Дом иды лидваль. Доходный дом Лидваля. От завода бронзовых изделий до доходного дома

Модерновые доходные дома, сталинские высотки, дома-коммуны и многоэтажки 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике « » The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали у руководителей бара-бургерной «Бюро» Петра Лобанова и Даши Синявской, как устроена жизнь в доходном доме Иды Лидваль на Каменноостровском проспекте. А архитектор Илья Филимонов рассказал, почему гипотетические градозащитники начала XX века не допустили бы постройку столь скандального по тем временам здания.

Фотографии

дима цыренщиков


ИЛЬЯ ФИЛИМОНОВ

член Союза архитекторов России, организатор и вице-президент архитектурного фестиваля «Артерия»

«МНЕ НРАВИТСЯ ЭСТЕТИКА МОДЕРНА , но доводы её противников понятны: их не устраивает непоследовательность архитектуры этого направления. Если не ошибаюсь, Иван Фомин (известный русский и советский архитектор, начинал с модерна, но в начале ХХ века перешёл к жанру неоклассицизма. - Прим. ред.) за эту непоследовательность и ругал модерн. По моему же мнению, нашему городу эстетика северного модерна - эстетика гранита - близка и приятна, она роднит нас с финнами.

Для своего времени модерн был передовым направлением. В этом смысле дом Лидваль - удачный городской пример. Он нарушает каноны, к которым привык обыватель конца XIX - начала ХХ века. Например, не стоит на «красной линии»: бытовало заблуждение, что дома должны стоять чётко по линии, образуя ровный фронт улицы. В большинстве случаев так и было, но дом Лидваль - одно из исключений: он как бы уходит вглубь Каменноостровского проспекта, и само здание предваряет открытый просторный двор. В какой-то мере дом Лидваль поддерживает имидж Петроградской стороны как ближнего пригорода Петербурга конца XIX века.

Модерн учит нас тому, что город должен меняться и развиваться. Гипотетические градозащитники начала ХХ века не дали бы построить такое здание, как дом Лидваль. Градозащитников возмутили бы несимметричность, окна странной формы. Если смотреть на дом со стороны Троицкого моста, на последнем этаже и вовсе виден какой-то странный балкон. Плюс активное применение животного и растительного орнаментов - «мракобесие»! Всё это шло вразрез со сложившимися архитектурными канонами. На тот момент это была передовая архитектура, которую многие не понимали, но со временем она стала частью истории.

Нашим современникам можно было бы поучиться у архитекторов конца XIX - начала ХХ века, среди прочего, аккуратности обращения с деталями и принципам подбора пропорций. Из нынешних архитекторов, работающих в стилистике модерна, прежде всего стоит назвать Михаила Александровича Мамошина и его проекты, из последних - дом на Чернышевского, 4 (имеется в виду элитный комплекс «Таврический », сданный в 2011 году. - Прим. ред.) . Причём Мамошин не копирует модерн: он его переосмысливает и развивает».











Четырёхкомнатная квартира

150 м 2

Шестикомнатная квартира

180 м 2

Восьмикомнатная квартира

203 м 2






Пётр Лобанов

сооснователь баров «Бюро»

Даша Синявская

маркетолог баров «Бюро»

ПЁТР: Наша семья переехала в дом Лидваль в начале 1990-х, когда мне было два года. До этого мы жили в Автове, а потом выгодно поменялись квартирами, расселив четырёхкомнатную коммуналку, которая была здесь до нас.

Квартира прошла через три ремонта. Изначально тут был красивый белый рояль - он достался от предыдущих жильцов и стоял в спальне. Благодаря роялю квартира напоминала об имперском стиле. На рубеже 2000-х родители сделали ремонт с частичной перепланировкой, а в 2010-м - ещё один. Но со временем квартира обшарпалась, кроме того, здесь было очень темно - гнетущая атмосфера, похоже на замок из «Собаки Баскервилей». Родители уехали жить за город, а мы с Дашей остались здесь. Для нас двоих здесь было слишком много комнат. В общем, год назад мы взяли пибовский план, посмотрели, какие стены можно снести. И сделали оупенспейс, благодаря чему в квартире стало на порядок светлее.

Дом Лидваль - памятник архитектуры, но охранные ограничения касаются в основном элементов фасада, которые мы при ремонте, конечно, не трогали. Более того, меняя окна, мы оставили старую расстекловку, и по цвету рамы - такие же, как во всём доме: специально сделали их деревянными, а не пластиковыми. Что касается внутреннего устройства, то в спальне осталась печь - она рабочая, хоть и дореволюционная. Печь хорошо сохранилась: когда делали ремонт, вызывали трубочистов - так что тяга есть, её можно топить. Но в этом нет необходимости. Зато мы часто топим камин в большой комнате, особенно когда приходят гости - получается очень уютно. Кстати, камина, в отличие от печи, не было: видимо, его демонтировали в советское время, так что остался только канал. Его обнаружили родители, почистили и сделали новый камин.

Ещё из необычного: в квартире - на 150 квадратных метров площади - три выхода. Один, правда, за шкафом. В принципе, неплохо иметь выход на две лестничные клетки.

ДАША: Это распространённая история в старом фонде, например на Васильевском острове. Дело в том, что в таких домах жили необычные люди, с прислугой. И чтобы прислуга не ходила через главный ход, делали ещё один, чёрный. Мы живём на первом этаже, так что третий вход, подозреваю, - дворницкая. Но точно неизвестно.

В доме очень тихо. Шумоизоляция здесь за счёт двора-курдонёра. Даже если мы сейчас откроем окна, шумно не будет. Двор как бы впитывает звуки.


Высота потолков

3,5 метра

Санузел раздельный

Площадь кухни

23 м 2


ПЁТР: При строительстве продумали аспекты акустики. И это то, что отличает старый фонд от новостроек: архитекторы подходили к делу с умом. Строили не только ради денег. В самом доме тоже отличная шумоизоляция: мы тут чуть ли не на голове стояли, когда были помоложе - и ничего, никто из соседей ни разу не пришёл. Наверное, шкаф должен упасть, чтобы в соседней квартире что-то услышали.

Форма управления домом - товарищество собственников жилья (ТСЖ). Но оно номинальное. У нас нет собраний и никакие работы по облагораживанию территории практически не проводят. Могли бы летом включать фонтан, а вместо асфальта двор замостить брусчаткой. Да миллион вещей можно было бы сделать, но инициативы нет. ТСЖ сделали, чтобы можно было использовать ничейные помещения чердаков и подвалов - таким образом они не ушли КУГИ (комитет по управлению городским имуществом - Прим. ред.) , а остались за жильцами. Там, впрочем, ничего особо нет: иногда просто кто-то что-то складирует.

Никакого соседского сообщества в доме Лидваль нет. Впрочем, тут и жильцов не так много: на каждую парадную (всего их с лицевой стороны три) - по восемь-десять квартир. И люди все - очень состоятельные, мультимиллионеры. Со статусами: владельцы заводов-пароходов. Но при этом не хотят ничего вкладывать в общее имущество и делать таким образом свою же жизнь лучше. Куча олигархов, которым всё равно, где они живут. Мы тут самая бедная семья и, получается, больше всех хотим что-то поменять. Специфика ещё и в том, что соседи много времени проводят за границей. Плюс у нас большая разница в возрасте, нет общих интересов. Но в целом тут все вежливые, все друг с другом здороваются.

Здание состоит из нескольких корпусов, часть выходит на Малую Посадскую улицу - но там, в отличие от лицевого корпуса, нет ничего примечательного. Можно сказать, дом Лидваль, который все знают, - это только лицевая часть с курдонёром. В левом и правом крыле нашей части дома есть нежилые помещения. Слева - государственный детсад, я туда ходил в детстве. Справа был офис Росгосстраха, но сейчас он съехал. В каждой из наших трёх «лицевых» парадных сидят охранники, причём из ГУ МВД. Это, наверное, такой понт родом из бандитских 1990-х: тебя охраняет настоящий мент.

Из плюсов дома - месторасположение. Центр, напротив метро. Плюс есть зелёная зона, что уникально для центра. Мы с Дашей бегаем у Петропавловки. Ещё высокие потолки и общедомовая вентиляция. Она не современная: просто при постройке сделали вентиляционные каналы, которые дают циркуляцию воздуха в доме. И наконец, из плюсов - газовая колонка: мы не зависим от летних отключений воды. Из минусов: старые коммуникации. При последнем ремонте пришлось много всего переделывать, на это ушли миллионы рублей. Мы даже думали, не продать ли квартиру: ремонт стоил как новое жильё на севере города. Но сейчас рады, что остались, обожаем квартиру и никуда не переедем.

Из местных легенд (это, впрочем, чистая правда): в 1990-е в доме Лидваль на пятом этаже жил известный криминальный авторитет Костя Могила. Он на тот момент был гангстером номер один в городе. Я отлично помню то время. Приходил из школы с огромным портфелем за спиной, а меня не пускали во двор, потому что оттуда выезжал Костя Могила и его тысяча охранников. А когда Костя Могила выходил из дома, все должны были сидеть по квартирам; он спускается - и во всей парадной выключают свет, чтобы было видно, целятся ли в него. В начале 2000-х годов Костю Могилу всё же застрелили, но уже в Москве.


Императорский Петербург был городом больших возможностей. При трудолюбии, предприимчивости и удаче здесь могли добиться успеха даже выходцы из дальних краёв, не имевшие ни связей, ни российских корней. Так, начав с нуля, сделал карьеру швед Юхан Петтер Лидваль, ставший придворным портным. По-настоящему же прославил эту фамилию уже его сын, архитектор Фёдор (Фредерик) Лидваль, чьи постройки признаны эталоном петербургского модерна.

В конце 1850-х годов Юхан Петтер перебрался из шведской глубинки в российскую столицу. Он устроился в портновскую мастерскую. Хозяин мастерской вскоре умер, и его вдова решила связать судьбу с энергичным и обаятельным шведом. Брак оказался недолгим - супруга Юхана Петтера скончалась от оспы. Мастерская перешла по наследству к Лидвалю.

Юхан Петтер, превратившийся в Ивана Петровича, уверенно вёл собственное дело. В кругу скандинавской общины он познакомился с Идой Амалией Флешау, и в 1867 году они обвенчались. В благополучной и состоятельной семье родилось восемь детей. Мастерская Лидваля специализировалась на шитье мужской одежды, ливрей и униформы для придворных служащих. Фирма числилась поставщиком императорского двора. Расцвету её способствовало множество спешных заказов, связанных с неожиданным восшествием на престол Александра Третьего после убийства его отца Александра Второго.

Ворота и фасад доходного дома Лидвалей на Каменноостровском проспекте, № 1–3

Иван Петрович Лидваль скончался в январе 1886 года. Дело мужа продолжила Ида Амалия (Ида Бальтазаровна Лидваль). Постепенно к деятельности фирмы подключались подраставшие сыновья. Мастерская работала в старом доме, принадлежавшем Лидвалям, на Большой Морской улице, № 27. Новый наплыв заказов был вызван воцарением и коронацией Николая Второго. К началу XX века в мастерской трудилось 150 человек.

Условия благоприятствовали намерению И. Б. Лидваль создать современное жилище - родовое гнездо, соединив его с доходным домом. Она приобрела обширный участок в самом начале Каменноостровского проспекта, № 1-3. За выбором автора проекта дело не стало: в семье был свой архитектор - Фёдор Лидваль, недавний выпускник Академии художеств. Мать предоставила сыну счастливую возможность возвести своё первое крупное сооружение на столь приметном месте и выразить в реальной постройке свою творческую индивидуальность. Сквозной участок застраивался с 1899 по 1904 год в четыре очереди, начиная от второстепенной Малой Посадской улицы, № 5, куда он выходит узкой стороной, и заканчивая крыльями курдонёра, открытого к проспекту. Если рассматривать этот ансамбль жилых корпусов в последовательности их строительства, можно увидеть, как росло мастерство зодчего и складывалась его особая версия стиля модерн.

Лестница в северном крыле дома Лидвалей. Фотографии Константина Котова

Скромный фасад на Малой Посадской не бросается в глаза и не отличается от рядовой застройки. Но в его асимметрии, волнистых линиях, игре разных фактур штукатурки уже проступают черты раннего модерна.

Следом, в 1901-1902 годах, был сооружён поперечный корпус, замыкающий глубину курдонёра. Здесь Лидваль акцентировал среднюю ось, на которую нанизаны портал, стеклянный эркер и высокий щипец. В арке портала изображены сова, зайцы и рысь, на верхушке щипца распахнул крылья филин, а на балконах повисли огромные пауки, словно соткавшие паутину решёток. Облицовка нижнего этажа выполнена из горшечного камня (талькохлорита) и красного гранита.

Затем было возведено северное крыло и, в последнюю очередь, южное. Эти корпуса, фланкирующие курдонёр, несхожи по композиции. Южное крыло - выше, в нём сильнее выявлена пластика объёмов, редким разнообразием отличаются формы и группировка окон. Объединяют все части здания сочетания камня и штукатурки, богатство мотивов флоры и фауны, каллиграфическая прорисовка деталей и общее впечатление изысканности и элегантности.

Лидваль расширил традиционную палитру отделочных материалов, первым в Петербурге ввёл в употребление горшечный камень. Дом Лидвалей уникален по обилию природных сюжетов. Интерес к природе проявился и в использовании натуральных материалов, и в последовательной индивидуализации форм.

Здание с его специфическим северным колоритом стало самым ранним образцом северного модерна в Петербурге. Этот вариант нового стиля сложился под воздействием национального романтизма Швеции и Финляндии. Так дали о себе знать шведские корни Лидваля. Подбор материалов, стилизация флоры и фауны, характерные элементы (прежде всего очертания проёмов) были навеяны архитектурным опытом соседних стран. Но в рамках общего течения Лидваль выработал свой неповторимый почерк.

Главным достижением архитектора явилось новаторское решение генерального плана с парадным двором - курдонёром. К такому приёму в те годы уже обращались другие петербургские архитекторы, но Лидваль первым перевёл его на язык модерна. Отказавшись от симметрии, он создал сложную живописную композицию, получившую динамичное развитие вглубь квартала.

С постройки семейного дома начался блестящий творческий взлёт зодчего. Он стал законодателем мод в петербургской архитектуре. Ту же роль в пошиве мужского платья продолжала играть семейная фирма, носившая название торгового дома «И. П. Лидваль и сыновья». В ней работали младшие братья Фёдора - Вильхельм, Эдвард и Пауль.

Лидвали поселились в поперечном корпусе своего владения. Мастерская архитектора находилась со стороны Малой Посадской улицы. Здесь задумывались и проектировались все его лучшие произведения: дома Шведской церкви и Циммермана, Э. Нобеля и Толстого, Азовско-Донской банк и здание Второго кредитного общества, гостиница «Астория» и интерьеры отеля «Европа». Из сотрудников мэтра наиболее известен А. А. Оль.





В 1908 году Фёдор Лидваль женился на Маргарет Фредерике Эйлерс, дочери придворного садовника Г. Ф. Эйлерса, уроженца Голландии. У них было трое детей; младшая из них, Ингрид, впоследствии написала интересные воспоминания. В 1917 году семья архитектора уехала в Швецию, сам Лидваль присоединился к ней через год. На своей исторической родине он оказался эмигрантом и, хотя активно практиковал, уже не смог выйти на ведущие позиции в архитектуре. Его братья тоже перебрались в Стокгольм, где возобновили своё дело, причём Пауль Лидваль издавал в Париже книги по истории и эстетике костюма.

До революции несколько роскошных квартир в доме Лидвалей занимали представители деловой элиты. Среди них - председатель правления Азовско-Донского банка Б. А. Каменка, от которого Фёдор Лидваль и получил заказ на строительство банковского здания на Большой Морской улице, № 3-5. Жильцами дома были военачальник А. Н. Куропаткин, химик А. И. Горбов, недолго художник К. С. Петров-Водкин. В 1915-1930-х годах здесь жил народный артист СССР Ю. М. Юрьев, актёр Александринского театра. Биографию дома украсили имена физикохимика А. Н. Теренина, солиста Мариинского театра Б. М. Фрейдкова, композитора и музыковеда В. М. Богданова-Березовского.

В истории дома Лидвалей тесно переплелись архитектурные новации модерна, искусство кройки и шитья, творческая и обыденная жизнь незаурядной семьи петербургских шведов.

В Санкт-Петербурге, между Каменноостровским проспектом и улицей Малой Посадской, напротив выхода станции метро Горьковская находится дом Лидваля.

Земля под постройку этого здания была приобретена Идой Лидваль, которая оставшись вдовой с восемью детьми, послушала совета своего третьего сына Федора и вложила деньги в относительно недорогой земельный участок. Ида Лидваль не прогадала. После начала возведения Троицкого моста в 1897 г., цена на участки и дома в том районе сильно возросла. Поскольку место стали считать перспективным, Ида Лидваль решила построить здесь большой доходный дом. С просьбой разработать его проект она обратилась к своему сыну Федору Ивановичу Лидвалю выпускнику архитектурного отделения Санкт-Петербургской академии художеств. В 1898 году молодой архитектор Федор Лидваль приступил к осуществлению своего первого крупного архитектурного проекта.

В разработке концепции будущего здания Федор Лидваль использовал стилистику очень модного в то время северного модерна. В плане дом Лидваля представляет собой неправильный многоугольник, обращенный к Каменноостровскому проспекту с большим открытым двором. В главной части архитектурного ансамбля – три корпуса разной высоты, которые визуально связывают центральный пятиэтажный корпус с проспектом. Асимметричные боковые корпуса – четырехэтажный справа и трехэтажный слева - образуют уютный внутренний двор с палисадниками и клумбами. Разноэтажность корпусов связана с особенностями внутренней планировки квартир, все помещения которых функциональны, просторны и удобны.

Отделка здания – достаточно строгая. Первый этаж полностью декорирован колотым бутовым камнем. Композиция фасада строго симметрична. Однако в отделке присутствуют ненавязчивые легкие элементы декора, придающие доходному дому Лидваля поэтический облик: рельефы животных, растений, птиц, кованные и литые металлические элементы, цветная штукатурка, небольшая криволинейность в завершениях окон и карнизов. По некоторым данным в окна дома первоначально были вставлены стекла с фасетом, что создавало замечательный эффект – под лучами стекла переливались всеми цветами радуги. Арки и порталы подъездов украшены резными рельефами из тальк-хлорита с изображениями лесных животных, растений и диких птиц. Один из сюжетов связан с филином, который является неизменным атрибутом зданий, построенных в стиле северного модерна. Порталы украшают рельефы с переплетенными корнями деревьев в которых затаились ящерки, волком, наблюдающим из засады за зайцами, лесными папоротниками, грибами, насекомыми. Эти мотивы перекликаются с орнаментами балконных решеток на которых есть пауки в паутине, цветы, листья.

Строительство дома Лидваля было завершено в 1904 году. Семейству Лидвалей было отведено северное крыло здания. Здесь до своей смерти в 1915 году жила Ида Амалия Лидваль. На первом этаже долгое время находилось проектное бюро Федора Ивановича Лидваля.

После революции летом 1918 года Федор Иванович Лидваль навсегда уехал из России в Швецию к своей семье, которая эмигрировала ранее. В годы революционного террора его жизнь была вне опасности только благодаря тому, что он, будучи коренным петербуржцем, имел шведское гражданство, которое было и у всех его домашних. Воссоединившись с родными, он жил в Стокгольме. Принимал участие в проектировании 60 зданий. Однако далеко не все творения зодчего выдерживают хоть какое-то сравнение с его первым детищем – домом на Каменноостровском проспекте. Умер архитектор в 1945 году.

Жильцами доходного дома Лидваля в разное время были известный русский живописец К.С. Петров-Водкин, генерал-лейтенант А.Н. Куропаткин, народный артист СССР Ю. Юрьев.

Необычный комплекс зданий в стиле модерн открывает Каменноостровский проспект. Разноуровневые корпуса с эркерами и нишами объединены полуоткрытым двором-курдонёром. Они примечательны многообразием оконных проемов, сочетанием отделочных материалов и художественным оформлением фасадов. В доме преимущественно располагались пятикомнатные квартиры с ванными комнатами, парадными залами, буфетными, кухнями и клозетами.

Как все начиналось

До XX века земельный участок, где сейчас стоит дом Лидваля, переходил от одного владельца к другому. В разное время здесь стояли каменные и деревянные особняки, нежилые постройки, и даже ламповая и бронзовая фабрики. Одни строения сносились, другие возводились... Так продолжалось до тех пор, пока участок не приобрела Ида Лидваль – предприимчивая женщина, которой от мужа досталась портновская мастерская.

У Иды Бальтазаровны было 8 детей. Семья жила в старом доме. В мастерской занимались пошивом мужской одежды и униформы для императорского двора. После смерти мужа подросшие сыновья постепенно подключились к деятельности фирмы. Дела в мастерской шли хорошо, и Ида начала задумываться о строительстве современного жилища, которое можно было бы совместить с доходным домом.

Земля для постройки родового гнезда была куплена в кредит. Средства были выданы госпоже Лидваль Кредитным Обществом под залог будущего имущества. Женщина получила ссуду 42% облигациями сроком на 37,5 лет, а через полгода – разрешение на постройку на своем участке. Проект будущего дома женщина доверила своему сыну – молодому выпускнику Академии художеств. И Федор Лидваль не обманул ожидания своей матери.

Возведение архитектурного шедевра

Строительство дома велось в четыре этапа и началось с застройки второстепенной Малой Посадской улицы. Каждый корпус возводился на протяжении двух лет. За годы строительства архитектурного ансамбля четко прослеживается рост профессионализма зодчего и становление его индивидуального стиля.

Первый корпус в 4 этажа не выделялся особой выразительностью, но в его линиях и отделке уже прослеживались черты раннего модерна.

Второй, пятиэтажный, корпус после строительства как бы замкнул собой территорию двора-курдонера. Архитектор облицевал нижний этаж плитами из красного гранита и горшечного камня, установил множественные лепные элементы по фасаду здания, подчеркивающие стиль северного модерна.

Третий, трехэтажный, корпус предназначался, собственно, для проживания семьи Лидвалей, а последним 4-хэтажным корпусом завершилось строительство архитектурного комплекса. В этих зданиях установили мраморные камины, фаянсовые умывальники, голландские и майоликовые печи. Комнаты были отделаны деревом, лепниной, росписью, мозаичными плитами. В парадных устанавливались витражи и камины, в окнах – стекла с алмазной гранью.

В каждом корпусе находились приемные, уборные, комнаты для обслуживающего персонала, часть помещений отводилась под оборудование для отопления и освещения, прачечных и гладильных комнат.

Постояльцы доходного дома

Семья Лидвалей проживала в своем особняке до Октябрьской революции. С наступлением переломного момента в истории России она переехала в Швецию.

Жильцами доходного дома являлись люди разных сословий. Среди них – иностранные подданные, представители элиты, преподаватели гимназий, художники, архитекторы, артисты, купцы.

Биографию дома украсили фамилии банкира Каменка, генерала Куропаткина, художника Петрова-Водкина, артиста Юрьева, химика Горбова, оперного певца Фрейдкова и др.

Федор Лидваль стал первым зодчим в Петербурге, применившим в отделке фасада горшечный камень и расширившим количество отделочных материалов. Именно Лидваль использовал в архитектурной композиции большой парадный двор, выходящий на улицу, вытеснив, таким образом, на задний план обустройство «дворов-колодцев».

Название : Доходный дом Лидвалей в Петербурге (ru)

Местонахождение : Санкт-Петербург (Россия)

Создание : 1899-1904 гг.

Стиль : Модерн, Арт-нуво

Архитектор(ы) : Ф.И. Лидваль

Архитектура здания

Кириллов В.В.
Архитектура русского модерна (опыт формологического анализа).
М., Изд-во Моск. ун-та, 1979, 214 с. 38 ил.

Дома с курдонером и глубинным построением композиции стали появляться уже в начале 1900-х гг. Характерным примером такого решения может служить рассматриваемый доходный дом Лидвалей. Несмотря на неправильную конфигурацию участка, корпуса со стороны Каменноостровского проспекта образуют симметричную композицию с глубоко западающим парадным двором. Глубинное раскрытие комплекса определило всестороннюю проработку объемов корпусов. Второй раскрытый двор находился со стороны М. Посадской улицы. Конфигурация дома с системой больших озелененных и благоустроенных внутренних дворов способствовала лучшей освещенности квартир и оздоровлению быта. Рациональная организация дома сказалась и на разнообразной планировке квартир.

В доме были предусмотрены богатые аристократические квартиры на 12-15 комнат, с парадной и черной лестницами, и квартиры для людей среднего достатка с 4-6 комнатами, столь же комфортабельными. В планировке дома удалось избежать неудобных косоугольных комнат и сократить количество темных помещений, использовавшихся преимущественно под кладовые. В зоне богатых квартир получили интересное пространственное разрешение вестибюли с парадными лестницами. Однако рациональные черты соединены в планировке с декоративными и живописными качествами раннего модерна. Несмотря на упорядоченность, группа разноэтажных корпусов с глубинными планами в целом воспринимается живописно.

Разнообразно решены фасады дома путем варьирования форм окон эркеров и балконов. Обращает на себя внимание характерная для раннего модерна комбинация окон в сплошные вертикальные «цепочки», применение узких строенных окон в виде шестигранника, с лучковыми перемычками. Декоративный эффект достигнут не столько лепными украшениями, сколько (богатой фактурной обработкой поверхности стены. Нижняя цокольная часть дома и порталы обработаны грубым камнем, а выше применены различные типы фактурной штукатурки. Орнаментальность вносится ритмом окон и мелкой сетчатой расстекловкой их переплетов. В ритмической организации фасадов немаловажную роль также играет чередование фактур. Масштабную меру фасадам задают ризалиты, эркеры, цветовые пятна декорации стен. Однако компонуются они таким образом, что перебивают этажность, делают зыбкой их границу. Свободно, не сообразуясь с симметрией фасада, размещены балконы и эркеры. Со стороны парадного двора угол решен в виде трех, входящих друг в друга объемов. В скошенных углах ризалитов и окон ощущается напряжение форм. Все это делает неустойчивой систему фасада.

    Источники:

  • Кириков, Борис Михайлович Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома / Борис Кириков. - [Изд. 4-е, с измен.]. - Санкт-Петербург: Коло, 2012. - 576с.: ил.



Вверх