Боровиковский лопухина описание. Русская Джоконда. Мария Лопухина. Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать»(

Современная поэтесса Соловьёва посвятила полотну длинное стихотворение, в котором подметила одну интересную его особенность - голубой наряд Марии как бы перекликается с цветом небес.

Кем она была, эта милая, очаровательная девушка? В какую пору своей жизни была нарисована? «На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых , сестра Фёдора Ивановича Толстого (знаменитого своими дуэлями - Н.Д.), жена егермейстера С. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина . Скончалась от чахотки» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия

Всего несколько строчек написаны о ней в Википедии. В то время как она «была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, fb.ru/article/161740/vladimir-... копия (14.05.2017)). Красавица имела очень несчастную судьбу. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге. Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года (по другим сведениям - спустя 5 лет) после свадьбы умерла.

Поговаривали, что девушки, посмотревшие на портрет, умирали. Этому способствовала не только несчастная судьба Лопухиной, но и то, что отец Марии был известен, как мистик и масон, впрочем, и сам художник тоже был масоном.

При Советской власти настенные календари с этой работой Боровиковского продавались огромными тиражами. И это полностью доказывает, что картина не была опасной.

Заказ на картину Боровиковский получил от мужа Марии Лопухиной. Его портрет должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю её нежность и чистоту, печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии. Как будто о ней сказал художник М.М.Герасимов: «Есть лица, которые можно читать как повести…» (Портрет М.И.Лопухиной | Русская живопись

Рассмотрим особенности живописного полотна Боровиковского.

«Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыслу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная художником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно-зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть» (

«Обращают на себя внимание выразительность объемов и пластика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко. Продолговатые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи сентиментализма (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

Я очень ценю, когда на живописном полотне можно увидеть настоящий бархат, настоящий капрон или медную посуду, поэтому один из моих любимых современных художников - это Александр Шилов. На портрете же Лопухиной живописцу также удалось передать фактуру материала. Надо было показать её богатство и знатность. И мы увидели настоящий золотой браслет и волны атласной ткани.

«В. Боровиковский виртуозно владел кистью» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

«Белильными мазочками чеканит бриллиантовые россыпи и жемчуг украшений, легкими ударами пишет мех, протяженными мазками - струящиеся ткани.
Когда дело доходит до моделировки лица, Боровиковский
иногда втирает краски в холст пальцем, лепит формы словно скульптор» (Произведения В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. — Ответы Ma... otvet.mail.ru/question/188590503 18.03.16копия (14.05.2017)).

В портрете Марии Ивановны проявилась творческая индивидуальность автора.

Тени и полутени играют здесь важную роль. «Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белизной перекликаются со светлыми тонами неба. Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зелени, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото волос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Боровиковского. Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи... sochinenietut.ru/сочинения/... копия (14.05.2017)).

В Интернете есть презентация, посвящённая картине. И в ней выделяют 5 особенностей этого произведения. Это: музыкальность линий, загадочная полуулыбка героини, свет ниоткуда, дымчатость, скульптурные формы.

Загадочная полуулыбка: «Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь - «полу», всё здесь - контрасты и противоречия,

незавершённость и многоточие …полуулыбка, полу-задумчивость,

полу-печаль, полу-нежность… И это вполне соответствует стилистике

сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям» ( копия (14.05.2017)).

Скульптурные формы: «Кисть руки героини полотна напоминает

мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой»

розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе,

несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его

преклонением перед античными скульптурными формами» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Дымчатость: «Виртуозная техника Боровиковского проявляется в

удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками

меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая

дымчатый колорит с поразительной грацией цвета - искусствоведы

выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Свет ниоткуда: «Когда глядишь на этот портрет, создаётся ощущение,

Что свет возникает как бы из ничего. На самом деле «из чего»,

конечно. Цветовая гамма полотна - нежна и переливчата. На

обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный

отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света»

Музыкальность линий: «Гармония изображения во многом достигается

За счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в

пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально

повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Как относились современники к данному произведению

Боровиковского? Прежде всего, они замечали несомненное

сходства с прототипом, кроме этого для них портрет являлся воплощением идеала женственности. Ведь в нём естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.

«Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский» (Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла сме..

Я сама, пожалуй, тоже ценю это произведение мастера и за его русскость тоже.

А в целом, и в ХХ и в ХХI веке мы видим и понимаем, что «Боровиковский отразил на картине не только эстетический, но и общественный идеал женщины. В образе Лопухиной сочетаются красота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изобразительным способностям В. Л. Боровиковский является русским художником мировой величины» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

*- в тексте написано романтизма, но я думаю, что это ошибка.

Двести пятнадцать лет назад скончалась Мария Ивановна Лопухина. Она известна и ныне благодаря великолепному портрету художника Владимира Лукича Боровиковского…

Кем она была? Дочь графа Ивана Андреевича Толстого, сестра знаменитого Федора Толстого-Американца. В 1797 году ее выдали замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I. И именно в этом году был написан знаменитый портрет - по заказу жениха накануне свадьбы.

На момент написания портрета Марии Ивановне было 18 лет. Муж - всего на 10 лет старше. Тогда это было в порядке вещей, как, впрочем, и сейчас.

По воспоминаниям, Мария Ивановна была несчастлива в браке. Любви не было, муж постоянно при дворе, на нее мало обращал внимания. Брак был бездетным. А через три года супружества молодая жена скончалась от чахотки.

Супруг похоронил Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Через несколько лет он и сам упокоился рядом с ней. Казалось бы, совсем непримечательная, хотя и грустная история. Если бы не портрет Боровиковского.

По мнению искусствоведов, художник попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны ее характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Мария Ивановна изображена на фоне русского пейзажа - стволы берез, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной - изгиб ее фигуры вторит склоненным колосьям, белые березы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шелковым поясом, а нежно-лиловая шаль - с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Иногда Марию Лопухину называют русской Джокондой. Что ж! Вполне уместно. В портрете Боровиковского тоже есть очарование таинственной улыбки и грустный взгляд прелестной женщины. Наверно, она знала свое будущее. И Боровиковский тоже знал. И сумел мастерски передать эту неотвратимость бытия…

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Наслышанные о красоте Лопухиной и ее печальной судьбе, многие хотели увидеть портрет. И ходили слухи, что некоторые из юных романтических особ, увидевших портрет, вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали. Говорили, что отец Марии Лопухиной - масон и мистик граф Толстой заманил душу дочери в ее портрет…

Но никакой мистики в этом, безусловно, не было. Просто чахотка в те времена была довольно распространенной и почти неизлечимой болезнью.

Но чтобы не будоражить, как сейчас бы сказали, общественное мнение, Лопухины убрали портрет в дальние комнаты своего дома.

Впрочем, это в основном легенды: портрет еще при жизни Марии Лопухиной находился в подмосковном имении Богородское. После продажи этого поместья и смерти Степана Авраамовича портретом владел его шурин, брат Марии Ивановны - Федор Иванович Толстой-Американец. А уже от него перешел к его дочери Прасковье Федоровне, супруге московского гражданского губернатора Василия Степановича Перфильева. И в губернаторском доме в конце 1880-х годов портрет Лопухиной впервые увидел Павел Михайлович Третьяков. Кстати, Перфильев - личность тоже весьма интересная. По-своему. Близкий приятель графа Л.Н. Толстого, прототип Стивы Облонского в "Анне Карениной". Супруги Перфильевы были посаженными отцом и матерью на свадьбе великого писателя. Третьяков долго уговаривал их продать портрет Лопухиной для галереи. И в конце концов уговорил…

А чуть ранее, в 1885 году, поэт Яков Петрович Полонский был в гостях у четы Перфильевых, увидел портрет Марии Лопухиной и был так им поражен, что тут же сочинил стихотворение:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать…

__________________________________________________________________

В этом выпуске программы "Российская летопись" на радио Sputnik вы также услышите:

Пером и шпагой. История шевалье д’Эона.

- "Вечерний звон". Знаменитая песня с запутанной историей.

В.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г.

О н а д а в н о п р о ш л а , и н е т у ж е т е х г л а з
И т о й у л ы б к и н е т , ч т о м о л ч а в ы р а ж а л и
С т р а д а н ь е - т е н ь л ю б в и , и м ы с л и - т е н ь п е ч а л и ,
Н о к р а с о т у е ё Б о р о в и к о в с к и й с п а с .
Т а к ч а с т ь д у ш и е е о т н а с н е у л е т е л а ,
И б у д е т э т о т в з г л я д и э т а п р е л е с т ь т е л а
К н е й р а в н о д у ш н о е п о т о м с т в о п р и в л е к а т ь ,
У ч а е г о л ю б и т ь , с т р а д а т ь , п р о щ а т ь , м о л ч а т ь .

Русский поэт Яков Полонский посвятил эти замечательные строки 100 лет спустя после написания портрета Марии Лопухиной художником В.Боровиковским.

Портрет М.И.Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием из всех портретов В.Боровиковского. В нем виден тонкий деликатный рисунок, правильность форм и проникновение в самые глубины душевного мира его героини, выражение не только глубокой задумчивости, но и печали… Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы ни был характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Он сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретной живописи. В то же время от всей картины и образа девушки исходит ощущение простоты, как единение человека и природы, без придания модели тяжеловесных аксессуаров, каких-то дорогих перьев и драгоценностей – как это было принято тогда в изображении парадных портретов. Свободное белое платье, подвязанное под грудью голубым шарфом, нежно-лилового цвета шаль, у неё не парик, а естественные волосы. Всё лаконично и просто, как это было свойственно новому стилю и направлению в искусстве того времени – конца XVIII века, и этот стиль получил название “сентиментализм”.

Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. В картине всё изображено в согласии, в гармонии всех деталей: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, слегка увядшие розы, непринужденная поза молодой женщины, и исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая.

Художник, рисуя портрет Лопухиной, использовал традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Мария Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Её лицо, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодными и чопорными. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной молодой женщины передан художником с большой душевностью и любовью. Практически никакого жеманства и кокетства в образе Марии, лишь естественность и спокойствие, в её позе прослеживается достоинство, умение держать себя, об этом говорит горделивая осанка, вырабатываемая у девочек с детства. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный, но в то же время открытый смелый взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные линии, мягкие, округлые формы, простое белое платье, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и, наконец, мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство – всё это играет на создание у зрителя прекрасного и незабываемого образа.

Портрет Марии Лопухиной явился одним из самых жизненных и удачных портретов Боровиковского, в том смысле, что действительно ему удалось передать непосредственный человеческий облик этой юной женщины, что-то живое и магнетически-притягательное, и вместе с тем драматическое в ее лице и взгляде. Особенно во взгляде. Боровиковский, в числе некоторых других живописцев (Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий) овладел техникой “писать взгляд”, не просто пустые глаза, но со смыслом, с внутренним выражением. Лопухина смотрит на зрителя задумчиво, но и слегка рассеянно, как бы погруженная в свои мысли, в свою душевную жизнь. И чувствуется в ее живом одухотворенном лице, что эта девушка красива не только внешней красотой, но обладает и умом и сердцем. Всё это художник сумел отразить в портрете, он вложил часть своей души в своё произведение. Ко всему можно прибавить, что портрет технически совершенен с точки зрения навыков живописи – Боровиковский владел техникой “лессировочного” письма. То есть, через верхние красочные слои живописи просвечивают нижележащие слои. Это придает особую нарядность, особую красочность колориту. Портрет вообще красив по цветовому строю. Колорит и его цветовая гамма гармонично строятся на сочетании блеклых, нежных тонов. Это выражено и в цвете пейзажного фона задника, в его нежно-салатовых тонах, и в нежно-лиловом цвете шали, и в голубом цвете пояса, повязанного на талии, и в белом платье Лопухиной. Но это всё детали, хотя и очень важные. Главное, что художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Однако во времена Пушкина портретом Марии Лопухиной пугали молодых девушек, так как она прожила жизнь короткую и несчастливую, а через три года после написания портрета умерла от чахотки. Что-то в этом многим виделось мистическое, как будто портрет забрал жизнь молодой женщины. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье. Конец слухам положил меценат Павел Третьяков, который приобрел портрет для своей галереи. С тех пор этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.

Портрет Лопухиной долгое время находился в собрании родственников, он хранился у племянницы Марии – дочери её старшего брата Федора Толстого-”Американца”. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в этом доме портрет и увидел Павел Михайлович Третьяков. Как ему удалось приобрести семейную реликвию, сейчас уже точно не узнать. Случилось это уже в конце 1880-х годов и именно тогда картина и попала в собрание Третьяковской галереи. Надо сказать, что Павел Третьяков купил сравнительно немного работ Боровиковского, но портрет Лопухиной среди них настоящая жемчужина. Когда посетители Третьяковки приходят в зал Боровиковского, то сразу обращают на него внимание. Портрет практически никогда не покидает стены галереи. Он побывал всего на двух выставках, да и то в пределах Москвы. Многие зрители приходят в Третьяковку полюбоваться именно портретом Марии Лопухиной. В облике молодой дамы столько обаяния, магнетизм её взгляда притягивает любителей и ценителей живописи. Присутствует в этом портрете и некая загадка, тайна, которую до конца невозможно постичь.

ХУДОЖНИК

Владимиру Боровиковскому на момент создания портрета Лопухиной было 40 лет. Он зрелый человек, признанный мастер, автор множества портретов и икон. Мало того, в 1795-м году он получил звание академика живописи, и буквально загружен столичными заказами. В 1797-м году художник также получил заказ на портреты императорской семьи, тот год был для него очень знаменательным. Он уже жил в Петербурге несколько лет, куда приехал в 1788-м году из Миргорода. В Миргороде Боровиковский не только постигал основы иконописи, но и успел послужить в армии, выйдя в отставку поручиком. Наличие офицерского чина впоследствии заметно облегчило ему общение с чопорными петербуржцами. Кроме прочего, происхождение художника было достаточного высокого уровня, он являлся дворянином – вместе со своим родом был внесен в дворянскую родословную книгу Екатеринославской губернии.

В Петербурге Боровиковскому покровительствовал один из образованнейших людей того времени – архитектор, поэт и музыкант Николай Александрович Львов. Сам хороший рисовальщик и гравер, Львов оказал заметное влияние на становление молодого живописца, ввел его в круг петербургских деятелей искусства.

Благодаря ему Владимир Лукич познакомился с Дмитрием Левицким, бывшим к тому времени признанным портретистом. Боровиковский несомненно пользовался советами Левицкого, а в своих ранних работах даже ему подражал. Но до начала 90-х годов основным направлением творчества Боровиковского была иконопись, благо Львов помогал ему получать выгодные заказы по участию в оформлении новых церквей, которых тогда строилось немало.

В начале девяностых годов Владимир Лукич написал тридцать семь икон для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке, но местонахождение их неизвестно. По свидетельству современников, при их исполнении мастер отошел от традиционного иконописного стиля и писал образа в манере, близкой к светской живописи.

Осенью 1795 года художнику было присвоено звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. С этого времени портретная живопись окончательно заняла главное место в его творчестве. Благодаря Боровиковскому, мы можем любоваться не только портретами членов императорской фамилии и высших сановников России, но и увидеть многих представителей литературы и искусства XVIII века. К 1797 году он уже зарекомендовал себя достаточно популярным художником и получил заказ на портреты дочерей императора Павла Первого, а потом и императрицы Марии Федоровны, позже писал и самого императора.

И вот, в этом знаменательном для него 1797 году художник получил заказ на создание портрета Марии Лопухиной от ее мужа – видимо, сразу после свадьбы Степан Авраамович Лопухин захотел сделать своей молодой жене хороший подарок.

Портрет художника В.Л.Боровиковского Ивана Бугаевского-Благодатного

Марии 18 лет, она совершенно юная особа и хороша собой. Конечно, художника чрезвычайно пленил её облик, он не смог остаться равнодушным созерцателем. Эта молодая женщина таила в себе столько нежности, поэзии, чистоты и красоты человеческого чувства, и вместе с тем, печали и как бы предчувствие трагедии. И трагедия случилась – Мария через три года после написания портрета скоропостижно умерла от чахотки, в то время это была неизлечимая болезнь. Скорее всего, что, позируя художнику, она уже страдала какими-то начальными признаками заболевания, и он знал и видел это. Известно по свидетельствам современников, что Боровиковский очень переживал в связи с её болезнью. А как художник, он просто не мог не поддаться магии и очарованию её образа. В картине ощущается мотив цветов – как символ цветущего, молодого возраста героини. Ведь она сама словно распустившееся нежное растение и здесь ощущается художественное чутье автора. Боровиковский явно был ею пленен, когда писал этот портрет. Чувствуется, что художник вложил часть своей души в это произведение. Но и часть своей печали.

Создается впечатление, что художник писал портрет где-нибудь в парке. На самом деле это декоративный фон, как и все другие работы Боровиковского написанные на пейзажных фонах. Такова была традиция создания портрета эпохи Сентиментализма конца ХVIII века. Обычно фон и прочие детали дорисовывались к образу позже – как правило, позирующий давал художнику не более двух-трех сеансов, и это происходило либо в доме хозяина или хозяйки, либо в мастерской. Если в случае рисования портрета Лопухиной, сеанс происходил в мастерской художника, то конечно, невольно создавался некий интим, может быть, именно поэтому в портрете, в лице девушки и во всем ее облике отражено столько чувства и притягательности. Но доподлинно неизвестно, где именно происходили сеансы, сколько их было, и о чем в это время беседовали художник и его модель. Никаких свидетельств этому не осталось.

Личная жизнь самого художника не сложилась, он не создал семью. Вероятнее всего потому, что он был талантливым живописцем, всего себя вкладывал в работу, постоянно находился в напряженном духовном поиске. Писал не только светские картины, но выполнял и многочисленные заказы на иконы и иконостасы провинциальных и столичных церквей.

В последующие годы Боровиковский ушел в мистицизм, в 1802 году вступил в масонскую ложу “Умирающий сфинкс”, в которой уже состояли его друзья художники. Уже в поздние свои годы, в 1819-24 годах, он вступил в секту баронессы Екатерины Федоровны Татариновой – “Союз братства”. Эта было религиозное, мистическое сообщество. Такая жизнь требовала полной духовной, да и физической отдачи. Члены секты читали церковные книги, пели духовные псалмы. И затем их общение заканчивалось так называемым радением, или ликованием. То есть, когда люди, мужчины и женщины, одевшись в белые просторные одежды, начинали исполнять обрядовые танцы – они кружились, и произносил так называемые пророчества.

Сохранились записки художника, в частности, и относящиеся к тому времени. Он вел дневник, где ежедневно описывал свое нахождение в этой секте Татариновой. И упоминал, чьи портреты церковных деятелей писал, какие религиозные произведения создал…

Линии его творчества – религиозная и светская – две его ипостаси, они неразрывны. Из записок видно, что, на первых порах, находясь в секте, он почувствовал какое-то единение людей, которые также пытались в сомнениях и духовных исканиях найти для себя единство с Богом, с религией. И он пытался найти себя в этом по-своему – путем поисков новых религиозных образов. Но со временем художник, видимо, испытал разочарование, находясь в этой секте, даже в его записках это прозвучало. Боровиковский так писал об этом: “Всё мне кажется чуждо: одно высокомерие, гордость и презрение. Ни одного ныне ко мне искреннего. И я ни одного не усматриваю, которому бы хотел подражать”. Это явное свидетельство его горького разочарования и страдания – в том обществе, куда он попал, он не нашел ни истинной веры, ни искренности, ни настоящего дружеского участия. Выйти из этой секты было непросто, существовали какие-то свои законы, свои обстоятельства. Но вскоре секта Татариновой была запрещена и закрыта. И к 1824 году практически все члены выбыли из неё.

Последний год после ухода из секты и фактически последний год своей жизни Боровиковский занимался светской живописью, но также работал над двумя образами для Свято-Антониевской церкви Харьковского университета. Они остались незавершенными: видимо, он уже плохо себя чувствовал, был болен. В работе над этими двумя иконами помогал его ученик Алексей Гаврилович Венецианов, прославленный затем русский художник. Эти иконы не сохранились до настоящего времени, а возможно, и сохранились, но местонахождение их не обнаружено на сегодняшний день.

Боровиковским было написано несколько прекрасных портретов деятелей Русской православной церкви. Мастер много работал над оформлением интерьера Казанского собора в Петербурге, выполнив шесть образов для Царских врат и четыре образа для иконостасов.

Существует практически один известный портрет самого художника – портрет работы его ученика Бугаевского-Благодарного, небольшой по размерам. Видно, что Боровиковский был чисто внешне симпатичным человеком, с очень приятным, мягким, добрым взглядом. Человеком, который находится в духовных поисках.

Жизнь прекрасного художника Владимира Лукича Боровиковского оборвалась 4 апреля 1825 года. Похоронили его на Смоленском кладбище Петербурга.

Картины Боровиковского хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Эрмитаже, в Киевском музее русского искусства, и во многих российских музеях. А также за рубежом – в Лувре, в Париже, в Гамбурге, в частных художественных коллекциях.

ЖИЗНЬ И СУДЬБА

Мария Лопухина (1779-1803) – представительница графского рода Толстых, сестра известного авантюриста и дуэлянта Федора Ивановича Толстого, жена егермейстера С.А.Лопухина. Она была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Отец Марии служил в Семеновском полку, прошел путь от сержанта до бригадира и генерал-майора. И, кроме того, был известен как предводитель Кологривского дворянства. У Марии Ивановны были четыре сестры: Вера, Анна, Александра и Екатерина, а также два брата – Федор и Петр. Но самой, пожалуй, одиозной фигурой этой семьи был Федор Толстой, старший брат Марии, по прозвищу “Американец”, прославившийся своими дуэлями и приключениями. С кем только он не стрелялся! Даже пытался с Пушкиным. Но поэт тогда проделал знаменитый трюк, стал кушать черешню и выплевывать косточки – мол, занят, не до дуэли мне сейчас. Этот эпизод был положен в основу сюжета повести Пушкина “Выстрел”.

Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого, по сути, ничем не примечательного офицера. Однако Лопухины были представители выдающихся русских дворянских фамилий, людьми очень известными. В том же году, вскоре после свадьбы, портрет Марии был заказан её супругом художнику В.Боровиковскому. Тот уже был очень популярным и модным живописцем, и, видимо, Лопухин обратился к нему не просто, не случайно.

Марии едва исполнилось 18 лет. Согласно традициям того времени, брак был сосватанным, и современники отзывались об этом браке, как о несчастливом для обеих сторон. Муж был старше жены на 10 лет, это не так уж много, но, видимо, этот брак был неравным и в эмоциональном плане, в плане чувств, как это часто случалось в сосватанных браках, и ожидать особенной любви от столь юной девушки мужу не приходилось. Прожить вместе им суждено было очень мало. Брак был бездетным. И недолгим – молодая жена через три года скончалась от чахотки. А, возможно, не только от чахотки, а от отсутствия любви, о которой мечтала, как и каждая девушка её возраста.

Так что судьба Марии Лопухиной была несчастливой. Супруг похоронил её в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Через несколько лет после ее смерти её супруг также умер и был захоронен в этой усыпальнице рядом с ней. В его скорой смерти таится некая загадка – может быть, он так сильно любил Марию, что не смог более жить без неё.

Такова вкратце жизнь и судьба Марии Лопухиной. Но если вдаваться глубже в историю не только этой прелестной девушки, но и её семьи, откроются удивительные и интереснейшие вещи. Открывается не только трагедия короткой жизни Марии, но и судьбы других, близких к ней людей.

Все четыре сестры Марии благополучно вышли замуж за достойных людей, образовали свои семьи. Так что, несмотря на бездетный брак Марии, род Лопухиных продолжился в потомках. Самая известная семейная история связана с личностью и с судьбой старшего брата Марии – Федора-”Американца”. В 1803-м году он отправился вместе с Крузенштерном в кругосветное путешествие, в качестве волонтера, по своей доброй воле, по своей просьбе. Но во время плаванья Федор зарекомендовал себя очень недисциплинированным гостем корабля, и за неоднократные проступки и слишком вольное поведение он был высажен на берег русской колонии. Прожив там некоторое время, Федор Толстой посетил Алеутские острова, где вынужден был жить среди диких местных племен. А затем сухим путем вернулся в Россию, после чего получил прозвище “Американец”. Это был харизматичный и очень авантюрный человек, смелый и отчаянный. Кроме того, после своих многочисленных дуэлей Федор Толстой был лишен офицерского чина и разжалован в солдаты. Но во время Отечественной войны 1812-го года он храбро сражался в качестве ратника в ополчении и восстановил свой офицерский чин.

Несмотря на авантюрность характера и любовь к “вольной жизни”, Федор Толстой был большим любителем словесности, литературы, искусства, и водил дружбу со многими русскими писателями и поэтами. В частности, с Батюшковым, с Пушкиным, с дядей Пушкина Василием Львовичем, с Баратынским, с Вяземским, с Грибоедовым. Грибоедов увековечил его образ в своей бессмертной комедии “Горе от ума” следующими словами: “Но голова у нас, какой в России нету, Не надо называть, узнаешь по портрету: Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, Вернулся алеутом, И крепко на руку нечист”. Из чего исходил своей последней фразой Грибоедов, теперь неизвестно. Но поэту было виднее.

Сестра же Федора – Мария Ивановна Лопухина – представительница древнего рода Толстых, давшего России много государственных деятелей, осталась известна исключительно благодаря прекрасному портрету Боровиковского. Возможно, продлись её жизнь дольше, она оставила бы миру и потомкам другие интересные и значительные воспоминания.

Образу Марии Лопухиной очень созвучно стихотворение Лермонтова, обращенное не к ней, но такое близкое её облику и её несчастливой судьбе.

О к р у ж и с ч а с т и е м д у ш у д о с т о й н у ю ,
Д а й е й с о п у т н и к о в , п о л н ы х в н и м а н и я ,
М о л о д о с т ь с в е т л у ю , с т а р о с т ь п о к о й н у ю ,
С е р д ц у н е з л о б н о м у м и р у п о в а н и я …

Модель

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779-1803), представительница графского рода Толстых , сестра Фёдора Ивановича Толстого , жена егермейстера С. А. Лопухина, невестка орловского наместника А. С. Лопухина .

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета - окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века , сложившейся под влиянием сентиментализма . Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа - стволы берёз , колосья ржи , васильки . Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной - изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль - с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье... Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи.

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Источники

  • Полонский Я. П. Стихотворения. Поэмы . - М .: Правда, 1986.
  • Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII - начала XX века. - М .: СканРус, 2007. - С. 102-103. - ISBN 978-5-93221-120-5
  • Мировое искусство. Русская живопись. - СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2007. - С. 25. - 192 с. - ISBN 5-9603-0064-8
  • Передача радиостанции «Эхо Москвы» «Собрание Третьяковки» от 20.04.2008 http://www.echo.msk.ru/programs/tretiakovka/508671-echo/
  • «Портрет М.И. Лопухиной» в базе данных Третьяковской галереи

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII-XIX веков. - М.: Искусство, 1975.
  • Алексеева Т. В. О некоторых малоизвестных работах В. Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61.
  • Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Володарского. - М.: Республика, 1995.
  • Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. - М.: Наш дом, 1999.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. - М.: Красная площадь, 1998.
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. - СПб., 1998.
  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. - М.: Высшая школа, 1999.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. - М.: Академия наук СССР, 1961.
  • Маркина Л. Владимир Боровиковский. - М.: Белый город, 2001.
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. - 2002. - № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. - М.: Книга, 1990.
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.

Категории:

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1797 года
  • Картины Владимира Боровиковского
  • Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи
  • Портреты
  • Лопухины

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Портрет Марии Лопухиной" в других словарях:

    В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной, 1797 … Википедия

    XVIII век: 1790 1799 годы 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 … Википедия

    Запрос «Лермонтов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Михаил Юрьевич Лермонтов … Википедия

    СТОЛЫПИНЫ, родственники Л. с материнской стороны. Алексей Емельянович (1744 1817), прадед Л., отец Е. А. Арсеньевой. Пенз. помещик и губ. предводитель дворянства (1787 90). Учился нек рое время в Моск. ун те; ценил значение просвещения и дал… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1813 72), близкий друг Л. Чиновник Моск. синодальной конторы, брат Варвары Лопухиной и Марии Лопухиной. На стене комнаты Лопухина Л. в 1833 нарисовал портрет своего легендарного предка, исп. герцога Лермы. Лопухин вместе с Л. учился в Моск. ун… … Лермонтовская энциклопедия

    В присутствии клоуна Larmar och gör sig till Постер фильма Жанр драма Режиссёр Ингмар Бергман … Википедия

    Larmar och gör sig till Жанр драма Режиссёр Ингмар Бергман Продюсер Пиа Эрнвалль Монс Рёйтерсверд … Википедия

    Сушкова, Екатерина Александровна Екатерина Александровна Сушкова Неизвестный художник. Миниатюра, 1837 год … Википедия

    Портрет Е. И. Нелидовой в роли Сербины кисти Д. Г. Левицкого (1773) из цикла «Смолянок». Екатерина Ивановна Нелидова (1756 1839 … Википедия

Яков Полонский
«К портрету М.И.Лопухиной»
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать

Давно знаю этот портрет но даже предположить не могла на сколько несчастная девушка изображена на нем. И какого же было мое удивление, когда я узнала, что это прекраснейшее создание покоится прям рядом с моей работой в усыпальнице в Андроньевском моностыре. Хочу сходить туда, погрустить.

Биографическая справка:

Мария Ивановна Лопухина, урожденная
графиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и
Анны Федоровны Майковой. Ее отец служил в Семеновском полку сержантом,
бригадиром, генерал-майором. И, кроме того, был известен как
предводитель Кологривского дворянства.
Мария Ивановна была не
единственной дочерью в семье, у нее также было 4 сестры: Вера, которая
была замужем за капитаном кавалерии Хлюстиным, Анна, фрейлина
придворная, Александра, которая была замужем за фон Моллером, и
Екатерина, которая была в замужестве за капитаном гвардии Чупинским. И,
кроме того, Вера и Екатерина являлись выпускницами Смольного института
выпуска 1806 года. Кроме того, Мария имела и двух братьев: Фёдора и
Петра.

Самой, пожалуй, одиозной фигурой в этой семье был Федор
Иванович Толстой, младший брат Марии, по прозвищу «Американец»,
известный своими дуэлями и приключениями. Однажды он пытался стреляться
даже с Пушкиным. Однако тот, дабы не стреляться, неожиданно начал есть
черешню и выплевывать из неё косточки. Этот знаменитый эпизод был позже
положен в основу сюжета повести "Выстрел" из «Повестей Белкина»...

А самая
известная история, которая связана с личностью и судьбой Фёдора
Американца, это то, что в 1803-м году при отправлении Крузенштерна в
кругосветное путешествие он отправился вместе с ним в качестве волонтёра
по своей доброй воле, по своей просьбе. Но во время плаванья он
зарекомендовал себя очень недисциплинированным и за неоднократные
проступки и нарушения дисциплины был высажен на берег русской колонии,
за что и получил прозвище "американец". Прожив здесь некоторое время,
Федор Толстой посетил Алеутские острова, вынужден был и здесь прожить
какое-то время среди диких местных племен. А затем сухим путем вернулся в
Россию.

После многочисленных дуэлей он был лишен офицерского
чина и разжалован в солдаты. Но во время Отечественной войны 1812-го
года он храбро сражался в качестве ратника в ополчении и восстановил
свой офицерский чин.
Помимо Пушкина он был знаком и с другими
видными и выдающимися писателями своего времени - с Батюшковым,
Баратынским, с Вяземским, с Грибоедовым. И, кстати сказать, Грибоедов
увековечил его образ в своей бессмертной комедии «Горе от ума»
следующими словами:

Но голова у нас, какой в России нету,
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был,
Вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.

Сама же Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича
Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла
Первого. И именно в этом году был написан знаменитый портрет - по заказу
её мужа, в связи со свадьбой.

На момент написания портрета
Марии Ивановне было всего 18 лет. По немногим дошедшим до нас
воспоминаниям современников можно предположить, что она скорее всего не
была счастлива в этом браке, который был заключен с человеком старше её
на 10 лет, человеком ничем не примечательным, причём не по любви, а
вероятнее всего по воле родителей... Через 3 года молодая жена
скончалась от чахотки...

Их брак был бездетным. Супруг
похоронил её в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском
монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства
имени Андрея Рублева, в Таганке, в Москве. Через несколько лет умер и
он сам, и был захоронен в этой усыпальнице вместе с ней.

Что же
касается портрета, то он долгое время хранился в доме племянницы Марии
Ивановны, дочери того самого Фёдора Толстого-"Американца", которая стала
женой московского губернатора Перфильева. Именно в её доме портрет и
увидел Павел Михайлович Третьяков. Случилось это уже в конце 1880-х
годов, и именно оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи,
где и находится по сей день...



Вверх