Достоевский и мистическая история

Краеведческий музей в Зарайске сегодня располагается в кремле - хорошо сохранившейся каменной крепости XVI века. Раньше же этот музей находился в Троицкой церкви, стоящей рядом со старым городским рынком - Гостиным двором. И этот кремль, и церковь, и рынок, если бы постройки умели думать и помнить, обязательно вспомнили бы знаменитого русского писателя, про которого теперь туристам рассказывают экскурсоводы музея: «В наш город приехал после своего освобождения с каторги Фёдор Достоевский. Зарайск занимает важное место в его бессмертных произведениях…».

Действительно, Федор Михайлович, освободившись в 1859 году из сибирско-казахской ссылки, поехал по билету №2003 в Тверь, но по дороге завернул в Зарайский уезд Рязанской губернии. Ничего удивительного в этом визите не было: в 10 километрах от Зарайска находилось имение его отца, московского лекаря Михаила Андреевича Достоевского.

А вы съездите в Даровое! Автобус с автовокзала идёт на Серебряные Пруды, а вы выходите через десять минут на повороте, и до Дарового будет один километр пешком. Минут за пятнадцать неспешным шагом дойдёте.

Действительно, два небольших сельца Даровое и Моногарово, «склеившиеся» друг с другом, прекрасно видны уже с дороги, по которой движутся автобусы. Перед домиками - небольшой овражек и лесок. В нескольких километрах южнее лежит деревня Черемошня, и становится ясно, почему в романе «Братья Карамазовы» одна из рощ называется Черемашня.

Интересно, что по административному делению Российской империи в XIX веке (во времена Достоевского) село Даровое находилось уже не в Зарайском уезде Рязанской губернии, а в Каширском уезде Московской. Но из-за близости и удобной дороги местные жители ездили на ярмарку, на почту или в аптеку именно в Зарайск. И именно улочки Зарайска представлял себе писатель, когда создавал в романе «Преступление и наказание» образ уездного российского городка, где жило семейство Раскольниковых. Петербургский студент в его романе, увидев знакомое лицо простого рабочего, спрашивает немедленно: «Да ты уж не из зарайских ли?».

Купил отец писателя село Даровое в 1831 году. Человеком он был небедным - как врач Михаил Андреевич имел государственный похвальный аттестат, в котором высоко оценивались «его медицинские познания и ревностная преданность делу». Между тем, рождались дети, семья росла, и надо было подумать о том, где жить наследникам. Именно в Даровом его второй сын, Федя Достоевский, и провёл свои детские годы.

Сегодня сбоку от деревни посетителей встречает большой парк - это практически всё, что осталось непосредственно от барской усадьбы. Есть тут и деревянный флигель с небольшой экспозицией, иногда громко называемой «музеем Достоевского» - филиалом того самого Зарайского краеведческого.

Усадебное здание сгорело в Октябрьскую революцию, а вот флигель в 1923 году губернский отдел просвещения решил сохранить как «литературную ценность». В этот домик даже назначили смотрительницу на зарплате. Местные жители передают из уст в уста рассказ, как в 1941 году одна из бронемашин наступавшей на Москву армии Гудериана въехала в село и направилась к домику Достоевских. Из люка вылез офицер - видимо, он присматривал место для размещения своего подразделения. Но когда смотрительница выбежала навстречу, указала немцу на постройку и крикнула всего одно слово: «Достоевский!» - офицер тут же нагнулся в люк, отдал приказ, и бронемашина повернула назад.

Поблизости расположена «Федина роща», которую обязательно покажут заезжим туристам местные жители. Став взрослым, в своём рассказе «Мужик Марей» Фёдор Михайлович опишет, как он в детстве, увлёкшись, забежал слишком далеко от дома, заблудился в этой роще и по шороху кустов вообразил, что за ним гонится волк. И только доброта случайно встреченного мужика Марея поселила в нём веру в лучшие свойства русской народной души.

Отец писателя, когда в 1837 году умерла его супруга Мария Фёдоровна, вынужден был выйти в отставку и поселиться в Даровом. Тяжело переживая смерть любимой жены, он сделался замкнутым и вспыльчивым. Вскоре он сблизился с деревенской девушкой - по одной версии, её звали Александра, по другой - Катерина, - служившей в его доме горничной. Через год она родила сына, названного Семёном, но младенец умер, не дожив и до года. Вскоре после этого Михаил Достоевский отослал молодую мать обратно в деревню. Её родственники сочли это кровной обидой.

Летом 1839 году крестьяне из Черемошни по какой-то причине не вышли на работу. Барин поехал к ним разбираться. Что там произошло, точно неизвестно, но вскоре Михаил Андреевич оказался лежащим под деревом и послал своего кучера за священником. Тот нашёл барина уже умирающим. А чуть позже приехал местный исправник, но, не желая расследовать это замысловатое дело и портить уезду статистику, написал в отчёте: «Умер от апоплексического удара». Быстро были проведены похороны, и село досталось в наследство детям.

Дети Михаила Андреевича, как это видно из их писем, не сомневались в том, что барина убили собственные крестьяне. По церковным документам известно, что всё мужское население деревни в этом году не пошло на исповедь: видимо, для того, чтобы не говорить священнику об убийстве. Ходили также слухи, что один из сельчан, через много лет будучи арестован за разбой, якобы признался в подстрекательстве в убийстве барина: «Это ведь я тогда кричал громче всех: мужики, карачун ему!».

Федор Михайлович отказался от своей части в наследстве, продав её родственникам за 1000 рублей, и в конце концов, все доли имения скупила его любимая сестра Вера Михайловна.

Отец писателя похоронен в соседнем селе Моногарово на кладбище у храма Сошествия Святого Духа (1763 года постройки), который сохранился до наших дней, хоть и в полуразрушенном состоянии. Здесь, вернувшись из ссылки, Достоевский ещё раз постоял на могиле родителя. Кстати, недавно археологи обнаружили её и отметили пока временным знаком.

На сегодняшний день экспозиция в Даровом открыта для туристов не постоянно, так что желающим не просто заехать в село, а зайти во флигель, есть резон справляться заранее в Зарайском краеведческом музее. Музей также организует в бывшей усадьбе восстановительные работы, и все желающие могут принять в них участие.




Не утихают споры о месте упокоения матери писателя.

Мемориальный музей «Разночинный Петербург» проводит на Пионерской площади акцию «Достоевский сквозь время». Она приурочена к двум знаковым датам — в этом году исполнилось 135 лет со дня смерти писателя и будет 195 лет со дня его рождения. Посетителям показывают выставки «Дневник писателя» и «Фельетон за все лето». Последняя рассказывает о летних поездках писателя и их литературных отражениях.

Тем временем продолжение получила почти мифическая история, произошедшая после смерти Марии Федоровны — матери Федора Михайловича Достоевского. Знатоки его творчества утверждают, что она похожа на детектив и загадочна так же, как и многое происходящее с героями произведений писателя в Петербурге и других городах.

Из могилы — в музейный шкаф

Мария Федоровна прожила почти 37 лет. Умерла 27 февраля (по старому стилю — 11 марта) 1837 года и была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве. После того, как место захоронений было ликвидировано, останки в 1934 году эксгумировали по инициативе исследователя рода Достоевских Михаила Волоцкого. Череп отправили антропологу и скульптору Михаилу Герасимову для скульптурной реконструкции. По непонятным причинам он потом «затерялся», а останки на протяжении почти восьми десятилетий хранились в шкафу Музея и НИИ антропологии Московского Государственного университета.

«О сохранении останков в музее, где они пролежали до 2012 года, хлопотал антрополог Михаил Волоцкой, — помог восстановить недавние события доктор филологических наук, профессор коломенского Государственного социально-гуманитарного университета Владимир Викторович. — Когда начали уничтожать Лазаревское кладбище, он организовал вскрытие могилы Марии Федоровны, вывез ее останки и надгробный памятник, на котором выбита надпись-эпитафия Карамзина: „Покойся, милый прах, до радостного утра“, выбранная сыновьями — Михаилом и Федором».

Сегодня не утихают споры о месте упокоения матери писателя. Викторович уточнил, что первым вопрос о захоронении останков поднял исследователь родословия Достоевских, кандидат медицинских наук Николай Богданов. К его мнению тогда присоединились многие, в том числе и потомки писателя, в частности правнук Дмитрий Достоевский.

С невероятными усилиями, так как речь шла о «единице хранения» (музейщики знают, насколько трудно, а подчас невозможно, изъять и передать кому-либо такую «единицу»), удалось убедить руководство Музея антропологии передать останки для захоронения. «Учитывая юридические тонкости, мы нашли оптимальный вариант: музей оформил передачу через православную церковь. Процедура была долгой, посредником выступил Коломенский университет. Было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В акте передачи так и указано: для последующего захоронения на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове. Это официальный документ, который никто не отменял», — напомнил Викторович.

Стараниями исследователей Российского общества Достоевского при помощи благотворителей и администрации Зарайского района Московской области прах Марии Федоровны был перевезен в Иоанно-Предтеченский собор Зарайского Кремля. Предполагалось, что он будет храниться там до окончательного восстановления могилы ее мужа — Михаила Достоевского.

«Коллегиальным было решение общества Достоевского, что мы должны найти могилу отца Федора Михайловича, точное место его упокоения. Церковный погост в селе Моногарове близ усадьбы Даровое был уничтожен в 1930-е годы, — рассказал Владимир Викторович. — Рядом с храмом с помощью благотворителей установлен кенотаф с деревянным крестом. С помощью георадара удалось определить границы погоста, коломенские археологи сделали вертикальную планировку — сняли верхний слой земли и установили, где именно находятся могилы. Там не больше пятнадцати захоронений. Обнаружение останков Михаила Андреевича представлялось нам вполне реальной задачей. После раскопок потребуется антропологическая, а затем генетическая экспертиза. На все перечисленные работы необходимо не слишком много времени и относительно небольшие средства — примерно триста тысяч рублей, сбор которых и был в свое время объявлен на сайте „Заповедного Дарового“».

Однако в 2015 году возникла противоположная инициатива от руководителя московского отделения Общества православных врачей А. В. Недоступа — предать земле останки Марии Федоровны на прежнем месте, в Москве. Аргументы оппонентов Викторовича и Российского общества Достоевского таковы: Даровое и Моногарово — «медвежий угол», храм Достоевских — якобы сплошные руины, а кладбище при нем — пустырь, поросший бурьяном. Выдвигается и еще одно «веское» доказательство против Моногарова — живучий миф о жестокосердии и недостойном поведении помещика Достоевского, рядом с которым нельзя хоронить мать писателя (и одновременно — горячо любимую супругу, с которой и после смерти ее Михаил Андреевич разговаривал вслух).

Ответить тут можно только словами самого Федора Михайловича о родителях: «…Ведь это были люди передовые… А уж такими семьянинами, такими отцами… нам с тобою не быть, брат!..» Над реабилитацией доброго имени отца Достоевского и «возвращением» земли детства писателя и работают уже много лет неравнодушные люди.

«Знак судьбы» после смерти

Сегодня никто не спорит с тем, что неоднократно потревоженные останки Марии Федоровны по всем человеческим законам надо предать земле. Но где? На закрытом для посетителей земельном участке при храме Сошествия Святого Духа в Москве (там, где она была похоронена первоначально) — уничтоженном в тридцатые годы кладбище? Или же рядом с супругом, на погосте Свято-Духовского храма в Моногарове, что близ фамильной усадьбы Даровое в Подмосковье, — местах, насквозь пропитанных памятью о Достоевских?

Чтобы разобраться в этом вопросе мы со старшим научным сотрудником Натальей Шварц, много лет проработавшей в музее Ф.М. Достоевского, посетили места памяти писателя. Вместе мы отправились сначала в Москву — туда, где прежде находилось ликвидированное 82 года назад Лазаревское кладбище, затем в московский Музей-квартиру Ф. М. Достоевского, где в подвале хранится надгробный памятник, установленный когда-то на могиле Марии Федоровны, а затем уж в Зарайск и далее — в Даровое, к погосту у храма Сошествия Святого Духа (построен в 1763 году) в селе Моногарове, на котором был похоронен супруг Марии Федоровны, отец писателя Михаил Андреевич.

У московского Свято-Духовского храма с XVIII века и до 30-х годов века ХХ-го существовало кладбище, большая часть которого в советское время была преобразована в зону отдыха (ныне — парк «Фестивальный»). Туда мы отправились прежде всего. У женщины, продающей церковную утварь, спросили, как нам пройти на закрытый земельный участок при храме и может ли кто-то нам показать, хотя бы приблизительно, место, где находилась могила Марии Федоровны.

Вскоре к нам вышла сестра Анна и проводила в небольшой двор за храмом. Она пояснила, что при храме существует сестричество во имя святого Игнатия Ставропольского, сестры которого заботятся о его территории. «Конечно, пройдите, посмотрите… Но мы знаем только примерное место могилы. Здесь уже много лет ничего нет», — объяснила Анна и припомнила, как одна из сестер рассказывала, что зимой здесь был человек, который тоже пытался определить местоположение могилы. «Спрашивал, мерил шагами сугробы да так и уехал, не назвавшись», — пожала она плечами.

В непосредственной близости к храму, за алтарной его частью, восстановлены условно только две могилы.

Старания хранителей, бесчинства вандалов

Без малого полтора десятилетия усадьба Достоевских Даровое и прилегающие к ней мемориальные окрестности в Подмосковье находятся под добровольной опекой исследователей из Коломны — профессора Владимира Викторовича и его соратников, в основном преподавателей и студентов Государственного социально-гуманитарного университета. Общими усилиями они приводят в порядок территорию усадьбы (в самое последнее время с трудом, но налаживается плодотворный контакт с музеем «Зарайский Кремль»), занимаются изучением ее истории, инициируют археологические работы в Даровом и Моногарове; лечат старовозрастные деревья в заповедной Липовой роще, которой 300 лет; проводят ландшафтные исследования, конференции, выпускают научные сборники. 13 лет при усадьбе работает летний волонтерский лагерь.

В 2011 году было создано Некоммерческое партнерство «Заповедное Даровое», в которое вошли исследователи-достоеведы, ГСГУ, Музей Ф. М. Достоевского в Петербурге, потомки писателя. Для реализации научных и культурно-просветительских проектов привлекаются благотворители, партнерские организации. В 2013 году «Заповедное Даровое» стало победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого под патронатом Патриарха Кирилла. Проект «„Животворящая святыня“. Место памяти родителей Достоевского» позволил активизировать приходскую жизнь Моногаровского храма.

Но от вандалов вольных и невольных спасения пока что нет. Несколько лет назад их жертвой стала старинная липа на «кургане», где семейство Достоевских устраивало чаепития. В июне этого года во время сенокоса в усадебном саду пала яблоня — подарок Даровому от музея Диккенса, любимого писателя Достоевского. Старания многих людей и организаций, благодаря которым стал возможен этот «дар Даровому», были одним махом «скошены» равнодушным распоряжением нынешних новых хозяев Дарового, которое носит весьма странный «титул» сектора музея «Зарайский Кремль».

Оставшихся в живых ценностей, с точки зрения историков, может быть мало. И очень много — со справедливой позиции тех, кто старается это немногое сохранить. Приусадебные просторы, Липовая роща — пристанище детских игр; Лоск, «воскресивший» Достоевского на каторге; Федина роща, а в ней овраг - место мечтаний будущего писателя; Маменькин пруд, замшелые могильные плиты Нечаевского погоста; многострадальный храм в Моногарове, которому все никак не подняться (деньги на реставрацию были отпущены, но подозрительно быстро кончились — увы, нередкая ныне история)… А на местном кладбище — могилы одной из племянниц Достоевского, последней хозяйки Дарового — Марии Александровны Ивановой и ее верной экономки.

Продолжается распродажа окрестных земель. В непосредственной близости от усадебного флигеля уже выстроен вызывающе неуместный дом, разрушающий историческое пространство, связанное с Достоевскими.

Заглянули мы и в соседнюю деревушку Черемошню (название ее писатель упоминает в романе «Братья Карамазовы») — крохотную, с разбитой дорогой. Обитатели пожаловались: в распутицу местным бабушкам до больших дорог не добраться, и кому-то из начальства даже взбрело в голову снять дорожный указатель: как будто деревни нет. Выяснилось: люди в курсе, что их деревня не простая — с историей, причастной к жизни и творчеству великого Достоевского.

Люди придут на моногаровский погост

Пострадала от времени, но устояла Свято-Духовская церковь в Моногарове. Сложные восстановительные работы приостановлены, но это не отменяет значимости храма для скромного числа прихожан. Служит здесь отец Григорий Решетов лишь по большим праздникам. На столиках перед алтарем, где в советское время был магазин, иконы в самодельных окладах. Территория при храме ухожена — стараниями волонтеров и неравнодушных местных жителей, а на старинном погосте — памятники помещикам: Хотяинцевым, Костюрину, Мельгунову… Все соседи Достоевских.

Мария Федоровна и не думала о скорбном изменении «знака судьбы» после смерти. В самых странных снах не могла предвидеть она будущих неоднократных похорон. Куда же — теперь у нее не спросишь. Но учитывая, что от Лазаревского кладбища в Москве ничего не осталось, а церковный моногаровский погост восстанавливается волонтерами в его полном объеме, может, все-таки в Моногарово?

В Подмосковье к Достоевскому едут многие (и посещение храма — обязательная часть экскурсий в Даровое), да и здесь на погосте похоронен супруг Марии Федоровны; окрестные нивы и леса дышат воспоминаниями о ней и родных для нее людях, а сам Федор Михайлович признавался: «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь».

Евгения Дылева

В 12 км от города Зарайска есть очень живописное и красивое место, где некогда была усадьба Достоевских — Даровое. Позже Ф.М. Достоевский напишет об усадьбе: «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь».

Даровое — это своего рода музей под открытым небом, что хранит память о детстве маленького Федора. Именно здесь Ф. Достоевский впервые соприкоснулся с укладом сельской жизни и красотой русской природы. Ландшафт усадьбы Достоевских практически полностью сохранился в первозданном виде. В Даровом можно увидеть липовые аллеи и вековые дубы, что помнят самого Федора. Есть и поля, и фруктовые сады, сохранилась березовая роща и пруд, который некогда был разбит по распоряжению матери Федора.

В усадьбе до сих пор существует флигель, где размещались Достоевские и их потомки. Сейчас в этом здании находится один из отделов . На территории усадьбы, в районе въездной аллеи у опушки липовой рощи, Вас встретит памятник великому мыслителю Ф.М. Достоевскому.

Рядом с селом Даровое находится деревня Моногарово. Здесь, в храме Сошествия Святого Духа, маленький Федор с матушкой и другими детишками бывали на службе. Собственными глазами вы увидите то, что некогда созерцал и неоднократно упоминал и описывал в своих произведениях Федор Достоевский.

Провести с пользой время в Даровом могут как ценители наследия великого писателя, так и любители русской природы. Летом в рамках работы интерактивных программ музея «Зарайский Кремль» проходят квесты, мастер-классы и театрализованные представления. В августе в Даровом можно побывать на международной научной конференции «Достоевские чтения». После посещения усадьбы, Вам обязательно захочется вернуться в это тихое, неприметное место, которое заряжает энергией и наполняет душу умиротворением.

ДЕТЯМ

В теплое время года, с мая по сентябрь, в усадьбе проводится познавательная программа для детей “Первое знакомство с именем Федора Достоевского”. В программу входит рассказ о детстве писателя, увлекательная викторина, игры и чаепитие. Занятие длится 3 часа. Также детям предлагается прогулка по территории усадьбы, где маленький Федя Достоевский, будучи 10-летним мальчишкой, бегал по тропинкам и рощам, любовался яблоневым садом и бескрайними Зарайскими полями.

Стоимость программы — 250 руб. с человека.

Подмосковная усадьба Даровое не удивит своих гостей ни господскими дворцами, ни роскошными интерьерами. Здесь не гостили венценосные особы, и не гремели на всю округу балы. Так чем же известно и примечательно это удивительное по своей скромности дворянское гнездо? Дело в том, что именно здесь свое детство провел великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский.

Какие впечатления производила усадьба Даровое на будущего писателя? Когда он гостил здесь? Были ли в этой усадьбе те места, которыми восхищался Достоевский? Что стало с усадьбой после революции? И в каком состоянии Даровое пребывает сейчас? И почему эта усадьба имеет колоссальные перспективы развития?

А вы были в Даровом? Какие впечатления произвела на вас эта усадьба? С какими достопримечательностями, связанными с именем Достоевского, вы знакомы?

История деревни Даровое начинается задолго до рождения Достоевского. Еще в Писцовых книгах 16 века поселение упоминается как владение Сумарока Григорьевича Хотяинцева. Судя по сохранившимся документам 18 века, Даровое представляло собой помещичий двор с небольшим главным домом и хозяйственными постройками. Вероятнее всего, здесь располагались скотный двор, конюшня, каретный сарай. Параллельно хозяйской части находились крестьянские дома.

3. Усадьба расположена в Зарайском районе Московской области.

Хотяинцевы были людьми состоятельными, при этом обустраивали свои владения с большим вкусом. Специалисты отмечают, что парковое пространство в Даровом было создано талантливейшим садовым архитектором, который понимал, какой жемчужиной комплекса спустя десятки лет станет липовая роща.

5.

6. Достоевские проводили в Даровом весну и лето. Осенью, когда урожай был собран, семейство возвращалось в Москву к своему привычному укладу.

В 1831 году усадьба была выкуплена московским врачом Михаилом Андреевичем Достоевским. Он с супругой Марией Федоровной воспитывал семерых детей — четырех мальчиков и трех девочек. Родители понимали, как для детей важен свежий воздух, поэтому вопрос с покупкой загородной резиденции Достоевские решили без долгих раздумий.

7.

Однако радость от приобретения была омрачена пожаром, не пощадившим ни господский, ни крестьянские дома. Уцелела лишь одна мазанка — маленький плетневый флигелек, куда впоследствии приезжала Мария Федоровна с детьми.

9.

Деревня, в которой было 11 домов, выгорела полностью. Люди ютились в погребах своих домов, строили шалаши. Достоевские не оставили своих людей в беде. Приехав на пепелище, Мария Федоровна выдала каждой пострадавшей семье по 50 рублей. Этого хватило, чтобы до холодов заново отстроить деревню.

11.

13. В Даровом сохранился природно-исторический ландшафт в том виде, в котором его полюбил и навсегда запомнил Ф. М. Достоевский.

Семья не стала гнаться за роскошью и вместо большого господского дома построила скромный деревянный флигель. Как правило, Достоевские приезжали в Даровое на все лето. Из-за большой занятости Михаила Андреевича обязанности по ведению хозяйства легли на плечи его жены.

14.

Надо признать, что Мария Федоровна отлично справлялась с хозяйством: она быстро нашла общий язык с простыми крестьянами и знатными соседями. Даже Хотяинцевы, владевшие в это время имением в соседнем Моногарове и имевшие с Достоевскими имущественные споры, частенько приглашали Марию Федоровну на угощение после церковной службы.

16.

Хозяйка усадьбы обычно приезжала сюда в апреле с младшими детьми, в начале лета в деревню выбирались и старшие сыновья — Михаил и Федор. Изредка, когда позволяла служба в больнице, семью навещал Михаил Андреевич.


20. Достоевские въезжали в усадьбу со стороны, противоположной современной дороге, ведущей в Даровое.

В отсутствии мужа Мария Федоровна зря время не теряла. Помещица занялась благоустройством усадьбы. По ее распоряжению в ложбине, в которой протекал ручей, был выкопан пруд. Он быстро наполнился чистой водой: крестьяне теперь могли поить здесь скотину, а для детей рабочие обустроили купальню. Михаил Андреевич прислал из Москвы бочку с карасями для разведения.

23.

24. По соседству с усадьбой находилась липовая роща и фруктовый сад, изрядно пострадавшие после революции в 20-м веке.

Родители призывали детей к умеренности в рыбалке, разрешая ловить не больше одной-двух рыбешек за раз. Рыбы хватало на всех: и на соседей, и на крестьян, и на самих Достоевских. Нужно признать, что пруд преобразил облик усадьбы. В наши дни в память о Марии Федоровне прозвали его «маменькиным прудом».


26.

27. Флигель является единственной усадебной постройкой в Даровом, сохранившейся до наших дней.

Семейная идиллия с отдыхом у пруда и прогулками по липовым аллеям быстро закончилась. Осенью 1836 года Мария Федоровна серьезно заболела. Увы, но ни муж, ни его коллеги не смогли помочь женщине. Она угасла за полгода: в январе 1937 года матери семерых детей не стало. Смерть жены стала слишком сильным ударом для Михаила Андреевича. Он оставил работу в больнице и переехал в Даровое.

29. После революции в главном флигеле в разные годы располагался первый музей Достоевского, библиотека и ясли.

Всепоглощающее горе, нужда, в которую постоянно впадал неопытный помещик, необходимость заботиться о семерых детях день за днем загоняли когда-то счастливого отца семейства в угол. Достоевский старший стал резким, вспыльчивым, испортил отношения с крестьянами и окрестными помещиками. Михаил Андреевич пытался вести дела, но давалось ему это с трудом.

31. Даровое — музей под открытым небом. Здесь можно побродить по «Фединой роще», посидеть на берегу «Меменькиного пруда».

В 1939 году помещик погиб при невыясненных обстоятельствах. По одной из версий, Михаил Андреевич поехал в соседнюю деревню Черемошню (она тоже принадлежала Достоевским), чтобы разобраться в конфликте крестьян. Мужики и помещик повздорили. Никто не знает, что произошло, но по дороге домой Достоевский почувствовал себя плохо и умер, не доехав до Дарового. Гибелью помещика занялись следователи, но доказать криминальную составляющую дела им не удалось.

33.

После смерти отца поместье было разделено между детьми. Когда все наследники достигли совершеннолетия, Даровое и Черемошню выкупила семья Веры Михайловны Достоевской, в замужестве Ивановой.

37.

Облик усадьбы менялся при жизни Веры Михайловны и после ее смерти в 1896 году. Здесь появлялись новые жилые и хозяйственные постройки. Одна из племянниц Федора Михайловича Достоевского — Мария, переехавшая в Даровое в 1918 году, - приложила все усилия для создания дома-музея своего известного дяди. Она стала первой хранительницей музея и рьяно защищала имение от крестьян, которым революция позволила подобраться к помещичьему добру.

39.

После смерти Марии Александровны в 1929 году вся обстановка дома, имевшая историческую ценность была перевезена в Москву, в музей на Божедомке. Для Дарового наступили новые времена.

40. В 1974 усадьба получила статус объекта культурного наследия федерального значения.

В том же году Даровое получило статус филиала московского музея Достоевского. Правда это не помешало местному колхозу открыть во флигеле, принадлежавшем когда-то Достоевским, детские ясли. С течением времени ясли сменила библиотека, просуществовавшая в Даровом вплоть до 70-х годов 20-го столетия. В то время усадьба получила статус объекта культурного наследия федерального значения.

41. В 2014 году усадьба пережила еще один пожар: сгорело имущество и домики в лагере волонтеров, разбитом в Даровом.

Старожилы утверждают, что в 80-е годы флигель был заброшен и всеми забыт. Музейный статус усадьба обрела только в 1990 году, власти решили открыть в Даровом филиал Зарайского историко-художественного музея. Спустя три года во флигеле была размещена выставка «Семья Достоевских и Даровое», а в 1993 году в усадьбе установили памятник Федору Михайловичу Достоевскому.

Сегодня усадьба открыта для всех. Посетить колыбель творчества великого писателя можно в рамках экскурсии от музея «Зарайский кремль». Ситуация должна в корне измениться уже в 2021 году. Министерство культуры Московской области анонсировало большие реставрационные работы, которые пройдут в усадьбе в 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Возможно скоро в Даровом снова закипит жизнь, а все поклонники творчества великого писателя смогут увидеть усадьбу во всей ее красе.

Экскурсии по усадьбам на сайте



Село Даровое Зарайского района Подмосковья в 1831 году купил московский врач - отец Ф. М. Достоевского. Семья проводила здесь летние месяцы. Однако имение, о котором так мечтали Достоевские, оказалось трагической страницей в их судьбе.


Фото: музейный центр «Даровое»
На территории усадьбы сохранился флигель, в котором расположился отдел музея «Зарайский кремль». В нем собран богатый материал о детских годах маленького Феди в Даровом, о роде Достоевских. Бережно сохраняются деревья в парке, многим из них более 250 лет, а некоторым дубам - по 500 лет.

«Колыбель творчества» Достоевского


Фото: музейный центр «Даровое»
Знатоки утверждают, что в усадьбе сохранился ландшафт в том виде, каким его видел и любил Федор Михайлович. Туристы приходят на пруд, вырытый по распоряжению матери писателя, любуются старыми липами, под которыми семья пила чай из самовара. Здешние места так или иначе отразились во всех романах классика. Это имение называют колыбелью творчества писателя.
В «Дневнике писателя» Федор Михайлович утверждал: «…Дети людей должны родиться на земле, а не на мостовой. Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация… должна на земле, на которой хлеб и деревья растут».
В последний раз Достоевский посетил это место в 1877 году. При входе в усадьбу установлен памятник писателю (автор Юрий Иванов, народный художник СССР).

Возвращаться - плохая примета


Фото: музейный центр «Даровое»
Достоевские жили в Москве, в казенной квартире Мариинской больницы, где отец писателя Михаил Андреевич работал врачом. В семье было семеро детей (четыре мальчика и три девочки). Детям нужен был свежий воздух. Тогда родители решили приобрести имение недалеко от Москвы. Михаил Федорович осмотрел много усадеб и вот отправился в Даровое (тогда деревня относилась к Каширскому уезду Тульской области), которое располагалось в 160 верстах от Москвы. С дороги вернулся за подорожной грамотой (документ давал право на выезд из города), которую забыл. Плохая примета.
Но имение понравилось и было куплено. Оно насчитывало 11 дворов, 70 душ крепостных. В пятницу на Страстной неделе родители и дети собрались за столом, мечтали о летнем отдыхе на лоне природы.
Идиллию нарушило появление деревенского старосты. Он, всегда щеголеватый, явился в грязных лаптях, потрепанном армяке. Староста принес дурную весть - вотчина сгорела.
Крестьянин Архип Савельев палил соломой кабанчика. Был сильный ветер. Огонь переметнулся на крышу. Архип пытался спасти добро, бросился в огонь, а крыша рухнула. Погиб человек. И деревня вся сгорела. Услышав такую весть, Достоевские бросились на колени перед иконой, начали молиться. А Михаил Андреевич сказал: «Я сниму последнюю рубаху, а людей своих не брошу».
Когда Мария Федоровна с детьми приехала в Даровое, картину увидела печальную. Народ был в жутком унынии. Все жили в подвалах, погребах под своими сгоревшими домами, в шалашах. Матушка собрала крестьян, сказала, что никого в беде не оставит. Каждой семье выдала по 50 рублей. Это была достаточная сумма для того, чтобы построить крепкий дом. И уже к осени деревня была отстроена заново.
Алина, дочь крестьянина Архипа, осталась сиротой. Ее Достоевские взяли к себе в дом. Девушка много лет помогала им по хозяйству.

Как Достоевские коров покупали


Фото: музейный центр «Даровое»
Хозяйство в усадьбе вела Мария Федоровна. Она умела дружить с соседями. Из Москвы привозила окрестным помещикам отрезы на платья, шляпки, ленты. Ее часто приглашали быть крестной матерью. Сохранилась большая переписка родителей писателя.
Мария Федоровна из Дарового сообщала: «Душа моя, жары у нас стоят непрестанные. Воды нет. Гусенята бывают синими». Или: «Дорогой, посылаю тебе восемь бутылочек наливки, закрытой сургучом». Михаил Андреевич отвечал: «Любезная моя, посылку твою получил. Но из восьми бутылочек наливки одна оказалась распечатанной… Дознаний не проводил, сама она распечаталась или ей кто помог». Или: «Посылаю Вареньке башмачки. Поцелуй ее от меня. Скажи, что папа ее крепко любит». В другом послании хозяин советует: «Ежели мужики будут там баловать, надо их посечь отечески».
Чем же занимались молодые барчуки в Даровом летом? Старшие дети в то время учились в пансионе. Экзамены у них кончались в июне. Мальчики проводили в деревне всего два месяца. Писатель здесь бывал с 1832 по 1836 год, то есть пять лет по два месяца. Меньше года он прожил в Даровом - не так уж много. Но сам Федор Михайлович признавался: «Это маленькое незамечательное место оставило во мне самые сильные впечатления в жизни».
Например, он запомнил, как ездил на зарайский рынок вместе с матушкой покупать скот. В деревне был большой специалист по скоту – Марей. Вместе с ним и с детьми матушка отправлялась за покупкой скота. Как-то приглядела корову, но Марей отговорил ее от покупки: «Нет, нет, мы эту корову не берем. Ты на ее хвост посмотри. Короткий. Чем она слепней отгонять будет?». Потом Достоевский напишет рассказ «Мужик Марей».

Маменькин пруд


Фото: музейный центр «Даровое»
Когда семья купила имение, здесь не было пруда. Протекал лишь ручеек. Вырыть плотину – это было одно из первых распоряжений, отданных хозяйкой крестьянам. А Михаил Андреевич прислал из Москвы живых карасей. Их выпустили в новый пруд. Потом совершили вокруг водоема крестный ход и объявили его заповедным. Через пару лет запустили невод, был большой улов. Рыбу отправили крестьянам, священнику церкви в Моногарово, раздали соседям, себе оставили. Остальных карасей выпустили обратно в воду.
Дети ловили рыбу удочкой. Каждый барчук имел денщика из крепостных мальчишек. Денщик не позже шести часов утра должен был прийти с накопанными червями. Много ловить не разрешалось, только по одному - два карася.

Мрачные страницы


Фото: музейный центр «Даровое»
Семейная идиллия Достоевских в Даровом продолжалась до 1836 года. Осенью матушка серьезно заболевает. Болезнь прогрессирует. Михаил Андреевич, будучи врачом, не смог поставить диагноз. Приглашает к больной московских светил медицины. Они тоже оказались бессильны. В феврале Марии Федоровны не стало.
Отец впал в депрессию, подал в отставку и поселился в Даровом. В этот период Федор уезжает учиться в инженерное училище в Санкт-Петербург.
Достоевский-старший испортил отношения с окрестными помещиками. Иногда подолгу разговаривал с умершей женой. Стал выпивать. Он приближает к себе 15-летнюю деревенскую девочку Александру. Через год она родила сына, который был крещен под именем Симеон. Александру сразу прогнали со двора в соседнюю деревню Черемошню, чтобы не мешали хозяину криками и шумом. В годовалом возрасте малыш умер.
С крестьянами Михаил Андреевич был жестоким, нередко бил их палкой. Как-то крестьяне из Черемошни (эта деревня тоже принадлежала Достоевским) не вышли на работу. Барин поехал разбираться. Что там произошло, точно известно, но на обратном пути Михаил Андреевич почувствовал себя плохо. Приказал кучеру Давиду остановиться. Тот положил барина под дерево, а сам поскакал в соседнее Моногарово за священником. Священник принял глухую, то есть невнятную исповедь. Михаил Андреевич умер.
Была версия, что крестьяне, разозленные жестокостью хозяина, убили его. Работали следователи, но ничего не доказали. Все это происходило в 1839 году. По церковным документам известно, что все мужское население деревни в этом году на исповеди не было. Хотя в предыдущие годы мужики ходили на исповедь и в последующие годы тоже. Но это лишь косвенное свидетельство того, что люди приняли на себя грех убийства барина.
Несмотря на трагические события, о Даровом у Федора Михайловича остались самые добрые воспоминания.


Фото: музейный центр «Даровое»
После смерти отца село было разделено между детьми на доли. К тому времени Федор Михайлович отказался от своей части, продав ее родственникам за одну тысячу рублей серебром. В конце концов имение выкупила любимая сестра Достоевского Вера Михайловна.
Михаила Андреевича Достоевского похоронили в селе Моногарово на погосте храма Сошествия Святого Духа (построен в 1763 году), куда семья Достоевских ходила на богомолье. После Октябрьской революции этот храм оказался заброшенным и был приспособлен для хранения удобрений. Могила отца писателя была утеряна. Недавно археологи обнаружили ее.
Мать Достоевского была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве. В советские годы это кладбище уничтожили. Останки Марии Федоровны извлекли. С 1934 года до недавнего времени они находились в институте антропологии в Москве. Недавно их передали Русской православной церкви и перенесли в собор Зарайска. Останки матери писателя планируют перезахоронить у церкви в Моногарово, где был похоронен его отец. С этим согласились потомки Достоевского, которые бывают в Даровом.
На сегодняшний день Даровое не постоянно открыто для туристов. Там идут восстановительные работы, в которых могут принять участие все желающие. Сотрудники музея «Зарайский кремль» выезжают в усадьбу с экскурсиями.

Как добраться:
- автобусом №330 Москва – Зарайск от автовокзала «Выхино», далее автобусом №62 «Зарайск- Журавна» до остановки «Моногарово», пройти 500 метров пешком до Дарового;
- электропоездом Москва - Рязань с Казанского вокзала до Голутвина, далее от вокзала автобусом «Москва-Зарайск».
Телефон музея «Зарайский кремль»: 8-496-662-57-34.



Вверх