Дунгане, происхождение этого народа. Народ дунгане, азия Дунган нация откуда происходит

Современный ареал расселения и численность

Всего: 110000
Киргизия : 58409 () , 59994 ()

Казахстан : 51577 ()

Россия : 1651 ()

Язык Религия Родственные народы
Дунгане
Китай
традиционный китайский : 東干族
упрощённый китайский : 东干族
Dunganese name
Dungan: Хуэйзў
Xiao"erjing: حُوِ ذَو
Romanization: Huejzw
Hanzi: 回族

Дунгане - народ, проживающий в Киргизии , южном Казахстане и Узбекистане . Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу , которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу , часть которых, как и более многочисленные уйгуры , переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью - хуэйхуэй (ср. кит. 回回 ), хуэймин (кит. 回民 ) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回 ) «почтенные хуэйхуэй » или җун-ян жын (кит. 中原人 , «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй » (дунг. хуэйзў йүян ; ср. кит. 回族语言 ) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа , ср. кит. 中原话 ). В СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

Один из многих ресторанов на Дордойском рынке в Бишкеке, рекламирующих «дунганскую кухню»

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2002 года , проживает 800 дунган.

В селе Милянфан

Дунгане в Киргизии

Известные дунгане

  • Масанчи, Магазы - участник революционного движения, Гражданской войны, борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.
  • Ванахун, Манзус - участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза
  • Манеза, Майя
  • Шиваза, Ясыр Джумазович - дунганский советский писатель
  • Чиншанло, Зульфия - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~


ДУНГ‘АНЕ, дунган (тюркское), лохуэй, лохуэйхуэй, хуэй (самоназвание), народ в Казахстане (30,2 тыс. человек), Киргизии (36,9 тыс.), небольшая часть в Узбекистане (1106 человек). В России, в Ингушетии, 635 человек. Общая численность свыше 69,3 тыс. человек. Говорят на дунганском языке сино-тибетской семьи. Распространены также русский, киргизский, казахский и другие языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность дунган, проживающих на территории России, составляет 1 тысячу человек. Численность в России по данным переписи 2010г. - 1 тыс. 651 человек.

Дунгане - потомки хуэй, переселившихся в Казахстан и Среднюю Азию в конце 70-х - начале 80-х годов 19 века из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей после подавления освободительного восстания 1862-77. На новых землях Дунгане поселились компактными группами по земляческому принципу: в Казахстане в сёлах Каракануз и Шортюбе - шэньсийцы (выходцы из провинции Шэньси), в Киргизии в селе Ырдык - ганьсуйцы (провинция Ганьсу), в селе Александровка на реке Сокулук - синьцзянцы. Первоначально общения между ними почти не было, долго сохранялись региональные различия в культуре и эндогамия. К 30-м годам 20 века сформировался литературный язык.

Основные занятия - земледелие (поливное рисоводство, овощи), животноводство (преимущественно крупный рогатый скот), птицеводство, часть Дунган занята в торговле и промышленности. Дунгане оказали благотворное влияние на развитие земледелия у соседних тюркских народов.

Семья малая, однако сильны традиции большой семьи, родственных и земляческих связей. В прошлом существовало многожёнство.

Поселения регулярной планировки. Традиционное жилище каркасно-столбовой конструкции (стены из сырцового кирпича или камня) или глинобитное, многокамерное, с выходом из комнат на крытую наружную галерею. Характерной особенностью была отапливаемая лежанка (кан) в спальной комнате. На ней спали, ели, сидя за низким столом.

Традиционная мужская и женская одежда близка по покрою: распашная куртка, застёгивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая.

Пища - преимущественно мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша и др.) и овощная с приправами из мяса (говядина, баранина, куриное). Для поджаривания употребляют чаще всего растительные масла. Многочисленны закуски и сладкие блюда. Многие виды пищи готовят на пару, отдают предпочтение варёному. Приём пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками. Употребляют много перца, чеснока, лука, уксуса и т.д.

Сохранились народная медицина, богатый фольклор (предания, сказки).

В 20 веке значительно выросли связи с другими народами. Получили значительное распространение формы современной культуры, что нашло отражение в трансформации жилища, одежды, пищи, семейной организации. Сформировались национальная литература, интеллигенция.

А.М. Решетов

Очерки

Под большим деревом всегда есть хворост

Можно ли начать знакомство с целым народом не с песен, сказок, мифов и легенд, а с чего-то другого? Например, с кухни, то есть с искусства приготовления пищи.

Можно, конечно. Ведь не случайно кто-то сказал: покажи мне, как ты готовишь еду, и я скажу тебе, кто ты.

Итак, дунгане готовят еду в отдельном помещении под названием «Жуэфон»

(в переводе с дунганского: огонь-комната). Посуда, утварь, каждый предмет имеют свое определенное место. Приступая к приготовлению пищи, хозяйка должна надеть передник, платок на голову, тщательно помыть руки.

Мыть руки до локтей

Из этого действия, часто повторяемого, по-видимому, и родилась дунганская пословица: «Щи шу щидо жу», что в переводе означает — «Мыть руки до локтей».

На кухне постоянно поддерживается чистота и порядок. Для дунганской женщины это оскорбление, если её назовут неопрятной и неумелой в приготовлении пищи.

Раньше при выборе невесты для сына мать в первую очередь узнавала о способности девушки готовить. Только удостоверившись в том, что будущая невестка умеет хорошо готовить, к ней засылали сватов.

Дунгане никогда не оставляют на ночь немытую посуду. Они сравнивают её с покойником, лежащим дома не захороненным.

Чтобы избавиться от насекомых, дунгане не прибегают к обычным химикатам. Для этого они используют различные пряности и ароматические вещества. Например, запах свежего сельдерея отпугивает мух. Они также не садятся на мясо в том случае, если помазать его хлопковым маслом.

Пищу в дунганских семьях принимают за низким квадратным столом, вокруг которого могут разместиться восемь человек. Обязательными предметами сервировки стола являются палочки — куэзы (вместо ложек и вилок), чайная пиала, а также приборы для приправ. После окончания трапезы стол ставится на ребро лицевой стороной к стене. Приготовление пищи обычно начинается с заготовки и первичной обработки продуктов.

В первичную обработку входят: отбор, чистка, мытье и нарезка. Продукты нарезаются тонкой соломкой, дольками, кубиками, квадратиками, пластиками, мелкими кусочками. По мнению дунганских кулинаров, неравномерно нарезанные по толщине и длине продукты при тепловой обработке либо пережарятся, либо не будут доведены до готовности. Такое блюдо, разумеется, не будет вкусным и питательным.

Некоторые виды продуктов требуют дополнительной обработки. Например, чтобы удалить горечь, стебли сельдерея обдают кипятком, охлаждают, нарезают, а только потом жарят. При нарезке продуктов должно оставаться как можно меньше отходов. Опытная хозяйка всегда точно определит нужное количество продуктов для приготовления облюбованного ею блюда.

Пища у дунган преимущественно мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша) и овощная с приправами из мяса (говядина, баранина, кура). Для поджаривания употребляют чаще всего растительные масла. Многочисленны закуски и сладкие блюда. Многие виды пищи готовят на пару. Дунгане отдают предпочтение варёному. Приём пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками. Лепёшки преломляют руками.

С этнографической точки зрения изучение традиционного питания, являющегося наиболее устойчивым элементом материальной культуры, открывает возможность дать более полную характеристику народа и восстановить многие картины культуры прошлого, в том числе традиционные занятия, религиозные воззрения, межэтнические связи и многое другое.

Дунгане являются исконными земледельцами и известны как замечательные огородники, рисоводы и зерноводы. Традиция разведения огородных культур у дунган продолжается и в наши дни.

Дунгане сажают традиционные овощи, пряности и специи, горький и сладкий перец, баклажаны, редьку, морковь, лук, чеснок, помидоры, крупную красную редиску (сохраняющую свои вкусовые качества до одной недели), кольраби, сельдерей, различные сорта бобовых и фасоли, капусту, помидоры и многое другое. К овощам можно отнести и проращенные соевые бобы - ду-ляуз.

Современной медициной доказано, что проращенные бобы, как и пшеница, способствуют омоложению организма, продлевают молодость, жизнь. Выращивают дунгане также и тыкву, арбузы, дыни, в том числе небольшие по размеру дунганские дыни - лигуазы. Список специй тоже внушительный: кунжут, укроп, тмин, кориандр, гвоздика.

Интересно, каким образом в сказках или преданиях нашла свое отражение тема еды, добывания пищи? Или, даже шире, тема зарабатывания денег на жизнь. Оказывается, что и такая не сказочная тема подробно исследуется в сказке «Драгоценный камень».

Все знали мальчика-дровосека

Жила когда-то на свете одна бедная женщина с единственным сыном. Мальчику было пятнадцать лет. Каждый день он ходил в лес за дровами. Нарубит, взвалит на спину, сколько может унести, и отправляется на базар. Продаст дрова, на вырученные деньги купит съестное и всякую мелочь и возвращается домой. Так они с матерью и жили. Все знали мальчика-дровосека.

Однажды мальчик, как обычно, пошел в лес рубить дрова. Вдруг видит, что на земле лежит какой-то диковинный камень. Мальчик такого никогда и не видел. Он поднял камень и положил его в карман. Потом нарубил большую вязанку дров, отнес на базар, продал, купил немного съестного и вернулся домой. Вытащил из кармана камень и бросил в ларь, где держали муку. Муки там было совсем мало — на донышке. Мальчик поужинал и лег спать.

Утром мать собралась месить тесто. Открыла ларь и ахнула. Ларь был до краев наполнен мукой, а сверху лежал какой-то диковинный камень. Мать говорит:

— Эй, сынок, когда это ты успел принести столько муки?

Сын ответил: — Я принес совсем немного, только на один раз хватит поесть.

Мать опять говорит: — Как же на один раз, если ящик доверху наполнен мукой?

Мальчик очень удивился, подошел к ящику, смотрит — ящик и в самом деле полон муки. А на муке лежит диковинный камень, который он нашел в лесу.

Мальчик стал думать: «Откуда взялось столько муки? Ведь я купил совсем немного на те деньги, которые выручил от продажи дров. Может быть, камень этот — волшебный? Ну-ка, испытаю я его еще разок!»

Мальчик ни слова не сказал матери, взял камень и положил в кошелек. На следующий день открыл кошелек, смотрит — в нем полно денег. Тут мальчик понял, что камень, который он нашел, не простой, а творящий чудеса.

Мальчик побежал к матери и обо всем ей рассказал. Бедная женщина сначала не хотела верить, но когда увидела кошелек, то больше не сомневалась. Взяла она камень и положила его в ларец, где хранилась единственная драгоценность — золотой браслет. На другой день женщина открыла ларец и снова ахнула — ларец был наполнен золотыми браслетами.

С того дня мать с сыном больше не знали нужды и жили в достатке. Они построили высокий просторный дом, завели лошадей, коров, овец, кур и уток.

Вскоре слух о том, что мальчик-дровосек разбогател, дошел до уездного начальника, и тот потерял покой. Он думал: «Может быть, этот мальчишка нашел где-то волшебный камень или ограбил кого-нибудь? Нет, грабить он еще мал, в нынешнем году ему исполнилось только пятнадцать. Он каждый день ходил в лес, там, верно, нашел волшебный камень и с его помощью разбогател. Но с какой стати этот нищий будет владеть волшебным камнем? Камень должен принадлежать мне!»

Решив так, начальник взял с собой стражников и пришел в дом к мальчику-дровосеку. Там он стал всячески поносить его, грозил смертью, если мальчик не отдаст волшебный камень. Но мальчик не испугался и не отдал начальнику камень. Начальник решил отобрать камень силой, тогда мальчик быстро сунул его в рот. Начальник попробовал вытащить камень у него изо рта, а мальчик ненароком проглотил его.

Начальник пришел в ярость и приказал стражникам бить упрямца. Но сколько стражники ни били мальчика, он не чувствовал боли, его только мучила жажда. Стражники так долго били мальчика, что устали. Тогда сам начальник стал его бить. Мать бросилась к нему, чтобы защитить сына, но стражник одним ударом свалил ее на землю. Поняв, что волшебного камня ему не получить, начальник со стражниками вернулись в свою резиденцию (ямын).

Между тем мальчика все сильнее и сильнее мучила жажда, и он все время просил у матери пить. Выпил чашку воды — не напился. Осушил ведро — опять не напился. Тогда он выбежал на улицу, побежал к реке, лег на край берега и стал пить. Выпил половину реки и вдруг почувствовал, что тело его удлиняется.

Постепенно мальчик превратился в дракона. Мать все видела, с плачем бросилась к сыну и обеими руками обхватила его ногу. Эта нога так и осталась человечьей.

Вдруг потемнело, грянул гром, засверкала молния и хлынул ливень. Мальчик-дракон в последний раз посмотрел на свою мать, взмыл в небо и полетел прямо туда, где в это время отдыхал уездный начальник, окруженный стражниками. Дракон молнией сразил их всех насмерть.

Так простой мальчик-дровосек превратился в дракона и отомстил уездному начальнику, который принес много горя и страданий бедным людям.

Серьёзная сказка, что и говорить. Мораль её понятна: не зарься на чужое, а то всё равно хуже будет. Жалко только, что дракон после того как расквитался с обидчиками, не превратился снова в мальчика-дровосека. Будем считать, что так и произойдет лет через триста или пятьсот. А мы пока поиграем или понаблюдаем за играми, в которые играют дунгане.

Играем в куклы, но по правилам

О национальных особенностях дунган можно узнать, наблюдая за тем, в какие игры они играют. У дунган имеется много различных народных игр, как для детей, так и для взрослых. Многие из них не только служат развлечением, но и имеют важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей. Некоторые игры носят характер спортивных состязаний.

Маленькие дети, особенно девочки, часто играют куклами (фагунер, бэ жяжяр). Кукол делают из ткани, набивают ватой. Интересно, что летом кукол с косами делают из кукурузного початка. Игра с куклами сопровождается расставлением осколков разбитой посуды. Таким образом, дети изображают приём и угощение гостей. Разумеется, дети в таких играх подражают взрослым. По сути, копируют то, как взрослые встречают гостей, какими словами приглашают к столу, с чего начинают угощение, как провожают гостей.

«Гэ бынбын» - игра в развязывание (составление) фигур из ниток. Этой игрой увлекаются и дети, и взрослые. Что надо для игры? Берется нитка - для детей длиной приблизительно до 90-100 см, а для взрослых - 150-160 см. Её концы соединяются. В игре могут участвовать несколько человек, но обычно в ней заняты только двое. Проигравшим считается тот, кто не сумел сделать нужную фигуру.

Игра начинается так. Связанную нить обматывают на ладонях правой и левой рук по одному разу, а потом средними пальцами рук оттягивают обмот и получают фигуру под названием «ма цо» - лошадиная кормушка.
Второй играющий делает из нитки фигуру «куэзы» - палочки для еды. Затем из куэзы получается «дынио» - подвесная кормушка. Из «дынио» делается «ню нянщин» - глаза коровы. И так далее.

В этой игре бывает и ничейный результат. Играющие могут по нескольку раз повторять одни и те же фигуры. Но имейте в виду, что при образовании фигуры «щузы», что значит «пила», игра приостанавливается, потому что эта фигура является признаком ничейного результата. Игра в развязывание фигур - любимое развлечение дунганских девушек. Но в ней могут принимать участие и мальчики.

Популярной игрой у дунганских девушек является также игра в камешки «щуазыр» (схватывать камешки). Для игры требуется пять круглых камешков величиной не больше голубиного яйца. В игре применяют несколько приемов, например: двойное схватывание, тройное, схватывание «три-один», полусхватывание, а также схватывание разбросанных камешков. И это далеко не полный перечень всех вариантов игры.

«Ножной волан» - самая любимая игра дунганских мальчиков и юношей. Волан изготовливали обычно из китайской монеты с отверстием для насадки шерсти. Имеется несколько приемов в этой игре. Например, поддавание волана одной ногой - «дан», игра двумя ногами - «фон», подбрасывание волана с подпрыгиванием - «лё». Есть и более сложные приёмы: «та», «ти» и «жян».

У дунган мастером этой игры считается тот, кто, не давая волану упасть на землю, выполнит все приемы. Во время игры надо громко считать количество подбросов (подкидываний).

Запускаем в небо змея

Весною дунгане обычно запускают в небо змея (фон фынзы). В дунганских поселениях были большие мастера по изготовлению различных по форме бумажных змеев. Так, в селении Милянфан Кантского района (Киргизия) жил почтенный старик Насыр Лохан (умер а 1970 году в возрасте 101 года). Он был известен как большой мастер-умелец. Он великолепно делал сложных змеев «вукун» (сороконожка).

Спешка при создании змей не приветствовалась, ибо настоящие мастера уже осенью делали заготовки для своих воздушных игрушек. Женщины тоже участвовали в этом процессе: они готовили специальные нити из конопли.
По рассказам дунганских стариков, многие мастера определяли при помощи специально изготовленных бамбуковых трубок время запуска бумажного змея.

Делалось это так: бамбуковую трубку длиною не более 25 см на одну четверть вкапывают в землю в каком-нибудь нежилом помещении. Затем берут пух птицы, кладут его внутрь трубки и следят, когда же пушинка вылетит из трубки.

Когда она вылетает, считается, что земельный пар одолел зимнюю тягу и «вышел из ее объятий». Тогда дунганские мастера громогласно оповещают всех, что наступила пора запуска змея.

В прошлом в дунганских селениях и городских слободках были специалисты - мастера по изготовлению бумажных змеев для продажи, поэтому ранней весною можно было приобрести их. В некоторых местах эта традиция сохраняется и до сегодняшних дней.

У дунган были в ходу десятки форм бумажных змеев, например: мынлыр, что значит «дверные портьеры», сыкуар - «квадратный», малар - «стрекоза», багар - «попугай», хутер - «бабочка», Ба вон - «князь Ба со знаменем на спине», вукун - «сороконожка», лун - «дракон».

«Фон фынзы» (запуск змея) был для дунганских крестьян настоящим праздником, развлечением и массовой игрой накануне весенних полевых работ, накануне трудового года.

Но не только змеев запускают дунгане в небо. На земле многие дунгане занимаются спортом. До революции у дунган была популярной национальная борьба, которую устраивали по случаю какого-нибудь праздника. В отличие от современного спортивного «прикида», верхней частью одежды, по словам пожилых дунган, борцам служила прочная короткая куртка, повязанная поясом. Нижней частью - шаровары со свободными широкими короткими штанинами. Простенько, но со вкусом!

Во время состязания борцы имеют право браться за верхнюю часть одежды и пояс, а также обхватывать конечности и туловище противника. Могут также применять подсечки и подножку. В этом отношении дунганская борьба очень похожа на вольную, но отличается от неё тем, что бороться разрешается только стоя.

Если тело прикоснётся к земле тремя точками и любой точкой тела выше колена, то защитывается поражение.

Кроме этого вида борьбы в дунганских поселениях устраивались показательные выступления мастеров по овладению различными боевыми приемами (щян гунку, вушы дэчуан). Эти приёмы подразделялись на пять групп: 1) владения головой, 2) пальцами рук, 3) кулаками, 4) туловищем, 5) ногами. По рассказам дунган, раньше были даже специальные люди, которые обучали детей и юношей различным приемам самозащиты и нападения. Некоторые из этих приемов держались в большом секрете.

Завершая краткий рассказ о дунганском народе, хочется добавить ещё несколько важных штрихов к «коллективному портрету». Среди дунган никогда не встретишь алкоголиков, очень мало курящих. У них силён авторитет рода. Все всё знают друг о друге. Семейный клан может насчитывать у дунган до 30 тысяч человек!

У дунган большое будущее. Семьи здоровые, все мужчины - спортсмены, многие имеют высшее образование. В третьем тысячелетии мы ещё не раз услышим о дунганах. Об их победах и достижениях. Сейчас дунган в мире около 25 миллионов человек, здоровых душой, разумом и телом.

На фото: Счастливая дунганская семья в 90-тые годы 20 столетия в Масанчи


Центральная Азия и Китай соединяются веками и великим шелковым путём. На древнейшей земле Киргизстана, Казахстана и Узбекистана компактно проживает молодая и трудолюбивая нация - дунганский народ. Они прилежно работают и растят своё потомство. Откуда они пришли? Когда? Почему судьба их постоянно связана с Китаем?

В начале июля 1994 года над этими вопросами я начал работать с главным корреспондентом ведущей китайской газеты "Жэньминь жибао" в центральной Азии. Неоднократные встречи и общение с дунганами помогли мне приблизиться к почти забытой истории о судьбе дунганского народа. И оказалось, что многие не проясненные вопросы потихоньку выясняются, как лёд тает к приходу весны.

На фото: Молодая дунганка с детими
Во второй половине 19 века с Хуэйцзу, одно из многих национальных меньшинств Поднебесной, произошло антицинское крестьянское восстание, которое распространялось по провинциям Шэньси и Ганьсу. Потерпев поражение, группа повстанцев во главе с предводителем Бый Янху из провинции Шэньси были вынуждены перейти на территорию Российской империи (сегодняшняя Киргизия, Казахстан и Узбекистан). Спустя 130 лет после этого дунгане из поколения в поколение занимаются овощеводством и земледелием, ведут скромный образ жизни, хранят обычаи китаеязычных мусульман-хуэйцев «исторической Родины» Шэньси и Ганьсу.


На фото: Автор статьи с дунганским фермером
За 4-летний период журналисткой работы в Центральной Азии я подружился со многими дунганами. И я часто вспоминаю те встречи и то общение с ними.

В 1862-1877 годах в провинции Шэньси, Ганьсу и Нинься произошло масштабное антицинское крестьянское восстание предков дунган–хуэйцзу. Оказалось, что восстание жестоко подавили цинские войска. Остатки повстанцев дунган проходили несколько тысяч километров труднопроходимых дорог, пересекали границу между цинской империей и царской Россией. Местные жители спрашивали их, откуда они пришли, - "С востока", "дунган!"-так звучит ответ на шэньсийском диалекте. Со временем слово “дунган” распространялось и стало названием китайских мусульман-хуэйцев в царской России.

Первыми среди дунган были 3 тысячи дунганских переселенцев во главе с Бый Янху, пришедших из северо-западной провинции Шэньси. Они поселились на берегу реки Чу, и позже перебрались в другие места Центральной Азии, затем во многие районы СССР. В Алма-Ате расположена деревушка дунган -"Заря Востока; в пригороде Бишкека стоит деревня дунган, именуемая "Благородная земля"; много дунган в Тарасе (Джанбыл) –город на юге Казахстана. Так же есть местечко "Масаньчи" в Казахстане, которое дунгане в шутку называют "столицей дунган РК".


На фото: Дунганские ветераны труда перед музеем дунганского народа в Масанчи
Дунгане в основном занимаются овощеводством, наполняя корзину овощей в любое время года. Дунгане до сих пор бережно охраняют обычаи своих предков с Лессового плато. На пример, в чрезмерно трудные дни обретения независимости РК, к свадьбе они, как и прежде, готовят большое приданое: кроме одеял, ковров, тканей, необходимы и импортный цветной телевизор и другие бытовые электроприборы. Как и в северных китайских деревнях, во время свадебной церемонии всё приданое обязательно выставляется во дворе невесты, чтобы показать соседям и присутствующим гостям богатство новобрачных.


На фото: Дунганские народные пляски на деревне «Заря Востока» под Алматы
В рационе у дунган сохраняются особенности китайской кухни. Продукты из пшеничной муки употребляются каждый день. В гостях у Ма Губая, заместителя председателя общества дунган в Казахстане, хозяин мне пояснил, что в семье дунган почти ежедневно едят лапшу. Посетив несколько дунганских семей, я увидел в их дворах чугунные котлы. Хозяйки готовят блюда следующим образом: сначала растапливают масло, затем добавляют кусочки мяса и ломтики овощей; без добавления соевого соуса, уксуса, (желтодревесника) и других приправ.

Хотя дунгане поселились в ЦА уже больше 130 лет назад, они бережно хранят свои национальные традиции, и одновременно они активны в общественной жизни. Они дружно живут с казахами, киргизами, русскими и другими национальностями. Сегодня во всех странах Центральной Азии проводится политика межнационального согласия, которая пользуется массовой поддержкой всех народов. Деревня "Масаньчи" часто отправляла свою делегацию в провинцию Шэньси и Ганьсу. К тому же дипломаты посольств КНР в РК и в КР ежегодно навещают своих дунганских соотечественников, предоставляя школьные учебники китайского языка, компьютеры и оказывают щедрую поддержку. Руководители и общественные деятели стран ЦА стремятся к тому, чтобы местные дунгане стали звеном понимания и дружбы с Китаем.


На фото: Главный вход в Масанчи
Незабываемое время моей 4-летней журналисткой карьеры в Центральной Азии еще раз показывает, что у дунган и хуэйцов-их братьев, живущих в Китае, имеется единый и общий исторический корень.-о-

Основная часть народа дунгане проживает в южных областях Казахстана, в Киргизии и в Узбекистане. Китаеязычные собратья дунганов живущих на западе Китая их количество доходит почти до 10-ти миллионов людей, придерживаются они Ислама. Хуэйцзу являются дальними предками дунганов, было время, когда эти самые предки, в компании с уйгурами переселились в Российскую империю в конце 19-го века, причиной тому было поражения восстания дунган на северо-западе Китая. Восстания было широких масштабов и в исторических источниках известен под названием «Антицинское восстание».

Советская власть во времена Среднеазиатской национально-государственного размежевания в 1924 году, этнонимом для китаеязычных мусульман стало слово «дунгане».
Для Китайцев это название было иным. В провинции Синьцзянь оно стало приобрело распространение среди народов, которые были перелесены из других провинций в качестве военных поселенцев.
Одним профессором Синьцзянского университета, которого величают, как Хай Фэн, выдвинул свою теорию о том, что слово дунгань имеет китайские корни, так как имеет созвучие со словом «тунькэнь», что значит на китайском языке «военные поселки расположенных на пограничных зон». Есть неофициальная версия, где этноним «дунгане» имеет тюркское происхождение.

Происхождение дунган

Браки созданные арабами и иранцами, во времена торговых ремесел дали в будущем развития этногенеза нации под названием - хуэй, ныне проживающие на островах Хайнань, и в поселениях как Юньнани и Гуандуне. Хуэй были аналогичны к дунганами, так как у них была общая одна религия. Этим они и имели отличие от китайцев в свое время. Они были мусульманами суннитского толка. Но китайцам они были ближе, дальше будут приведены примеры этого.

Сливание дунганского народа с китайцами не приносили никакого успеха на протяжении веков. Истовая вера в духовные ценности ислама являлись главной мотивацией для выживаемости дунганского этноса, так как именно данная религия формировала основу дунганского этноса в каком-то роде как народ.
Схожие к дунганам народом на территории Китая были хуэй.

Смешанные браки арабов и иранцев, во времена торговых ремесел дали в будущем развития этногенеза нации хуэй, ныне проживающие на островах Хайнань, и в поселениях как Юньнани и Гуандуне. Хуэй были аналогичные с дунганами, так как у них была общая одна религия. Этим они и имели отличие от китайцев в свое время. Они были мусульманами суннитского толка.
Среди причин живучести мусульманской общины в Китае прежде всего было, их не считаемое количество.
Также способствовали выживанию нации хуэй такие факторы как: неопределённое географическое расположение и очень сильное различие во внешнем облике.
С одной стороны, можно сказать, что китайцы не были информированы местонахождением с большими скоплением мусульманских общин в КНР, которую можно было бы разбить, и в какой-то степени ослабить.
Главной причине выживаемости представителей ислама на земле китайцев, можно отнести их адекватное поведение в обществе, и их главной задачей была, не заниматься распространением данной религии на территории КНР. В случае нарушений этих простых правил китайских властей, в конце могло бы привести к тому, что нарушители теряли свое право на жизнь.
В отличьях от дунганов, община Хуэй были больше схоже с китайцами по языку и по многим другим характеристикам. В Китае Хуэй имеет свой автономный район с названием Нинся-Хуэй, что давало им еще статус национального меньшинства в стране Автономный район это как зависимая республика к какой-либо стране.

Возрождение ислама в Китае началось с приходом к власти Дэна Сяопина. Он ввел китайских патриархов в 1979 году. Китай начал восстанавливать хорошие отношение с народом который придерживался ислама, это способствовало к улучшению отношении хуэй и дунган с китайским государством. В итоге, исламским лицом китайского мира, стали дунгане и хуэй.

Стоит отметить, что Дунгане имели очень хороший опыт в земледелии, также считались удачливыми торговцами. Во времена их переселения в основном страны Центральной Азии. Многие вынужденно оставляли свое имущество и пожитки.

(город Биш-кек, се-вер Чуй-ской и Ис-сык-Куль-ской об-лас-тей, Ош-ская область), на юго-вос-то-ке Ка-зах-ста-на (Ал-ма-Атин-ская область и город Джам-бул) и вос-то-ке Уз-бе-ки-ста-на (Фер-ган-ская до-ли-на).

Чис-лен-ность в Кир-ги-зии 58 тысяч человек, Ка-зах-ста-не 36 тысяч человек, Уз-бе-ки-ста-не 1,8 тысяч человек (2007 год, оцен-ка). В Рос-сии 0,8 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись). Го-во-рят на дун-ган-ском язы-ке, рас-про-стра-не-ны так-же киргизский, ка-захский, узбекский, уй-гур-ский, русский язы-ки. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не- сун-ни-ты ха-на-фит-ско-го маз-ха-ба.

Дунгане - по-том-ки ху-эй, пе-ре-се-лив-ших-ся в Среднюю Азию и Ка-зах-стан из Ки-тая по-сле по-дав-ле-ния Дун-ган-ско-го вос-ста-ния 1862-1877 годов. Вы-ход-цы из провинции Гань-су се-ли-лись пер-во-на-чаль-но в селе Ыр-дык под Ка-ра-ко-лом и в Оше; позд-нее часть ош-ских дунгане уш-ла на се-вер и ос-но-ва-ла поселок Дун-га-нов-ка (ны-не Джал-пак-Тю-бе) под городом Аулие-Ата (ны-не Та-раз); вы-ход-цы из провинции Шэнь-си по-се-ли-лись в сё-лах Ка-ра-ку-нуз (пер-во-на-чаль-но Инь-пань, буквально - вре-мен-ный ла-герь) и Шор-Тю-бе на пра-вом бе-ре-гу реки Чу, на-про-тив города Ток-мак; из провинции Синь-цзян - в селе Алек-сан-д-ров-ка на реке Со-ку-лук, город Джар-кент (дун-ган-ское - Са-мыр, ны-не Пан-фи-лов), сё-лах Чи-лик и Или, близ города Вер-ный (ны-не Ал-ма-Ата). В начале XX века воз-ник дун-ган-ский по-сё-лок в Сред-не-чир-чик-ском районе под Таш-кен-том. В 1884 году на-счи-ты-ва-ли около 8,8 тысяч человек.

Основное тра-диционное за-ня-тие - па-шен-ное, в основном по-лив-ное, зем-ле-де-лие. В Ка-зах-ста-не и Кир-ги-зии дунгане вве-ли в куль-ту-ру ри-со-вод-ст-во (сорт дун-ган-ша-ла) и ви-но-гра-дар-ст-во, в Ис-сык-Куль-ской кот-ло-ви-не (город Ка-ра-кол) - бо-бо-вые и ле-кар-ст-вен-ный мак, в Ош-ской до-ли-не вос-при-ня-ли у уз-бе-ков хлоп-ко-вод-ст-во; по-все-ме-ст-но раз-ви-то ого-род-ни-че-ст-во. Зем-лю об-ра-ба-ты-ва-ли китайским плу-гом (шао лихуа), при об-мо-ло-те ис-поль-зо-ва-ли ка-мен-ный 8-гран-ный ка-ток (гун-за). Раз-во-ди-ли круп-ный ро-га-тый скот, пти-цу. Бы-ли ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны из-воз-ный, шор-ный и другие про-мыс-лы, по-сред-ни-че-ская тор-гов-ля. Дун-ган-ские сло-бо-ды воз-ник-ли в го-ро-дах Вер-ный, Пиш-пек, Джар-кент, Ток-мак, Ка-ра-кол, Ош, Ау-лие-Ата.

Тра-диционные по-се-ле-ния ре-гу-ляр-ной пла-ни-ров-ки. Жи-ли-ще кар-кас-ное сыр-цо-вое или ка-мен-ное, отап-ли-ва-лось ка-ном (кон), ори-ен-ти-ро-ва-но вы-хо-дом на юг, име-ло муж-скую и жен-скую по-ло-ви-ну; ком-на-ты вы-хо-ди-ли на кры-тую на-руж-ную га-ле-рею. Муж-ская и жен-ская оде-ж-да близка к северо-ки-тай-ской: пра-во-за-паш-ные (у муж-чин так-же пря-мо-за-стёж-ные) ха-ла-ты и курт-ки, ши-ро-кие шта-ны, ма-тер-ча-тые туф-ли без каб-лу-ка; пре-об-ла-да-ют чёр-ный и си-ний цве-та, жен-ская одеж-да ук-ра-ша-ет-ся вы-шив-кой. Го-лов-ные убо-ры - со-ло-мен-ные шля-пы, ме-хо-вые и вой-лоч-ные шап-ки. Мо-ло-дые жен-щи-ны хо-ди-ли с не-по-кры-той го-ло-вой, по-жи-лые но-си-ли плат-ки. Тра-диционна пи-ща - ча-ще ва-рё-ная или при-го-тов-лен-ная на па-ру: лап-ша из пше-нич-ной (ла-мян), го-ро-хо-вой или бо-бо-вой му-ки (фын-тяо), рис с при-пра-ва-ми из мя-са и ово-щей, пам-пуш-ки; в от-ли-чие от ки-тай-цев, дунгане упот-реб-ля-ют жи-вот-ные жи-ры. Так-же пе-кут в тан-ды-ре сред-не-ази-ат-ские ле-пёш-ки. Едят па-лоч-ка-ми, тра-пе-зу на-чи-на-ют с чая, обед за-кан-чи-ва-ют су-пом.

По-се-ле-ния дунгане об-ра-зо-вы-ва-ли замк-ну-тые об-щи-ны, управ-ляв-шие-ся вы-бор-ны-ми стар-ши-на-ми и объ-е-ди-няв-шие-ся в са-мо-управ-ляю-щие-ся во-лос-ти. Ре-шаю-щее влия-ние имело вы-бор-ное му-сульманское ду-хо-вен-ст-во: имам, со-вер-шав-ший пят-нич-ное бо-го-слу-же-ние; му-дар-рси--ахун, обу-чав-ший де-тей в ду-хов-ной шко-ле; ха-тип-ахун, со-вер-шав-ший об-ре-за-ние, и др. До середины XX века со-хра-ня-лись боль-шие се-мьи, по-ли-ги-ния, слож-ный сва-деб-ный об-ряд (сва-тов-ст-во, об-мен по-дар-ка-ми, де-виш-ник с оп-ла-ки-ва-ни-ем не-вес-ты, сва-деб-ный по-езд, ри-ту-аль-ная борь-ба и иг-ры с тре-бо-ва-ни-ем вы-ку-па и т. п.; до 1930-х годов бы-то-ва-ло умы-ка-ние). Жен-щи-ны поль-зо-ва-лись в се-мье ав-то-ри-те-том.



Вверх