Екатерина щербаченко личная жизнь. «Оперный спектакль – доза эмоций, которую трудно получить где-либо еще. Репортаж из рязани

Три года назад Екатерина завоевала звание лучшей оперной певицы на престижном вокальном конкурсе «Певец мира» в столице Уэльса Кардиффе (Великобритания), став единственной российской победительницей за последние двадцать лет. О том, как готовилась премьера «Иоланты» на сцене Театра Реал, а также о том, как проходят гастроли, Екатерина ЩЕРБАЧЕНКО рассказала «Новым Известиям».

– «Иоланта» – опера с хорошим финалом, которых не так много. Больше все-таки опер трагических – где героиня погибает, влюбленных разлучают обстоятельства или смерть, а здесь все заканчивается хорошо: все живы, слепая главная героиня прозревает…

– Конечно, больше опер-драм, трагедий – таковы законы жанра. Но я не думаю, что «Иоланту» надо воспринимать как розовую сказку с хеппи-эндом. Эта опера Петра Ильича Чайковского – одно из его последних посланий нам. Опера была создана накануне расцвета символистского периода в музыке, живописи, литературе. И мы, певцы, вместе с режиссером и дирижером старались донести до зрителя то, что она не так однозначна, как кажется, что она пронизана трагическими мотивами, но ее финал дает надежду на лучшее. В постановке Питера Селларса все персонажи лишены сказочности, они реальны и у каждого есть какое-то горе, свой груз неразрешенных проблем. На самом деле ничего не видит вокруг себя не главная героиня – слепая Иоланта, – а все те, кто ее окружают.

– Чем вам интересна нынешняя постановка?

– Партию Иоланты я уже пела в Большом театре, но здесь, на репетициях, я открыла эту оперу для себя заново. То же самое говорят и мои коллеги, занятые в спектакле, и зрители, которые знали и слышали оперу раньше. В этом «виноваты» дирижер Теодор Курентзис и режиссер Питер Селларс. Их заслуга в том, что произведение Чайковского буквально вошло в плоть и кровь артистов и стало их личным высказыванием. Эти замечательные мастера проделали очень тонкую работу – с большим вниманием и большой заботой о конечном результате. Для меня это был удивительный репетиционный период, один из немногих, который так насыщенно и интересно проходил. Такие же энтузиазм и невероятная атмосфера были во время работы над постановкой Дмитрия Чернякова «Евгений Онегин» в Большом театре.

– У вас это первый опыт работы с Курентзисом и Селларсом?

– С Теодором нет – был «Дон Жуан» в Большом в постановке того же Дмитрия Чернякова. А вот с Питером Селларсом работала впервые. В Московской консерватории мы учились на его знаменитых постановках оперной трилогии Моцарта – «Дон Жуан», «Так поступают все», «Свадьба Фигаро». Мой профессор по актерскому мастерству – его трепетный поклонник. И когда я узнала, что буду работать с Селларсом, я все время думала: «Как же это – работать с таким человеком?» Очень боялась и волновалась перед началом репетиций – будет ли все так прекрасно, как я себе представляю? Но это оказалось даже лучше, чем я могла вообразить.

– Чем же вас так покорил режиссер Селларс?

Лучшие дня

– Питер – удивительный человек, создающий вокруг себя атмосферу доброты и любви. Работая с актерами, он находит такие точные слова, затрагивающие душу, что погружает нас в нужное ему состояние и смотрит, какие средства выражения на сцене ты находишь. Потихоньку корректируя, он выкристаллизовывает главное. Поработать с Питером Селларсом да еще в тандеме с Теодором Курентзисом, – подарок судьбы. Они друг друга усиливают, у них происходит настоящая синергия, дающая столь удивительный результат.

– На мадридской сцене «Иоланта» идет в один вечер с оперой другого русского композитора Игоря Стравинского «Персефона». Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы этот спектакль привезти в Большой театр, но случиться это не раньше 2014 года...

– Да, именно в таком виде надо привозить в Москву всю постановку, что непросто. Замечательно, что эти оперы как бы дополняют и раскрывают друг друга. Стравинский очень любил Чайковского, который оказал огромное влияние на его творчество. Идеи обеих опер перекликаются – поиск своего пути к свету, своего места в жизни. Сама структура вечера получилась необычной. Традиционно постановщики стараются оставить на конец что-то яркое, запоминающееся. Здесь же мы видим тихую кульминацию: если «Иоланта» имеет необыкновенно торжественный и просветленный финал, то «Персефона» – опера, которая заканчивается, как бы растворяясь в воздухе.

– Летом 2009 года в Кардиффе вы выиграли конкурс «Певец мира», один из самых престижных в оперном мире. Именно с победы на этом конкурсе в 1989 году началась звездная карьера Дмитрия Хворостовского. А как вы попали на этот конкурс?

– Для меня все получилось неожиданно: о прослушивании мне сказала знакомая концертмейстер. Для участия в конкурсе проводятся прослушивания в 40 странах, но я не знала, когда они идут в Москве. Через полтора месяца мне пришло письмо, в котором сообщалось, что меня отобрали в числе других 25 певцов из разных стран для участия в финале. Моя первая мысль была: «Боже мой, как же все успеть подготовить», потом страх и волнение. Но все как-то замечательно произошло, и программа сложилась удачная – многие мои знакомые музыканты помогали мне в этом. В первом туре я пела письмо Татьяны из «Евгения Онегина» и арию Фьордилиджи из оперы Моцарта «Так поступают все». Во втором, финальном туре были ариозо Лю из «Турандот» Пуччини, ария Маргариты из «Фауста» Гуно и ария Энн из «Похождений повесы» Стравинского. И на первом, и на втором туре присутствовала публика, телевидение вело прямые трансляции, так что все было очень волнительно.

– Помните ощущения, когда объявили ваше имя?

– Конечно! Мы выступили, стоим и ждем результатов за кулисами: тенор из Италии, сопрано из Японии, контр-тенор из Украины Юрий Миненко, который сейчас спел партию Ратмира в «Руслане и Людмиле» в Большом и бас из Чехии. И вдруг объявляют: «From Russia»… Все происходило очень быстро, надо было тут же выходить на сцену, а у меня в голове одна мысль: «Только бы не споткнуться где-нибудь на выходе». Главный приз вручала сама Джоан Сазерленд – она была патронессой конкурса. Получить приз из рук этой великой певицы, которой, к сожалению, уже нет с нами (Джоан Сазерленд умерла в 2010 году. – «НИ») было огромным счастьем.

– И сразу посыпались предложения?

– Да, после конкурса я подписала очень хороший контракт с агентством, которое теперь исправно обеспечивает меня работой.

– Как вы думаете, как будет трансформироваться оперный театр?

– Питер Селларс как-то сказал, что искусство вообще и оперный театр в частности будут очень важны сейчас и в ближайшем будущем, у них большая цель – разворачивать человека от материального к духовному, напоминать о существовании чего-то более важного, чем то, что можно пощупать руками. Опера обладает для этого наибольшим количеством средств – здесь и театр, и музыка, и живопись, и архитектура в каких-то формах, и танец – это искусство во всей полноте жанров. Хороший оперный спектакль – это такая доза эмоций, которую трудно получить где-либо еще. Потому что музыка воздействует на очень глубокие струны души, и человек, не осознавая, получает колоссальный эмоциональный заряд от правильно настроенного и прожитого спектакля. Человеческий голос и оркестр – невероятные по воздействию силы в умелых руках постановщиков – дирижера и режиссера.

Екатерина Щербаченко родилась 31 января 1977 года в городе Чернобыль, Украина. После школы в 1996 году окончила Рязанское музыкальное училище имени Григория и Александра Пироговых по специальности «дирижер хора». Затем училась в Московской консерватории имени Петра Ильича Чайковского; там же проходила обучение в аспирантуре.

Далее проходила стажировку в Музыкальном театре имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, исполняла партии Лидочки в оперетте «Москва, Черемушки» Шостаковича и партию Фьордилиджи в опере «Так поступают все женщины».

В 2003 году Щербаченко получила диплом Международного конкурса «Новые голоса» в городе Гютерсло, Германия. Через два года в Большом театре исполнила партию Наташи Ростовой на премьере оперы «Война и мир» Прокофьева, после чего получила приглашение в Большой театр в качестве постоянного члена оперной труппы. В этом же году завоевала III премию Международного оперного конкурса в японском городе Шизуоке.

Далее, Екатерина участвовала в исполнении кантаты Рахманинова «Колокола» с Датским национальным симфоническим оркестром радио, дирижер Александр Ведерников. В 2008 году исполнила партию Татьяны в итальянском Оперном театре Кальяри, дирижер Михаил Юровский, режиссеры Моше Ляйзер, Патрис Корье, постановка Мариинского театра.

В 2009 году Екатерина Щербаченко одерживает блистательную победу на самом престижном вокальном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе, Великобритания. Певица стала единственной русской победительницей на этом конкурсе за последние двадцать лет.

Через два года, в 2011 году Щербаченко исполнила партию Лю на премьере оперы «Турандот» в Ла Скала, дирижер Валерий Гергиев, режиссер Джорджо Барберио Корсетти и в Баварской государственной опере, дирижер Зубин Мета, режиссер Карлуш Падрисса.

В следующем году спела партию Иоланты на премьере оперы в мадридском Королевском театре Teatro Real. Приняла участие в Глайндборнском фестивале, исполнив партию Мими «Богема». Затем выступила с партией Микаэлы «Кармен» в нью-йоркской Метрополитен-опере, и Лю во флорентийском театре Комунале. Также являлась исполнительницей главной партии «Русалка» и партии Мими в Цюрихской опере.

Партию Иоланты Щербаченко впервые исполнила в 2015 году в Опере Далласа и на Оперном фестивале во французском городе Экс-ан-Прованс, за что получила премию имени Марии Каллас за лучший дебют в Опере Далласа.

На январь 2019 года Щербаченко продолжает творческую деятельность. С гастролями выступает во многих крупнейших театрах мира.

Награды Екатерины Щербаченко

2003 - получила диплом Международного конкурса «Новые голоса» в г. Гютерсло (ФРГ).

2005 - завоевала III премию Международного оперного конкурса в Шизуоке (Япония).

2006 - III премию Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса в Барселоне (Испания), где также получила специальный приз как «Лучший исполнитель русской музыки», премию «Друзей Оперы Сабаделла» и премию Музыкальной ассоциации Катании (Сицилия).

2009 - стала победительницей конкурса Би-би-си «Певец мира», а также была удостоена молодежного гранта премии «Триумф».

В 2015 - стала обладательницей Премии им. Марии Каллас за лучший дебют в Опере Далласа (за исполнение партии Иоланты).

Репертуар Екатерины Щербаченко

В 2003 г. получила диплом Международного конкурса «Новые голоса» в г. Гютерсло (ФРГ).
В 2005 г. завоевала III премию Международного оперного конкурса в Шизуоке (Япония).
2006 г. - III премию Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса в Барселоне (Испания), где также получила специальный приз как «Лучший исполнитель русской музыки», премию «Друзей Оперы Сабаделла» и премию Музыкальной ассоциации Катании (Сицилия).
В 2009 г. стала победительницей конкурса Би-би-си «Певец мира», а также была удостоена молодежного гранта премии «Триумф».
В 2015 г. стала обладательницей Премии им. Марии Каллас за лучший дебют в Опере Далласа (за исполнение партии Иоланты).

Биография

Родилась в Рязани. В 1996 г. окончила Рязанское музыкальное училище им. Г. и А.Пироговых, получив специальность «дирижёр хора». В 2005 г. окончила Московскую Государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (педагог - профессор Марина Алексеева) и там же продолжила обучение в аспирантуре.
В оперной студии консерватории спела партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского и партию Мими в опере «Богема» Дж. Пуччини.
В 2005 г. была солисткой-стажером оперной труппы Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В этом театре исполняла партии - Лидочки в оперетте «Москва, Черемушки» Д. Шостаковича и партию Фьордилиджи в опере «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта.

В 2005 г. в Большом театре исполнила партию Наташи Ростовой на премьере оперы «Война и мир» С. Прокофьева (вторая редакция), после чего получила приглашение в Большой театр в качестве постоянного члена оперной труппы.

Репертуар

В ее репертуар в Большом театре вошли следующие партии:
Наташа Ростова («Война и мир» С. Прокофьева)
Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Лю («Турандот» Дж. Пуччини)
Мими («Богема» Дж. Пуччини)
Микаэла («Кармен» Ж. Бизе)
Иоланта («Иоланта» П. Чайковского)
Донна Эльвира («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
Горислава («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Графиня Альмавива («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
Донна Анна («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Сопрано Гадкий утенок» С. Прокофьева - спектакль «Байки о Лисе, Утенке и Балде»)
Вторая лесная нимфа («Русалка» А. Дворжака)

Гастроли

В 2004 г. исполнила партию Лидочки в оперетте «Москва, Черемушки» в Лионской опере (дирижер Александр Лазарев).
В 2007 г. в Дании участвовала в исполнении кантаты С. Рахманинова «Колокола» с Датским национальным симфоническим оркестром радио (дирижер Александр Ведерников).
В 2008 г. исполнила партию Татьяны в Оперном театре Кальяри (Италия, дирижер Михаил Юровский, режиссеры Моше Ляйзер, Патрис Корье, постановка Мариинского театра).

В 2011 г. исполнила партию Лю на премьере оперы «Турандот» в Ла Скала (дирижер Валерий Гергиев, режиссер Джорджо Барберио Корсетти) и в Баварской государственной опере (дирижер Зубин Мета, режиссер Карлуш Падрисса).

В 2012 г. спела Иоланту на премьере оперы в Королевском т еатре/ Teatro Real (Мадрид, дирижер Теодор Курентзис, режиссер Питер Селларс), Татьяну («Евгений Онегин») в Баварской опере.
Приняла участие в Глайндборнском фестивале , исполнив партию Мими («Богема», дирижер Кирилл Карабиц, режиссер Дэвид МакВикар).
Исполнила партию Микаэлы («Кармен») в нью-йоркской Метрополитен-опере ; партию Лю во флорентийском театре Комунале (дирижер Зубин Мета).

2013 г. — заглавная партия («Русалка» А. Дворжака) и партия Мими в Цюрихской опере .
2014 г. - партия Татьяны в постановке Глайндборнского фестиваля (дирижер Омер Меир Уэллбер, режиссер Грэм Вик), партия Мими в спектакле Метрополитен-оперы (дирижер Риккрадо Фрицца, режиссер Франко Дзеффирелли).
2015 г. - Иоланта в Опере Далласа и на Оперном фестивале в Экс-ан-Провансе .
В 2016 г. дебютировала в Большой опере Хьюстона (США) в партии Татьяны в «Евгении Онегине». В Опере Лиона исполнила заглавную партию в «Иоланте», а в следующем году была приглашена для участия в новой постановке - «Военного реквиема» Б. Бриттена в сценической версии Ёси Оида.
В 2018 г. спела партии Вителлии («Милосердие Тита» В.А. Моцарта) в Национальной опере Амстердама и Татьяны («Евгений Онегин») в Вильнюсской опере .

Распечатать

Екатерина Щербаченко родилась в городе Чернобыле 31 января 1977 года. Вскоре семья переехала в Москву, а затем и в Рязань, где прочно обосновалась. В Рязани Екатерина и начала свою творческую жизнь - в шесть лет поступила в музыкальную школу в класс скрипки. Летом 1992 года, окончив 9 класс, Екатерина поступает в Рязанское музыкальное училище имени Пироговых на отделение хорового дирижирования.

После училища певица поступает в Рязанский филиал Московского государственного института культуры и искусств и через полтора года - в Московскую консерваторию в класс профессора Марины Сергеевны Алексеевой. Трепетное отношение к сцене и актерскому мастерству воспитывал профессор Борис Александрович Персиянов. Благодаря этому, уже на пятом курсе консерватории Екатерина получает свой первый зарубежный контракт на главную партию в оперетте «Москва. Черемушки» Д. Д. Шостаковича в Лионе (Франция).

После окончания консерватории в 2005 году певица поступает в Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Здесь она исполняет партии Лидочки в опере «Москва. Черемушки» Д. Д. Шостаковича и Фьордилиджи в опере «Так поступают все» В. А. Моцарта.

В этом же году Екатерина Щербаченко с большим успехом поет Наташу Ростову на премьере спектакля «Война и мир» С. С. Прокофьева в Большом театре. Эта роль стала для Екатерины счастливой - она получает приглашение войти в труппу Большого театра и выдвигается на соискание престижной театральной премии «Золотая маска».

В сезоне 2005-2006 Екатерина Щербаченко становится лауреатом престижных международных конкурсов - в городе Шизуока (Япония) и в Барселоне.

Работа певицы в качестве солистки Большого театра начинается с участия в знаковом спектакле «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова. В партии Татьяны в этом спектакле Екатерина Щербаченко выходила на сцены ведущих театров мира - Ла Скала, Ковент Гарден, Парижской национальной оперы, Королевского театра Реал в Мадриде и других.

Успешно выступает певица и в других спектаклях Большого театра - партии Лю в «Турандот» и Мими в «Богеме» Дж. Пуччини, Микаэлы в «Кармен» Ж. Бизе, Иоланты в одноименной опере П. И. Чайковского, Донны Эльвиры в «Дон Жуане» В. А. Моцарта, а также гастролирует за рубежом.

В 2009 году Екатерина Щербаченко одерживает блистательную победу на самом престижном вокальном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе (Великобритания). Она стала единственной русской победительницей на этом конкурсе за последние двадцать лет. В 1989 году с победы на этом конкурсе началась звездная карьера Дмитрия Хворостовского.

После получения титула Певица мира Екатерина Щербаченко заключила контракт с ведущим мировым музыкальным агентством IMG Artists. Приняты предложения от крупнейших оперных домов мира - Ла Скала, Баварской национальной оперы, театра Метрополитен в Нью-Йорке и многих других.

Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко завоевала звание лучшей певицы мира 2009 г. на конкурсе оперных певцов «Певец мира» в столице Уэльса Кардиффе.


Она блестяще исполнила композиции на французском («Фауст»), итальянском («Турандот») и английском (арию из оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского). Наградой россиянке стали буря оваций и чек на 15 тыс. фунтов стерлингов. Последний раз на этом конкурсе Россия выигрывала 20 лет назад - в 1989 году Дмитрия Хворостовского признали в Кардиффе лучшим певцом мира.

Мы позвонили Екатерине в Уэльс, чтобы первыми поздравить с победой. Катя призналась, что ночь после выступления практически не спала.

Успокоиться на самом деле трудно. Ведь конкурс в Кардиффе - один из важнейших, уважаемых и серьёзных оперных конкурсов в мире. В этот раз на отборочном туре прослушали 600 участников из 68 стран, отобрали 25 лучших. В финал прошли представители Японии, Италии, Чехии, Украины и России. А я… Не то чтобы была не уверена в себе. Конечно, верила в свои силы. Но мне кажется, что для каждого победителя это всегда большой сюрприз - когда в финале звучит твоя фамилия.

- Но это всё-таки случилось. Помните, какая мысль первой проскочила в голове?

Нет, я в тот момент вообще ни о чём не думала (смеётся). Сначала называют не певца, а страну-победителя. И когда это раскатистое «Р-р-россия» разнеслось над забитым до отказа залом, оно у меня эхом отдавалось в голове. И те мгновения, когда ты стоишь на сцене, тебе вручают кубок, ты поворачиваешься к зрителям… Это так торжественно, что не веришь в происходящее - будто тебе всё это снится.

- Мы все знаем, что в «области балета впереди планеты всей». А на каком уровне котируются в мире наши молодые оперные исполнители? Ведь в России на слуху в основном имена оперных прим старшего поколения - Вишневской, Образцовой.

Наша опера тоже на высочайшем уровне - достаточно назвать Анну Нетребко, Дмитрия Хворостовского, Сергея Лейферкуса. За них бьются лучшие оперные сцены мира. Множество российских звёзд сейчас поют за границей. Мы по-прежнему лучшие. Просто в России об этом мало говорят, фокус внимания сместился от оперы к развлечению. Это в прежние времена чуть ли не из каждого утюга оперные арии звучали.

- Обычно на всех конкурсах в зале сидят не только ценители искусства, но и «охотники за головами», задача которых - первыми заполучить для того или иного театра вновь вспыхнувшую звезду. Вы уже почувствовали повышенный интерес к своей персоне? Или Большой театр не променяете ни на что?

Предложения о контрактах мне начали поступать уже после первого тура, а после финала их стало в несколько раз больше. Подобные предложения открывают дорогу к гастролям на Западе, к возможности выступать в лучших театрах мира, пробовать себя, экспериментировать, работая с разными режиссёрами, певцами. Ты словно переходишь на новую ступень в своей жизни. Но все эти предложения не отменяют работу в Большом театре - это же мой родной дом, из которого невозможно уйти навсегда. Можно лишь на время уехать, чтобы подышать, пропитаться другим воздухом. Тогда возвращение на Родину будет ещё более сладким.

Досье

Екатерина Щербаченко, 32 года, родилась в Рязани, закончила Рязанское музыкальное училище им. Г. и А. Пироговых, получила специальность дирижёр хора. В 2005 г. окончила Московскую Государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, приглашена в Большой театр в качестве постоянного члена оперной труппы.



Вверх