалы Х в. как всегда полиэтничны - у нас распространены копоушки и костяные, и бронзовые.

Анализ погребальных материалов Восточной Европы средневековья (включая финское население) показал, что 70% погребений с копоушками являются женскими (Салангина, 2004. С. 14). Вероятно, можно сказать, что копоушка - это преимущественно (но не исключительно) женский атрибут. Помимо утилитарных функций, копоушки могли выполнять роль украшений-подвесок и амулетов-оберегов.

Копоушки. Старая Ладога.

Ножницы

В Х в. были одновременно распространены пружинные и шарнирные ножницы. Пружинные численно значительно преобладают. Использовались они в самых разных сферах жизни - от стрижки ногтей до стрижки овец. Туалетное назначение, конечно, имели ножницы с небольшой длиной режущего полотна.

Пружинные ножницы. Общая длина - 13 см. Старая Ладога.

Шарнирные ножницы - менее распространенный в Х в. и, можно сказать, более «привилегированный» тип. Они известны в Гнездово, в Тимерево, на Шестовице и на Сарском городище. На Русь этот тип ножниц попал, скорее всего, из арабского мира через наших степных соседей (вероятнее всего - при помощи арабских купцов). Так например, в одном только Саркеле найдено 6 пар шарнирных ножниц.

Достаточно интересный экземпляр шарнирных ножниц был найден в 2003 г. в Гнездово. Они откованы из железа; под соединяющий гвоздик подложена маленькая круглая бронзовая пластина; по сохранившимся следам медного сплава можно предположить, что рукоятки ножниц были полностью обтянуты бронзой. На одной из ручек при реставрации выявлена арабская надпись «Аллах» (Мурашева, Ениосова, Фетисов, 2007. С. 43 - 44).

Шарнирные ножницы с надписью «Аллах» на ручке. Гнездово.

Бритвы

В Древней Руси появляются достаточно поздно. В Новгороде бритвы широко распространяются в XIII в. К более раннему времени (XI - XII вв.) относятся находки бритв в Берестье (Брест) (Древняя Русь. Быт и культура, 1998. С. 18).

О бритвах Эпохи викингов информация достаточно противоречивая. До того, как сложилась классическая для средневековья «новгородско-ладожская» форма бритв, отнести к бритвам те или иные изделия IX - X в. бывает довольно проблематично.

Складные бритвы. XIII в. Новгород.

До конца еще не определено, ножами или бритвами являются в Х в. складные изделия с широким клинком. Такие складные ножи известны в VII - VIII вв. на территории современной Германии; в конце Вендельской эпохи и в Эпоху викингов они распространяются и в Скандинавии - встречены в Вальсгерде и в Бирке.

Предмет, интерпретированный для Х в. как бритва, происходит из Гнездова. По описанию Д. А. Авдусина, это «древнейшая на Руси железная бритва, короткая и широкая, складная, как и современные „опасные“ бритвы. Она имела медную ручку».

В публикации Макушникова 1999 г. говорится о бритве Х в., найденной в Нисимковичах - складная, но с прямым клинком (Макушников, 1999. С. 139).

Складная бритва (?) из Нисимковичей.

Таким образом, распространение традиционных бритв в Древней Руси в Х в. точно определить пока невозможно. Но ведь как-то же наши далекие предки брились? А что брились - это мы точно знаем по письменным источникам.

Пинцеты

Среди способов удаления волос с лица есть одна совершенно людоедская версия - пинцет.

Пинцеты, как и ножницы, были инструментами многофункциональными. Помимо ювелирных и ремесленных пинцетов различных размеров, традиционно выделяют и пинцеты туалетные. Считается, что ими выщипывали волосы на лице. Мода на них пришла в Древнюю Русь из Северной Европы. Уже в Вендельску эпоху, в VI - VII вв., такие пинцеты известны на Готланде. В Эпоху викингов туалетные пинцеты распространены в Скандинавии (в той же Бирке), где они встречаются преимущественно в мужских погребениях.

Туалетные пинцеты. Бирка.

На Рюриковом Городище известно 4 скандинавских бронзовых туалетных пинцета. Навершия трех из них оформлены в виде человеческих голов в головных уборах (Пушкина, 1988). Известны такие пинцеты в Гнездово и в Новоселках под Смоленском.

Навершие туалетного пинцета. Гнездово.

Литература:

  1. Давидан О. И. Гребни Старой Ладоги // АСГЭ. Вып. 4. Л. 1962.
  2. Макушников О. А. Средневековое поселение и могильник Нисимковичи-1 в Посожье// ГАЗ. Минск. 1999. Вып. 14.
  3. Мурашева В. В., Ениосова Н. В., Фетисов А. А. Кузнечно-ювелирная мастерская пойменной части Гнездовского поселения // Гнездово. Результаты комплексных исследований памятника. СПб. 2007.
  4. Пушкина Т. А. Скандинавские находки из Городища под Новгородом // СС. Таллин. 1988. Вып. XXXI.
  5. Салангина С. В. Копоушки как исторический источник (по материалам археологических памятников Восточной Европы). АКД. Ижевск. 2004.
  6. Старая Ладога. Древняя столица Руси. Каталог выставки. СПб. 2003.
  7. Hedenstierna-Jonson Ch. The Birka warrior. Stockholm. 2006.

согласно описаниям ученых, в Европе до 19 века выливали помои из окон, а мылись
2 раза в месяц.
Для славян же
слово «баня» было святым. Вашему вниманию предлагаются статьи
познавательно-развлекательного характера. В них нет обилия дат и понятий.
Однако, забавные факты полезны для развития мировоззрения с разных сторон.
Итак,
продолжим путешествие по истории древних славян, подчеркивая прикольные
интересные моменты. По упоминаниям византийских историков, древние славяне
считали, что великим воинам не нужны доспехи, что в бою настоящее мастерство
брони не требует. В минуты особой опасности, славяне раздевались по пояс и шли
в бой на страх врагам. О внешнем виде большой заботы не проявляли. В боевых
походах чистая одежда была не у многих. Но дома, на Руси, огромное значение
имели бани. Чистоте уделялось важнейшее место. Иностранцы удивлялись, как славяне
хлещут себя вениками, какую жару могут вытерпеть! Ничего подобного в
средневековой Европе не было. В древности баня топилась «по-черному». Трубы у
банной избы не имелось. Весь дым из печки оседал на стены. Копоть была толщиной
в половину ладони. Сидеть надо было осторожно – такая сажа отмывалась с трудом.
Славяне считали, что здесь живет злой дух «Банник», который может человека
уморить. Возможно, едким дымом ослаблялись его злые чары. Бояться духов люди
перестали, но баня «по-черному» сохранилась в некоторых регионах России и в XXI
веке. Случалось, что между племенами славян велись войны. Причины были разные:
то невест юных украдут, то землю не поделят. Известен факт, когда проигравшие
должны были привезти победителям 40 возов березовых и дубовых веников! То есть
веники являлись элементом государственного налогообложения. Банные веники были
в Древней Руси своеобразной конвертируемой валютой! Вот какое место в
мировоззрении славян занимала чистота. В следующей статье поговорим об
особенностях военной подготовки с детства.
На
Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и
опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица,
рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана,
сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук,
делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем
трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из
окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и
косметические свойства которых им были известны
Свойства
растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических
целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные
свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни
растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.
Например,
для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На
чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая
краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски
волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в
коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из
барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука,
листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.
Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью
которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.
В
Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое
значение - люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью
другого, наоборот, отвадить.
Особенно
тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания
коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин,
не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими
дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок
отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и
корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением
волос.
Для
освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли
так называемый «холодец» - настой из мяты.
Бытовая
косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного
происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных
жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для
ухода за волосами использовалось репейное масло.
В
Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому
косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены
были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от
кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни
настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для
смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.
В
банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали
ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем
проделывали эту процедуру без боли.
В
России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было,
мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной
системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

КРАСОТА И ГИГИЕНА НА РУСИ.

На Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны

Свойства растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.

Например, для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.

В Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое значение — люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью другого, наоборот, отвадить.

Особенно тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин, не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением волос.

Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый «холодец» - настой из мяты.

Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

В Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.

В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.

В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

История гигиены – это история борьбы человека за выживание. Несмотря на то, что враг на этой войне настолько мал, что даже не видим глазу, не единожды человечество едва не было побеждено, и стояло на грани вымирания от страшных эпидемий. Главной причиной эпидемий служила антисанитария. Вопреки общеизвестному и часто цитируемому стихотворению Лермонтова «Прощай, немытая Россия», по сравнению со своими соседями Россия отнюдь не была немытой. Традиции гигиены здесь были сильны с давних времен, и сама история гигиены в России куда древнее, чем во многих других странах.

Так, если говорить о личной гигиене, то неопровержимые сведения о том, что она поддерживалась на достаточно высоком уровне, мы находим уже у первого летописца российского, Нестора, в его знаменитом труде «Повесть временных лет», датируемым началом 12 века. Описывая странствия апостола Андрея, того самого, первого ученика Христа, соответственно, его современника, Нестор упоминает и о мытье в бане: «...И возмут на се прутье младое и бьют ся сами... И обдаются водой студеною... И то творят мовенье собе, а не мученье». Очевидно, что описывается традиционная русская баня на дровах, которая и до сих пор пользуется большим спросом. Можно оспорить факт того, что это действительно видел Андрей Первозванный в Великом Новгороде, так как разница по меньшей мере в тысячу лет между событиями слишком велика, но очевидно, что во времена Нестора мытье в бане было вполне естественным.

Многие путешественники, приезжая в Россию, удивлялись обычаю русских париться в бане, о чем сохранились письменные свидетельства, вошедшие в историю гигиены на Руси. Так, один из современников Петра Первого, камер-юнкер Берхольц подробно описывал своим соотечественникам традиции русской бани. Сам Петр Первый известен как большой любитель бань, одну из которых он построил собственными руками, будучи плотником на голландской верфи. Позже, в Санкт-Петербурге, им было дано разрешение на беспошлинное строительство бань. Несколько красивых бань – одна для царской семьи, другая попроще, для придворных, были сооружены на территории Большого Дворца.

История гигиены общественной также свидетельствует о том, что вопросам поддержания чистоты уделялось большое значение. Запрещалось строить дома в болотистых низинах, где воздух и вода нечисты: «несть иные воды вредительнее неже болотная», указывает древний автор. Также известно, что мостить мостовые на Руси начали на триста лет ранее, чем в Европе, а следить за качеством питьевой воды еще раньше. В знаменитом «Домострое», относящемся к 16 веку, описываются санитарные правила для хранения продуктов и приготовления пищи.



Вверх