Душа человека – от рождения и до рождения. Где находится душа до рождения человека? Ли жизнь до рождения

Мысли известных людей о перевоплощении (реинкарнации) от Юлия Цезаря до современных учёных


Идея перевоплощения, являющаяся одним из краеугольных камней буддизма и индуизма, близка не только народам Востока. Она была также близка многим людям, которые слагали и слагают интеллектуальное могущество европейской цивилизации и чьи имена осеняют славой западные народы. Среди них представители разных эпох и устремлений, но их дух запечатлел в сознании личностей больший или меньший отблеск о прошлом существовании.


Чуть ниже приводятся выдержки из дневниковых записей некоторых великих и очень известных людей, фрагменты из их писем, научных и литературных произведений, лекций, статей и т. д. о Законе перевоплощения (реинкарнации) (от Юлия Цезаря до современных ученых).


Юлий Цезарь (римский диктатор, полководец, 100-44 г. до н.э.):
"Изучая причины и смелости кельтов и отсутствия у них страха смерти, он считал, что души не уничтожаются, а переходят после смерти из одного тела в другое. Благодаря этой убежденности снимается страх смерти, и народы становятся смелее".


Цицерон (римский политический деятель, оратор и писатель, 106-43 г. до н.э.):
«Доказательством того, что люди знали множество вещей до своего рождения, служит тот факт, что еще маленькими детьми они схватывают любую информацию очень быстро. По-видимому, они не в первый раз все это воспринимают, а вспоминают из своего прошлого».


Вольтер (фр. писатель и философ-просветитель, 1694-1778):
«Рождаться дважды – не более удивительно, чем один раз: все в природе подчинено закону возрождения»


Уильям Блейк (англ. поэт и художник, 1757-1827):
«В моем мозгу – кабинеты и палаты, полные книг и картин старых времен, которые я написал за бесконечные века до моей смертной жизни»


Вальтер Скотт (англ. писатель, 1771-1832):
«Вчера за обедом меня преследовало странное чувство, которое я назвал бы ощущением предыдущего существования – смутное ощущение того, что все, что происходило, было уже не в первый раз»


Генрих Гейне (нем. поэт и публицист, 1797-1856):
«Кто знает, в теле какого портного сейчас находится душа Платона, в теле какого школьного учителя – душа Цезаря? Кто знает! Может быть, душа Пифагора находится сейчас в теле бедного ученика, который провалился на экзамене потому, что не смог доказать теорему Пифагора»


Эдгар По (амер. писатель, 1809-1849):
«Мы бродим среди судеб нашего земного существования, нас сопровождают смутные воспоминания о более широкой Судьбе, но они всегда с нами. Об очень далекой, бесконечной, величественной… Судьбе прошедших времен»


Жорж Санд (фр. писательница, 1804-1876):
«…после того, как мы позабудем о предыдущем своем существовании, нас снова бросают в эту жизнь, как в перегонный куб, где мы должны быть воссозданы, возобновлены и закалены страданиями, борьбой, страстями, сомнениями, болезнями и смертью. Все это зло мы должны претерпеть для нашего же блага, для нашего очищения и, в конечном счете, для достижения совершенства…»


Чарльз Диккенс (англ. писатель, 1812-1870):
«Я видел небольшую сценку, которая…казалась мне совершенно знакомой… На переднем плане стояла группа молчаливых деревенских девушек, прислонившихся к парапету маленькой речки… Тени приближающейся ночи лежали на всем. Если бы я был убит здесь в какой-нибудь из своих прежних жизней, я не мог бы понять это место лучше»


Артур Конан Дойл (англ. писатель, 1859-1930):
«Когда задается вопрос: где мы были перед тем, как были рождены, ответ гласит – в системе медленного развития на пути реинкарнации с долгими интервалами отдыха между ними… На естественный вопрос, почему мы не помним этих существований? – мы можем ответить, что такие воспоминания бесконечно усложнили бы нашу теперешнюю жизнь. Эти существования, вероятно, образуют цикл, который становится для нас совершенно ясным, когда мы приходим к его концу: тогда мы, может быть, сможем увидеть ряд жизней, нанизанных на одну личность »


Виктор Гюго (фр. писатель-романтик, 1802-1885):
«…Души переходят из одной сферы в другую, не теряя своей индивидуальности, и становятся все светлее. Я чувствую в себе будущую жизнь… Когда я сойду в могилу, я смогу сказать, как многие другие: «Я закончил свой путь». На следующее утро мой труд начнется снова. Могила не тупик: она – переход. Она закрывается в сумерки. И снова открывается на рассвете»


Гюстав Флобер (фр. писатель, 1821-1880):
«Мне кажется, что я существовал всегда! Я вижу ясно себя в различные времена истории занимающимся различными ремеслами, человеком с различной судьбой… Многое было бы объяснено, если бы мы знали нашу подлинную генеалогию»


Ромен Роллан (фр. писатель, 1866-1944):
«Не раз я цитировал по памяти, хотя и не полностью, уроки мысли, полученные когда-то. Но от кого? Это было в одном из моих самых двних существований…»


Сомерсет Моэм (англ. писатель, 1874-1965):
«Нам было бы легче нести трудности собственной жизни, если бы мы могли думать, что это лишь логический результат ошибок в одном из наших предыдущих существований. Стараться поступать иначе, лучше, нам тоже было бы легче, если бы мы имели надежду, что в ином существовании наградой было бы счастье»


Константин Циолковский (рус. ученый и изобретатель, основоположник совр. космонавтики, 1857-1935):
«В мои годы умирают, и я боюсь, что вы уйдете из этой жизни с горестью в сердце, не узнав от меня, что нас ожидает непрерывная радость. Вот почему я пишу это резюме, не окончив еще многочисленные основные работы. Мне хочется, чтобы эта жизнь ваша была светлой мечтой будущего, никогда не кончающегося счастья. Моя проповедь в моих глазах даже не мечта, а строго математический вывод из точного знания»


Мэнли Палмер Холл (амер. писатель-мистик, исследователь различных религиозно-философских учений):
«Перевоплощение и карма являются единственными объяснениями тайны жизни, которые способен усвоить наш разум. Эти законы придают целесообразность действию и смысл существованию».


Альберт Эйнштейн (амер. физик-теоретик, один из основателей совр. физики, 1880-1952):
«Против идеи вечного возвращения наука не может привести абсолютно достоверных аргументов»


Свами Вивекананда (инд. философ, 1863-1902):
«…Мы приобретаем все наши знания через опыт – это единственный путь. То, что мы называем опытом, сосредоточено в нашем сознании…ребенок рождается с определенными наклонностями. Откуда это идет? Древние философы, греки, египтяне, учат, что ни один ребенок не приходит с «чистым разумом». Каждый ребенок приходит с сотнями наклонностей, выработанными его прошлыми осознанными действиями. Они не приобретены в этой жизни, и мы склонны утверждать, что они должны были приобрести их в прошлых жизнях…»


Елена Рерих (русский философ, писатель, переводчик, 1879-1955):


«Закон перевоплощения есть основа всех истинных учений. Если мы отбросим его, то всякий смысл нашего земного существования сам собою отпадает. Кроме того, кто же может объяснить удовлетворительно всю жестокую несправедливость того, что один родится и красив, и богат, и счастлив, а другой должен влачить жалкую жизнь, часто физического калеки, или же всю свою жизнь бороться с самыми тяжелыми несправедливостями и бедствиями?» (Письмо Е.Рерих от 03.12.37)


«доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553-м году по Р. Хр. на Втором Константинопольском Соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее последовательных возвращениях на Землю стала «ересью» среди официального христианства лишь в шестом веке по Р. Хр.; до этого времени она была терпима и принята теми церковниками, которые были особенно близки гностикам» (Письмо Е.Рерих от 08.10.35)


Елена Блаватская (философ, теософ, писатель, автор "Разоблачённой Изиды и "Тайной Доктрины", 1832-1892):
«Вера в последовательные перерождения человеческого Эго и его прохождение через множество жизненных циклов в различных телах является действительно универсальной, ибо это не просто вера, но уверенность, изначально присущая человечеству. И сейчас, когда теологические догмы о человеческом происхождении почти уничтожили и вытеснили эту естественную, врожденную идею из христианских умов, сотни наиболее выдающихся западных философов, писателей, художников, поэтов и мыслителей продолжают верить в перевоплощение». (отрывок из статьи "Размышления о Карме и Перевоплощении")


Генри Форд (амер. промышленник, основатель крупнейшей в мире автомобильной кампании, 1863-1947):
«Я усвоил теорию перевоплощения, когда мне было двадцать шесть… Даже работа не могла дать мне полного удовлетворения. Любая работа бесполезна, если мы не в состоянии использовать в следующей жизни тот опыт, который накоплен в предыдущей… Открытие перевоплощения сразу же рассеяло все мои опасения. Меня охватило чувство покоя. В таинстве жизни я увидел порядок и прогресс и более уже не стремился отыскать разгадку жизни».


Леонид Лесков (рос. ученый, доктор физ.-мат. наук, философ, профессор МГУ, род. 1931, умер года три назад):
«Специалисты из Бангалорского Института психического здоровья и невропатологии из разных стран, но в основном из Индии, собрали материалы о 250 подобных случаях (о воспоминаниях некоторых людей своих прошлых жизней). То маленький мальчик «вспомнит», как его сожгли на погребальном костре, и расскажет об этом подробности, которых ребенок никак не может знать. То девочка начинает уверять всех, что она не Луранси Ваннет, а Мэри Рофф, и в подтверждение сообщит имена всех родственников этой Мэри, что окажется совершенно точным списком…»


Во все века о перевоплощении говорили самые лучшие умы человечества, среди них были также Пифагор, Платон, Лао Цзе, Парацельс, и мн. др.

Приветствуем вас дорогие братья и сестры! Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Свято-Введенского женского монастыря в г. Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Батюшка, благословите.

Бог благословит.

Сегодня хотелось бы поговорить о духовном мире.

Всем нам, живущим на земле верующим и неверующим, надо помнить. Придет такое время, когда мы должны будем оставить этот мир земной и перейти в реальность Божественного мира.

Одни унаследуют жизнь вечную в Боге, другие - нераскаянные грешники - унаследуют вечные адские муки. И хотелось бы по этому поводу спросить: батюшка, а что мы знаем о духовном мире?

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Мы можем знать только то, что нам Господь открыл и святые отцы из личного опыта. Христос, когда воскрес, явился к ученикам при закрытых дверях и сказал: «Мир вам», дунул на них и сказал: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи на земле, тому будет прощено на небе. Кого свяжете на земле, тот будет связан на небе». На тот момент Господь дал двенадцати апостолам, первой церкви власть прощать грехи. Решать и разрешать. И когда Господь воскрес, Он в обновленной плоти явился через стены. Вкушал пищу, пил воду и через стены ушел.

Вот точно такую же духовную плоть должны принять мы, Его последователи. Значит, это для нас Господь создал духовный мир.

Мир огромный, великий. Человеческому разуму это недоступно.

Как недоступно, допустим цыпленку, который находится в яйце.

Ну что он может знать о нашей земной жизни? Абсолютно ничего.

А что может знать ребенок в утробе матери? Тоже абсолютно ничего.

А когда цыпленок из яйца вылупится, и когда ребенок родится, откроет глаза, придет в сознание- он сам увидит этот великий мир.

Вот и мы с вами живем на земле как цыплята в скорлупе или как ребенок в утробе матери. А когда придет время - мы родимся, мы проникнем в духовный мир. В мир вечности, где все происходит по-другому. Там другие законы.

Когда один митрополит умирал, он сказал: Господи, все по- другому, все-все по - другому- и умер. Такие люди не умирают, они просто переходят из одного состояния в другое. Ведь цыпленок из одного состояния, из скорлупы выходит не для того, чтобы исчезнуть, а что бы жить. Точно так же и младенец в утробе матери уже рождается не для смерти, а для жизни. Для полной жизни. Это очень интересно, и тот, кто войдет в обитель Рая после Страшного суда, обнаружит там совсем другие законы.

Допустим,земля обновится, спустится на землю небесный град Иерусалим, как сказано в «Откровении» в 21 главе. Великий город, 12 ворот, на воротах ангелы. Улицы из чистого золота, ни одной пылинки. Дома из драгоценных камней. Конечно, и растительность совсем другая. Не та, что на земле.

Там транспорта не будет, там люди будут общаться друг с другом в одно мгновение и не будут напрягать голосовые связки, чтобы сказать кому- то что- то. Все мысленно будут друг друга понимать. Конечно, мы завидуем птицам, которые летают, но человек к высшему приготовлен, к вечности. Поэтому апостол Павел был вознесен до третьего неба и я, говорит, не знаю, то ли в теле, то ли в душе был там, но был в вечности. А потом из вечности опять возвратился в земное время. И говорил, что человеческое ухо не слышало и глаз не видел, то, что Бог приготовил для любящих Его.

Как святые отцы говорят: О Рай, О Рай! Я не могу тебя приобрести, не могу умом постигнуть то, что Бог приготовил для любящих Его! Если одна капля сладости Рая упадет в соленое море,то все море насладит. Если одна капля попадет в ад, то прекращаются страдания, погашается огонь, и ад становится Раем.

Даже райский цветок имеет такое зерно, что земной шар не может с ним сравниться. Нам это невозможно понять. Это далеко, но это есть. Это реальность, а не какие сказки, потому что у Бога лжи нет.

То, что Бог сказал - это истинно.

Как сказано: праведники наследуют вечную блаженную жизнь, а грешники наследуют адские муки. То-есть адское состояние начинается еще здесь, на земле. Когда у человека внутри гнев, зло, обида, гордыня, непослушание, упрямство – одним словом,все виды страстей. Это уже адское состояние. Но есть же такие люди, у которых тишина, покой, радость, мир, радуги любви в душе. К Богу, к ближнему. Совсем другое состояние, и это очень интересно.

Если карандаш остро наточить и поставить точку на бумаге -это будет человеческий зародыш в утробе матери. В этом зародыше заложены гены - информация о будущем человека. Законыпитания, размножения, национальности, характера, болезни, смерти-там все есть. Там есть и ножки, и ручки, и глазки. Конечно, человеку глаза, руки, ноги не нужны там, в утробе матери. Они ему будут нужны только, когда он родится, тогда ему все это пригодится. Человека еще нет, а для него уже приготовлен воздух и все необходимое для жизни. Хотя он находится в утробе матери вниз головой, окружен водой.

А когда родится - то все по -другому, уже не вниз головой- а вверх. Питаться надо не через пуповину, а через уста. И пища совсем другая.

Все же интересно, а еще интересней вот что. Господь создал землю, создал человека, вдунул в лице дыхание жизни, человек вкушает ту пищу, которую растит нам земля. И как это все происходит у человека, когда происходит зачатие? Откуда берется этот живой человек, весь запрограммированный, все в нем есть? Когда первая клетка живая появилась -ни один ученый не знает, это знает только Бог, разве это не чудо? А посмотрите это же самое чудо у животных. Миллиарды разных животных, птиц и рыб, все имеют жизнь, все имеют движение.

Когда Бог создавал землю,Он Духом Святымвсе это устроил.

Но это все материальное.

А нам Господь еще приготовил духовный мир, вечную блаженную жизнь. А вся наша земная жизнь - это только подготовка вхождения в духовный мир. Что мы здесь приобретем -все отойдет с нами.

У нас первый вопрос, слушаем вас.

Вот сейчас такая жизнь, что скорби, болезни, искушения разные, иногда даже на молитве приходят мысль, что когда перейдешь в мир большинства, тотам жизнь все равно лучше. Вот грех это? И как вообще к этому относиться?

Спаси Господи! Батюшка, вот действительно вопрос интересный.

Вот человек устал в этой жизни,и хочет быстрее перейти в ту жизнь. Не сродни ли это самоубийству? Не одно ли это и то же?

Нет, не одно и тоже, потому что у человека есть желание жизни, ну для примера, мы видим, что вокруг нас люди умирают. Но у нас внутри чувства этого нет. Мы только умом понимаем, что придет время и нам конец, но внутри этого чувства нет, потому что мы созданы для вечности. А почему? Потому что тело - это земля. И когда Господь создал человека из праха земли,как мумия мертвая было тело.

И Господь дунул в лице дыхание жизни, дал душу, оживил человека.

Он стал мыслить, говорить. Господь дал нам полную свободу.

Все в руках Божьих. Когда мы так себя настроим, что мы живем здесь временно, что нам уготовано новое небо и земля, а жизнь наша коротка. Ребенок родился и с каждым днем все ближе и ближе к смерти. И он этого не избежит. Я думаю,это все знают, поэтому те болезни, которые нам Господь попускает, и скорби - это все временное.

Сравнить со скорбями и болезнями, который перетерпел Господь наш Иисус Христос - это ничто. И со страданиями вечными наши скорби- это ничто. Если, допустим, взять раскаленный огонь в печи - бесы его не боятся, как мы не боимся того огня, который нарисован на картинке. А вот гееннского огня злые духи трепещут, да еще как трепещут!Поэтому когда человек переходит в тот мир, в духовный мир - он идет вместе с человеком. Если мы здесь, на земле, постараемся в своей душе носить полный порядок,избавиться от страстей. А страсти какие могут быть? Кто- то курит, пьет, блудит, матом ругается, раздражается, горд, самолюбив, упрямый, не послушный. Если он от этого не избавится, то в Царствие Божие невойдет. Как не войдет ни одно нечистое.

А когда Господь заберет нас - это только Его святая воля. Бывает, что и великие грешники забираются нераскаянными в тот мир.

Бывает и праведники забираются. Только знает один Господь, кому когда. Поэтому надо научиться Бога благодарить в болезнях, скорбях в гонениях, и это самое необходимое. Все эти гонения, скорби, болезни- ничто по сравнению с вечными страданиями и с вечной радостью. И Господь сверх сил никому не посылает, а каждому посылает по его силам. Самое главное - нельзя сосредотачиваться на мысли, что я болею или на какой- то скорби. Допустим,когда человек забирается в холодную воду, все внимание сосредоточит на своем теле, и, конечно, ему холодно будет.

А если он все внимание сосредоточит намолитве Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, то в два раза легче станет.

Даже рассказывали, были раньше такие случаи, когда за какое то преступление верующих людей, когда гонения были, бичевали, привязывали к столбу. И Христа тоже бичевали. Но когда человека бичуют, если он сосредоточится на Боге, молитве, то он в два раза легче переносит бичевания. А если он все сосредоточит на теле своем -то гораздо тяжелее будет переносить.

Батюшка, я вот недавно слышал то ли у старца Иоанна Валаамского, то ли у старца Никона Воробьева такую мысль, что одна монахиня исповедовалась ему, что боится смерти.

Он говорит: неправильно думаешь о смерти. О смерти надо думать не в том смысле, как ты будешь умирать. А вот если ты будешь думать о том, что тебя ждет после смерти - вот это будет правильней. И душа будет спокойна.

Конечно. Если человек потрудился в своей жизни, отдавал все для Господа, ему не страшно будет умирать

А зацикливаться на этом нельзя.

Для верующего человека смерти нет. Смерть- это просто сон. Душа выходит из тела в другой мир.

Батюшка у нас еще один вопрос. Говорите.

Вас беспокоит Александр. Христос Воскресе!

Воистину воскресе!

Спаси Господи! Батюшка, вот я читал Евангелие и Новый завет, и слушаю и смотрю. Правильно ли я понял, что тела наши повторяются как формы?

Иоанн Креститель говорил: Пославший меня сказал мне: на ком увидишь духа святого, сходящего как голубь, тот будет крестить вас огнем. И Иисус говорил: Меня послал Отец.

И родители подбираются здесь, на земле. И может быть, что мы тоже ангелы, только разных уровней? Христос сказал про Иоанна Крестителя, что меньший в царствии небесном больше, чем Иоанн Креститель. Там тоже какая- то иерархия есть. Может, и мы воплощаемся в тело, а когда умираем- выходим из них, из оболочки этой? Батюшка, правильно ли яуразумел?

И второй вопрос, существует ли первое, второе и третье небо? Еще до Рая, до этих обителей. Спаси вас Господи!

Есть семь небес, они делятся условно. А кто какое получит- хотя бы получить не небо, а быть последним, самым последним. Но только не в аду.

Нет, батюшка, вопрос, что тела повторяются у людей. Может быть Иоанн Креститель, это какой- о чин ангельский? Это был не человек - ангел. Можно мне ответить на этот вопрос?

Нет, это человек. Господь подготовил пророка, апророкприготовил место для Спасителя мира. Вот католики считают, что Матерь Божия беспорочна. Они этим унижают Матерь Божию - чем? Потому что Матерь Божия была такая же, как и мы, человек во плоти, но она имела свободу воли, она могла согрешить, а могла не грешить. И это самое великое, что Она своим трудом, своей свободной волей не согрешила.

Батюшка, по поводу этих вопросов, которые задавал сейчас человек. Я хотел подчеркнуть, что очень вольно подходим мык толкованию Священного Писания. О душах, о телах. Ведь Священное Писание - это меч обоюдно острый. Если мечом не уметь владеть, то можно себе голову отрубить.

Поэтому Священное Писание нельзя толковать своим умом.

Наш ум, он поврежденный, и порой принимает ложь за истину.

Поэтому если нас интересует, какой-то вопрос по Священному писанию, то нужно посмотреть, что святые отцы по этому поводу говорят. Сейчас в большом доступе толкования святых отцов.

Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, да всех-всех отцов. Можно посмотреть толкования, а самому толковать и размышлять опасно. Можно что -то неправильно подумать.

Но этот человек задает вопрос - и это уже хорошо, его можно поправить.

У нас еще один вопрос поступил. Где находится душа человека до его рождения на свет?

Душа человека находится у Господа. Как мы сегодня говорили, что человек Адам был как статуя мертвая, и Господь вдунул в лицо дыхание жизни, и человек ожил.

Это можно представить так, что Господь создал Адама, дал ему душу.

И господь усыпил Адама и из ребра создал емужену Еву.

Это можно сказать так: одну свечу зажег,а от этой свечи можно другую зажечь, и так целое море свечей.

Значит, душа дается человеку,когда человек зачат. Он получает душу вместе с зачатием. Я помню,как преподобный Варсонофий Оптинский отвечал, ему одна девушка написала письмо: У меня есть желание видеть этого мужчину, я без него не могу жить, что это такое?

А он говорит: это влечение естественное, потому что жена взята от Адама, поэтому ребрышко стремится на место. Но поскольку ты выбрала себе женихом Христа, старайся в молитве, чтении Священного Писания, святых отцов, убивать в себе это желание, поскольку ты избрала себе Христа. Так что все в руках Божьих.

Так что Господь с зачатьем дает душу.

И душу,и тело.

А вот еще вопрос такой. Сейчас детей заводят в пробирке. Откуда у них душа? Вот такой был Петруччи, у католиков, когда он человека в пробирке выращивал. Ему церковь католическая запретила, значит,в нем душа есть.

Как рождается человек? Семя отца и часть матери соединяются вместе, и зачинается плод. В момент зачатия дается душа. А поскольку в пробирке не мертвое семя и не мертвая клетка матери. Они же тоже живые, поэтому душа и в пробирке тоже есть.

Но тут еще хитрость такая. Надо взять ту женщину, которая беременна. В пробирке двухнедельный зародыш и беременна она тоже две недели. Надо брать у нее кровь и питать этого ребенка, а так самостоятельно он не может жить.

Но батюшка, ребенок из пробирки - это вообще очень сложная тема.

Наука не так давно стала этим заниматься.

А у нас вопрос. Говорите.

Спаси Господи! Если человек, мать, если она молится - значит знает, что первая молитва –это «Отче наш» к Отцу Небесному. Так одна женщина во сне он увидела усопшую маму, и та научила ее молитвам « Отче наш», «Богородице Дево, Радуйся», и «Символ Веры», и когда она очнулась -она уже знала эти молитвы. А так она их не знала никогда.

Хотя некоторые сейчас хорошоделают, читают правило Серафима Саровского: « Трисвятое» по «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево, радуйся»- вот и все молитвы. Но это правило он давал только тем людям,которые в 4 часа вставали и до 12 ночи трудились на полях, со скотиной. Чтобы они не забыли молитвы. Потому что они с утра до вечера читали, до обеда читали: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешного!» После обеда -«Пресвятая Богородица, спаси нас!»То есть они весь день молились. У многих была сердечная молитва. Я таких людей видел, общался с ними. Вот одна Матренушка, в 18 лет закончила гимназию с золотой медалью, а я ее исповедовал, когда ей было 91 год. Она мне землячка, с Кемеровской области. Она оказалась великой подвижницей. Ее сестра Пелагея родила семь детей и заболела. Так вот эта Матренушка замуж не выходила и воспитала всех детей. Все они получилиобразование.

И она такая незаметная была, жила чисто, свято, и Господь ей дал сердечную молитву. Она пронесла эту молитву до смерти. Она у меня исповедовалась и говорила: «Батюшка, я читаю только одну молитву Иисусову. А другие молитвы я не читаю».

Я говорю: «А почему?»

А она: «Вот меня поставили в 37 лет,я на клиросе читала и пела, и Господь мне дал в 18 лет молитву, так я когда начинаю другие молитвы читать - так нарушается ритм молитвы Иисусовой в моем сердце, и я сбиваюсь. Так с молитвой и причащаюсь». Вот так она мне поведала.

Она с утра до вечера трудилась. У нее были овцы, куры, гуси, корова.

И она все это хозяйство использовала для помощи бедным. Мария, Царствия Небесного ей.

Батюшка, а вот усопшим на том свете надо молиться?

Сами за себя они не могут молиться, а вот ждут наших молитв. Нашей помощи. Вот, допустим, знают ли усопшие о нас, как мы живем? Я думаю так:вот мы видим яйцо, в котором цыпленок и мать, которая носит в утробе ребенка. Он же о нас ничего не знает, ни цыпленок, ни ребенок. А мы знаем, что мать носит ребенка, что находится цыпленок в яйце 21 день. Мы- то знаем, а они ничего не знают. Так что в духовном мире все открыто.

А где духовный мир?

Он здесь, с нами, невидимый. Нельзя думать, что где-то там далеко- далеко и высоко. Наша земля во вселенной -это пылинка крохотная, незаметная. И вот в этой пылинке, в Москве на радиостанции «Радонеж» мы говорим о духовном мире.

Это тайна великая. И кругом у нас звезды, и внизу, и вверху, и земля летит и вертится вокруг солнца и луны. Это уже скрыто тайное, бездна тайны.

Батюшка, вот такой вопрос.

Если плохо в храме, ломает всего, как быть? Очень вас прошу помолиться за болящего Эдесия.

Вот, сегодня ко мне пришла одна девушка 35 лет.

Я спрашиваю: как себя чувствуешь?

Она говорит: Все прекрасно, исповедовалась, причащаюсь.

А когда коснулись того-другого, я спросил: Ты в этом каялась? Нет.

А в этом? Нет.

А потом оказалось, что она вообще не каялась.

Говорит: Ну, бывало, что осуждала, роптала, обманывала.

А я не знала, что надо все это говорить. У меня помутилось в голове.

А другая журналистка вообще чуть не упала. Говорит: я никогда не исповедовалась. Поэтому когда душа нераскаянная, грязная, нечистая -человеку плохо становится на исповеди.

Ведь все, что мы делаем, говорим, ничего не исчезает. Все запечатлевается в вечности на все времена, поэтому душа должна быть всегда чистой. Я даже говорю, что у нас в монастыре, многие матушки и батюшки, если они служат, то каждый день исповедуются.

Но имеется в виду - в чем. На молитве стоя, немного отвлекся или лишнего покушал, или лишнего поговорил. Может, кого- то косвенно задел, может, осудил или какие то мысли прилетели. Так что это другой вид исповеди. А вот когда тяжелые содомские грехи совершились, и с неба сошел серный огонь, уничтожил Содом и Гоморру, сейчас там Мертвое море- это уже страшные смертные грехи. И в них порой люди не каются, ну зачем батюшке забивать голову.

Ведь мы ко врачу приходим и не говорим о своем прекрасном здоровье, а говорим о тех болячках, которые нас тревожат.

Так и здесь надо душу исцелить, и человек, больной телом, куда спешит? В больницу. А когда болен душой -куда? В духовную лечебницу. А духовная лечебница -это храм, где мы Господу открываем раны и Господь нас лечит. Когда человеку тяжело на душе, очень противно, пусто, а это о чем говорит? О том, что у нас духовной жизни нет.

Как- то недавно исповедовал одну верующую женщину, ей 42 года, и она говорит: я стала совсем пустой, у меня внутри пусто.

Я говорю: давай поисповедуемся.

Когда поисповедовались и она посидела, а потоми говорит: Началась внутри жизнь.

Я говорю: Теперь, когда молиться будешь, Евангелие читать, «Отче наш», молитву Иисусову, «Богородице Дево, радуйся»- начнется накопление благодатной энергии в душе. И когда человек начинает молиться, добрые дела делает, никому не грубит, всем желает мира, радости, покоя - начинается наполнение нашей души. Человек сам чувствует, что у него появилась жизнь, радость, что он стал источником жизни.

Батюшка, у нас еще вопрос. Говорите.

Галина. У меня несколько вопросов коротко. Вот я прочитала, что Сам Господь никогда не называл Своих последователей рабами. Второе, происхождение рас меня всегда волновало. И хамство, когда я вижу хамство -я просто зверею. Вот как надо к хамству, именно к хамству, относиться? И еще вы говорили о покойниках. У меня не давно произошел такой случай. Мне нужно было срочную операцию глаза делать, и моя покойная подруга пришла к своему мужу исказала: помоги Гале сделать операцию. И он мне дал деньги.

Духовный мир рядом с нами. Нас и родственники контролируют и ближние, все видят. Быть рабом у Бога - это громадная ценность, но не быть рабом греха своего. Допустим, взять царя или президента, самыйприближенный к немуотстоит на много-много голов от нас. Таких рабов бы иметь, это хорошо. И не быть рабом греха. Когда человек получит исцеление своей души, будет выше всех, и на все будет смотреть свысока. И не будет чувствовать, что вокруг нас хамы какие- то находятся.

Он будет мирным, спокойным и все будет покрывать своей любовью.

Вот так человек ценится. А хамство откуда пошло? Когда был Ной и сын его Хам - ведь до Ноя, до потопа не было мясной пищи и вина - а тут когда виноград появился, Ной сок выпил и оказался нагим. Увидел сын его Хам и сказал своим братьям, и они все сзади накрыли его. А когда отец узнал об этом, то проклял его. Поэтому называются хамиты. А так были сыновья Сим, Иафет и Хам.

А как появились разные расы? Когда строили вавилонскую башню, за облака она возвышалась. И правитель Немврод забрался на самый верх и из лука выстрелил в небо. Бросил вызов Богу. Господь, видя это безумие, смешал всех языками. Но в построении башни не участвовал благочестивый Патриарх, от которого появились евреи. Это деятельный народ, он не смешивался с другими народами, сохранял веру в истинного Бога, Творца неба и земли. Он прошел по всему миру и сохранил веру.

Они были кочевниками, бедуинами, они не строили города, что бы сохранить веру в истинного Бога.

А когда пришел Мессия, они не знали, он или не он. Но когда Он обличал их за гордынюи объявлял Себя как Сына Божия, они предали Его смерти. Хотя в Священном писании, в Библии в первых главах,там Господь говорит: «Сотворим человека по образу нашему и подобию». Здесь упоминается множественное число, не сотворю, а сотворим человека по образу нашему и подобию.

И в псалмах сказано: «Сказал Господь Господу моему: седяй одесную мене доколе, пока не положу под ноги врагов твоих».

Батюшка, вот такой вопрос задали.

Как церковь относится к кремации?

Человек взят из земли и в землю должен отойти. Православных христиан нельзя предавать огню.

Вот такой вопрос. С детства страдала хронической ангиной. В 19 лет обратилась к бабке, которая заговорила болезнь. Как к этому относиться? Надо ли каяться в этом обращении?

Обязательно, потому что и удьявола есть люди, которые помогают на время, чтобы увлечь, оторвать нас от Бога. Так что надо к Господу обратиться, чтобы Господь помог исцелиться.

Это миллионы людейзнают. Когда они обращаются к Господу - то Господь исцеляет почти чуть ли не каждого верующего человека. Множество таких случаев, когда Господь помогает и Матерь Божия.

Батюшка еще вопрос, говорите.

Вот в одном изЕвангелий сказано, что Господь сказал одному из разбойников, благочестивому: сегодня же будешь со мной в Раю.

А позже сказано, что не узнала Господа Мария Магдалина. Он сказал: не прикасайся ко Мне, Я еще не восходил к Отцу Своему.

У апостола Ерма сказано в книге «Пастырь» написано, как Ангел рассказывал, что Господь Иисус Христос спускался после распятия.И в связи с этим вопрос. Где находилась душа Господа после того, как Сын Человеческий скончался на кресте?

Есть такой догмат, что Господь во аде с душою,а как Бог на престоле.

Батюшка, этот человек правильно сказал. Действительно Господь после смерти находился душой в аду. Но почему? Потому что он туда спустился, чтобы вывести от туда праведников.

Разрушить ад и вывести оттуда праведников. Но хочу заметить,что нужно различать Священное писание и писания мужей апостольских. Вот «Пастырь» Ерма - это все- таки не Священное писание. Хотя эта книга в церкви имеет большой авторитет. А потом, батюшка, действительно многих интересует этот вопрос. Мария Магдалина не узнала Христа, а когда все- таки узнала,то хотела ухватиться за Его ноги, а Он говорит: Не прикасайся ко Мне. Почему Он так сказал?

Значит,еще не взошел к Отцу.

Я вот батюшка, у святых отцов читал такое толкование, что Мария плакала о Христе не как о Боге, а как об умершем человеке. Вот знаете, как женщины убиваютсяна могилах: на кого же ты нас оставил? Вот и Мария убивалась не о Боге,а о человеке. Когда она увидела воскресшего Христа,она не увидела в Нем Бога, она увидела человека и хотела ухватиться за ноги, а Господь ее остановил, сказал: Не прикасайся. Человек воскреснуть не может без Божественной помощи, воскрешает только Бог. А ты во Мне не видишь Бога. Твое горе не дает видеть во Мне Бога, а дает видеть только человека. Поэтому Он и не допускал ее к Себе, старался привести в чувство.

Но это не написано.

Нет, это толкованиесвятых отцов.

Почему женщина плачет над гробом мужа своего умершего?

Если послушать: на кого ты нас оставил, как мы без тебя будем жить?

То- есть, муж не нужен.

Нет, она плачет о себе, как она теперь будет жить, не о муже плачет.

Кстати, батюшка, был у нас такой вопрос, грешно ли думать о смерти? Апостол Павел говорил своим ученикам: Мое желание разрешиться от тела и водвориться у Христа, но оставаться в теле полезно для вас.

И премудрый Соломон говорит: Помни о своем последнем и вовек не согрешишь.

Еще у нас звонок.

Любовь из Москвы. Очень меня волнует вопрос с моим супругом, который сейчас находится в больнице. Тяжелый диагноз, у него отнялись ноги. Много лет это продолжается. Сейчас, когда стоит вопрос, что можно восстановиться, он не хочет новую жизнь начать, не пить. Злоба страшная, не хочет разговаривать со мной.

Спаси Господи, матушка!

Вот это и есть состояние, которое человек сам себе

приготовил, потому что ад и Рай внутри нас. Когда человек сопротивляется, не хочет вести борьбу со своими немощами. Ведь те люди, которые курят- убивают себя. Я смотрел, прямо на пачке написано: Курить вредно, опасно, убивает- бесполезно.

Все равно все курят. Ну, допустим,я пришел в больницу, там четыре этажа. Все палаты, коридоры заполнены людьми. У кого одной ноги нет, у кого обеих. Когда стал исповедовать -оказывается,все курили. Гангрена, отнимают ноги. Закупориваются вены. Даже когда врачи говорят: не бросите курить -отнимут последнюю ногу. Так они отвечают: пусть отнимают.

Да, это страшное состояние.

А когда человек перейдет в тот мир, все обострится, захочется пить, курить - а тела нет. Не Бог нас начинает мучить, а мы сами здесь на земле.

Батюшка, вот на этом примере очень ярко показано, почему такие люди не войдут в царствие небесное. Представьте, родная жена к нему подходит, а он с раздражением и злом ей отвечает. Так же и в церкви и в царствии небесном, если человек нераскаянным попадет туда. Господь подойдет к нему - а он вспыхнет гневом.

Я прочитал недавно такой случай.

Один из людей шел по египетской пустыне и встретил разрушенный языческий храм Венеры. Уже ночь, и он решил там остановиться, но ему страшно стало. Когда зашел туда - такой страх напал,что он не знал что делать. Но он вспомнил, что православным,когда страшно, нужно осенять себя крестом. Он перекрестился - и успокоилась его душа. И вдруг ночью, в 12 часов приходит сатана и множество бесов.

И сатана говорит: Я чувствую, что здесь кто- то посторонний.

Надо проверить. Ну, бесы пробежали по всему храму.

И один бес приходит и говорит: Да, я здесь встретил пустой запечатанный сосуд в углу стоит. Что это значит?

Человек некрещеный -это пустой человек. Запечатанный - сам себя запечатал крестом. Запечатанный пустой сосуд.

То- есть даже на некрещенного человека сила крестного знамения распространяется. Если он перекрестится с верой.

Да, вот когда священник крестит кого -то, подойдет к младенцу или к взрослому человеку и три раза перекрестит его, печать Духа Святаго на нем совершается. Перекрестил его - и запечатал.

Дорогие братья и сестры, благодарим вас за внимание. Спаси вас Господь!

Самый очевидный вариант – отдать книги в ближайшую городскую библиотеку. На фото: Анна Лобачева с дочкой Валерией (читают книгу)

ФОТО: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

На днях трехлетняя дочка знакомой, перелистывая фотоальбом в гостях у бабушки, выдала, ткнув пальчиком в порыжевший черно-белый снимок:

Этот папа был хороший, только Жужу не любил.

Какой папа, Варечка? Какую Жужу? - не поняла та.

Ну, мой прошлый папа Котя, - начала втолковывать неразумной бабушке внучка, - ты что, не помнишь, что ли? Я же потом уже у папы Юры родилась, а до него у меня папа Котя был. И Жужа была, собачка беленькая. Я с ней играла во дворе, потому что папа ее в дом не пускал. И тогда я пошла к ней спать в будку, и они меня искали-искали… А потом война началась, и папу убили, и мы уехали в другую страну, без Жужи. Потому что с собачкой в поезд нельзя…

Ну и сказочница ты у меня! - рассмеялась бабушка, но фотографию офицера царской армии (шашка, портупея, венский стул) из альбомных держателей вынула. На обороте значилось: «Милой, дорогой Женюре от брата Коти. Май 1916».

Дальнейшие расспросы родни показали: Котя (уменьшительное от Константина) действительно был, и он действительно погиб в Первую мировую. После смерти его семья действительно эмигрировала куда-то в Европу, где их след окончательно и затерялся. Женюра же (уменьшительное от Евгении) - двоюродная сестра Константина - осталась в России, став впоследствии бабушкой нашей бабушки.

Что стало с собачкой Жужей и была ли она вообще, история умалчивает, но судя по тому, с какой уверенностью говорила о ней маленькая Варя, все может быть.

Пятилетний сын коллеги подобными рассказами родню не развлекает. Но с самого раннего детства - как только научился держать в руке карандаш - постоянно рисует картины воздушного боя: самолеты со звездами, самолеты со свастикой, черно-красные букеты взрывов, падающие бомбы, воронки, горящие дома… И всякий раз на вопрос о прояснении диспозиции тыкает в немецкий самолет со словами: «Это я в нем лечу».

Мы когда в первый раз такое услышали, решили, что пробел в образовании, - вспоминает коллега, - начали объяснять про своих и чужих, про то, что фашисты плохие, хотели нашу страну захватить… Леха вроде бы все понял, но потом, сколько он эти бои ни рисовал (а рисует он их постоянно!), всегда оказывался в самолете со свастикой.

Причем ему вообще интересно все, что связано с той войной: оружие, амуниция, история. Но - со стороны Германии. И интерес не исчезает, несмотря на весь наш агитпроп. И немецкий язык ему очень нравится (вот ты знаешь хоть одного русского, кому бы этот лай нравился?). Как будто это прям его родное, прости господи.

В общем, у нас только одно объяснение: в прошлой жизни был, наверное, немцем, воевал и погиб в воздушном бою с нашими. Мы недавно в вотсапе, в мамской группе, эту тему поднимали. У многих девочек детки подобные вещи рассказывают, оказывается: про то, как были взрослыми до того, как стать детьми… Подобные вещи - детские рассказы о житье-бытье до рождения - многие десятилетия собирают и профильные специалисты. Последний труд на эту тему принадлежит перу пренатального психолога из Иокогамы Акиры Икегавы, который опросил тысячи маленьких японцев в детских садах и яслях. Как выяснилось, больше трети малышей помнили о времени, проведенном в утробе, каждый пятый описал индивидуальные обстоятельства связанные с появлением на свет, а многие вспомнили и о жизни до зачатия - своем пребывании в других странах или пространствах.

Многочисленные исследования коллег Икегавы из разных стран помогли к настоящему времени более-менее определить абрис загадочного феномена. Так, в большинстве случаев описать свою прошлую жизнь могут лишь дети 2–6 лет, после этого возраста все забывается.

Как правило, они рассказывают о ничем не примечательной жизни обычного человека (никаких Наполеонов и Клеопатр, которыми так грешат «воспоминания» многих эзотерически подкованных граждан), чья смерть (в 70 процентах случаев) была неестественной: средний возраст погибшего на момент смерти - 28 лет. Подобные рассказы не зависят от вероисповедания семьи, в которой воспитывается ребенок, хотя чуть больший их процент все же приходится на страны, исповедующие идею реинкарнации (что, по мнению исследователей, говорит лишь о том, что носители такого мировоззрения реже воспринимают подобный детский лепет как пустую фантазию). В 60 процентах случаев о своих прошлых жизнях вспоминают мальчики. 90 процентов детей сообщили, что были того же пола, что и сейчас.

20 процентов рассказали о времени между смертью и новым рождением и о том, как выбирали себе родителей… Некоторые дети утверждают, что были умершими членами семьи, но даже в тех случаях, когда предыдущее воплощение пришлось на совершенно незнакомого ребенку человека из совершенно другого места, детали рассказа позволяют найти следы жизни такого человека (надо ли говорить, что детали и следы в большинстве случаев совпадают).

Научились за это время исследователи и отличать правду от вымысла, описав как минимум четыре признака реальности детских экскурсов в прошлое. Ими считаются: уверенный тон; неизменность описания во времени; детали, не объяснимые детским опытом; соответствие поведения (например, гибель в пожаре в прошлой жизни - боязнь огня в этой). Не всегда срабатывают все четыре признака сразу, но уж хотя бы два проявятся обязательно.

Иногда, утверждают эксперты, доказательства прячутся не только внутри, но и снаружи. Так, американский биохимик и психиатр Ян Стивенсон, исследовавший более 3000 случаев дородовых воспоминаний детей, находил у некоторых из них увечья или родимые пятна, по форме совпадающие со шрамами или ранами (обычно смертельными), полученными в прошлой жизни. Стивенсон детально описал около 200 подобных историй.

Например, «показания» мальчика, родившегося с обрубками вместо пальцев на правой руке (в прошлой жизни он потерял пальцы в измельчителе), или рассказ тайского трехлетки, который утверждал, что был когда-то учителем, которого застрелили, когда тот ехал в школу на велосипеде. Родственники учителя, найденные Стивенсоном, вспомнили, что пуля попала в затылок и вышла через лоб, при этом входное отверстие было маленьким и круглым, а рана на лбу оказалась побольше и неровной формы.

Трехлетний тайский рассказчик родился с двумя родимыми пятнами: маленькой круглой родинкой на затылке и большой, неровно очерченной, спереди… Кстати, исследованиям Стивенсона многие доверяют, так как, будучи стопроцентным ученым, он считал доказанным лишь тот случай, для которого можно было получить документальные подтверждения происшедших в прошлом событий.

Так или иначе, но пока исследователи лишь набирают статистику и пытаются хоть как-то ее систематизировать. До объяснений феномена (вне его религиозного или эзотерического контекста) далеко. А это значит, что единственная польза, которую мы можем извлечь из детского лепета - это помочь ребенку справиться со своими страхами или комплексами. Ведь вполне возможно, что корни этих страхов находятся далеко за гранью рождения.

Психологам известны случаи, когда маленькие дети, услышав, например, шум пролетающего самолета, бежали прятаться со словами «Бомбить будут» (причем в странах, никогда не подвергавшихся воздушным бомбардировкам), или когда подростки, комплексующие по поводу своей внешности, под гипнозом вспоминали слова, вырвавшиеся из уст матери на родовом столе: «Ой, какой страшненький!» В общем, не нужно быть психологом, чтобы вовремя выслушать и поддержать ребенка, дав ему возможность идти по жизни дальше без лишней тяжести в душе.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Прохоров, детский психолог:

Академическая психология, конечно, не приемлет никаких прошлых жизней и считает все это фантазиями ребенка, не более того. Но даже если это просто фантазии, к ним все равно нужно очень серьезно отнестись, потому что, если ребенок о таком фантазирует, значит, для него это важно.

Не стоит от этого отмахиваться. Возможно, ребенок сам себе пытается ответить на вопросы, как он появился на свет, или ему не хватает чего-то, или он пытается обнаружить какую-то свою ценность… Но есть и другой взгляд, описанный когда-то известным психологом Карлом Густавом Юнгом. Он считал, что, помимо сознательного и бессознательного проявлений психики, существует еще и коллективное бессознательное, общее для всех людей. Это такое странное место, из которого, например, вылезают странные сновидения. Когда нам снятся какие-то вещи, которые с нами никогда не происходили и произойти не могут.

Такие странные сны часто снятся детям. Ребенок вполне может рассказать сон, в котором гигантский крокодил пожирает солнце. Мы, естественно, начинаем думать, что это ему Чуковского прочитали. Но иногда выясняется, что ничего такого ему не читали, но ребенок тем не менее воспроизвел древнейший архетипический сюжет, известный еще египтянам - про монстра, пожирающего каждый вечер солнце. Есть мнение, что чем младше ребенок, тем он ближе к этому бессознательному или к какому-то коллективному человеческому опыту, универсальным земным мифам и символам, которые можно найти почему-то практически во всех человеческих культурах.

Как это все функционирует, никто пока точно не знает, но, возможно, в нас всех это заложено генетически.

КСТАТИ

Исследователи человеческой памяти знают о существовании такого феномена, как ложные воспоминания. Такие воспоминания характерны для многих психических заболеваний, но могут проявляться и у здоровых людей. Основой для них служит информация, которая на сознательном уровне была забыта, однако осталась в подсознании.

Например, человек случайно слышит какую-то историю и не придает ей значения, сразу забывая о ней. А через некоторое время уже утверждает, что героем рассказа был он сам, и прекрасно «помнит» все, что с ним происходило. Однако чаще всего такие воспоминания бывают у людей взрослых, поскольку предполагают наличие определенного жизненного опыта. У дошкольников вероятность появления ложных воспоминаний крайне мала.

ЦИФРА

7% процентов россиян верят в реинкарнацию, говорит социология. В Европе таких людей - 25–30%, в США - около 55%. А вот в государствах Азии число жителей, считающих, что после смерти обязательно переродятся, подавляющее большинство.

ПИШИТЕ ПИСЬМА, ВАС НАЙДУТ

Несколько лет назад Викрам Рада Сингх Чаохан, ученый из Патиалы (штат Пенджаб) выступил на конференции криминологов Индии с докладом. Он занимался расследованием необычного случая: ребенок, который некогда жил и погиб в округе Джаландхар, «возродился» в теле другого ребенка, живущего в сельской местности. Криминолог провел сравнительный анализ почерков погибшего и ныне живущего мальчиков. Почерки практически совпали, различие было лишь в мускульной координации, что вполне объяснимо: «возрожденный» лишь недавно научился писать. Викрам Чаохан предположил, что, если душа одного человека переселилась в тело другого, с ней вместе должен перейти и образ мыслей, и манера писать… Коллеги Чаохана, проанализировав образцы почерков, согласились с его выводами.

Я, Анпилогов Михаил Николаевич, в данном письме сообщаю те воспоминания из своей жизни, подобные которым я не встречал ни от кого и никогда. В чём причина замалчивания – это отдельный разговор. Моё дело – оставить своё свидетельство, как человека, помнящего своё рождение (не под гипнозом, а обычной человеческой памятью), пока годы ещё позволяют помнить и пока я ещё живу на этом свете.
Свидетелем правдивости моей являются: я и Тот, Кто породил всё вокруг – если я солгу, пусть накажет; если ошибаюсь или мне мнится, пусть простит. Я сообщу так, как я это помню, пронеся память об этом до настоящего времени.
Итак.
Родился я 23 марта 1950 года в 23 часа 30 минут (в свидетельстве о рождении записали 24 марта), в городе Павловске Воронежской области, в центральной районной больнице (по простому, в “Белой больнице”).
Когда мне уже было более 40 лет, я спросил у своей мамы, поверит ли она в то, что я помню свой момент рождения, помню как я рождался. Она ответила отрицательно. Я ей сказал, что другого ответа я и не ожидал. Спросил её, знает ли она, что у меня привычный вывих левого плеча, и мне иногда, после перегрузок внезапных, приходилось вправлять левую кость плечевую на своё место. Она опять ответила отрицательно. Тогда я ей сообщил: “Этого ты не должна была знать – вывих я получил в момент рождения, когда боролся за свою жизнь – и об этом я тебе никогда не говорил”.
Теперь сообщаю всем непосредственно о моих чувствах в утробе материнской и в момент моего рождения.
Уровень ясности воспоминаний я буду оговаривать.
Отрывки воспоминаний моей жизни в утробе для меня на уровне вполне определённой ясности. Зная это, я старался уйти, в памяти, в момент моего зачатия. То, что я сообщу, на уровне – “как будто кажется”, но то, что может быть и реальностью. Свет! Вспышка света! Вот моё зачатие, так, как я это “зацепил”(или представил) в своём сознании. Повторю, вполне может быть мне это кажется. Но передам так, как я это “зацепил”. Свет, как от сварочной дуги ночью – внезапный и мощный. Но свет не ослепляющий, не наш, привычный, “белый”, а как бы “белый”, он как бы – всё! при своей мощи и всеобъятии, не угнетающий, - он, сказать просто, несказанный – сколько ни говори, его передать невозможно. Этот свет – безотносителен, не мягкий, не жёсткий, внезапный, мощный и всеобъемлющий.
Теперь сообщу об отрывках своих воспоминаний о своей жизни в утробе – уровень нормальной ясности. Для нашей жизни, в обычном понимании, находиться в утробе это – всё равно, что в малой каменной клетке без окон и дверей. Ребёнок – вернее, плод – я – так себя не чувствовал. Никакого угнетения, тоски, чувства одиночества не было от того, что находился один в столь малом пространстве. Сжатия никакого, тепло (постоянство в нормальной температуре), чувство комфорта. Главное чувство, которое я хорошо помню – любопытство, тяга к исследованию. Прислушивания, прощупывания, ощупывания, раздумья о своих ощущениях, вопросы что это такое и что это со мною. Чёткая работа мысли!
Иногда наступало чувство неопределённой тревоги. Вероятно, это исходило от чувства матери и от внешнего мира вообще.
Свет я просматривал – было полное ощущение слабого света, но уже, естественно, в обычном понимании.
Скажу, обобщая, мне было приятно находиться в материнской утробе – во всяком случае, слишком плохого я не помню.
Теперь – о неприятном.
В какой-то момент я почувствовал неудобствия. Идиллия комфортности начала пропадать. Грубость по отношению ко мне помню.
Как бы из стороны в сторону – сейчас бы – толкали бы меня ладонями, а то и кулаками. Чувство непонятия и неприятия. И наконец-то я понял, что меня выталкивают в одну сторону. Я отчаянно сопротивляюсь, не желая покидать такой удобный, комфортный мир, к которому я привык, как говорится, как к родному. Потуги мои абсолютно тщетны. Я возмущаюсь (и, кажется, ору). Железная беспощадная сила не даёт мне никаких шансов. Я понимаю, что тратить силы на борьбу с этим чудовищем – бесперспективно. Двигаюсь в том направлении – двигая руками, ногами, извиваясь всем телом – куда оно меня толкает. Проход – всё уже (чёткое чувство сужающегося прохода, в котором двигаюсь головой вперёд – полный образ: давящая, со всех сторон, резиновая труба). Назад путь исключён полностью. Моя мысль работает – в совершенно авральном режиме. Подходит понятие – я гибну. Именно понятие, ибо мыслил я так же точно, как и сейчас, когда пишу это свидетельство. Мысль – во спасение, мысль стремительная на основе информации пренеприятнейшей: я задыхаюсь, меня давит со всех сторон. Усиленно помогаю тому чудовищу, которое меня выталкивает. Чётко помню свою работу всем телом, особенно плечами вверх и вниз поочерёдно. Извиваюсь, стараюсь быстрее проскочить сметельно-опасное положение. Помню – чётко – мысль: “Тяжело, я гибну… я гибну… угасает сознание… борьба за жизнь… угасает сознание… душно… тяжело… что делать?.. давит… тяжело… я гибну”. Была, кажется, даже какая-то ярость моя в этой борьбе за жизнь. Совершенно чётко помню всё возрастающую боль в левом плече. Боль всё острее. Ничего не могу сделать для облегчения. Треск! – напоминающий треск доски, на которую наехал грузовик – вылетела кость из плечевого сустава (именно поэтому, с того момента, у меня “привычный вывих” левого плеча всю жизнь). После треска – облегчение. Я понял – припоминаю, - что, вероятно, есть шанс на спасение. Что дальше, помню на уровне – “кажется”, с уклоном некоторым – реальность в воспоминаниях. Помню холод, обстановку в комнате, люди, не дневной свет и белые халаты на людях. Голос чей-то – почти бас. По рассказам мамы – были одни женщины. Но уши младенца могли воспринять женский голос как бас в пещере – с примесью раскатистости. Грубое отношение ко мне припоминаю – знаменитое – меня взяли за ноги в положение вверх ногами. Кажется, был смех. Припоминаю, тогда же, обычные голоса людей, как бы после баса, который был вначале. Но это, может быть, припоминаются моменты более “взрослой” жизни. Запомнилось хорошо до момента, когда был треск в плече. Остальное, как говорится, - без гарантий.
Теперь упреждаю скептиков и хохотунов – их вопросы. На каком таком языке я мыслил? Повторю, мыслил я, в момент рождения, также, как и сейчас, в мои, без малого, пятьдесят семь лет. На русском языке, вернее всего, – мне даже кажется, что видел, в тяжёлую минуту, перед собой, слова моих мыслей в буквах – кажется, русские буквы. Но, может быть, это был всемирный язык. Мыслил – и всё! Почему так по взрослому мне мыслилось в момент рождения? Так мыслилось – и всё! Я не считал себя в тот момент ни плодом, ни младенцем, ни женщиной, ни мужчиной, ни человеком, ни старым, ни молодым. Я был – я – просто был – и всё! – я понимал, что я есть. Что-то я или, если хотите, кто-то. Этого понятия – мне передать невозможно. И всё!

Свидетельство зафиксировано мною 09.01.2007. Россия. Город Павловск, Воронежской области. 23часа, 30 минут.

Свидетель: АНПИЛОГОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ.

P. S.: по часам, зафиксировалась, полностью, вся запись – во время моего рождения. Это получилось само. За всё здесь – я отвечаю перед Тем, Кто всё создал. М. А.
(Это свидетельство не было принято районными газетами для опубликования (не поверили?) М. А.).

На сайте медицинской школы Вирджинского университета можно прочитать о случаях, когда люди помнили себя до рождения: «Некоторые маленькие дети рассказывают В последнем случае одни описывают, как находились в утробе матери, а другие говорят о потусторонних мирах или пространствах». /сайт/

«Иногда дети описывают детали их рождения, которые родители не рассказывали им. Хотя с точки зрения научного понимания детской памяти такие воспоминания невозможны, они присутствуют у некоторых детей».

Несмотря на то, что наука добилась значительного прогресса в понимании процесса накопления и сохранения воспоминаний, память во многом по-прежнему остаётся загадкой.

Возможно ли, что так называемые воспоминания до рождения - эти всего плоды воображение, возникшие из-за определённых потребностей таких людей? Эту точку зрения разделяет Марк Л. Хаув из факультета психология Университета Лейкхид.

А может быть, это один из загадочных феноменов, связанный с гипотезой о том, что Сюда же относятся воспоминания детей о прошлых жизнях, которые Это бы объяснило, почему эта память настолько ясная, хотя дети в очень раннем возрасте обычно не обладают настолько ясным сознанием, потому что их мозг ещё не полностью развился.

Или же существует странный процесс, во время которого плод впитывает воспоминания из мозга матери?

Связь между мозгом младенца и матери?

В опыте, проводившемся группой учёных из Университета Эмори, у мышей вызвали страх перед ацетофеноном ― фруктовом запахом, который используется в ароматизаторах. Мыши получали удары током, и им одновременно давали нюхать этот аромат. В итоге этот запах стал у них ассоциироваться с болью.

Удивительный момент: «Потомство этих мышей никогда не сталкивалось с этим запахом, но всё равно проявляло страх перед ним и старт-рефлекс».

У потомства образовались те же нейронные связи в мозгу, что и у их родителей. Их обоняние было чувствительно к этому аромату. Эффект передался даже в третье поколение мышей.

Конечно, передача потомству старт-рефлекса ― это одно дело, и совсем другое дело ― необъяснимая передача сложных воспоминаний от матери ребёнку в её утробе.

Память об аварии из утробы матери?

На сайте Reddit пользователь поделился следующим воспоминанием: «У меня есть яркое воспоминание, как моя мать повредила машину, возвращаясь из продовольственного магазина. Из-за этого они ссорились с моим отцом. Когда я, будучи подростком, задал ей вопрос об этом, она сказала, что в то время я ещё не родился. Она тогда была беременна мною. Отец подтвердил это. Ещё я помню день, когда она держала меня на руках, и мы ехали на машине из больницы, когда я родился. Я помню обстановку в больнице, там было витражное стекло, одежду медсестёр, одежду отца, как выглядела машина. Родители сказали, что мои воспоминания соответствуют действительности».

В отдельных воспоминаниях такого рода люди хорошо описывают внешние детали, а в других речь явно идёт об ощущениях в утробе матери. Другой пользователь Reddit пишет: «Когда я был маленьким, я рассказал маме, что помню, как находился в тёплом, тёмном, стеснённом пространстве. Там было скучно, но что-то колотилось на заднем фоне. Я едва мог видеть тусклый, рассеянный красный свет перед собой. Свет просвечивался сквозь тёмно-красную сетку, которая, похоже, пульсировала в ритм со стуком.

«Это воспоминание длилось только одну или две секунды… Когда я рассказывал это я не понимал, что я описал. Так должно быть видит ребёнок, находясь внутри матери».

Ребёнок в утробе матери. Фото: Valentin Arr/iStock

Многие люди делятся подобным опытом на сайте www.Prebirthmemories.com. Например, одна женщина пишет: «Я разговаривала со своим 7-летним сыном Магнусом о снеге. Я сказала, что люблю снег, потому что моё первое воспоминание в жизни, как я катаюсь на санках с папой и братом, когда мне было два года».

«Я тогда спросила у Магнуса, а какое у него первое воспоминание… Магнус описал, как находится в тёмном месте, просто тихо сидит там. Я спросила у него, был ли он напуган. Он ответил: «Нет, я прекрасно себя там чувствовал!» Потом он сказал, что стоял в зелёном доме. Это смутило меня, но потом вспомнила, что когда он родился, стены нашего дома были зелёными. С тех пор мы их перекрасили, но на месте шкафа остались следы этой зелёной краски. Я показала их ему, он подтвердил, что видел этот зелёный цвет. Я просила, что он делал в зелёном дома. Он ответил, что просто осматривал. Потом он сказал, что вернулся в тёмное место и голос в его голове сказал: «Не волнуйся, ты скоро будешь на Земле». И тогда я поняла, что рассказывает воспоминания до своего рождения.

«Магнус сказал, что видел, как родился, он стоял за занавесками и наблюдал за своим рождением со стороны… Я спросила у него, что он видел. Он описал медсестёр, меня, мою маму и врача. Упоминая врача, он использовал местоимение „она“. Я никогда не говорила, что врачом была женщина».

Однако Марк Хоув считает, что подобные воспоминания ― плод воображения. Настоящие воспоминания могут сохраниться только с возраста в 18 месяцев. Однако его интересует проблема ранних воспоминаний. В своей статье «Воспоминания из колыбели» он задаётся следующими вопросами:

«Можно ли передать словами опыт, полученный до освоения речи? Зависит ли способность вербально помнить такие события в зависимости от того, было ли это событие травмирующим или важным для человека? Влияют ли эти нюансы на сохранение в памяти раннего опыта? Могут ли приобретённые в дальнейшей жизни знания изменить воспоминания? Меняют ли приобретённые знания значение опыта, превращая некогда важное событие в просто любопытную деталь, которую мы, скорее всего, забудем? И, наконец, есть ли необходимость получить осознанный доступ к прошлым воспоминаниям, чтобы понять, как они влияют на нашу жизнь?»



Вверх