Федор лидваль работы в швеции. Биография. Биография и семья

Представители русского модерна

Фёдор О́сипович Ше́хтель (1859, Санкт-Петербург - 1926, Москва) - российский архитектор, живописец, график,сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве.

Основные известные постройки:

Особняк Морозова на Спиридоновке , 17 (1893-1896)

В стиле «английской готики». Выразительность особняка Морозовой определяется главным образом логикой сочетания основных объемов. Сдержанное применение декора влечет за собой увеличение значимости отдельной детали и позволяет сосредоточить внимание на главном, добиться эмоциональной выразительности. Живописный план здания логичен и тщательно продуман. Он обусловлен заботой об удобствах и комфорте. Однако в полном согласии с эстетикой модерна они не являются самоцелью. Цель зодчего - заставить всеми доступными ему средствами забыть об этом, забыть во имя красоты и одухотворенности целого.

Особняк Рябушинского (1900-1902 )

на Малой Никитской улице является классическим образцом особняка раннего модерна. В противовес "фасадной" архитектуре здесь торжествует кубический объем, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперед плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов. Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, охватывающий поверху здание, выявляют эстетическую выразительность глади стен, прорезанных квадратами больших окон.

Особняк А.И. Дерожинской (1901-1902 )

Архитектор Шехтель сосредотачивает конструктивные элементы и объемы вокруг центральной оси здания, прибегая к декоративным средствам. Главное окно, поднимающееся по самый карниз двухэтажного строения, определяет собой всю систему пропорций, и одновременно служит своего рода образом триумфальной арки. Кульминацией этой доминантной конструкции является аттик с двумя бетоннымих цилиндрами, символизирующими «машинный век».

Ярославский вокзал (1902-1904)

В 1901 году был утвержден проект перестройки пассажирского здания, составленный Л. Н. Кекушевыми Шехтель был приглашен для корректировки плана сооружения. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.

В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым.

Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.

Фёдор Ива́нович Лидва́ль (1870-1945) - российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения.

Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Доходный дом , известный также как «Дом Лидваля» ,

построенный архитектором по заказу матери, Иды-Амалии Лидваль, на Каменноостровском проспекте, 1-3 (1899-1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов.

В здании Азовско-Донского банка
(1907-1913) на Большой Морской, 3-5, уже видна свойственная Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решён как портик с колоннами).

Начало 1910-х было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создаёт дом Нобеля на Лесном проспекте, гостиницу « Астория »
на
Исаакиевской площади и Толстовский дом
на Троицкой улице в стиле «северного модерна».

Лев Никола́евич Ке́кушев (1859 -1914) - российский архитектор и преподаватель. Первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. Практиковал ранний, франко-бельгийский вариант модерна. Профессиональный почерк - высочайшее качество проработки интерьеров, подпись в виде статуи или барельефa льва в замке свода.

В 1896 году Кекушев проектирует и строит первую московскую постройку в стиле модерн - доходный дом в Варсонофьевском переулке . В отличие от более позднего модерна Ф. О. Шехтеляи В. Ф. Валькота, стиль Кекушева наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерну Виктора Орта.

особняк по Глазовскому переулку , дом 8

Руководил строительством гостиницы Метрополь по проекту Валькота. Кекушев-предприниматель быстро сколотил состояние и строил собственные доходные дома в Хамовниках (Олсуфьевский переулок) и на Остоженке .

Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900-1903 гг. Он строит такие разные здания, как особняк Носова на Электрозаводской
, здание железнодорожного вокзала в «Царицыно» и особняк И. А. Миндовского на Поварской .

3.1 Фёдор Иванович Лидваль

северный модерн архитектура стиль

Самый знаменитый представитель северного модерна в Петербурге -- Федор Иванович (Фредрик) Лидваль (1870--1945), рожденный в "северной столице" 1 (13) июня 1870 года в семье обрусевших шведов. Окончив в 1882 начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, Лидваль поступил во Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. В 1890--1896 годах Фёдор Иванович Лидваль был студентом архитектурного отделения Высшего художественного училища Императорской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской Л. Н. Бенуа. После окончания Академии художеств получил звание художник-архитектор, а позже -- академик архитектуры, член Императорской Академии художеств. В 1918 вынужден был уехать к родственникам в Стокгольм в Швецию, разоренный революцией. Построил ряд зданий в Стокгольме. Но самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. Умер в бедности и безызвестности в 1945 году, похоронен в Стокгольме.

В 1900-е годы работы Лидваля стали играть значительную роль в зодчестве Петербурга. Поначалу он, как и многие, был сторонником стиля "модерн", господствовавшего в то время. Как одна из самых ранних известных работ, часто в пример приводится "Дом Лидваля" на Каменноостровском проспекте, 1-3, доходный дом, выполненный в стиле северного модерна, построенный архитектором по заказу матери в 1899-1904 г. Основные черты, отличающие дом от других стилей, это "готические" окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. До своей вынужденной эмиграции Лидваль проживал в этом доме в 1918 году (рис. 4.1).

Рассмотрим отличительные особенности данной постройки.

Ритм чувствуется во всех архитектурных деталях сооружения: сочетания окно с простенками, ритмические линии балконов и эркеров, продиктованные планировкой квартир и дополнительных помещений. Изображения прячущихся волков, играющих зайцев, крадущихся ящериц, соколов, филина, переплетенных корней деревьев, папоротников и мухоморов раскрывают нам сюжеты северной лесной жизни, которые показаны в барельефе в каменных порталах подъездов. (рис.2.2). Орнаменты флоры и фауны на стенах сооружения выполнены из тальк-хлорита. Широко известен балкон с огромным пауком и орнаментом из кованых решёток, где "цветут" металлические подсолнухи. (рис.4.2, рис.4.3). Интересно то, что композиция имеет сюжет и олицетворяемые образы, например, паук - символ рукоделия, ремесла, а также в более широком понимании - судьбы.

Примечательно то, что, начиная с Лидваля, в постройке петербургских сооружений появляется двор-курдонер.

Здание с парадным двором, с фасадами, щедро украшенными мотивами северной флоры и фауны, положило начало застройке Каменноостровского проспекта. Таким образом, "Дом Лидвалей" является ярким примером синтеза искусств и архитектуры XX века, со своей асимметрией, богатым по пластике фасадом, с разнящимися по формам проёмами и сочетаниями плоскостей и форм.

Другие образцы "северного модерна" Федора Лидваля:

· Доходный дом шведской церкви на М. Конюшенной ул., д. 19 на Б. Конюшенной ул., д. 92 на Большом пр. В. О., д. 14 на Моховой ул. (все - 1904-06).

· Дом 61 на Каменноостровском пр. (1909) отличается тонким цветовым решением.

· Здание купеческой гостиницы в Апраксином пер., 6 (1902-03).

Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).

Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.

В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуа начал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

Лидваль создал ряд зданий многоквартирных комфортабельных доходных домов и общественных зданий в центре Санкт-Петербурга (Петроградская сторона, Васильевский о-в и др.). В том числе дома на М. Посадской ул. (15, 17 и 19), образующие законченный жилой комплекс. Один из крупнейших комплексов 1910-х - доходный дом гр. Толстого (Фонтанка, 54 - ул. Рубинштейна, 15-17, 1910-12) с целой системой дворов, образующих своеобразную "улицу зодчего Лидваля"

Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.

Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Начиная с 1910-х годов, Лидваль меняет тактику постройки домов, что трактовано требованием меняющегося времени. Зодчий умело проектирует дома в соответствии с меняющимися претензиями.

Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для А.Л. Лишневского Лидвалем близкий по стилю к скандинавскому зодчеству. Главный фасад здания имеет сложный изломанный контур, смотрящий во двор. Декор не повторяется. Окна так же различные по величине и конфигурации, штукатурка различна в фактурах и сочетании с тесанным и грубоколотым камнем. Обращенный к проспекту боковой фасад плоский, симметричный, с выделяющимся застеклённым эркером.

В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни, ведь Лидваль был связан с культурой Петербурга и России, продолжая считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге он считал самыми счастливыми в его жизни. После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.

Вывод: Лидваль оставил после себя множество построек не только в Санкт-Петербурге, но и в Швеции. Здания, что выполнены в стиле северного модерна, показывают умелое сочетание комбинации материалов, орнаментов и отделки. В декоре Лидваль использует иносказательные образы (как паук), раскрывая некие "сюжеты" своих зданий. Постройки Лидваля и мастеров его круга определили своеобразие и уровень петербургского зодчества 1900-1910-х годов.

Федор Иванович Лидваль родился 20 мая (ст. стиль) 1870 года в Петербурге. Отец Федора был портной, известный в городе, человек культурный, увлекающийся литературой и искусством. Отец был шведский подданный, а мать - датчанка, родившаяся в Петербурге в 1844 году.
Федор посещал начальную школу в шведском приходе св. Екатерины, а затем в 1882–1888 годах, единственный из братьев, учился во 2-м Петербургском реальном училище. После подготовки Федор Лидваль в 1890 году становится студентом архитектурного отделения Императорской академии художеств. Ему повезло, ибо он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Академию Федор Иванович окончил в 1896 году. Впоследствии на чертежном столе Лидваля всегда стояло фото Л. Н. Бенуа.

Федор Иванович и братья жили в абсолютно русской среде, где имели много друзей, свободно говорили по-русски. Тем не менее Федор с братьями поддерживали связи со шведской диаспорой Петербурга. В них сильна была преданность родине своего отца, который умер в 1886 году. Будучи студентом Академии художеств, Федор в 1896 году отбывал воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии. В дальнейшем, будучи известным архитектором и членом Императорской академии художеств, Федор Лидваль получил предложение стать придворным архитектором. Но он отказался, так как он в таком случае должен был принять российское подданство, отказавшись от шведского.

Вначале Ф. Лидваль получал работу архитектора по протекции Л. Н. Бенуа. Уже с первых шагов Лидваль проявил себя как приверженец модерна. Его активная деятельность как архитектора определялась количеством заказов, выполненных им. Федор Лидваль был родоначальником и ведущим мастером «северного» модерна в Петербурге. Основной период творческой деятельности архитектора совпал с коротким серебряным веком русской культуры. Если жизнь самого архитектора после 1917 года сложилась драматично, то судьба его наследия в Петербурге была благополучной.

Большинство сооружений Лидваля сохравнилось в первозданном виде. Даже во времена огульной критики модерна наследие зодчего, бывшего эмигрантом со всеми вытекавшими отсюда последствиями, не подвергалось остракизму. Швед по национальности и подданству, петербуржец по рождению и образованию, Лидваль оказался на перекрестке двух мощных течений: преодоление эклектизма прошлого столетия и создание новых форм XX века - модерна.

Федор Лидваль женился в 1908 году. У него было два сына и дочь (род. в 1913-м). Все дети имели шведское подданство.
После Февральской революции 1917 года шведский военный атташе предложил Лидвалю отправить детей и жену в Швецию. У архитектора было много работы, и он согласился, но сам поехать не смог. Семья Лидваля больше в Петербург не вернулась. Жена Лидваля кратковременно приезжала на похороны своего отца и вернулась в Швецию. Никаких ценных вещей она не забрала, даже не сняла деньги со счета в банке. Родственница жены архитектора одно время жила в доме на Каменноостровском пр., 1–3. Каким-то образом ей удалось переправить часть имущества и мебель в Ревель (Таллинн). Осенью 1923 года семья Лидваля все это получила.

После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.
Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами нму оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель - президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Наконец один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. В основном работа была техническая. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях. Известно, что в 1932 и 1937 годах ездил в Финляндию, в Териоки. Там он виделся с Мартой, младшей сестрой Эммануила Нобеля.

Федор Лидваль умер весной 1945 года, а его жена весной 1962 года. Они покоятся в одной могиле на Юрсхольмском кладбище в Стокгольме.

Фёдор Иванович (Иоганн Фридрих) Лидваль (родился 1 июня 1870, Петербург; 14 марта 1945, Стокгольм), русский архитектор шведского происхождения. Родился в семье шведского подданого. Занимался в Училище технического рисования барона Штиглица (1888-90).

В 1890-1896 годах Фёдор Иванович Лидваль учился в Академии Художеств и окончил ее по классу Л. Бенуа со званием художнка-архитектора за "проект зала для выставки". В 1909 стал Академиком архитектуры. В 1918 уехал в Швецию, но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом.

Произведения Ф.И. Лидваля - ведущего мастера "Северного модерна ", ориентировавшегося на архитектуру Скандинавских стран и отчасти русского севера отличаются остро скомпанованными сочетаниями больших объемов и плоскостей, фактур, цветовых пятен, сложным ритмом разнообразных оконных и дверных проемов, эркеров и балконов. Поэтичность, обобщенность и динамика форм придают большую силу воздействия этим зданиям и, прежде всего собственному дому Лидваля, с которого начинается главная улица Петербургской стороны - Каменноостровский проспект (дом №1/3).

В дальнейшем Лидваль переходит к более строгой и лаконичной манере. И причиной этому явился сам Петербург, сохранивший классическую основу и влиявший на всех строителей. Лидваль широко использует технические и художественные возможности строительных и отделочных материалов, разнообразнейшей штукатурки, гладкого и грубоколотого гранита, известняка, отделочного кирпича. Мало кто умел до Лидваля так глубоко выразить достоинства каждого материала в сочетании с другими материалами. Дом на Каменноостровском проспекте дом № 61 - самое красочное произведение Лидваля, гармонично сочетающее живописность композиции с лаконичностью архитектурных форм, свободную лепкуобъемов и мягкую пластику поверхностей стен. И что интересно, в оформлении фасадов включены мотивы, близкие барокко, особенно в композиции кровли и парадных входов. Так создается перекличка памятника "северного модерна" с архитектурой XVIII века.

В зданиях Второго общества взаимного кредита на Садовой ул., д.14 (1909) и здание Азовско-Донского коммерческого банка на Б.Морской ул., д. 3-5 отчетливо просматриваются черты петербургского классицизма. Фасады с четко акцентированным центром монументальны, парадны, первый этаж воспринимается как мощное основание всего здания.

В числе многочисленных строений Лидваля следует отметить известное здание пятизвездочной гостиницы "Астория", а так же жилых домов на улице Рубинштейна 15-17 и дом Нобеля на Лесном проспекте дом №20. За довольно скромными уличными фасадами, выделяющимися лишь высокими проездами - "ренессансными" тройными арками - открывается величественная композиция дворового пространства - своеобразная улица зодчего Лидваля, парадная амфилада под открытым небом.

Петербургский архитектор Фёдор Иванович (Иоганн Фредерик) Лидваль (1870-1945) - по своему происхождению и подданству – швед с примесью датской крови, а по своему творчеству – русский зодчий, гений петербургского модерна, ведущий мастер целой архитектурной эпохи.

Его постройки – знаковые символы Серебряного века, эталоны столичной петербургской архитектуры в период с 1899 по 1917 годы. Характерно, что богатейшее петербургское семейство промышленников Нобелей заказывало строительство домов и особняков именно Фёдору Лидвалю. Внутренние интерьеры великолепнейшей гостиницы «Европейская» выполнены по проектам Фёдора Лидваля, а самый шикарный номер («президентский» люкс) имеет персональное имя «Лидваль». Готовясь вступить в 1941 году после штурма в город на Неве, немецкое командование отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория», построенной по проекту Фёдора Лидваля. При этом обстреливать её из дальнобойных орудий и бомбить с воздуха, было запрещено. К счастью, банкет не состоялся.

Фёдор Лидваль родился в Петербурге 20 мая 1870 года. В 1882 году окончил начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. В 1890 году стал учеником Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской выдающегося архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Окончил Академию художеств в 1896 году со званием: художник-архитектор.

С 1909 года – академик архитектуры, член Императорской Академии художеств.

С 1918 года жил и работал в Швеции. Построил ряд зданий в Стокгольме. Умер в 1945 году, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище.

Постройки Лидваля в нашем городе – образцы стиля, вкуса, петербургской изысканности, благородного богатства и престижа.

Петербургские постройки Фёдора Лидваля

1. Доходный дом Иды-Амалии Лидваль. Заказчик дома – мать архитектора. В этом доме Фёдор Лидваль жил и здесь же располагалась его архитектурная мастерская до 1918 года. (Каменноостровский проспект, 1-3 – Малая Посадская улица, 5) . Годы постройки: 1899-1904.

2. Производственные сооружения чугунолитейного завода К.К.Экваля. (. Расширение сооружений в 1899 и 1906 годах.

3. Доходный дом А.И Винтера. (Съездовская линия, 9 - Кубанский переулок, 1) . Перестройка в 1900 году.

4. Особняк К.К.Экваля. (Красногвардейский переулок, 15) . Год постройки 1901. Совместно с С.В.Беляевым.

5. Доходный дом Ш.Д. де Риц-а-Порта. (Малая Посадская улица, 17) . Год постройки 1902.

6. Здание Купеческой гостиницы М.А. Александрова . (Апраксин переулок, 6) . Годы постройки: 1902-1903.

7. Доходный дом Ш.Д. де Риц-а-Порта . (Малая Посадская улица,19) . Год постройки 1904.

8. Доходный дом Шведской церкви св. Екатерины и Екатерининский зал. (Малая Конюшенная, 3) . Годы постройки: 1904-1905. Правая часть дома в основе имеет полностью перестроенный дом 1862 года, созданный по проекту архитектора К.К.Андерсона.

9. Доходный дом Н.А Мельцера. (Большая Конюшенная улица, 19 –Волынский переулок, 8). Годы постройки: 1904-1905.

10. Доходный дом Ю.П.Коллана . (Большой проспект В.О., 92) . Годы постройки: 1904-1905.

11. Доходный дом О.И.Либих. (Моховая улица, 14) . Годы постройки: 1905-1906.

12. Доходный дом А.Ф.Циммермана. (Каменноостровский проспект, 61 - улица Чапыгина, 2) . Годы постройки: 1906-1907 и 1913. При участии А.Ф.Нидермейера.

13. Здание Второго общества взаимного кредита. (Садова лица, 34) . Годы постройки: 1907-1909. При участии А.А.Оля. Скульптор А.Л.Козельский.

14. Здание гостиницы «Европейская». (Михайловская улица, 1 - Итальянская улица, 7) . Внутренняя перестройка, отделка интерьеров. Годы выполнения работ: 1908-1910.

15. Доходный дом. А.К.Леммериха. (Малая Посадская улица, 15) . Годы постройки: 1908-1910.

16. Здание Азовско-Донского банка. (Большая Морская улица , 3-5). Годы постройки: 1908-1909 и 1912-1913. Скульптор В.В.Кузнецов.

17. Здание Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель». (Набережная канала Грибоедова , 6 Итальянская ул. 2). Перестройка в 1909 году.

18. Особняк Э. Нобеля. (Лесной проспект, 21). Год постройки 1910.

19. Доходный дом Э.Нобеля. (Лесной проспект, 20, корпус 8). Годы постройки: 1910-1911.

20. Доходный дом М.П.Толстого. (Набережная реки Фонтанки, 54 – улица Рубинштейна, 15-17) . Годы постройки: 1910-1912. При участии Д.Д.Смирнова.

21. Здание гостинцы «Астория». (Большая Морская улица, 39 – Вознесенский проспект, 12). Годы постройки: 1911-1912.

22. Литейная мастерская завода «Людвиг Нобель». (Улица Фокина, 4, правая часть). Годы постройки: 1912-1913.

23. Флигель городка Э.Нобеля. (Лесной Проспект, 20, корпус 7) . Годы постройки: 1912-1913.

24. Доходный дом С.Л.Липавского. (Большой проспект П.С., 39 - Гатчинская улица, 4). Годы постройки: 1912-1913. Совместно с Д.Д.Смирновым

25. Жилые дома акционерного общества «Новый Петербург». (Железноводская улица 19, 34 – проспект Кима, 7,5 – переулок Декабристов 14, 12). Годы постройки: 1912-1914.

26. Здание при заводе «Людвиг Нобель». (Большой Сампсониевский проспект, 27) . Год постройки 1913.

27. Здание акционерного общества «Пекарь». (11-я Красноармейская улица, 18-20) . Год постройки 1913. Ныне здание перестроено.

28. Здание школы при Николаевском доме призрения престарелых и увечных граждан . ( Тамбовская улица, 80) . Год постройки 1913.

29. Железобетонный свод в главном зале Биржи. (Биржевая площадь, 4) . Годы постройки: 1913-1914. Совместно с М.М.Перетятковичем.

30. Доходный дом Г.Ф.Эйлерса . (Улица Рентгена, 4) . Годы постройки: 1913-1914. Строитель К.Г.Эйлерс.

31. Особняк В.Н.Соловьева . (Улица Рентгена, 9) . Расширение, пристройка со стороны двора. Год постройки 1914.

32. Доходный дом Азовско-Донского банка. (Улица Грота, 5 – улица Профессора Попова, 41) . Годы постройки: 1914-1915.

33. Здание Русского для внешней торговли банка. (Большая Морская улица, 18 – Кирпичный переулок, 5-7 – набережная реки Мойки, 63) . Годы строительства: 1915-1916. Совместно с Л.Н.Бенуа. Из-за войны не было завершено. Достроено в 1929-1930 годах по измененному проекту.

Несколько банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

В Стокгольме Лидваль построил ряд зданий и жилых комплексов.

Литература.

Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века./ Авторы-составители Исаченко В.Г., Кириков Б.М., Фёдоров С.Г., Гинзбург А.М . – Л., 1982.

Исаченко В.Г., Оль Г.А. Фёдор Лидваль.- Л.: Лениздат, 1987.- 97 с.

Кириков Б.М . Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома.- Изд.3-е.- СПб.: Издательский дом «Коло», 2008.- 576 с.

Колотило М.Н. Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы/ Курсовая работа за 2-й курс/ Научный руководитель А.Л.Пунин. Факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.- СПб, 1997-1998 учебный год.- 45 с., илл. (рукопись).

Кудашев Б.М . Вдоль реки Фонтанной: Восемь маршрутов по набережным Фонтанки. Путеводитель.- СПб.: Северо-Западный научный методический центр, 1997. С. 123-124.

Лидваль Ингрид . Русская семейная хроника / Публикация М.Г.Талалая, послесловие Б.М.Кирикова // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. - М.-СПб.: «Феникс», 1993. С.65-87.

Лисовский В.Г . Мастер петербургского модерна: страницы творческой биографии Ф.И.Лидваля.// Строительство и архитектура Ленинграда. 1980, № 1.

[Оль А.А .] Ф.И.Лидваль.- СПб, Изд. «Товарищество Р.Голике и А.Вильборг»,1914.



Вверх