Элективные курсы по культуре речи. Программа элективного курса по культуре россии. Задачи изучения курса

Пояснительная записка

В век рыночной экономики значительная часть населения России активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, у которых основная профессия – предпринимательство, которое позволяет развернуть свои деловые качества.
Следует отметить, что у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что значительно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.
Учащиеся практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений. А такие знания остро необходимы начинающему работнику, поскольку, плохо зная особенности этикета, он будет всё время ставить себя и других в трудное положение.

Место и роль данного курса

Данный курс позволяет сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебные совещания, служебный телефонный разговор и приём посетителей с позиции их речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи, учатся вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Программа курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля. Кроме того, в курс включены инструкции по употреблению средств языка в деловых документах, а также система упражнений, основанная на типичных ошибках в согласовании и словоупотреблении.

Цели курса

Разрабатывая данный курс, мы ставили перед собой конкретную цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.

Задачи курса

Обучающие

  • Познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
  • Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе.

Воспитывающие.

  • Дать практические рекомендации учащимся по поведению в конфликтных ситуациях, по установлению и улучшению человеческих отношений.

Развивающие.

  • Усвоение учащимися навыков устного и письменного этикета.
  • Научить ребят правильно составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
  • Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими вести любую из основных форм делового разговора.

Основные особенности программы

Программа курса разделена на 3 части:

Часть первая – «Культура делового общения»
Часть вторая – «Деловой стиль речи»
Часть третья – «Деловые бумаги».

Первая часть знакомит учащихся с понятиями «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в коллективе. Ребята получают рекомендации по поведению в конфликтной ситуации, идёт отработка навыка этикета (устного и письменного).
Во второй части идёт знакомство с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Назначение третьей части практическое. Идёт ознакомление учащихся с образцами составления таких документов, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.

Сроки реализации программы

Обучение по данному курсу рассчитано на 34 часа.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Форма обучения

Организация работы в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование, тестирование и др.
Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары, уроки-конференции, игры и тесты: «Познай себя», «Какой вы слушатель», «Качества, важные для общения, анализ ситуаций, зачёты и контрольные работы, устные выступления. На занятиях широко используются опорные схемы, творческие опорные конспекты, справочная литература.

Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Культура делового общения» учащихся должны научиться:

  • понимать значимость официально-делового стиля, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
  • знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
  • уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебная переписка, заявление, резюме, расписка, доверенность, справка, письменные отчёты и др.;
  • уметь ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «Культура делового общения»;
  • овладевать нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.

Учебно-тематический план курса «Культура делового общения»

Наименование тем

Кол-во часов Формы контроля
I. Культура делового общения
1. Этика и этикет 1 Конспект
2. Искусство вежливости 1 Конспект
3. Основные правила поведения на улице, в общественном транспорте, за столом. 1 Конспект
4. Знаете ли вы? (из истории русского этикета) 1 Разбор ситуации успеха
5. Мимика, позы, жесты. Тест «Умеете ли вы общаться?» 1 рисунок по теме
6. Служебная этика и служебный этикет.
(из истории делового этикета)
1
7. Искусство вежливости. 1 Конспект
8. Если на работе возникает конфликт. 1 Разбор ситуации успеха
9. Этикет деловой речи. 1 Конспект. Разбор ситуации успеха
10 Традиции в составлении официальных писем (письмовики). 1 Урок-консультация
11. Деловые качества (выбор профессии) 1 Урок-лекция, анализ тестов.
12. Типы темпераментов
Тест «Умеете ли вы себя контролировать?»
1 Урок-лекция, деловая игра.
13. Ключи к успеху в жизни и работе
(Разбор способов выработки иммунитета от эмоциональных травм)
1 Урок-диалог
14. Заповеди делового человека. 1 Разбор ситуаций и составление конспекта рекомендации.
15. Тест «Рационально ли вы используете своё свободное время? Возраст успеха. 1 Тестирование, разбор мнений по данному вопросу.
II. Деловой стиль речи
1. Языковые средства в официально-деловом стиле речи. 1 Конспект. Тренировочные упражнения.
2. Лексические средства делового стиля речи. 1 Лекция
3. Фразеология деловой речи. 1 Конспект, работа над тренировочными упражнениями.
4. Морфологические средства языка
а) трудности в употреблении кратких форм прилагательных;

Урок-семинар

б) – трудности в употреблении местоимений;
– трудности в употреблении числительных.
1 Урок-семинар
в) особенности употребления форм глагола. Трудности в употреблении предлогов. 1 Урок-семинар
5. Синтаксические ошибки делового стиля

а) трудности в согласовании сказуемого с подлежащим;

Урок-лекция, упражнения тренинги.

б) трудности в согласовании определений; 1 Урок-лекция, упражнения тренинги.
в) трудности в употреблении дополнений и обстоятельств; 1
г) использование конструкций с отглагольными существительными; 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
д) употребление личных и безличных конструкций действительных и страдательных оборотов. 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
е) сложное предложение. 1 Урок-лекция, отработка навыка (упражнение-тренинг)
III. Деловые бумаги
1. Автобиография 1 Практическое занятие
2. Заявление 1 Практическое занятие
3. Личный листок по учёту кадров. 1 Практическое занятие
4. Доверенность. 1 Практическое занятие
5. Резюме 1 Практическое занятие
6. Апелляция 1 Практическое занятие
Примерная тематика проектов:
  • Риторический инструментарий деловой речи.
  • Речевой этикет в деловом общении.
  • Умозаключения и их использование в деловой практике.
  • Вербальные и невербальные средства делового общения
  • Официально-деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
  • Деловые бумаги и работа с ними.
  • Употребление нейтральных жестов в деловом разговоре.
2 Защита проектов

Библиография

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975 г.
  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М. 1990г.
  3. Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. М. 2004г.
  4. Брагина А.А. Правильно ли мы говорим? Как обратиться к незнакомому человеку? Ж. «Русская речь», 1985 г., № 1.
  5. Веселов П.В., Овчинникова Н.В. «Служебный речевой этикет». Ж. « Русская речь», 1986 г., № 5.
  6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М.,1993 г.
  7. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983 г.
  8. Горелов И.Н. и другие. «Умеете ли вы общаться?» , М., 1991 г.
  9. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов) М., 1989 г.
  10. Т.С.Кудрявцева, О.Ю.Шарапова. Деловой стиль речи. Деловые бумаги. Деловые качества. М.: ЮНВЕС – 1997 г.

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

«Культура русской речи»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Культура русской речи» (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») Л.Г.Смирновой «Культура русской речи» в количестве 35 часов.

Предмет «Культура русской речи» имеет итоговый характер, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы: умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью привести в систему развитие коммуникативных навыков, приобретенных учащимися, но и в максимальной степени подготовить их к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку: написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.

Базовый курс русского языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографической и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогической. Наконец, в рамках школьной программы практически мало уделяется внимания такой важной составляющей культуры речи, как культура общения.

Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по русскому языку наглядно продемонстрировал тот факт, что наиболее трудным этапом экзамена для выпускников является написание сочинения в жанре отзыва, эссе, рецензии на прочитанный текст. Ученики испытывают трудности прежде всего в понимании текста, уяснении его смысла. Кроме того, коммуникативные умения большинства выпускников сформированы недостаточно, что не позволяет им создать собственный текст на уровне предъявляемых требований.

Коммуникативная несостоятельность многих выпускников средней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм литературного языка, которые допускают даже журналисты, политики и другие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют необходимость в корректировке речи учеников средней школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.

Кроме того, существуют определенные социальные потребности введения в школьную программу курса «Культура русской речи». Становление гражданского общества предполагает, что каждый гражданин должен уметь формулировать свои мысли, запросы, требования в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструктивный диалог с оппонентами, с представителями государства, добиваться согласия в целях эволюционного развития общества. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идеологий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Предлагаемый курс призван дать некоторые теоретические представления о риторике, сформировать у школьников начальные риторические навыки.

Владение родным языком - это один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать.

Немаловажным представляется еще один аспект. Само название курса - «Культура русской речи» - подразумевает обращение к национальной культуре, введение школьников в пространство национальных культурных символов, текстов, приобщение к национальным и общечеловеческим проблемам. Таким образом, курс «Культура русской речи» оказывается связанным не только с курсом «Русский язык», но и с другими курсами гуманитарного профиля: «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Обществознание». Школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, вводятся в круг проблем взрослых людей, пытаются найти и сформулировать свои ответы на актуальные вопросы современной действительности. Кроме решения подобной перспективной задачи, предлагаемый курс имеет и конкретную практическую цель: обсуждение важных общественных проблем в процессе освоения тем «Риторика» и «Дискутивно-полемическая речь», несомненно, позволит выпускникам глубже понять текст, который будет предлагаться им для анализа в рамках ЕГЭ по русскому языку, сформулировать собственное отношение к проблемам, затронутым в этом тексте.

Цель элективного курса –

развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора.

Задачи курса:

углубить теоретические представления обучающихся о базовых филологических категориях;

существенно развить навыки практического использования знакомого теоретического материала;

скорректировать речевое поведение школьников в обществе;

способствовать воспитанию вежливого и тактичного собеседника;

формировать такие черты характера, как уважение к старшим, вежливость, доброжелательность, тактичность.

Место элективного курса «Культура русской речи» в базисном учебном плане МБОУ Комаричской СОШ№1

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает включение вариативной части на этапе среднего (полного) общего образования в 11 классе.

Преподавание курса «Культура русской речи» возможно по учебному пособию: Смирнова Л.Г. «Культура русской речи». - М.: «Русское слово», 2004.

Программа модифицированная. Рассчитана на 34 часа учебного материала, предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.

Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • ИКТ;
  • метод проектов;
  • исследовательские работы обучающихся;
  • технологии творческих мастерских;
  • технология подготовки к ЕГЭ;
  • игровые технологии.

Формы контроля

Устные работы

Выразительное чтение учащимися любимого поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

Составление текстов одинакового содержания в разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном, публицистическом.

Описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, паронимов, средств речевой изобразительности.

Краткий пересказ содержания понравившегося фильма.

Рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого.

Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах).

Проведение конкурса публичных выступлений агитационного характера.

Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.

Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс-конференции и т.д.

Письменные работы

Художественное описание пейзажа, внешности товарища.

Написание сочинений на тему «Город моей мечты», «Человек, которому я многим обязан», «Размышления перед экраном телевизора».

Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационного характера.

Базовые понятия и категории, которые должны быть усвоены обучающимися

Курс «Культура русской речи» основывается на тех лингвистических и филологических знаниях, которые получены учениками в процессе изучения таких предметов, как «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура».

По завершении изучения элективного курса «Культура русской речи» школьники должны усвоить следующие понятия:

  • Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Культура речи как научная дисциплина. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.
  • Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.
  • Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах.
  • Морфологические нормы русского языка.
  • Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки.
  • Лексические и фразеологические нормы русского языка.
  • Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.
  • Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.
  • Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Композиция и язык публичного выступления. Функционально-смысловые типы текста в публичной речи: описание, повествование, рассуждение. Цитаты и аллюзии в публичной речи.
  • Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
  • Культура общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета.

Элективный курс «Культура русской речи» включает темы: учение о нормах русского литературного языка (ортологию), стилистику, риторику, понятия о дискутивно-полемической речи и о культуре общения, которые можно раздробить на микротемы.

  1. Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный, этический

аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность.

Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. (2 часа)

Теория русского языка. Формирование представления о понятии «национальный язык» и о его основных разновидностях. Разграничение кодифицированного литературного языка и разговорной речи, устной и письменной речи.

Развитие речи. Сравнение письменного и устного текста одинакового содержания (составление письма товарищу и изложение его содержания в телефонном разговоре). Подготовка устного рассказа о словаре местного диалекта.

Краеведение. Знакомство с местным диалектом, с историей его формирования и развития.

Связь с различными видами искусства. Отражение местного диалекта в художественных произведениях местных авторов.

Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы по культуре речи «Молодежный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?».

  1. Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические,

морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.

Теория русского языка. Формирование представлений о лингвистическом понятии «языковая норма», о динамике норм, о том, какие нормы представлены на разных уровнях языка.

Связь с различными видами искусства. На примере литературных текстов XVIII-XX вв. из школьной программы проследить, как изменились нормы литературного языка.

Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы по русскому языку «Исправляем ошибки в речи друзей» с предварительным сбором материала и его анализом.

3. Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием диалектов и просторечия. Старомосковские произносительные нормы как образец произношения первой половины XX века.

Теория русского языка. Знакомство с лингвистическими терминами редукция, аканье, иканье, оглушение, ассимиляция, диссимиляция.

Развитие речи. Выразительное чтение учащимися любимого поэтического текста с развернутым комментарием , включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

Связь с различными видами искусства. Знакомство с шедеврами русской поэзии.

Возможные виды внеурочной деятельности. Прослушивание записей речи выдающихся русских актеров, записей речи дикторов - носителей старомосковских произносительных норм.

4 . Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.

Теория русского языка.

Связь с различными видами искусства. Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.

Возможные виды внеурочной деятельности. Предварительный просмотр спектакля или кинофильма.

5. Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.

Синтаксические нормы русского языка . Синтаксические ошибки.

Теория русского языка. Повторение общих сведений о грамматике русского языка. Рассмотрение неизменяемых слов в русском языке.

Развитие речи. Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи - описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи - повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи - рассуждение). Анализ работ с точки зрения грамматической правильности (наличие морфологических и синтаксических ошибок).

Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы «Ты и твое имя» (происхождение имен, функционирование личного имени в грамматической системе русского языка).

6. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Теория русского языка. Формирование понятия о характере лексической системы русского языка, о различных типах лексических единиц в русском языке.

Развитие речи. Краткий пересказ содержания понравившегося фильма с использованием слов разного типа. Художественное описание пейзажа, внешности товарища.

Краеведение. Экскурсия «Заповедные уголки моей малой Родины» с последующим устным описанием пейзажей.

Связь с различными видами искусства. Просмотр фильмов с целью последующего изложения их содержания.

Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение заочной экскурсии по живописным местам родного края.

7. Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка.

Теория русского языка. Формирование понятия о фразеологической системе русского языка, различных типах фразеологизмов.

Развитие речи. Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.

Связь с различными видами искусства. Использование иллюстраций к Библии, связанных с различными крылатыми словами библейского происхождения.

Возможные виды внеурочной деятельности. Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?».

8. Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. (4 часа)

Теория русского языка. Формирование понятия о стиле, о стилистических ресурсах языка.

Развитие речи. Рассказ о поездке в незнакомый город, изложенный в разных жанрах: в виде письма товарищу (разговорный стиль), в виде официального отчета классному руководителю (официально-деловой стиль), в виде сюжетного рассказа (художественный стиль), в виде газетного очерка (публицистический стиль). Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей.

Связь с различными видами искусства. Использование фольклорных текстов для стилистической трансформации.

Возможные виды внеурочной деятельности. Конкурс сказок, написанных в различных стилях.

9. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.

Теория русского языка. Рассмотрение языковых механизмов образования тропов и фигур.

Развитие речи. Устное описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, паронимов, различных тропов и фигур. Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

Связь с различными видами искусства. Использование произведений изобразительного искусства для составления текстов описательного характера.

Возможные виды внеурочной деятельности. Выпуск газеты, подготовка телевизионных сюжетов, радиопередач.

10. Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Развитие речи. Составление информационного текста: рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого. Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационного характера. Проведение конкурса публичных выступлений агитационного характера.

Возможные виды внеурочной деятельности. Организация конкурса «Если бы я был президентом...».

11. Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Типы аргументов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора.

Теория русского языка. Рассмотрение языковых особенностей диалога и полилога. Языковые формулы выражения согласия-несогласия.

Развитие речи. Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах). Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.

Краеведение. Организация дискуссии по культурно-экономическим проблемам родного края.

Возможные виды внеурочной деятельности. Просмотр телевизионных передач с целью анализа особенностей какой-либо публичной дискуссии.

12. Культура общения. Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.

Теория русского языка. Знакомство с формулами речевого этикета.

Развитие речи. Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс-конференции и т.д.

Возможные виды внеурочной деятельности. Использование произведений художественной литературы, кинофильмов для анализа взаимоотношений героев. Проведение беседы «Как можно предотвратить психологический конфликт».

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

2 часа

Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка.

2 часа

2 часа

Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах.

2 часа

Морфологические нормы русского языка.

3 часа

4 часа

2 часа

4 часа

4 часа

4 часа

3 часа

3 часа

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности учителя и учащихся

Дата проведения

По плану

фактически

2 часа

Культура речи как научная дисциплина

Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразитель-ность. Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь.

Устный рассказ, беседа по культуре речи

2 часа

Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка.

Основные нормы русского языка: орфоэпи-ческие, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.

Сопоставительный анализ текстов

2 часа

Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи.

Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием диалектов и просторечия.

Чтение учащимися любимого поэтического текста с развернутым комментарием.

2 часа

Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах.

Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.

Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.

Просмотр кинофильма

3 часа

Морфологические нормы русского языка.

Варианты падежных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.

Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи - описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи - повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи - рассуждение).

4 часа

Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализмы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.

Экскурсия «Заповедные уголки моей малой Родины» с последующим устным описанием пейзажей.

2 часа

Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова.

Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка. (

Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.

Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?».

4 часа

Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка.

Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.

Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей.

4 часа

Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле.

Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание

Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

4 часа

Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление.

Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Композиция и язык публичного выступления. Цитаты и аллюзии в публичной речи. Оратор и его аудитория.

Составление информационного текста: рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого.

3 часа

Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент.

Тезис. Аргумент. Типы аргументов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора.

Дискуссия на актуальную социально значимую тему, устное выступление

3 часа

Культура общения. Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета

Психологические основы общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.

Тренинг с имитацией ситуаций случайного знакомства.

Требования, предъявляемые к обучающимся

Важнейшие умения , формируемые в процессе изучения курса:

Умение правильно, выразительно, эмоционально читать прозаические и поэтические тексты, демонстрируя понимание их идейного содержания и авторского замысла;

Умение отмечать, анализировать особенности регионального произношения, сложившиеся под влиянием местного диалекта, умение работать над собственной речью, устраняя из нее черты диалектного и просторечного нелитературного произношения;

Умение находить в речи ошибки, возникшие в результате нарушения орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксических, лексических, стилистических норм русского литературного языка, умение исправлять эти ошибки;

Умение пользоваться ортологическими словарями русского языка;

Умение определять стилистическую принадлежность текста, характеризовать его языковые особенности, в частности, лексический состав и средства речевой выразительности (тропы, фигуры), их роль в раскрытии идейно-смыслового содержания текста;

Умение составлять элементарные тексты в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат, рецензия), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама);

Умение грамотно оформлять работы, написанные в научном стиле в жанре реферата, составлять библиографическое описание используемой литературы, оформлять библиографические ссылки;

Умение подготовить публичное выступление, определив заранее его основную установку, проанализировать эффективность его воздействия на аудиторию;

Умение вести публичный спор, грамотно аргументируя свою точку зрения и не прибегая к непозволительным уловкам в процессе спора;

Умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, тактично поддерживать беседу со взрослыми, обращаться с просьбой, выражением сочувствия, используя формулы речевого этикета, составлять приветственные и поздравительные сообщения.

Методическая литература

Для учащихся

  1. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1996.
  2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. - М., 2000.
  3. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М., 2004.
  4. Смирнова Л.
  5. Соколова В .В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

Для учителя

1. ВведенскаяЛЛ., ПавловаЛ.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д, 1999.

2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1996.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М., 1978.

4. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

5. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. 10-11 классы:

элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. - М., 2000.

6. Львов М.Р. Риторика. - М., 1996.

7. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М., 2004.

8. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. - М., 2002.

Лингвистические словари и справочники

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. - М., 1989.

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.

3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. - М., 2004.

5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1987.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). - М., 1985.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1984.

8. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1989.

При составлении программы использована литература

  1. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Программа элективного курса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005
  2. Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
  3. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. 10-11 классы:
  4. элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007

Элективный курс "История русской культуры"

10 класс, 34 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные условия жизни требуют развитие новых качеств у человека: таких как умение быстро ориентироваться в ситуации, оперативно решать проблемы, умение вести диалог. Современный человек чётко должен осознавать своё место в мире. Если он хочет быть успешным, то должен выбрать себе такую профессию, которая поможет раскрыть его способности и умения. Элективные курсы помогают разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности, создают условия для утверждения ученика в правильности выбора, являются важнейшим средством индивидуализации обучения. Они открывают возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогают применить на себя различные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения.

Элективный курс для углубления отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу по истории. Он позволит привести изучение истории в соответствии с интересами и профессиональными намерениями в отношении продолжения своего образования. Проведя анализ учебных заведений, я пришла к выводу, что в Кировской области много учебных заведений предлагающих специальности связанные с культурой и искусством. Данный элективный курс поможет в выборе таких специальностей, как историк, искусствовед, экскурсовод, культуролог, дизайнер и др.

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры.

Курс строится на материале истории России, поможет восполнить пробелы предыдущей подготовки ученика, даёт возможность ученику проявить себя. Предмет истории культуры имеет своё содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных её сфер – истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой и взаимодействии всех её областей. Исследования культуры по отдельным отраслям являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в целом. При рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы деятельности человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории культуры, роль народа, деятельность интеллигенции в этом процессе.

Важное место в содержании курса отводится знакомству с известными деятелями науки, выдающимися изобретателями, писателями, поэтами, художниками, чьи имена вошли в историческую память человечества.

Основная цель курса «История культуры» состоит в помощи старшеклассникам:

Повышение интереса к гуманитарному образованию

Формирование навыков работы со справочной литературой

Развитие навыков исследовательской работы

Реализация интереса к предмету

Расширение кругозора учащихся.

Задачи курса:

Вооружить учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности;

Формировать умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи; умения и навыки работы с различными источниками исторической информации; специальные исследовательские умения;

Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности;

Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

Планируемые результаты обучения:

Знания:

Конкретно-исторические сведения, касающиеся различных аспектов развития культуры;

Историко-биографическая информация, касающаяся выдающихся деятелей культуры;

вклад России в мировую культуру.

Умения:

Искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать документ;

Умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной и письменной форме, анализировать обобщать, обсуждать и объяснять, критически оценивать события культурной жизни России.

Навыки:

устной и письменной презентации материала.
Программа рассчитана на 34ч., включает 2 раздела, где в хронологическом порядке представлено развитие культуры с IX-XIX вв.: «Средневековая культура (IX-XVII вв.)», «Культура нового времени (XVIII-XIX вв.)».
Объём различных форм учебной работы

Всего занятий 34ч.

В том числе:

Лекции 12

Практические занятия 22

Программа.
Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества. (1ч.)

Раздел 1. Средневековая культура. (IX-XVII вв.) (14 ч.)

Тема 2. Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в .) (4ч.)

Тема 3 . Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.) (3ч.)

Тема 4. (3 ч.)

Тема 5. Культура XVII в. (4 ч.)

Обмирщение культуры. Развитие научных знаний. Разнообразие литературных жанров. Московское барокко («Дивное узорочье») в архитектуре. От иконописи к парсуне. Освоение новых земель. Культура народов России XVII века. Культура народов Поволжья.

Раздел 2. (18 ч.)

Тема 6. (4 ч.)

Тема 7. Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в. (5 ч.)

Тема 8. Культура в первой половине XIX в. (5 ч.)

Тема 9. Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х х годов . (4 ч.)

Итоговое занятие . Мини-конференция. (1 ч.)

Учебно-тематический план




Содержание раздела, темы

Всего часов

Лекц. час.

Практ. час.

Формы контроля

1

Культура в жизни человека и развитии общества.

1

1

-

Фронтальная беседа.

Раздел 1.Средневековая культура (IX-XVII вв).

14

2

Древнерусская культура (IX-п.п.XIII вв)

4

1

3

Фронтальная беседа, кластер. семинар.

3

Культура формирующейся великорусской народности (вт.п.XIII-XV вв)

3

1

2

Практикум, мини-проекты, фронтальная беседа

4

Русская культура конца XV-XVI вв.

3

1

2

Тест, фронтальная беседа, презентация Power Point.

5

Культура XVII вв.

4

1

3

Рефераты учащихся, презентации Power Point.

Раздел 2. Культура нового времени (XVIII-XIX вв)

6

Культурные преобразования первой четверти XVIII в.

4

1

3

Эссе

7

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII-начале XIX в.

5

2

3

Составление энциклопедической справки, презентации Power Point, сообщения учащихся.

8

Культура в первой половине XIX в.

5

2

3

Составление таблиц.

9

Культура в период буржуазных преобразований 60-80 гг.

4

1

3

Фронтальный опрос, презентации, эссе

10

Итоговый контроль.

1

-

1

Тест в форме ЕГЭ.

итого

34

12

22

Календарно-тематическое планирование


темы

Тема

Основное содержание

Форма организации занятий

Форма контроля

План

Факт

1

Культура в жизни человека и развитии общества

Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе.

Лекция с элементами беседы, позволяющая выявить, насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме.

Фронтальная беседа.

Раздел 1. Средневековая культура (IX-XVII вв) 14 часов

2

Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в.)

Наследие восточных славян. Византийское влияние на древнерусскую культуру. Летописание как исторический источник и литературный жанр. Богословская политическая речь («Слово о Законе и Благодати»). «Поучение Владимира Мономаха» - исповедь государственного деятеля Древней Руси. Дом веры и искусства: творения каменной архитектуры. Монументальная живопись – мозаика, фреска. Язык образов и знаков: станковая живопись (иконопись). Символика русской православной иконы.

Информационная лекция, практикум: комментирование чтение произведений древнерусской культуры.

Семинарское занятие.


Фронтальная беседа. Кластер, тест, рефераты

3

Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.)

Идеи единства Русской земли и борьбы с иноземным игом и неразрывной связи Руси XIV-XV вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью. Центры книжности - Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. Культура «русского обычая». Мысли о камне: ансамбль Московского Кремля. Росписи церквей и монастырей.

Информационная лекция с элементами беседы. Практикум: архитектура Кремля.

«Живопись» фронтальная беседа. Мини-пректы: «ансамбль Московского кремля», «Творчество А.Рублева, Ф.Грека».

4

Русская культура конца XV-XVI вв.

Москва – центр складывания культуры русской народности, объединение местных культур. Новый облик столицы. Перестройка Московского Кремля. Религиозные праздники и народные традиции. Дионисий – крупнейший представитель московской школы живописи.

Информационная лекция. Практикум: комментирование чтение произведений литературы. Воображаемая экскурсия по Московскому Кремлю.

Фронтальная беседа, презентация Power Point «Московский Кремль».

5

Культура XVII в.

Обмирщение культуры. Развитие научных знаний. Разнообразие литературных жанров. Московское барокко («Дивное узорочье») в архитектуре. От иконописи к парсуне. Освоение новых земель. Культура народов России XVII века. Культура народов Поволжья, Вятского края.

Информационная лекция. Семинарское занятие.

Кластер, рефераты, презентация Power Point «Светский характер культуры».

Раздел 2. Культура нового времени. (XVIII-XIX вв.) (18 ч.)

6

Культурные преобразования первой четверти XVIII в.

Необходимость развития научных знаний и практические потребности государства. Царь-реформатор: преобразования в культуре. Система культурно-просветительских учреждений: светские библиотеки, Кунсткамера – первый русский музей. Создание ансамбля Петербурга, стиль Петровского барокко. Новые явления в живописи: гравюра и портрет Изменения в быту: ношение европейского платья, введение нового летоисчисления, светские праздники с маскарадами и фейерверками, публичный театр, ассамблеи. Военные марши, танцевальная музыка на ассамблеях, танцевальная школа в Петербурге, создание отечественной композиторской школы.

Информационная лекция с элементами беседы. Практикум: написание эссе «Роль государства в развитии русской культуры XVIII в».

7

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в.

Рост социальной направленности русской культуры. Сатирическая журналистика. Учёный-энциклопедист М.В.Ломоносов. Развитие географии и истории как наук. Новая художественная литература, развитая система жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Крепостной театр – своеобразное явление культурной жизни второй половины XVIII- начала XIX в. Система жанров в живописи: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Феномен русского портрета. Основы светской скульптуры. Русский классицизм в архитектуре.

Информационная лекция. Практикум: составление энциклопедической справки».

Тест. Презентация Power Point «Живопись. Русский портрет», «Архитектура. Классицизм».

8

Культура в первой половине XIX века.

Развитие научных знаний. «Золотой век» русской литературы. Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке. Монументальные ансамбли Петербурга, стиль русского ампира в Москве. Интерес к человеческой личности, к жизни простых людей в живописи. Россия XIX столетия в изобразительном искусстве. Скульптуры Мартоса и Клодта.

Информационная лекция. Практикум: составление таблиц. Семинарское занятие.

Семинарское занятие.

9

Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х х годов.

Частное коллекционирование - феномен русского меценатства. Достижения русской науки. Сокровищница мировой культуры – произведения литературы и искусства. Жизнь народа в творчестве художников – передвижников. «Могучая кучка» Становление и развитие русской оперы. Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям. Монументальная скульптура

Информационная лекция. Практикум: работа с сайтами Интернет, подготовка и проведение виртуальных экскурсий по музеям.

Фронтальный опрос. Эссе «Расцвет русской культуры».

10

Итоговый контроль.

Тест в форме ЕГЭ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и базисным учебным планом.

Данная программа конкретизирует содержание программы элективного курса, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности.

Новизной программы элективного курса «Культура речи» является направленность курса на совершенствование и развитие навыков связной культурной речи обучающихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.

В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.

Курс «Культура речи» является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствующего формированию всесторонне развитой личности.

Распределение часов учебного времени в рабочей программе:

9 класс - 17 недель – 17 уроков (1 час в неделю).

Программа допускает вариантность применения, корректировку содержания с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

    Научить ребят правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса

    Повысить уровень речевой культуры, коммуникативной компетентности учащихся

    Систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи;

    Выработать навыки и методы самостоятельной работы с источниками, развить начальные навыки научно-исследовательской деятельности;

Ведущими методами обучения предмету являются: частично - поисковый, проблемный, исследовательский, объяснительно - иллюстративный и репродуктивный.

На уроках используются различные технологии: личностно - ориентированная, развивающее обучение, проблемное обучение и др.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1: Введение (1 час)

Знакомство с курсом. Презентация курса. Стилистические ресурсы русского языка.

Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос: что делает нашу речь выразительной.

Раздел 2: Подготовка и практика выступления (16 часов)

Культура речи, ее предмет и задачи.

Понятие о культуре речи. Работа с понятиями: речь, культура речи, речевой этикет.

Основные признаки культуры речи.

Закрепление представления о составляющих культуры речи.

Осторожно: слово!

Слово – основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство.

Многословие и речевая недостаточность.

Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис.

Виды речи. Приветственная речь.

Что такое приветствие. Каким оно должно быть?

Составление собственного монологического высказывания-приветствия.

Информационная речь.

Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа

Фигуры речи. Выразительные средства языка.

Работа с литературоведческими терминами и определениями. Анализ текста, поиск средств выразительности. Создание собственных текстов с использованием средств выразительности.

Орфоэпия.

Ударение. Культура произношения. Языковые нормы.

Искусство и культура общения.

Истоки культуры общения. Общение. Разные формы общения между людьми.

Подготовка и презентация публичных выступлений обучающихся.

Систематизация полученных знаний. Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения культуры речи ученик должен:

    Знать : основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качествах идеальной речи.

    Уметь: правильно подбирать лексические понятия; работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль; создавать собственные высказывания; сохранять стиль речи до конца высказывания; грамматически правильно выстраивать свою речь; усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    Получения и оценки информации;

    Реализации своих коммуникативных намерений в различных ситуациях общения

    Использования в общении языковых средств разных функциональных стилей публичных выступлений

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

    наблюдение за активностью на занятиях;

    результаты выполнения предложенных заданий;

    анализ промежуточных творческих работ;

    создание собственных проектов.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям. Оценка по пятибалльной шкале не выставляется (зачёт-незачёт).

    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

    Устный опрос.

Дается устное задание по новому материалу.

«5» – выполнил всё задание правильно;

«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

    Публичное выступление

Критерии

Показатели критерия

Соответствие содержания выступления заявленной теме.

нет отступлений

одно отступление

два отступления

Структура выступления

Структура выдержана полностью (вступление, основная часть, заключение)

Отсутствие одного из элементов

Отсутствие двух элементов

Структура не выдержана совсем

Логика высказывания не нарушена

Невербальное поведение

Эмоциональность, мимика и жесты уместны, адекватны содержанию речи

Эмоциональность, мимика и жесты не всегда уместны, расходятся с содержанием речи

Эмоциональность, мимика и жесты отсутствуют

Речевое оформление

Предложения построены верно

В построении предложений есть ошибки

Наличие связующих (вводных) слов

Отсутствие речевых повторов

Соответствие регламенту

Выступление длится более 2 минут

1,5 – 2 минуты

1-1,5 минуты

Менее 1 минуты

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

    Розенталь П.А. Стилистика. М.: Просвещение, 1985.

    Власенков А.И., Рыбникова О.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М. «Просвещение», 2006 г.

    Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова М. Просвещение 1982 год.

    Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 год.

5. Гольдин В.Е. Речь и этикет М. Просвещение 1983 год.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М. 2002 год.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. Айрис рольф, 1996 год.

8. Чечет Р.Г., Софронова И.Н. Тесты по стилистике и культуре речи. Минск: «Тетра Системс», 2006 год.

    медиаресурсы:

    Тренинг по публичному выступлению

    Интернет- ресурсы

    Учебник «Культура речи» http://www.klex.ru/5ew

2. Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/

МБОУ СОШ №1 с валеологическим направлением города Можги Удмуртской республики

Планирование

элективного курса

«Культурный аспект российской истории»

Преподаватель: Смирнова Е.В.

10-11 класс

Можга, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность . Глубокие социальные изменения, повсеместно происходящие в мире в начале XXI столетия, отражают переход к новому типу цивилизации, связанному с широким использованием новейших, в том числе информационных, технологий. В докладе Римского клуба 1991 года эти процессы были названы «первой глобальной революцией», которая « формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этических факторов…». На наших глазах видоизменяется система ценностей, что имеет подчас непредсказуемые последствия. Утрату ценностей (аномию) нередко ставят в разряд глобальных проблем, считая, что «затруднения человечества» во многом вызваны несовершенством поведения человека, его этических норм…»

Сегодня, в период перехода к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, особую остроту приобретает вопрос подготовки Человека, соответствующего этой новой культуре. В значительной степени само существование цивилизации зависит от процессов становления нового типа личности как системообразующего элемента общества.

Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования читаем: «Развитие личности – смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, государство предложило не просто очередное совершенствование системы обучения, а принципиально новую образовательную цель в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Актуальность приобретают способы формирования и воспитания личности, способной интериозировать, воспроизводить и приращивать содержание культуры.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории » поможет педагогу в решении этих проблем. Освоение курса позволит учащимся осознать истоки и проявление специфики различных сфер российской истории, постигнуть смысл исторических событий и явлений в их культурном выражении, углубить и систематизировать знания по истории России, способствует реализации гуманитарного потенциала исторического образования.

Необходимость введения курса. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью становления ученика как субъекта российской культуры, но и предназначено в максимальной степени подготовить их к Единому государственному экзамену по истории. В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к успешному прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по истории выявил факт дефицита знаний выпускников по «…целому блоку учебного материала, связанному с изучением вопросов истории культуры» (Отчет ФИПИ о результатах ЕГЭ по истории 2011 г, с.25). Разработка данной программы обусловлена запросами, как учителей истории восполнить пробелы в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» позволяет организовать изучение культурологических вопросов, входящих в структуру контрольно-измерительных материалов по истории на качественно новом уровне, и существенно повысить компетентность учащихся в вопросах духовно-культурного аспекта российской истории.

Место курса в образовательном процессе . Курс предназначен для изучения в старших классах средней (полной) школы на профильном уровне. Являясь курсом гуманитарного цикла, он может войти в третий предметный блок профильного обучения одного из следующих профилей: гуманитарного, социально-экономического, универсального (общеобразовательного) и др.

Программа курса предполагает углубление содержания профильного курса по истории России; позволяет подготовиться к решению заданий по культуре России, включенным в контрольно – измерительные материалы ЕГЭ по истории, на повышенном уровне; удовлетворяет познавательные и творческие интересы старшеклассников.

Предмет курса - отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, позволяет ощутить живое движение национального духа, опираясь на знания по истории Отечества. Автор рассматривает культуру как несущую конструкцию, глубинную суть национальной истории.

Цель изучения курса - введение учащихся в мир русской культуры, создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории, организация условий для самостоятельного постижения старшеклассниками российских духовных ценностей.

Цель изучения курса связана с необходимостью, во-первых, профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, во-вторых, интеграции сложившихся у них знаний и представлений в целостную картину мира, в-третьих, поддержки изучения базового курса и установления преемственности между базовым и элективным курсом.

Задачи преподавания курса:


  • формирование основ культурологического мышления;

  • развитие познавательного и креативного потенциала личности;

  • создание условия для живого общения учащихся с шедеврами русской культуры, обогащение их духовного мира через опыт поколений;

  • развивать понимание законов культуры, способность быть вдумчивым читателем, слушателем, зрителем, т.е. развивать способность и стремление воспринимать культуру в течение всей жизни, и именно с этой целью дать определенную сумму знаний, раскрыть наиболее важные законы сложного процесса развития культуры.
Своеобразие предлагаемого курса состоит в том, что каждая культурно-историческая эпоха представлена в динамике и взаимосвязи культурных и исторических явлений. Это позволяет рассматривать культуру как саморазвивающуюся систему, выявить ее место в российской истории. При таком подходе достигается понимание истории России как целостного процесса.

Данная программа была разработана и апробирована как учебная модифицированная в МОУ СОШ № 1 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края в течение 2 лет. При написании основной части программы использовались идеи изучения курса по истории русской культуры на профильном уровне Н. П. Берляковой, Е. Б. Фирсовой. Содержание разделов и методика преподавания курса планировались с применением материалов программ и учебников Л. А. Рапацкой «Русская художественная культура» (профильный уровень), Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», А. А. Аронова « Мировая художественная культура. Россия. Конец 19 - 20 век».

Содержание программы курса «Культурный аспект российской истории» базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи. Это позволяет через знакомство с одним произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому при составлении программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждого периода российской истории.

Программа рассчитана на 2 года обучения (10 - 11 класс) и предполагает изучение курса в течение 68 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Структурно курс построен по хронологически-проблемному принципу, что позволяет избежать перенасыщенности информацией, четче обозначить ключевые события культурной истории России. Логика исторического линейного развития – от культуры Древней Руси до культуры современной России – дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» культуры при сохранении единства культурных ареалов.

Предлагаемый курс основан на взаимодействии гуманистического, ценностного, культурологического, деятельностного, историко-проблемного подходов . Синтез данных подходов основан на их совместимости, непротиворечивости позиций. Подходы отражают гуманистическую направленность образования, характеризуют личностно-ориентированную специфику обучения.

Программа данного элективного курса осуществляет следующие функции:

Компенсаторную (формирует необходимый запас знаний, умений, опыта);

Трансляционную (поддерживает непрерывность в исторической пространстве, преемственность культурной системы, передает из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее образцы культурного поведения, которые прошли длительную апробацию, приобрели ценностную окраску и объективно отвечают потребностям общества);

Персоналистическую (обеспечивает понимание собственной уникальности, настраивает на позитивно-критическое мышление, закладывает основы для осуществления продуктивной рефлексивной деятельности и личностного выбора человека, согласования его собственного поведения с социальными нормами);

Созидательную (создает условия для самореализации, самовыражения, саморазвития личности, для выработки инновационных типов поведения на основе усвоенных образцов).

Практическим результатом программы должно стать умение учеников учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая образовательные продукты организационно - деятельностного и предметного плана, обеспечивающее эффективное усвоение учениками образовательных стандартов на личностно-значимом уровне. Значительное место в программе отведено современной российской культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального культурного развития и будущей профессии, успешное прохождение итоговой аттестации по истории в формате ЕГЭ.

Организация работы по данному курсу требует индивидуализации соотношения внешней информационной и внутренней смысловой стороны в изложении материала. В программе спроектированы уроки, которые косвенно проектируют развитие учеников. И в этом контексте чрезвычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педагогической сверхзадаче (смысловой доминанте). Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков данного курса: погружение, постижение, сравнение, обобщение.

Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. В данном курсе предлагаются следующие типы уроков: урок «образ – модель», урок «исследование», урок «созерцание», урок «тренинг», урок «панорама». Гибкое соотношение типа урока и поставленной смысловой доминанты доказало свою эффективность на практике, повысив уровень эмоциональной отзывчивости и творческую активность учащихся.

В процессе преподавания необходимо динамично интегрировать различные информационные источники, знаковые системы, типы текстов. Решительное предпочтение следует отдавать коллективным методам работы - творческая мастерская, драматизация, игровое занятие, коллективная творческая работа.

Программа предлагает примерное тематическое планирование с указанием количества часов по разделам и темам, а также часов, отведенных на теоретическую и практическую часть курса. Сопровождается приложением , в котором раскрываются методические рекомендации по отдельным темам курса, содержится дидактический материал для учителя, электронное приложение в виде интерактивной программы для тестового контроля в ходе тренинга.

Важное значение в успешной реализации программы имеет заинтересованность не только педагога, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых:

Эмоциональные:


  • ситуация успеха;

  • поощрение и порицание;

  • познавательная игра;

  • свободный выбор задания;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые:

  • предъявление образовательных требований;

  • формирование ответственного отношения к получению знаний;

  • информирование о прогнозируемых результатах образования.
Социальные:

  • развитие желания быть полезными обществу;

  • создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
Познавательные:

  • опора на субъективный опыт ребенка;

  • решение творческих задач;

  • создание проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты развития ученика :

  • владение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи;

  • владение элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • умение выявить культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;

  • умение классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;

  • умение определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;

  • умение определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;

  • умение систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);

  • умение представить результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления на конференции и т.п.
Работа над каждым разделом предполагает активизацию творческих возможностей учеников, развитие навыков аналитического мышления и критического анализа.
Оценка результативности.

Подходы и принципы к организации контроля

1. Индивидуальный характер контроля.

2. Систематичность, регулярность проведения контроля.

3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля.

4. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

5. Объективность контроля.

6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и его разделов, а также индивидуальные качества детей.

Формы и методы отслеживания результативности

За время обучения учащиеся проходят входной, текущий, рубежный контроль (беседа, игра, анкетирование).

При рассмотрении каждой темы ученикам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания.

Итоговым контролем выполнения программы в целом являются работы учащихся (рефераты, исследования, проекты, схемы, банк гипотез, карты размышлений, виртуальные выставки), представленные на семинарах и отчетном фестивале. Творческие работы учащихся наглядно иллюстрируют и заинтересованность темой, и уровень усвоения навыков и общий рост каждого ученика. После изучения каждого раздела проводятся уроки – тренинги , на которых разбираются модели заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории по соответствующей содержательной линии и тренинг по выполнению этих заданий. Всего в курсе таких уроков предполагается семь.
Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводится в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т. д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме, мультимедийная презентация и др.

С учетом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата использовать такую систему оценивания, как портфолио достижений учащегося .

Учебно-тематический план (10 класс – 34 часа)


темы


Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Культура как смысл истории

1

1

Раздел 1. Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание

10

3

7

1

Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры

3

1

2

2

Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в 13-15 веках

3

1

2

3

Московское царство как культурная эпоха

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура средневековой Руси»

1

1

Раздел 2 . Культура русского Просвещения

13

4

9

4

Русская культура на пороге нового времени

3

1

2

5

Эпоха Просвещения в России

3

1

2

6

Художественный образ 18 века

3

1

2

7

«Золотой век» русской культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура русского Просвещения»

1

1

Раздел 3. Классическая русская культура 19 века

9

2

7

8

Дискуссия о национальной идее в 1830-1850-х гг.

2

1

1

9

Традиционная культура в 19 веке: провинция, усадьба, крестьянский мир

3

1

2

10

Русская культура второй половины 19 века

3

3

Тренинг по разделу «Классическая русская культура 19 века»

1

1

Итоговый урок. Культурное наследие России от язычества до классики.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории»

Учебно-тематический план (11 класс – 34 часа)


темы


Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Феномен культуры России 20 века

1

1

Раздел 4. Серебряный век русской культуры и его альтернативы

14

4

10

11

«Новая» русская культура рубежа веков

4

1

3

12

Условия появления и формы массовой городской культуры в России

5

2

3

13

Революция и судьбы культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Серебряный век русской культуры и его альтернативы»

2

2

Раздел 5 . Культура советского общества

10

2

8

14

Становление культуры советского общества в 1930-1940 гг.

4

1

3

15

Официальное и неофициальное пространство советской икультуры

4

1

3

Тренинг по разделу «Культура советского общества»

1

1

Раздел 6. Культура постсоветской России

8

2

7

16

Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества

3

1

2

17

Культурное пространство постсоветского общества

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура постсоветской России»

1

1

Мини-конференция. Защита творческой работы

2

2

Итоговый урок. Поиск смысла и нового образа культуры в современном обществе.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс.

Вводный урок. Культура как смысл истории. (1 ч.)

Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования национального самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Культурные явления как «знаки культуры», ее язык.

Культура как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь культурных и исторических явлений. Содержание понятия «культурно-историческая эпоха». Механизмы саморазвития культуры. Роль системы жизненных ценностей в формировании культурно-исторической эпохи. Понятия «культурный диалог» и «культурная доминанта» в истории культуры.

Культура как смысл истории. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира.

Ключевые понятия : культура, культурно-историческая эпоха, культурный диалог, система жизненных ценностей (ценностные ориентации).

Раздел 1.

Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание (10 ч.)



Вверх