Герои пьесы «Гроза. Характеристика героев пьесы гроза Описание героев рассказа гроза

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Обучающие: учащиеся разбираются с теоретическими понятиями (герой, персонаж, характеристика, речь, автор, авторская оценка), определяют и объясняют литературные понятия, овладевают такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер
  • Развивающие: из наблюдений над особенностями стиля Островского делают первоначальные выводы и обобщения, касающиеся отдельных компонентов стиля, овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста, в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.
  • Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника, строят собственные высказывания

Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» – отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

Слайд 1-4. (Записываем тему урока)

Что необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

2. Вопрос: В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей?

? Слайд 6

  • Идейно-тематическое содержание;
  • композиция;
  • характеры;
  • язык персонажей и др.

При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

3. Информация учителя.

Слайд 7

Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

Слайд 8

4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

Слайд 9

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях?

Вывод: Пять реплик - пять характеров.

Слайд 10

5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

Слайд 11

Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

6. Анализ речи персонажа на примере Дикого.

Слайд 13-14

Особенности речи Что узнаём о герое

«Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник… Экой

фальшивый мужичонко…

Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

О посту как-то великом я говел, а тут Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

Дикой отличается других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен, что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

Важно не только то, о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

Слайд 15

7. Групповая работа. Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

8. Подведение итогов.

Слайд 16

«Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова» . Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

9. Домашнее задание.

Слайд 17

Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами)

Подготовить на основе речевой характеристики анализ образа персонажа драматического произведения.

Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

9. Рефлексия.

Рефлексия на уроке литературы (самоанализ уч-ся)

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • Мне удалось…
  • Не удалось..
  • Я понял…
  • Я не понял.

Островский не зря дал название своему произведению «Гроза», ведь раньше люди боялись стихии, ассоциировали ее с наказанием небес. Гром и молния вселяли суеверный страх и первобытный ужас. Писатель рассказал в своей пьесе о жителях провинциального городка, которые условно разделены на две группы: «темное царство» - богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» - те, кто терпит произвол самодуров. Более детально о жизни людей расскажет характеристика героев. Гроза раскрывает истинные чувства персонажей пьесы.

Характеристика Дикого

Савел Прокофьич Дикой является типичным самодуром. Это богатый купец, на которого нет управы. Он замучил своих родных, от его оскорблений домашние разбегаются по чердакам да чуланам. К слугам купец относится грубо, угодить ему невозможно, обязательно найдет, к чему прицепиться. Жалования у Дикого не выпросишь, поскольку он очень жаден. Савел Прокофьич невежественный человек, сторонник патриархального строя, не желает познавать современный мир. О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает, гроза. Характеристика героев «темного царства», к сожалению, на нем не заканчивается.

Описание Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама неукоснительно им следует. Кабаниха довела всех до отчаяния - именно это показывает характеристика героев. «Гроза» - это пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина раздает милостыню нищим, ходит в церковь, но жизни не дает и своим детям, и невестке. Героиня хотела сохранить прежний уклад жизни, поэтому держала домашних в страхе, поучала сына, дочь, невестку.

Характеристика Катерины

В патриархальном мире можно сохранить человечность, веру в добро - это показывает и характеристика героев. «Гроза» - пьеса, в которой идет противостояние между новым и старым миром, только вот персонажи произведения отстаивают свою точку зрения по-разному. Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она выросла в любви и взаимопонимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее все устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и отдали замуж. Но вот роль униженной невестки Катерине не нравится, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.

Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в любви к Борису. Катерину погубило ее окружение, отсутствие надежды толкнуло на самоубийство, ведь жить в домашней тюрьме Кабанихи она бы не смогла.

Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру

Варвара - это которая не желает жить по законам патриархального мира, но и открыто противиться воли матери она не собирается. Ее искалечил дом Кабанихи, поскольку именно здесь девушка научилась врать, хитрить, делать, что душе угодно, но тщательно скрывать следы своих проступков. Чтобы показать умение некоторых особ приспосабливаться к разным условиям, написал свою пьесу Островский. Гроза (характеристика героев показывает, какой удар Варвара нанесла матери, совершив побег из дома) вывела всех на чистую воду, во время ненастья жители городка показали свои настоящие обличья.

Тихон - это слабый человек, воплощение завершения патриархального уклада. Он любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от самодурства матери. Именно Кабаниха подтолкнула его к пьянству, разрушила своими нравоучениями. Тихон не поддерживает старинные порядки, но не видит смысла идти против матери, пропуская ее слова мимо ушей. Только после смерти жены герой решается на бунт против Кабанихи, обвинив ее в гибели Катерины. Понять мировоззрение каждого персонажа и его отношение к патриархальному миру позволяет характеристика героев. «Гроза» - это пьеса с трагичным концом, но верой в лучшее будущее.

Борис Григорьевич – племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Сам Б. говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…»
Борис – добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре слабый человек. Б. вынужден унижаться перед своим дядей, Диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину. В несчастье он только мечется и плачет: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» Но силы этой у Б. нет, поэтому он не в облегчить страдания Катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой.


Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, В. не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства», легко обманывает всех окружающих. Это сделалось для нее привычным. В. утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
В. хитрила, пока было возможно. Когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому, нанеся Кабанихе сокрушительный удар.

Дикой Савел Прокофьич – богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.

Д. – типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», - объясняет Кабаниха поведение Д.
Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Но Д. трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту.
Этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа «дармоед», «езуит», «аспид».
Но «нападает» Д. только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор. Зато Д. побаивается своего конторщика Кудряша, который слывет грубияном, не говоря уж о Кабанихе. Ее Д. уважает, больше того, она единственная, кто понимает его. Ведь герой иногда и сам не рад своему самодурству, но ничего не может с собой поделать. Поэтому Кабаниха считает Д. слабым человеком. Кабаниху и Д. объединяет и принадлежность к патриархальному строю, следование его законам, и беспокойство по поводу наступающих изменений вокруг.

Кабаниха - Не признавая изменений, развития и даже разнообразия явлений действительности, Кабаниха нетерпима и догматична. Она «узаконивает» привычные формы жизни как вечную норму и считает своим высшим правом карать преступивших в большом или малом законы быта. Являясь убежденной сторонницей неизменности всего уклада жизни, «вечности» общественной и семейной иерархии и ритуальности поведения каждого человека, занимающего свое место в этой иерархии, Кабаниха не признает правомерности индивидуальности различий людей и разнообразия жизни народов. Все, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова, свидетельствует о «неверности»: люди, живущие не так, как калиновцы, должны иметь песьи головы. Центр вселенной - благочестивый город Калинов, центр этого города - дом Кабановых, - так характеризует мир в угоду суровой хозяйке бывалая странница Феклуша. Она же, замечая происходящие в мире изменения, утверждает, что они грозят «умалением» самого времени. Всякое изменение представляется Кабанихе началом греха. Она поборница замкнутой, исключа- ющей общение людей жизни. Смотрят в окна, по ее убеждению, из дурных, греховных побуждений, отъезд в другой город чреват соблазнами и опасностями, потому-то она и читает бесконечные наставления Тихону, который уезжает, и заставляет его требовать от жены, чтобы она в окна не смотрела. Кабанова с сочувствием слушает рассказы о «бесовском» нововведении - «чугунке» и утверждает, что никогда не поехала бы по- ездом. Утратив непременный атрибут жизни - способность видоизменяться и отмирать, все обычаи и ритуалы, утверждаемые Кабанихой, превратились в «вечную», неживую, совершенную в своем роде, но бессодержательную форму


Катерина- же неспособна воспринимать обряд вне его содержания. Религия, родственные отношения, даже прогулка по берегу Волги - все, что в среде калиновцев, и в особенности в доме Кабановых, превратилось во внешне соблюдаемый набор обрядов, для Катерины или полно смысла, или невыносимо. Из религии она извлекла поэтический экстаз и обостренное чувство нравственной ответственности, но форма церковности ей безразлична. Она молится в саду среди цветов, а в церкви она видит не священника и прихожан, а ангелов в луче света, падающем из купола. Из искусства, древних книг, иконописи, настенной росписи она усвоила образы, виденные ею на миниатюрах и иконах: «храмы золотые или сады какие-то необыкно- венные... и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишут» - все это живет в ее сознании, превращается в сны, и она уже видит не живопись и книгу, а мир, в который переселилась, слышит звуки этого мира, ощущает его запахи. Катерина несет в себе творческое, вечно живое начало, порожденное непреодолимыми потребностями времени, она наследует творческих дух той древней культуры, которую стремится превратить в бессодержательную форму Кабаниха. Катерину на протяжении всего действия сопровождает мотив полета, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снятся сны о полете, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя мчащейся на тройке. И к Тихону, и к Борису она обращается с просьбой взять ее с собой, увезти

Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабанихи.

Этот образ по-своему указывает на конец патриархального уклада. Т. уже не считает нужным в быту придерживаться старинных порядков. Но, в силу своего характера, он не может поступать, как считает нужным, и идти против матери. Его выбор – это житейские компромиссы: «Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!»
Т. – незлой, но слабый человек, он мечется между страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так, как того требует Кабаниха - сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене свою власть, ему нужна теплота и ласка: «Зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Но этого в доме Кабанихи Тихон не получает. Дома он вынужден играть роль послушного сынка: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!» Его единственная отдушина – это поездки по делам, где он забывает все свои унижения, топя их в вине. Несмотря на то, что Т. любит Катерину, он не понимает, что происходит с его женой, какие душевные муки она испытывает. Мягкость Т. – одно из его отрицательных качеств. Именно из-за нее он не может помочь жене в ее борьбе со страстью к Борису, он не может облегчить участь Катерине и после ее публичного покаяния. Хотя сам он отнесся к измене жены мягко, не злясь на нее: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины. Именно этот бунт при людях наносит Кабанихе самый страшный удар.

Кулигин – «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле» (т. е. вечный двигатель).
К. – натура поэтическая и мечтательная (восхищается красотой волжского пейзажа, например). Первое его появление ознаменовано литературной песней «Среди долины ровныя…» Это сразу же подчеркивает книжность К., его образованность.
Но в то же время технические идеи К. (установка в городе солнечных часов, громоотвода и т. д.) явно устарели. Эта «устарелость» подчеркивает глубинную связь К. с Калиновом. Он, конечно же, «новый человек», но сложился он внутри Калинова, что не может не сказаться на его мироощущении и жизненной философии. Главное дело жизни К. – мечта об изобретении вечного двигателя и получение за него миллиона от англичан. Этот миллион «антик, химик» Калинова хочет потратить на родной город: «работу надо дать мещанству-то». А пока К. довольствуется более мелкими изобретениями на благо Калинова. На них он вынужден постоянно выпрашивать деньги у богатых людей города. Но они не понимают пользы изобретений К., высмеивают его, считая чудаком и сумасшедшим. Поэтому кулиговская страсть к творчеству остается нереализованной в стенах Калинова. К. жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, его совет простить Катерину и больше не поминать о ее грехе невыполним в доме Кабанихи. Этот совет хорош, он исходит из гуманных соображений, но не учитывает характеры и убеждения Кабановых. Таким образом, при всех положительных качествах К. – натура созерцательная и бездейственная. Его прекрасные мысли никогда не перерастут в прекрасные действия. К. так и останется чудаком Калинова, его своеобразной достопримечательностью.

Феклуша - странница. Странники, юродивые, блаженные - непременная примета купеческих домов - упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно «На всякого мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной). На сцену такую типичную странницу Островский вывел один раз - в «Грозе», и небольшая по объему текста роль Ф. стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.
Ф. не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно. Во-первых (и это традиционно для Островского), она - важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.
Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Ка-банихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-ле-пие!», Ф. особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
Следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девушкой Глашей она советует присматривать за убогой, «не стянула бы чего», и слышит в ответ раздраженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Ф., что настают «последние времена». Примета этого - повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Ф. называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осознает надвигающуюся гибель своего мира.
Имя Ф. стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.

Тема. Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

Цели: 1. Представить материал о создании драмы Островского «Гроза» в виде видео репортажа.

2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

3. Воспитание патриотизма на примере истории создания драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

План урока .

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. Опрос:

Почему формула «Колумб Замоскворечья» «приросла» к Островскому?

Каким представлял Замоскворечье сам Островский?

Что такое драматургия?

С каким театром сотрудничал Островский и как назвал этот театр Гончаров в письме к Островскому?

В чём заслуга Островского перед театром?

III . Работа по теме урока. Объявление темы урока: «Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев».

1. Видео репортаж об истории создания пьесы Островского «Гроза».

1. «Прообраз» города Калинова

Летом 1855 года Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. В экспедиции принимал участие т А.Н.Островский. Впечатления от поездки нашли отражение во многих произведениях драматурга. По мнению исследователей, «прообразом» города Калинова в пьесе «Гроза» могли быть Кострома, Торжок или Кинешма. С Костромой его связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатленная на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщенный образ провинциальных городов России.

2. Работа с теоретическим материалом.

Беседа с классом:

Назовите жанровые особенности драмы.

Драма:

1) жанр;

2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

Особенность драмы:

1) конфликт,

2) членение сюжета на сценические эпизоды,

3) сплошная цепь высказываний персонажей,

4) отсутствие повествовательного начала.

Обозначьте конфликт пьесы.

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций

и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым

человеком, живущим по законам совести.

3. Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».

Рассмотрим систему художественных образов:

«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьич

странница Феклуша

мещанин Шапкин

служанка Глаша

Жертвы «темного царства»

Катерина

Борис

Кулигин

Варвара

Кудряш

Тихон

- обратимся к значениям имён, так как у героев пьесы «говорящие имена».

Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:

борьба, от славянского: слова.

Совел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный

(у бога).

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Слово учителя: « Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города -Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города».

Беседа с классом по вопросам:

    Расскажите о жителях Калинова.

    Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинов так:

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».

Согласны ли вы с мнением критика?

«Самодуры русской жизни».

Беседа с классом:

    Что означает слово «самодур»?

    Каково ваше представление о Диком?

    Что является причиной необузданного произвола Дикого?

    Как он относится к окружающим?

    Уверен ли он в безграничности власти?

    Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом персонаже?

2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?

3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она«блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Борьба Катерины за счастье.

    Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста.

3. В чем трагизм ее положения?

4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Прокомментируйте иллюстрацию к произведению .

Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?

Почему она не вернулась к мужу?

Достойны ли Борис и Тихон ее любви?

Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

Работа с текстом .

    Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?

3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержании произведения?

Попытайтесь интерпретировать смысл названия драмы «Гроза».

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье: гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.

    Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

    Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.

В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».

(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»).

А какого вы мнения придерживаетесь и почему?

Итог урока:

Оценивание ответов учащихся.

Сегодня на уроке мы узнали не только о нравах калиновцев, но и рассмотрели представителей «тёмного» и «светлого» царства

В завершение урока, ответьте для себя на вопрос: «На какую сторону самовоспитания я должен(а) обратить внимание в большей степени?».

Домашнее задание:

Выполнить конспект статьи Н Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по плану:

    «Тёмное царство» в «Грозе»

    Катерина – «луч света в «тёмном царстве»

    Выражение народных стремлений

    Самое решительное произведение Островского.

1 слайд

История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского»

2 слайд

История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

3 слайд

Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

4 слайд

Значение названия пьесы «Гроза» Вывод. Смысл заглавия: гроза в природе - освежает, гроза в душе - очищает, гроза в обществе - освещает (убивает).

5 слайд

Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.

6 слайд

Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.

7 слайд

Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Возраст героев «Хозяева жизни» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

8 слайд

Система действующих лиц пьесы Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

9 слайд

Система действующих лиц пьесы Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

10 слайд

11 слайд

Особенности раскрытия характеров героев Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.



Вверх