Централизованная библиотечная система. День рождения тома сойера Национальные дни тома сойера

"Выйдя утром из туристгауза, мы увидели маленький, старый и совсем небогатый
городок. Он красиво лежит на холмах, спускающихся к Миссисипи. Подъемы и скаты
здесь - совсем как в волжском городке, стоящем на высоком берегу. Названий
улoчек мы не узнавали, но, казалось, они называются так же, как волжские улицы
- Обвальная или Осыпная. Вот он какой - город Ганнибал, город Тома Сойера
и Гека Финна.
"Одноэтажная Америка" Ильф и Петров.

Ханнибал, или устаревшее Ганнибал (англ. Hannibal) -небольшой городок в штате
Миссури с населением около 18 тыс человек.

Поселение Ханнибал был основано в 1819 году.Благодаря железной дороге и реке
Миссисипи, в 1845 году Ханнибал получил статус города.В городе торговали скотом
и зерном, а также другими продуктами местного производства.

Здесь провёл своё детство американский писатель Марк Твен (его настоящее
имя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс).

Сэмюэл Клеменс родился 30 ноября 1835 года в маленьком городке Флорида
(штат Миссури).Он был третьим из четырёх выживших детей Джона и Джейн
Клеменсов. Когда Сэм ещё был ребёнком, семья в поисках лучшей жизни
переехала в город Ханнибал.


В этом городе прошло детство писателя,здесь он работал лоцманом на
реке Миссисипи,город вдохновил его на всемирно известные романы:
"Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна".

Вся историческая часть города - мемориал Марка Твена.

Всё вокруг,как будто сошло со страниц его книг:

и необитаемый остров, посередине Миссисипи,

и этот дом со свежеокрашенным забором, за покраску которого
предприимчивый Том брал деньги,

и дом Бекки Тэтчер,

и лавка тётушки Полли,

контора мистера Клеменса и магазин миссис Клеменс.

Даже небольшой ресторанчик, в котором мы обедали, носит название
"Семейного ресторана Марка Твена",

а на стенах висят портреты писателя и его литературных
героев.

Уже более сорока лет подряд, как раз в эти дни:с 30 июня по 4 июля,
в Ханнибале устраиваются "Национальные дни Тома Сойера" и в город съезжаются
поклонники творчества Марка Твена со всей Америки.


Одним из конкурсов фестиваля является соревнование по окраске забора. Желающие
поучаствовать,выстраиваются в очередь, чтобы получить в свое распоряжение несколько
досок забора,ведёрко с белой краской и кисть.Побеждает тот, кто справится с работой
быстрее и качественнее.

На фестивале из местных старшеклассников избираются Том Сойер и Бекки
Тетчер.Они будут представлять город Марка Твена на всех праздниках и фестивалях
в течении года.

Дом-музей Марка Твена (расположенный в доме, где вырос писатель),отметил своё
столетие в 2012 году и принимал посетителей из всех пятидесяти штатов США
и шестидесяти стран мира.

В день приезда в Ханнибал, мы совершили прогулку на туристическом пароходе
"Марк Твен",выполненном в стиле "Большой Миссури", которая курсировала по
реке Миссисипи:

"Длинный и остроносый, он изящен и аккуратен. У него две высокие вычурные
трубы, и между ними висит золоченая эмблема. Нарядная лоцманская рубка, вся
застекленная, с золочеными украшениями, возвышается за ними над верхней палубой.
Кожухи над колесами пышно расписаны, и золотые лучи расходятся над названием
парохода. Все три палубы окружены белыми чистыми поручнями; гордо вьется флаг
на флагштоке".

Замечательная была прогулка, тем более, что плыли мы в компании Марка Твена,
а точнее, человека очень похожего на писателя.В расписании круизов в этот
день была всего лишь одна экскурсия.Октябрь, туристический сезон закончился
и желающих совершить прогулку по Миссисипи было немного.

После прогулки по реке,я поднялась на Кардиффскую гору, у подножия
которой стоит памятник Тому Сойеру и Геку Финну.


А после обеда нас ожидала ещё одна экскурсия: на троллейбусе по историческим
местам Ханнибала.

На высоком берeгу воспетой им реки, стоит бронзовый Марк Твен и вглядывается
в речные просторы:

"Огромная Миссисипи, величавая, великолепная Миссисипи, в милю шириной, катит
свои воды, сверкая на солнце; на другом берегу - густой лес. Два мыса - и сверху
и снизу по течению - замыкают зеркало реки, превращая ее в озеро, тихое сверкающее
и пустынное"

На памятнике начертано:"Человеколюбие было его религией и весь мир оплакивал его,
когда он умер".

Несколько фото для рассказа я взяла из первого своего поста:
" По реке Миссисипи на пароходе "Марк Твен".

Наталья Карпушина

Читатели романа «Приключения Тома Сойера» до сих пор задаются ? Лучший способ разобраться - попробовать проникнуть в замысел самого автора. В этом помогут, как ни странно, «показания» иллюстраторов, чьи рисунки к данному эпизоду заметно разнятся и расходятся с текстом.

Том красит забор - «дырявую» изгородь. Иллюстрация Т. Уильямса, 1876 год.

Том убегает от тёти Полли, карабкаясь на сплошной дощатый забор. Иллюстрация Т. Уильямса, 1876 год.

Марк Твен за работой. Иллюстрация Т. Уильямса к книге М. Твена «Бродяга за границей», 1880 год.

Дом, в котором вырос Сэмюэл Клеменс, и идеально побелённый «забор Тома Сойера». Ганнибал, 2000-е годы. Фото Э. Балета/http://wikien 4.appspot.com.

Состязание по покраске забора. Ганнибал, конец 1950-х годов. Фото с сайта http://explorehannibal.com.

Взгляд художника

Самым плодовитым иллюстратором книг Марка Твена по праву считается американский художник Трумэн Уильямс (1839-1897). Именно его глазами увидели главных героев и их историю первые читатели романа «Приключения Тома Сойера», опубликованного в 1876 году. Уильямс сделал к нему 160 иллюстраций, из них 35 украшали заголовки ко всем главам. Писатель его работой остался доволен.

Спустя 65 лет известный американский график, дизайнер и иллюстратор книг Уоррен Чеппел (1904–1991) сравнил девять рисунков к истории с побелкой забора - да-да, именно этот излюбленный художниками эпизод привлёк его внимание - и отметил неточность, даже некоторую небрежность своего коллеги в работе с романом Твена: «Очевидно, что Уильямс не всегда заботился о чтении текста. Будучи первым, кто изобразил эпизод с побелкой забора, он легкомысленно использовал изгородь (rail fence) вместо описанного дощатого забора (board fence)».

Являясь, как и Марк Твен, носителем английского языка, Чеппел, конечно, не спутал бы названия двух этих ограждений. К тому же кажется невероятным, чтобы Уильямс был плохо знаком с романом. Равняться художнику-первопроходцу было не на кого, единственным ориентиром в работе ему служил авторский текст, к тому же небольшая по объёму книга переполнена иллюстрациями. И всё же он изобразил невысокое ограждение из раздельных продольных досок, как ему казалось, более подходящее к описанной истории и к окружающей обстановке, нежели задумал Марк Твен. За 140 лет с момента первой публикации «Приключений Тома Сойера» не так уж много иллюстраторов последовали примеру Уильямса. Большинство из них по сей день рисуют не фермерский забор - кстати, по-прежнему популярный в некоторых американских штатах, - а классический сплошной из досок, расположенных вертикально (реже горизонтально). И это правильно.

Легко представить, что имел в виду писатель: забор из неровных досок разной длины, с щелями или мелкими просветами, прибитых к горизонтальным перекладинам. Верхнюю перекладину и попытался покрасить Том, по остальным же ловкий мальчишка мог влезть наверх. Правда, прыгать вниз оттуда было уже небезопасно. И что вы думаете? Иллюстрируя эпизод из первой главы, где Том удирает от тёти Полли, Уильямс изобразил, как маленький проказник карабкается именно на такой забор.

Вот тебе на! Два разных забора! Выходит, художник не только внимательно изучил текст, но и подстраховался на все случаи. Это подтверждает и первая иллюстрация к роману: на ней видно, что дом Тома с разных сторон окружают заборы различного типа. В зависимости от ситуации Уильямс использовал их по собственному усмотрению, подыгрывая то писателю, то его герою. И всё же он, как и другие иллюстраторы романа, не отразил главную особенность ограждения, о которой Твен, между прочим, говорил не раз.

Дело вовсе не в конструкции забора. Сама по себе она едва ли привлечёт внимание читателя, разве что любителя изучать геометрию деревянных построек. Главное - высота ограждения: 9 футов, или 2,74 м. Она сразу бросается в глаза, однако при ближайшем рассмотрении выглядит неправдоподобно в данной истории. Так в чём же дело? Почему автор настойчиво повторяет: high board fence - высокий дощатый забор?

Сдаётся мне, ещё ни одна изгородь не остановила убегающего от наказания сорванца, да и перспектива покрасить её вряд ли привела бы его в отчаяние. Иное дело «масштаб бедствия»: шутка ли, побелить в три слоя площадь в 75 м 2 ! Для этого потребовалась бы целая ватага юных маляров. Вот и Том, окинув взглядом забор и прикинув объём работы, быстро смекнул, что день будет прожит зря. Осознав, что запланированные забавы оказались под угрозой, смышлёный мальчишка нашёл поистине гениальное решение возникшей проблемы. И вот уже выстроилась очередь из простаков, готовых побелить забор за Тома да ещё заплатить за эту привилегию.

В сущности, у Марка Твена не было выбора. Желая произвести на читателя должное впечатление, писатель закрыл глаза на нереалистичность некоторых деталей этой истории. Вот почему он не только указал точные размеры забора, намеренно преувеличив его высоту, но и - для усиления эффекта - сравнил ничтожную полоску, побелённую Томом, с пространным материком некрашеного забора. Надо ли говорить, что такое сравнение не вяжется с невысокой «дырявой» изгородью или, скажем, со штакетником, который любят изображать современные иллюстраторы романа.

Прочие детали

Какой кистью красил забор Том Сойер? Даже тут мнения художников разделились. Одни, в том числе Трумэн Уильямс, словно желая облегчить герою задачу, вручили ему побелочную кисть. Благодаря прямоугольной форме, размерам и малому весу ею удобно, а главное продуктивно красить большую площадь. Однако ручка у неё короткая, поэтому либо забор должен быть невысокий, либо нужна стремянка (бочка, ящик...). Художники выбрали первое, но в планы автора ни то ни другое не входило. И он вложил в руки мальчику круглую маховую кисть с длинной ручкой. Она позволяла ребёнку дотянуться с земли до верхнего края забора, но работу не облегчала, напротив, требовала от него больше усилий и времени. Как тут не вспомнить, что накануне неизбежного наказания решимость тёти Полли превратить субботний праздник Тома в каторжную работу была тверда, как алмаз. Сказано - сделано.

Ещё одна важная деталь - реальный расход жидкой побелки, которая потребовалась бы для покраски забора. Этот расход зависит от способа нанесения краски, типа поверхности и консистенции раствора. Считается, что в среднем на 1 м 2 гладкой поверхности требуется пол-литра готовой побелки. При покраске неопытным маляром шероховатого деревянного забора, к тому же не самой экономичной кистью, расход краски, конечно, будет больше. Никакого ведра побелки не хватит, чтобы покрыть тремя густыми слоями простирающийся на 30 ярдов - 27,43 м - в длину непомерно высокий забор. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Понаблюдать за тем, как Том и компания красили забор, можно, посмотрев фрагмент отечественного фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981 год).

Гвоздь программы

Суета вокруг забора продолжается до сих пор. Неутомимого на выдумки и обаятельного персонажа Марка Твена давно полюбили во всём мире. Желающих повторить «подвиги» озорного мальчугана всегда хватало. Вот уже 62 года в честь него проводится фестиваль «Национальные дни Тома Сойера» в городе Ганнибал, штат Миссури. Здесь провёл детство будущий писатель Марк Твен, а тогда просто Сэмюэл Клеменс, который, кстати, выбрал самого себя в качестве одного из прототипов Тома Сойера. А в книге события происходили в вымышленном городке Сент-Питерсберге, «списанном» с Ганнибала.

С тех пор как мероприятие получило статус национального, его приурочили ко Дню независимости США. Ежегодно в начале июля в Ганнибал съезжаются гости и туристы из всех уголков Америки. Гвоздь программы - конкурс живописцев по забору. Желающих поработать кистью всегда хоть отбавляй! Когда-то мальчишки дружно на скорость белили «забор Тома Сойера» у бывшего дома семьи Клеменсов (теперь здесь располагается музей писателя). В наши дни каждый участник красит персональный мини-забор, сколоченный из нескольких досок. Оцениваются его костюм - наряд Тома Сойера, скорость и качество работы. 12-летний победитель последнего конкурса признался в интервью местному изданию: чтобы стать лучшим в этом состязании, нужно много практиковаться, сам он тренировался целую неделю. Интересно, что бы сказал на это виновник торжества?

После Сент-Джозефа наш путь лежал на восточную окраину штата Миссури в город Ганнибал (Hannibal), это около 320 км. Городок в 18 тыс. человек известен как родина Марка Твена и прообраз города, где жил Том Сойер. Именно на этих двух именах и построена туристическая привлекательность города.
1. Тот самый забор

К сожалению, до города мы добрались уже вечером, все музеи были закрыты, пришлось ограничиться лишь внешним осмотром. В белом доме и жил сорванец Том со своей тетей и братом. В каменном доме по соседству провел детство сам Марк Твен.
2.

Напротив стоит дом, где жила любовь Тома – Беки Тэтчер.
3.

Как вы помните, настоящее имя Марка Твена – Сэмюэл Клеменс. Вывеска на доме не случайна – это был юридический офис отца Сэмюэла.
4.

Штаты не были бы Штатами, если бы не привлекли к реставрации Твеновского наследия широкие массы. В честь каждого благотворителя установлена небольшая мемориальная табличка.
5.

6. Музейный дом

7. К столбику можно привязать как коня, так и собачку.

Вокруг музейно-мемориальной части, естественно, расположились сувенирные магазинчики.
8.

9. Увы, после 17.00 все закрыто…

Поселение Ганнибал был основано в 1819 году, в 1845 году Ганнибал получил статус города.
10.

11.

12. Большой музей.

13. Встречаются и отжившее свое здания

14. Небольшой оркестр репетировал прямо на улице.

15. Том Сойер с Геккельбери Фином, 1926г.

16.

17. Все, просто все было закрыто.

18. Забор совсем наш, российский, некрашеный:). Это дом Гекльберри Финна.

19. Кружку видно издалека

20. Почти все в городе названо именем Марка Твена: ресторан….

21….гостиница

Ганнибал был третьим по величине городом в штате, когда весной 1846 года было организовано строительство железной дороги через штат, соединившей Ганнибал и Сент-Джозеф - на западе штата. Эта железная дорога была первой на западе и использовалась для перевозки почты компанией «Пони-экспресс».
22.

23.

Видите у дома, на ступеньках сидят люди? Это не случайно. Зачем они там сидят и чего ждут, будет понятно из следующей части:).
24.



Вверх