Что такое духовная сфера общества. Что включает в себя сфера духовной культуры

Всем бодрого дня! Приветствую читателей сайта, а также всех, что зашел сегодня к нам на огонек! Я — Андрей Пучков, и сегодня поведаю свое видение, что включает в себя сфера духовной культуры.

На первый взгляд само слово «духовное» очень уж оторвано от земли и может у несведущего человека ассоциироваться с совсем уж улетевшими личностями, которые «духовно» развиваются, когда поют мантры, медитируют вообще ведут крайне аскетичный образ жизни в отрыве от загнивающей цивилизации. Однако на самом деле в науке есть весьма конкретное понятие, определение этого понятия строгими научными терминами, именно о них сегодня и поговорим.

Кстати, перед прочтением этой статьи крайне рекомендую ознакомиться с .

Характеристика

Если говорить кратко, то сфера духовной культуры включает в себя: религию, науку, искусство, культуру, — всего четыре составляющих ее в обществознании.

  • Религия — про нее вообще мы писали много, так что рекомендую поискать статьи через поиск. Вкратце скажу, что да — религия именно как сфера специфической деятельности, которая призвана удовлетворить потребность человека в вере в сверхъестественное, являются неотъемлемой частью духовной культуры общества. Поскольку любая религия это прежде всего духовные (нематериальные) ценности.

В самом деле, что может быть материального во фразе: «Возлюби ближнего своего как самого себя»? Нет — здесь речь идет сугубо о нормальном отношении к ближнему, каким бы он ни был. Фактически ценность равенства всех людей мы находим в догматах религии.

  • Наука. Если с религией все понятно — это однозначно какая-то духовная часть жизни, то что с наукой? Наука-то как вообще соотносится с духовной сферой? Ученые что молятся богам, или быть может они проводят какие-то научные обряды? На самом деле не должны конечно. Однако научная деятельность тоже является в каком-то смысле духовной, потому как ученый работает разумом.

С помощью разума он постигает окружающий мир, вследствие чего рождается истинное знание. Это знание доступно всем без исключения. Достаточно зайти в библиотеку, чтобы офигеть от количества такого знания. Все эти книги в библиотеке были написаны учеными. Все эти монографии — плод их творческой, разумной деятельности.

К тому же любая наука безусловно транслирует специфические ценности: проверяемости фактов, доказательности, объективности и прочие. Без соблюдения этих ценностей, без следования им никакая научная деятельность вообще недопустима!

  • Искусство — тоже напрямую связано с духовной сферой. Оно представляет собой с одной стороны — специфическую деятельность, направленную на познание мира через художественные образны, а с другой — систему ценностей, созданных людьми. Более детально смотрите о нем .
  • Культура естественно тоже представляет собой систему специфических ценностей, потому и относится к духовной сфере. Чтобы лучше все это было бы понять, представьте себе вот сферу производства — например завод, где суровые рабочие занимаются производством металлических конструкций. Они заняты вполне материальным трудом по производству конкретных вещей. Их деятельность совсем уж нельзя назвать духовной, поскольку она — материально-производственная.

А теперь представьте себе ученого, который как раз разработал технологию производства металлических конструкций. Он долгие годы изучал молекулярную структуру металла, производил разные эксперименты с помощью приборов, которые, возможно, сам создал. Деятельность ученого — научная и является частью духовной культуры, поскольку в результате его деятельности люди получили некое знание, которое можно применять на практике.

Ну и конечно у вас должен появиться вопрос: какое место в обществе занимает вообще эта сфера? И я отвечу — одно из главных. Благодаря чему у вас на улице никого не воруют и не убивают — благодаря тому что веками мировые религии воспитывали людей. Благодаря чему или кому вы сейчас читаете этот текст, написанный мной за тысячи километров от вашего место проживания? Благодаря ученым, которые создали вычислительные машины, компьютеры и связали их в единую систему, сеть — Интернет. Собственно никакое производство вообще невозможно без так называемой духовной сферы.

Чувствуете, как все взаимосвязано? То то. Вообще все это материал 8 класса общеобразовательной школы. И если вы до сих пор в нем не можете разобраться, добро пожаловать на наши курсы подготовки , там все еще понятнее и детальнее разбираем на конкретных примерах. 90 баллов за ЕГЭ по обществознанию — это средний результат наших ребят.

С уважением, Андрей Пучков


Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека – от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями, или формами, духовной сферы общества выступают культура, мораль, искусство, наука, религия, образование.
Особенности:

  1. духовная сфера имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни
общества включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Подобно тому как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, духовные ценности также постоянно созидаются в обществе. Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передается из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т.п. Потребности людей в духовных ценностях безграничны. Духовные ценности в большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей. Многие достижения духовной сферы имеют конкретных авторов.


  1. созданием, сохранением, распространением ценностей духовной
культуры непосредственно занято немало людей различных профессий.

  1. достижения духовной культуры создаются, сохраняются,
распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений. Среди них библиотеки, архивы, школы и вузы, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы. Наряду с культовыми сооружениями разных религий эти учреждения, созданные в процессе культурного развития человечества, составляют существенную часть духовной культуры.

2. Наука в жизни современного общества.
Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в 5 веке до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время – в 16-17 вв. и был тесно связан с научно-техническим прогрессом и индустриальной революцией.

Сегодня «наука» имеет несколько значений. Одно из них – особая система знаний .

Основная функция науки выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности . Цель научной деятельности получение нового знания . Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго.

Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывается более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс – объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др.

В систему научного знания входят факты, законы и теории, методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

Наука стремится объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия и т.д. Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами – от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.

«Наука» – особая сфера деятельности , в которой принимают участие миллионы людей.

«Наука» - система организаций и учреждений , в которых наука создается. Научные учреждения: университеты, лаборатории, институты, академии, научные центры и т.д. Научные учреждения создают рядом с собой целую инфраструктуру – библиотеки, музеи, испытательные станции, ботанические сады и др.

Современная наука выходит за рамки отдельных стран, и объединения ученых нередко включают специалистов определенной области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них – Нобелевская премия.

Нравственные принципы труда ученого : 1) во все времена сообщество ученых отвергало плагиат – присвоение чужих мыслей; 2) проблема последствий работы ученых. Неоднократно известные ученые делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.

3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ
Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Статья первая Закона «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной ». Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет. Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всем российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки. Принят ряд государственных документов, определяющих текущие и перспективные задачи образования.

Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются ее экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.

Одним из наиболее значимых современных результатов общественного развития является становление и развитие информационного общества. Конец 20-начало 21 в. ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического процесса, обострением состязания (соперничества, конкуренции) между различными государствами, корпорациями, научными учреждениями. Это состязание охватывает весь мир и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу – обеспечить конкурентоспособность . Выполнение этой задачи непосредственно связано с образованием. Звенья конкурентоспособности: а) страна; б) образование; в) личность. Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны, качество ее человеческого потенциала. Это преимущество имеет своей основой конкурентоспособность образования . Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России осуществляется прежде всего через создание условий повышения конкурентоспособности личности .

В информационном обществе все более отчетливо просматривается связь между уровнем образования и положением человека в обществе.

Основные элементы системы образования в РФ. Закон «Об образовании» определяет две части системы образования – общеобразовательную и профессиональную.

Общеобразовательная часть включает: 1) дошкольное образование (3-6 лет); 2) начальное образование (7-9 лет; 1-4 кл.); 3) общее основное образование (5-9 кл.); 4) среднее (полное) общее образование (10-11 кл.).

Профессиональная часть включает: 1) начальное профессиональное образование (училища); 2) среднее профессиональное образование (техникум, колледж); 3) высшее (университет, институт, академия) и 4) послевузовское образование.

В России наряду с названными выше звеньями образовательной системы, существует ряд путей непрерывного образования. Так, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей. Ученые полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через сеть Интернета. Составной частью непрерывного образования является самообразование .

4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Слово «религия» имеет два значения. 1) religare – связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. 2) religare – набожность, святыня, предмет культа.

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом, поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Любая религия неразрывно связана с верой. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличие неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждениям людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий. Религиозная вера – определенное переживание, чувства человека, проявляемые по отношению к Богу. Вера не требует доказательств.

Функции религии:


  1. Религия регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определенные правила, выполнять установленные религиозные действия. Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе.

  2. Религия воспитывает человека. Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определенных положительных качеств, например, доброты, милосердия, умеренности.

  3. Религия – это определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Религия дает свой ответ на вечные человеческие вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришел в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти?

  4. Религия снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет почувствовать ему облегчение, приток сил. Религия не в силах решить многие реальные проблемы человека, но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

  5. Религия способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины. Важнейшей составляющей общения религиозного общения религиозного человека является диалог с Богом, осуществляемый с помощью обрядов и молитв.

  6. Религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой-либо значимой проблемы.

Религиозные организации и объединения.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для нее характерно четкое разделение верующих на священнослужителей и мирян, причем сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозный лидеров (Папа Римский для католической церкви). У многих церквей есть определенная территориальная, структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов ) и обрядов.

Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты ограничена, ликвидируются деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Важной особенностью секты является претензия на исключительность ее религиозных установок, убежденность в «избранности Божьей» и абсолютная нетерпимость к инакомыслию. Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля.

Свобода совести.

Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле.

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Конституция РФ гарантирует осуществление свободы совести, свободы вероисповедания в соответствии с нормами международного права:


  • все религии на территории РФ являются равноправными

  • государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

  • в РФ церковь отделена от государства, т.е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них

  • российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования.

5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Нравственность – совокупность людских нравов, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т.д. Из практической нравственности постепенно вырастает мораль.

Золотое правило морали «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь; почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.

Моральный идеал – человечность, гуманизм . Гуманизм – человечность, признание достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье и вместе с тем и обязанность их соблюдать.

Высшие моральные ценности – гражданственность и патриотизм .

Гражданственность – моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству. Высшее проявление гражданственности – патриотизм. Патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать от врагов.

Понятия:


    Культура

  • Обычаи

  • Традиции

  • Этикет

  • Этика

  • Ритуал

  • Культурные универсалии

  • Мораль

  • Религия

  • Наука

  • Образование

  • Гражданственность

  • Патриотизм

  • Гуманизм

  • Свобода совести

Духовная культура

Духовная культура

1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность

2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.).

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Духовная культура" в других словарях:

    Это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного … Википедия

    Духовная культура - способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей происходит их усвоение, то есть нравственное саморазвитие человека... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N… … Официальная терминология

    Духовная культура - это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Духовная культура - Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Д. к. включает такие компоненты … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов… … Терминологический ювенологический словарь

    «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» - [болг. «Духовна култура»], ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ). 1 й номер вышел в свет в июне 1920 г. как бесплатное ежеквартальное приложение к газ. «Церковный вестник». С 1928 г. «Д. к.»… … Православная энциклопедия

    Духовная культура Китая самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия

    Эта страница информационный список. «Традиционная духовная культура славян» русскоязычная научная книжная серия издательства «Индрик», в которой … Википедия

    - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

Книги

  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Том 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование , . Пятый том Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование энциклопедии Духовная культура Китая отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…
  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. Том 5 , . Пятый том "Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование" энциклопедии" Духовная культура Китая" отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой .
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Виды духовной культуры

Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:

  • политическая;
  • нравственная;
  • эстетическая;
  • религиозная;
  • философская и другие культуры.

Сферы духовной культуры

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать .
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.


Вверх