Финно-угорские языки

В СССР представлены все финно-угорские языки и живет абсолютное большинство народов, говорящих на этих языках. Исключением являются финны, венгры и саамы, основная масса которых расселена за пределами Советского Союза. Кроме хантов и манси, обитающих в Западной Сибири, все остальные финно-угорские народы СССР живут в Европейской части страны. Их языки делятся на следующие ветви: 1) прибалтийско-финскую, состоящую из двух групп - северной (языки финский, ижорский, карельский и вепсский) и южной (эстонский, водский и ливский); 2) саамскую - саамский язык; 3) мордовскую - эрзянский и мокшанский языки; 4) марийскую - марийский язык; 5) пермскую - удмуртский и коми языки; 7) обско-угор- скую-хантыйский и мансийский языки; 8) венгерскую-венгерский язык. Обско-угорская и венгерская ветви обычно объединяются в угорскую группу, остальные ветви - в финскую группу.

Между финно-угорскими языками разных ветвей существует значительное различие примерно такое же, какое имеется между языками отдельных ветвей индоевропейской семьи языков - например, французским и немецким. С другой стороны, близость языков, относящихся к одной ветви, друг к другу, примерно такая же, какую мы наблюдаем в языках одной ветви индоевропейской языковой семьи, например в русском и польском. В генетическом родстве с финно-угорскими языками находятся самодийские, вместе с которыми они образуют уральскую семью языков.

Финно-угорские языки имеют ряд общих черт в грамматике, фонетике и лексике, восходящих к единому источнику - к финно-угорскому языку- основе, на котором говорили древнейшие финно-угорские племена.

Большинство ученых первоначальной родиной финно-угров считает Восточную Европу, район среднего течения Волги и Камы, область, лежащую между излучиной Волги и Уральским хребтом.

Народ, говоривший на финно-угорском языке-основе, в течение тысячелетий жил на этой территории в соседстве с индоиранскими народами, находившимися к югу от финно-угров. Индоиранцы оказали значительное влияние на финно-угорский язык-основу. Часть заимствований проникла в обще- финно-угорский язык еще из доиндоиранского языка (например, название свиньи: удм. парсъ, финск. porsas \ меда: коми жа, финск. mesi ), другая* часть, более позднего происхождения, попала из общеиндоиранского языка (например, слова, обозначающие с сто; : удм. сю, морд, сядо, финск. sata , венг. szaz и т. д., с рог } - удм. сюр, мар. ъиур, морд, сюро, финск. sarvi , венг. szarv ) и т. д.

Финно-угорский язык-основа, вероятно, членился на территориальные диалекты. В процессе расселения на обширной территории Восточной Европы носители отдельных диалектов стали постепенно отделяться от основной массы^финно-угров, терять связь с последними; в результате их диалекты развились в самостоятельные языки.

Примерно за 2,5 тыс. лет до н. э. (а, может быть, и раньше) отделилась восточная ветвь финно-угорских языков, послужившая впоследствии базой для образования народов, говорящих на угорских языках, т. е. на венгерском, хантыйском и мансийском; языки той части племен, которые остались после отделения угров, составляли продолжительное время языковое единство (так называемое прибалтийско-финско-пермское единство).

В I тысячелетии до н. э. выделилась пермская ветвь, в которую вошли языки общих предков коми и удмуртов. Позже, вероятно, задолго до нашей эры, выделились две остальные ветви: прибалтийско-финская и волжская.

Народы, говорящие на финно-угорских языках, в течение всей своей истории имели соприкосновение с соседними народами. На это указывают многочисленные заимствования, как в целом во всей языковой семье, так и в отдельных ветвях и языках. Так, например, в прибалтийско-финском языке- основе выделяются балтийские заимствования, проникшие в последние столетия до н. э.; второй пласт составляют древне-германские заимствования, которые начали проникать в прибалтийско-финские языки на рубеже нашей эры, и третий пласт - древне-славянские заимствования (V-VIII вв. н. э.), появившиеся уже после распада прибалтийско-финского языка-основы.

Удмуртский, коми и марийский языки восприняли известное число как древнечувашских (VII-XIII вв.), так и более поздних по происхождению слов чувашского языка.

На марийский, удмуртский и мордовские языки оказал сильное влияние татарский язык, носители которого появились в Поволжье в XIII в. н. э. Мордва и марийцы соприкасались с восточными группами древних балтов.

Карелы и вепсы, некогда обитавшие в непосредственном соседстве с коми (X-XV вв. н. э.), оказали заметное влияние на коми язык и, наконец, все восточно-финские языки испытали сильное влияние со стороны восточных славян, особенно русских, с которыми они живут бок о бок в течение ряда столетий. Иногда происходила и смена языков. Так, например, саамы первоначально говорили на одном из самодийских языков. Финно-угорскую речь они восприняли от своих южных соседей не позднее общеприбалтийско-финской эпохи.

Языки финно-угорских народов в период обособленной жизни продолжали свое развитие. В результате они настолько сильно разошлись друг с другом, что сохранили в своем языке от финно-угорского языка-основы лишь небольшой пласт в виде общих грамматических черт, слов общего происхождения и звукосоответствий.

Так, например,^характерные архаичные краткие согласные аффрикаты с, с’ в той или иной мере сохранились во всех финно-угорских языках: в одних в большей степени (например, в пермских), а в других - в меньшей (например, в прибалтийско-финских и обско-угорских). В то же время палатальные согласные s’, V, п’ совершенно исчезли в прибалтийско-финских языках и полностью сохранились в пермских языках. Долгие согласные (кк, tt и рр), которые встречались в финно-угорском праязыке, в середине слова сохранились только в прибалтийско-финских и саамских языках.

Благодаря многочисленным изменениям согласных, протекавшим в разных финно-угорских языках в различных направлениях, системы согласных современных языков стали значительно отличаться друг от друга. Если часть согласных сохранилась в неизменном виде (например, сонорные), то другая часть звуков в современных финно-угорских языках представлена в виде закономерных звуковых соответствий. Так, например, слово ‘мышь’ звучит по-фински hiire , венг. egir , морд, шеер (sejer ), удм. шыр.

В области гласных звуков в финно-угорских языках дело обстоит еще сложнее. Древняя система гласных лучше всего сохранилась в прибалтийско-финских и саамском языках, а в остальных языках произошли большие сдвиги: в мордовском, марийском и пермских языках, например, различие между долгими и краткими гласными утратилось; образовались гласные среднего ряда (коми $, е, а); в марийском, мокша-мордовско и в некоторых диалектах удмуртского языка произошла редукция гласи х (д, § и др.); в мордовских диалектах и в большинстве диалектов пермских языков исчез лабиализованный гласный переднего ряда (й) и т. д.

Характерное ограниченное употребление лабиализованных гласных в непервом слоге наблюдается не только в современных прибалтийско-финских, но и некоторых других финно-угорских языках (например, в удмуртском и коми). В настоящее время в финно-угорских языках в непервом слоге встречаются также лабиализованные и долгие (где они имеются) гласные, но в них эти категории гласных проявились позже, в результате самостоятельного развития звуковой системы этих языков.

С вокализмом первого и непервого слогов непосредственно связан закон гармонии гласных, выражающийся в согласовании гласных суффиксальных слогов с гласными основы слова: если в основе стоит гласный переднего ряда, то и в суффиксах появляется гласный переднего ряда (финск. kddessd с в руке 5); заднерядному гласному основы соответствует заднерядный гласный в суффиксальном слоге (финск. sanassa с в слове 5). Гармония гласных характерна для Всех финно-угорских языков, за исключением удмуртского, коми и саамского языков.

Большинство современных лингвистов склонно считать, что в праязыке ударение стояло обязательно на первом слоге и что прежнее место ударения сохранилось в прибалтийско-финских языках, саамском, венгерском и мансийском, исключая южные диалекты; особенности же ударения остальных финно-угорских языков (пермских, мордовских, марийского и хантыйского), где оно не связано с первым слогом, по их мнению, объясняются обособленным развитием этих языков - влиянием тюркских языков (например, в южномансийском и удмуртском, в которых оно обычно покоится на последнем слоге), изменениями в системе гласных и т. д. Однако столь же допустимо предполагать, что в древнейшем языке-основе ударение не было лексически фиксированным, а более или менее свободным.

Для финно-угорского праязыка была характерна двухсложная основа слова, с окончанием на краткий гласный звук е или реже а-а. Она хорошо сохранилась в финском языке. В других языках произошли большие изменения в основе слова вследствие отпадения конечных гласных и под влиянием других факторов (например, финск. vere -, саам, varra , морд, вер, мар., вур, венг. vir , коми и удм. вир с кровь>).

В современных финно-угорских языках слово начинается с одного согласного или (реже) с одного гласного звука. Стечение согласных или гласных в начале слова встречается обычно в заимствованных и изобразительных словах.

Древние падежные показатели сохранились почти во всех современных финно-угорских языках: в одних в виде падежных окончаний, в других - в составе сложных падежных форм, в третьих - в составе наречий и послелогов. Большинство современных финно-угорских языков является многопадежными (в венгерском языке 21 падеж, финском -15, коми -16, удмуртском -15, мордовском -12 и т. д.). В многопадежных языках ряд падежных окончаний возник или из послелогов и древних падежных окончаний, или же из комбинации разных первичных падежных аффиксов.

Древнее двойственное число сохранилось только в мансийском, хантыйском и саамском языках.

Финно-угорский язык-основа относился полностью к агглютативным языкам. Между тем в современных языках наряду с агглютинацией имеются уже некоторые черты флективного характера.

Отметим еще следующие особенности финно-угорских языков. Почти во всех современных финно-угорских языках: а) имеется один тип склонения и один тип спряжения, лишь в отдельных языках (например, в марийском и удмуртском) выработались, видимо, позже два типа спряжения; б) настоящее и будущее время глагола по своей форме не отличается друг от друга (ср. коми гижа с пишу и напишу 5); в) наличие специального отрицательного глагола, который изменяется так же, как прочие глаголы (ср. мар. ом луд с не читаю 5 , от луд с не читаешь 5 , огеги луд с не читает 5 и т. д.); в венгерском языке спрягаемые формы отрицательного глагола утратились; г) словообразование и словоизменение осуществляется, как правило, при помощи суффиксов; приставки, встречающиеся в некоторых современных языках, представляют собой новообразование; д) прилагательное-определение предшествует определяемому слову и не согласуется с ним (морд, од кудо с новый дом 5 , од ку- досо с в новом доме 5 , од кудот с новые дома 5 и т. д.); исключением являются прибалтийско-финские языки, в которых наблюдается согласование прилагательного-определения с определяемым словом (ср. финск. uudessa kirjassa с в новой книге 5 , uudesta kirjasta с из новой книги 5).

В настоящее время существует письменность на венгерском, эстонском, мордовском (эрзянском и мокшанском), марийском (на луговосточном и горном наречиях), удмуртском и коми (на коми-зырянском и коми-пермяцком наречиях).

Эстонский разговорный язык разбивается на три наречия: прибрежное, североэстонское и южноэстонское. Прибрежные говоры распространены в прибрежной полосе вдоль Финского залива, особенно в его восточной части.

Самую многочисленную группу эстонских говоров составляет североэстонское наречие. Оно распространено в северной и центральной Эстонии, на обширной территории, простирающейся от Балтийского моря до Чудского оз. На базе северного наречия (главным образом среднесеверного говора этого наречия) сложился современный эстонский литературный язык.

Южноэстонское наречие распадается на три диалекта: западный, тартуский и выруский.

Письменность на эстонском языке появилась в XVI в. Первая печатная книга вышла в 1535 г. В XVI-XVIII вв. литература издавалась на двух наречиях: на южноэстонском и североэстонском. Литературный язык находился под сильным немецким влиянием. В XIX в. в процессе формирования эстонской нации был осуществлен переход от двух литературных языков к единому с одновременной демократизацией его. Огромная заслуга в деле развития национального литературного языка принадлежит писателю- просветителю Ф. Р. Крейцвальду. В настоящее время отдельные говоры эстонского языка под влиянием школы, печати, радио заметно сблизились и развиваются под сильным влиянием литературного языка.

Мордовские литературные языки, эрзянский и мокшанский, в основном обслуживают мордовское население Мордовской АССР. Они образовались после Октябрьской революции. На территории Мордовской АССР мокшанские говоры объединяются в три диалектные группы: северную, юго-западную и юго-восточную. Северные диалекты Мордовской АССР распространены в северо-западных районах: Темниковском, Краснослободском и некоторых др. Юго-западные диалекты,- на территории Зубово-Полянского, Ширингушского, Торбеевского и некоторых других районов. Юго-восточная группа диалектов (иначе инсарская) распространена на территории Инсарского, Рузаевского, частично Старошайговского районов Мордовской АССР. За основу мокша-мордовского литературного языка принят один из северных мокшанских диалектов. За основу эрзя-мордовского литературного языка взяты диалекты, на которых говорят главным образом в Ардатовском районе Мордовской АССР.

Мордовские литературные языки близки и отличаются друг от друга примерно так же, как украинский от белорусского. Мокшанский литературный язык характерен наличием гласного переднего ряда а и редуцированного гласного д, а также глухих согласных л х, р х, лъ х , /?ъ х, й х. Эти звуки в эрзянском литературном языке отсутствуют. Существует также известное различие в лексике и грамматике.

В марийском языке три наречия: луговое, восточное и горное, на основе которых образовались два литературных языка - лугово-восточный и горный. Луговое наречие охватывает в основном территорию Марийской АССР и смежных с ней районов Кировской обл. Южная граница проходит по р. Волге, западная - по рекам Большая Кокшага, Мамокша и Яранка, восточная - по линии завода «Мариец», Мосара, Мари Китня, Изи Морко и далее до последних марийских поселений.

Восточное наречие распространено на территории Татарской, Удмуртской и Башкирской АССР, Свердловской и Пермской областей, а также в юго-восточной части Кировской обл. Восточное наречие довольно близко к луговому, поэтому представители этих наречий пользуются единым литературным языком.

Горное наречие бытует только в районе Санчурска, Яранска (Кировской обл.), Килемар (Марийская АССР) и близлежащих территорий. В этом наречии различаются два говора: южный (козьмодемьянский) и северный (иранский). В основе литературного языка лежит южный говор. В настоящее время марийцы стремятся перейти к единому лугово-восточному литературному языку, которым пользуется примено 80% населения.

Основное различие между тремя наречиями выражается главным образом в фонетике, например, в восточном наречии имеется фонема а, в горном фонема а и редуцированный гласный переднего ряда ы, в луговом этих звуков нет. Горное наречие отличается от лугового и восточного значительно больше, чем последние друг от друга. Это отличие выражается не только в фонетике, но ив грамматике, и лексике, например, форма множественного числа в горном наречии образуется при помощи особого суффикса -ела; имеется несколько сот слов основного словарного фонда, непонятных представителям других наречий.

Марийцы имели письменность и до революции, начиная с XVIII в., однако выработанного литературного языка у них не было: небольшая литература преимущественно религиозного содержания выходила на разных диалектах и имела различную графику и орфографию.

Удмуртский язык разбивается на три наречия: северное, южное и юго- западное.

Несколько особо стоит диалект бесермян, небольшой группы, живущей в северо-западной части Удмуртской АССР среди удмуртов, говорящих на северном наречии. Он заметно отличается от остальных диалектов удмуртского языка. Есть основание предполагать, что бесермянский диалект представляет собой обудмуртившийся язык какого-то тюркского народа. Основная масса удмуртов говорит на северном и южном наречиях.

Различие между наречиями удмуртского языка выражается как в лексике, так и в грамматике и фонетике. Для северного наречия характерны следующие явления: употребление в начале многих слов перед а билабиального w (вазъ вместо азъ с рано 5 других диалектов); во многих говорах этого наречия встречается гласный среднего ряда в вместо ы других диалектов (швр вместо гаыр с мышь 5); особая лексика: чачча С лес\ здк большой 5 и др. Южное наречие характерно наличием особого носового согласного г] (нг): баг], ‘лицо 5 ; особой лексикой: нылпи с дети\атай с отец 5 идр. Юго-западное наречие характеризуется наличием передне-среднерядных б, у, близких немецкому б, й; в начале слова дъ вместо й других диалектов (дъд вместо йб с лед 5); в аффрикатах з, ч взрывной элемент очень слабый; специфические слова: алдар с лгун\ тэнке с рубль; и др.

Письменность на удмуртском языке появилась в XVIII в., однако до революции единые нормы литературного языка не оформились.

Диалектная основа удмуртского литературного языка, развивавшегося в течение ряда десятилетий в различной диалектной среде, в настоящее время не совсем ясна. По своей грамматической структуре и фонетике она ближе к говорам средней полосы Удмуртии и содержит элементы других говоров как в лексике, так и в грамматике (например, наряду с валъёсты допускается форма южных говоров валъесыз ‘лошадей 5).

Коми язык разбивается на три наречия: коми-зырянское, коми-пермяцкое и коми-язьвинское. На основе первых двух из них после Октябрьской революции сформировались -особые литературные языки, а коми-язьвинцы не имеют своей письменности. Коми-зырянское наречие делится на диалекты: нижневычегодский, присыктывкарский, верхневычегодский, среднесысоль- ский, верхнесысольский, лузско-летский, удорский (вашко-мезенский), ижемский и печорский. В основе коми-зырянского литературного языка лежит присыктывкарский говор.

Коми-пермяцкое наречие состоит из трех основных диалектов: косинско-камского (северного), иньвенского (южного) и зюздинского (в верховьях Камы, Кировской обл.). Первые два диалекта распространены в Коми- Пермяцком округе Пермской обл. Северный диалект характерен наличием звука л, который отсутствует в южном диалекте (сев. вол, южн. вдв с лошадь 5 , сев. лок,южн. вок^иди 5); исключением являются нердвинский и оньковский говоры,территориально примыкающие к южному говору, но имеющие звук л. Коми-пермяцкий литературный язык, обслуживающий национальное население Коми-Пермяцкого округа, в своей основе имеет кудымкарско- иньвенский говор, но с употреблением звука л в таком виде, в каком он употребляется в коми-зырянском литературном языке. Такое умеренное употребление согласного л введено в литературный язык в целях сближения двух основных коми-пермяцких диалектов.

Различие между коми-зырянским и коми-пермяцким языками незначительное, оно выражается в некоторых фонетических отличиях.

Коми-язьвинское наречие заметно отличается от остальных наречий своей фонетикой: там имеются передне-средние гласные о, у, широкий гласный заднего ряда е, особая система ударения и целый ряд особых слов: гора с голос 5 , кэсэк с мясо 5 , кодом с колодец 5 , вепнв С сказать 5 и т. д.

В XIV в. миссионер Стефан создал письменность на древнем коми языке на основе греческих и славянских букв и перевел некоторые церковные книги. Древняя коми письменность к XVII в. была забыта, ее вытеснила графика на русской основе. В XVII-XX вв. до Октябрьской революции существовала некоторая литература на коми языке, но она издавалась на разных диалектах и не имела единых орфографических норм.

Таким образом, мордва, марийцы, удмурты и коми являются младописьменными народами; их литературные языки оформились только после Октябрьской революции. В годы Советской власти на этих языках создана довольно большая литература и проделана громадная работа по нормированию языка и научному изучению его. В настоящее время на этих языках издаются газеты и журналы, учебники для начальных школ, развивается художественная литература всех жанров: поэмы, пьесы, романы и т. д.

Карелы, вепсы, водь, ливы, ижорцы в настоящее время не имеют письменности на родном языке. Опыты создания письменности на этих языках производились несколько раз, однако исторически не закрепились. Это были, главным образом, переводы религиозных книг и отдельные образцы литературного творчества.

В 30-х годах была предпринята попытка создать письменность, учебники и школы на карельском, вепсском и ижорском языках. Эта попытка сыграла некоторую роль в процессе ликвидации неграмотности. Карелы в настоящее время пользуются русским или финским (главным образом, северная часть Карелии) литературными языками, вепсы - русским, водь - русским или эстонским, ливы-латышским, ижорцы-русским или финским.

Карельский язык, распространенный в Карельской АССР, а также в Калининской и Новгородской областях (куда переселились карелы с севера в XVII в.), разбивается на диалекты: собственно карельский (северная часть Карельской АССР, Калининская и Новгородская области), людиков- ский (юго-восток Карельский АССР) и ливвиковский (юго-запад Карельской АССР).

Ижорский язык по генетическому родству наиболее близок к карельскому языку и к восточным диалектам финского языка. Основные диалекты: сойкинский, хэваский, нижнелужский и верхнелужский.

Вепсы живут в окружении русского населения в Ленинградской и Вологодской областях и в Карелии на берегу Онежского оз. Прионежская группа территориально отделена от остальных вепсов. Различаются следующие диалекты вепсского языка: южновепсский, средневепсский и прионежский.

На водском языке в настоящее время говорит несколько десятков человек, главным образом, стариков, проживающих в Ленинградской обл., недалеко от северной границы с Эстонией.

Ливский язык служит домашним средством общения лишь для 400-500 человек, являющихся двуязычными; вторым языком у них является латышский, которым пользуются вне дома.

Саамский (лопарский) язык разделяется на три довольно отдаленных друг от друга наречия (западное, южное и восточное). В Советском Союзе на Кольском полуострове живет небольшая группа саамов, говорящих на восточном наречии (ловозерский, нотозерский и другие говоры). У зарубежных саамов в Финляндии, Швеции и Норвегии (их более 30 тыс.)сXVII в. существует письменность, имеющая, однако, весьма ограниченное употребление, и в настоящее время издается небольшое число книг и газет. В 30-х годах была предпринята попытка создания письменности для саамов СССР на основе латинского алфавита. В настоящее время саамы Кольского полуострова пользуются русским литературным языком.

Улла-Майя Кулонен, профессор

Финно-угорская кафедра Хельсинского университета

Финский язык входит в группу прибалтийско-финских языков, относящихся к финно-угорской, или уральской семье языков. Финский – самый распространенный язык этой группы. За ним идет эстонский. Прибалтийско-финская группа относится к самым западным ветвям финно-угорской языковой семьи; дальше на запад простираются лишь саамские языки в средней и северной Норвегии. На востоке финно-угорская семья языков доходит до Енисея и Таймырского полуострова, на юге ее представляют венгры.

Современные финно-угорские языки и территории их распространения

На языках, входящих в финно-угорскую семью, говорят в общей сложности около 23 миллионов человек. Но многие из этих языков, за исключением финского, эстонского и венгерского, являются языками национальных меньшинств Российской Федерации и находятся на грани исчезновения. Территорией России ограничены также карельский, вепсский, людиковский языки, остатки ижорских диалектов и водского языка (все они относятся к прибалтийско-финской группе). Хотя карелы имеют свою республику, входящую в Российскую Федерацию, они составляют лишь 10 процентов населения Карелии, к тому же значительная часть карелов живет за пределами республики, в Тверской области. Создание единой карельской письменности до сих пор значительно осложнялось разделением языка на несколько диалектов, сильно отличающихся друг от друга. При создании литературного языка с этой же проблемой сталкиваются многие уральские языки.

Итак, в прибалтийско-финскую языковую группу входят семь языков, но наиболее распространенными и потому наиболее жизнеспособными являются лишь финский и эстонский. Эти языки – близкие родственники, и достаточно небольшой тренировки, чтобы, например, финн и эстонец научились в какой-то степени понимать друг друга, хотя финну эстонский язык сначала кажется просто непостижимым. Эти два языка не так близки друг другу, как, например, скандинавские. Но все же эта группа состоит из преемников более или менее близких друг другу языков.

Группа саамских языков составляет единое географическое и языковое целое. В прибрежной зоне (шириной 100-200 км) их территория их распространения простирается от побережья Северного моря в средней Норвегии до востока Кольского полуострова. Следовательно, саамы живут в четырех государствах: Норвегии, Швеции, Финляндии, России. Всего насчитывается десять саамских языков. Наибольшее число носителей имеет северосаамский, распространенный на территориях всех трех Скандинавских стран. Между саамскими языками проходит, в сущности, лишь одна четкая граница, разделяющая саамские языки на западные и восточные. За исключением этой линии разделения, языки смежных территорий близки друг другу и позволяют соседям понимать друг друга.

Точного числа саамов невозможно указать, так как в разных странах определения саамов отличаются друг от друга. Оценки колеблются от 50.000 до 80.000 человек. Больше всего их живет в Норвегии, меньше всего – в России (около 4.000 человек, среди которых носителей саамского языка всего около 1.500). Многие малые саамские языки находятся на грани вымирания (уме и пите в Швеции, бабинский в России).

В средней России можно выделить три основные группы финно-угорских языков: марийский, мордовские и группа пермских языков. Марийский делится на три основных диалекта, которые можно также считать отдельными языками. Для них не удалось создать единой письменности. Мордовских языков два: эрзя и мокша, носителей которых в общей сложности около миллиона. Таким образом, после финнов и венгров мордва составляет третью по величине языковую группу: почти такую же, как эстонская. Эрзя и мокша имеют свою письменность. Пермских языков три: коми-зырянский, коми-пермяцкий и удмуртский.

Мордва, мари, коми и удмурты имеют свои республики, но живут они в них как национальные меньшинства. Две трети жителей Мордовской республики – представители других национальностей, прежде всего, – русские и татары. Основная часть мордвы живет на огромной территории к востоку от своей республики, вплоть до Урала. Марийцев насчитывается всего около 670.000 человек, половина из которых живет в республике Марий-Эл. Самая большая отдельная группа марийцев вне республики (106.000 человек) живет на востоке, в Башкирии. Только 500.000 человек из полутора миллиона жителей Удмуртии являются этническими удмуртами. Еще четверть представителей этой народности живет за пределами республики, прежде всего, в соседних Кировской и Пермской областях, а также в Татарской и Башкирской республиках.

На основе как языковых, так и культурных особенностей коми можно разделить на две группы: коми-зырян и коми-пермяков, каждая из которых имеет свою территорию: коми-зыряне – Республику Коми, превышающую территорию Финляндии примерно на треть, а коми-пермяки – национальный округ на южной окраине Республики

Коми. Общая численность коми – примерно полмиллиона человек, среди которых 150.000 коми-пермяков. На родном языке говорит около 70 % обеих групп населения.

Если в языковом отношении группа угорских языков едина, то в географическом – весьма разрозненна. Языковую связь венгерского с обско-угорскими языками, носители которых живут в Сибири, часто считали (и продолжают считать) сомнительной, но на основе фактов, относящихся чисто к истории языка, можно выявить бесспорное родство этих языков. В угорскую группу входят, помимо венгерского, обско-угорские языки – хантский и мансийский, носители которых живут на обширной территории в западной Сибири вдоль реки Обь и ее притоков. Хантов и манси в общей сложности насчитывается менее 30.000, из них менее половины говорят на родном языке. Географическая отдаленность этих языков друг от друга объясняется тем, что венгры при переселении народов пошли на юг и оказались далеко от своих древних мест обитания, расположенных в Приуралье. Обские угры, в свою очередь, очевидно, относительно поздно расселялись по обширным таежным территориям севера, а самые северные ханты дошли вплоть до тундры, где освоили оленеводство, переняв его у самодийцев, издавна проживавших там. Ханты и манси имеют свой национальный округ, среди жителей которого доля этих исконных народов – всего несколько процентов.

В настоящее время в самодийскую группу входят четыре северных и один южный язык. Раньше южных самодийских языков было больше, но уже к началу прошлого столетия они большей частью слились с тюркскими языками Сибири. В настоящее время южные самодийцы представлены лишь 1.500 селькупами, проживающими на Енисее к востоку от хантов. Самую большую группу северных самодийцев составляют ненцы, которых около 30.000.

Общие структурные черты и общая лексика

Итак, корни финского языка уходят в т. н. финно-угорский праязык, из которого исторически вышли все вышеупомянутые языки. В пользу общего праязыка говорят, прежде всего, структурные особенности указанных языков, а также их общая основная лексика.

В структурных чертах финно-угорских языков иностранец легко узнает особенности финского языка: прежде всего, при склонении слов к ним добавляются окончания, имеющие грамматические функции, при этом предлоги не используются, как, например, в английском и других германских языках. Приведем пример: аутосса (ауто-сса) – ”в машине”, аутолла (ауто-лла) – ”на машине”. Обилие падежных окончаний в финском языке часто рассматривают как специфическую особенность, объединяющую финский и венгерский; в венгерском падежных окончаний примерно двадцать, в финском – 15. К особенностям видоизменения слов относятся личные окончания глаголов при спряжении, например, танссин (тансси-н) – ”танцую”, танссит (тансси-т) – ”танцуешь”, хян танссии (тансси-и) – ”он/она танцует”, а также притяжательные суффиксы, происходящие из тех же основных элементов, например аутони (ауто-ни) – ”моя машина”, аутоси (ауто-си) – ”твоя машина”, и, к тому же, соединяющиеся с падежными окончаниями: аутоллани – ”на моей машине”, аутоссаси – ”в твоей машине”. Эти черты – общие для всех финно-угорских языков.

Общая лексика состоит, в первую очередь, из основных понятий, связанных с человеком (включая названия общины, родственников), телом человека, основными функциями, окружающей природой. К основным понятиям относятся также корневые грамматические слова, такие как местоимения, предлоги и послелоги, выражающие направление и местонахождение, а также малые числительные. Слова, связанные с культурой и промыслами, отражают понятия охоты, рыболовства и сбора даров природы (например, йоуси – ”лук”, нуоли – ”стрела”, янне – ”тетива”; пато – ”плотина”, эймя – ”игла”. Особенности духовной культуры воплотились в слове нойта, подразумевающем шамана, хотя в современном финском языке оно обозначает ”ведьму”.

Индоевропейские контакты: общие прошлое и настоящее

Корневых слов, восходящих к финно-угорскому праязыку, в современном финском языке всего около трехсот, но если учесть их производные, то количество древнего словарного состава увеличится во много раз. Множество слов основной лексики пришло в финский из индоевропейских языковых систем, что показывает, что финский язык и его предшественники были на всех стадиях развития в контакте с индоевропейскими языками. Часть заимствованной лексики – общая для нескольких финно-угорских языков, а древнейшие установленные случаи заимствования можно отнести к периоду финно-угорского и индоевропейского праязыков. Количество таких слов невелико, и достоверных случаев всего несколько: может быть, самым бесспорным является слово ними – ”имя”. К этому пласту заимствованной лексики относят также слова веси – ”вода”, мюудя – ”продать”, найнен – ”женщина”. Итак, древнейшие заимствованные слова относятся к периоду до распада индоевропейского праязыка - вероятно, в первой половине четвертого тысячелетия до нашей эры.

Финны никогда не "приходили" в Финляндию, потому что Финны, Финская идентичность или Финский язык в существующем смысле никогда не существовали где-либо вне Финляндии. То, что теперь считается "Финским", сформировалось здесь, в течение тысяч лет, под влиянием многих народов, языков и культур.

Многие Финны усвоили в школе, что наши предки прибыли с востока (где все еще говорят на языках, родственных Финскому) приблизительно 2000 лет назад. Это была вероятная теория в свое время, но не более того: вопреки тому, чему верили в первой половине 20-го столетия, Финляндия непрерывно населялась уже с последнего Ледникового периода, т. е. наши первые предки жили здесь уже приблизительно 9000 лет назад. Об этих первых людях Финляндии известно очень немного: мы не знаем, откуда они пришли от (с юга, конечно...) и на каком языке они говорили (это мог быть финно-угорский или даже какой-то другой язык с полностью неизвестной родословной). Конечно, после этого Финляндия испытала множество культурных и языковых влияний с множества сторон.

Хорошо, поставим вопрос иначе: откуда пришел Финский язык?

Несколько десятилетий назад генеалогическое древо финно-угорских языков интерпретировалось как карта, показывающая, как финно-угорские народы мигрировали к их нынешним местам обитания. Данные современной археологии не подтверждают такие широкие перемещения. Кроме того, недавнее исследование заимствованных слов показало наличие очень древних индоевропейских заимствований, особенно в Финском и наиболее западной ветви FU языков; это означает, что некая "пра-форма" Финского языка, должно быть, функционировала в районе Балтийского моря уже весьма давно.

С другой стороны, Финский язык, конечно, связан с языками, на которых говорят в центральной России и Западной Сибири. Это означает или то, что область финно-угорского (уральского) праязыка была очень обширна, простираясь, возможно, от Балтийского моря до Урала, или то, что мы должны найти альтернативные модели для объяснения распространения этих языков.

Изгиб Волги или Северная Центральная Европа?

Некоторые ученые предполагают, что уральские языки должны были функционировать гораздо западнее, даже в тех районах, которые являются теперь Северной Германией и Данией. В частности, Калеви Виик (Kalevi Wiik) , профессор фонетики, заявляет, что на германских языках первоначально "говорили индоевропейцы с уральским акцентом". Однако, гипотеза Виика встретила серьезную критику со стороны финских индоевропеанистов. Не имеется никаких твёрдых данных, которые помогли бы нам идентифицировать языки, на которых, вероятно, говорили в Северной Европе до возникновения современных индоевропейских и уральских языков.

Родство языков

Вы хотите сказать, что Финский язык не родственен Русскому?

Один из лучших способов заставить Финна подпрыгнуть до потолка, это сообщить ему/ей, что Финны имеют раскосые глаза и говорят на русском или похожем на него языке. Фактически - так ответит почти любой Финн - Английский язык и почти все европейские языки, включая Русский и другие славянские языки, принадлежат к великому и могучему индоевропейскому семейству языков - но не Финский. Финский язык, вместе с Эстонским, Венгерским, Саамским ("Лапландским") и многие другие (см. ниже), принадлежат к финно-угорскому (или уральскому) семейству языков.

Конечно, Русские были нашими восточными соседями в течение тысячи лет или около того. Прежде, чем восточно-славянские племена пришли в тот регион, который является теперь Северной (Центральной) Россией, эта область была, вероятно, населена финно-угорскими племенами, говорившими на языках, теперь давно вымерших. Некоторые названия этих народов и языков упоминаются в старых хрониках, но никаких других свидетельств не осталось. Установлено, например, что Москва, расположена на древней финно-угорской территории. Позже языки финского корня (Финский и ближайшие родственники) явно повлияли на соседние северо-западные российские диалекты. Восточно-финские языки (подобно Карельскому) также были глубоко пропитаны российскими заимствованиями и другими влияниями. Носители Финского языка, однако, были главным образом объектом шведского влияния (до 1809) и получили большинство словарных заимствований и культурных влияний с Запада.

В Финском языке имеются некоторые русские заимствования, и несколько более поздние влияния могут быть замечены, например, в слэнге Хельсинки (слова вроде mesta "место", или snaijata "знать" использовались на улицах трехъязычного Хельсинки в 19-м веке), но, вообще говоря, влияние Русского языка в Финском было довольно слабо по сравнению с влиянием Шведского. Даже теперь, хотя Финляндия часто утверждает, что была важными воротами между Востоком и Западом, имеется удивительно мало Финнов, знающих по-русски (фактически, гораздо меньше, чем Финнов, знающих, например, по-немецки или по-французски).

Правда ли, что "теории о родстве финно-угорских языков оказались ложными"?

Нет, это не так. Ни один серьезный исследователь финно-угорских языков никогда не сомневался относительно их общего происхождения. Конечно, имеются различные мнения относительно того, как это общее происхождение и отношение между FU языками нужно конкретно объяснить и интерпретировать.

Что действительно было ошибочным, это, вероятно, устаревшая идея относительно культурных или даже расовых связей финно-угров. Кроме того, имеются люди, носящиеся с более или менее сумасшедшими идеями относительно связи их родного языка с некоторыми очень престижными или экзотическими языками (например, Венгерского с Шумерским). Могут присутствовать политические или националистические мотивы, подобно Венгрии 19-го столетия, когда некоторые Венгры, не желавшие быть иметь отношения к "наиболее примитивным народам Евразии", пытались доказать, что Венгерский язык связан с тюркскими языками - что сделало бы их потомками или родственниками могущественных воинов Востока.

Что имеется в виду под родством финно-угорских языков?

FU языки до сих пор разделяют некоторые центральные характеристики и элементы словаря, что позволяет нам восстановить многие особенности и детали общего праязыка.

От этого праязыка существующие FU языки развивались в различных направлениях, подвергаясь как внутренним дрейфам, так и иностранным влияниям. Традиционно это иллюстрировалось моделью генеалогического древа, которая, конечно, является грубым и упрощенным описанием. В настоящее время многие лингвисты рисуют кустарнико-подобную модель, с главными ответвлениями (Финская, Саамская, Мордовская, Марийская, Пермская, Угорская, Самодийская) как равными; их внутренние отношения не могут быть удовлетворительно описаны в терминах модели генеалогического древа.

На праязыке говорили, по крайней мере, около шести тысяч лет назад (примерно в то же самое время, что и на индоевропейском праязыке); это означает, что наиболее отдаленные отрасли FU семейства языков очень отдаленно связаны. Родство между Финским и Венгерским можно сравнить с родством между Английским и Хинди. (Это означает, что имеется, во всяком случае, не более чем расовое или культурное подобие между Финнами и Венграми...)

Языки генетически связаны, если их общие характеристики - слова, аффиксы, особенности - могут быть объяснены наследованием от общего праязыка.

Обнаружить такие общие характеристики нелегко. Мы должны принимать во внимание:

  • Случайные подобия. Так как звуковые системы всех языков в мире используют относительно небольшое число звуков (обычно около тридцати), собранных на довольно универсальных принципах, статистически весьма вероятно, что различные языки имеют весьма схожие слова - особенно, если эти языки имеют подобные звуковые системы и если эти слова описательны по своей природе.
  • Типологические связи. Тюркские языки имеют много структурных особенностей, подобных, например, Финскому, вроде гармонии гласных и морфологии суффиксов (окончания, присоединяемые к концу слова). Однако, это лишь показывает, что некоторые особенности часто совпадают: Тюркские и FU языки (подобно некоторым другим языкам мира) просто случайно принадлежат к одному типу - агглюнативному.
  • Позднейшие влияния. Сходно звучащие слова - не обязательно общее наследство: например vunukka "внук" (в некоторых восточно-Финских диалектах) изначально не связано с венгерским unoka , но оба - заимствования от славянских языков.
  • Изменение звучания. За сотни и тысячи лет слова и звуки могут изменяться до неузнаваемости: заметили бы Вы, что санскритское chakra связано с английским wheel "колесо", или финское ydin "сущность" с венгерским velo ? Или могли бы Вы знать, что венгерские fiú "мальчик" и ház "дом" не связаны с румынским fiu и немецким haus , но связаны с финскими poika и kota , соответственно? (См. большее количество индоевропейских примеров: "Есть ли перья у hippo?")

Вы не можете доказать генетическое родство, просто находя подобия в списках слов и словарях. Вместо этого, Вы должны найти систематические соответствия, восстановить общие прото-формы, объяснить ход их изменений и соотнести все это с тем, что известно об истории рассматриваемых языков и языков вообще. Кроме того, сходства слов недостаточно, потому что слова изменяются и заменяются: Вы должны найти соответствия также в грамматике и аффиксах.

Родственны ли финно-угорские языки другим семействам языков? Как насчет Финского и Турецкого?

Большинство финноугроведов ответило бы: мы не знаем, по крайней мере, ничего пока не доказано. Некоторые лингвисты предположили связи между финно-угорскими и индоевропейскими семействами языков, но более вероятно, что индоевропейцы являются просто нашими старыми соседями: FU языки имеют некоторые весьма древние индоевропейские заимствования.

Были предложены также некоторые другие гипотезы (урало-алтайская, урало-дравидская, финно-баскская, венгро-шумерская и т.д. и т.д.); как правило, они или основаны на устаревших идеях или созданы без экспертизы одной (или обеих) из рассматриваемых групп языков. Урало-алтайская гипотеза все еще жива кое-где как общепринятая вера, что "Финский и Турецкий родственны". Однако, как указано ранее, структурные подобия между Финским (или другими финно-угорскими языками) и Турецким (или другими тюркскими или "алтайскими" языками) имеют типологический характер: эти языки принадлежат к одному и тому же типу. Базовые словари в этих языках весьма различны и не позволяют провести реконструкцию общего праязыка. Кроме того, существование "алтайского" семейства языков (тюркские, монгольские и тунгусские языки, возможно, также корейский) также подвергается сомнению многими учеными.

(Не будучи связанным генетически, Турецкий имеет некоторые связи с финно-угорскими языками. На некоторые FU языки, на которых говорят в Центральной России и Западной Сибири, повлияли соседние тюркские языки, и Венгерский имеет много пластов заимствований от различных тюрко-говорящих племен.)

К сожалению, весьма вероятно, что генетические отношения вне языковых семейств, известных к настоящему времени, никогда не будут доказаны. Имели место некоторые попытки, например, ностратическая теория (макро-семейство, включающее многие семейства языков Старого Света), а также гипотеза "Прамира" , которая, однако, должна быть расценена как дикая фантазия (большее количество информации содержится в превосходном FAQ sci.lang).

Говорят, что Финский и Венгерский языки родственны. Каковы именно родственные слова?

Этот вопрос, вместе с вечным "Откуда пришли Финны?", является матерью всех финно-угорских FAQ"ов. После ряда лет изучения этимологических словарей и другого экзотический материала, я, наконец, составила новую страницу , посвященную этому вопросу, вместе с новой библиографией...

Финно-угорские языки и наш современный мир.

Какие языки принадлежат к финно-угорскому семейству языков?

Финно-угорское или уральское (подобно Tapani Salminen"у , я использую эти два слова как синонимы) семейство языков состоит из следующих ветвей:

  • Финские (Finnic), или "балтийско-финские" языки: Финский и его ближайшие родственники: Карельский, Людиковский (в русскоязычных источниках рассматривается как диалект Карельского, наряду с Ливвиковским - В. К. ), Вепсский, Ингерманландский (в русскоязычных источниках не упоминается как отдельный язык, а относится к диалектам Финского - В. К. ), Водский, Эстонский, Ливский .
  • Саамские ("Лапландские"): примерно десять языков, самый крупным из которых является Северо-Саамский ("Норвежско-Лапландский", "Fjell Lapp").
  • Мордовские : два стандартных языка: Эрзя и Мокша .
  • Марийские (язык "Черемисов"): два стандартных языка, Западный (Горный Мари) и Восточный (Луговой Мари). Мордовская и марийская ветви иногда объединяются вместе как "волжские (Volgaic) языки", хотя они особо близко не связаны.
  • Пермские языки:
    • Коми ("Зырянский" и Пермяцкий (Коми-Пермяцкий)).
    • Удмуртский (язык "Вотяков", в мировой литературе этот этноним (Votyak), к сожалению, часто путается с Водским (Votic или Votian) финской ветви).
  • Угорские языки:
    • Венгерский
    • Обско-угорские языки в Западной Сибири: Ханты (язык "Остяков") и Манси (язык "Вогулов"), оба с весьма глубокими диалектными вариациями
  • Самодийские языки (в западной Сибири):
    • Северные: Ненецкий (язык "Юраков"), Энецкий (язык "Енисейских Самоедов"), Нганасанский (язык народности "Тавги")
    • Южные: Селькупский (язык "Остяков-Самоедов"), некоторые вымершие языки (последний представитель народности Камасин умер в 1988).

(Названия в скобках и кавычках, как "Остяк" или "Зырянский", используемые преимущественно в Западном мире, а также в досоветской России, первоначально даны соседями и часто считаются неправильными у самих народов. Некоторые ученые все еще используют их, поскольку использование названий, употребляемых самими народами, подобно "Ханты" или "Коми", является, по их мнению, лишь "демократическим" пережитком советского лицемерия. Однако, представляется, что использование собственных этнонимов, все же, станет стандартом. Некоторые "экзонимы" имеют также опасность ввести в заблуждение: название "Остяк" использовалось для трех различных народов и языков, т. е. Хантов угорской ветви, Селькупов самодийской ветви, а также Кетов или "Енисейских Остяков", говорящих на одном из "палео-сибирских" языков, не входящих в уральское языковое семейство, и этот термин все еще путает местные власти и их статистику, и даже самих местных жителей!)

Не все ли они еще вымерли?

Финский, Эстонский и Венгерский являются официальными языками большинства в независимых государствах и, таким образом, находятся в относительной безопасности. Другие FU языки (подобно, фактически, большинству языков мира) более или менее подвергнуты опасности.

Волжские и пермские языки имеют сотни тысяч носителей, но большинство людей, владеющих ими свободно, находится в пожилом возрасте и живет в сельской местности. Большинство городских жителей и молодежи имеет тенденцию отдавать предпочтение Русскому. Эти народы имели собственные титульные республики уже в Советском Союзе. Однако, эти республики имеют русскоязычное большинство, и Русский язык доминирует в большинстве областей использования языка. Кроме того, территории титульных республик охватывают не все области, населенные этими народами. В последние годы, после краха Советского Союза, национальное пробуждение вызвало некоторые положительные сдвиги, особенно в Коми и Марийской республиках.

Из менее распространенных FU языков, например Водский, Ливский и несколько наиболее мелких Саамских языков почти вымерли. Даже языки, на которых говорят тысячи людей, находятся в большой опасности, поскольку детям и молодым людям никто не помогает стать полноценными носителями своих языков.

Многое зависит от

  • Финансовых реалий: возможности национального образования, печати и культурных акций (местные власти и организации поддерживаются, например, Обществом М. А. Кастрена), собственной воли народа и его выдержки в тяжелых условиях;
  • Политики в области окружающей среды: будущее северных FU языков связано с сохранением традиционного жизненного уклада (оленеводство, охота, лов рыбы). Особенно в Сибири и на Кольском полуострове этому теперь угрожает загрязнение окружающей среды, вызванное горной, нефтедобывающей и газовой промышленностью и ядерными испытаниями;
  • Языковая политика и уровень знания: сами ли люди считают двуязычие богатством, или же власти или даже сами родители поощряют детей отрекаться от языка их предков "для их же собственного блага"?

Как живут Угро-Финны?

Не существует такой вещи как "финно-угорская культура" или "финно-угорский образ жизни". FU языки живут на устах народов, живущих в различном окружении.

При упоминании о финно-угорских языках большинство Финнов представляет экзотических охотников и оленеводах, живущих в вигвамо-подобных хижинах в Арктической тундре. Этой картине, до некоторой степени, соответствуют северные финно-угры (Саамы, Обские угры, Самодийцы), чья история и жизненный уклад имеют много аналогий с (более известными) судьбами некоторых коренных народов Северной Америки.

Однако, финские, волжские и пермские народы не соответствуют в этой картине: они были земледельцами в течение тысяч лет, и их жизнь была подобна жизни их русско-, шведско-, латышско- или тюрко-говорящих соседей. (Замените хижину бревенчатым домом, а тундру лесами и полями; Вы можете также представить яблони или ульи с пчелами вокруг дома.) Венгры, перед поселением в Венгрии (согласно старым хроникам, это произошло точно в 896 г. н. э.), были, вероятно, кочевыми всадниками в степях, где теперь Украина или юг России.

В последние сто лет урбанизация и индустриализация затронули также и финно-угорские страны. В некоторых случаях это означало потерю языка и идентичности. В России фабрики и растущие города также принесли в основном русскоязычное население, что является одной из причин (хотя далеко не единственной), почему финно-угры в России составляют меньшинство даже в их титульных областях.

Наш замечательный Финский Язык

"Правда ли, что Финский язык - древнейший язык в мире?"

Даже подобные вопросы иногда задают. Конечно, все языки непрерывно изменяются, но Финский, в некоторых отношениях (особенно в звуковой системе), весьма консервативен: он даже сохранил некоторые индоевропейские заимствования в форме, весьма близкой к оригиналу. Финское kuningas ближе к древнегерманскому kuningaz , чем современные "потомки": английское king , немецкое könig или шведское k(on)ung (или русское князь , заимствование из того же самого германского корня).

С другой стороны, стандартный Финский можно назвать молодым языком. Первые книги, написанные на Финском языке, появились в 16-м столетии, но современный стандартный Финский был создан только в 19-м столетия, как смесь слов и свойств от различных диалектов.

Является ли Финский язык чем-то полностью отличным от всех других языков в мире?

Поскольку Финский язык отличается от индоевропейских языков в многих видимых отношениях, он кажется даже более экзотическим чем есть в действительности. Фактически, FU языки - весьма типичные северные евразийские языки. Особенно балтийско-финские языки были глубоко пропитаны индоевропейским (особенно балтийским и германским, а также славянским) влиянием, как в словаре, так и в грамматике.

Сами Финны часто полагают, что их язык "исключительный", потому что все иностранные языки, которые они знают, индоевропейские, и они считают индоевропейские особенности универсальными. Действительно, отсутствие грамматического рода (FU языки имеют только одно слово для "он" и "она"), отсутствие глагола "иметь" (Финский язык использует структуры типа "книга со мной", чтобы сказать "я имею книгу") или отсутствие грамматически выраженного будущего времени вызывает некоторое напряжение - но на самом деле это весьма частые явления.

Что такое хороший Финский ?

Стандартный Финский, подобно большинству других письменных языков, имеет "официальную" г рамматику и правила. Эти правила, конечно, не диктуются небесным вдохновением, а формулируются людьми. Эти люди стараются делать правила хорошими настолько, насколько это возможно на основе того, что является родным и известным большинству Финнов (традиции письменного Финского языка, диалекты), или того, что, по их мнению, ясно, логично или даже по возможности красиво. Однако, могут быть спорные вещи; иногда они - просто вопрос вкуса. Это означает, что формы, которые отклоняются от стандарта, не обязательно "хуже" или "более не-финские", чем другие формы.

Идея "хорошего Финского" является вопросом равенства. Наши традиции Скандинавской демократии требуют нейтрального стандартного языка, который мог бы обслуживать всех граждан одинаково хорошо. (Ситуация в Англии, где - как они говорят - речь человека показывает его социальное происхождение и какую школу он закончил, часто упоминается как ужасающий пример в этом отношении;-).) В Финляндии Центр Исследования Языков Финляндии включает Агентство Финского Языка , которое дает советы по вопросам "правильности".

Конечно, наличие стандартного языка не подразумевает, что все Финны должны использовать стандартный язык во всех случаях. Финский, подобно всем другим языкам, имеет много диалектов. Хотя школы и средства массовой информации сгладили многие особенности первоначальных диалектов, на которых говорили еще в начале этого столетия, местные (areal) различия все еще остаются - некоторые ученые используют термин "areal spoken languages". В повседневном обиходе, Стандартный Финский, будучи относительно искусственным образованием, основанным на многих различных диалектах, постепенно уступает разговорным вариантам Финского, и они используются во все более официальных контекстах.

Откуда берутся финские слова?

Наши самые древние слова, восходящие к Уральскому (Финно-Угорскому) праязыку, на котором говорили, по крайней мере, 6000 лет назад, это, например, elää "жить", uida "плавать", kala "рыба", nuoli "стрела", suksi "лыжи", числа от 1 до 6: yksi, kaksi, kolme, neljä, viisi, kuusi (большее количество примеров на новой Финско-венгерской странице .) Некоторые из них могут быть древними заимствованиями из индоевропейского праязыка, например nimi "название" ("имя") или tehdä "делать". "Более молодые" слова включают описательные образования и заимствованные слова. Финский язык имеет много средств образования слов от других слов, и некоторые заимствованные слова стали полностью независимыми. Например, ни один Финн (кроме лингвиста) не подумал бы, что слово toinen "второй, другой" получено из tuo "это".

Финский язык имеет много пластов индоевропейских заимствований. Самые древние, вероятно, относятся к прото-индоевропейской стадии. Позже Финский получил заимствования от Балтийских (например, morsian "невеста", silta "мост", kirves "топор", härkä "вол" и т.д.) и Германских языков. Многие германские заимствований - технические термины (например, rauta "железо" и laiva "судно") или связаны с организованным обществом и властью (например, kuningas "король", ruhtinas "принц", hallita "управлять", tuomita "судить"). Приток германских заимствований продолжился из современного шведского; до прошлого столетия, Шведский был языком образования и администрации в Финляндии и дал нам сотни заимствованных слов. Влияние Русского было явно более скромным, хотя имеются некоторые (древние) русские заимствованные слова, общие для всех диалектов Финского (и родственных языков), например vapaa "свободный", risti "крест", pappi "священник", lusikka "ложка". Теперь, конечно, Английский язык - важный источник заимствованных слов.

Саамские языки дали заимствования главным образом северным финским диалектам (из саамских слов, tundra и mursu "морж" распространились также в другие европейские языки). Эстонский язык получил сотни финских заимствований, а нам дал только пару неологизмов: lavastaja "оформитель сцены", lennokki "модель самолета".

Многие финские слова не имеют аналогов в родственных языках (вне финской группы). Было высказано предположение, чтобы они могут быть заимствованиями из неизвестного языка, на котором говорили здесь перед прибытием наших лингвистических предков, но также возможно, что они являются древними уральскими словами, чьи аналоги просто не сохранились в других уральских языках, или что они являются индоевропейскими заимствованиями, которые еще предстоит открыть.

Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.

Состав этноса

Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп:

  • Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы.
  • Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова.
  • Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю.
  • Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы , коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты.
  • Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.

Исчезнувшие племена

Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы - менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.

Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.

Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.

Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.

Регионы расселения

Финно-угорская группа народов сегодня сосредоточена в на северо-западе Европы: от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, Западносибирской равнины в нижнем и среднем течении Тобола.

Единственный народ, который образовал свое государство на значительном удалении от собратьев - венгры, проживающие в бассейне Дуная в районе Карпатских гор.

Наиболее многочисленный финно-угорский народ в России - карелы. Помимо Республики Карелия, многие из них живут в Мурманской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областях страны.

Большая часть мордвы проживают в Республике Мордва, но немало их расселилось и в соседних республиках и областях страны.

В этих же регионах, а также в Удмуртии, Нижегородской, Пермской и других областях тоже можно встретить финно-угорские народы, особенно немало здесь марийцев. Хотя основной их костяк проживает в Республике Марий Эл.

Республика Коми, а также близлежащие области и автономные округа - место постоянного жительства народности коми, а в Коми-Пермяцком АО и Пермской области проживают из ближайшие «родственники» - коми-пермяки.

Более трети населения Удмуртской Республики составляют этнические удмурты. Кроме этого, небольшие сообщества во многих ближайших регионах.

Что касается хантов и манси, то их основная часть проживает в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, большие общины хантов живут в Ямало-Ненецком АО и Томской области.

Тип внешности

Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.

Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом.

При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный.

Удмурты и марийцы - обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности - светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев.

А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.

Количественный состав

Всего в мире проживает около 25 миллионов человек, относящихся к финно-уграм. Наиболее многочисленные из них - венгры, которых насчитывается более 15 млн. Финнов - почти в три раза меньше - около 6 млн., а численность эстонцев - немногим больше миллиона.

Численность остальных народностей не превышает миллиона: мордва - 843 тыс.; удмурты - 637 тыс.; марийцы - 614 тыс.; ингерманландцы - чуть более 30 тыс.; квены - около 60 тыс.; выру - 74 тыс.; сету - порядка 10 тыс. и т.д.

Самыми малочисленными народностями являются ливы, численность которых не превышает 400 человек, и водь, община которых состоит из 100 представителей.

Экскурс в историю финно-угров

О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки.

Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры.

Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства.

Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата.

На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси.

В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы.

Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.

Финно-угорские языки

Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки.

До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки.

Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов.

Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы - на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках.

В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев - kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.).

Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».

Финно-угорская культура

Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня.

Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.

Литература

Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы:

  • Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю.
  • Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов.
  • Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов.

При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.

Религиозные предпочтения

Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры - католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции.

А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.

Особенности национальной кухни

В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления.

Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д.

Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас.

Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде.

Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.

Сохранять и приумножать

С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации.

Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года).

В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.

Известные представители

Как и в каждом народе, есть у финно-угров и свои герои. Известный представитель финно-угорского народа - няня великого русского поэта - Арина Родионовна, которая была родом из ингерманландской деревни Лампово.

Также финно-уграми являются такие исторические и современные личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба были мордвинами), физиолог В. М. Бехтерев (удмурт), композитор А. Я. Эшпай (мариец), спортсменка Р. Сметанина (коми) и многие другие.

(у́гро-фи́нские)

одна из двух ветвей уральской семьи языков (см. Уральские языки). Делится на следующие языковые группы: прибалтийско-финская (финский, ижорский, карельский, людиковский, вепсский, водский, эстонский, ливский); саамская; мордовская (эрзянский и мокшанский); марийская; пермская (коми-зырянский, коми-пермяцкий, удмуртский); угорская (венгерский, мансийский, хантыйский). Область распространения Ф. я. – С. Вост. Европы (от Скандинавии до Урала), значительная часть Волго-Камья, бассейн средней и нижней Оби, часть бассейнаДуная. Число говорящих на Ф. я. – около 24 млн. чел. (1970, оценка), в том числе в СССР – около 4,5 млн. чел. (1970, перепись). Венг., фин. и эст. языки обладают многовековой письменной и литературной традицией; большинство др. Ф. я. являются младописьменными, а некоторые прибалтийско-фин. языки – бесписьменными.

Сходные черты, имеющие системный характер, позволяют считать, что уральские (финно-угорские и самодийские) языки связаны генетическим родством с индоевропейскими, алтайскими, дравидийскими, юкагирским и др. языками и развились из ностратического праязыка (см. Ностратические языки). Согласно наиболее распространённой точке зрения, прафинно-угорский отделился от прасамодийского около 6 тыс. лет назад и существовал приблизительно до конца 3-го тыс. до н. э. (когда произошло разделение финно-пермской и угорской ветвей), будучи распространённым на территории Урала и Зап. Приуралья и, возможно, в некоторых соседних районах (гипотезы о центрально-азиатской, волго-окской и прибалтийской прародинах финно-угров опровергаются современными данными). Имевшие место в этот период контакты с индоиранцами отражены рядом заимствований в Ф. я. (с.-х. термины, некоторые числительные и др.). В 3–2-м тыс. до н. э. расселение финно-пермцев в зап. направлении (вплоть до Балтийского моря) сопровождалось постепенным обособлением прибалтийско-фин., морд., мар. и пермских языков, образовавших самостоятельные группы. Саамская группа возникла в результате перехода аборигенного населения Крайнего Севера Европы на пользование одним из Ф. я., близким прибалтийско-фин. праязыку. Возможно, что ранее на территории Восточной Европы существовали и др. Ф. я. и их группы (например, языки мери и муромы), вытесненные к концу 1-го тыс. н. э. вост.-слав. языками. Начало распада угорского праязыка относят к середине 1-го тыс. до н. э., прибалтийско-финского праязыка – к первым векам н. э., пермского праязыка – к 8 в. В ходе обособленного развития отдельных групп Ф. я. большую роль сыграли их контакты с индоевропейскими (Иран., балтийскими, герм., слав.) и тюркскими (булгарскими, кыпчакскнми, огузскими) языками.

Современные Ф. я. объединяет общность происхождения многих словоизменительных и словообразовательных аффиксов и целых систем аффиксов, наличие регулярных межъязыковых фонетических. соответствий; в них сохранилось не менее 1000 прафинно-угорских корней. Длительная дивергенция и разнонаправленные ареальные взаимодействия обусловили, однако, заметные типологические различия между отдельными Ф. я. Общих для всех Ф. я. признаков немного: агглютинативный строй со значительными – в прибалтийско-финском и саамском языках порой доминирующими – чертами флективности, отсутствие грамматического рода, использование послелогов, развитая система глагольного видообразования, препозиция определения. Во многих Ф. я. сохранены черты финно-угорского праязыка – отсутствие звонких согласных и сочетаний согласных в начале слова, лично-притяжательное склонение имён, нулевое окончание именительного падежа, несклоняемость прилагательных и числительных в функции определений, выражение отрицания посредством особого вспомогательного глагола, богатство системы неличных форм глагола и использование последних в конструкциях, соответствующих по значению придаточным предложениям. Ряду Ф. я. свойственны Сингармонизм, фиксированное (часто на первом слоге) ударение, противопоставленность двух тонов – высокого (восходящего) и низкого (нисходящего), различение двух типов спряжения глагола (субъектного – переходного и объектного – непереходного).

См. также Финно-угроведение.

Лит.: Языки народов СССР, т. 3 – Финно-угорские и самодийские языки, М., 1966; Основы финно-угорского языкознания, в. 1–3, М., 1974–76; Collinder В., Survey of the Uralic languages, 2 ed., Stockh., 1969; его же. Comparative grammar of the Uralic languages, Stockh., 1960; его же, Fennougric vocabulary, Stockh., 1955; Hajdu P., Finnugor népek és nyelyek, Bdpst, 1962; его же, Bevezetés az uráli nyelvtudományba, 2 kiad., Bdpst, 1973; Decsy Gу., Einführung in die finnischugrische Sprach-wissenschaft, Wiesbaden, 1965; Itkonen E., Die Laut – und Formenstruktur der finnisch-ugrischen Grundsprache, «Ural-Altaische Jahrbücher», 1962, Bd 34, S. 187–210.

Е. А. Хелимский.

  • - народы нашей страны, проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры, когда начали формироваться пермские и...

    Этнопсихологический словарь

  • - народы, говорящие на финно-угорских яз. Финно-угорские яз. составляют одну из двух ветвей ур. яз. семьи...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - Гипотетический восточный нордический тип по типологии фон Эйкштедта...
  • - население, говорящие на финно-угорских языках. Группа финно-угорских языков, одна из двух ветвей уральской языковой семьи. Делится на языковые группы: прибалтийско-финская; саамская; мордовская; марийская; пермская...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - ФИННО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ - группа языков, в состав к-рой входят: 1) прибалтийские; 2) лопарские, или саамские;  ...

    Литературная энциклопедия

  • - такое название носят у народа в Галичине, Буковине и Угорской Руси собственно Буковинско-Седмиградские Карпатские горы. Так же они называются в летописях, напр. в Ипатьевской...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одна из двух ветвей уральской семьи языков. Делится на следующие языковые группы: прибалтийско-финская; саамская; мордовская; марийская; пермская; угорская...

    Большая Советская энциклопедия

  • - группа финно-угорских языков: хантыйский и мансийский языки...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Группа родственных языков, которая вместе с дардскими, нуристанскими и иранскими языками образует индо-иранскую ветвь индоевропейских языков...
  • - Семья, которую составляют языки, распространенные в центральной и северной Европе, в северных частях России от Карелии и Ленинградской области до бассейна Оби. В составе семьи выделяется пять ветвей:...

    Справочник по этимологии и исторической лексикологии

  • - То же, что угро-финские языки...

    Словарь лингвистических терминов

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Конспиративные языки, которыми пользовались различные социальные замкнутые группы: бродячие торговцы, нищие, ремесленники – отходники и др. Тайные языки отличаются обычно набором слов и специфической системой...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Финно-угорские языки" в книгах

ВВЕДЕНИЕ Мир и миф древних финно-угров. Финно-угорская общность: миф и язык

автора

ВВЕДЕНИЕ Мир и миф древних финно-угров. Финно-угорская общность: миф и язык Финно-угорские народы с древнейших времен обитали на лесных просторах севера Восточной Европы и Западной Сибири - от Финляндии и Карелии на Западе до Зауралья на Востоке - вместе с

Финно-угры и индоиранцы

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Финно-угры и индоиранцы В целом мифы земледельцев Прибалтики - финнов и карел, таежных охотников - хантов и манси и других финно-угорских народов значительно различались. Они испытывали воздействие мифов соседних народов и сами влияли на мифологические представления

ЧТО ЧИТАТЬ О ФИННО-УГРАХ И ФИННО-УГОРСКОЙ МИФОЛОГИИ

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

ЧТО ЧИТАТЬ О ФИННО-УГРАХ И ФИННО-УГОРСКОЙ МИФОЛОГИИ Айхенвальд А.Ю., Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов / Балто-славянские исследования. 1980. М., 1982.Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов

§ 12. финно-угорские народы Урало-Поволжского региона

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

§ 12. финно-угорские народы Урало-Поволжского региона Финно-угры – автохтонное (то есть коренное, изначальное) население Урало-Поволжья, но их этногенез шел под влиянием соседних народов.Формирование субэтнических группПредки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское

5.2. «Языки для своих» и «языки для чужих»

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ Прародина славян. Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. К индоевропейцам относились германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские

«В Ростове – меря, в Белеозере – Весь, в Муроме – мурома»: Древняя Русь и финно-угорские народы

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«В Ростове – меря, в Белеозере – Весь, в Муроме – мурома»: Древняя Русь и финно-угорские народы Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских

УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА УГРЫ ИЛИ ТЮРКИ?

Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА УГРЫ ИЛИ ТЮРКИ?

Финно-угорские племена Волго-Окского междуречья и славяно-русская колонизация

Из книги автора

Финно-угорские племена Волго-Окского междуречья и славяно-русская колонизация 1Выше уже шла речь о том, что в первые века нашей эры в результате распространения славянского населения в Верхнем Поднепровье какая-то часть живших там восточных балтов отошла на север и

I. Иберы, Этруски, Фракийцы, Иллирийцы, Финно-Угорские племена, Эллины

Из книги автора

I. Иберы, Этруски, Фракийцы, Иллирийцы, Финно-Угорские племена, Эллины Коренным населением Западной Европы, сохранившимся до сих пор, являются баски, – народ, живущий на севере Испании, около границы с Францией, в районе города Бильбао. Численность около миллиона. Баски –

Угорские народы

Из книги Введение в историческую уралистику автора Напольских Владимир Владимирович

Угорские народы Венгерский, мансийский и хантыйский языки образуют в рамках финно-угорской группы уральской семьи особую подгруппу, называемую угорской (нем. ugrische и т. д.), и восходят к угорскому праязыку. Название угры дано этим народам по старому внешнему венгров в

Финно-угорские (угро-финские) языки

БСЭ

Финно-угроведение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

3. Языки в культурном сотрудничестве в процессе глобализации 3.1. Языки и глобальный исторический процесс

Из книги Язык наш: как объективная данность и как культура речи автора СССР Внутренний Предиктор

3. Языки в культурном сотрудничестве в процессе глобализации 3.1. Языки и глобальный исторический процесс Переход от личностного масштаба рассмотрения к масштабу рассмотрения языковой культуры общества в целом начинается с признания того факта, что общество

Раздел четвертый ФИННО-УГОРСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И МИФЫ

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Раздел четвертый ФИННО-УГОРСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И МИФЫ



Вверх