Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание. Раскольников и его двойники в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе .

Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый взгляд непонятная, оказывается впоследствии довольно простой. Достоевский хочет показать нам теорию Раскольникова не только на его примере, ибо Раскольников, увы, не оригинален в своих идеях наполеонизма. В романе есть и другие персонажи, которые по-своему воплотили теория «права имеющих» в жизнь. Это и есть так называемые психологические двойники Раскольникова. Но в начале необходимо определить круг лиц, подпадающих по категорию двойников, ибо на первый взгляд люди не имеющие никакого к ней отношения, оказываются при ближайшем рассмотрении заядлыми ее приверженнцами и теологами. Во-первых, двойник Раскольникова, несомненно, Свидригайлов, личность загадочная и противоречивая, но он сам сообщает нам о своей похожести на Раскольникова, говоря ему: «мы с вами одного поля ягоды». Во-вторых, двойником Раскольникова можно также считать и подлого Лужина, его «родство» с Раскольниковым тоже очевидно, мы рассмотрим это впоследствии. Казалось бы и все. Но нет, нельзя забыть еще и саму жертву, Алену Ивановну. Она тоже «слуга» теории Раскольникова, хотя эта теория и «перемалывает» ее потом. Существует еще и Лебезятников, но он скорее слушатель, чем последователь, ибо ни силой характера, ни умом он не блещет. Итак, рассмотрим последовательно эти «зеркала» Раскольникова и попытаемся понять их роль в романе.

У Свидригайлова тоже есть «своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» Свидригайлов - сильный человек с сильным характером. И эти его слова не в коей мере не говрят о том, что он также как и Раскольников строит свою жизнь согласно теориям. Он не задумывается над тем «тварь ли он дрожащая или право имеет». Нет, он просто всю свою жизнь считает, что имеет право. Он не выводит постулаты, как поступать хорошо, а как плохо. Он делает гадости, сознательно потом делая добро, чтобы загладить свою вину. Жизнь Свидригайлова – это видоизменненная теория Раскольникова, ставшая реальностью. Автор хочет нам показать, что стало бы, если бы планам Раскольникова суждено было сбыться. Свидригайлов не проверяет себя, и если он и виновен в смерти других людей, он предпочитает думать, что так и должно было быть. Ничем не прикрытый, всепоглощающий цинизм – вот итог всех наполеоновских теорий, когда жизнь человеческая оценивается в медный грош. Однако, Свидригайлов не так порочен и глуп, как кажется на первый взгляд. Он понимает, что в жизни все должно быть уравновешено, и поэтому вслед за злом он делает добро, чтобы сильно не отягчать свою совесть. Оттого и приследуют Свидригайлова мистические сны и приведения. И как Раскольников преступил через жизнь, через кровь старухи-процентщицы, так и Свидригайлов преступает через кровь, только через свою собственную. Смерть, самоубийство Свидригайлова – это отказ. Отказ от собственных наполеоновских теорий, отказ от того факта, что одна личность может распоряжаться жизнью и смертью других людей, но также смерть эта – это еще одна жертва принесенная на алтарь теории всевластия, но жертва во имя искупления грехов. Может быть, от этого так мучительно Раскольникову, когда он разговаривает со Свидригайловым, потому что он понимает, что смотриться в зеркало, и видит там свой собственный призрак, хотя еще недавно смеялся над видениями Свидригайлова. И так же как Раскольников отправляется на каторгу, в путешествие к свое душе, так и Свидригайлов отправляется в это самое путешествие, открывать свою «Америку» и покаятся: «- Ну, брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку. Он приставил револьвер к своему правому виску…»

Вместе с первым упоминанием о Свидригайлове в начале романа, мы также слышим и имя некоего Лужина Петра Петровича. Это тоже двойник Раскольникова, слишком уж сильно похожи их способы достижения цели. Но цель-то у них разная. У Раскольникова – это доказать свою причастность к сильным людям, повелевающим миром, у Лужина – воспользоваться преимуществами этих людей без каких-либо доказательств.Лужин тоже зеркало, но зеркало грязное и заплесневевшее. Он – крайнее проявление теории Раскольникова, он – это рассказ нам автора о том, что будет, если все начнуть пользоваться теорией: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...» Раскольников понимает где-то глубоко в душе, что Лужин живет по таким же принципам, как и он, оттого Лужин и становится ему противен. Он как бы видит наяву воплощение своей теории и уже наперед знает, что она провальна. Встреча с Соней Мармеладовой завершает этот провал. И если Раскольникова и Свидригайлова можно считать так называемыми жертвами теории, то Лужин - явный ее идеолог. Действительно, иногда фразы, которые он бросает, звучат как постулаты его собственной жизни: «Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? - продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь» или «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно». Мы не знаем, совершил ли Лужин какие-либо преступления или нет, но мы знаем, что он боится полиции, и значит какие-то грехи за ним водятся. Но, представим на минуту, что Лужину необходимо было бы убить кого-либо для достижения своих целей. Думается, что сделал бы он это не колеблясь и не мучаясь угрызениями совести, ибо Лужин – подлец. Лишь для того, чтобы опорочить Раскольникова в глазах семьи, он готов был погубить Соню. Да он нам прямо говорит о том, что предпочитает брать невесту «из бедных», чтобы было потом чем попрекать. Вот она реализация Раскольниковской теории в самом худшем ее проявлении.

Не останется без внимания и жертва Раскольникова, старуха-процентщица. Она, конечно, не такая ярая последовательница теории, однако, жизнь ее в этом отношении тоже нельзя назвать правильной. Вспомним и о том, как старуха помыкала людьми, дававшими ей вещи в залог, о том, как она попрекала Лизавету, которая жила у нее на иждивении. Конечно, Алена Ивановна никогда в жизни не слыхала о том, что люди делятся на тех, которые могут дерзнуть и тех, кто никогда не отважится, поэтому грехи ее в этом отношении косвенны.

Как оказалаось, на страницах романа «Преступление и наказание» очень много личностей, так или иначе похожих на Раскольникова. И это не случайно. Теория Раскольникова настолько ужасна, что не достаточно просто описать нам его судьбу и крах этой теории, иначе повествование сведется просто к обычной криминальной истории полупомешанного студента. Достоевский хочет показать нам, читателям, что оказывается теория эта не так уж и нова и не так уж и нереализуема. Мы видим ее развитие и преломление через жизни и судьбы этих героев-близнецов и понимаем, что необходимо бороться с этим злом. Средства борьбы каждый находит свои, единственное, важно помнить, что с этим врагом нельзя бороться его же оружием, иначе мы рискуем оказаться в затхлом Петербурге того времени, в клоаке, перемалывающей людей и мысли.Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова - это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.

Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова). Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны. Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он - зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.

Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина - прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.

Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.

Социально-психологический роман Ф.М. Достоевского «Пре­ступление и наказание» (1866) создаёт для читателя сложную картину общественных, нравственных отношений в России в 60-е годы XIX в.

Родион Раскольников, главный герой романа, - недоучив­шийся студент, измученный бедностью. Он «дитя» своего века, своего времени. Мысли о несправедливом устройстве мира угнетают его. Родион восстаёт против законов этого мира и знает «одной лишь думы власть» - желание этот мир изме­нить. Как могут «хозяева жизни», наполеоны, лужины, Свидри­гайловы, находясь на вершине «человеческого муравейника», повелевать другими, людьми честными и совестливыми, но лишёнными прав на человеческое существование?

Размышления Раскольникова выстраивают в его сознании бесчеловечную теорию деления людей на «тварь дрожащую» и тех, кто «право имеет». По сути дела, душа молодого чело­века «расколота». Им движет желание «сломать, что надо, да и только». Иными словами, насильственно изменить жизнь в глобальных масштабах на разумных, человечных началах.

Но может ли быть высокая цель, которая руководит по­мыслами героя, совмещена с преступными средствами? Да, может, считает он. Ведь, как ему кажется, он смог бы взять на себя «страдания человеческие», чтобы защитить «униженных и оскорблённых».

Но «натура», чувство справедливости, подсказывает «осво­бодителю человечества»: он не прав.

Последующее убийство старухи-процентщицы - шаг ма­тематически выверенный, как ему кажется. Раскольников при этом пытается доказать себе, что убийство «никому не нужной и… всем вредной старушонки» поможет понять ему самого себя. «Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Но, по словам проницательного Порфирия Петровича, герой свою «натуру не сумел рассчитать». «Я себя убил, а не старушонку: тут-таки и ухлопал себя навеки!» - с тоской вос­клицает Родион. Последующее раскаяние, явка с повинной, суд и каторга, любовь и участливое отношение Сони, новый взгляд на него товарищей по несчастью, а главное - приход к истине через веру в Бога - это перерождает героя, даёт ему надежду на преодоление внутреннего кризиса. Новое представление о своём предназначении открывается пред ним.

Любить Бога и людей, жить праведно, терпеть - таков удел человека, преодолевшего в себе внутренний «раскол» (двой­ственность чувств), намеренного жить по законам совести и добра.

Но почему же Свидригайлов в известном смысле является двойником Раскольникова?

Потому что на каком-то важном жизненном этапе и того, и другого объединяет общее: ложное понимание того, что в жизни всегда побеждает человек сильный, тот, кто «пересту­пить» «право имеет», презрев «тварь дрожащую».

Свидригайлов, однако, идёт по жизни изначально пре­ступным путём, умело заметая следы своих злодеяний. Были известны факты повешения крепостных на чердаке его дома; подозрительной и тёмной выглядит история смерти его жены Марфы Петровны. Он с настойчивостью маньяка преследует Евдокию Романовну, пытаясь добиться от неё взаимности.

Но со временем Свидригайлов всё же понимает страшную греховную суть своих поступков и кончает жизнь самоубий­ством в тёплую сырую ночь в петербургских кварталах.

В тревожные часы полусна накануне рокового шага его по­сещают картины прошлой развратной жизни, и эти видения ещё раз подтверждают для него чувства вины и правильность выбранного решения: он должен наказать самого себя. Во ис­купление грехов он оставляет деньги на содержание детей Ека­терины Ивановны.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и наказание» достаточно сложна. В центре произведения — образ главного героя, Родиона Раскольникова, с его идеей «разрешить кровь по совести». Все остальные персонажи так или иначе связаны с Раскольниковым. Главный герой окружен в романе «двойниками», в сознании которых по-разному преломляется его идея.

Один из двойников Раскольникова в романе — Петр Петрович Лужин. Достоевский характеризует этого героя резко отрицательно. Это богатый человек, блестящий делец, приехавший в Петербург в надежде устроить свою карьеру. «Пробившись из ничтожества», он привык «болезненно любоваться собой», высоко ценил свой ум и способности. Главная же мечта Лужина была о женитьбе. Более всего ему хотелось «возвысить до себя», облагодетельствовать какую-нибудь бедную девушку, непременно красивую и образованную, ибо он знал, что женщинами можно «весьма и весьма много выиграть в Петербурге».

Эти мечты, болезненное самолюбование — все это свидетельствует о душевной неуравновешенности героя, о его цинизме. «Пробившись из ничтожества» с помощью денег, в душе и по характеру он остался ничтожеством.

Лужин — деловой человек, который более всего на свете ценит деньги, добытые «трудом и всякими средствами». Он уважает себя, считает себя умным, прогрессивным человеком, трудящимся на благо всего общества. У Лужина даже есть своя теория, которую он с удовольствием развивает перед Раскольниковым. Эта «теория разумного эгоизма» гласит: «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Лужин считает: если каждый будет действовать, руководствуясь лишь собственным интересом, то в обществе будет больше преуспевающих граждан, «устроенных частных дел». Следовательно, «приобретая единственно и исключительно себе», человек трудится на благо «всеобщего преуспеяния», на благо экономического прогресса.

В жизни Петр Петрович последовательно руководствуется своей теорией. Женитьба на Авдотье Романовне тешит его болезненное самолюбие, к тому же она может способствовать его карьере. Раскольников выступает против этого брака, и Лужин быстро находит способ исправить ситуацию. Чтобы очернить Родиона в глазах родных и вернуть расположение Дуни, он обвиняет Соню в воровстве, подложив ей ассигнацию.

Анализируя теорию Лужина, мы замечаем ее поразительное сходство с теорией Раскольникова, в которой тоже доминирует личный интерес человека. «Наполеонам все дозволено», — безапелляционно утверждает Раскольников. В убийстве старухи-процентщицы, безусловно, присутствует и личный интерес героя. Один из мотивов этого убийства — желание Раскольникова проверить свою теорию, выяснить, к какому же типу людей относится он сам: «...тварь ли я дрожащая или право имею?»

Теория Раскольникова, по его мнению, тоже призвана спасти человечество от мирового зла, направлена на развитие прогресса. Магометы, Наполеоны, Ликурги — люди будущего, которые «двигают мир и ведут его к цели». Они «разрушают настоящее во имя будущего».

Характерно, что теория Лужина крайне не нравилась Рас-кольникову. Возможно, интуитивно он чувствовал в ней сходство со своими собственными идеями. Недаром же он замечает Петру Петровичу, что по его, лужинской, теории выходит, что и «людей можно резать». Как замечает Ю. Карякин, этим сходством, вероятно, и объясняется безотчетная ненависть Раскольникова к Лужину.

Таким образом, Лужин опошляет теорию главного героя, предлагая «экономический» вариант этой теории. Лужин — «двойник» Раскольникова в жизненно-бытовом плане.

Крайнее же выражение идеи Раскольникова, ее философский контекст мы находим в образе Свидригайлова. Этот образ в романе очень сложен. Свидригайлов «нигде не однолинеен, не так уж однотонно черен». Именно Свидригайлов восстанавливает доброе имя Дуни Раскольниковой, открыв Марфе Петровне истинное положение вещей. Он помогает осиротевшей семье Мармеладова, организовав похороны Катерины Ивановны и пристроив малолетних детей в «сиротские заведения». Аркадий Иванович помогает и Соне, снабдив ее средствами для поездки в Сибирь.

Это, безусловно, умный человек, проницательный, по-своему тонкий. Он прекрасно разбирается в людях. Так, он сразу же понял, что за человек Лужин, и решил воспрепятствовать браку с ним Авдотьи Романовны. Как замечает В. Я. Кирпотин, «потенциально Свидригайлов — человек большой совести и большой силы», но все задатки его загублены образом жизни, российскими общественными условиями, отсутствием у этого героя каких-либо идеалов, четких нравственных ориентиров. К тому же от природы Свидригайлов наделен пороком, бороться с которым он не может, да и не желает. Речь идет о склонности героя к разврату. Живет он, подчиняясь лишь зову собственных страстей.

При встрече с Раскольниковым Свидригайлов замечает, что между ними есть «какая-то общая точка», что они — «одного поля ягоды». Кроме того, и сам писатель в известной степени сближает героев, развивая в изображении их один и тот же мотив. Это мотив ребенка, мотив невинности и чистоты. О Раскольникове сказано, что у него «детская улыбка», в первом сне своем он видит себя семилетним мальчиком. Соня, с которой он все больше сближается, напоминает ему ребенка. Детское выражение было и на лице Лизаветы в момент нападения на нее Раскольникова. Свидригайлову же дети являются в кошмарных сновидениях, напоминая о совершенных им злодействах.

И уже в развитии этого мотива обнаруживается разница между героями: если Раскольников эту детскость и чистоту несет в себе (это лучшее в герое), то для Свидригайлова — это поруганная чистота и невинность. Недаром Раскольников чувствует отвращение, разговаривая с Аркадием Ивановичем: ведь Свидригайлов покушается на то, что присутствует в глубине души Родиона.

В дальнейшем различие между ними становится все ощутимее. Преступление Раскольникова символизировало собой протест против несправедливости и жестокости окружающего мира, невыносимых условий жизни. Безусловно, вторичными мотивами его явились и бедственное положение героя и его семьи, и желание проверить свою теорию. Но, совершив убийство, Раскольников уже не может жить по-прежнему: он «как будто ножницами себя отрезал ото всех», ему не о чем говорить с окружающими. Чувство мучительного отчуждения от людей вдруг охватывает его.

Однако, как отмечает В. Я. Кирпотин, и до и после преступления для Раскольникова значимы понятия добра и зла, в душе его сохранились идеалы. Так, после совершения убийства герой помогает Мармеладовым. Последние двадцать рублей Раскольников отдает на похороны Семена Захаровича.

Ничего подобного мы не находим в натуре Свидригайлова, который совершенно опустошен, духовно мертв. Большой жизненный опыт, самодостаточность, тонкий ум соседствуют в душе его с цинизмом и безверием. «Оживить» его не может даже любовь к Дуне, лишь на мгновение пробуждающая в душе его порывы благородства и истинно человеческих чувств. Свидригайлов скучает в жизни, ничто не занимает его ум и сердце, он ни во что не верит. При всем том Аркадий Иванович потакает всем своим желаниям, как хорошим, так и дурным. Погубив совсем юную девочку, он не испытывает никаких угрызений совести. Лишь однажды, в предсмертную ночь, его посещает кошмарное видение в образе загубленной девочки. Причем эта гнусная история, видимо, не единственное злодеяние Свидригайлова. О нем ходит много сплетен и слухов, к которым, впрочем, он равнодушен. Да и сам Аркадий Иванович вряд ли считает все эти истории чем-то из ряда вон выходящим. Для этого человека, похоже, не существует каких-либо моральных границ.

Характерно, что вначале Раскольникову кажется, что в Свидригайлове «таится какая-то власть над ним», он притягивает Родиона. Но вскоре Родиону становится «тяжело» и «душно» с этим человеком, Раскольников начинает считать его «самым пустейшим и ничтожнейшим злодеем в мире».

Таким образом, по пути зла Свидригайлов идет гораздо далее Раскольникова. И в этом отношении символично даже имя этого персонажа. Имя «Аркадий» происходит от греческого слова «аркадос», что означает «житель Аркадии», буквально — «пастух». Характерно, что в православной культуре слово это часто употреблялось в значении «пастырь» — то есть руководитель в духовной жизни, учитель, наставник. И в каком-то смысле Свидригайлов — действительно учитель Раскольникова на пути зла, так как в своем цинизме и безверии он во многом «превосходит» Родиона. Свидригайлов постоянно демонстрирует «высшее», «мастерское» владение раскольниковской теорией в виде практических воплощений ее.

Третий «двойник» Раскольникова в романе — это Соня Мармеладова. «Двойничество» ее лишь внешнее. Превратившись в проститутку, она тоже смогла «преступить черту», определенную нравственную границу. Однако мотивом действий Сони явился не эгоизм, не индивидуалистическая теория, не протест против мирового зла. Она жертвует собой, чтобы спасти от голодной смерти малолетних детей Катерины Ивановны.

Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Родион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена. Писарев отмечал, что «Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка».

Соня — натура деятельная, активная, она пытается спасти семью от неминуемой гибели. На жизненном пути ее поддерживает кротость, доброта, вера в Бога. Раскольникова притягивает Соня, потому что он начинает отождествлять ее с собой, считая их жизненные положения похожими. Однако вскоре он замечает, что не понимает ее, она кажется ему странной, «юродивой». И это непонимание обнажает различия между ними. «Преступление» Сони отлично от преступления Раскольникова, поэтому душа ее жива, наполнена верой, любовью, милосердием, Соня чувствует свое единение с людьми.

Таким образом, Раскольников имеет в романе духовных двойников. Назначение их различно. Лужин и Свидригайлов своим внутренним обликом дискредитируют теорию Раскольникова. При всем том Лужин — это примитивное воплощение теории героя, воплощение ее на жизненно-бытовом уровне. Свидригайлов же воплощает идею Раскольникова на глубинном, философском уровне. Образ Свидригайлова как бы обнажает дно пропасти, к которой ведет индивидуалистическая теория героя. Соня — лишь внешний «двойник» героя, ее «двойничество» поверхностно.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» можно назвать одним из наиболее психологически глубоких и противоречивых романов русской классической литературы. Именно в данном произведении затрагиваются такие фундаментальные вопросы как процесс становления личности, поиск своего места в обществе, формирование собственного мировоззрения путём множества проб и ошибок.

Родион Раскольников, главный герой романа Достоевского, являет собой противоречивый собирательный образ, в котором переплетаются и сострадание, и жестокость, и решительность, и слабость. Раскольникова невозможно однозначно определить в «положительные» или «отрицательные» персонажи, ведь во время чтения романа возникает ощущение, что он буквально соткан из противоречий. И именно для того, чтобы подчеркнуть доминирующие черты характера главного героя, Достоевский и прибегает к введению двойников персонажа.

Лужин

Самым выразительным двойником Родиона Раскольникова в романе, на мой взгляд, является Пётр Петрович Лужин – жених сестры главного героя, Дуни, человек, наглядно демонстрирующий, к чему именно приводит жизнь по теории Достоевского о «тварях дрожащих и право имеющих». Являясь деловым и преуспевающим человеком средних лет, он не признаёт ни бескорыстности, ни благородства, полагая, что каждый в этом мире стремится только к одному – к поиску собственной материальной выгоды. Лужин, сосредоточенный на себе и только на себе, абсолютно пренебрегает заботой об окружающих его людях, пребывая в ошибочной уверенности в том, что весь мир вращается вокруг его персоны. Эгоизм в крайней степени, отсутствие даже небольшой склонности к альтруизму и человечности – вот, что являет собой этот двойник Раскольникова, вот, чем бы стал Родион Раскольников, если бы продолжил следовать принципам своей теории.

Свидригайлов

Вторым двойником Раскольникова является Аркадий Иванович Свидригайлов, мужчина пятидесяти лет, дворянин, некогда служивший в кавалерии. Любопытно то, что его фамилия является говорящей – созвучная с немецким «geil» (сладострастный), она чётко дополняет портрет героя. В данном персонаже словно уживаются два человека – спокойный и здравомыслящий и злой и циничный. Будучи насильником, в отличие от Раскольникова не склонным к мукам совести, он жертвует деньги и Сонечке Мармеладовой, и Катерине Михайловне. Этот факт дополняет противоречивый и неоднозначный образ Аркадия Ивановича. В свою очередь, деталь в виде суеверности Свидригайлова поселяет в душу сомнение о том, действительно ли он так сух и циничен, каким хочет казаться многим людям.

Порфирий Петрович

Третьим и самым нетипичным двойником Родиона Раскольникова является Порфирий Петрович, следователь, который и вывел главного героя на чистую воду. Склоняя персонажа к покаянию и признанию, Порфирий Петрович вспоминает и собственные теории, подобные теории Раскольникова, которыми тот увлекался в молодости, однако с течением времени убедился в их ложности.

Таким образом, в романе Достоевского «Преступление и наказание» читатели могут обнаружить довольно много двойников Родиона Раскольникова. Практически в каждом персонаже произведения возможно разглядеть некие характерные черты, оттеняющие образ главного героя, подчёркивающие все его самые яркие личностные особенности. Фёдор Михайлович, являясь великолепным знатоком человеческой души, с помощью своего романа производит настоящую переоценку ценностей у читателей, заставляя задуматься о самих себе и обратить внимание на собственное окружение.

Сочинение Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание 10 класс

Уникальность знаменитого нетленного романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в том, что всякий герой в нём владеет своим четким взглядом на жизнь, своим голосом, своими мыслями.

Родион Раскольников представлен в качестве центрального персонажа – в прошлом студент, скоропостижно оставивший учебу ввиду финансовых затруднений. Он разрабатывает свою личную концепцию, основанную на разделении всего общества на два разряда – простые и непростые. Согласно его теории, люди непростые, необыкновенные имели полнейшее право на распоряжение жизнями простолюдин.

Фокус в романе сосредоточен на мысли Раскольникова о его властной индивидуальности, которая готова наплевать на духовные ценности социума ради исполнения важнейшей задачи. Эта теория зеркально отображается в других действующих лицах, применяется на практике, пробует себя в них.

В произведение четко прослеживается концепция присутствия духовных двойников Раскольникова. Эта система позволяет создателю романа в полной мере раскрыть точку зрения центрального персонажа, его мировоззрение. В качестве духовных двойников представлены малозначащие герои, но каждый из них олицетворил доктрину «права имеющих» на примере своей судьбы.

Пожалуй, самым бесспорным и выделяющимся двойником Раскольникова выступает Аркадий Иванович Свидригайлов, таинственный и парадоксальный персонаж. Свидригайлов – веская личность, пошляк и картежник, с наплевательским отношением к моральным и духовным традициям. Он абсолютно не растрачивает свои силы и время на мысли о злодействе. Уверенность в своей правоте, вот что заставляет его действовать, а не размышлять. Видоизмененная концепция Раскольникова, воплощенная в жизнь – есть сам Свидригайлов. Самым весомым аргументом, отличающим его от Родиона, выступает полное отсутствие угрызений совести и душевных мук от раскаяния. Тем не менее, ближе к развязке романа, в нем воскресают сострадание и жалость. Осознав, насколько никчемную и бессмысленную жизнь он проживает, Свидригайлов совершает самоубийство.

Очередной психологической копией Родиона Раскольникова, духовная общность с которым отчетливо прослеживается, можно рассматривать надворного советника - негодяя Лужина, пожалуй, самого ненавистного героя Федора Михайловича. Алчным, себялюбивым, тщеславным человеком выступает в произведении второй двойник Родиона. На людей сословием ниже, он смотрит свысока, с презрением и брезгливостью. Их похожесть – это абсолютно одинаковые методы претворения своей цели в жизнь. Да, намерения у них не совпадают. Раскольников пытался докричаться до всего мира, обратить на себя внимание, как на человека влиятельного и величественного. Ну а пределом мечтаний Петра Петровича Лужина была возможность эксплуатировать достоинства таких людей в своих интересах. Эгоизм и любовь к самому себе целиком и полностью охватили его.

Неслучайно в романе фигурируют герои, настолько схожие с Раскольниковым.

Таким образом, посредством духовных близнецов, его теория проявляет себя полностью бездоказательной и малосостоятельной. Вседозволенность невозможна в принципе, не применима ни к одному человеку. Во всяком случае не приводит она к позитивным последствиям. Осознав это, Раскольников раскрывает портрет своей личности полностью, ведь его становление происходило на протяжении всего произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Спор о правде и лжи в пьесе На дне Горького сочинение

    Пьеса Максима Горького «На дне», созданная писателем в двадцатом веке, отражает тяжёлую жизнь людей того времени и затрагивает множество первостепенных вопросов, которыми на протяжении своей жизни задаётся каждый человек

  • Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс (описание)

    Богатая, яркая и в то же время грустная и унылая - это осенняя пора. Но, несмотря на это прекрасная пора года так и манит художников – рисовать ее. Много осенних картин написал и русский художник - Исаак Бродский

  • Сочинение Анализ Мещанин во дворянстве Мольера

    Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

  • Сочинение по картине Левитана Лесное озеро (описание)

    Эта картина, как и много других работ художника говорит об истинной любви к своей Родине.



Вверх