Детские сказки онлайн. Централизованная городская библиотечная система, г.Тюмень - Централизованная городская библиотечная система, г.Тюмень

Грибы, ягоды, рыбалка, вулканы... Отправляясь на природу, жители и гости Камчатки рискуют в любую минуту встретить хозяина здешних мест — бурого медведя. В августе опасность недооценила француженка, приехавшая полазить по горам вместе с друзьями. Несмотря на многочисленные травмы, ей посчастливилось выжить, но так везет далеко не всем. Учитывая рост числа туристов, все чаще выбирающих полуостров благодаря комфортной рублевой конъюнктуре, проблемой озаботились краевые энтузиасты.

Особо опасен

Камчатский косолапый - один из самых больших хищных млекопитающих планеты. На полуострове медведи обитают везде. По последним подсчетам, их тут более 20 000 особей. Средний вес самца - порядка 450 кг, хотя случалось, охотники встречали мишек килограммов по семьсот. При этакой грузности местные медведи довольно красивы. Для Камчатки это не просто звери, а символ региона: посмотреть на них в дикой природе или поохотиться ежегодно прилетают сотни туристов, в том числе иностранцев.

Впрочем, у 29-летней Мартэн Настасии Аманди Флоры были другие планы: она путешествовала по вулканам вместе с русскими друзьями. Пройдя несколько исполинов, группа в составе трех человек начала последнее восхождение в программе - на Плоский Толбачик. Француженка шла впереди, не заметила, как оторвалась от спутников, и неожиданно за бугром столкнулась с медведем. Как сейчас говорят охотоведы, женщина, скорее всего, случайно напугала косолапого: первая реакция хищника - защита. Он укусил туристку за голову (медведи сначала кусают, а потом только начинают задействовать страшные когтистые лапы) и сразу убежал. Да так быстро, что подоспевшие на помощь друзья его не увидели. К счастью, туристка выжила, но была госпитализирована в тяжелом состоянии - с переломом челюсти, порванным лицом и сотрясением мозга. Врачи сделали несколько операций, и вскоре француженка отправится домой, но еще долгие годы будет залечивать раны после рандеву с хозяином Камчатки...


В текущем сезоне это второй случай, когда человек выжил в подобной ситуации. В Елизовском районе 42-летний мужчина отправился по грибы, прихватив с собой таксу Люську. Во время сбора дикоросов он заметил двух маленьких медвежат, потом появилась и медведица. Здесь у зверя, как и в случае с француженкой, сработал инстинкт: за детишек косматые мамы способны насмерть сражаться даже со взрослыми самцами. Мужчина забрался на дерево, но хищница стащила его оттуда и начала «рвать». На защиту хозяина бросилась собака. Ценой своей жизни она таки отвлекла медведицу. Сейчас пострадавший находится в больнице с обширными травмами.

А вот одному из рыбаков не повезло. Подыскивая удобное место для ловли, он наткнулся на бурого и погиб. Вообще, надо сказать, ни одно лето на Камчатке не обходится без похожих трагедий. Чаще страдают именно рыбаки и грибники - в это время года косолапые тоже активно ищут дары леса и ловят лосося, приходящего в камчатские реки и озера на нерест.

Виноваты туристы

Любой специалист на Камчатке скажет, что медведь, несмотря на свои размеры и мощь, не самое агрессивное животное на земле. Более того, некоторые уверяют, что априори человек не представляет для хищника никакого интереса. У местных жителей полно историй о том, как они, например, вместе с косолапым собирали жимолость с одного куста, или рыбачили рядом на реке и никто никому не мешал... Однако есть несколько «но», при которых медведь из мирного существа превращается в машину для убийства.

Звери начинают просыпаться ранней весной. Их первое желание - найти пропитание. Они едят кору деревьев, корешки растений, если откопают что-то из-под снега, иногда не брезгают и падалью... Но больше всего их привлекает запах отходов с помоек. Свалки, как правило, возникают неподалеку от населенных пунктов, поэтому медведи и появляются рядом с деревнями, иногда даже прогуливаются по улицам. В таких случаях частенько жители начинают стрелять по животным из винтовок. Но убить хищника с первого раза удается только профессиональным охотникам, обычно же зверь получает ранение и уходит в лес. Подранки - это самые опасные медведи, встреча с которыми на узкой дорожке несет неминуемую смерть...


Свою лепту в неадекватное порой поведение мишек вносят и браконьеры, опустошающие реки Камчатки от рыбы, являющейся основным кормом косолапых. Медведи, уснувшие натощак, проснутся раньше обыкновенного и начнут в поисках пищи выходить к жилью человека.

Известны многочисленные случаи, когда люди сами прикармливают медвежат. Обычно такое случается по дороге на туристические объекты, которыми изобилует Камчатка. Путешественники, увидев маленького медвежонка, останавливаются посмотреть на него и угостить, чем придется. Люди либо не подозревают, либо не хотят думать о том, что рядом с маленьким мишкой всегда есть мать, которая в любой момент может кинуться на защиту детеныша. По словам специалистов, подкормки опасны тем, что медведь привыкает к «легкой» пище, и начинает регулярно возвращаться туда, где ее получил. Все бы ничего, но косолапый с каждым годом становится взрослее и через пару лет это уже не очаровательный лохматый комочек, а огромный опасный зверь, который может уже не попросить, а потребовать еды...

Из-за неблагоразумия туристов на Камчатке охотоведам приходится даже отстреливать медведей. Как, например, в природном парке Налычево.

По завершении вечерних застолий подвыпившие туристы отправляются спать, оставляя после себя горы мусора и остатки ужина, - жалуется «Культуре» сотрудница заповедника Мария Марико. - Наутро недоумевают, как мог медведь «съесть всю картошку со сковородки». Между тем удивляться нечему: руководство парка постоянно призывает посетителей соблюдать правила поведения. Одно из главных - не оставлять съестное и не пытаться закопать недоеденное - у медведя очень тонкий нюх.

Мария рассказала, что в подобной ситуации этим летом сотрудники парка пытались отпугнуть хищников, но беспечность туристов привлекала тех вновь и вновь. Медведи осмелели настолько, что один даже разорвал палатку и поживился рюкзаком иностранного путешественника. Тогда охотоведы приняли вынужденное решение - двое наиболее активных косолапых были застрелены…


На ловца и зверь

Несмотря на единичные случаи нападения медведей на человека, на самих косолапых на Камчатке все же нападают чаще. Ежегодно охотники отстреливают сотни особей, чтобы получить красивую шкуру и большие когти в виде трофея.

На протяжении нескольких лет средняя годовая квота на добычу камчатского бурого медведя составляла 1250 особей, - сообщил нам Всеволод Воропанов, начальник отдела разрешительной деятельности и государственного охотничьего реестра краевого Агентства лесного хозяйства. - Однако в последнее время квота постепенно увеличивается: в 2012-м можно было добыть 1542 косолапых, в 2013 году - 1633, в 2014-м - 1714. Но при этом фактически охотники ежегодно добывают не больше половины медведей от разрешенных к отстрелу - в среднем около 600 особей. Также выявляется в среднем около 15 случаев браконьерской добычи.

Ежегодно для охоты на крупного и опасного зверя на полуостров приезжают 130-170 зверобоев из США, Германии, Чехии, Мексики, Норвегии и других стран. «Численность бурого медведя на Камчатке в последние два десятилетия остается достаточно стабильной. Ежегодно проводятся наземные учеты, а на 2016-й для получения более точных данных о размерах популяции запланированы авиаучеты», - сказал Всеволод Воропанов.

Что делать?


Для тех, кто приезжает на Камчатку не охотиться, а просто отдохнуть и подивиться нетронутыми цивилизацией природными уголками, выпустили специальные памятки под названием «Как не поссориться с медведем». Автор идеи - специалист по сувенирной продукции Кроноцкого заповедника Надежда Белякова. «Случаи нападения хищников на людей участились, и выводы напрашивались сами собой - необходимо рассказать, чего нельзя делать и как себя правильно вести, если наткнешься на косолапого», - объясняет она.

Не разбрасывать пищевые отходы вокруг дачных участков и поселков; не подкармливать медведей в дикой природе, в том числе милых пушистых медвежат; не подходить близко к взрослым особям, даже если они не проявляют агрессии; не петь в турпоходе слишком громко; не занимать «рыболовные участки» медведей. Для наглядности и хорошего запоминания эти и другие правила поведения на «медвежьей территории» проиллюстрированы забавными картинками художника Bird Born. Всего вышло десять рисованных историй.

Надежда Белякова добавляет, что в большинстве случаев трагедии можно избежать. Главное - будучи в тех районах полуострова, где водится особенно много бурых медведей, не пренебрегать элементарными правилами. Впрочем, хотя на Камчатке сентябрь еще вполне туристический месяц, насколько успешной оказалась данная инициатива, станет понятно, скорее всего, лишь в следующем году. А он - на фоне серьезного оживления интереса россиян к отдыху внутри страны - обещает стать для краевой туриндустрии непростым.

Кожевников Алексей Венедиктович Книга былей и небылиц про медведей и медведиц

Алексей Венедиктович Кожевников

Алексей Венедиктович Кожевников

БЫЛЕЙ И НЕБЫЛИЦ ПРО

МЕДВЕДЕЙ И МЕДВЕДИЦ

Последняя книга старейшего советского писателя, лауреата Государственной премии СССР - маленькие рассказы о нравах, обычаях и поверьях людей Сибири и Урала в разные годы, о дружбе человека с медведем.

МЕДВЕДЬ - ЛИПОВА НОГА

МЕДВЕДЬ-ОБОРОТЕНЬ

МЕДВЕДЬ-ПЧЕЛОВОД

С МЕДВЕДЕМ ВОКРУГ СВЕТА

МЕДВЕДЬ-ПОДЖИГАТЕЛЬ

МЕДВЕДЬ-КЛЮЧНИК

МЕДВЕЖЬЯ ЛЮБОВЬ

МЕДВЕДЬ-ПАХАРЬ

МЕДВЕДЬ, ОБУТЫЙ В КАПКАН

МЕДВЕДЬ-ГЕОЛОГ

МЕДВЕЖЬИ СЛЕЗЫ

ДВУЛИКИЙ МЕДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ-НЕДОДУМОК

МЕДВЕДЬ ТУНГУССКИЙ

МЕДВЕДЬ-ПЛОТОГОН

МЕДВЕДЬ-СТРОИТЕЛЬ

ПОСЛЕСЛОВИЕ Ю.ЛУКИНА

ДОРОГИЕ МОИ ЧИТАТЕЛИ!

Наберитесь терпения и прочтите, возможно, скучную, но необходимую страницу о том, как создавалась эта книжка.

Первые тринадцать лет своей жизни я провел в северной деревушке, вдали от городов, от больших рек и шумных, людных столбовых дорог. Кругом на многие и многие версты стояли сумрачные хвойные леса с редкими поселочками, крошечными полями и покосами.

Воистину медвежий угол. Медведь там - не редкость, не диво, а постоянный сосед человека. Первая сказочка, что запомнилась мне, была про медведя. Первая песенка - тоже про медведя. Моя первая встреча с диким зверем - встреча с медведем.

Медведи лакомились в тех же лесных малинниках, где и мы, деревенская ребятня. Разговор о медведях был одним из самых частых, не уступал коренным крестьянским: о погоде, о полевых работах, об урожае.

Почти каждый день нашу деревеньку волновала какая-нибудь медвежья новость. То найдут около скотных дворов медвежьи следы. То прибегут с пастьбы в деревню кони, напуганные медведем. То ребятишки встретят медведя в малиннике. То собаки поднимут истошный лай на медведя.

В раннее весеннее время оголодалые после зимней спячки медведи часто угоняли у зазевавшихся пастухов телят и баранчиков, случалось, гробили и крупный скот.

Медведи - любители сладкого - не давали покою моему дедушке, пчеловоду. От тех весенних дней, когда медведи поднимались из своих зимних берлог, и до тех осенних, когда снова забирались в них, дедушка почти безвыходно жил на своем пчельнике. А медведи-лакомки ухитрялись как-то разорять и даже уносить ульи.

Были у медведей повадки и посерьезней, поопасней. Когда людям приходилось работать возле леса, медведи любили пугнуть их и пугали по-своему, по-медвежьи: выворачивали пенья, коренья и швыряли в работающих. Эти медвежьи шутки порой кончались нешуточно, тяжелыми увечьями.

Недобрые медвежьи повадки, забавы, шутки мой дедушка считал продолжением тысячелетней войны медвежьего отродья против рода человеческого. До появления человека в наших лесах царствовали медведи, тут среди зверья нет им опасных супротивников. Но появились люди и пошли охотиться за медвежьим мясом и мехом. Сильно досаждали медведям и самые смирнейшие из людей - землепашцы. Эти принялись жечь леса - высвобождать землю под поля и покосы. Заодно с лесами горели и медвежьи дома-берлоги. Тогда медведь пошел на человека со всеми своими зубами и когтями, а человек на медведя - с рогатиной, с ружьем, с огнем. Устраивал лесные пожары нарочно, чтобы отогнать медведей из ближних лесов в дальние. Но ведь там были свои хозяева - медведи, которые совсем не радовались пришельцам.

Потом при своей шатучей жизни я увидел, что в нашей стране тема "Человек и медведь" почти повсеместная, она - и сказка, и воспоминание, и живая обыденность. У меня все тверже становилось желание написать "медвежью книгу".

Я расспрашивал о медведях везде, куда забрасывала меня жизнь. Выслушал множество историй, особенно много охотничьих. Но эти не упомнил, даже постарался выбросить из памяти. Я не охотник по твердому убеждению, охота без крайней нужды - варварство, ее надо не воспевать, а осуждать. Моя книга совсем-совсем не охотничья.

МЕДВЕДЬ - ЛИПОВА НОГА

Жестокая северная зима. От холода громко "стреляют" бревна нашей избенки. Лед толстым слоем нарос на оконных стеклах и на двери.

В пять часов вечера уже темным-темно. А светло будет только в девять утра. Куда девать шестнадцать ночных часов? Правда, у отца с матерью всегда вдоволь работы. Он чинит обувь на всю семью, она прядет, шьет, латает. А мы, мелюзга, изнемогали от избытка времени: читать не умели, спать по шестнадцати часов в сутки не могли, даже играть порой уставали. Тогда мы прилипали к бабушке и.начинали канючить:

Баушка, скажи сказку! Про лису, баушка, нет, сперва про медведя.

Бабушка обычно сдавалась: "Ладно, скажу. Марш все на полати аль на печку!" Бабушка избыток времени любила проводить там, в тепле, в темноте, без хлопот. Это у нас в деревне называлось "сумерничать".

Любимейшей у всех сказкой была "Медведь - липовая нога".

Не за горами и морями, не в тридесятом царстве-государстве, а в самом в том, в котором мы живем, совсем близко от нашей деревни жили старик со старухой. Оба сильно хиленькие и совсем беленькие, вроде меня, грешной, - неторопливо начинала бабушка. Жили небогато, одиноко, ни детей при них, ни внуков, ни коровушки, ни лошадушки. Всей живности один баранчик, две курочки да кошка.

Жили не шибко просторно и не шибко тесно, в избушке в три окошка. У одного старик плел лапти, у другого старуха командовала чугунками, горшками, чашками, ложками, а третьим владела кошка - то нежилась одна, то играла с котятами.

Жили не шибко голодно, но и не шибко сытно: в праздники ели хрен, редьку, картоху в тулупах да лук с солью и запивали снедь квасом, а в будни делали наоборот - пили квас и заедали его редькой, хреном, картохой и луком с солью. Даже кошка привыкла есть хрен и редьку.

Самой трудной порой было начало лета, когда новый урожай не вырос, а старый подходил к концу. И вот в такое постное время старухе захотелось скоромного. Сперва она молвила тихо:

Мясца бы... давно не едали.

Старик будто и не слыхал. Тогда старуха молвила погромче:

Распромыслил бы как-нибудь.

Где-ка? - сердито отозвался старик.

И оба замолчали, оба понимали, что зарезать баранчика али курочку нельзя: баранчик для них шерстку растит, а курочки яйца несут.

Помолчав, старуха сказала:

Тебе лучше знать, где оно - мясо - водится. Ты - добытчик, а я только куфарка. Ты, случалось, хорошо добывал, а теперь разленился. Аес-от рядом. Пойди убей какую-нибудь зверюгу аль пичугу.

И верно, лес стоял круг всей избушонки, одна березка забралась даже во двор и склонилась над самым крылечком.

Вечером старуха прикинулась больной и всю ночь донимала старика:

Хочу мяса, хоть кусочек бы с наперсточек. Ох, умру без мясца, ох, ох!..

И наконец добилась - утром старик начал собираться на охоту. Обул новые лапти, надел испытанный во всех трудах старый зипун, подпоясался веревкой, сунул за нее топор, взгромоздил на плечо ружье суворовского кремневого фасону.

А старуха тем временем наставляла его:

Голубя встретишь - не секи: грешно, божья птица. Соловья, скворца тоже не секи: птицы певчие. Зайца не трожь: жалко, зверек маленький, безобидный, все равно что дитеночек.

Кого же сечь мне? - всполошился старик.

Кабана, картофельного вредителя. Медведя, скотского ненавистника.

Тут она замолкла. Старик перекрестился в святой угол и ушел. Старуха проводила его глазами до околицы, затем крепко уселась возле своего окошка и стала переговариваться с теми, кто проходил мимо. Когда у нее не было своих дел, она любила заниматься чужими.

Первую половину дня старику не счастливило: птицы встречались только запретные - соловьи, голуби, а звери только совсем поганые - крысы, мыши, жабы.

Он хотел уж воротиться домой и обмануть старуху: ис-крестил-де вдоль и поперек весь лес - ничего в нем нетути. Но тут ему сильно повезло. На лесной прогалинке спал большущий медведь, от него шел такой храп, что деревья кругом вздрагивали. Одна медвежья лапа крепко обнимала толстую колодину, на которой как на подушке лежала медвежья голова.

Сгоряча старик чуть было не замахнулся на всего медведя, но вовремя призадумался. С его ружьишком и топориш-ком смертельно опасно затевать этакое: если не убьешь одним ударом, другой не успеешь сделать. И старуху не увидишь больше. Да зачем ему весь медведь, хватит и одной лапы.

Тут старик вспомнил, как обходился с медведями его отец - убивая, он говорил: "Не стал бы трогать тебя, но голодуют мои детушки. Ты пожил, теперь им пожить надо. Прости уж меня, не сердись". Так и старик сперва шепнул: "Прости меня, медведко, я отвалю у тебя только одну ногу, ошшо три останутся. Проживешь, привыкнешь. Я вот при двух живу". Потом собрал весь дух, всю силу и жахнул топором по медвежьей лапе. Она отскочила, как полено от чурки. Старик схватил ее и бежать в деревню. На медведя даже не посмел оглянуться, таков был грозен и страшен медвежий рев. Казалось, весь лес орет и стонет медвежьим голосом.

Старика охватила такая дрожь, будто бы голенького, босого вытолкнули на снег, на трескучий мороз.

Дома он сразу забрался на печку под одеяло и скоро уснул. А старуха остригла лапу, содрала с нее шкуру, мясо поставила на огонь вариться и села прясть медвежью шерсть.

Медведь тем временем зализал искалеченную ногу, приделал к ней деревяшку и пошел искать старика. Шел и жало-бился.

Тут бабушка запела:

Скрыпи, скрыпи, липова нога!

Скрыпи, скрыпи, осинова нога!

Веди, веди, липова нога,

К моему злому обидчику!

Мы всем ребячьим хором подхва...

Здравствуйте!

  • Здравствуйте!

  • Писатели о которых я хочу рассказать очень талантливые и очень не похожие друг на друга. Их объединяет любовь к литературному творчеству и родному краю.

  • Об авторе

  • Подсказка

  • Источники


Подсказка

  • Нажмите на фотографию писателя о котором вам хотелось бы узнать.

  • Чтобы просмотреть список произведений этих писателей щёлкните правой кнопкой мышки на

  • Чтобы прочитать отрывок из произведения щёлкните правой кнопкой мышки -

  • Чтобы вернуться в содержание щёлкните -

  • О чём идёт речь в одной из книг писателя вы сможете узнать нажав на слово «предисловие»

  • Чтобы воспользоваться подсказкой щёлкните«Подсказка»

  • Чтобы узнать об авторе этой работы щёлкните «Об авторе»

  • Чтобы увидеть источники информации щёлкните «источник»

  • Чтобы выйти из программы нажмите «Esc»


Об авторе

  • Меня зовут Юля Аврамова. Мне 10 лет.

  • Я часто участвую в различных конкурсах, мероприятиях.

  • Люблю читать. Больше всего мне нравятся приключенческие повести и детективы.

  • Я решила создать литературный путеводитель города Ханты- Мансийска, потому что таких писателей, как Пушкин, Лермонтов, Барто знают все, а Айпин, Шесталов, Конькова далеко не каждый. Думаю мой проект поможет узнать многим писателей города Ханты- Мансийска.


Волдина (Вагатова) Мария Кузьминична

  • Волдина Мария Кузьминична родилась 28 декабря 1936 года.

  • Первая хантыйская поэтесса, член союза писателей России, заслуженный работник РФ.

  • Более четверти века занималась литературным трудом. Её стихотворения, сказки, легенды печатались в коллект. собрании «Ханты-Мансийские сказки»

  • Активно занималась общественной, работой избиралась депутатом в сельский, районный, окружной советы народных депутатов.

  • Более 25лет проработала внештатным директором и корреспондентом окружного радио «Югория» и сейчас продолжает сотрудничать с радио и телевидением.

  • Она не только пишет и обрабатывает фольклорный материал, но ещё и поёт, танцует, шьёт национальную одежду.

  • В 1986 году создала свой фальклорно-этнографический семейный ансамбль «Ешакнай».


Произведения Волдиной (Вагатовой) Марии Кузьминичны

  • Отдельные издания

  • Маленький Тундровый Человек: Стихи, Сказки/ пер.на венг.яз

  • Моя песня, моя песня: Стихи, легенды, сказки на рус. яз

  • Ханты- Мансийские сказки/М. Вагатова, А Тарханов

  • Художественные произведения

  • Земля моя обская: (Отр. из поэмы)// Ленин. Правда.

  • Рыбаки: Песня бабушки: (Стихотворения)// Ленин. Правда.

  • Сорни Лопыс: (Сказка)// Ленин.правда.

  • Святая женщина- огонь: (Стихотворения)


  • В своих рассказах Мария Кузьминична вспоминает детство, отца, мать, братьев, сестёр, создаёт впечатление, что каждой клеточкой души она до сих пор в мире своего детства.

  • В сказке «Зайчик- Чёрный Хвостик…» она учит на примере зайчики, как плохо быть хвастливым, и не дружить с другими только потому, что ты выглядишь немного иначе.


  • 1)Под голубым и солнечным Небом, на берегу одной чистой и красивой Речки жил светлый чудесный Лес, жил светлый чудесный Бор. В этом лес, в этом Бору жили деревья, травы, цветы, большие и малые звери, летали птицы, бабочки, ползали жучки и паучки. Жили между собой дружно, соблюдали при этом вековые традиции и обычаи своих предков.

  • В этом чудесном Бору жила заячья семья. Каждый год семья зайцев пополнялась. Нов этот раз на свет появился совсем не обычный мальчик- зайчик. У всех зайчиков были обычные ушки, хвостики, спинка, а у «нового» ушки были чёрные, хвостик чёрный, на спинке чёрная полоска. «Хвостик»- такое имя дали особому зайчику. Но вот беда, совершенно иначе он стал относится к своим родным…

  • - «Я- особый зайчик! Я не буду с вами играть! Вы не такие как я! Не люблю не красивых!» - отвечал грубо когда братья и сёстры звали его играть.

  • 2) Однажды схватил его кто-то за серые уши

  • - «Ну, попался ты мне хвастунишка! Кто это особый? Кто никого не признаёт?! Кто самый умный смелый? – это был медведь Пупи Ики.

  • Несёт Пупи Ики зайчонка через Лес, а зайчишка трясётся, белеет от страха.

  • Принёс Пупи Ики его в заячью семью

  • - « На, берите его, он больше не будет особым, не будет хвастаться, обманывать, зазнаваться». Стал зайчишка как все.

  • С тех пор зайчики живут в светлом чудесном Лесу на берегу чистой красивой Речки, бережно храня и соблюдая обычаи своих предков.


Патрикеев Новомир Борисович

  • Патрикеев Новомир Борисович

  • Родился 31 августа 1932года в Салехарде.

  • После окончания средней школы поступил в Московскую сельскохозяйственную академию. В 1955году вернулся в родной город и стал работать агрономом на сельскохозяйственной станции. В1956 году написал свою первую статью «К истории земледелия в округе».

  • Любовь к журналистике привила к тому, что Новомир Борисович в начале 1957 года был готов расстаться с сельскохозяйственной наукой, и профессионально заняться журналистикой. С 1965 года она становится его главным делом.

  • В1997 году Новомир Борисович был принят в союз писателей России.

  • Сейчас заслуженный работник культуры Российской Федерации, ковалер ордена дружбы живёт в Ханты -Мансийске.


Произведения Патрикеева Новомира Борисовича

  • Публикация в сборниках

  • Горностай; Орёл и щука; Счастливый чарок:(Рассказы)// Следы на тополе

  • Дети Югры- фронту// Память.

  • Рождение песни// Мансийский поэт Андрей Торханов

  • Земледелец, рабкор, солдат:(Об отце)// Память.

  • Пионер приполярного заведения// Патрикеевв Б.В.Растениеводство

  • Журнальные публикации

  • Там, где был «Край земли»/Н. Патрикеев, Г Никитин// Сов. печать

  • На севере дальнем// Журналист.

  • Первые полёты// Югра.

  • Первая культбаза// Югра.

  • Малый лебедь// Ямал меридиан

  • Дети Сургута- фронту// Югра


  • «Пламя погасших костров»- это книга созданная для всех, кому не безразлична история своего родного края.

  • В ней на основе обширного круга источников, автор даёт развёрнутую историческую картину становления и развития пионерского движения.


Пионерское движение. Законы.

  • 1. Пионер верен делу рабочего класса.

  • 2. Пионер- младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту

  • 3. Пионер – товарищ пионерам и ребятам всего мира.

  • 4. Пионер трудолюбив, настойчив.

  • 5. Пионер смел, честен и правдив(его слова, как гранит)

  • 6. Пионер стремится к знанию. Знание и умение- сила в борьбе за рабочее дело.

  • 7.Пионер своё дело делает быстро и аккуратно.

  • Пионер здоров, вынослив и никогда не падает духом.


Шесталов Юван (Иван) Николаевич

  • Шесталов Юван (Иван) Николаевич родился 22 июня 1937 года в д. Камратка Березовского района Ханты Мансийского автономного округа.

  • Учился на факультете народов севера Ленинградского педагогического института. Окончил Тюменский педагогический институт.

  • Работал в окружном Доме народного творчества, в редакциях газет, радио и телевидения.

  • В 1965 увидела свет первая повесть Шесталова «Синий ветер каслания»

  • Корни творчества Шесталова уходят глубоко в народную традицию. Здесь-то и надо искать истоки своеобразия его подчерка. В душе Шесталова всегда живы его народа.

  • Юван.(Иван) Николаевич Шесталов - имя ставшее хрестоматийным. Живой человек писатель, с которым можно столкнуться на улице и пройти мимо,… но, однажды встретившись с ним, забыть его нельзя.


Произведения Шесталова Ювана Николаевича

  • Отдельные издания

  • Огонь на льду: Стихи// Дет. Мир

  • По воде шуба плывет: Стихи// Дет. Мир

  • Сказка в синий полдень: СБ. стихов// Ленинград. Отд-ние

  • Мы живём на севере: Стихи//Л. Детгиз.

  • Публикация в отдельных изданиях

  • Художественные произведения

  • Старый пёс; Хозяйка тайги: Стихотворения/ Пер. Н. Кутова

  • Пойте мои звёзды: Стихотворения// Тюм. правда

  • Сплетня: Стихотворения// Тюм. правда


Предисловие

  • Стихи Ювана шесталова очень разнообразны. В состав его сочинений входят стихи о дружбе, жизни, о родном крае, о любви, животных.

  • Немалая часть поэтического творчества Шесталова оставляет ощущение хаотичности и некоего чернового «ещё сырого» варианта. Одной из удачных поэм является «Языческая поэма»

  • Вплетая в описание действа свои размышления, он пробует, таким образом, примерить «народное осознание» и мансийскую культуру на современное время, осмысливая возможность существования не синтезированной архаики в современном социуме.


Отрывок из четвёртой песни «Языческой поэмы»

  • Шла вторая половина сложного 20 века. Люди были героями, покорителями природы и космоса…

  • Ледяная земля проснулась от вековой спячки. Она разгоряченно дышала, снимая из себя шубу дремучей тайги, опоясывая стальными нитями дорог и трубопроводов. Она гудела под железными копытами нового кочевья. С радостью наряжалась в ожерелья городов, сияя счастливыми глазами новых огней... А героии шли, шли, шли. Шли в пургу, шли, шли, шли… И я был вместе с ними. Я тоже был героем… И я летал на стальных птицах, обгоняя время, не чувствуя движения Земли …


Конькова Анна Митрофановна

  • Конькова Анна Митрофановна родилась 28 июля 1916года в затерянной в древних мансийских лесах деревне рыбаков и охотников Евре Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа в роду Чаек. Трудовой путь начался в 1937 году после досрочного окончания Ханты- мансийского педагогического института.

  • В Ханты-Мансийске поселилась в 1946году. Работала в детских садах, школах города. Более 30 лет отдала она детям.

  • Только после ухода на пенсию в1967, она всерьёз смогла заняться литературным творчеством.

  • Появляются поклонники её таланта. Педагогический дар превосходно соединился с талантом рассказчика.

  • С 1976 года сказки Анны Митрофановны стали активно печататься в окружной газете «Ленинградская правда».

  • Талант и труд Коньковой Анны Митрофановны был отмечен наградами: орденом Почёта и званием «Заслуженный деятель культуры Ханты-мансийского автономного округа».

  • Умерла 3 декабря 1999 года, похоронена в Ханты-Мансийске.


Произведения Коньковой Анны Митрофановны

  • Публикация в сборниках.

  • За рыбьим молочком: фрагм. сказки.// с верой и надеждой в третье тысячелетие.

  • Как поссорился человек с медведем// мифология, фольклор и литература Ямала.

  • Сынок оленье ушко; Бесстрашная Татьяна; Стрела- огненный наконечник и Ворнэ: сказки//Огонь- камень.

  • Публикация в периодических изданиях

  • Художественные издания

  • Колыбельные вечерины: Легенда// Ленин. Правда.

  • Васька: Рассказ // Ленин. Правда.

  • Умный мышонок: Сказка кондин. манси // Ленин. Правда.

  • Мохнатая нянька: Сказка// Стерх.

  • Помощник: Быль// Новости Югры.


  • В 1985году вышла книга «Сказки бабушки Аннэ».

  • Это было значительное событие в жизни автора. Книга стала лауреатом издательского конкурса г. Екатеринбурга «книга года» в номинации «Лучшее издательство для детей»

  • В этих стихах Анна Митрофановна Конькова обогатила традиции Мансийского народа фантазией и вдохновением.


Стихотворения из книги «Сказки бабушки Аннэ»

  • Обегу я все увалы,

  • Обыщу я ветровалы-

  • Ухоронки моховые.

  • Соболь, братец даль-

  • ний мой,-

  • Он тайги хозяин злой.

  • Чтобы с братцем быть в ладах,

  • День и ночь живу в бегах.

  • И сейчас бегу в лесу,

  • Пищу Соболю несу.


Айпин Еремей Данилович

  • Айпин Еремей Данилович

  • Айпин Еремей Данилович родился 27 июня 1948года.

  • В 1971 году поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. Учёба была прервана службой в Советской армии. После её окончания в 1796 защитил диплом в институте и по возвращению в Ханты-Мансийск работал редактором окружного комитета по телевидению и радиовещанию. В 1991 году становится председателем депутатской Ассамблеи малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. В 1993 году снова избирается депутатом, в этот раз в Государственную Думу, где работал по 1995 год.

  • Политическая и общественная деятельность сделала одно очень важное дело: он стал страстным публицистом.

  • Дар писателя удачно сочетается в публицистике с огромным эмоциональным закалом. Основы его произведений переводились и издавались в Венгрии, Германии, Италии, США, Финляндии, Испании, Франции.

  • Ему присвоено звание «заслуженный деятель культуры Ханты-мансийского автономного округа»(1998).

  • Живёт в Ханты-Мансмйске.


Произведение Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах»

  • Роман повествует о малоизвестном трагическом событии- подавлении Казымского восстания, произошедшем через семнадцать лет после установления Советской власти (1933- 1934гг.), когда остяки восстали против произвола красных.


  • Произведения Айпина Еремея Даниловича

  • Публикация в сборниках

  • Звезда Утренней Зари: Повесть// Близок крайний север.

  • Последний рейс: Рассказ

  • Бездомная собака: Рассказ// На Севере Дальнем.

  • Белый вожак; Золотая Богиня Дома; Мой Бог-Хранитель; Божье послание: Рассказы// На семи холмах соцветие.

  • Как выжить коренным народам Югры?: (доклад).

  • Божья Матерь в кровавых снегах: Гл. из романа// Эринтур.

  • Публикация в периодических изданиях

  • Художественные произведения

  • Журавли: Рассказ//Ленин. Правда.

  • Последний рейс: Рассказ//Ленин. Правда.

  • Белая ночь: Отр. Из повести//Ленин. Правда.

  • Собака Луны: Рассказ//Ленин. Правда.

  • Старик Луна: Рассказ//Ленин. Правда.

  • Я слушаю землю: Поветь//Урал



    Остяки терпели Советскую власть 17 лет. Потом, когда совсем отчаялись, подняли восстание. Чашу терпения переполнила последняя капля: красные осквернили святая святых- остров посреди Божьего острова, что в верховье реки Казым, куда до этого не ступала нога чужеземца. И тогда остяки восстали, чтобы освободить свои земли от красных и жить по своим вековым вечным традициям и обычаям, со своими небесными и земными богами и богинями.


Источники

  • «Литература Тюменского края»

  • Хрестоматия в трёх книгах:Кн.1. 5-7кл./Сост. Г.И Данилина, Н.А.Рогачева, Е.Н. Эртнер.-Тюмень: «СофтДизайен», 1996.-304с.

  • Писатели Югры: Биобиблиогр.указ./Комитет по СМИ и полиграфии; Ханты-Манс. Окр. Орг-я Союза писат. России; Гос.б-ка ХМАО. Сост.: С.Ю Волженина и др.: Вступ. Ст. Н.И. Коняева.- Екатеринбург: «ИД «Сократ». 2004-352с.


Уважаемые пользователи официального сайта Централизованной библиотечной системы города Тюмени!

Проходит оптимизация сайта и перенос контента страницы «Краеведение» на другие страницы официального сайта и тематические сайты учреждения «Электронная библиотека тюменского писателя» и «ГородТ» .

В процессе переноса контента могут возникнуть ошибки и неточности при отображении информации. В случае их обнаружения, просим сообщить об этом в Гостевой книге , либо на электронную почту [email protected] Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. отдела информационной поддержки веб-ресурсов Центральной городской библиотеки, Алевтине Владимировне Попченковой.

  • Сазонов Геннадий Кузьмич

Сазонов Геннадий Кузьмич


Сазонов Геннадий Кузьмич (1934 – 1988) родился 22 октября 1934 года в селе Красный кут Саратовской области. В период учебы на геологическом факультете Саратовского университета проходил преддипломную практику на Севере Тюменской области. После окончания университета распределился в «Главтюменгеологию» и 16 полевых сезонов провел в экспедициях.

В 1963 году в газете «Тюменская правда» Г.Сазонов дебютировал очерком «Хасырей». Затем последовали очерки «Прометей просит огня», «Седьмое путешествие Синдбада» и другие. В 1965 году выходит его первая книга – сборник рассказов «Привет, старина!».

В 1966 году он принимает участие в совещании молодых литераторов Урала и Сибири, в 1989 году издает сборник рассказов «Жалость». В тот же год он участвует в VI Всесоюзном совещании молодых писателей. Его очерки охотно публикуют журналы «Урал», «Смена», «Аврора».

В 1971 году становится членом Союза писателей. Его прозу отмечают премией Тюменского обкома комсомола. В течение многих лет Геннадий Сазонов был руководителем секции прозы на ежегодных областных семинарах молодых писателей.

Уже в первой книге «Привет, старина!» проявились характерные черты творческой индивидуальности Сазонова. В каждой из 17 новелл писатель с любовью рисует природу Севера. Природа у него живет своей жизнью, это – живой организм, открытый каждому и требующий сбережения и такой же открытости от каждого.

Значительным событием в прозе Тюменского края стал созданный Геннадием Сазоновым в соавторстве с Анной Коньковой роман-сказание «И лун медлительных поток…» (1982), ставший первым в мансийской литературе романом. История рода охотников манси здесь тесно переплетена с народной мифологией и историей Югорской земли.

Произведения Г.К. Сазонова

  • Валька Адмирал: глава из неопублик. повести // Тюм. правда. – 1994. – 22 окт.
  • Великий охотник Бахтияров: рассказ // Урал. – 1974. - № 11. – С. 74-78.
  • Вечный бой: рассказ // Литература Тюменского края: хрестоматия / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень,1996. – Кн.2. 8-9 кл. – С. 76-91.
  • Волжские корни: очерки // Самотлор: стихи, романы, рассказы, повести, поэмы, очерки, статьи, юморески / сост. Н. В. Денисов. – Тюмень,1975. – С. 33-46.
  • Война, Петр и Алена: глава из повести «Вечный бой» // Тюм. правда. – 1983. – 9 мая.
  • Гости; Почта полевая: рассказы // Волга. – 1968. – № 12. – С. 8-17.
  • Гости: новелла // Письма идут месяц. – Новосибирск, 1970. – С. 248-256.
  • Жалость: рассказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1969. – 108 с.
  • Земля, как мать …; Ода геологической карте // Самотлор. – Свердловск, 1982. – С. 5-31.
  • И вечный бой: повесть // Волга. – 1975. – № 5. – С. 5-21.
  • И лун медлительных поток…: роман-сказание / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,1990. – 253 с.
  • И лун медлительных поток…: роман-сказание / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,1982. – 253 с.
  • И лун медлительных поток… / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова: отрывки из романа-сказания // Тюменской строкой: антология / сост. Ю. А. Мешков. – Тюмень, 2008. – С. 74-79.
  • Из неопубликованного: рассказы / предисл. А. Гришина // Эринтур (поющее озеро): альм. писателей Югры. – Ханты-Мансийск,1999. – Вып. 4. – С. 323-364. – Содерж.: Сашка Протокол; Туф, правнук Копы; Вдова.
  • Июнь; Июль: отрывки из романа-сказания «И лун медлительных поток …» / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова // Литература Тюменского края: хрестоматия / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень,1996. – Кн.3. 10-11 кл. – С. 87-106.
  • Как поссорился человек с медведем: отрывок из романа-сказания «И лун медлительных поток …» / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова // Литература Тюменского края: хрестоматия / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень,1996. – Кн.1. 5-7 кл. – С. 90-95.
  • Карта: отрывок из повести «Соната Леонова» // Тюм. правда. – 1984. – 26 мая.
  • Комполэн – болотный дух // Тюм. комсомолец. – 1984. – 26 окт.
  • Литературные мечтания // Тюм. правда. – 1988. – 9 янв.

О семинаре молодых литераторов в Тюмени.

  • Маков цвет: отрывок из повести «Не сотвори себе кумира» // Тюм. правда. – 1996. – 18 мая.
  • Мамонты и фараоны: повести и рассказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1976. – 182 с.
  • Могучая музыка звука: отрывок из новой повести // Тюм. правда. – 1984. – 1 дек.
  • Мой дед – Захар Нерчинск: повесть. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1973. – 123 с.; Волга. – 1969. – № 12. – С. 3-46.
  • На небе был: из повести «Тропы к верховьям» // Тюмень литературная. – 2012. – № 4. – С. 18.
  • Название беру у гор и речек: [интервью] / Г. Сазонов; кор. Н. Бубнова // Тюм. правда. – 1982. – 26 сент.
  • Неподалеку от войны: рассказ // Тюм. правда. – 1995. – 29 апр. – С. 5.
  • О чем молчит геологическая карта // Разбудившие землю: док. повесть о первооткрывателях тюм. нефти и газа. – Свердловск, 1965. – С. 65-69.
  • Открыватели: повесть, рассказы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985. – 303 с.; Современный уральский рассказ. – Свердловск, 1982. – С. 314-323.
  • Охотник из рода манси: рассказ // Аврора. – 1975. – № 12. – С. 6-10.
  • Привет, старина!: новеллы. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. – 44 с.
  • Простой сюжет // Тюм. комсомолец. – 1985. – 24 апр.

О поэте Н.Денисове.

  • Прощание / Г. К. Сазонов, А. М. Конькова // Лукоморье: лит. хрестоматия: кн. для учащихся 5-7 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1997. – С. 218-220.
  • С любовью сыновней // Тюм. правда. – 1979. – 7 июля

О творчестве хантыйского писателя Е.Айпина.

  • Следы: очерк // Страна без границ: лит. хрестоматия для учащихся 8-9 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1998. – Кн. 1. – С. 303-310; Тюм. правда. – 1988. – 20 марта.
  • Солнечный ветер // Тюм. правда. – 1987. – 11 апр.

О прозе поэта Р.Ругина.

  • Соседи: отрывок из повести // Тюм. правда. – 1985. – 27 июля.
  • Страна семи звезд: рассказ // Тюмень литературная. – . – № 2. – С. 14-15.
  • Струги Ермака: глава из неопублик повести «Последняя капля Чингиза» // Тюм. правда. – 1999. – 23 окт.
  • То было раннею весной: рассказ // Тюм. изв. – 1994. – 22 окт.
  • Торопи меня молодость… // Тюм. комсомолец. – 1977. – 11 нояб.

О тюменском поэте Н.Денисове.

  • Тропы к верховьям: повесть. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. – 280 с. – (Новинки прозы); Современная уральская повесть. – Свердловск, 1981. – Т. 2. – С. 303-429.
  • Туф, правнук Копы: рассказ // Тюм. правда. – 1995. – 5 нояб.
  • Яшка – бриллиантовые глаза: рассказ // Тюм. правда. – 1984. – 21 окт.

Литература о жизни и творчестве Г.К.Сазонова

  • Денисов Н. Сазонов и паровоз Черепановых // В чистом поле: о тюм. писателях и не только о них / Н. Денисов. – Шадринск, 2012. – С. 27-33; Страницы разных широт / Н. Денисов. – Шадринск, 1998. – С. 115-117; Тюмень литературная. – 2008. – № 1. – С. 7; Тюм. изв. – 1996. – 2 марта.
  • Мешков Ю. [Сазонов Геннадий Кузьмич] // Очерки литературы Сибирского Зауралья: (Тюменские тетради) / Ю. Мешков. – Тюмень, 2010. – С. 175-177.
  • Геннадий Сазонов // Тюменской строкой: антология / сост. Ю. А. Мешков. – Тюмень, 2008. – С. 73.
  • Гришин А. Геннадий Сазонов / А. Гришин // Проталина: лит. прил. к газ. «Тюм. изв.»: сб. / сост. Е. Ю. Минакова (Тихомирова). – Тюмень, 2005. – С. 132.
  • Комаров С. А. Сазонов Геннадий Кузьмич / С. А. Комаров // Большая Тюменская энциклопедия. – Тюмень, 2004. – Т. 3. Р-Я. – С. 58-59.
  • Чернышов А. В. Сазонов Геннадий Кузьмич / А. В. Чернышов // Тюменскому региональному отделению Союза писателей России – 40 лет (1963-2003) / А. В. Чернышов. – Тюмень, 2003. – С. 95-96.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич (1934-1988): биогр. // Сердца и песни людям отданы (у писателей Тюмени юбилей): указ. лит. / ЦГБ им. А. В. Луначарского; ИБО; сост. Э. Н. Ишунина. – Тюмень, 1999. – Вып. 2. – С. 22.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич // Страна без границ: лит. хрестоматия для учащихся 8-11 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1998. – Кн. 2. – С. 482.
  • Роман-сказание Г. Сазонова и А. Коньковой «И лун медлительных поток…» // Литература Тюменского края: кн. для учителя и ученика / под ред. Н. А. Рогачевой. – Тюмень, 1997. – С. 123-130.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич: биогр. // Лукоморье: лит. хрестоматия: кн. для учащихся 5-7 кл. / сост. Н. Н. Горбачева, Н. А. Рогачева. – Тюмень, 1997. – С. 312-313.
  • Лагунов К. Я. Солнцу и ветру брат // Портреты без ретуши / К. Я. Лагунов; ред. А. С. Шилова. – Тюмень, 1994. – С. 92-113.
  • Геннадий Кузьмич Сазонов: (к 60-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат Тюменской области на 1994 год: ист.- информ. справки и рек. списки лит. / ТОНБ; отд. краевед. библиогр. и лит.; сост. Сущая Е. А. – Тюмень,1993. – С. 38-40.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич // Писатели Тюменской области: биобиблиогр. указ. – Свердловск,1988. – С. 80-82.
  • Немченко М. Верность тропе: предисл. / М. Немченко // Открыватели / Г. Сазонов. – Свердловск, 1985. – С. 294-302.
  • Геннадий Кузьмич Сазонов // Писатели земли Тюменской: метод. разработка в помощь лекторам. – Тюмень, 1980. – С. 23-27.
  • Сазонов Геннадий Кузьмич // Наш современник в произведениях тюменских писателей / ТОБ; обл. отд-ние о-ва книголюбов; сост. А. Х. Сайфуллина, Т. Ю. Ксенофонтова. – Тюмень, 1979. – С. 7.
  • Геннадий Сазонов: крат. биогр. справка // Письма идут месяц. – Новосибирск, 1970. – С. 248.
  • Омельчук А. Привет, старина / А. Омельчук // Мир Севера. – 2009. – № 5. – С. 36 -38.
  • Материалы к «Словарю писателей Тюменского края»: Сазонов Геннадий Кузьмич / сост. Ю. А. Мешков // Филолог. дискурс. – 2006. – № 5. – С. 139. - Библиогр. в конце разд.
  • Щенников Г. Сюжет как движение мысли / Г. Щенников // Урал. – 1986. – № 5. – С. 179-182.

О книге «Тропы к верховьям».

  • Медников С. Сибирское направление / С. Медников // Знамя. – 1979. – № 3. – С. 223-233.

О творчестве писателей, пишущих о Тюменском крае, в том числе о Г.Сазонове.

  • Лейдерман Н. Непокорность материала // Н. Лейдерман // Урал. – 1979. – № 5. – С. 160 -162.

О книге «Тропы к верховьям».

О книге «Мамонты и фараоны».

  • Лагунов К. Привет, старина! / К. Лагунов // Урал. – 1966. – № 10. – С. 147-148.

О новеллах «Привет, старина!»

  • Чечета О. Крестовый поход в старую Тюмень / О. Чечета // Тюм. курьер. – 2012. – 21 февр. – С. 3.

О писателе и его книге «Мамонты и фараоны».

  • Гончарова Н. Их имена запомнятся надолго / Н. Гончарова // Тюм. обл. сегодня. – 2007. – 14 марта. – С. 6.
  • Вдовенко Е. С тобой и без тебя: стихи памяти Геннадия Сазонова / Е. Вдовенко // Тюм. правда. – 2001. – 20 окт. – С. 5.
  • Огрызко В. Барон Врунгель / В. Огрызко // Лит. Россия. – 1998. – 25 сент. – С. 10.
  • Вдовенко Е. Запоздалое посвящение [Г. К. Сазонову] / Е. Вдовенко // Тюмень литературная. – 1995. – № 1. – С. 10.
  • Гришин А. Привет, старина, привет! / А. Гришин // Тюм. изв. – 1994. – 22 окт. – (Проталина).
  • Гилев В. Считавший годы – по веснам / В. Гилев // Тюм. правда. – 1989. – 21 окт.
  • Тоболкин З. Время собирать камни / З. Тоболкин // Тюм. правда. – 1988. – 19 окт.
  • Слово прощания // Лит. Россия. – 1988. – 17 июня. – С. 20.
  • Памяти товарища // Тюм. правда. – 1988. – 23 апр.
  • Тереб Н. Пласты творчества / Н. Тереб // Тюм. комсомолец. – 1984. – 26 окт.
  • Дементьева Н. В верховьях рек мансийских / Н. Дементьева // Тюм. правда. – 1982. – 10 июля.
  • Филиппович А. Мужество повседневности / А. Филиппович // Урал. – 1977. – № 3. – С. 166-167.

О книге «Мамонты и фараоны».

  • Лагунов К. Гранить талант трудом / К. Лагунов // Тюм. правда. – 1976. – 14 окт.

О «Мамонты и фараоны».

  • Геолог и писатель: [Г. Сазонов] // Тюм. комсомолец. – 1971. – 12 дек.
  • Александрова Е. Необходимость или инерция? / Е. Александрова // Лит. газ. – 1970. – 11 февр. – С. 5.

О книге «Жалость».

  • Андреев Ф. От лица искателей / Ф. Андреев // Тюм. правда. – 1969. – 20 сент.

О книге «Жалость».

Алфавитный указатель произведений Г.К. Сазонова

Валька Адмирал

Великий охотник Бахтияров

Вечный бой

Война, Петр и Алена

Волжские корни

Земля, как мать

И вечный бой

Как поссорился человек с медведем

Комполэн – болотный дух

Литературные мечтания

Маков цвет

Мамонты и фараоны

Могучая музыка звука

Мой дед – Захар Нерчинск

На небе был

Название беру у гор и речек

Неподалеку от войны

О чем молчит геологическая карта

Ода геологической карте

Открыватели

Охотник из рода манси

Почта полевая

Привет, старина!

Простой сюжет

Прощание

Сашка Протокол

С любовью сыновней

Современный уральский рассказ

Солнечный ветер

Соловьи, соловьи

Страна семи звезд

Струги Ермака

То было раннею весной

Торопи меня молодость

Тропы к верховьям

Туф, правнук Копы

Яшка – бриллиантовые глаза

Хрестоматия является составной частью комплекса учебных пособий для общеобразовательных школ Ямала и других регионов Крайнего Севера.
Хрестоматия способствует расширению круга знаний учащихся по национально-региональному компоненту. Тексты, собранные в ней, дают представление о мифологии, фольклоре и литературе народов Ямала. Некоторые тексты никогда ранее не публиковались.
Хрестоматия тесно увязана с учебником «Мифология, фольклор и литература Ямала» для 5–7 классов общеобразовательных школ.
Рекомендуется использовать хрестоматию в сочетании с учебником, однако она представляет интерес и как самостоятельное собрание образцов фольклорно-литературного творчества народов Ямала.
Адресована учащимся школ, учителям и всем интересующимся культурой народов, населяющих Ямал и другие регионы Крайнего Севера.

ПОЯС НУМИ-ТОРУМА.
(мансийская сказка)
Верхний дух, Нуми-Торум создавал Землю. Послал он на Землю свою старшую сестру Иоли-Торум-Шань:
- Посмотри, хорошо ли будет на Земле Человеку, и Зверю, и Птице всякой.
Иоли-Торум-Шань спустилась на Землю и увидела, что ненадежно стоит Земля,

шатается. Как же Человек устоит на ней? Как Птица гнездо совьет? Поднялась она в небо к брату своему, сказала:
- О, брат мой, Нуми-Торум! Как ни велика стала Земля, а все еще движется, не стоит на месте. Плохо будет на ней и Человеку, и Птице, и Зверю всякому. О, Верхний Дух, брат мой, Землю нашу укрепи!..

Верхний Дух думать стал. Пока сидел думал, не один котел рыбы сварить можно было. Потом он снял свой драгоценный пояс с тяжелыми пуговицами и опоясал им Землю. Чтобы крепко стояла.
Там, где пояс пролег по Земле, вырос Уральский хребет. Земли середина. Где были пуговицы, там заплескались озера.
Живи да радуйся, Человек, и Зверь, и Птица всякая!

СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к читателю
Традиционный фольклор
В народе говорят... (Пословицы, поговорки, приметы)
Загадки северных народов
Песнь старца из Теги. Хантыйское сказание (отрывки)
Сказки
Пояс Нуми-Торума (мансийская сказка)
Храбрый Яндо и его сестра Тэюне (ненецкая сказка)
Три сына (ненецкая сказка)
Сильнейший из сильнейших (ненецкая сказка)
Почему собаки только лают (селькупская сказка)
Берестяная малица Ичи (селькупская сказка)
Хозяйка огня (селькупская сказка)
Идэ (сказка народа ханты)
Деревянный идол (сказка народа ханты)
Племянник по имени Место, Где Были Рожки (сказка народа ханты)
Луна и Солнце (татарская сказка)
Три дочери (татарская сказка)
Горе (татарская сказка)
Мифы и легенды
Ненецкие мифы о сотворении мира
Миф о происхождении самоедов, остяков, зырян, русских и сотворении собаки (ненецкий)
Миф о создании богом людей (мансийский)
Миф о всемирном потопе (ненецкий)
Ядне Н. Легенда о фамилиях
Легенда о роде Няруй
Священный сказ о сотворении земли (мансийский миф)
Остяцкая легенда о сотворении мира
Мифы, притчи, сказки, обработанные современными писателями Ямала
Айпин Е. Вверх Ушедший Человек (из романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари»)
Айпин Е. Луна-Человек (отрывок из повести «Я слушаю землю»)
Айпин Е. Собака Старика Месяца (из книги «Я слушаю землю»)
Неркаги А. О чем плачет гагара (из повести «Белый ягель»). Легенда
Дудников Н. Сопка пяти пальцев. Легенда
Габдель Махмут. Начало пути (татарская притча)
Афанасьев Ю. Летучий Зверь-Налим
Лазарев Г. Сказка про Глухаря
Дудников Н. Спорила ворона с солнцем (сказка)
Сазонов Г., Конькова А. Как поссорился человек с медведем (отрывок из романа-сказания)
Мария Вагатова. Пять слов, пять рассказов
Ругин Р. Залив Священной Собаки
Слинкина Г. Старик-Луна
Стихи о Ямале
Лапцуй Л. Полярная ночь (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Рождение Ямала. Глава из поэмы (перевод Н. Грудининой)
Лапцуй Л. Алеет заря (перевод Г. Гампер)
Ругин Р. Живун (перевод И. Фонякова)
Стихотворения о лучшем друге человека
Ругин Р. Щенок (перевод И. Голотиной)
Ругин Р. Собачий лай (перевод И. Фонякова)
Ругин Р. Бродячие собаки (перевод И. Голотиной)
Лапцуй Л. Лайка (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Мальчик из стойбища. Поэма (перевод И. Грудининой)
Художественная проза
Таинственная игра неведомых огней
Афанасьев Ю. Рассказ девочки про собаку
Ругин Р. Ланги (повесть)
Габдель Махмут. Татарчонок
Истомин И. Встань-трава (глава из романа «Живун»)
Краткие сведения об авторах.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мифология, фольклор и литература Ямала, Хрестоматия, 5-7 класс, Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



Вверх