Члены ро втоо "союз художников россии" республики башкортостан. «Ахмат Лутфуллин», выставка Лутфуллин картины

Ахма́т Фатку́ллович Лутфу́ллин (башк . Әхмәт Фәтҡулла улы Лотфуллин , 1928-2007) - башкирский советский живописец. Народный художник СССР (). Действительный член РАХ (1997).

Биография

Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР , являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.

На протяжении второй половины ХХ века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи .

12 августа 2011 года открылась памятная доска Лутфуллину в его родном селе Абзаково .

В Уфе планируется поставить памятник Лутфуллину .

В доме, где жил художник до последних дней (Уфа, улица Аксакова) установлена мемориальная доска

Напишите отзыв о статье "Лутфуллин, Ахмат Фаткуллович"

Литература

  • Попова Л. Н. Ахмат Лутфуллин. Л., 1978
  • А. Лутфуллин: Альбом. Авт. вступ. ст. А. Г. Янбухтина. М., 1978
  • Ахмат Лутфуллин: Каталог. Авт. вступ. ст. Л. Н. Попова. М., 1990.
  • История Уфы. Сб. статей, гл. 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
  • Альбом «Художники Башкирии». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
  • Искусство народов СССР. Изд. «Советский художник», Москва, 1977.
  • Б. Ванслов. О станковом искусстве и его судьбах. Изд. «Искусство», Москва, 1972.
  • Г. С. Кушнеровская, «Изобразительное искусство Башкирской АССР». Изд. «Советский художник», Москва, 1974.
  • Э. П. Фенина. Башкирский Государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Путеводитель. Башкирское книжное изд., Уфа, 1974.
  • Г. Р. Пикунова: Буклет «А. Лутфуллин». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
  • А. Янбухтнна. «Ахмат Лутфуллин». Изд. «Советский художник», Москва, 1978.
  • Журнал «Коммунист»; 1970, № 13. Н. Томский; Редакционная статья.
  • Журнал «Художник», 1969, № 12. Т. Нордштейн. Рождённое традициями жизни.
  • Журнал «Творчество», 1960, № 8. Л. Мочалов: От портрета-очерка к портрету-образу.
  • Журнал «Творчество», 1969, № 12. Ю. Нехорошев: Образы Башкирии.
  • Журнал «Творчество», 1976, № 6. Ред. статья «К успехам искусства».
  • Журнал «Искусство», 1976, № 3, Л. Акимова: Образы жизни народной.
  • Журнал «Искусство», 1976, № 5. Л. Акимова, И. Купцов: Всесоюзная художественная выставка «Слава труду».
  • Журнал «Художник», 1976, № 3. В. Ванслов: Широкий поток жизни.
  • Журнал «Художник», 1976, № 11, Навстречу IV съезду художников РСФСР.
  • Журнал «Творчество», 1978, № 1. Ю. Осмоловский: Юбилейная всесоюзная.
  • Журнал «Дружба народов», 1970, № 1, Г. Кушнеровская: Сказ о курае.
  • Р. Хакимов: На семи дорогах. Изд. «Советская Россия», Москва, 1974.
  • Д. Мочальский: Созвучие времени. Газ. «Правда», 1977 от 26 сентября.
  • О. Воронова: Зрелость художника. Газ. «Правда», 1976 от 20 сентября.
  • Т. Нордштейн: Молодость мужает. Газ. «Советская культура», 1975 от 5 декабря.
  • Л. Н. Попова. Ахмат Лутфуллин. Изд. «Художник РСФСР», Ленинград.

Ссылки

  • // Альмира Янбухтина. Бельские просторы

Примечания

Отрывок, характеризующий Лутфуллин, Ахмат Фаткуллович

Князь Андрей вопросительно посмотрел на своего собеседника и ничего не ответил.
– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c"est de l"heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l"or de l"Angleterre a transportee, des extremites de l"univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l"armee d"Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.
На спусках и подъемах толпы делались гуще, и стоял непрерывный стон криков. Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди. Офицеры, заведывавшие движением, то вперед, то назад проезжали между обозами. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их видно было, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. «Voila le cher [„Вот дорогое] православное воинство“, подумал Болконский, вспоминая слова Билибина.
Желая спросить у кого нибудь из этих людей, где главнокомандующий, он подъехал к обозу. Прямо против него ехал странный, в одну лошадь, экипаж, видимо, устроенный домашними солдатскими средствами, представлявший середину между телегой, кабриолетом и коляской. В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина, вся обвязанная платками. Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке. Офицер, заведывавший обозом, бил солдата, сидевшего кучером в этой колясочке, за то, что он хотел объехать других, и плеть попадала по фартуку экипажа. Женщина пронзительно кричала. Увидав князя Андрея, она высунулась из под фартука и, махая худыми руками, выскочившими из под коврового платка, кричала:
– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.

(1928-02-04 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство:

СССР

Жанр: Учёба:

Государственный художественный институт Литовской СССР (1954)

Стиль: Известные работы:

"Три женщины" 1969г

Звания:

народный художник СССР

Премии:

Премия Салавата Юлаева

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин (4 февраля 1928 года, село Аскар Тамъян-Катайского кантона (ныне Абзелиловский район Башкортостана) - 2007) - башкирский живописец, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997).

Биография

Лутфуллин А.Ф. родился в 1928 году в семье лесоплавильщика. В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее, мальчишкой, он пешком ушел в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.

12 августа 2011 года открылась памятная доска Лутфуллину в его родном селе Абзаково .

В 2010 году в Уфе появилась улица Ахмата Лутфуллина.

В Уфе планируется поставить памятник Лутфуллину .

В доме, где жил художник до последних дней (Уфа, улица Аксакова) установлена мемориальная доска

Литература

  • Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. Л., 1978
  • А.Лутфуллин: Альбом. Авт. вступ. ст. А.Г.Янбухтина. М., 1978
  • Ахмат Лутфуллин: Каталог. Авт. вступ. ст. Л.Н.Попова. М., 1990.
  • История Уфы. Сб. статей, гл. 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
  • Альбом «Художники Башкирии». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
  • Искусство народов СССР. Изд. «Советский художник», Москва, 1977.
  • Б. Ванслов. О станковом искусстве и его судьбах. Изд. «Искусство», Москва, 1972.
  • Г. С. Кушнеровская, «Изобразительное искусство Башкирской АССР». Изд. «Советский художник», Москва, 1974.
  • Э. П. Фенина. Башкирский Государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Путеводитель. Башкирское книжное изд., Уфа, 1974.
  • Г. Р. Пикунова: Буклет «А. Лутфуллин». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
  • А. Янбухтнна. «Ахмат Лутфуллин». Изд. «Советский художник», Москва, 1978.
  • Журнал «Коммунист»; 1970, № 13. Н. Томский; Редакционная статья.
  • Журнал «Художник», 1969, № 12. Т. Нордштейн. Рожденное традициями жизни.
  • Журнал «Творчество», 1960, № 8. Л. Мочалов: От портрета-очерка к портрету-образу.
  • Журнал «Творчество», 1969, № 12. Ю. Нехорошев: Образы Башкирии.
  • Журнал «Творчество», 1976, № 6. Ред. статья «К успехам искусства».
  • Журнал «Искусство», 1976, № 3, Л. Акимова: Образы жизни народной.
  • Журнал «Искусство», 1976, № 5. Л. Акимова, И. Купцов: Всесоюзная художественная выставка «Слава труду».
  • Журнал «Художник», 1976, № 3. В. Ванслов: Широкий поток жизни.
  • Журнал «Художник», 1976, № 11, Навстречу IV съезду художников РСФСР.
  • Журнал «Творчество», 1978, № 1. Ю. Осмоловский: Юбилейная всесоюзная.
  • Журнал «Дружба народов», 1970, № 1, Г. Кушнеровская: Сказ о курае.
  • Р. Хакимов: На семи дорогах. Изд. «Советская Россия», Москва, 1974.
  • Д. Мочальский: Созвучие времени. Газ. «Правда», 1977 от 26 сентября.
  • О. Воронова: Зрелость художника. Газ. «Правда», 1976 от 20 сентября.
  • Т. Нордштейн: Молодость мужает. Газ. «Советская культура», 1975 от 5 декабря.
  • Л. Н. Попова. Ахмат Лутфуллин. Изд. «Художник РСФСР», Ленинград.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный университет

Технологический факультет

Кафедра декоративно прикладных технологий

Лутфуллин Ахмат Фаткуллович

Выполнила:

Лукманова Е.А.

Магнитогорск 2013

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района Республики Башкортостан, в семье лесосплавщика. С соседними сёлами Аскарово и Абзаково были связаны годы его юности.

Отец Ахмата - Фаткулла был грамотным человеком, еще до революции окончил медресе, хорошо пел протяжные башкирские песни. Мать вела хозяйство, была прекрасной рассказчицей, знала много сказок и легенд. В семье было семеро детей, Ахмат был старшим сыном. Рисовать начал с пятого класса, когда ему поручили оформлять стенгазету, и с тех пор с искусством он не расставался. Он обладал хорошим природным голосом, музыкальностью, играл на мандолине. Перед войной Ахмат даже был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии, выступил на радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но помешала война.

В 1943 году, в трудное военное время он пешком уходит в Магнитогорск и поступает учиться в ремесленное училище на токаря, но мечта стать настоящим художником не оставляет его. Одновременно посещает изостудию при Дворце культуры металлургов.

Ахмат Лутфуллин много учится. В 1945-1954 годы он оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально-художественное училище и Государственный художественный институт Литовской ССР. В годы учебы в Уфе его наставниками были живописцы Александр Тюлькин и Борис Лалетин. В те годы практически не было глубоких традиций башкирской художественной школы, поскольку изображать на рисунке людей и животных запрещалось исламом. Художнику пришлось пройти сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга -- нидерландского художника XIV века и творчество армянского художника Минаса Аветисяна. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами.

После завершения учебы в Литве художник вернулся в родной аул и начал много работать. Он создает портретные и пейзажные этюды «Портрет матери», «Натюрморт с картинкой», «Башкир-крестьянин» и другие. В 1957 году в Уфе состоялась его первая персональная выставка, где Ахмат Лутфуллин заявил о себе как о серьезном мастере, работающим над национальной темой. Уже в первых работах ярко выражено стремление художника передать на холсте лучшие черты башкирского народа и богатство внутреннего мира современников. Постепенно портретная тема становится ведущей в творчестве мастера.

Образы женщин содержат одну мысль - тему судьбы народа, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.

Художник в своём творчестве обращается и к натюрмортам. «Натюрморт с кувшином» написан свободной, уверенной кистью.

Предметы самые обыкновенные: краюшка чёрного хлеба и селёдка, наполненная молоком кружка и хрупкие белые яйца, расписная деревянная ложка и темный глиняный кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного дощатого стола. Проста жизнь человека, чья трапеза представлена нам. Скромная еда говорит о том, что человек этот не привык к излишествам, а чистота и яркий цвет в картине о честности человека, о том, что нет в его жизни фальши, нравственной ущербности.

Обращается художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет пейзаж «Последний старый дом в ауле». Этот вросший в землю полуразвалившейся дом в окружении покосившихся плетней и надворных построек художник увидел однажды в родных местах. Жила в нём одинокая старуха. Это картина контрастов. Электрические провода, антенна на покрытой шифером дома в глубине соседствуют с полуразвалившимися домом и изгородью. Изгородь в картине - это главное. Несмотря на то, что она покосилась и чтобы окончательно не упала на землю, подперта столбами, есть в ней некая прелесть. Автор тщательно выписывает причудливое, сложное переплетение прутьев и жердей. Некогда, верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно стоявшие на земле. И эта живописная изгородь как бы свидетельство о том.

Художник активно участвует в многочисленных выставках международного, всероссийского и республиканского значения. В 60-70-х годах Ахмат Лутфуллин создает полотна «Три женщины», «Праздник в ауле. 30-е годы», картины «Прощание» и «Ожидание», вошедшие в золотой фонд советского изобразительного искусства.

За его конкретными персонажами стоит судьба всего народа, глубинные основы его бытия. Величие Ахмата Лутфуллина как художника и состоит в том, что он на своих холстах емко, и одновременно предельно просто, смог выразить обобщенный образ представителей своего народа. Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет, прежде всего, национальным своеобразием. Лутфуллин - художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.

Высокой живописной культурой отмечено все его творчество. Обладая самокритичностью и требовательностью, опираясь на лучшие традиции мирового искусства, художник Ахмат Лутфуллин смог создать собственную выразительную манеру живописи, воплотившую истоки его философских и поэтических исканий.

В 1977 году состоялась творческая поездка Ахмата Лутфуллина во Францию. В том же году прошла персональная выставка его работ в Москве. Позже художник совершает творческую поездку во Вьетнам. В 1966 году он удостоен почетного звания «Заслуженный художник БАССР». За участие в III республиканской выставке «Советская Россия» в 1967 году он награждается дипломом Совета Министров РСФСР. За творческие достижения дважды удостаивается Почетной грамоты Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР, Почетной грамоты ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник РСФСР» и «Народный художник СССР». Ахмат Лутфуллин избирается действительным членом Академии художеств России и почетным членом Академии наук Башкортостана. Его персональные выставки с огромным успехом проходят в Уфе, Казани, Магнитогорске и Москве. Он участник многих международных, всесоюзных, всероссийских и зональных выставок. В 1982 году художник стал лауреатом Республиканской государственной премии имени С. Юлаева, в 2004 году - лауреатом премии имени Кима Ахмедьянова.

В целом с именем Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века.

Множество произведений художника хранится в запасниках Третьяковской галереи в Москве, в Русском музее Санкт-Петербурга, Башкирском художественном музее имени М.Нестерова, других музеях страны и в частных коллекциях.

В жизни Ахмат Фаткуллович был очень скромным человеком, предпочитал больше слушать, чем говорить, обладал глубокими познаниями во многих областях, тонким остроумием. Круг его интересов был широк и многообразен. Как художник он, конечно, был очень наблюдательным. Его внимательный взор, казалось, пронизывает собеседника насквозь. Совсем немного не дожил он до своего 80-летия. Ахмат Фаткуллович Лутфуллин покинул этот мир 10 июля 2007 года и похоронен в родном селе.

С 2008 года средняя школа в селе Абзаково Белорецкого района носит имя выдающегося земляка. В августе 2011 года на здании школы установлена мемориальная доска. Одна из улиц в поселке Нагаево Октябрьского района города Уфы с недавних пор носит имя Ахмата Лутфуллина. На доме № 7/1 по улице Аксакова в Уфе, где художник жил долгие годы, установлена мемориальная доска с барельефом.

Барельеф - вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Выставка -- публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом).

Ислам -- монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В арабском языке слово «ислам» -- отглагольное существительное, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии ислам -- это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия.

Кантон -- территориально-административная единица в некоторых странах, военно-территориальная единица в Башкиро-мещерякском войске.

Лауреат -- лицо, которому присуждена государственная или международная премия заслуги, достижения в производстве, технике, науке и др., а также победитель конкурсов (главным образом художественных).

Мандолина -- струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни -- лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн.

Медресе -- мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

Мемориальная доска -- плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливаются на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие.

Музей -- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов -- памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. художник лутфуллин живопись башкирский

Персонаж -- любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства.

Портрет - изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.

Филармония -- в некоторых странах: музыкальное общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства.

Экспонат - в области изобразительного искусства: художественное произведение, выставленное для обозрения на выставке или в музее.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основоположник башкирской литературы Мажит Гафури. Лирическая поэзия Мустая Карима. Газиз Альмухаметов, фольклорист-собиратель, исполнитель и композитор. Яркое и правдивое искусство художника Ахмата Лутфуллина. Симфонии, песни и романсы Рауфа Муртазина.

    реферат , добавлен 18.11.2009

    Сквозные темы в работе художника, влияние старых мастеров и современников, значение триптихов и диптихов. Анализ рабочих материалов. Особенности техники живописи: основа и грунт, красочный слой, лак, процесс создания картины и проблемы атрибуции.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2016

    Биография Эдуарда Мане, путь к рисованию. Обучение у знаменитых мастеров художественному искусству, наработка собственного стиля. Дружба Бодлера и Мане. Участие художника в "Выставке отверженных". Увлечение импрессионизмом. Позднее творчество художника.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Преодоление патриархальных устоев семьи и путь юного художника в стенах Московского Училища живописи. Канон Мокрицкого и романтика Шишкина. Анализ творческих стилей мастера и отражение его жизни в картинах. Колориты передвижнического периода художника.

    реферат , добавлен 01.05.2009

    Изучение исторической живописи второй половины XIX века и освещение сказочных сюжетов в произведениях В.М. Васнецова через раскрытие особенностей творческого метода художника. Творческий путь художника и перелом в пользу былинных и сказочных сюжетов.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Исследование творческого наследия художника Андрея Рублёва. Анализ вклада иконописца Дионисия в развитие русской живописи. Изучение его художественного метода. Появление Строгановской школы живописи. Место светской живописи в русской живописи XVI века.

    презентация , добавлен 18.09.2014

    Жизненный путь живописца Сибири Г. Гуркина. Темы жизни Алтая в творчестве художника, особенности набросков, зарисовок и эскизов. Послереволюционное творчество художника, расцвет его мастерства в области карандашного рисунка и новые достижения в живописи.

    реферат , добавлен 19.03.2011

    Зарождение и развитие в XVII веке голландского искусства. Изучение творчества крупнейших мастеров голландской и нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Исследование специфических черт таких жанров как бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    Первые опыты в живописи и обучение начинающего художника. Годы интенсивных творческих поисков Анри Матисса, используемые им различные художественные техники. Особенности стиля, цветовых решений и композиционных приемов. Знаменитые картины живописца.

    презентация , добавлен 14.01.2014

    Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности Джорджоне - итальянского художника, представителя венецианской школы живописи, одного из величайших мастеров Высокого Возрождения. Краткий анализ наиболее выдающихся работ великого художника.

) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Первым совершенно по праву будет выдающийся башкирский художник, народный художник СССР, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.
Использую материал агентства БАШИНФОРМ

Летом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А накануне этого события открылась выставка молодых художников СССР, посвященная фестивалю. Она вызвала большой интерес у москвичей и гостей столицы. В числе работ, которые привлекли особое внимание посетителей, была серия портретов, удивительно свежих по восприятию и выразительных по цвету — "Девушка-башкирка в интерьере", "Портрет башкира", "Портрет матери", "Портрет старика" и другие. В книге отзывов эти работы получили самые высокие оценки. Суть их сводилась к тому, что в запечатленных персонажах художник донес до зрителя трудолюбие, доброту, строгость и сдержанность чувств этих людей, сумел выразить глубинные истоки национального характера своего народа. Так дебютировал перед массовым зрителем 29-летний живописец из Уфы Ахмат Лутфуллин. К этому времени он уже нашел своего героя, нашел тему, которая станет основной на протяжении последующих 50 лет его напряженного творчества — это жизнь своего народа, своеобразие, красота и благородство национального характера во всем многообразии его проявлений. Среди персонажей его картин — рабочие, жители его родного Абзелиловского района, представители творческой интеллигенции республики.

Картины "Прощание" и "Ожидание" были задуманы им как триптих-поэма о судьбах народа в один из самых драматичных периодов в истории нашей страны — в годы Великой Отечественной войны. Художник нашел выразительные средства, язык подлинной монументальности, утверждая величие чувств своих героев. Крупные тематические полотна "Праздник в Зауралье. Сабантуй", "Праздник в ауле", "Мелодии кубыза", "Белая юрта", "Моление о дожде" дают представление о вере и национальных традициях башкирского народа.

Классикой башкирской живописи стало полотно Ахмата Лутфуллина "Три женщины". Поразительно лаконична, строга и торжественна композиция этой картины, очевиден и символико-аллегорический контекст ее. За традиционным чаепитием изображены три женщины. Вроде бы типичная бытовая сцена. Но стоит всмотреться в лица этих женщин, погруженных в свои мысли, и мы увидим представительниц трех поколений, соединенных естественно и просто, возможно, это одна семья, но у каждой из них своя непростая судьба. А за тремя конкретными живыми судьбами уже судьба всего народа, глубинные основы бытия. У этой картины долго стоял поэт Евгений Евтушенко во время своего приезда в Уфу. Человек, знающий толк в живописи, друг многих известных мастеров кисти разных направлений.

— Гениальный художник, — потрясенно сказал он, не в силах оторваться от полотна.

С большой любовью и глубоким постижением характера, личности персонажей исполнены художником портреты деятелей башкирской культуры — писательницы Хадии Давлетшиной, поэтов Мустая Карима и Равиля Бикбаева, композитора Хусаина Ахметова, художницы Алии Ситдиковой и другие.

Ахмат Фаткуллович первым из художников Башкортостана стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР и действительным членом Академии художеств России. Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны. Один из альбомов своей живописи художник озаглавил "Я — сын земли своей". Он беззаветно любил ее, свою землю, и эта его любовь водила его кистью, сделав его вдохновенным певцом родимого края. В эти дни ему исполнилось бы 80 лет.

Автопортрет 1959

Девушка с мандолиной 1978


Проводы на фронт 1979

Белая лошадь 1986


Девушка - башкирка 1957


Портрет матери 1989

Старуха у окна 1974


Портрет отца 1991


На Сабантуй 1964


Ожидание 1941 (1970)


Прощание 1973


С покоса 1996


Митинг у мечети 1980


Три женщины 1969


Портрет башкирки 1958


Семья. Люди моего колхоза 1974


Судьба 1998


Сабантуй 1977

Башкирка из Бурангулово 1980


Белая юрта 1989

Я - сын земли своей. Эта строка, вынесен­ная в название этой статьи, отража­ет истинную суть творчества мастера, отдавше­го свой большой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, ее народу. Слова эти могут служить эпи­графом к любой работе художника, будь то кар­тина, портрет, пейзаж. Здесь, в башкирской зем­ле - жизненные корни Ахмата Лутфуллина, истоки его философских, поэтических исканий.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин - человек счастливый. Судьба одарила его редким талантом мыслите­ля, поэта, живописца и труженика, который он сумел воплотить в своем обширном, многооб­разном творчестве. Он получил наивысшее признание в нашей стране, которое может иметь художник, - признание руководителей страны, республики и народа, его земляков и многочисленных зрителей. В преддверии 1998 года Ахмат Лутфуллин, единственный из ураль­ских художников, был избран действительным членом Академии художеств России. Счастье это ткалось непросто - в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому ге­рою его произведений, их судьбе.

Художник создал огромное число работ за более чем 40 лет творческой деятельности. Известная его картина «Проводы на фронт» (1978 г.) нахо­дится в собрании Третьяковской галереи, а «Прощание» (1970 г.) - в Русском музее. Множество произведений разошлось по музеям стра­ны и частным коллекциям. Но и экспози­ция Го­сударственного художественного музея имени М.В.Нестерова Республики Башкортостан и ма­стерской художника, дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности творчества А.Ф. Лутфуллина, ибо му­зеем собрано многое из того лучшего, что он написал.

Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было и нет для него ничего дороже, ближе, чем родная земля, род­ной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах.

Своего героя художник находит уже в ранних произведениях, созданных в конце 50-х - нача­ле 60-х годов. Это его соотечественники - «Са­фа», «Мустафа-агай», его мать - люди, умудрен­ные опытом лет и непростой жизни; башкир­ские девушки с молодым румянцем, очарова­тельные в своей непосредственности. И уже в этих работах художник выявляет сущность сво­их творческих исканий, где главное для него - раскрытие духовного содержания человека, осо­бенностей национального характера. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, ис­полненных душевной чистоты и благородства.

Ахмат Лутфуллин. Праздник в Зауралье. Сабантуй. 1964. Холст. Масло. Размеры: 220 Х 300.

В этом Ахмат Лутфуллин стал прямым последова­телем традиций первого национального худож­ника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева , но Лутфуллину выпало жить в другую эпоху, иметь иное мировоззрение в созвучии с ней, потому абсолютно прав Газим Шафиков, писав­ший о художнике: «Лутфуллин не просто насле­дует - он сам создает традицию».

Портрет неизменно привлекает художника на протяжении всего творческого пути . Сколь­ко их создано в живописи и графике! В актив­ные семидесятые, в зрелые восьмидесятые годы, да и в последние также. Герои многих его порт­ретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им дове­лось пережить войну и утраты. Новое время сформировало в них и новые черты - большей уверенности в себе, внутренней свободы, но вечной ценностью останутся для художника люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Сколько тепла вложено в каждый портрет, наполненный искренним со­переживанием автора с жизнью своего героя!

Глубиной философских размышлений худож­ника о ценности, духовности человека наполне­ны портреты людей творческого труда, создан­ные им в разные годы, - писательницы Х. Давлетшиной (1958 г.), дирижера Г. Муталова (1959 г.), поэтов Мустая Карима (1978 г,) и Равиля Бикбаева (1995 г.), композитора Х. Ахметова (1977 г.) и многие другие. При всей индивидуальности пси­хологических характеристик и внешнего облика героев портреты объединяет умение автора, из­бегая идеализации, передать в их образах то об­щее начало, которое их характеризует, - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способ­ность к сопереживанию, глубокому чувству.

Работы Лутфуллина сконструированы не умозрительно, он не стремится к их «сделанно­сти», законченностью художественного образа достигая убедительного решения. Потому, на­пример, в портрете Мустая Карима, тщательно моде­лируя лицо и руки поэта, он оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерченный нервными, беспокойными линиями, подчерки­вающими внутреннее напряжение героя, его ду­шевную неуспокоенность.

Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентиро­ванного на обобщенную идею о красоте и силе человеческого духа, направленную на передачу черт национального характера в образах порт­ретируемых. Поэтика эта заложена и в структу­ре его работ с их немногословной точностью деталей, выразительной пластикой лиц, рук. В них все просто и значительно, ибо идет от знания, собственного опыта.

С наибольшей силой поэтика мастера вопло­щена в его жанровой живописи - «Праздник на Урале» (1964 г.), «Три женщины» (1969 г.), «Са­бантуй» (1977 г.) и других картинах. Их отличи­тельные качества состоят в том, что сюжет ча­ще используется художником для создания осо­бой атмосферы, состояния, в которых четче вы­ступают черты его героев. Суть его картин - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные осно­вы, глубину народных характеров и судеб.

Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины», воздействующая на нас не своим сюжетом, а той большой образ­ной силой, которой дышат ее героини. В ней - три возраста, три поколения - так прокладыва­ет художник мост от прошлого к настоящему. Женщины предстают перед зрителем в момент сосредоточенного раздумья. Вглядываясь в их лица, фигуры, мы читаем их судьбу, мысли. Лаконичная композиция полотна, выверен- ность каждой детали, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразитель­ность каждого образа выводят его за рамки кон­кретного сюжета.

Жизненный опыт Ахмата Лутфуллина начинался в военные годы. Неизбывна память о том суро­вом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает картины, многие портретные работы художника драматическими нотами, ко­торые в той или иной мере звучат почти во всех его произведениях, и особой силой в та­ких, как «Прощание с Родиной. Салават» (1990 г.), «Ожидание» (1970 г.). А в последней работе мастера «Судьба» (1998 г.) - крик души художника, с болью воспринимающего люд­ские трагедии.

Но вот другой холст - «Белая юрта» (1989 г.), по-лутфуллински напряженный, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космичес­ким мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном темном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с ее традиционными сюжетами, обряда­ми. Сцены эти обретают значение символа. Одолевая все невзгоды и времена, человек под­нимается над ними силой своего духа, тради­ции, веры. Это - главное, о чем мощно и краси­во говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своем искусстве.

Необходимо отметить и высокую живопис­ную культуру мастера. В его работах прежде всего есть то, что дано от Бога - тонкое чувст­во цвета, а также то, что можно впитать только с молоком матери - такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Буду­чи всегда очень критическим и требователь­ным к себе, Лутфуллин смог развить заложен­ный в нем природный дар, опираясь на тради­ции русской, башкирской школы, опыт мирово­го искусства, и создать свою выразительную изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.

В. Сорокина

  • Беседа Беседа
  • Бабушка из деревни Бурангулово
  • Портрет молодой девушки в башкирском наряде
  • Портрет отца Портрет отца
  • Портрет отца Портрет отца
  • Старая печь Старая печь
  • Портрет старухи Портрет старухи
  • Исполины Исполины
  • Портрет мужчины Портрет мужчины
  • Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
  • Жена лесника Жена лесника
  • Индианка Индианка
  • Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
  • Мустафа-агай Мустафа-агай
  • Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
  • Старуха в голубом Старуха в голубом
  • Салават Юлаев Салават Юлаев
  • Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
  • Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
  • Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
  • Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
  • Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
  • Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
  • Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
  • Портрет Мансуры Портрет Мансуры
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Портрет башкирки Портрет башкирки
  • Женский портрет Женский портрет
  • Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова


Вверх