Дислалия у детей и методы ее устранения. Дислалия

Механическая дислалия и ее причины.

Механическими дислалиями называют те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации.

Нарушения периферического речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба.

Сравнительно частым дефектом развития является укороченная и слишком массивная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте могут быть затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка фиксирует его у дна полости рта.

Дефекты развития челюстей и зубного ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними).

Аномалии прикуса могут иметь различный вид.

Прогнатия -верхняя челюсть сужена и сильно вытянута вперед, вследствие этого нижние передние зубы не смыкаются с верхними.

Прогения - нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти

Открытый прикус - между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток.

Передний открытый прикус - промежуток бывает только между передними зубами, тогда как задние смыкаются нормально;

Боковой открытый прикус - передние зубы смыкаются нормально, а промежуток получается между боковыми зубами: он может быть двусторонним, левосторонним или правосторонним.

Регуляция зубов и челюстей проводится в зубных кабинетах при помощи наложения на зубы специальных шин. Регуляция оказывается наиболее эффективной в возрасте от 5 до 6 лет и от 10 до 12 лет, когда кости наиболее пластичны.

В результате челюстнолицевых травм с раздроблением костей и разрывом мышц и последующими рубцами, а также в результате различных болезненных процессов, поражающих иннервацию речевых мышц, возникают нарушения в артикуляционных органах в любом возрасте, это приобретенные дефекты.

Расщелины и ранения мягкого и твердого нёба имеют очень большое значение для всего произношения (страдают все звуки). Все остальные перечисленные нарушения строения артикуляционного аппарата могут иметь только узкое, местное значение.


Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения - биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).



При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Приёмы устранения моторной функциональной дислалии:

1. Развитие речевой моторики и кинестетических ощущений.

Целью этого этапа является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

2. Вызывание и постановка звуков.

Постановка звука достигается путём применения технических приёмов. В работах Ф.Ф. Рау выделяются 3 способа:

По подражанию (имитативный)

С механической помощью

Смешанный

Первый способ (по подражанию) основан на сознательных попытках ребёнка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом по мимо акустических опор ребёнок использует зрительные, тактильные, и мышечные ощущения.

Второй способ (механический) основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и шпателями.

Третий способ (смешанный) основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нём играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.

3.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1) Автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2) Автоматизация звуков в словах (в начале слова, середине, конце);

3) Автоматизация звука в предложениях;

4) Автоматизация звуков в чистоговорках и стихах;

5) Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6) Автоматизация звуков в разговорной речи.

Если ребёнок смешивает поставленный звук с другими звуками, тогда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

II. Механическая дислалия.

Приёмы устранения механической дислалии:

1. Устранение (сглаживание) анатомических дефектов артикуляторного аппарата (ортодонтическое или хирургическое лечение).

2. Развитие речевой моторики.

3. Постановка звуков (иногда – воспитание компенсаторной артикуляции).

4. Автоматизация и дифференциация правильного звукопроизношения.

III. Сенсорная функциональная дислалия.

Приёмы устранения сенсорной функциональной дислалии:

1. Развитие фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия условно можно разделить на 6 этапов:

1 этап- узнавание неречевых звуков.

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап- дифференциация слогов.

5 этап- дифференциация фонем.

6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Постановка звуков.

3. Воспитание прочной произносительной дифференциации звуков.

4. Профилактика (устранение) артикуляторно-акустической дисграфии.

    Задачи и система логопедической работы при устранении дислексии.

Между уровнем сформированности навыка чтения, устной речи и зрительных функций детей суще­ствует определенная взаимосвязь. Это диктует необходи­мость включать в коррекционную работу по устранению дислексии не только традиционные логопедические при­емы формирования всех компонентов устной речи, но и развитие пространственно-зрительных функций учащихся.

Можно выделить два основных направления коррекционной работы:

- устранение дислексии, обусловленной преимуществен­но несформированностью устной речи:

Фонематическая дислексия - недоразвитие фонематической системы языка. Несформированность навыков акустической и кинестетической дифференциации фонем.

Семантическая дислексия - нарушения понимания прочитанного, из-за несформированности звуко-слогового синтеза.

Аграмматическая дислексия- недоразвитие морфологических и синтетических обобщений, аграмматизм в устной речи.

Мнестическая дислексия - нарушение слухо-речевой памяти. Это выражается в том, что дети с трудом запоминают содержание стихов, путаются воспроизведении прочитанных рассказов. На этом этапе овладения грамоты долго устанавливается связь звука с буквой.

- устранение дислексии, обусловленной преимуществен­но несформированностью зрительных функций:

Оптическая дислексия-

    нарушение зрительного восприятия (цвет, величина, форма):

    нарушение зрительного анализа и синтеза;

    нарушение пространственных представлений ребенка;

    нарушение движение глаз при чтении.

Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи

На овладение детьми определенными опера­циями чтения оказывают влияние нарушений фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной монологической речи.

Цель работы - развитие и коррекция всех сторон уст­ной речи.

Основные задачи коррекции дислексии, обусловлен­ной ФФН:

Формирование точной дифференциации фонем рус­ского языка;

Формирование полноценных представлений о звуко­вом составе слова;

Закрепление навыков звуко-слогового анализа и син­теза речевых единиц;

Коррекция дефектов звукопроизношения.

Устранение дислексии, вызванной системным недо­развитием речи, у младших школьников, помимо коррек­ции фонетико-фонематических процессов, должно решать следующие задачи:

Количественное и качественное обогащение активно­го словаря ребенка;

Развитие навыков словоизменения;

Уточнение значений синтаксических конструкций;

Развитие навыков построения связного высказывания.

Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций

Цель - обучение ребенка способам обработки визуального матери­ала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.

Задачи работы - развитие и коррекция гностических и моторных компонентов зрения учащихся. Поэтому ме­тодика включает в себя два основных блока:

1- развитие и коррекция гностических зрительных функций. Основные задачи:

Развитие произвольного зрительного внимания;

Развитие навыков зрительного анализа и синтеза;

Развитие зрительной памяти.

2 - развитие и коррекция зрительных моторных функций. Основные задачи :

Развитие и коррекция точных прослеживающих дви­жений глаз;

Формирование зрительно-пространственных пред­ставлений;

Выработка зрительно-моторных координаций.

По­следовательность работы над зрительными функциями оп­ределяется индивидуально для каждого ребенка и зависит от наибольшей выраженности нарушений гностических или моторных функций зрения.

Задания каждого блока подбираются по принципу воз­растающей сложности, сначала с использованием картинного, хорошо знакомого ребенку материала, и лишь затем в работу вво­дится буквенный материал (буквы, слоги, слова, предло­жения). Кроме того, картинный материал, предлагаемый детям для выполнения упражнений, также постепенно усложняется: от цветных реалистических к черно-белым и затем к силуэтным и контурным, что является подготов­кой к восприятию букв и цифр.

    Задачи и содержание логопедической работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями речи (добукварный и букварный период).

Основные задачи обучения в добукварный период обучения грамоте.

Задачи добукварного периода :

1-я задача - коррекция нарушения звукопроизношения . Этой задаче уделяется особое внимание, т.к. известно, что нарушение звукопроизношения часто переносится на письмо.

Спирова провела сопоставительный анализ нарушений устной речи и нарушений письма учащихся речевых школ. На основе этого были выделены 4 группы детей:

Дети, у которых нарушения устной речи полностью проецируются на письмо (замены, отсутствие, искажение).

Дети, у которых есть нарушения устной речи, письма, но они не являются тождественными

Дети, у которых есть нарушения устной речи, но нет нарушений письма.

Дети, у которых нет нарушений устной речи, но есть нарушения письма(миним. группа детей).

2-я задача - развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (ФВ).

До 60-х годов 20 века в методике обучения русского языка понятие звуковой анализ обозначали два положения:

Звуковой анализ – это способность различать звуки родного языка

Звуковой анализ – это умение определять последовательность звуков в слове.

Эльконин отдифференцировал эти два понятия. «1» он назвал естественным звуковым анализом и дал ему определение фонематический слух. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи, в различном линейном порядке (сон – нос), в словах, близких по звучанию, но разных по значению (коза – коса – паронимы).по данным психолога Швачкина ФС в норме формируется к 1 году 7 месяцем (принеси мышку, миску).

«2» Эльконин назвал искусственным звуковым анализом, дал определение фонематическое восприятие (ФВ).

ФВ – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте.

3-я задача добукварного периода

Формирование операций лексико-синтаксического анализа.

Операции лексико-синтаксического анализа складываются из следующих умений:

1. умение определять первое слово в предложении

Первое слово является линейцной точкой отсчета в структуре всего предложения.

2. Умение определять количество слов в предложении

3. Умение определять последовательность слов в предложении

4-я задача добукварного периода – формирование графомоторных навыков.

5-я задача добукварного периода – Формирование оптико-пространственных представлений.

6-я задача добукварного периода Развитие ВПФ, которые яв-ся базой речи – восприятие(слуховое, зрительное), мышление, память.

1-я задача – формирование звукопроизношения

Формирование звукопроизношения.

В первый класс речевой школы поступают дети с различными видами звукопроизношения. Наиболее частотными является сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротоцизм, параротацизм, очень симптоматично: дефекты озвончения и смягчения.

Существует несколько классификаций по коррекции звукопроизношения. Одна из них отражена в работе Филичевой, Чиркиной, Чевелевой, в которой выделено несколько этапов:

1. Подготовительный этап.

2. Постановка звука.

3. Автоматизация в слогах.

4. Автоматизация в словах.

5. Автоматизация во фразе.

6. Автоматизация в связной речи.

7. Дифференциация (та же последовательность, что и в автоматизации).

Над звуками одной группы одновременно не работают. Автоматизация в словах- на этом этапе можно вести подготовку к постановке нового звука.

Вторая классификация по Лалаевой Р.И. , Фомичева (они не работали вместе) по коррекции произношения:

1 Этап- подготовительный.

2. постановка звука.

3. автоматизация.

4. дифференциация звуков.

Третья классификация по Гриншпуну по коррекции звукопроизношения:

    Подготовительный

Задача обучения: разв-ие ВПФ, которые являются базой для речи (слух-е восприятие, слух-я память).

Развитие фонематического слуха, восприятия;

Развитие речевого дыхания;

Развитие мелодико-интонационной стороны речи;

Развитие мелкой моторики;

Подготовка органов артикуляции и работа над звуком.

!!! Артикуляция считается усвоенной тогда, когда упражнения упражнение ребенком выполняется безошибочно и не требует зрительного контроля.

Дислалия – это нарушение произношения звуков. Всего существует множество разных . Звуки в слогах могут меняться местами или вовсе заменять их другими. Разновидность отклонения речи определяет врач-логопед, а также он занимается лечением. Главная задача специалиста – разработать эффективную терапевтическую тактику для устранения проблемы произношения.

Что такое функциональная дислалия

Функциональная дислалия считается отдельной речевой патологией. Другое название – функциональное косноязычие. Профессор-фониатр М. Симан обнаружил это отклонение впервые. Современная логопедия противопоставляет функциональной. Механические расстройства вызваны нарушениями в строении органов речи. Функциональная дислалия у детей не сопровождается нарушениями в строении артикулярного аппарата, фонемы произносятся неточно из-за неполного созревания аппарата речи или же из-за неправильного воспитания.

Важно! Если не вылечить патологию вовремя, то у ребенка могут возникнуть впоследствии проблемы с письмом и чтением.

Виды функциональных дислалий

Классификация основывается на факторах, послуживших причиной для нарушений. Существует два основных типа недостаточности, определяющих тип нарушения, – речеслуховая и речедвигательная. Функциональную дислалию подразделяют на 3 типа:

  1. Моторная функциональная дислалия.
  2. Сенсорная.
  3. Смешанная.

В основе данной классификации лежат психофизиологические артикуляционные механизмы. Для каждого типа характерны определенные признаки.

Моторная дислалия развивается, если органы артикуляции ребенка не готовы выполнять сложные и точные движения. Функциональная моторная дислалия обусловлена тем, что ребенок не может удерживать язык и губы в правильном положении, переключаться с одного звука на другой. Из-за неточности движений органов речи, вместо правильного произношения, закрепляется искаженное.

Слабое развитие речевого слуха – главная причина развития сенсорной дислалии. Задача опознавания оппозиционных звуков становится затруднительной. Фонематическая система не развита при сенсорной форме косноязычия.

Двигательные и чувствительные действия связаны друг с другом, поэтому некорректное произношение может возникнуть в результате сочетания вышеперечисленных форм, образуется смешанная дислалия. Сенсорная недостаточность приводит к появлению звуковых кинестезий, а неточное произношение негативно отражается на выработке слухового дифференцирования.

Существует также другая классификация, которая основывается на ведущем дефекте.

Акустико-фонематическая дислалия основывается на неумении отличать на слух похожие по звучанию сочетания. При произношении дефект проявляется отсутствием звука или его заменой. При этом все звуки произносятся верно, искажений нет.

При артикуляторно-фонематической дислалии нормальная речевая база у ребенка не сформирована, из-за чего он заменяет сложные звуки простыми или близкими по звучанию. В схожих фонемах дети заменяют их друг другом или смешивают.

Артикуляторно-фонетическая форма дислалии вызвана отклонениями на фонетическом уровне речи при том, что фонематика сохранена полностью. В речи появляются звуковые искажения – используются неправильные варианты звуков. Обычно все звуки произносятся.


Диагностика

Диагностировать нарушение можно при осмотре у логопеда. Для различных форм косноязычия существует ряд общих признаков, однако для каждой отдельной формы существуют свои собственные проявления. Несформированные речевые умения выражаются тем, что ребенок заменяет одни звуки другими, более простыми в произношении. Иногда происходит смешение или искажение звуков, а также полное отсутствие.

При дислалии страдают только согласные звуки, а произношение гласных остается нормальным. Нарушения могут касаться как отдельных звуков, так и целых групп (сонорные, свистящие, шипящие). Произношение нарушается вне зависимости от твердости или мягкости звука.

Если у ребенка акустико-фонематическая дислалия, то он воспринимает звуки неправильно, из-за чего смысл слова нарушается. Например, ребенок воспринимает слово «дочка» вместо «точка». Происходит смешивание и замена фонем.

Артикуляторно-фонематическая дислалия может проявляться по-разному. Во-первых, из-за недостаточного формирования речевых укладов ребенку приходится использовать более простые звуки. Второй вариант – несмотря на то, что ребенок усвоил все артикуляционные позиции, он не может запомнить их и путает положение губ и языка. Поэтому иногда произношение у него правильное, иногда дефектное. Замена или смешивание могут произойти с похожими по месту образования звука. Например, шипящие и свистящие («шапка» – «сапка»), твердые и мягкие звуки («вал» – «вял») и т. д.

Если у ребенка артикуляторно-фонетическая дислалия, то у него развиваются различные варианты неправильного произношения звуков. Несмотря на то, что звук произносится некорректно, он довольно близок по звучанию к правильному, из-за чего легко узнается. Искаженное произношение закрепляется в памяти ребенка, однако на письме это никак не отражается.

В комплекс диагностических мер входит обследование звукопроизношения и артикуляционной базы. Врач проверяет состояние мимической и жевательной мускулатуры, исследует подвижность органов речи. Также логопед обследует речевое дыхание.


Лечение

Логопедическая работа при функциональной дислалии заключается в формировании умения и навыков правильного произношения звуков. Чтобы воспроизводить фонемы грамотно, ребенку необходимо, во-первых, не смешивать их и воспринимать правильно. Во-вторых, отличать правильное звучание от дефектного. Логопед должен научить ребенка держать язык и губы в нормальном положении и использовать звук только в правильном варианте.

Занятия по коррекции у логопеда должны проводиться не реже трех раз в неделю и регулярно.

Обратите внимание! Родители также должны уделять до 20 минут своего времени на логопедические упражнения, которые необходимо проводить 3 раза в день.

На сроки избавления от дефектов речи влияют несколько факторов:

  1. Сложность дефекта.
  2. Индивидуальные особенности ребенка.
  3. Возраст.
  4. Регулярность занятий.
  5. Помощь родителей.

Гораздо легче детям дошкольного возраста, поэтому, при обнаружении недостатков, нужно незамедлительно приступить к коррекции.

Коррекция косноязычия ступенчатая. Этапы преодоления функциональной дислалии у детей затрагивают разные стороны проблемы.

Главная задача первого подготовительного этапа – развить доверительные отношения с ребенком, разработать его слуховое внимание и память, восстановить фонематическое восприятие. При помощи особых методик врач формирует артикуляционную базу ребенка.

При помощи упражнений логопед ликвидирует анатомические нарушения, которые связаны со строением речевого аппарата. Одно из самых главных мероприятий – . Очень полезны упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Второй этап направлен на закрепление первичных навыков. Логопед добивается правильной постановки отдельно взятых звуков. В идеале правильная артикуляция должна осуществляться автоматически. Ребенок должен научиться дифференцировать звуки.

Цель третьего, последнего этапа – закрепление полученного произношения и развитие коммуникативных навыков. Ребенок должен произносить все звуки правильно, вне зависимости от речевой ситуации.

Профилактика

Для того чтобы закрепить результаты логопедических практик и не допустить развития нарушений в дальнейшем, необходимо регулярно проводить специфические профилактические меры.

Период беременности очень важен для здоровья ребенка, поэтому следить за ее ходом очень важно, чтобы . Посещение акушера-гинеколога обязательно.

Анатомические дефекты необходимо выявлять и лечить сразу же. Ребенка важно окружить правильной и грамотной речью, которую он мог бы воспроизводить. Общение с родителями крайне необходимо для умственного развития и становления речи. Осмотр у педиатра должен проводиться регулярно.

Вывод

Дислалия поддается лечению в большинстве случаев, однако важно вовремя приступить к коррекции и регулярно заниматься с ребенком.

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

Разновидности дислалии

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих(с, з, ц) и шипящих(ш, ж, ч, щ)

Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е.с" из ". Исключение составляют звукир ил . Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробно. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине(пароход - «паоход») и в конце(шар - «ша»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярныйр, когда вибрирует маленький язычок, межзубныйс, боковой ш, двугубныйл и др.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т ид («тулак» вместокулак, «дудок» вместогудок и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывнымт («танки» вместосанки) ;

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубнымф («фумка» вместосумка и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместопила).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, - это простая дислалия, если пять звуков и более - сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих), - это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм), - это полиморфная дислалия.

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звукс) - недостатки произношения свистящих(с,с", з,з", ц) и шипящих(ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звукр) - недостатки произношения звуковр ир".

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звукл) - недостатки произношения звуковл ил".

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм - звуков к ик", гаммацизм - звуковг иг", хитизм - звуковх их", йотацизм - звукай (от названий греческих буквкаппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звукик, г, х, и).

5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения - недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д"-д, п"-п, к"-к, р"-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звукич, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия. Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям. При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.

Причины дислалии

Все потенциальные причины дислалии могут быть разделены на две группы:

  • Органические. Нарушение произношения возникает вследствие каких-либо аномалий в строении артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба. Это могут быть как врожденные, так и приобретенные дефекты: отсутствие зубов, неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, высокий свод нёба. Любая из перечисленных аномалий способна привести к дефектам речи, свойственным дислалии;
  • Социально-биологические. Речь ребенка развивается по подражанию. Многие родители недостаточно общаются со своим малышом, не обращают внимания на развитие у него произносительных навыков. Это часто становится причиной дислалии, ведь в подобной ситуации трудно ожидать спонтанного появления у ребенка правильной речи. Задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку, часто приводит к развитию и закреплению дефектного звукопроизношения.

Отдельно выделяют возрастные причины дислалии у детей дошкольного возраста. В данном случае речевой дефект является физиологической нормой и не требует коррекции. Однако для исключения формирования патологических навыков произношения необходимо внимательно относиться к развитию речи маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативных возможностей, которые играют важнейшую роль в течение всей последующей жизни.

Формы дислалии

В зависимости от причин, которые способствуют появлению речевого дефекта, могут иметь место две основные формы дислалии: механическая и функциональная. Первая из них может возникать в любом возрасте при наличии органических изменений в речевом аппарате. При этом у детей нарушения произношения чаще связаны с такой патологией языка, как укороченная уздечка, либо с неправильным прикусом, то есть аномальным расположением челюстей по отношению друг к другу. Плохая речь взрослых может быть обусловлена возрастными изменениями, в первую очередь, отсутствием зубов.

Функциональная форма дислалии имеет несколько разновидностей. Такое деление обусловлено выделением наиболее существенных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Всего выделяют три формы функциональной дислалии:

  • Акустико-фонематическая. В основе данного нарушения лежит недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам, например, по звонкости-глухости. В ряде случаев неполноценность восприятия звуков на слух приводит к их пропуску в речи;
  • Артикуляторно-фонематическая. Подобная форма дислалии возникает в случае недостаточного усвоения правильных положений органов речевого аппарата при произнесении тех или иных звуков, в результате чего происходит их смешение;
  • Артикуляторно-фонетическая. Для данного вида дислалии характерно искаженное произношение звуков, обусловленное неверно усвоенными артикуляционными позициями.

Сложная дислалия

При дислалии может нарушаться произношение разного количества звуков. Если дефектно воспроизводится один из них либо несколько, относящихся к одной группе, например, только свистящие, дефект считается простым. Если же нарушено произношение звуков из разных групп, говорят о наличии сложной дислалии. Чаще всего она является следствием недоразвития фонематического восприятия, то есть речевого слуха.

При этом трудности коррекции связаны не столько с количеством дефектно произносимых звуков, сколько с необходимостью достаточно кропотливой работы по развитию их восприятия на слух. Как правило, именно фонематические проблемы становятся причиной того, что ликвидация сложной дислалии требует достаточно длительного времени. Немаловажное значение имеет и возрастной фактор.

У взрослых дефектность произношения чаще связана с формированием неправильных артикуляционных позиций, при этом речевой слух обычно развит достаточно хорошо. Дислалия у детей в подавляющем большинстве случаев обусловлена именно недостаточно развитым фонематическим восприятием, в результате чего закрепляется дефектное произношение многих звуков.

Вопреки сложившемуся мнению, как простую, так и сложную дислалию можно устранить без последствий практически в любом возрасте. При механической ее форме требуется, в первую очередь, избавление от дефектов в артикуляционном аппарате. Если добиться этого достаточно сложно, например, при неправильном прикусе, коррекция речевых дефектов, тем не менее, вполне доступна. Нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями.

Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.

Видео с YouTube по теме статьи:



Вверх