Что такое смешанный хор. Ситцевые песни. Переложения четырехголосных смешанных хоров для трехголосных однородных

Смешанный хор. Полный смешанный хор, имеющий в своём составе все хоровые партии – сопрано, альты, тенора, басы, по праву считается наиболее совершенным типом хорового коллектива с уникальными вокально-техническими возможностями. Благодаря этим возможностям смешанному хору доступны произведения различной степени сложности. Общий диапазон – «ля» контроктавы - «до» третьей октавы.

Широкий спектр тембровых характеристик партий позволяет хормейстеру добиться различного их сочетания. Виртуозность исполнения партии сопрано дополняется глубиной звучания партии басов. Мощность, объёмность звучания хору придаёт наличие басов-октавистов. Роль гармонического заполнения выполняют серединные партии теноров и альтов.

Смешанный хор обладает уникальными динамическими возможностями. Особой красотой звучания в смешанном хоре отличаются произведения распевного, широкого характера.

Все профессиональные хоровые коллективы в большинстве своём являются смешанными. Именно для этого типа хоров написано множество различных по объёму, содержанию, стилю и средствам музыкальной выразительности произведений.

Неполные смешанные хоры (юношеские) встречаются крайне редко. Они существуют как учебные коллективы в хоровых училищах и реже как самодеятельные в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях. При работе с юношеским хором необходимо учитывать его специфику. Юношеское пение требует щадящей вокальной нагрузки. Следует избегать форсированного пения на крайних звуках диапазона. Репертуар для юношеских хоров состоит из произведений с облегчённым видом переложений.

Однородный мужской хор: состав – партия Теноров, партия Басов, возможно наличие октавистов. В практике хорового исполнительства профессиональные мужские хоровые коллективы встречаются крайне редко. Диапазон мужского хора - «ля» контроктавы - «до» второй октавы. Нижние звуки диапазона поручаются октавистам. Верхний отрезок диапазона иногда исполняется тенорами фальцетом. Ведущей партией мужского хора является партия тенора, исполняющая, как правило, основную мелодическую линию.

Произведения для мужского хора можно встретить в хоровом творчестве старых мастеров (Лассо, Палестрина), в западной и русской хоровой классике (Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и др.). Для этого состава хора были сделаны прекрасные обработки народных песен. Произведениями для мужского хора богата православная духовная музыка и оперная литература.

Женский хор: состав – партия Сопрано, партия Альтов. Звучание женского хора отмечается своеобразным тембровым богатством и достаточно большими техническими и исполнительскими возможностями. Общий диапазон женского хора – «фа» малой - «си» второй, «до» третьей октавы. Чаще всего используется рабочий диапазон от «соль»» малой октавы до «ля» второй октавы.



Для женского хора написано довольно большое количество оригинальных классических и современных хоровых сочинений.

Количественный состав хора

Норма минимального состава смешанного хора 12-16 человек. В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-24 человека. Меньшее количество обычно называют ансамблями (в настоящее время 12-20 человек. Средний состав хора не менее 24 (32-40) участников предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Большой хор – 80-120 человек.

Петербургская хоровая капелла – 90 человек, Большой хор Всесоюзного радио – 95 человек, Государственный мужской хор Эстонии – 80 человек, Государственная русская республиканская капелла им. А.Юрлова – 80 человек.

Максимальный состав хора - 120-130 человек.

Сводные хоры в странах Балтии – до 10 тысяч человек.

П.Г.Чесноков: «При трёх умелых певцах является возможным образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой партии – три».

Сопрано – 3

Альты – 3

Тенора – 3

Басы - 3

Всего – 12 человек - такой хор мы называем малым смешанным хором (неполный хор – чистое четырёхголосие).

Когда количество певцов в каждой партии хора удвоится (а в басовой партии утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов (полный)

Первых Сопрано – 3

Вторых Сопрано – 3

Первых Альтов - 3

Вторых Альтов - 3

Первых Теноров – 3

Вторых Теноров 3

Баритонов - 3

Смешанный хор образуется в результате соединения детского или женского хора с мужским; в смешанном хоре — две группы голосов: верхняя — женские или детские голоса, нижняя — мужские голоса.
Типичный состав четырехголосного смешанного хора имеет партии сопрано, альтов, теноров и басов. Примером такого состава может служить хор из I действия оперы «Руслан и Людмила» Глинки — «Светлому князю и здравье и слава»:

А. Неполный состав смешанного хора
Смешанный хор может иметь в своем составе не все названные партии, а лишь некоторые из них. Например, в хоре могут быть альты, тенора и басы; пли же сопрано, альты и тенора; любая комбинация одной из хоровых партий верхней группы может сочетаться с одной из партий нижней группы (сопрано + тенора, альты + басы, альты + тенора и т. д.). Такие составы образуют неполный смешанный хор.

Б. Удвоения голосов в смешанном хоре
В зависимости от фактуры музыкального произведения, смешанный хор может петь в унисон (редкий случаи) или в октаву, так называемый октавный унисон (распространенный случай); может также петь и на два голоса, в последнем случае партия сопрано обычно дублируется в октаву партией теноров, а партия альтов — партией басов. Все одноголосные и двухголосные хоровые произведения, таким образом, могут быть исполнены смешанным хором с октавными удвоениями.
При исполнении смешанным хором музыкального произведения, изложенного на три голоса, наиболее распространенный прием дублирования — октавные удвоения между первыми сопрано и первыми тенорами, между вторыми сопрано и вторыми тенорами, между альтами и басами.
Примером дублирования голосов в унисон и октаву могут служить помещенные ниже отрывки из оперы «Князь Игорь» И. Бородина:

В. Возможности смешанного хора в связи с разделением голосов

Выше было сказано, что смешанный хор в своей основе имеет четырехголосие. Однако возможности смешанного хора далеко превосходят это типичное для пего изложение. Если в хоровых партитурах, рассчитанных на однородный состав, разделение доходит до четырех, пяти, шести и даже семи голосов, то нетрудно представить возможности разделения партий смешанного хора, имеющего в своем составе два однородных хора.
Рассмотрим некоторые комбинации, получающиеся от разделения голосов смешанного хора, приняв для этого следующие условные обозначения: голоса обозначаются буквами (С — сопрано, А — альты, Т — тенора, Б — басы); цифры возле буквы обозначают исполняемую партию — первую или вторую и т. д. Например, С 1 обозначает первые сопрано, С 2 — вторые сопрано и т. д.

1. (С 1 +С 2)+А+Т+Б
2. С+(А 1 +А2)+Т+Б
3. С+А+(Т 1 +Т 2)+Б
4. С+А+Т+(Б 1 +Б 2)

1. (С 1 +С 2) + (А 1 +А 2)+Т+Б
2. (С 1 +С 2)+А+(Т 1 +Т 2)+Б
3. (С 1 +С 2)+А+Т+ (Б 1 +Б 2)
4. С+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
5. C+(A 1 +A 2)+T+(Б 1 +Б 2)
6. C+A+(T 1 +T 2) + (Б 1 +Б 2)

1. (C 1 +C2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
2. C+(A 1 +A2)+(T 1 +T 2)+(Б 1 +Б 2)
3. (С 1 +С2)+А+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)
4. (С 1 +С2)+(A 1 +A 2)+Т+(Б 1 +Б 2)

(С 1 +С 2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)

Возможны и иные комбинации. Нередки случаи, когда музыкальное произведение требует исполнения на два и даже на три хора.
Таким образом, по числу голосов, на которое рассчитано исполняемое произведение, смешанный хор может быть одноголосным, двухголосным, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьмиголосным и т. д.

В русской музыкальной литературе много многоголосных хоров. Рекомендуем учащемуся проанализировать хоры Танеева ор. 27.

Понятие типа хора как определённого состава и как конкретного сочинения хоровой музыки. Типы хоров. Характеристика их вокально–технических и исполнительских возможностей. Примеры.

Виды хора. Определение вида хора и хоровой партитуры. Определение понятия «хоровая партия». Комплектация хоровых партий соответствующими сольными певческими голосами. Количественный состав хоров и связанные с этим исполнительские возможности. Примеры хоровых сочинения различных видов.

Различные варианты расположения хорового коллектива.

Терминология по теме:

Однородный хор – хор, состоящий из однотипных голосов (мужских, женских или детских).

Детский хор– однородный. Существуют хоры младшего, среднего и старшего возраста, в целом от 6 до 15 лет.

Неполный хор – смешанный хор, в котором отсутствует какая-либо партия.

Смешанный хор – хор, состоящий из 4-х партий: Сопрано, Альт, Тенор и Бас.

Партия – часть хора, поющая одинаковыми голосами.

Дивизи (divisi) – музыкальный термин, обозначающий в партитуре хора разделение одной партии на две или более.

7. Строй в хоре.

Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект возникновения и видоизменения различных музыкальных систем, именуемых музыкальными строями.

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности.

Раскрытие понятия «зонный строй». Подтверждение основных выводов П.Г.Чеснокова в научных исследованиях и трудах академика Н.А.Гарбузова о зонной природе вокального строя.

Мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный) строй. Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя. Зависимость достижения строя от музыкально–выразительных средств партитуры, темпа, динамики и др. Трудности достижения строя, связанные с условиями работы и др. внешними факторами.

Терминология по теме:

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности, определяющий интонационную чистоту пения.

Интонирование – осознанное воспроизведение муз. звука голосом или на инструменте. Точное интонирование опирается на ладовые связи.

Камертон – прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц.

Ансамбль в хоре.

Понятие ансамбля в различных его значениях, в том числе структурно-организационный. Ансамбль как один из главных элементов хоровой звучности. Психологическая основа ансамбля. Ансамбль частный и общий. Технологические виды ансамбля: по качеству звука (вокальный), по силе (динамический), во времени (ритмический, темповый). Зависимость ансамбля и строя. Вокальный ансамбль как единство вокальной позиции, артикуляционной формы и тембра. Динамический ансамбль включает в себя: ансамбль естественный и искусственный, ансамбль в условиях различной фактуры, ансамбль солиста и хора, ансамбль хора и инструментального сопровождения. Ритмический ансамбль, его зависимость от метроритма, темпа, фактуры и др. Темповый ансамбль. Художественный ансамбль, его влияние на технологический ансамбль.

Терминология по теме:

Ансамбль хора (ансамбль - вместе) –один из основных компонентов хоровой звучности.

Динамика в музыке – сила звучания, громкость и их изменения.

Темп – скорость чередования метрических долей в музыке. Темп тесно связан с характером, стилем, жанром, а также индивидуальностью исполнителя.

Метр – порядок чередования сильных и слабых долей в музыке.

Метроном – прибор для определения темпа музыкального произведения.

Ритм – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.

Синкопа – несовпадение метрического и ритмического ударений.

Аккомпанемент – сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора).

Фактура – склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, то, из чего она складывается: мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура бывает очень разнообразной: гомофонной, гармонической, полифонической и др.

Хор - это коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно - выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.

Типы хоров:

В хоре существуют партии голосов. Они группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Высокие женские голоса - сопрано; низкие женские голоса - альты; высокие мужские - тенора; низкие мужские - басы; высокие детские голоса - сопрано (дисканты).

Характеристика хоровых партий:

СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: до первой октавы - ре второй октавы.

АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: ля малой октавы - ре второй октавы.

ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: до малой октавы - ля второй октавы.

БАСЫ: обычно - фундамент, основа хора. Характеризуется силой, мощью. В то же время присуща лёгкость звучания. В мужском двухголосном хоре - роль второго голоса, но иногда исполняют главную мелодию произведения. Диапазон: фа, соль большой октавы - ре малой октавы.

Количественный состав хора.

Количество певцов в каждой партии должно быть примерно одинаковым. Самое меньшое число голосов в партии равняется трём. Минимальный состав смешанного хора нужно считать 12 человек.

С.3 + А.3 + Т.3+Б.3=12; С.3 + А.3=6; Т.3 + Б.3=6

Вокальные ансамбли

С.6 + А.6 + Т.6 + Б.6=24 - малый хор.

Элементы хорового исполнения:

Ансамбль (ритмический ансамбль). Способность всех певцов петь, произносить слова, брать дыхание, начинать, кончать песню одновременно.

Строй (чистая интонация каждого певца).

Нюансы (разное звучание различных мест произведения).

Дикция (произнесение певцами текста четко, ясно).

Расстановка хора

Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, т. к. при этом создается наиболее концентрированное звучание. (см. приложение 1)

В музыкальной практике существуют и другие понятия, близкие по значению термину «аранжировка»: транскрипция, обработка, гармонизация, оркестровка или оркестровая редакция.

Хоровая аранжировка имеет отличительные особенности. Перед тем как приняться за аранжировку какого-либо произведения, аранжировщик должен быть уверен, что произведение будет хорошо звучать в предполагаемом исполнительском составе, что останется главное и существенное, касающееся художественных достоинств произведения. Тем более это требование относится к перенесению вокального или инструментального произведения в хоровой жанр. Например, в романсах поэтический текст часто бывает дан от первого лица, и, следовательно, неприемлем для коллективного исполнения. Нельзя забывать, что романсный жанр требует тонких агогических (темповых) и динамических оттенков, что в хоровом исполнении достигается с большим трудом.

Аранжировка - это прежде всего творческий процесс, требующий от аранжировщика главным образом таланта и чутья в понимании той меры, которую не следует переступать, чтобы не исказить авторский замысел. Основная задача в этом плане - сохранение основных характеристик произведения, таких, как музыкально-тематический материал, ладовая структура, гармонический язык, ритм, темп, литературный текст. Известно, что транспонирование произведения в другую тональность меняет его окраску в целом. В более высокой произведение звучит светлее и легче, а в более низкой глуше и не столь выразительно.

Основным требованием, предъявляемым к хоровой аранжировке является следование нормам удобных тесситур. Певческие голоса должны находиться в зонах рабочею диапазона и рабочих нот. Рабочий диапазон отличается от полного диапазона тем, что в нем отсутствуют верхние и нижние звуки.

Рассмотрим общие и типичные способы аранжировки. Иногда аранжировка может ограничиться минимальными изменениями оригинала. Например, отдельные мелодические обороты передаются другим хоровым группам для того чтобы мелодическая линия была исполнена более ярко, выразительно и без чрезмерной нагрузки.

Следует сказать об особенностях аранжировки некоторых интервальных созвучий. Специфика хорового звучания такова, что все ингервалы, в удобных регистрах обычно звучат хорошо и благородно. Это относится и к таким интервалам, как кварта, квинта, октава, которые кажутся пусто звучащими на фортепиано. В хоровых же тембрах эти консонансы имеют совершенно иную окраску, поэтому их можно свободно применять в двухголосных партитурах.

Переложение двухголосных однородных хоров

Если однородный хор представлен своим обычным составом, то есть женский хор – сопрано и альтами, мужской хор – тенорами и басами, то в переложении, как правило, сохраняется тональность однородного хора.

Если же однородный хор состоит из двух высоких голосов (сопрано I и II или тенор I и II), то при переложении на смешанный хор необходимо транспонирование вниз на удобный интервал, не превышающий обычно большую терцию. Если однородный хор состоит из двух низких голосов, то потребуется транспонирование вверх.

В двухголосных однородных хорах при наличии в них элементов трехголосия удваиваются все три голоса. Если divisi на две партии осуществляется в верхнем голосе, то сопрано I удваивается тенорами I, сопрано II – тенорами II, альты-басами. При divisi в нижнем голосе сопрано удваивается тенорами, альты I – басами II. Перехода в другую тональность здесь не потребуется.


  1. Партитура смешанного хора образуется за счет удвоения всех трех голосов.
  2. Партитура смешанного хора образуется за счёт удвоения двух из трёх голосов однородного хора.
  3. Партитура смешанного хора образуется за счёт удвоения одного из голосов однородного хора.

II способ:

В переложениях вторым способом обычно сохраняется тональность однородного хора. Однако, если в однородном хоре имеется divisi в верхнем голосе (сопрано или тенор), то потребуется транспонирование вниз, иначе альты в смешанном хоре будут располагаться очень высоко.

III способ:

при переложении с женского хора

при переложении с мужского хора


Основной способ таких переложений предполагает смену расположения голосов в однородном хоре при сохранении тональности произведения. В хоровой практике он получил наибольшее распространение, так как при применении не требует никаких ограничений диапазонов в голосах однородного хора.

Этот способ наиболее удобен в тех случаях, когда голоса однородного хора имеют тесное расположение. Переложение для смешанного хорового состава в этом случае дает равномерное распределение голосов в аккорде и, тем самым, его полноценное, слитное звучание.

При широком или смешанном расположении голосов однородного хора в переложении могут образовываться нежелательные разрывы между хоровыми партиями, ухудшающие качество звучания партитуры. Чтобы не допустить подобных разрывов, необходимо (если это возможно по условиям голосоведения и тесситуры) сохранить интервальные соотношения, бывшие в аккордах однородного хора, или переставить средние голоса в аккорде так, чтобы разрыва не получилось, или ввести в месте разрыва пятый голос.

К разрывам между голосами при переложении данным способом может привести и перекрещивание голосов в аккордах однородного хора. В таких случаях во избежание разрывов не нужно менять местами средние голоса. Надо сохранить то же расположение, которое было в однородном хоре.

Необходимо помнить, что этот способ переложения более целесообразен в отношении произведений спокойного, неторопливого характера. Расширение хорового диапазона на октаву и изменение расположения голосов в этом случае не скажется отрицательно на характере звучания.

Иной результат, прямо противоположный, может получиться, если произведение исполняется в быстром темпе и в нем преобладают мелкие длительности. В исполнении могут появиться чуждые подвижному темпу громоздкость и тяжеловесность. Поэтому для подобных переложений не надо брать произведения, в которых изменение фактуры отрицательно скажется на художественных достоинствах переложения.

Есть еще один способ, но в практике он встречается редко, так как требует ограничения диапазонов двух нижних партий однородного хора.

Переложение трехголосных однородных хоров гомофонно-гармонического склада для четырехголосных смешанных

В отличие от предыдущего вида переложения, где смешанный хор образовывался за счет октавного удвоения голосов однородного хора, данный вид переработки предполагает создание такой четырехголосной партитуры, в которой каждый из голосов будет иметь свою самостоятельную мелодическую линию. Этот метод может быть применен тогда, когда трехголосный хор или отдельные его построения изложены в гомофонно-гармоническом складе. Не следует брать для подобных переложений хоры с подголосочным развитием, так как четырехголосная гармоническая фактура может исказить характерный колорит, присущий подголосочному складу.

Если осуществляется переложение женского хора, то октавой ниже станет звучать нижний голос, передаваемый басам; если сделать переложение мужского хора, то на октаву выше поднимается верхний, передаваемый партии сопрано.

Средние голоса смешанного хора (альты и тенора) образуются при соблюдении норм голосоведения на основе заполнения гармонии четырехголосного аккорда недостающими звуками. Средний голос однородного хора при этом не обязательно должен в неизменном виде перейти к одному из средних голосов смешанного хора.

Нельзя менять ни мелодическое положение аккорда, ни его вид, ни гармоническую функцию. Измениться может лишь полнота гармонического звучания и расположение голосов в аккорде. Нередко в трехголосных произведениях тоника бывает представлена секстаккордом. В четырехголосной смешанной партитуре этот секстаккорд заменяется основным видом аккорда.

Переложения однородных хоров с переменным количеством голосов для смешанных хоров

Такие переложения делаются на основе сочетания различных способов, рассмотренных ранее. Одноголосные построения, двухголосие, а также двухголосие с элементами трехголосия потребуют октавного удвоения голосов однородного хора. В трехголосных эпизодах могут возникнуть две возможности переложения: октавное удвоение хоровых партий или замена трехголосных аккордов четырехголосным изложением, при котором каждый из голосов смешанного хора будет иметь самостоятельную мелодическую линию.

Выбор того или иного способа будет зависеть от особенностей данного построения.

Переложения четырехголосных смешанных хоров на четырехголосные однородные

Характерная особенность аранжировки четырехголосных смешанных хоров для четырехголосных однородных состоит в том, что от более богатого в регистровом и темброво-выразительном отношении состава произведение передается хоровому составу с более скромными средствами и возможностями. Поэтому не всякое произведение, написанное для смешанного хора, удается аранжировать для однородных составов без ущерба для его художественного содержания.

  1. Хор изложен в тесном расположении.
  2. Хор изложен в широком расположении.
  3. Хор изложен в переменном расположении.
  4. Хор вне зависимости от расположения написан в сложной развитой форме.

В хоровой литературе встречаются произведения для смешанного хора с выдержанным от начала до конца тесным расположением. Чаще это небольшие построения в форме периода. Для того, чтобы аранжировать такой смешанный хор для женского хора, нужно повысить тональность на секунду-терцию и произвести передачу голосов по следующей схеме:

При такой смене передач иногда изменяется обращение аккорда. При аранжировке произведений, написанных для смешанного хора названного типа для мужского хора, тональность произведения обычно требуется понизить на квинту-сексту (для профессионального мужского хора), а для самодеятельного хора до октавы включительно.


Такие композиции редко встречаются в хоровой литературе. Так же, как и произведения с постоянным тесным расположением, хоры с постоянным широким расположением голосов представлены обычно в виде хоровых миниатюр. Их аранжировка для однородного состава производится путем превращения широкого расположения в тесное без изменения тональности.

Исключением является аранжировка для профессионального мужского хора, для которого тональность произведения может быть несколько повышена. Тональность же самодеятельного зависит от верхнего звука партии сопрано. Он не должен быть выше «фа» первой октавы.


Произведения для смешанного хора с переменным расположением голосов встречаются в хоровой литературе наиболее часто. При аранжировке подобного рода партитур на однородные составы возникает вопрос о выборе тональности для мужского и женского хора.

Дело в том, что в произведениях, включающих в себя и широкое, и тесное расположение и являющихся, таким образом, уже не хоровыми миниатюрами, а произведениями более крупной формы, может быть использован весь диапазон хора, в том числе крайние регистры хора или его отдельных партий, менять которые ни в сторону повышения, ни понижения чаще всего оказывается уже невозможным.

Из этого следует, что тональность оригинала предпочтительнее сохранять. Однако сохраненная тональность постоянно приводит к несоответствию регистров одного состава хора другому. Поэтому при аранжировке смешанного хора с переменным расположением голосов для однородных составов в последних часто приходится сокращать количество голосов в аккордах, сводя их к трехголосию, двухголосию, а иногда и к одноголосию, следя лишь за тем, чтобы заполняющие аккордовые звуки не располагались выше верхнего голоса и не образовывали бы произвольных квартсекстаккордов.

Необходимо особенно тщательно следить за плавностью голосоведения, соблюдение которого связано с дополнительными трудностями, вытекающими из постоянной смены тесного и широкого расположения в оригинале, каждое из которых требует перестройки расположения голосов внутри однородных хоров. Постоянно приходится то отклоняться от авторского ведения голосов, то снова к нему возвращаться.

Если произведение для смешанного хора носит характер развернутого, масштабного полотна, аранжировать такого рода произведение как для женского, так и для мужского состава в силу несоответствия возможностей указанных исполнительских составов, как правило, не удается.

Переложения четырехголосных смешанных хоров для трехголосных однородных

Такие переложения осуществляются следующим образом. Мелодическая линия верхнего голоса смешанного хора полностью сохраняется и передается верхнему голосу однородного хора. Измениться может лишь октава его звучания, если это переложение для мужского хора. Два других голоса в однородном хоре образуются на основе гармонического звучания трех остальных голосов смешанного хора с учетом их нового расположения в аккорде.

Нельзя ставить себе задачу точного перенесения какого либо из трех нижних голосов смешанного хора в партитуру однородного хора. Стремление сохранить в неприкосновенности эти голоса может привести к неполноценному звучанию аккордов в однородном хоре. В трехголосной партитуре необязательно и сохранение вида аккорда по сравнению с его четырехголосным изложением. Более важным в этом случае является правильное расположение голосов в аккорде. Кадансовые обороты в трехголосном варианте допускают более свободный подход в плане аранжировки. Например, заключительная тоника и предшествующая ей доминанта могут быть представлены своими обращениями: тоническим секстаккордом и доминантовым секундаккордом (неполным). Заменяя четырехголосные аккорды на трехголосные, когда в какой-то мере теряется полнота гармонического звучания, поэтому желательно сохранить в этих аккордах вводный тон, септиму, нону, альтерированные тоны, от которых непосредственно зависит окраска гармонии, ее специфический колорит.


Одной из важнейших задач при переложении названного типа является правильный выбор интервала между мелодической линией и вновь образуемым нижним голосом. Этот интервал должен по возможности точно воспроизвести гармонический колорит соответствующего четырехголосного аккорда. Например, доминантсептаккорд (в положении терции) с разрешением в тоническое трезвучие, при замене двухголосием лучше всего будет звучать увеличенная кварта с разрешением в тоническую сексту:

Необходимо отметить, что заменяя доминантсептаккорд и его обращения двухголосным звучанием, желательно сохранить наиболее характерный звук этого аккорда – септиму.

Выбор необходимого интервала при переложении на двухголосный хоровой состав во многом зависит от того, в каком мелодическом положении находится четырехголосный аккорд смешанного хора. Например, при наличии доминантового секундаккорда в мелодическом положении вводного тона этот аккорд лучше всего заменить на увеличенную кварту:

Если же взять доминантовый секундаккорд в положении квинты или основного тона, то вместо увеличенной кварты будет звучать большая секста (1) или большая секунда (2):

При переложении четырехголосных смешанных хоров для двухголосных однородных, гармонический колорит трезвучий и их обращений лучше всего передают полнозвучные интервалы: терции, сексты, реже децимы. При замене двухголосным звучанием септаккордов доминантовой группы широко применяются большая секунда, малая септима, тритоны, реже секста и терция.

Пусто звучащие интервалы (кварта и квинта) в произведениях гармонического склада лучше использовать на слабых долях такта. На сильной доле в середине музыкальных построений кварта чаще применяется в виде задержания. В заключительных оборотах, кварта и квинта используются в их непосредственном звучании. Кварта обычно воспроизводит гармонию кадансового квартсекстаккорда, а квинта – кадансовой доминанты, разрешаемой в заключительную тонику.

Кварты и квинты в сочетании с другими интервалами разнообразно применяются в двухголосном исполнении русских народных песен. Здесь область их использования значительно расширяется. Характерная окраска этих интервалов придает звучанию тот особый, неповторимый колорит, который присущ подголосочному складу русской народной музыки.



Вверх