Депривация: слово, термин, понятие. материнская депривация. Депривация в психологии - это что такое? Виды депривации в психологии

Понятие депривации. Нужно отметить, что понятие "депривация" в научной литературе трактуют по-разному. Д. Хебб раскрывает ее как специфическое состояние, связанное с биологически полноценным, но психически недостаточным средой. И. Боулби в своей монографии "Материнская забота и психическое здоровье" подчеркивал, что депривация - это ситуация, при которой субъект страдает от недостаточности эмоциональных связей, что приводит ряд нарушений психического здоровья разных степеней устойчивости. Р. Шпиц и В. Голдфарба подчеркивали основном тяжелые последствия длительной полной депривации, ее драматический ход, устойчивость и глубокое вмешательство в структуру личности, обуславливает предрасположенность к правонарушениям или даже психоза.

И. Лагмейер, 3. Матейчек отмечают: "Депривация - это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять некоторые свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной мере в течение длительного времени". То есть речь идет о потере чего-то такого, что необходимо индивиду для удовлетворения определенных важных потребностей. Это приводит к различным моральных и психологических отклонений в поведении и деятельности.

В науке проблема социальной депривации остается недостаточно изученной.

Психическая депривация - это психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, копы субъекту не предоставлена возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием "психическая депривация" понимают различные неблагоприятные воздействия, которые случаются в жизненных ситуациях.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности - от легких, что совсем не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Психическая депривация может проявлять определенную картину невропатических признаков, а иногда - выраженные соматические особенности.

Различные формы психической депривации в жизни случаются одновременно. Изолированно выявить их можно только экспериментально.

Чаще всего выделяют такие формы психической депривации:

Депривация стимульная (сенсорная): снижено количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость;

Депривация значений (когнитивная): слишком переменная хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и содержания, не позволяет понимать, предвидеть и регулировать информацию, которая поступает извне (И. Лангмейер, 3. Майечек)

Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какой-либо лица, или разложения аналогичного эмоциональной связи, если такой уже был создан;

Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Проявление депривации, Те виды и последствия. Депривация - это временная или постоянная, полная или частичная, искусственная или обусловлена жизнедеятельностью изоляция человека от взаимодействия ее внутреннего психического с внешним психическим. Депривация - это процесс и результат.

Сенсорную;

Эмоциональную;

Психомоторную;

Духовную;

Социальную;

Познавательную;

Психокультурного.

По продолжительности депривация бывает:

Кратковременной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на необитаемом острове, болезнь и т.п.);

Затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите)

Долговременной (отсутствие физической нагрузки за эти годы, отречение светской жизни путем самоизоляции в монастыре, членство в культовых организациях (сектах) и т.д.).

Любая депривация имеет рез ли уровне развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень депривации имеющийся, когда изоляция человека достигла полной замкнутости, то есть полностью отсутствует взаимодействие ее внутреннего психического с внешним психическим соответствующего характера; средний - когда взаимодействие человека с внешним психическим соответствующего характера осуществляется или редко, время от времени и в малом объеме; низкий - когда взаимодействие с внешним психическим соответствующего характера осуществляется систематически, хотя и не в полном объеме и неактивно.

Сенсорной депривации - это длительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В условиях сенсорной депривации актуализуется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом влияя на образную память. Возникают яркие представления эйдетического, спроекцийовани извне, которые оценивают как защитные реакции (компенсаторные).

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью. Имеющиеся нарушения памяти, прямо зависящие от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений; в отличие от состояний передсонних, которые бывают в обычных условиях, они затягиваются на сравнительно длительное время, проектируются извне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Что жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий.

В случае увеличения времени воздействия депривации эйдетического представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются ассенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Негативным фактором также является духовная, эмоциональная и психомоторная депривация. На наш взгляд, влияние на психическое здоровье людей в обществе оказывает чрезмерное материализация социальной жизни, которая требует большой затраты времени, отказ от овладения духовными ценностями. Одни граждане часто работают в нескольких местах без перерыва на отдых, по 10-14 часов, без выходных, отпуска. Другие вынуждены выезжать на длительное время на заработки, в чужие страны. Третьи ограничивают себя только материальным, не интересуясь ни духовным, ни физическим состоянием, ни состоянием души. У многих людей отдых ограничивается длительным сидением перед телевизором, застольем и тому подобное.

Во всех этих ситуациях люди ограничивают количество и качество духовного, эмоционального и физической нагрузки, что приводит, на наш взгляд, к духовной, эмоциональной и психомоторной депривации.

Отсутствие положительного духовного (дзьховна депривация) и эмоционального (эмоциональная депривация) нагрузки на психику человека приводит постепенное увеличение негативного психоэнергетического потенциала, сформировавшегося в результате действия негативных эмоций (из-за конфликтов, поклонение деньгам, ссоры, неудачи, разочарования, страхи, невозможность быстрого обогащения, потерю близких, несправедливость, негативизм, обман ради материального обогащения, отсутствие перспективы, недовольство своим положением в обществе и т.п.). Этот негативный психоэнергетический потенциал вызывает психические расстройства, нервные срывы, депрессивные состояния и т.п., снижает психическое здоровье человека.

Недаром Л.А. Богданович акцентирует внимание на том, что психогигиена "означает сохранение психического здоровья. Она касается на только состояния мозга, но и чувств человека". На это обращал внимание еще римский врач Гален, который писал о "гигиене страстей, или о моральной гигиене".

Негативное психологическое воздействие также отсутствие необходимого организму физической нагрузки. Всего для поддержания психического здоровья человека необходимо, чтобы она постоянно получала сбалансированное положительное познавательное (умственное), духовное, эмоциональное и физическое нагрузки. их диспропорция или отсутствие обязательно негативно влияет на психическое здоровье человека.

Социальной депривации - это отклонение от реальных социальных норм в обществе и в различных социальных сообществах, которые отражают определенную степень изоляции индивида от социального круга и социальной среды.

Социальное развитие субъекта происходит не только через обучение отдельных видов социальной деятельности. На самом деле субъект является составной частью всей социальной системы. Он всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (поведением, которое соответствует определенным социальным позициям и статусам). Субъект учится не только тех ролей, которые он сам постепенно перенимает и осуществляет, но и тех, которые касаются других лиц. Знание этих ролей субъект усваивает путем непосредственного участия в социальных взаимодействиях.

Поэтому, если в социальной структуре субъекта нет какого-либо существенного элемента, который определяет четкую социальную роль других субъектов социальной действительности (например, если в семье без отца или матери, брата или сестры, или не хватает общения со сверстниками), то индивид не приобретает опыт взаимодействия с ними. Депривацию можно в этом случае расценивать прежде всего как недостаток незнание социальных ролей. Последствия такой депривации влияют на ход социализации: депривованого субъект плохо подготовлен к соответствующему выполнения ряда ролей, которых ожидать от него в обществе.

Социальная депривация существенно зависит от степени удовлетворения потребностей человека. Точнее, она возникает тогда, когда потребности удовлетворить невозможно или их удовлетворяют частично, односторонне и тому подобное.

Длительные наблюдения ученых показали, что люди с отклонениями в поведении испытывают серьезные трудности в различных жизненных ситуациях. Эти социальные ситуации влияют на возникновение социальной депривации. К таким жизненных ситуаций можно отнести: а) приостановление по разным причинам уже созданного связи между субъектом и его социальной средой; б) недостаточное получение социальных, чувственных, сенсорных стимулов, когда субъект развивался и жил в условиях социальной изоляции.

Похожая изоляция затрагивает практически все социальные ситуации, например: ребенка отдают в детский сад; смена персонала; рождения младших членов семьи "; переход субъекта с одного заведения к другому; развод родителей; смерть хотя бы одного из родителей; призыв на службу в армию; влияние на субъекта или его семью экономических, социокультурных и социальных факторов (семьи с низким экономическим или культурным уровнем, асоциальные семьи, социально дискриминированы семьи, семьи так называемых привилегированных лиц, семьи переселенцев членство в сектах и т.д.), природные катастрофы, наводнения, землетрясения, общественные события, война, государственные катаклизмы, эвакуация, аномальные травмирующие позиции, на которых были взрослые во время развития и воспитания ребенка, пребывание личности в среде людей, которые говорят на другом языке, неприятие группой личности с каким-то причинам, длительное пребывание в камерах одинокого заключения, физические недостатки (толстый, длинный, низкий) и др.

На развитие социальной депривации в значительной степени влияет социально-психологическое состояние общества, уровень его развития и процесс социализации конкретной личности.

Социальная депривация - это специфические отклонения от реальных социальных норм поведения и общения, которые образовались на основе отсутствия определенных условий социализации и возможностей всесторонне усваивать социокультурные общественные ЦЕННОСТИ.

Исследования свидетельствуют о различное влияние социальной депривации на поведение и деятельность человека.

Познавательные депривации заключается в изоляции (самоизоляции) человека от процессов решения различных мыслительных задач. Речь идет о "умственная нагрузка", отсутствие которого приводит к торможению умственного развития или даже его регресса. Развивается умственная «лень».

Психокультурного депривации заключается в длительном отчуждении личности от усвоения чисто человеческих культурных ценностей, прежде всего произведений искусства, литературы, фольклора, обычаев, обрядов, традиций и т.

Контрольные вопросы:

Что понимают под понятием "социализация"?

Какие взгляды ученых на социализацию личности?

Как происходит процесс социализации "личности?

Какие особенности социализации личности?

Раскройте факторы социализации личности.

Какие особенности социализации личности в разные возрастные периоды?

Какие институты осуществляют социализацию личности?

Что такое депривация?

Назовите формы психической депривации.

Охарактеризуйте особенности сенсорной, эмоциональной и психомоторной депривации.

Чем обусловлены познавательная, социальная, психокультурного и духовная депривации?

Литература:

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

Варий М.И. Общая психология: Учеб. пособие / Для студ. пшел. и педагог, специальностей. - Львов: земля, 2005.

Лангмейер И, Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. - Авиценум Мед. изд-во Прага, 1984.

Мартынюк Е.И. Рефлексия как способ саморегуляции и оптимизации деятельности // Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферополь, 1988. - С.28-30.

Маслоу А. Самоакгуализация личности и образования: пер. с анл. - Киев, Донецк: Ин-т психологии АПН Украины, 1994.

Морсанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 1998..

Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной

личности. - М., 1986.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. ВАЯдова.-Л., 1979.

Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

Депривацией называют особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми (сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, общение с родителями и т.д.). О депривации также говорят, когда человек оказывается лишенным привычных благ. Данный термин употребляется в довольно широком спектре значений в различных науках, в том числе, и в психологии, а произошел он от латинского слова «deprivatio», что в переводе означает «лишение».

Причины

В научных кругах понятие получило более широкое распространение в начале 20 века. В то время активно проводились физиологические исследования, направленные на изучение функционирования человеческого организма в условиях лишения, например, пищевой или двигательной депривации. Для психологии основным результатом таких исследований стало то, что человек, лишенный возможностей удовлетворять собственные нужды, испытывает сильный психологический и физический дискомфорт.

Депривация сна составила отдельную область исследований. Опыты, проведенные на людях, доказали, что при недостаточном количестве сна или полном его отсутствии происходят некие изменения сознания, снижение воли, возникновение слуховых и зрительных галлюцинаций. Таким образом, депривация сна, также как и лишение организма пищи, является способом вызвать противоестественное состояние сознания человека, хотя в некоторых мистических практиках до сих пор существует ошибочное мнение, что подобные лишения – это путь к «очищению».

Не менее богатую историю имеет и так называемая сенсорная депривация, связанная с сокращением сенсорных стимулов, поступающих к органам чувств. Истории известны случаи, когда люди добровольно лишали себя зрения или заточали себя в пещерах, стремясь тем самым уйти от мира и обрести уединение. В действительности же, сознание, полностью лишенное внешней стимуляции, также подвергается изменениям: у человека в состоянии сенсорной депривации возникают неправдоподобные ощущения, которые можно идентифицировать как галлюцинации. Исследования в данной области проводятся с помощью специально построенных аппаратов. Так, существует особая камера, обустроенная шумоизоляцией. В нее помещается испытуемый, движения которого также сковываются. Как показали эксперименты, реакция людей на подобного рода изоляцию от внешних стимулов может быть очень разной, но практически никогда испытуемые не испытывали никаких приятных ощущений, а в последствии и вовсе отказывались от участия в аналогичных экспериментах, так как сенсорная и социальная депривация – это путь к деградации личности и мыслительных процессов.

В современной психологии о депривации говорят в несколько ином ключе. Данным термином обозначается нехватка социальных и сенсорных стимулов, способная привести торможение нормального интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Классификация

Если классифицировать понятие депривация, то она бывает абсолютная и относительная. Об абсолютной форме депривации речь идет тогда, когда индивид в силу каких-либо социальных или материальных факторов не способен удовлетворить свои насущные потребности в пище, жилье, получении образования и т.д. А вот понятие относительной депривации находится между вариантом нормы и патологией. По сути, в подобном состоянии человек не чувствует себя удовлетворенным имеющимися у него благами. Понятие относительной депривации во многом схоже с фрустрацией, однако фрустрация – это явление кратковременное.

На сегодняшний день ученые выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная (стимульная). Сенсорная депривация заключается в невозможности удовлетворить потребности во впечатлениях. Сюда относится зрительная, слуховая, осязательная, сексуальная и другие формы;
  • Когнитвная. По сути, это отсутствие у человека возможности эффективно и рационально познавать мир, сюда же входит культурная форма депривации;
  • Эмоциональная. В эту группу входит так называемая материнская депривация (родительская), а также любые другие типы лишений, связанные с ограничением возможности в установлении эмоциональных связей или их разрыв, к примеру, в случае смерти близкого человека. Патернальная форма депривации часто возникает тогда, когда ребенок воспитывается в неполной семье;
  • Социальная. Это понятие означает, что личность лишена возможности выполнять собственную социальную роль, вследствие социальной изоляции. Социальная депривация возникает у заключенных в тюрьмах, воспитанников детских домов и т.д.

Немного о каждом виде болезни

Сенсорная депривация может быть спровоцирована как некими экстремальными обстоятельствами, так и физическими недостатками человека. Отдельно рассматривается материнская депривация, способствующая психической и физической отсталостью в первые годы жизни детей по причине нехватки общения с матерью или другими взрослыми. Подобная сенсорная и эмоциональная депривация приводит к нарушениям развития психики и эмоциональному обеднению.

Социальная депривация возникает вследствие вынужденной, принудительной или добровольной изоляции. Однако границы данного типа лишений довольно широки, так как могут включать в себя, в том числе, и педагогический дефицит. В условиях вынужденной изоляции человек оказывается оторванным от привычного окружения не по своей воле, например, заблудившись в глухих лесах тайги и т.д. Принудительная изоляция подразумевает целенаправленное помещение индивида в закрытые группы (больницы, исправительные учреждения и т.д.). Встречаются и такие личности, которые выбирают для себя добровольную изоляцию, становясь отшельниками. Стоит подчеркнуть, что даже полная социальная изоляция не означает, что человек действительно чувствует себя несчастным вследствие фатальных лишений. Отдельные личности, отличающиеся стойкостью и зрелостью характера, переносят подобные условия относительно легко практически без негативных последствий для психики.

С точки зрения различных наук, определенный интерес представляет такое явление, как депривация сна. Недостаточное или отсутствующее удовлетворение потребностей во сне часто возникает тогда, когда на организм оказывают влияние такие факторы, как бессонница, различные психические нарушения, приводящие к расстройствам сна и т.д. Также существует теория, согласно которой депривация сна может быть использована в качестве весьма эффективного метода лечения депрессии. Ранее лишение человека сна использовалось в качестве способа пыток на допросах. В любом случае, следует понимать, что добровольная или принудительная депривация сна может привести к истощению организма и другим крайне негативным последствиям.

Сенсорная, эмоциональная, материнская депривация, как и остальные ее типы могут быть явными и скрытыми. Так, явные лишения можно наблюдать у всех заключенных в тюрьмах или воспитанников детских домов, а вот о скрытой депривации можно даже не догадываться, так как возникает она при внешне благоприятных обстоятельствах. Также один человек может испытывать на себе сразу несколько лишений.

Общие проявления

Несмотря на то, что существует немало различных типов депривации, все они имеют некоторые общие проявления:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство неудовлетворенности собой;
  • снижение жизненной активности;
  • частая смена настроения;
  • немотивированная агрессия и т.д.

Стоит также принимать во внимание, что эмоциональная депривация и любые другие ее формы могут иметь различную степень выраженности. Как правило, в большинстве случаев человеку удается однонаправленное ее воздействия с помощью удовлетворения своих прочих потребностей.

Возможные осложнения

Последствия, которые могут быть вызваны различного рода лишениями и ограничениями, довольно разнообразны. Сенсорная депривация нередко приводит к немотивированной агрессии, бессоннице, потере аппетита и, как следствие, истощению организма. Аналогичными последствиями чревата и депривация сна, и эмоциональная депривация, и прочие ее типы. В наиболее тяжелых случаях, когда человек вынужден находиться в жесткой изоляции, может сильно пострадать психическая сторона здоровья. Так, к примеру, заключенные одиночных камер, люди, находящиеся в неких экстремальных условиях, нередко страдают от истерических и бредовых расстройств, психозов, депрессии.

Практически всегда у человека, находящегося в условиях лишения, возникают всплески агрессии, которые могут распространяться на окружающих или же самого себя. Это может выражаться в попытках причинить себе вред, совершить суицид, а также в скрытой форм аутоагрессии, проявляющейся во вредных привычках, зависимостях, соматических заболеваниях (гипертонии, язвенной болезни т.д.). Люди с определенным складом характера могут пытаться причинить вред окружающим. Как правило, объектом агрессии становятся люди, обладающие тем, чего лишен больной.

Интересно, что социальная депривация и некоторые другие ее типы способны запустить в организме человека своеобразные защитные механизмы. Так, если индивид длительное время будет находиться в одиночестве, вполне вероятно, что он станет говорить сам с собой. Галлюцинации в таких ситуациях часто становятся способом компенсации сенсорной депривации.

Методы борьбы

Специфическое лечение рассматриваемого состояния пока не разработано. Если речь идет об относительной ее форме, то полностью избавиться от этого состояния и сопутствующих ему последствий можно, устранив главные причины. Как правило, устранить проблему помогает длительная работа с квалифицированным психотерапевтом или психологом.

Гораздо сложнее дело обстоит с абсолютной депривацией, так как единственным способом ее устранения может стать предоставление человеку тех благ, которых он лишен или помощи для их самостоятельного достижения. Однако в этом случае грамотная психотерапия и психологическая помощь также рекомендуется.

Кроме того, существует несколько способов, позволяющих временно отключить механизмы депривации. Считается, что выработка агрессии, вызванная лишениями, прекращается при стрессовом воздействии, а также интенсивных физических нагрузках. Последствия двигательных и сенсорных ограничений можно вполне успешно компенсировать в творческой деятельности, тогда как при нехватке материнского внимания, проблема становится куда глубже. При этом чем раньше личность испытала на себе подобные ограничения, тем больше негативных последствий возникает и тем тяжелее с ними справиться в дальнейшем.

(позднелат. deprivatio - потеря, лишение) (в психологии) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Абсолютная депривация

Абсолютная депривация - это невозможность для человека, а также для социальной группы удовлетворение своих базовых потребностей по причине отсутствия доступа к материальным благам, а также социальным ресурсам. Например, к жилищу, продуктам питания, образованию, медицине.

Относительная депривация

Под относительной депривацией понимается субъективно воспринимаемое, а также болезненно переживается несовпадение ценностных ожиданий (условия жизни и блага, которые, по мнению людей, им положены по всей справедливости) и ценностных возможностей (условия жизни и блага, которые возможно получить в реальности).

Схожесть и различие деприваций

Несмотря на разнообразие видов деприваций, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью.

Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного "поражения" личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов:

  1. уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т.е. степень ее психологической "закалки";
  2. степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия.

Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности.

Отличие депривации от фрустрации

Понятие депривация в содержательно-психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию "фрустрация ". По сравнению с последней депривация существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В этой связи термин депривация традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности.

Депривация от фрустрации отличается тем , что ранее человек не обладал тем, чего сейчас лишен. Например, материальные блага, общение, путешествия. При фрустрации человеку хорошо было знакомо присутствие в его жизни уважения, здоровья, еды, зарплаты, социальных благ, супружеской верности, живых близких.

Виды депривации

В психологии принято выделять следующие виды депривации:

  • двигательная,
  • сенсорная,
  • материнская,
  • социальная.

Двигательная депривация

Двигательная депривация, является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.

Психологические (собственно личностные) деформации , к которым приводит двигательная депривация, по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы.

Сенсорная депривация

Сенсорная депривация - следствие "сенсорного голода", т.е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой - комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению".

В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием "социальная депривация".

Социальная депривация

Социальная депривация является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную депривацию.

Более того, в ряде случаев, особенно если социальная изоляция носит добровольный характер (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места), подобное "социальное затворничество" внутренне богатой, духовно стойкой, зрелой личности не только не приводит к появлению депривационного синдрома, но и стимулирует качественный личностный рост индивида.

Депривация - это временная или постоянная, полная или частичная, искусственная или обусловленная жизнедеятельностью изоляция человека от взаимодействия его внутреннего психического с внешним психическим. Депривация - это одновременно процесс и результат такой изоляции.Чаще всего выделяют следующие виды депривации :

  • депривация стимульная (сенсорная) : снижено количество сенсорных стимулов или ограничена их изменчивость;
  • депривация познавательная (когнитивная) : слишком переменная хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и содержания, что не позволяет понимать, предвидеть и регулировать информацию, которая поступает извне
  • депривация эмоционального отношения (эмоциональная) : недостаточная возможность для установления интимных эмоциональных отношений с кем-то или распад эмоциональной связи, если таковая уже была создана;
  • депривация идентичности (социальная) : ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.
По содержанию депривацию разделяют на:
  • сенсорную;
  • эмоциональную;
  • психомоторную;
  • духовную;
  • социальную;
  • познавательную;
  • психокультурную.
По продолжительности депривация бывает:
  • кратковременной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на необитаемом острове, болезнь и т.п.);
  • затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите)
  • долговременной (отсутствие физической нагрузки за эти годы, отречение светской жизни путем самоизоляции в монастыре, членство в культовых организациях (сектах) и т.д.).
Когнитивная депривация заключается в изоляции (самоизоляции) человека от процессов решения различных мыслительных задач. Речь идет об «умственной нагрузке», отсутствие которой приводит к торможению умственного развития или даже его регрессу. Развивается умственная «лень».Психокультурная депривация заключается в длительном отчуждении личности от усвоения человеческих культурных ценностей, прежде всего произведений искусства, литературы, фольклора, обычаев, обрядов, традиций и т.д.Любая депривация имеет различные уровни развития: высокий, средний, низкий.Высокий уровень депривации возникает, когда изоляция человека достигла полной замкнутости, то есть полностью отсутствует взаимодействие его внутреннего психического с внешним психическим соответствующего характера; средний - когда взаимодействие человека с внешним психическим соответствующего характера осуществляется или редко, время от времени и в малом объеме; низкий - когда взаимодействие с внешним психическим соответствующего характера осуществляется систематически, хотя и не в полном объеме и неактивно.Различные виды депривации в жизни случаются одновременно. Изолированно рассматривать их можно только теоретически.

deprlvation) Опыт недополучения необходимого. Психоанализ интересуется двумя видами деприваций: материнской исексуальной. Оба вида, а в последние годы преимущественно первый из них, приводятся в качестве причин НЕВРОЗА, особенно Bowlby (1951) в Великобритании. Теория невроза, обусловленного материнской депривацией, существует в разных степенях осмысления, в зависимости от того, как определяется недостаточность необходимого. Статистические теории материнской депривации должны, по необходимости, определять депривацию с позиций длительности физического отсутствия МАТЕРИ. Другие теории, например, теория Винникотта, которые базируются как на педиатрических наблюдениях, так и на аналитических КОНСТРУКЦИЯХ, могут определить депривацию с позиции полученной или неполученной любви и могут расчленить понятие материнской заботы на субкатегории, такие как кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота, в результате чего мать может не попасть в разряд "достаточно хорошей" или НОРМАЛЬНО ПРЕДАННОЙ МАТЕРИ по одной субкатегории, будучи успешной по другим.

Депривационные теории невроза подразумевают,чтодепривация, перешедшая определенныйПОРОГ,вызывает соответственно необратимые последствия, либо замедляя развитие, либо провоцируя ЗАЩИТЫ. Согласно одной из возможных схем, последовательность такова: депривация - ФРУСТРАЦИЯ - АГРЕССИЯ -ТРЕВОГА - ЗАЩИТА - ТОРМОЖЕНИЕ - возвращение вытесненного - ФОРМИРОВАНИЕ СИМПТОМА; по другой: депривация - ФИКСАЦИЯ - замедленное развитие - устойчивость ИНФАНТИЛЬНОЙ потребности в материнской заботе и РЕГРЕССИВНОЕ поведение. О последствиях массивной материнской депривации см. СЕПАРАЦИЯ, МАТЬ - РЕБЕНОК.

ДЕПРИВАЦИЯ

от лат. deprivatio – потеря, лишения) – чувство недовольства, испытываемое личностью или группой по отношению к своему актуальному состоянию; переживание расхождения между ожиданиями и возможностями удовлетворения. Термин «Д.» введен американским социологом С. Стауффером в конце 40-х гг. ХХ в. Разрыв между ростом уровня ожиданий и актуальными потребностями ведет к усилению Д. как личностного, так и группового уровня, что способствует росту социальной напряженности, возникновению различных форм социально-политических, этнических конфликтов. В ряде исследований установлено, что рост Д. в отдельных социальных группах усиливает тенденции к агрессивному поведению их членов, направленному против политической системы или общественной группы, которую считают виновницей Д.

ДЕПРИВАЦИЯ

англ. deprivation - лишение, утрата). В медицине: недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма.

Д. ДВИГАТЕЛЬНАЯ - недостаточность двигательной активности в связи с ограничением пространства, образом жизни и т.п.

Д. МАТЕРИНСКАЯ - недостаточность контактов с матерью, особенно в раннем детстве. Приводит к аффективным невротическим и психотическим расстройствам - анаклитической депрессии ; является одним из важных факторов этиологии ранней детской шизофрении .

Д. ПОЛОВАЯ - см. Абстиненция половая.

Д. СЕНСОРНАЯ - лишение необходимой для жизнедеятельности информации, часто играющее важную роль в патогенезе психических расстройств, например, галлюциноза типа Шарля Бонне.

Д. СОЦИАЛЬНАЯ - недостаточность контактов с окружающей средой, накладывающая отпечаток на психическое развитие (синдромы Каспара Хаузера, Маугли) или нарушающая сложившиеся ранее механизмы социальной адаптации: например, экзистенциальная депрессия , тяжелые невротические состояния в связи с уходом на пенсию, потерей близких и т.п.

Депривация

Термин, ставший широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в эмоциональном, физическом или интеллектуальном развитии. Термин «депривация» применяется в тех случаях, когда узы привязанности оказываются разорванными. Ранние эксперименты Боулби с участием детей, эвакуированных во время Второй мировой войны, привели его к убеждению, что длительная разлука с матерью является причиной синдрома депривации. Это убеждение укрепилось в результате исследования макак-резусов, проведенного Гарри Харлоу в 1950-х годах. Харлоу доказал, что молодые мартышки, разлученные с матерями вскоре после рождения и воспитанные в изоляции, обнаруживают существенную задержку в развитии. Исследование воспитанников сиротских приютов установило, что они часто выказывают признаки отставания в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Подобные эффекты являются прямым следствием депривации в раннем возрасте. Работы Боулби во многом способствовали благотворным переменам в обществе, особенно улучшению государственной заботы о маленьких детях и постепенному усилению роли приемных родителей как альтернативы сиротским приютам. Тем не менее, многие его утверждения об опасности ранней разлуки с матерью кажутся преувеличенными, а чувство вины перед детьми, испытываемое работающими матерями, не считается таким сильным, как раньше.

ДЕПРИВАЦИЯ

Строго говоря, термин означает потерю какого-то желаемого объекта или человека и используется для обозначения удаления объекта или человека или для обозначения состояния потери непосредственно. Имеется также любопытное специальное использование, как, например, во фразах подобно "48-часовая депривация пищи" и "депривация 85% от нормального веса тела". В таких случаях это относится к экспериментальной процедуре, при которой контролируется влечение или потребность организма посредством определения (оперативного) уровня депривации.

Депривация

психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Депривация

позднелат. deprivatio - потеря, лишение] (в психологии) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Понятие Д. в содержательно психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию "фрустрация". По сравнению с последней Д. существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В этой связи термин Д. традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности. Несмотря на разнообразие видов Д., их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного "поражения" личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов: 1) уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т.е. степень ее психологической "закалки"; 2) степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия. Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности. В психологии принято выделять следующие виды Д.: двигательная, сенсорная, материнская и социальная. Двигательная Д., является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии. Психологические (собственно личностные) деформации, к которым приводит двигательная Д., по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы. Сенсорная Д. - следствие "сенсорного голода", т.е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой - комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению". В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием "социальная Д.", является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную Д. Более того, в ряде случаев, особенно если социальная изоляция носит добровольный характер (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места), подобное "социальное затворничество" внутренне богатой, духовно стойкой, зрелой личности не только не приводит к появлению депривационного синдрома, но и стимулирует качественный личностный рост индивида. Наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом Д. является материнская Д. и прежде всего госпитализм - синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от материи. М.Ю. Кондратьев

Депривация

лишение, утрата, ограничение чего-либо, потеря значимого объекта или человека. Например, сенсорная депривация - ограничение внешних раздражений, депривация сна - ограничение или лишение сна.

Депривация

Лишение человека или ограничение удовлетворения каких-либо насущных потребностей (сна, двигательной активности, информации, социальной среды и пр.). Один из факторов, ведущих к развитию невроза, психических расстройств.

Депривация

от лат. deprivatio - потеря, лишение] - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Понятие «депривация» в содержательно психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию «фрустрация». По сравнению с последней депривация существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В связи с этим термин «депривация» традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности. Несмотря на разнообразие видов депривации, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного «поражения» личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов: 1) уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т. е. степень ее психологической «закалки»; 2) степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия. Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности. В психологии принято выделять следующие виды депривации: двигательная, сенсорная, материнская и социальная. Двигательная депривация является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии. Психологические (собственно личностные) деформации, к которым приводит двигательная депривация, по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы. Сенсорная депривация - следствие «сенсорного голода», т. е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой - комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному «сенсорному насыщению». В психологии подобные условия описываются с помощью термина «обедненная среда». Наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом депривации является материнская депривация и, прежде всего, госпитализм - синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери. Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием «социальная депривация», является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. Формы социальной депривации различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений группы с широким социумом - она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач в той или иной мере закрытое от других человеческих сообществ объединение людей. По этому признаку можно выделить: 1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом и каждый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств вне зависимости от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшого крушения корабля или заблудившаяся в тайге или в пустыне экспедиция и т. п.); 2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле, общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп (примерами таких сообществ могут быть: а) группы людей, подвергнутых своеобразному временному остракизму - осужденные в условиях различных исправительных учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний; б)закрытые группы, членство в которых (во всяком случае официально) не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот); 3) добровольно-вынужденную, или добровольно-принудительную изоляцию, когда достижение какой-то значимой для людей цели связано с неприятной, а нередко и тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением (примером тому могут служить разнообразные профессиональные закрытые группы, а также профессионально-специализированные учебные учреждения интернатного типа, но при этом в определенном смысле элитарного характера - интернаты для особо одаренных детей и подростков, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища и т. п.); 4) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «социальному затворничеству» требованиями социума (примером такого добровольного выхода из социума могут служить монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места и т. д., то есть те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимаются как обязательное условие сохранения своей личностности). В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную депривацию. Так, нередко в условиях, прежде всего, добровольной и добровольно-вынужденной, или добровольно-принудительной изоляции при наличии подлинно значимой для индивида цели нравственного, интеллектуального, профессионального и т. д. становления и развития нередко происходит бурное и крайне продуктивное формирование зрелой, внутренне богатой и духовно стойкой личности и не проявляется какой бы то ни было депривационный синдром.

Если разрушительные для личности последствия двигательной и сенсорной деприваций во многих случаях могут быть с успехом компенсированы как за счет действия внутриличностных компенсаторных механизмов (например, сублимации жизненных потребностей, ограничиваемых двигательной депривацией, через творчество), так и усилиями современного общества (развитие медицины, социальная работа, распространение интернет-технологий и т. д.), то материнская депривация не только представляет серьезную психолого-социальную проблему сама по себе, но и является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. По данным отечественных исследователей, «в условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии: 1) нарушение формирования личности; 2) нарушение психического и интеллектуального развития; 3) психические расстройства»1. При этом, на практике полная материнская депривация в форме отказа от ребенка, как правило, влечет за собой раннюю социальную депривацию - помещение в закрытое воспитательное учреждение (приют, дом ребенка с последующим перемещением в детский дом и т. п.). Тем самым, значительно усугубляется патогенное воздействие собственно материнской депривации.

Как отмечают Б. Е. Макиртумов, А. Г. Кощавцев и С. В. Гречаный, «чем раньше возникла депривация, тем тяжелее возникающая патология. Для раннего возраста характерными являются преобладания расстройств эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания интеллектуального развития с преимущественным нарушением развития речи (особенно экспрессивной). Значительно чаще, чем у семейных детей, выявляются патологические привычные действия... признаки депривационной (апатической или маскированной) депрессии, явление депривационного псевдоаутизма. После 3 лет психическая патология представлена в основном характерологическими нарушениями и задержками интеллектуального развития. Во всех возрастных группах у депривированных детей отмечается малая дифференцированность и поверхностность в общении с окружающими, недостаточность развития высших эмоций - чувства жалости, сочувствия, соучастия, способности сознавать свою вину, испытовать чувства стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти...

Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недостаточности развития аффективной стороны личности, задержки или искажения формирования психических функций, парааутических проявлений и др. называется синдромом «сиротства»1.

Из сказанного ясно, что материнская депривация существенно повышает риск социальной депривации в зрелом возрасте. Это обусловлено как выраженной тенденцией к самоизоляции, неспособностью устанавливать полноценные социальные отношения, так и тем, что у депривированных детей наблюдается повышенная склонность к агрессивному и криминальному поведению: «Ранняя эмоциональная депривация закладывает основы будущего социального и психического неприятия окружающей среды и ее ценностей, ожидание угрозы со стороны окружающего мира»2. Существенно важно, что подобные деструктивные установки личности по отношению к внешнему миру, в основе которых лежит дефицит базисного доверия, могут быть следствием не только полной, но и частичной материнской депривации, поскольку, как отмечал Э. Эриксон, «...степень доверия, определяемая самым ранним детским опытом, по-видимому, не зависит от абсолютного количества еды или демонстраций любви, а зависит от качества связей ребенка с матерью. Матери формируют у своих детей доверие при таком типе отношения к ребенку, который сочетает тонкую реакцию на индивидуальные запросы младенца и твердое чувство собственной уверенности в контексте взаимного доверия их совместного стиля жизни»3. В противном случае имеет место частичное, а иногда и полномасштабное патогенное развитие, характерное для ситуации полной материнской депривации.

В то же время практическому социальному психологу, в рамках своей профессиональной деятельности сталкивающемуся с отдельными личностями и с целыми группами и организациями, оказавшимися в депривационных условиях, следует, во-первых, диагностировать характер и степень депривационного давления, во-вторых, попытаться выявить социально-психологические последствия подобной ситуации личностного и группового развития, в-третьих, выстроить коррекционную программу и программу дальнейшего психологического сопровождения активности отдельных членов сообщества и жизнедеятельности в целом группы их членства.



Вверх