Чем мне близок и интересен Базаров (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). 

Главный интерес романа сосредотачивается на Базарове. Автор ничего не говорит о том, как развился его герой, как могло сложиться такое лицо. Быстрое окончание романа не дает возможности угадать, какое развитие суждено Базарову впереди. Это молчание имеет основание предполагать, что Евгений образовался не постепенным накоплением отдельных влияний, а быстрым крутым переломом.

Базаров в романе "Отцы и дети" - человек теории, и теория создала его незаметно, без событий, создала одним умственным переворотом. Быстрая смерть Базарова нужна была автору для простоты и ясности картины. Евгений, рано или поздно, должен был измениться. Мы не имеем право упрекать автора за то, что он остановился на одной ступени в развитии героя. Показавши нам живой полный тип в лице Базарова, автор вполне исполнил свою задачу.

Базаров в романе "Отцы и дети", как представитель детей, прежде всего отличается от отцов презрением к барству. Он не признает различия между мужиком и барином. Базаров нигде не возвышает протеста против крепостного права, но все его поступки и убеждения говорят о том, что, по его мнению, крепостное право незаконно. Сильнее всего его протест против барства выражается в прощальных словах Аркадию.

Базаров отрицает все, что отцами считалось непреложной истиной, именно — «принципы», бесплодные разговоры о которых были в большой моде у Рудиных и Михалевичей. Сделавши опыт единственным источником знания, Евгений стал отвергать все: науку, искусство, религию и нравственность.

Заботясь только об удовлетворении физических потребностей, Базаров в романе "Отцы и дети" унизил достоинство человека и приравнял его к животному. Отсюда и отношение его к людям, по его теории, должно было отличаться грубостью. Если известное лицо мне не нравится или мешает мне жить, то я могу, по его теории, нагадить ему или убить. Этот ужасный вывод из своей теории Базаров нигде не высказывает, но он подтверждается не-которыми фактами. Так, Евгений однажды обнаруживает намерение задушить своего приятеля Аркадия, ни с того, ни с сего, просто из-за того, что ему это нравится. В другой раз на замечание Аркадия, что нужно стремиться к улучшению жизни крестьян, Базаров отвечает: «... А я и возненавидел этого последнего мужика…»

Таким образом, теоретические взгляды Базарова ужасны. Евгений вышел бы извергом, разбойником, если бы следовал своей теории. Но жизнь совершенно разбила все его взгляды. Базаров в романе "Отцы и дети" почти во всем поступает против своих взглядов. Он отрицает науку, но на самом деле предан ей осей душой. Он усердно занимается медициной, которая не ограничивается только наблюдением над частными фактами, а, напротив, требует синтетического обобщения, исторических данных и т. п. Базаров старается соблюдать только практические интересы в жизни, но в то же время он исполнен горячей любви к людям «Странное существо человек — хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Он старается холодно, равнодушно относиться ко всем, но через эту внешнюю холодность брызжет горячая струя любви ко всем. Лица, окружающие героя, бессознательно ощущают в нем любящего человека; вот почему к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредотачивает на себе ни одно другое лицо романа. Кроме отца и матери, которые вспоминают и молятся о нем с бесконечной нежностью, Базарова вспоминают и другие лица с искренней любовью, так, в минуту счастья Катя, сестра Одинцовой, и Аркадий чокаются «в память Базарова». Евгений отрицает красоту, поэзию и искусство, а сам на деле искренно влюбляется в Одинцову, увлекается Фенечкой и проч. Базаров честен, правдив и прост с людьми. Таким образом, действительный Базаров в романе "Отцы и дети" совсем не тот, что в теории, которая, как мыльный пузырь, должна была уничтожиться при первом столкновении с действительностью.

Базаров обладает непреклонной силой воли. Он твердо отстаивает свои воззрения и поэтому на каждом шагу вынужден вести ожесточенную борьбу с современными порядками. Протест и самозащита часто бросают его в крайности. Базаров в романе "Отцы и дети" с презрением смотрит на все, способное на уступки или на оговорки. Ничто так его не раздражает, как малейшее отклонение его воли с обычного пути. Евгений, например, почувствовал, что сконфузился перед Одинцовой, и поэтому немедленно рассердился на себя «Вот тебе раз! — бабы испугался!» — подумал он, и, чтобы совершенно подавить в себе застенчивость, развалился в кресле и заговорил «преувеличенно развязно». Прямота и практическая сила, на взгляд Базарова, самые лучшие добродетели. Он и Одинцовой начинает интересоваться потому, что она — «баба с мозгом», «видала виды», «тертый калач». Действительно, Одинцова — сильная натура; она обладает практическим умом, энергией и самообладанием. Базаров мог полюбить только такую женщину, здесь сила одолевает силу. Встретивши отпор со стороны Одинцовой, Евгений долго не мог успокоиться.

Таким образом, борьба за свои убеждения была для Базарова не легка. Но он твердо надеялся, что победа останется на его стороне. Когда Павел Петрович указал ему, что последователей его всего четыре человека с половиною и миллионы противников раздавят его, Евгений спокойно отвечал: « — Коли раздавят, туда и дорога».

Базаров в романе "Отцы и дети" умирает от случайной причины, а не от удара своих противников. Поэтому смело можно предположить, что победа осталась бы на его стороне. Но в этой борьбе многое из его убеждений должно было измениться, отпасть или аргументироваться иным образом.

Янв 28 2015

Базаров представляет собой силу, которой могли бы позавидовать люди каждого поколения. М. Салтыков-Щедрин Выйдя в свет в 1862 году, И. С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал целую волну разнообразных, часто противоречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать. Я считаю, что главный герой этого произведения - Евгений Базаров - неординарный и очень сильный , мне близки многие его взгляды, интересна его судьба.

Это был “человек высокого, роста в длинном балахоне с кистями”. Длинное и худое лицо с широким лбом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета выражало самоуверенность и ум. Внешность выдает в Базарове незаурядную , умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит работать. Действительно, познания Базарова в естественных науках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зоологию, ботанику.

Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опытным путем. Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Базаров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: “А мы драться хотим!” Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Павлом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) даёт интересные результаты. Базаров является новой, разрушительной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов - холодной, реакционной силой прошлого.

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, “коли он заслуживает презрения”, за косность взглядов и невежество, однако никогда не отрекается от него: “Он русский, а разве я сам не русский?” Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет отстаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне кажется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевернула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства…

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не всегда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глубокая и нежная. Единственное, с чем я в корне не согласен, так это с отношением Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к искусству, которые он считал чепухой, “художеством”, “гнилью”, бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты - как же отказаться от него?!

Да и потребитель-, ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Базарова были собраны все те качества, которые характеризовали демократически настроенных людей. Роман был написан в то время, когда обозначился идейный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бороться за свое и свою свободу.

Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родителей, будут другими.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чем мне близок и интересен Базаров(по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) . Литературные сочинения!

"Быть подлинным - значит быть верным самому себе", - писал Ошо. Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Человек, сохраняющий верность своим принципам и убеждениям, идеалам и верованиям, является подлинным. Он честен по отношению к себе и другим людям, не притворяется, не лицемерит и уж тем более никогда не прогибается под мнение окружающего общества. Такой человек сохраняет свою уникальность, неповторимость и индивидуальность в любой ситуации.

Вспомним героя романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". В образе Евгения Базарова мы видим сильного и волевого человека. Базаров - нигилист, отрицающий любые авторитеты, чувства и эмоции и относящийся ко всему критически. Это отрицание носило революционный характер, заключавшийся в борьбе с барством и господствующим классом. Базаров сумел сохранить верность своим нигилистическим взглядам в обществе либералов Кирсановых.

Больше всего ему противостоит аристократ Павел Петрович, вступающий с Евгением в идеологический спор и выражающий пренебрежение к нигилизму и экспериментам в естественных науках. Несмотря на это, Базаров отстаивает свою точку зрения до конца, говорит прямо и начистоту, оставаясь истинным и подлинным.

Однако на протяжении жизни убеждения и взгляды человека могут меняться. По мере взросления и становления человека как личности представления о мире и жизненных ценностях претерпевают изменения. Но это не означает измены самому себе, если не ведет к нравственному разрушению человека. Переоценка ценностей порой бывает просто необходима человеку, чтобы осознать свое истинное предназначение.

Подтверждение этому находим в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Андрей Болконский находится в поиске своего предназначения. Его принципы и убеждения неодинаковы на разных этапах жизненного пути. Например, в начале романа он грезит о славе и видит своим кумиром Наполеона, но после Аустерлицкого сражения он разочаровывается в своих идеалах и изменяет свою точку зрения относительно жизненных ценностей. Подобные изменения происходят и у Пьера Безухова, который разочаровывается сначала в светской жизни, а потом и в масонстве, осознав их пустоту и никчемность. Однако это не духовная деградация героев, напротив, они эволюционируют, становятся сильнее духом, стремятся к истинным ценностям и нравственным ориентирам.

Таким образом, верность себе и своим идеалам означает подлинность человека и характеризует его как сильную личность и яркую индивидуальность. Однако если он меняет свои взгляды и убеждения в лучшую сторону, то это делает его еще сильнее, укрепляет веру в себя и собственные возможности.

Ниже — пример итогового сочинения для 11 класса по теме «Верность и измена своим убеждениям» с аргументами из литературы.

«Верность и измена своим убеждениям»

Вступление

Верность и измена – понятия абстрактные, применимые к различным областям жизни человечества. Каждый сам решает быть ли ему верным своему государству, друзьям, любимым, себе.

Проблема

На мой взгляд, самая крайняя степень предательства – предательство самого себя, измена своим принципам, убеждениям. Если человек пошел на такую измену, от него можно ожидать чего угодно: люди сильные могут сломаться, заболеть от чувства вины, а слабые, возможно, даже не поймут, что натворили.

Тезис №1

Люди делятся на две категории. На одних можно положиться в любой ситуации, под страхом смерти они не предадут ни себя, ни близких, ни страну. Другие же при малейшей опасности готовы подставить кого угодно, оговорить, оклеветать, лишь бы выйти сухими из воды.

Аргументация

Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сталкиваются герои с кардинально противоположными взглядами на жизнь. Петя Гринев – сильный духом, верный себе и своему слову, бесстрашный человек. Он в любой ситуации готов пожертвовать собой ради спасения окружающих, не боится на равных разговаривать с предводителем разбойников Пугачевым. Под страхом смерти он не предает своих убеждений, остается верным своему слову и Родине.

Швабрин же, близкий Гриневу по возрасту и воспитанию, не гнушается хитростью, шантажом и предательством, чтобы добиться любви Маши и сохранить свою жалкую жизнь. В результате, настоящим героем предстает перед читателями Петя Гринев, награжденный за стойкость духа любовью замечательной девушки Маши Мироновой, которая впоследствии спасла его от казни. Швабрин же, несмотря на свои козни, находит лишь смерть.

Вывод

Только человек, верный себе и слову, способен многого достичь и быть счастливым в жизни. Судьба рано или поздно накажет тех, кто был слаб и предал законы морали.

Тезис №2

Особенно трогательно и ценно, когда люди вопреки своим чувствам и желаниям следуют тем убеждениям, которые сформировались у них на протяжении многих лет.

Аргументация

С такой силой преданности себе мы сталкиваемся в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня романа настолько наделена волей, что отказала любимому человеку, Евгению Онегину, не желая причинять боли мужу. Она говорит: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Такая верность себе удивила даже Пушкина, когда он заканчивал роман и понимал, что иначе поступить героиня не могла. Если бы Татьяна поступила по-другому, она была уже не той девушкой, которую полюбил Онегин.

Вывод

Верность себе – залог уважения и восхищения окружающих. Это то, что делает нас цельными, сильными. Лишь человек, уважающий себя, способен вызвать уважение других.

Тезис №3

Порой человек не сразу находит себя. Он может долго пребывать в поиске, меняя взгляды на жизнь.

Аргументация

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружба двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова – строилась на общности интересов и убеждений. Они были настоящими нигилистами, отрицающими семью, любовь, природу, искусство… Но когда Аркадий влюбился, он понял, что невозможно отрицать чувства, которые его переполняют. Он женился и стал настоящим семьянином, постепенно забыв дружбу с Евгением. Я думаю, в этом случае Аркадий не предал себя, напротив, он нашел себя настоящего.

Вывод

Иногда требуется время, чтобы понять, кто ты на самом деле и что для тебя действительно важно.

Заключение (общий вывод)

Верность самому себе важнейшее качество, делающее человека гармоничным, полноценным, способным на правильные действия в любой ситуации. Изменять своим взглядам нельзя, иначе выстоять в жизни не получится.

Мода и убеждения – весьма не простые понятия. Мода - это не просто господство в определенной среде в то или иное время каких-то правил и вкусов. Главное в том, что эти правила и вкусы проявляются во внешних формах, не затрагивающих глубинных процессов жизни. Вот почему мода довольно быстро проходит, Мода не всегда безобидна, часто она идет вразрез с моральными принципами общества. Так уже не однажды случалось в истории нашей страны.

В десятые-двадцатые годы XIX века, - когда складывались декабристские идеи и убеждения, стали

Возникать тайные общества, и в среде дворянской молодежи появилась мода на «секретнейшие союзы», члены которых не имели никаких Политических убеждений. И потому грибоедовский Чацкий, человек стойких убеждений, которые вели его, как считал Герден, «прямой дорогой на каторжные работы», резко бросаем Репетилову: «Шумите вы, и только?» Да, за убеждения люди шли на тяжкие испытания и даже смерть. Убеждения приводили к самоотверженным поступкам таких героев, как Инсаров, Рахметов, Базаров.

На фоне дворянской среды, изображенной в романе «Отцы и дети», фигура Базарова приобретает особую рельефность. Тургеневский

Герой убежден в необходимости коренной ломки существующего строя. «В теперешнее время полезнее всего отрицание, - говорит он и следует этому убеждению до конца. Всеразрушающую, проникнутую максималистским пафосом, устремленную за все и всякие пределы силу отрицания тургеневского героя нельзя себе представить отдельно от его внутренней свободы, от его неспособности как-то ограничивать, утешать или обманывать себя. Полюбив Одинцову, но, поняв, что между ними пропасть, Базаров оставляет ее, хотя чувство любви сохранит до самой смерти. Верность своим убеждениям ученого-атеиста он проявит и перед смертью.

В любви, в дружбе, в жизни Базаров трагически одинок. И это одиночество подчеркивается образами его «учеников», для которых выстраданные базаровские убеждения становятся просто модой. Насколько естественен Базаров со своей беспощадной резкостью и прямотой, настолько неестественны Ситников с Кукшиной. Ситникову очень хочется прослыть человеком, близким к Базарову, он щеголяет резкостью взглядов, но это человек без убеждений, готовый, поддавшись моде, стать нигилистом. Кукшину Тургенев изображает резко карикатурно, показав на ее примере уродливые формы женской эмансипации. Это ничтожная женщина, у которой сумбур в голове, нет никаких собственных убеждений.

Ситников и Кукшина как бы сильнее оттеняют самобытность, величие, верность убеждениям Базарова, его трагическое одиночество.

Базаров не оставил последователей, не выполнил громадной, поставленной перед собой задачи. Но это не значит, что он не был нужен России. Герои не погибают бесследно: их жизнь, их стремления и неудачи, и сама их смерть имеют историческое значение.

Да, люди, имеющие собственные убеждения, верные им до конца, являются «двигателями истории», и, может, наши трагические неурядицы последних лет происходят потому, что для кого-то, к сожалению, для очень многих, является модой то» что стало выстраданными убеждениями для других.



Вверх