Цитаты. Воплощение образа кармен в искусстве История кармен в произведениях искусства

Практическое занятие проходит в творческой форме. Студенты делают доклады и презентации по теме занятия. Темы:

    Образ Кармен в поэзии (А. Блок цикл «Кармен», Т. Готье, М. Цветаева и др.).

    Образ Кармен в кинематографе. Разные версии и интерпретации классического сюжета.

    Опера Ж. Бизе «Кармен».

    Образ Кармен в балете.

МАТЕРИАЛЫ:

Вайль, П. Гений места. Севилья (документальный фильм)

Бизе, Ж. Опера «Кармен»

Балет «Кармен» (поющие фонтаны в Праге)

Чаплин, Ч. Кармен, или Пародия на Кармен

Сайра, К. Кармен (художественный фильм)

Практическое занятие № 3 Тема: «Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» как классическое произведение французского реализма XIX в.»

Вопросы для обсуждения:

    История создания повести О. де Бальзака «Гобсек»: как писалась повесть – разные ее редакции, варианты названий каждой редакции, изменения в сюжете и т.д.; место повести «Гобсек» в «Человеческой комедии» О. де Бальзака. Заполнить таблицу.

Таблица: «История создания повести «Гобсек». Эволюция образа Гобсека»

    Особенности структуры повести: соединение нескольких самостоятельных сюжетных линий. Почему рассказ начинается сценой в светской гостиной? Почему в качестве рассказчика выступает адвокат Дервиль? Выделите в произведении «внутренние рассказы». Кому они принадлежат, чем определяется выбор рассказчика?

    Система образов и принципы их создания: Гобсек – графиня Анастази де Ресто – Фанни Мальво – Макс де Трай.

Общий план для анализа образов:

    портрет (найти в тексте и прокомментировать),

    обстановка (какие вещи окружают героя),

    детали, их роль в тексте,

    отношение к деньгам.

СЕМЬЯ ДЕ РЕСТО. С ними в повести связана первая сюжетная линия – борьба за наследство графа де Ресто.

    В чем суть этой борьбы?

    Расскажите об основных участниках – графе, графине, ее любовнике Максиме де Трай. Как перемешались в их отношениях эгоизм, любовь к детям, бесчеловечность, алчность, страсть?

    Какиее отношения связывают супругов? Какую роль играет фиктивная сделка графа и ростовщика?

    Опишите будуар графини и ее саму на фоне этой бесстыдной роскоши.

    Какие чувства внушает читателю это описание: удивление, негодование, восхищение?

    Как ведет себя графиня в разговоре с адвокатом и ростовщиком?

    Что ее больше всего волнует после смерти мужа и как ее поведение характеризует нормы буржуазного общества того времени?

ДЕРВИЛЬ. ФАННИ МАЛЬВО (c ними связана вторая сюжетная линия).

    Что рассказывает Дервиль о своих отношениях с Гобсеком, о своеобразной опеке, которой его удостаивает Гобсек.

    Расскажите о посещении Фанни Мальво Гобсеком. Что увидел ростовщик в комнате добродетельной белошвейки? Почему проникся сочувствием к ней (как прежде – к Дервилю).

    Как это описание соотносится с описанием будуара графини? В чью пользу сравнение?

    сюжетная роль образа;

    отношения с Дервилем;

    портрет героя (найти и прокомментировать: на какие детали обращает внимание Бальзак, какие художественные приемы при создании образа своего героя использует автор, какова их роль в тексте; обратить внимание на символику цвета);

    окружающая героя обстановка, как она его характеризует;

    жизненная философия героя;

    ростовщическая практика;

    символический смысл сцены смерти и образа кладовой;

    романтическое и реалистическое в образе Гобсека (вспомнить рассказ о прошлом героя).

Заполнить цитатную таблицу, которая облегчит работу на занятии.

ХУД. РАЗРАБОТКА ОБРАЗА ГОБСЕКА

ВЫВОД (КОММЕНТАРИЙ)

Портрет героя в начале повести

Кратко выписать доминирующие черты в портрете. Все переписывать не надо, только то, НА ЧТО обращает внимание Бальзак при описании героя. При цитировании указывайте источник цитирования – выходные данные книги и номер страницы.

Портрет героя в конце повести (когда умирает Гобсек)

Обстановка

Жизненная философия героя (принципы)

Отношения с людьми: с Дервилем, семьей де Ресто, Фанни Мальво.

После занятия 2 таблицы сдаются на проверку преподавателю!

ЛИТЕРАТУРА:

Бальзак, О. Гобсек

Обломиевский, Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути / Д.Д. Обломиевский. – М., 1961.

Парнасова, И.К. Все о Бальзаке / И.К. Парнасова. – М.: Просвещение, 1997.

Пузиков, А.И. Портреты французских писателей / А.И. Пузиков. – М., 1981. – С. 6-68.

Реизов, Б.Г. Бальзак / Б.Г. Реизов. – Л., 1960.

Чичерин, А.В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» / А.В. Чичерин. – М., 1982.

Ширяева, Н.Н. О. Бальзак «Гобсек». Анализ литературных персонажей / Н.Н. Ширяева // Словарь литературных персонажей. Зарубежная литература XIX век. Т. 6. / сост. и отв. ред. В.П. Мещеряков. – М., 1997. – С. 131-141.

Мною создана презентация на тему "Образ Кармен в искусстве".Цель презентации: продемонстрировать учащимся, как яркий образ Кармен,созданный П.Мериме,нашел воплощение в поэзии, в балетных постановках и на оперной сцене; познакомить учащихся с лучшими исполнителями балетных и оперных партий Кармен, со стихами А. Блока, М.Цветаевой, Т. Готье, Г. Лорки, посвященными Кармен. Красочным дополнением к презентации является музыка Ж. Бизе, испанский танец "сегидилья" и кубинский танец "хабанера".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Образ Кармен в искусстве Презентация концертмейстера Фроликовой Л.А. Хореографический коллектив «Карамельки» Дом детского творчества Красносельского р-на Санкт- Петербург 2017 год

В сякая женщина - зло; но дважды бывает хорошей - Или на ложе любви, или на смертном одре. Паллад

В мировой культуре существует ряд образов, значение и смысл которых не исчерпывается какой-то конкретной исторической эпохой. Впервые появившись в испанском фольклоре он лег в основу новеллы П. Мериме, оперы Ж. Бизе, балета - Кармен-сюита - на музыку Бизе в оркестровке Р. Щедрина, стихов Т. Готье, А. Блока, М. Цветаевой, Г. Лорки… Одним из таких является образ цыганки Кармен.

В новелле «Кармен» П. Мериме предстала Испания. Здесь живут люди, поражающие страстью, свободолюбием и необузданностью своих чувств … Одна из них Кармен, не знающая предела в чувствах и ограничений свободолюбивому духу… Сегодня она любит одного, завтра другого. Её всегда окружает толпа поклонников, но ей интересен тот, кто не обратил на нее внимания … Проспер Мериме

Композитор Ж.Бизе в опере «Кармен» (1874 г), мастерски раскрыл образ простой цыганской девушки, работающей на папиросной фабрике. Страстная и своенравная. Она предпочла смерть подчинению чужой воле … Испанский танец c егидилья, кубинская хабанера ярко подчеркивают черты гордой и независимой Кармен … Жорж Бизе

Среди мировых звезд оперного искусства каждый может найти свою Кармен. Меццо-сопрано Мария Максакова, Ирина Архипова,Тамара Синявская, Елена Образцова, Елина Гаранча, Мария Каллас …

« « Кармен-сюита» Р.К.Щедрина - современная интерпретация музыки оперы в балете. Образ Кармен ярче засверкал благодаря исполнительнице главной роли – Майи Плисецкой.

Светлана Захарова – прима-балерина Большого театра в образе Кармен.

* * * Среди поклонников Кармен, Спешащих пёстрою толпою, Её зовущих за собою, Один, как тень у серых стен Ночной таверны Лиллас-Пастья, Молчит и сумрачно глядит, Не ждёт, не требует участья, Когда же бубен зазвучит И глухо зазвенят запястья … Ц ентральная формула Блока-вселенная во мне, получила в Кармен наиболее полное, художественно совершенное выражение …

«Кармен» М.Цветаева. Божественно, детски-плоско Короткое, в сборку, платье. Как стороны пирамиды От пояса мчат бока. Какие большие кольца На маленьких темных пальцах! Какие большие пряжки На крохотных башмачках! А люди едят и спорят, А люди играют в карты. Не знаете, что на карту Поставили, игроки! А ей - ничего не надо! А ей - ничего не надо! - Вот грудь моя. Вырви сердце - И пей мою кровь, Кармен! .. Здесь молодая поэтесса отождествляет себя с обольстительной Кармен … * * *

У Теофиля Готье Кармен предстает выражением безграничной женской власти над миром мужчин. * * * Кармен худа - коричневатый Глаза ей сумрак окружил, Зловещи кос её агаты, И дьявол кожу ей дубил. Урод - звучит о ней беседа, Но все мужчины взяты в плен. Архиепископ из Толедо Пел мессу у её колен. Над тёмно-золотым затылком Шиньон огромен и блестящ, Распущенный движеньем пылким, Он прячет тело ей, как в плащ… Теофиль Готье

И все-таки вопросы - Кто же эта Кармен? Чем же она была такой особенной? Почему многочисленные актрисы мечтают сыграть ее роль, а женщины хотят чем-то быть похожими на нее? – остались открытыми …

Федерико Гарсиа Лорка. ТАНЕЦ Танцует в Севилье Кармен у стен, голубых от мела, и жарки зрачки у Кармен, а волосы снежно-белы. Невесты, закройте ставни!

Змея в волосах желтеет, и словно из дали дальней, танцуя, встает былое и бредит любовью давней. Невесты, закройте ставни!

Пустынны дворы Севильи, и в их глубине вечерней сердцам андалузским снятся следы позабытых терний. Невесты, закройте ставни!


25 октября 1838 года родился французский композитор Жорж Бизе , навсегда вошедший в историю благодаря своей знаменитой опере «Кармен». Однако образ молодой свободолюбивой красавицы-цыганки настолько пришелся зрителям по душе, что Кармен со временем «проникла» во многие области искусства – и не только искусства: в честь героини назвали даже астероид, открытый в 1905 году.

Жорж Бизе. Фото: Commons.wikimedia.org

Литература

Именно в литературе зародился образ Кармен – Карменситой звали непокорную цыганку, которая отказалась покориться любящему ее мужчине и поплатилась за это жизнью. Придумал персонажа Проспер Мериме – есть предположение, что вдохновила его на это пушкинская поэма «Цыганы».

Галли-Марье - первая исполнительница партии Кармен. Фотография студии Надара Фото: Commons.wikimedia.org

Однако образ героини с удовольствием подхватили и другие артисты – художники, режиссеры, композиторы. У Александра Блока есть одноименный цикл из 10 стихотворений.

Бушует снежная весна.

Я отвожу глаза от книги...

О, страшный час, когда она,

Читая по руке Цуниги,

В глаза Хозе метнула взгляд!

Насмешкой засветились очи,

Блеснул зубов жемчужный ряд,

И я забыл все дни, все ночи,

И сердце захлестнула кровь,

Смывая память об отчизне...

А голос пел: Ценою жизни

Ты мне заплатишь за любовь!

Также о цыганке писали Николай Гумилев и Марина Цветаева .

Музыка и театр

Бессмертная опера Жоржа Бизе до сих пор является одной из самых популярных в мире: только в России она с успехом шла в Мариинке и Большом, в Оперном театре Станиславского и Театре оперы и балета им. Кирова.

Диана Вишнева в хабанере из балета «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина во время торжественного гала-концерта, посвященного открытию «Новой сцены» Мариинского театра. Фото: www.russianlook.com

Также существует «Кармен-сюита» - одноактный балет на музыку Бизе в оркестровке Родиона Щедрина , и многочисленные интерпретации на тему романа Мериме.

Живопись

Художников интересовал не только образ самой Кармен, страстной и порочной, – они также охотно изображали актрис, исполняющих ее партию. Например, у Врубеля есть «Портрет Т. С. Любатович в роли Кармен», а у Эдуарда Мане Эмилии Амбр .

Эдуард Мане. Эмилия Амбр в роли Кармен Фото: Commons.wikimedia.org

Кино

Кинематограф тоже не смог обойти стороной цыганку: существуют художественные фильмы о ней, а также экранизации оперы и балета и даже мультфильм. А по постановке «Кармен-сюиты» в Советском Союзе дважды сняли ленты (оба раза в главной роли была блистательная Майя Плисецкая ).

Образ молодой испанской цыганки Кармен изначально был описан в одноименной новелле П. Мериме в 1845 году. Общая картина характера роковой красотки складывается из мужских книжных повествований.

Рассказчик встречает цыганку на набережной. У француза возникают смешанные чувства при взгляде на прислужницу темных сил. Он смотрит на нее с интересом, который сбивается в страх и отчуждение. Сумрачный свет, фон темной ночной реки, придают трагизм и мрачную атмосферу, которая будет преследовать героев на протяжении всего повествования.

Жорж Бизе, создание оперы

Начало работы над оперой Бизе положил в 1874 году. "Кармен" сценический впоследствии претерпела серьезные изменения. Либретто было насыщенно драмой и глубокими эмоциональными контрастами, действующие герои стали более яркими. В оперу была добавлена колоритная народная цыганская тема. Премьера истории жизни и любви испанки состоялась в 1875 году, но абсолютно безуспешно, так как понятия нравственности того времени отличались от заложенных в опере.

Первым, кто оценил образ девушки, стал Чайковский. По его словам, это шедевральное детище Биде отражает все музыкальные цели эпохи. Спустя 10 лет картина "Кармен" приобретает все большую популярность и завоевывает сердца зрителей.

Опера Бизе привнесла в облик цыганки народные черты характера. Для этого композитор перенес место происходящих событий на площадь и на невообразимой красоты горные просторы. Дикие ущелья и мрачные городские трущобы были заменены на солнечные улицы Севильи. Бизе создал Испанию, полную радостной жизни.

Он поместил во все места массу народа, которая находится в постоянном движении, изображая счастливую жизнь. Важным оттенком оперы стало включение народных эпизодов. Мрачные черты драмы приобрели облик оптимистичной трагичности происходящего.

В идею оперы Бизе вложил важность утверждения прав людей на выражение свободы чувств. Опера явилась столкновением двух точек зрения психологического развития человечества. Если Хосе отстаивает только патриархальный взгляд, то цыганка пытается доказать, что жизнь на свободе, которая не сковывается нормами и догмами принятой морали в обществе, намного лучше и краше.

Цыганский образ Кармен в опере "Кармен"

Цыганка является одной и ярчайших героинь оперной жизни. Страстный темперамент, женская неотразимость и независимость - все это буквально кричит в образе Кармен. Она практически никак не связана со своей литературной героиней в описании. Все это было сделано намеренно, чтобы открыть в героине больше страсти и убрать хитрые и воровские замашки книжного персонажа. Более того, Бизе подарил ей возможность добиваться права на обретение своей свободы с трагическим условием - потеря собственной жизни.

Увертюра оперы - это начальное описание музыкального образа Кармен. Роковая страсть разыгрывается между цыганкой и испанцем Хосе. Музыка напоминает лейтмотив с праздника тореадоров, она острая и вспыльчивая. В последствии этот мотив возвращается в драматических сценах.

Портрет испанки

Полный образ Кармен раскрывается через знаменитый испанский танец хабанера, который является прародителем танго. Бизе создал целую гамму томных, чувственных, страстных движений под настоящую мелодию кубинской свободы. Это не просто портрет горячей цыганки, но и рассказ в движениях о ее желании быть свободной в своей любви - такова ее жизненная позиция.

Характеристика девушки держится в танцевальной вариации до третьего действия. Это серия сцен с песнями и танцевальными испанскими ритмами. Цыганский фольклор дополняет картину, когда приходит эпизод допроса. В ней Кармен исполняет шутливую цыганскую песню, она насмехается и дерзит, пропевая один куплет за другим.

Испано-цыганский характер

Более значимое описание образа Кармен проявляется в испанском народном танце Сегидилья. Под виртуозную игру цыганка показывает свой своеобразный испанский характер, а композитор сопоставляет минорный и мажорный звукоряд.

Тарелки, бубен и треугольник в следующем действии возвращают цыганский облик образу Кармен. Нарастающая динамика темпа придает девушке задорный, энергичный и темпераментный вид.

Образ Кармен в дуэте

Военный парень Хосе, влюбленный в цыганку, следит с радостью в глазах за ее песнями и танцами с использованием кастаньеты. Мелодия достаточно проста, поэтому Кармен поет ее, не используя слова. Хосе любуется девушкой, но вспоминает о своем воинском долге, как только слышит призыв на сбор.

Однако свободолюбивая Кармен не понимает этой привязанности, даже после признания Хосе в любви она не перестает упрекать парня. После дуэт превращается в соло цыганки, которая хочет завлечь молодого военного в свою жизнь, полную свободы. Здесь просматривается очень простой и легкомысленный образ страстной цыганки.

Большой сольный выход

Ее сольное выступление занимает большое место в опере. Оно строится на темах прощания со своим долгом и побеге в родные края. Вторая тема сопровождается танцем тарантеллы, а первая - песенными мотивами. В итоге все это превращается в своеобразный гимн свободе.

Однако конфликт усугубляется, и чем больше растет переживание девушки, тем глубже и драматичнее становится образ Кармен. Переломный момент наступает только во время арии в сцене гадания. Кармен наконец осознает, что имея исключительно эгоистичные намерения подобрать под свою волю окружающих, она теряет свое собственное "Я". Цыганка впервые задумывается о том, как она прожигает свою жизнь.

Конец оперы

В сцене с гаданием характеристика образа Кармен имеет три формы. Первая и последняя - это веселые песни с подружками, вторая - отдельная ария цыганки. Выразительность исполнения арии является отличительной чертой образа Кармен в этой фазе оперы. Песня изначально поставлена на исполнение ее в миноре, без танцевального сопровождения. Низкие тона партии оркестра, сумрачная окраска в которой достигается благодаря звучанию тромбонов, привносят атмосферу траура. Волновой принцип вокала соседствует с ритмичным рисунком музыкального сопровождения.

Последнее действие цыганка исполняет в дуэтах с Эскамильо, который приносит в образ Кармен отпечаток любви. Второй дуэт воплощается с Хосе, он напоминает трагическую дуэль, полную скорби - она является кульминацией всей оперы "Кармен". Образ Кармен непреклонен перед мольбами и угрозами Хосе. Она сухо и лаконично отвечает на мелодичные песни военного. В оркестре опять появляется тема страсти.

Развитие событий происходит по драматической линии с вторжением криков постороннего народа. Финал оперы заканчивается гибелью Кармен во время чествования Эскамильо в качестве победителя. Рожденная в свободе, цыганка решает покончить с собой и доказать, что в этом выборе она тоже свободна. Праздничное звучание темы марша тореадоров сопоставлено с роковым мотивом.

Россия, г. Москва, ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 000, 7 «а» класс

Научный Руководитель: ВОЛОСАТОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА,

учитель музыки, заместитель директора по инновационной работе

ГБОУ гимназии № 000, методист ГБОУ ЦПМ г. Москвы, к. п. н.

ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА КАРМЕН В ИСКУССТВЕ

Каждый вид искусства отличается своей специфической системой изобразительных, выразительных средств и имеет преимущества перед другими видами искусства в передаче тех или иных жизненных явлений. Однако полная художественная картина мира может быть воссоздана лишь при комплексном воздействии на человека различных видов искусств. При этом смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

Исключением не стал и художественный образ Кармен, отраженный во многих видах и жанрах искусства.

Попытка ответить на вопрос: почему Кармен у Ж. Бизе и Р. Щедрина – противоположные художественные образы при внешнем сходстве музыкальных интонаций, чем притягивает до сих пор этот образ современников, обусловила выбор темы исследования «Воплощение образа Кармен в искусстве».

Кроме того, оперу «Кармен» Ж. Бизе и балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина мы изучали на уроке музыки в прошлом учебном году. Такая яркая музыка не может не запомниться! Интерес к данной теме возрос на занятиях в хореографическом коллективе ДК «Салют» при разучивании испанских танцев.

Проблема воплощения художественного образа в различных видах искусства не нова. Это и образы Ромео и Джульетты в одноименной повести В. Шекспира, балете С. С. Прокофьева, увертюре-фантазии П. И. Чайковского и даже рок-опере В. Калле, образ Германа в «Пиковой Даме» в повести у А. С. Пушкина, опере П. И. Чайковского и балете «Тройка, семерка, Дама» и др.

К образу Кармен обращались литераторы (П. Мериме) и поэты (А. Блок, М. Цветаева и др.), музыканты (Ж. Бизе и Р. Щедрин) и хореографы (Р. Пети, А. Алонсо, В. Елизарьев), художники (М. Врубель, С. Дали и др.) и дизайнеры одежды (Т. Кольцова, И. Алсанова и др.). При всей собирательности этого образа в каждом искусстве он воплощен индивидуально неповторимо. Однако следует признать, что в настоящее время у молодежи снижен уровень потребности в общении с искусством и наблюдается игнорирование образного осмысления мира.

Следовательно, выявляется противоречие между способностью искусства «стимулировать индивидуальность освоения мира, придавая ей художественность», (В. П. Иванов), и недостаточным накоплением опыта восприятия образов высокохудожественных произведений искусства.

Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия и определило проблему нашего исследования: в чем выражается потребность воплощать образ Кармен в различных видах искусства и моде и чем обусловлена готовность современников его воспринимать?

Объект исследования: художественный образ Кармен.

Предмет исследования: процесс трансформации образа Кармен в различных видах искусства и моде.

Цель исследования: систематизация представлений о целостности художественного образа Кармен в искусстве и моде.

Гипотеза .

Исследование образа Кармен в искусстве и моде позволяет понять феномен и культурный смысл художественного общения с миром искусства, дающего возможности для поиска личностных идеалов.

Задачи исследования:

1) раскрыть понятие художественного образа в искусстве и моде;

2) выработать критерии оценок образа Кармен в искусстве и моде и дать их характеристику;

3) проанализировать художественный образ Кармен в новелле, опере, балете, поэзии, изобразительном искусстве и моде;

4) проделать опытно-экспериментальную работу по выявлению цветового ассоциативного ряда образа Кармен в искусстве и моде учащимися 6 «а» класса.

Результаты исследования и их новизна:

Проведен сравнительный анализ цветовых представлений художественного образа Кармен в различных видах искусства и моде;

Обоснован процесс трансформации образа Кармен от новеллы П. Мериме до балета Р. Щедрина и современных коллекций модной одежды.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе вскрыты механизмы восприятия художественного образа Кармен средствами литературы, поэзии, музыки, изобразительного искусства, хореографии, моды.

Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Наука определяет художественный образ как всеобщую категорию художественного творчества, форму истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ создается на основе одного из средств вида искусства или комбинации нескольких. Под художественным образом в искусстве мы понимае м совокупность средств и приемов, с помощью которых создается представление о герое, явлении художественного произведения.


В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды. Смысл, внутреннее строение, чёткость художественного образа в музыке во многом определяется акустическими качествами музыкального звука. В изобразительном искусстве (в том числе фото-и киноискусстве) он создается на основе отображения визуальных характеристик. В хореографии – через выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз (танца) во взаимодействии с музыкой и ритмом. «Модный» образ становится на место художественного образа в культуре и формирует мир красоты культуры. Образность моды позволяет понять культурные смыслы данного феномена.

К художественному образу Кармен обращались литераторы, поэты, композиторы, хореографы, дизайнеры одежды, критики, сценаристы и. т. д. Поэтому представления о нем имеют определенный «штамп» в сознании людей многих поколений, являясь собирательным. Мы рассмотрели образ Кармен в литературе (отдельно выделив поэзию), музыке, хореографии, изобразительном искусстве, моде.

Ход исследования.

1. Разработка основных критериев для исследования образа Кармен в одноименной новелле П. Мериме: внешний вид, черты характера, отношение к людям, отношение к себе, мировоззрение, сюжетная линия и дана характеристика образа по тексту новеллы. Вывод: Кармен в литературном первоисточнике предстает свободолюбивой, жестокой, неверной девушкой со вспыльчивым характером, для которой обман и хитрость являются частью жизни.

2. Разработка основных критериев для исследования образа Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе: интонации, ритм, характер, динамика, темп, мелодия, лад, фактура, отличительные черты образа, его синквейн. Вывод: Кармен у Бизе предстает также свободолюбивой, жестокой, независимой, но уже не склонной к воровству и хитрости.

3. Анализ поэтического образа Кармен в лирическом цикле Александра Блока и стихотворении Марины Цветаевой по разработанным критериям: какие чувства выражены в стихотворении, стихотворный ритм, рифмы, тропы, противопоставления, приемы усиления фонетической привлекательности, синтаксис, мировоззрение, особенности образа, синквейн. Вывод: восприятие Кармен у Марины Цветаевой более человеческое, женственное и страстное. Возможно, это связано с большей музыкальностью стихосложения поэтессы и индивидуальными ассоциациями авторов. Образ Кармен у Блока наделен божественными чертами, поднимающими ее на уровень идеала.

4. Исследование образа Кармен с точки зрения хореографии в балете А. Алонсо на музыку Р. Щедрина «Кармен-сюита» по разработанным критериям: пластика, жесты, отношение к музыке, па-де-де, образ, созданный хореографией, сюжетная линия, синквейн образа. Вывод: анализ образа главной героини в «Кармен-Сюите» Р. Щедрина позволяет увидеть, что Кармен в балете - прекрасная девушка, ищущая настоящую любовь. Она стремится к взаимопониманию с людьми, но окружающие ее люди относятся к ней враждебно.

5. Исследование образа Кармен в изобразительном искусстве потребовало разработки следующих критериев: художественный жанр, взгляд, краски, цвета, тени, впечатление от образа, синквейн. Образ Кармен волновал художников с момента написания знаменитой новеллы П. Мериме. Это и изображения портретов всемирно известных живописцев: Э. Мане, М. Врубеля, Ф. Гойя, С. Дали, и современных мастеров кисти: В. Симонова, Т. Берестовой, Е. Воронцовой. Вывод: хотя каждый художник «видит» Кармен по-своему, но ни на одном портрете она не выглядит «злодейкой». Художники писали Кармен с грустным, немного усталым взглядом, цвета ее одежды не кричащие, но притягивающие взгляд. Ее образ в изобразительном искусстве вызывает сочувствие, но не отторжение.

6. Исследование образа Кармен в моде по трем коллекциям платьев и по коллекции одежды для дома. Разработка следующих критериев: силуэт, сочетание цветов, построение моделей, синквейн образа. Вывод: во всех трех коллекциях выходной одежды раскрываются такие черты Кармен, как независимость, искренность в проявлении чувств, свободолюбие, в то время как в коллекции домашней одежды выявляется ее женственность, обворожительность, способность вызывать безграничную любовь.

Таким образом, проанализировав выявленные черты образа Кармен в различных видах искусства и моды, можно констатировать, что данный художественный образ представлен в них по-разному. Это зависит как от выразительных средств конкретного вида искусства, так и от субъективного взгляда автора (писателя, поэта, композитора, хореографа, художника, модельера). Представление образа Кармен, его разнообразие в видах искусства выражено в стремлении улучшить и возвысить его. Исследование показало, что это не просто женский персонаж в одном из литературных произведений, но и один из мировых образов человеческой культуры, таких, как Гамлет, Дон Кихот.

Следующее направление исследовательской работы - опытно-экспериментальная работа по изучению цветовых ассоциаций образа Кармен , которая проводилась на базе ГБОУ гимназии № 000 в три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный. В процессе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы:

ñ анкетирование;

ñ метод цветовых выборов С. Л. Собчика;



Вверх